Научная статья на тему 'История кубанской казачьей дружины 1991-2012 годов'

История кубанской казачьей дружины 1991-2012 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЬЯ ДРУЖИНА / ВОЗРОЖДЕНИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Виктор Федорович

В статье рассматривается предыстория появления в Краснодарском крае профессиональных казачьих дружин по охране общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История кубанской казачьей дружины 1991-2012 годов»

Трибуна молодого ученого

В. Ф. ШЕВЧЕНКО

ИСТОРИЯ КУБАНСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ ДРУЖИНЫ 1991-2012 ГОДОВ

В статье рассматривается предыстория появления в Краснодарском крае профессиональных казачьих дружин по охране общественного порядка.

Ключевые слова: казачья дружина, возрождение Кубанского казачества, охрана общественного порядка.

В сентябре 2013 года исполнился ровно год с начала работы на постоянной платной основе казачьей дружины Кубанского казачьего войска. Перед началом реализации этот проект неоднозначно оценивался общественностью, множество скептических и неодобрительных замечаний поступало в адрес дружины и ее создателей. Но статистические данные опровергли все пессимистические настроения противников данной инициативы. Согласно социологическому опросу, 80% жителей Краснодарского края положительно оценивают службу казаков по охране общественного порядка. За год деятельности казачьи дружины совместно с правоохранительными органами добились следующих результатов: раскрыто 654 преступления, выявлено и пресечено 105 тысяч административных правонарушений, задержано 140 лиц, находящихся в розыске [1]. Руководство администрации и правоохранительных органов положительно оценивают совместную работу и поддерживают дальнейшее сотрудничество казаков и полиции.

Причинами появления данной казачьей дружины обычно называют нехватку сотрудников полиции и героические действия кубанских казаков во время наводнения в Крымске. Безусловно, эти факторы повлияли на идею создания дружины. Однако, изучая историю современного Кубанско -го казачества, мы не можем не отметить тот факт, что охраной общественного порядка кубанские казаки занимаются уже более 20 лет. И казачья дружина, в своем современном виде- это, на наш взгляд, очередной этап в развитии деятельности Кубанского казачьего войска в области охраны правопорядка.

Подробнее изучить работу кубанского казачества по охране правопорядка нам позволил архивный фонд Кубанского казачьего войска с 1990 по 2009 годы, периодические издания за этот период, нормативно-правовые акты федерального и регионального значения, документы исполнительных органов власти и местного самоуправления, мемуары деятелей возрождения казачества, интернет-ресурсы и личный архив автора.

Возрождение кубанского казачества выпало на непростые 1990- е годы. Это время государственного кризиса, который отразился на всех сферах общественной жизни. Ситуация тех лет ставила перед набирающим силу казачеством много

проблем, решать которые было жизненно необходимо. Одной из них было состояние общественного порядка.

Возрождение кубанского казачества как этноса предполагало достижение следующих целей: служба государству, рациональное использование экологических ресурсов края, воспитание патриотизма среди молодежи, проповедь православных идеалов общежития. Данные цели противоречили беззаконию, криминалу и коррупции. Таким образом, чтобы осуществить возрождение казачества в том виде, который был необходим всем казакам Кубани, им предстояло освоить нетрадиционную для себя деятельность по охране общественного порядка.

Казаки Кубанской казачьей Рады начали свою работу по охране порядка в первые месяцы 1991 года [2]. Уже 14 июня 1991 года в Краснодарском горсовете была официально зарегистрирована казачья дружина численностью 100 человек [3]. Первые официальные казаки-дружинники выходили патрулировать улицы безвозмездно, в свое свободное время. График несения службы зависел от инициативы руководителей и жалоб населения [4]. Объем полномочий казака-дружинника определяло «Положение о добровольной народной дружине» от 1974 года. Согласно ему казаки-дружинники имели право: самостоятельно составлять протоколы на правонарушителей; доставлять правонарушителей в пункты милиции; изымать орудия правонарушений и т. д. [5].

Казаки-дружинники боролись с уличным хулиганством, вывозом продуктов сельского хозяйства за пределы края, мошенничеством, нарушением правил торговли [6], укрывательством дефицитного товара [7]. Предотвращали казаки и очень серьезные преступления, например, на вокзале задержали вооруженных преступников [8].

Большой ущерб преступности наносили краевые рейды, проводимые совместно казачьей дружиной и правоохранительными органами [9].

За помощью в поддержании правопорядка к казакам обращались руководители предприятий, предприниматели, представители организаций, что свидетельствует о ее эффективности [10].

