Вісник ПДАБА
АРХІТЕКТУРА
УДК 725.8-72.01
ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (Часть вторая)
В. В. Воробьев, к. арх., доц.
Ключевые слова: научные исследования, архитектура, градостроительство, персоналии, фактор времени, запросы общества
Постановка проблемы; цель статьи. В «Віснику Придніпровської державної академії будівництва та архітектури» № 12 (грудень) 2010 (153) в статье «История научных исследований кафедры архитектурного проектирования» [1, с. 16 - 22] в контексте 40-летия архитектурного факультета, которое состоялось осенью 2010 года, дана ретроспекция наиболее знаковых научно-исследовательских и научно-практических работ этой кафедры, позволяющих оценить ее вклад в решение всевозможных задач, возникавших в разное время в различных регионах Украины, СССР и СНГ. Вместе с тем в рамках небольшого объема статьи что-то неизбежно пришлось оставить «за кадром». Однако было бы не праведливым и по отношению к специалистам, и по отношению к этим работам так и умолчать о них. Это предопределило продолжение публикации материалов.
Продолжение краткого анализа научного пути кафедры. Роль личности в истории науки несомненна. Какие научные направления будут разрабатываться на кафедре - во многом зависит от научных интересов заместителей заведующих кафедрой по науке, о которых обычно не пишут. А также от отдельных ярких профессионалов, научные и творческие амбиции которых могут оказаться весьма высокими, плодотворными и, при этом, неординарными.
I. Первым заместителем заведующего кафедрой архитектурного проектирования по научной работе был кандидат архитектуры, доцент Мирошниченко Иван Кузьмич. Сфера его научных интересов - проблемы архитектуры советского села, отдельных типов сельских зданий и сооружений. На фоне одиозной фигуры своего заведующего, доцента Петрова О. Б., он скорее был «его тенью». Но «тенью» в статусе «серого кардинала», незримой, однако влиятельной личностью, помогавшей первому и второму набору молодых выпускников архитектурного факультета ДИСИ, ставших новоиспеченными ассистентами кафедры, понять, что пора браться за собственную науку. О. Кляйкина (Славинская), С. Морозов, Э. Шаповал, Иванченко, М. Ильменская, А. Ильменский, С. Гонтаренко, С. Коцюбинский, В. Воробьев и ряд других предприняли усилия для поиска своих научных тем, оформляли по ним сначала соискательство, затем сдавали экзамены кандидатского минимума и готовились для поступления в аспирантуру.
Однако ситуация тех лет сложилась так, что научная стезя многих ассистентов была почти сразу заменена разработкой рабочих проектов объектов ДИСИ: плавательного бассейна; пристроенного клуба ДИСИ с залом на 1 000 мест; четырех корпусов общежитий со встроенно-пристроенными кафе «Строитель» и другими объектами обслуживания и объединяющей их пешеходной галереей по улице Клары Цеткин; высотным учебно-лабораторным корпусом ДИСИ по ул. Жуковского; пристройками «крыльев» к старому, еще довоенному корпусу ДИСИ; реконструкция спортивно-оздоровительного лагеря ДИСИ близ села Любимовка, у одного из Днепровских порогов. Потом (или почти параллельно с вузовскими объектами) пошли рабочие проекты для различных объектов города, многие из которых приказным порядком давались Днепропетровским горкомом КПСС. Подавляющее большинство объектов (в числе которых - реконструкция Дома ученых, кинотеатра «Салют», мемориального комплекса в Севастопольском парке Днепропетровска и др.) шло через СПКБ ДИСИ, где ГАПом был О. Б. Петров. Молодые ассистенты С. Гонтаренко, В. Денисенко, В. Воробьев, О. Шило и многие другие оказались его подмастерьями, осваивая технологию проектного процесса, сидя до позднего вечера над «рабочкой». Домой весьма часто уходили в одиннадцатом-двеннадцатом часу ночи. Для О. Б. Петрова понятия «личное время» не
48
№ 8 серпень 2011
существовало. Того же он требовал от ассистентов. Ректор ДИСИ профессор П. Т. Резниченко, и его помощник по ведению строительства, проректор Г. И. Акатов, возглавлявшие тогда ДИСИ, успешно реализовали все институтские проекты. Нередко доходило до того, что отдельные чертежи еще не завершенного рабочего проекта сразу, день в день, передавались прорабам на стройку.
