Научная статья на тему 'История кафедры литературы Дальневосточного государственного университета'

История кафедры литературы Дальневосточного государственного университета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История кафедры литературы Дальневосточного государственного университета»

Клуб ИВИ

ГРИГОРАЙ Ирина Викторовна,

канд. филол. наук, профессор кафедры русского языка и литературы Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]

ГНЕУШЕВА Римма Дмитриевна,

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]

История кафедры литературы Дальневосточного государственного университета

Когда в 1956 году педагогический институт во Владивостоке был реформирован в университет, преподавательский состав кафедры литературы сумел обеспечить чтение курсов истории и теории литературы студентам по университетским программам. На кафедре работали четыре кандидата филологических наук: В. Г. Кобринский вёл занятия по истории античной литературы и истории литератур народов СССР, Б. Л. Хаселева читала лекции по истории европейских литератур XIX - XX веков, Е. А. Никулина читала курс русской литературы предоктябрьского и послеоктябрьского периода, Н. И. Великая, недавняя выпускница пединститута во Владивостоке, вела курс теории литературы и введения в литературоведение. Руководила кафедрой Е. А. Никулина.

Среди «неостепенённых» преподавателей весьма существенную роль в воспитании у студентов любви к истории русской литературы играл И. Т. Спивак. Бывший школьный учитель, участник Великой Отечественной войны, этот незаурядный человек своими лекциями внушал студентам желание самим преподавать литературу (он вёл методику преподавания литературы в школе).

Научная работа студентов (курсовые и дипломные работы) шла главным образом в направлении исследования русской советской литературы - современной и переизданной в период «оттепели» - сочинений И. Ильфа и Е. Петрова, опубликованных ранее и непубли-ковавшихся повестей и рассказов А. Платонова, рассказов И. Бабеля, очерков и рассказов Л. Рейснер и др.

Таким образом, студенты ДВГУ в 1950 - 1960-е годы осмысляли под руководством Е. А. Никулиной и Н. И. Великой научные проблемы, волновавшие филологов страны: особенности сатиры советского периода, народность повестей А. Платонова, стилевые искажения в ранней советской прозе.

В 1960-е годы одним из популярных направлений в научных исследованиях студентов стало изучение своеобразия фольклора в Приморье, чьё население состояло в малой доле из аборигенов (удэге) и в большой из русских, белорусских и украинских переселенцев. Кафедрой в это время руководил П. Т. Громов, доктор филологических наук, специалист по русскому фольклору, читавший также курс древ-

ней русской литературы и истории русской литературы XVIII века. Он организовал ежегодные студенческие научные экспедиции по сёлам Приморья. Правда, изучался фольклор только недавнего происхождения - главным образом, партизанские частушки. Кафедрой по результатам экспедиций был накоплен большой материал, имеющий научное значение. Впоследствии под руководством других преподавателей студенты изучали иные разделы городского и сельского фольклора в нашем крае, однако именно при П. Т. Громове к фольклору на кафедре пробудился научный интерес. Его ученица - известный исследователь, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока ДВО РАН, кандидат филологических наук Л. Е. Фетисова.

В 1960-е годы кафедра пополнилась такими высококвалифицированными преподавателями филологических наук, как Л. В. Резничен-ко и Т. П. Санниковой (несколько лет бывшей «у руля» кафедры и всего филологического факультета). Научный интерес Л. В. Резниченко был сосредоточен на сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина, Т. П. Санни-кова изучала со студентами проблемы советской литературы разных десятилетий. Состав преподавателей кафедры, ведущих курсы европейских литератур, также пополнился (хотя и ненадолго) интересными специалистами, кандидатами наук: Э. Г. Дементьевым, читавшим самые различные курсы - от античной до XIX века, Е. Г. Рузиной, знающей основательно не только античную литературу, но и древнегреческий и латинский языки, на которых она была написана, Е. А. Шле-зенгер, специалистом по европейским литературам XX века.

В научной подготовке студентов принимали участие в течение нескольких десятилетий преподаватели Н. В. Старовойтов (в 1970- е - заведующий кафедрой), Д. А. Здор, Л. А. Савина.