Но не всегда первые казаки-дружинники могли удержать себя в рамках данных полномочий. Сказывалось отсутствие опыта в несении полицейских функций. Так в Анапе было зафиксировано

№ 1 (52), 2014

"Трибуна молодого ученого" ^ ^

65 случаев нарушений ст. 330 УК РФ (самоуправство) [11]. Проводились расследования прокуратурой [12].

В общем, работа казаков по охране общественного порядка демонстрировала хорошие результаты, но была не систематизирована, иногда нарушала рамки законности, была абсолютно безвозмездной.

Совершенствованию казачьей дружины способствовал указ Президента РФ № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» от 1996 года. Он признавал право казаков действовать в области охраны общественного порядка совместно с правоохранительными органами [13].

В последующем, исходя из указа, Всекубанское казачье войско подписывает договор о взаимодействии с ГУВД Краснодарского края [14]; выходят указания «О взаимодействии ОВД с казачьими обществами в вопросах охраны общественного порядка» [15]. Согласно этим документам, из представителей ГУВД и Кубанского войска создаются совместные рабочие органы в области охраны порядка.

Все это способствует переводу деятельности казачьей дружины в более законное русло работы. Особо пристальное внимание уделяется правовой подготовке казаков-дружинников. Больше проводится специальных занятий с дружинниками, снижается количество нарушений представителями дружины, растет число поощрений казаков органами внутренних дел [16].

В 2002 году Законодательное собрание Краснодарского края утверждает краевую целевую программу «Участие казачества в охране общественного порядка и проведении мероприятий по пресечению незаконной миграции на территории Краснодарского края». Согласно ей, на охрану общественного порядка из бюджета края выделялось 2 млн. руб. на 2002 год и 2,5 млн. руб. на 2003 год. Это позволило Кубанскому войску создать 7 специализированных казачьих дружин для охраны общественного порядка, общим количеством 150 человек. За счет выделенных средств им шили форму, приобретали специальные средства, оплачивали расходы на ГСМ и выходы на дежурство [17]. Поддержка со стороны властей дала возможность наладить более стабильную и качественную работу казаков по наведению правопорядка.

График работы специализированных дружин стал регулярным, он согласовывался с местным ОВД. Периодичность дежурств 4 раза в месяц и один раз в месяц краевой рейд. Наряду с оплачиваемыми дружинами продолжали действовать казаки-дружинники, работавшие безвозмездно. Если первых к началу 2003 года было всего 150 человек, то вторых 3175 [18].

В последующие годы обозначилась тенденция к увеличению казачьих дружин, работавших регулярно и получавших заработанную плату. В

2007 году специализированные казачьи дружины насчитывали 245 человек, добровольные 3054 человека. Финансирование производилось согласно краевым программам [19].

В русле совершенствования деятельности казачьих дружин по охране общественного порядка был принят закон № 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» от 2007 года. Он позволял дружинникам: пресекать правонарушения, доставлять правонарушителей в пункты охраны общественного порядка, требовать предъявления документов и т.д. Закон также предусматривал социальные гарантии в случае получения дружинником каких-либо повреждений в ходе патрулирования [20].

Новая краевая программа на 2008-2010 годы позволила увеличить штат казачьей дружины до 1505 человек. Казаки-дружинники патрулировали улицы теперь регулярно по выходным и праздничным дням. За дежурство 8 часов получали 680 рублей [21]. К 2011 году численность дружины возросла до 1630 человек [22].

Таким образом, к 1 сентября 2012 года у кубанского казачества накопился значительный опыт работы в области охраны порядка. Сформировался солидный штат дружинников. Сложились тесные связи с краевыми правоохранительными органами. Оформилась правовая база, обосновывавшая правомерность деятельности казаков-дружинников. В общем, сложилась благодатная основа для создания кубанской казачьей дружины, работающей совместно с правоохранительными органами на постоянной платной основе.

Литература и источники

1. Поцебнева П. Спасибо за службу! // Кубан-ский казачий вестник. 2013. № 167.

2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 988. Р. - 1843. Оп. 1. Д. 1. Л. 77, 78.

3. Там же. Оп. 4. Д. 846а. Л. 124.

4. Из личного архива автора статьи. Информант Н. А. Помогаев.

5. ГАКК. Ф. 988. Р. - 1843. Оп. 1. Д. 2. Л. 177.

6. Там же. Д. 66.

7. Георгиев Г. Казацкий рейд по магазинным тылам // Советская Кубань. 1991. № 101.

8. Из личного архива автора.

9. ГАКК. Ф. 988. Р. - 1843. Оп. 1. Д. 66. Л. 18.

10. Из личного архива автора.