Результат такого прессинга - развитая материальная база института. Таким образом первый заведующий кафедрой архитектурного проектирования, будучи высококлассным практиком, но не ученым, превратил свою кафедру на десятилетие в проектное подразделение, а сам вошел в историю как «Главный Архитектор ДИСИ».
О. Б. Петров частенько повторял своим первенцам на кафедре: Начинающему архитектору нечего сразу идти в аспирантуру. Пусть лет семь сначала поработает проектировщиком. А заодно «понюхает» стройку. И «нюхали». В том числе перманентно, один за другим уходя на двухгодичную воинскую службу в Советскую Армию, надев погоны лейтенантов-инженеров военно-строительных частей. Подавляющее большинство ассистентов кафедры архитектурного проектирования той поры (В. В. Воробьев и др.) прошли школу прорабов, а затем начальников строительно-монтажных участков на строительстве подземных шахтных стартовых комплексов для межконтинентальных баллистических ракет, а также сопутствующих наземных объектов. Такие комплексы были разбросаны по самым дальним точкам СССР.
Вторым заместителем заведующего кафедрой архитектурного проектирования по науке был к. т. н., доцент Гурьев Марк Ефимович. Его научная миссия попала на пограничье двух заведующих кафедрой - первого, О. Б. Петрова, и второго, его преемника, кандидата архитектуры доцента А. А. Мирошниченко. Проектный и строительный бум объектов для ДИСИ затих. Настало время реально вернуться к диссертационным исследованиям, выполняемым молодыми сотрудниками кафедры. Ее кадровый состав к тому времени уже несколько видоизменился в связи со структурными перестроениями кафедр в ДИСИ.
Второе десятилетие истории факультета для кафедры архитектурного проектирования -начало реализации научных замыслов не столько самого М. Е. Гурьева (он, будучи «технарем», отлично понимал, что для кафедры нужны не кандидаты технических наук, как он, а кандидаты архитектуры), сколько идей А. А. Мирошниченко. И М. Е. Гурьев прилагал усилия для того, чтобы молодежь активно шла под знамена научных идей А. А. Мирошниченко. Идей, связанных с проблемами развития рекреационных систем Украины, с проблемами градостроительства. Результат такой работы - серия поступлений соискателей в аспирантуры различных вузов и НИИ Москвы, Киева, Днепропетровска. И несколько защит кандидатских диссертаций. Прием на работу новых сотрудников, уже имеющих ученые степени.
После смерти М. Е. Гурьева заместителем заведующего кафедрой по научной работе стал кандидат архитектуры, доцент Г. К. Клопко. Сфера его научных интересов - различные аспекты реконструкции промышленных территорий и промышленных объектов, а также различные аспекты градостроительства. Он продолжил помогать заведующему кафедрой подталкивать молодых сотрудников к науке, содействовал им в поступлении в аспирантуру. А. А. Мирошниченко в это время стал доктором архитектуры, осуществлял руководство аспирантами. Часть сотрудников направил в другие города. Благодаря научной деятельности А. А. Мирошниченко можно было бы утверждать, что во второе десятилетие истории факультета на кафедре архитектурного проектирования начался ренессанс науки. Хотя шел он не всегда ровно и длился сравнительно недолго.
С началом «перестройки», объявленной Генеральным Секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым, примерно с 1986 - 87 года, а затем - после распада СССР в 1991 году резко проявили себя события, с которыми страна еще не сталкивалась и оказалась не готова: инфляция, безденежье, отсутствие возможности заработать средства - все это привело к тому, что из вузов начался большой отток молодежи, желавшей попробовать себя «на вольных хлебах» - в кооперативах, в частном бизнесе. На всю Украину с населением, составлявшим тогда 51 миллион человек, было защищено всего несколько кандидатских диссертаций по архитектурной тематике. Фактически это остановило научные планы кафедры архитектурного проектирования. Началась борьба за выживание. Сотрудники снова взялись за проектирование. Объекты пока были мелкими, искать заказы теперь приходилось самим, но небольшую возможность заработка такие работы давали. Однако и это было доступно далеко не всем. Кое-кто, не прерывая работы в вузе, пробовал создавать свои независимые структуры. В том числе -проектные. Так, в частности, к успешно функционирующему сейчас в Днепропетровске
49
Вісник ПДАБА
научно-производственному объединению «Созидатель» кафедра архитектурного проектирования ДИСИ имеет самое прямое отношение. Летом 1987 года выпускником кафедры, начинающим архитектором Ю. Мищенко и сотрудником кафедры В. Воробьевым был создан и начал работать проектный кооператив «Созидатель». Несколько лет спустя руководство им (в связи с личными мотивами его создателей) сначала было передано С. А. Вартаняну, а затем - Л. А. Турчину, который и продолжил развитие этой организации, изменив ее статус. «Созидатель» стал научно-производственным объединением.