Общим результатом преподавательских усилий явилась возможность послать одарённых студентов в аспирантуру: при МГУ - Ж. В. Курдину и Е. А. Первушину по истории зарубежных литератур, Л.Г. Кихней по истории русской литературы; при ЛГУ - Ю. К. Руденко, Р. Д. Гнеушеву, О. Г. Дилакторскую, А. В. Ильичёва по истории русской литературы, Т. Г. Боголепову, Е. А. Литви-ненко по истории зарубежных литератур; при ИРЛИ - В. П. Казарина и В. И. Мельника по истории русской литературы.

Следует особо отметить, что все они со временем получили учёную степень кандидата, а некоторые - и доктора филологических наук (Ю. К. Руденко, О. Г. Дилакторская, А. В. Ильичёв, В. П. Каза-рин, В. И. Мельник, Е. А. Первушина), и это не только результат их собственных усилий, но и заслуга проницательной кафедры, определившей их жизненный путь. Потенциал кафедры с 1960-х годов давал возможность выбора почти любой специальности, любого литературного курса для углублённого изучения. Так, большие возможности для изучения русской поэзии возникли в связи с появлением К. А. Медведевой, защиты кандидатской диссертации по творчеству В. Луговского, сформированного поэзией серебряного века. И сама К. А. Медведева, и студенты её спецсеминара имели возможность исследовать под её руководством поэзию любого автора серебряного века, и особенно подробно творчество Блока.

Появление на кафедре недавнего выпускника А. В. Гунько с его увлечением поэзией А. Т. Твардовского, белорусских поэтов, современ-

ных приморских поэтов (Геннадия Лысенко, например), у студентов, увлечённых поэзией народно-песенного направления, также определились возможности для исследовательской работы. Заметим кстати, что рано ушедший из жизни А. В. Гунько оставил после себя такую интересную, проблемную статью о Твардовском, что её нашёл возможным опубликовать «Вестник ДВО РАН», не печатающий работы «неостепенённых» авторов.

В конце 1960-х годов определились научные интересы преподавателя И. В. Григорай сначала исследованием драматургии М. А. Булгакова 1930-х годов, а затем и периода 1950-х - 1970-х годов, плодотворного для драматургии целого ряда авторов, популярных не только в нашей стране, и любители драматического рода литературы, театра получили возможность реализовать свои аналитические способности.

Кстати сказать, театр - и профессиональный, и самодеятельный - привлекал студентов филологов всегда. Это была общая страсть студентов и преподавателей: О. Г. Дилакторская ставила Грибоедова и Гоголя, К. А. Медведева повторяла на студенческой сцене поэтические спектакли Театра на Таганке, Т. Г. Боголюбова ставила сцены по творчеству Диккенса. Через театр прививала любовь к малоизвестной литературе далёкого XVIII века Р. Д. Гнеушева. Поставив перед студентами задачу экзаменированного театрального зачёта, она побуждала их через чтение драматических текстов XVIII века к проникновению в незнакомую речь и психологию героев, побуждала к постановке гротескных сцен. Оригинальное решение вузовской методической задачи побуждало студентов работать над традициями литературы XVIII века, анализировать их в текстах XIX века, видеть в творчестве А. С. Пушкина.

С появлением на кафедре в середине 1970-х годов (в качестве заведующего) приморского критика, кандидата филологических наук С. Ф. Крившенко у студентов появилась возможность обращения к любым (известным и малоизвестным) авторам дальневосточной литературы. Краткими рецензиями и развёрнутыми статьями, коих за его жизнь написаны сотни, С. Ф. Крившенко объял необъятное и побудил студентов (например, известного ныне деятеля культуры и критика А. В. Лобычева, нынешнего преподавателя курса литературной критики Е. О. Кирилову и приморского критика, преподавателя кафедры Ю. В. Прасолову) последовать своему примеру. Пример был тем более заразительным, что чертой и статей, и книг Крившенко (особенно «Берег отечества») была добротная беллетризация.