11. Казаки Всекубанского казачьего войска -гарант мира и стабильности на Северном Кавказе // Казачьи вести. 1997. № 30.

12. ГАКК. Ф. 988. Р. - 1843. Оп. 1. Д. 42.

13. Указ Президента РФ от 16 апр. 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе». URL: http:// www.kazakirossii.ru

14. Иванов С. В. Информация о мерах по расширению участия казачьих обществ в организации

охраны общественного порядка на территории федерального округа. URL: http://www.yuga.ru.

15. ГАКК. Ф. 988. Р. - 1843. Оп. 1. Д. 303. Л. 31.

16. Там же, Л. 3.

17. Там же, Д. 302. Л. 9. Д. 314. Л. 57.

18. Там же. Д. 303. Д. 314. Л. 17.

19. Там же. Д. 486. Л. 19. Д. 314. Л. 67.

20. Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г.

№ 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае». URL: http: // www.garant.ru/hotlaw/krasnodar/159500/

21. Из личного архива автора статьи. Информант А. И. Рой.

22. Отчет Атамана Кубанского казачьего войска казачьего генерала Н. А. Долуды. URL: http:// www.slavakubani.ru

V. F. SHEVCHENKO. HISTORY OF KUBAN COSSACK GUARDS 1991-2012 YEARS

This article about prehistory of emergence in Krasnodar region professional Cossack brigades for protection of

public peace.

Key words: Cossack brigade, revival of Kuban Cossacks, protection of public peace.

ВОИНСКИЕ ПЕСНИ КАЗАКОВ КУБАНИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ

П. В. ЯРЕШКО

В статье рассматриваются воинские песни кубанского казачества, в которых запечатлены важнейшие события жизни казачьей общины, их специфические особенности и отличительные черты. Ключевые слова: историческая песня, воинское песнетворчество, казачий фольклор.

Валерий Гаврилин, автор книги «О музыке и не только...», написал: «Человек не воспринимает музыкальный момент исключительно как таковой, но воспринимает его в связи с тем, что конкретно окружает его, а также в связи со всем тем, что заложено в его памяти со всеми сложными и многообразными связями и реакцией на явления прошлого и настоящего во всех их проявлениях -физиологических, этических, эстетических, общественных и т. д.

Все это - драматургия жизни произведения, способ его существования. Способ этот - в синтезе произведения искусства со средой» [1].

Приведенная цитата как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию, связанную с воинскими песнями казаков Кубани, которые являют собой отражение жизни казачьей общины.

В настоящее время наиболее распространенным среди фольклористов и этнографов является мнение, что к воинскому фольклору следует относить его формы, развивавшиеся и сохранявшиеся в среде воинов-казаков в условиях похода вне поселений и в домашнем быту. Самобытное начало воинской песенной традиции кубанских казаков выражено, прежде всего, в мужской песне. К сожалению, фольклористами эта ветвь практически не изучена за исключением отдельных записей, которые были зафиксированы в экспедициях 70-80-х годов XX в. Поэтому термин «воинская казачья песня» следует трактовать в более широком значении: песня, созданная казаками-воинами, а также бытующая среди казачьего населения.

Специально заметим, что в основном воинские казачьи песни утвердились в традиционном репертуаре кубанских станиц, будучи принесенными в

станицы с воинской службы. Они сопровождали земледельческий труд, календарные обрядовые практики, оформляли семейный и общественный быт. Для аргументации представленной позиции остановимся на ряде примеров.

Прежде всего, обратим внимание на песни, в которых сюжетную основу составляют воспоминания о славном прошлом казаков, о народных героях, принимавших участие в событиях, которые оставили глубокий след в памяти потомков. К их числу относятся эпические напевы про казака Байду, песня про отважного героя Морозэнко, песня про храбрых казаков Дорошенко и Сагай-дачного:

Сыдыть байда, думае думочку

Та й нэ дэнь, та й нэ два,

Та й нэ одну ночку. («Сыдыть байда») [2]

Ой, Морозэ-Морозэнко,

Ты славный козаче.

Гэй, за тобою, Морозэнко,

Вся Вкраина плаче(«Ой, Морозэ-Морозэнко») [3]

Ой, на... ой, на гори та й женци жнуть,

А по-пид горою, яром-долыною

Козакы йдуть.

Гэй, долыною, гэй, гэй, гэй,

Широкою козакы йдуть.

Попэрэди Дорошенко

Вэдэ свое вийско, вийско запорижскэ,

Хорошенько.

Гэй, долыною, гэй, гэй, гэй, Широкою, хорошенько. А позади Сагайдачный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.