К сожалению научная работа в стране становилась все больше и больше не популярной среди молодежи, она теперь не «кормила», и проблема с получением научных степеней и ученых званий обострилась как никогда. В связи с этими событиями усилия Г. К. Клопко упирались в порой неразрешимые вопросы. Если во времена СССР остепененные архитекторы были наперечет, то теперь для них начался «ледниковый период», с судьбой некогда вымерших мамонтов. Научный ренессанс на кафедре архитектурного проектирования закончился. Старые «остепененные» кадры понемногу по объективным причинам уходили, новые не подготавливались. Успевшие же получить ученую степень кандидата архитектуры уходили в частный бизнес с его высокими заработками и навсегда прерывали связь со своей кафедрой.
Эта затянувшаяся кадровая драма охватила все вузы Украины. Для архитектурных специальностей она стала роковой. Это отмечали на своих научно-методических конференциях представители всех архитектурных факультетов, ежегодно собиравшиеся на республиканские смотры-конкурсы дипломных проектов выпускников архитектурных факультетов Украины. Ситуация обострилась и тем, что проектные фирмы теперь дистанциировались от вузов и ушли далеко вперед в техническом оснащении. Началась эра компьютерных технологий. А финансирование вузовской науки снизилось едва ли не до нуля. Архитектурноградостроительная наука в Украине теперь «лежала в коме». Один за другим начали закрываться ведущие НИИ. На сегодняшний день их почти не осталось. Базы для подготовки научных архитектурных кадров просто перестали существовать. Например, одним из последних был расформирован некогда мощнейший КиевЗНИИЭП, а его здание подвергалось рейдерским захватам. Пал Киевский НИИПградостроительства. Рухнул под давлением обстоятельств научно-исследовательский институт истории и теории архитектуры. Все еще держащийся на плаву КиевГИПРОГРАД перешел на двух-трехдневний режим работы в неделю. И так далее. А ведь это самые знаковые с позиции науки государственные исследовательские центры Украины в области архитектуры и градостроительства! И все эти тенденции пока не остановились. Центрами подготовки кандидатов архитектуры с этого момента остались только несколько вузов Украины: в Киеве, Львове, Харькове, Одессе. А с 2010 года - в Полтаве. (К ним намерена присоединиться и Макеевка). Все они имеют свои Советы по защите кандидатских диссертаций; в каждом из этих пяти вузов - свои направления научных интересов.
После смерти доктора архитектуры профессора А. А. Мирошниченко кандидат архитектуры доцент Г. К. Клопко стал третьим заведующим кафедрой архитектурного проектирования, а его заместителями по научной работе попеременно были кандидат архитектуры доцент В. В. Воробьев и кандидат технических наук Н. В. Сысойлов. Они по-прежнему пробовали подталкивать научную работу на кафедре в направлении формирования научных кадров. К этому моменту стали происходить определенные изменения и в системе вуза. Впервые в истории благодаря самоотверженной деятельности ректора ПГАСА профессора В. И. Большакова и проректора по международнным связям профессора Б. Н. Дикарева начали широкомасштабно реализовываться международные научнообразовательные программы, в которые оказалась вовлеченной и кафедра архитектурного проектирования. Появился некоторый интерес к науке и у молодежи. Однако низкие вузовские оклады ее пугали.
Поэтому время заведования кафедрой архитектурного проектирования профессора Г. К. Клопко можно было бы условно назвать временем выживания. Это характеризовалось хотя бы тем фактом, что сама по себе должность заведующего из-за острого недостатка специалистов с учеными степенями и званиями, с одной стороны, и часто меняющихся требований к качественным и количественным характеристикам профессорскопреподавательского состава со стороны министерства - с другой, вынуждали руководство академии несколько раз делать структурные перегруппировки кафедры архитектурного проектирования и кафедры дизайна городской среды. Кафедры то сливались в одну, то снова
50
№ 8 серпень 2011
разделялись. А заведование принимали попеременно в зависимости от вновь изменившихся условий то Г. К. Клопко, то кандидат архитектуры профессор И. Н. Гаврилов. Замом по науке в конце последнего цикла заведования кафедрой архитектурного проектирования профессора Г. К. Клопко был кандидат архитектуры доцент В. В. Воробьев. Ему удалось привнести на кафедру совершенно новую научную тему под общим названием «Основы проектирования Экополиса «Днепровские пороги». Она оказалась многообещающей, в нее включилось много студентов и ряд сотрудников кафедры.
По состоянию здоровья в 2010 году профессор Г. К. Клопко передал заведование кафедрой архитектурного проектирования В. В. Воробьеву. Его замом по науке стал кандидат технических наук доцент Н. В. Сысойлов. Остается надеяться, что ветер положительных перемен поможет кафедре развернуть знаковые научные исследования в реалиях нового времени. Несколько выпускников кафедры (Д. Ю. Барабанов, А. Е. Потапов, О. О. Сардыкова и Е. А. Бурда в конце 2010 года поступили в аспирантуру. Их руководителями стали доктора архитектуры, профессора В. М. Вадимов (Полтава), В. П. Мироненко (Харьков), В. В. Куцевич (Киев) и к. т. н. Ю. И. Захаров (Днепропетровск). Чуть раньше аспирантами стали М. Плосконос (руководитель - доктор архитектуры, проф. Л. Н. Ковальский (Киев); М. Назаров (руководитель - к. т. н. доц. А. Г. Пестрикова (Днепропетровск); в 2009 г. аспиранткой кафедры градостроительства КНУБА стала А. В. Захарова, решившая продолжить экологоградостроительную тему своей магистерской работы, связанной с Экополисом «Днепровские пороги» (руководителем которой был доц. В. В. Воробьев) в рамках своей кандидатской диссертации. Для поступления в аспирантуру готовятся еще несколько человек из числа выпускников кафедры 2011 года.
II. В ментальности людей слово «ученый» традиционно предполагает связь человека с ученой степенью и званием. Однако так случилось, что одним из светил в истории научнопроектной деятельности кафедры архитектурного проектирования стал человек, не имеющий ученых степеней. Это профессор Е. Б. Яшунский.
Е. Б. Яшунский - Лауреат Государственной премии СССР в области градостроительства; «варяг» с Урала, приехавший по просьбе властей Днепропетровска помогать становлению архитектуры города; профессор кафедры АП; ученый и философ без диплома кандидата и доктора архитектуры, но ставший в некотором смысле региональным Н. Улласом (профессор МАРХИ той же полосы истории, не имевшим ученых степеней, но подготовившим при этом немало кандидатов и докторов архитектуры). Разработчик методов проектирования сел Херсонщины и других степных областей Украины (о чем сообщалось в одном из журналов «Архитектура СССР»). Автор идеи города-стотысячника на изломе русла Днепра, между Днепропетровском и Запорожьем; человек-город, и управляющий генпланом города. Рыцарь ордена розенкрейцеров, наделенный независимыми (альтернативными) научными знаниями о структурной организации мира и развивающий эти знания. Бессменный руководитель архитектурно-планировочной мастерской государственного проектного института «Днепрогражданпроект» на протяжении примерно двадцати лет. Мастер градостроительства, творческий стиль которого невозможно повторить. Автор проекта уникального градостроительного ансамбля «Корона» на Центральном городском холме Днепропетровска, а также ансамбля застройки водно-зеленого диаметра нашего областного центра. Автор большого числа реализованных градостроительных проектов, а также проектов отдельных зданий и сооружений для различных регионов Украины и России.
Договор о научном и творческом сотрудничестве между кафедрой архитектурного проектирования и I ПИ ДТП, возникший тогда, в 70-е годы ХХ века благодаря усилиям первого заведующего кафедрой архитектурного проектирования доцента О. Б. Петрова и его преемника, доцента А. А. Мирошниченко, позволил существенно расширить рамки научных возможностей кафедры архитектурного проектирования. Знаковыми работами на этой ниве явились научнопроектное обоснование путей развития Приднепровского региона, выполненное под руководством Е. Б. Яшунского и при участии А. А. Мирошниченко и Г. К. Клопко (включая обоснование функционально-планировочной структуры Приднепровской кольцевой канурбации, состоящей из Днепропетровско-Днепродзержинско-Новомосковской, Запорожской, Никополь-Марганецкой, Криворожской, Желтоводской агломераций (с приращением Павлоградской моноцентрической агломерации) (70 - 80-е годы ХХ века), а также обоснование необходимости превращения долины Днепра между
Днепропетровском и Запорожьем в линейно-узловой город (по сути - агломерацию из
51
Вісник ПДАБА
ряда малых городов). Что можно рассматривать как первоначальный прообраз будущего линейного Экополиса, над которым сейчас работает кафедра архитектурного проектирования, опираясь на современные достижения в области экотехнологий) (70 - 80-е годы ХХ века). Значительно позже государственный проектный институт КиевГИПРОград и КиевНИИПград подтвердили выводы этой группы ученых. Е. Б. Яшунский, являясь в ту пору руководителем архитектурно-планировочной мастерской ГПИ «Днепрогражданпроект», одновременно уже вел научно-педагогическую работу на кафедре архитектурного проектирования ДИСИ, то есть был ее сотрудником. Авторство в вышеназванных разработках принадлежит ему. Их прогнозная ценность оказалась настолько высокой, что до сих пор они входят в парадигму региональной планировки, хотя прошло уже 40 лет с момента их появления. Добавим к этому, что и во времена СССР, и сейчас, в современных реалиях Украины, проектирование объектов региональной планировки и генеральных планов населенных мест считалось и считается научной работой в силу того, что действительно сначала проводилось и проводится всестороннее междисциплинарное исследование всех аспектов и факторов, подлежащих учету в проекте, и это исследование обычно составляло пухлые тома пояснительных записок. Такие исследования велись большой группой отраслевых НИИ, включая градостроительные, и требовали значительного времени и больших объемов финансирования. Поэтому хоть в тексте и сквозит слово «проектирование», фактически речь идет о прогнозных научных исследованиях, реализация которых растягивается на срок до 20 и более лет в зависимости от местных региональных условий.
С именем Е. Б. Яшунского кафедра архитектурного проектирования связывает и свое участие в двух уникальных эколого-градостроительных конкурсах, которые тут же были забыты, но которые, попади они в более благоприятное время, кардинально изменили бы градостроительство в Украине. Поскольку несли в себе начала новых подходов к урбанизированной среде. Настолько новых, что кафедра архитектурного проектирования, предложившая наиболее перспективные идеи, едва не стала по решению правительства Украины центром формирования доктрины градостроительства будущего, с соответствующим финансированием, научным и юридическим статусом.
Два конкурса на меже эпох; первый - за несколько месяцев до распада СССР; второй -через несколько месяцев после его распада. Оба конкурса - международные.
Предпосылки их появления были связаны с тем, что за послевоенные годы в результате активной техногенной деятельности человека существенно изменилась экология бассейна Днепра и оказались нарушены исторические тенденции формирования системы расселения. Возникла необходимость в глубинном пересмотре принципов дальнейшего градостроительного освоения значительных территорий вдоль Днепра, в границах его долины. Поперечный профиль Днепровской долины в пределах Украины переменчив. У Киева (в зоне Прилук) он достигает ширины в 100 и более километров, затем постепенно сужается к Днепропетровску примерно до пяти километров вправо и пяти километров влево от русла. Идет этим сечением до Запорожья, подчиняясь морфологии каньона в Украинском кристаллическом щите. После чего несколько увеличивается. А от Новой Каховки до эстуария в Черном море снова расширяется в виде придельтового треугольника с южным основанием до нескольких десятков километров.
Название первого конкурса - «Тур Днепр’91. Возрождение» [2]. Конкурс заказной. Проходил он весной 1991 года. Организатор - Госстрой Украины, при поддержке Академии наук Украины, министерств культуры и охраны здоровья, Госкомприроды, облисполкомов приднепровских областей. Юрий Писковский, заместитель Председателя Госстроя Украины, взвалил на свои плечи всю процедуру проведения этого мероприятия, не покидая конкурсантов ни на минуту, опекая и поддерживая архитекторов как радушный хозяин. Участники -архитектурные «четверки» из Украины, России и Белоруссии. Из вузов получили приглашение для участия в конкурсе только сотрудники кафедры архитектурного проектирования ДИСИ и архитекторы-градостроители из КИСИ. Остальные участники - из научно-исследовательских и проектных институтов. Конкурс проводился на протяжении почти недели на борту теплохода «Титан-2», специально зафрахтованного для этих целей и принявшего на борт всех участников, а также теле- и радиокорреспондентов, корреспондентов газет и журнала «Архитектура Украины» и организаторов конкурса на причале Академии наук Украины в Киеве. Отчалив и выйдя на фарватер, теплоход направился вниз по течению Днепра, делая остановки в наиболее значимых городах, где конкурсанты получали прямо по ходу движения очередную
52
№ 8 серпень 2011
порцию информации, которую потом использовали в каютах для разработки своих проектных предложений. Разумеется, тогда еще не существовало переносных «ноутбуков», поэтому все схемы делались вручную.
Приднепровские газеты сопровождали экспедицию своими публикациями. За ней внимательно наблюдал из Софии президент Международной Академии архитектуры Георгий Стоилов, а также С. Хаутоярви - начальник Секции населенных пунктов Отдела окружающей среды и населенных пунктов Секретариата Европейской экономической комиссии ООН.
Завершилось путешествие «Титана-2» у причала в Херсоне, неподалеку от гостиницы «Фрегат». В конференц-зале этой гостиницы и подводились итоги работы конкурсантов. Жюри возглавил директор Института гидробиологии Академии наук Украины В.Романенко. В состав жюри входили фактически все ведущие специалисты того времени по вопросам использования различных видов природных ресурсов, а также градостроители. Жюри было неестественно огромным и в количественном, и в качественном отношении. Его численность оказалась близка к численности участников конкурса. Это говорило о том, что экологическая проблематика становится теперь одной из приоритетных.
Первую премию - поездку в Грецию - не получил никто. Вторую премию разделили КиевНИИПградостроительства (Светлана Проценко, Игорь Быстриков, Елена Симонова, Анатолий Давыдов) и Киевский инженерно-строительный институт (Мария Кушниренко, Елена Симонова, Дмитрий Бадзюх, Сергей Царенко). Третью премию разделили Днепропетровский инженерно-строительный институт (Александр Мирошниченко, Виктор Воробьев, Георгий Клопко, Евгений Яшунский, при участии Ольги Шило) и БелНИИПградостроительства (Николай Дубовой, Людмила Былинская, Олег Толокин, Александр Вержук).
Полное совпадение темы конкурса с сутью и духом кандидатской диссертации В. В. Воробьева, защищенной в сентябре 1985 года в Московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте («Градостроительная организация прибрежных зон в системе зарегулированных рек (на примере Днепра)»), а также его последующие научные наработки в этой сфере, предопределили многие узловые позиции в предложениях по экологоградостроительному оздоровлению долины Днепра, представленных сотрудниками кафедры архитектурного проектирования ДИСИ. И несмотря на то, что эта команда «взяла» только третью премию, именно на основе ее опережающих время разработок по инициативе Госстроя Украины в ДИСИ должна была появиться новая структура, миссия которой - Будущее. Но распад СССР прервал и этот, и множество других научных и проектных планов. О конкурсе надолго забыли. Однако не все. Материалы проектных разработок принял для использования директор Государственного проектного института КиевГИПРГРАД Ю. Н. Белоконь, впоследствии доктор архитектуры, профессор, выпускник архитектурного факультета ДИСИ. В своей монографии «Региональная планировка (теория и практика)» (2003 г.) [4] и в других публикациях он отмечал, что активно использовал в работах своего института результаты эколого-градостроительного конкурса «Тур Днепр'91. Возрождение», включая предложения ДИСИ. В том числе, при разработке «Генеральной схемы планировки территории Украины» - документа, определяющего стратегию градостроительного освоения территорий на ближайшие 20 лет.
Название второго международного конкурса - «Античернобыль-ХХ! век. Конкордия» [3]. Конкордия с французского - «согласие». Согласие человека с миром, с самим собой, с обществом, с Богом. Организаторы конкурса - Международная Академия архитектуры, Министерство Украины по делам строительства и архитектуры, Украинский совет мира. Время проведения - весна 1992 года. Цель - разработка проекта Экополиса такого типа, какого еще не существовало на Земле, проекта Экологической Столицы Мира, расположенной на площади в 3 000 га в месте слияния Днепра и Буга, рядом с историко-археологическим заповедником «Ольвия». Предполагаемая численность его населения - 150 000 жителей. Однако это не постоянное население, а перманентно сменяющее друг друга. Постоянного населения в Конкордии не предполагалось вообще. Да и эти 150 000 жителей на самом деле не должны были находиться в городе одновременно. Две трети из них были бы в разъездах по планете с научно-исследовательскими миссиями. Так что «на месте» размещались бы только те, кто приехал для обработки данных, написания отчетов и прочих документов. Таким образом подлинная численность населения города виделась в диапазоне от 30 до 50 % от выше названной. Город должен был представлять собой самый современный город науки, с
53
Вісник ПДАБА
многочисленными научно-исследовательскими институтами, лабораториями, полигонами, испытательными комплексами и всем прочим, что в таких ситуациях полагается иметь, включая гостиницы и т. п.
Предполагалось, что в научных структурах силами ООН постоянно будет поддерживаться самый высокий и передовой уровень научного оборудования и научных технологий, которым сможет воспользоваться тот или иной коллектив ведущих экологов любой страны мира, переселившийся сюда на период от нескольких месяцев до трех лет. Он получает в свое распоряжение не только лучшие лаборатории мира, но и корабли, подводные аппараты, самолеты, вертолеты, наземный транспорт, передвижное оборудование, возможность работы с группировками спутников на орбитах вокруг Земли и другие уникальные возможности, с помощью которых по национальным или международным программам будет проводить исследования по проблемам глобальной экологии, результаты которых должны стать всемирным достоянием стран-членов ООН. Управление городом - международное. Конкордия не должна была принадлежать ни Украине, на территории которой ее предполагалось построить, ни любой другой стране Мира. Это должен был быть первый город на планете с надгосударственным статусом. Собственно, и строиться он должен был не на деньги Украины, а на средства ООН.
Конкурс полузакрытый. Для участия в нем приглашались только академики и член-корреспонденты национальных академий архитектуры. Конкурс шел несколько месяцев. Его итоги подводились на втором этаже Украинского дома (бывший музей Ленина) в Киеве. 17 элегантных черно-белых проектов из Украины, Италии, Швейцарии и других стран удивили многим. От Министерства Украины по делам строительства и архитектуры курировали конкурс два первых лица - глава ведомства Владимир Гусаков и его заместитель Юрий Писковский.
Возглавил жюри конкурса крупнейший урбанист мира Пьер Ваго - почетный президент Международного Союза архитекторов, вице-президент академического совета Международной Академии архитектуры (Франция).
Члены жюри - не менее известные архитекторы-урбанисты Жорж Кандилис (Франция); Жанкарло Де Карло (Италия); Парвиц Тофиги (Кения).
Победителем признан проект А15346. Его авторы - Евгений Яшунский, Георгий Клопко, Виктор Воробьев, при участии Александра Долинского (Днепропетровский инженерно-строительный институт).
Однако финал конкурса повернулся неожиданной стороной: неординарные научные идеи в разработке ДИСИ привели жюри к мысли, что надо объявить второй тур конкурса (чего изначально не предполагалось), и пригласить для участия только первые три команды. Они доведут свои мысли до более глубоких проработок, после чего все тем же трем командам предоставят на год в одной из стран Западной Европы офис и оборудование, чтобы конкурсные варианты переросли в один проект, в котором будет отобрано все лучшее из трех. И ровно через год, в 1993-м, ООН начнет строительство этого города по разработанному проекту неподалеку от «Ольвии». К сожалению, и этот замысел из-за различных проблем в Украине не реализовался. Материалы конкурса ушли в Госстрой Украины и в ряд исследовательских организаций ООН по проблемам урбанистики. В этой истории приходится смириться с одним из нежелательных постулатов науки, который гласит: отрицательный результат - тоже результат. Да, реализации блестящей идеи не произошло. Чудо-город не построили. Но сотрудники кафедры все равно получили уникальный опыт, который годами использовали в своей научной и педагогической деятельности дальше, развивали его в последующих работах. В том числе - в научно-проектной программе «Экополис «Днепровские пороги».
Сотрудники кафедры архитектурного проектирования за всю ее историю участвовали в различных архитектурных и градостроительных конкурсах на территории Украины, в СНГ и дальнего зарубежья. Но конкурс на «Конкордию» необходимо выделить по особой причине. Именно тогда, в 1991 - 1993 годах, подавляющее большинство стран мира на основе комплексных научных исследований окончательно осознало необходимость перехода на новую парадигму эволюции, в основе которой - экологические подходы к среде. Это желание было закреплено в Рио-де-Жанейро в 1992 году [5]. И именно в те годы многие экономически развитые страны мира приступили к реализации экополисов «с чистого листа». Их проекты теперь можно увидеть на всевозможных сайтах в Интернете. Строительство многих из них к 2020 году будет завершено. В основе таких поселений - буквально фантастические
54
№ 8 серпень 2011
технологии. Умные дома, перемещающиеся в пространстве, бесшумный экотранспорт, феноменальные экологически выверенные модели организации трудовой деятельности и быта, а также многое другое поражали своей необычностью. Экополис Конкордия должен был стать первым супергородом будущего на территории Украины, войдя в состав всемирного созвездия идеальных поселений Нового Человечества. Именно поэтому в жюри этого конкурса и были приглашены лучшие урбанисты мира, миссия которых -объективная экспертная оценка проектных предложений для их дальнейшей реализации. Сложись все так, как задумывалось, и кафедра архитектурного проектирования, и Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры навсегда вошли бы в списки тех, кто оказался у истоков Новой, Экологической Цивилизации.
Общие выводы. Научно-исследовательская и практическая работа кафедры архитектурного проектирования эволюционировала и набирала силу на основе задач, выдвигаемых временем и местом. Благодаря этому специалисты кафедры приобрели большой опыт решения общегосударственных и региональных научно-проектных задач. Эти темы достойно входят в перечень новейших направлений научных исследований, связанных с переходом на программы устойчивого развития территорий. Сотрудники кафедры готовы развивать подобные вопросы на национальном и на международном уровне.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История научных исследований кафедры архитектурного проектирования /В. В. Воробьев/ Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. Днепропетровск: ПГАСА, 2010. - №12. - С.16 - 22.
2. Архітектура України, № 6, 1991. - С. 2 -29.
3. Архітектура України, № 2, 1993. - С. 2 - 7.
4. Білоконь Ю. М. Регіональне планування (теорія і практика) / За ред. І. О. Фоміна. - К. : Логос, 2003. - 246 с.
5. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию / Ноосфера, 1996. - №
1. - С. 22 - 28.
УДК 7.05:656.222.3
ДВУХЭТАЖНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПОЕЗДА ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Т. А. Суворова, соиск., асс.
Ключевые слова: дизайн, двухэтажные железнодорожные поезда, интерьеры, вагон, оборудование, эргономика
Актуальность проблемы. В современном мире происходят значительные демографические изменения, связанные с ростом населения, его концентрацией в крупных городах и увеличением подвижности. Потребности населения в поездках по различным надобностям в развитых странах, а затем и в остальном мире удовлетворяет в основном автомобильный транспорт. Однако излишняя автомобилизация создает такие проблемы, как заторы на дорогах, сокращение жизненного пространства, загрязнение окружающей среды с еще не полностью изученными последствиями. Все это обуславливает необходимость поиска оптимальных решений транспортных проблем.
Оптимизация использования пространства пассажирских салонов является сложной проблемой. Выявлено, например, что чувство свободы пассажира в салоне вагона оказывает большое влияние на комфортность поездки.
В мировой практике просматриваются следующие тенденции:
• субсидирование развития общественного транспорта, в частности железнодорожного;
• приватизация общественного транспорта в целях улучшения его экономического положения;
• строительство новых транспортных путей для освоения увеличивающегося объема перевозок и повышения их эффективности;
• расширение сети высокоскоростных перевозок, в том числе международных;
55