Для развития кафедры важным оказалось влияние С. Ф. Крившен-ко на И. В. Соколову. Её путь в науке был ему близок - она исследовала в кандидатской диссертации едва опубликованный роман К. Воробьёва «Убиты под Москвой» и неопубликованные рукописи писателя, была и критиком его творчества, и исследователем-первопроходцем. И. В. Соколова и в дальнейшем сохранила вкус к анализу новых произведений, новых течений в литературе рубежа XX - XXI веков, что определило научный облик кафедры в XXI веке при её заведовании.

Большую роль в исследовательской работе студентов сыграло появление на кафедре в середине 1970-х годов преподавателя русского фольклора и древней русской литературы кандидата филологических наук Л. М. Свиридовой. При ней возобновились фольклорные экспе-

диции научного характера по Приморскому краю, началось исследование городского фольклора во Владивостоке. Под её руководством появились серьёзные студенческие работы по древнерусской литературе, с научной точки зрения доказывающие и фольклорное, и религиозно-православное её начало. При ней сформировались как исследователи Т. В. Краюшкина, ныне доктор наук, профессор Института Истории, археологии, этнографии народов Дальнего востока ДВО РАН; М. С. Киселёва, кандидат филологических наук, в настоящее время увлекающая наших студентов проблемами фольклора.

Заметим, что научный потенциал кафедры в последней трети XX века был столь высок, что даже когда она не заботилась о научном пути своих выпускников, они становились докторами наук. Пример тому - успехи П. Н. Толстогузова, В. Л. Кляуса, Н. И. Леонова.

В конце 1980-х годов на кафедре появился человек, увлечённый преподаванием литературы в школе, и студенты получили впервые после смерти И. Т. Спивака наставника, обучающего их приёмам ведения интересного и серьёзного урока. Т. Ф. Панченко вскоре после поступления на кафедру защитила диссертацию на звание кандидата педагогических наук при ЛГПИ им. А. И. Герцена и всегда успешно вела курс методики преподавания литературы в школе (поскольку никогда не отрывалась ни от школы, ни от городских школьных олимпиад по литературе). Чтение курса теории литературы придало её работе по методике особую научную значимость.

Успехи кафедры в обучении студентов, повышении квалификации преподавателей, само её существование при чрезвычайном разнообразии научных интересов существенно объясняются влиянием, характером Н. И. Великой - и тогда, когда она была её заведующей и деканом филологического факультета, и когда не была, с 1956 года по 2005 год её смерти. Она, как никто из деканов и заведующих, понимала специфику кафедры с разнообразием научно-художественных интересов, а следовательно, отчётливым разнообразием характеров преподавателей и стремилась, насколько это от неё зависело, сохранить научные кадры, поддерживала различные направления их поисков. Важным для кафедры для понимания научных поисков преподавателей был предмет её преподавания - теория литературы. Она предложила название кафедральных научных сборников: сначала они издавались под заголовком «Проблемы жанра и стиля художественных произведений», затем - «Структура художественного произведения». Заголовки, с одной стороны, позволяли преподавателям писать о литературе разных эпох и направлений, с другой - стимулировали к точному обозначению проблемы. Н. И. Великая почти всегда была главным редактором кафедральных сборников. Важным было и то, что путь Великой в науке протекал в направлении поисков исследователей проблемных периодов отечественной литературы XX века. Её первая монография - «Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов» (1975). Далее она исследует феномен эпического сознания в романах-эпопеях о революции и гражданской войне М. Горького, А. Толстого, А. Фадеева, М. Шолохова. Её монография «"Тихий Дон" М. Шолохова как жанровый и стилевой синтез» (1983) представляет собой новое слово о феномене эпического сознания. Защита докторской диссертации о жанровых доминантах в

Кафедра русского языка и литературы ДВФУ празднует 60-летие. Из истории кафедры русского языка

романе-эпопее при кафедре теории литературы Института мировой литературы в 1983 году стали важным научным событием.

С 1970-х годов Великая вместе с филологами страны занимались новыми явлениями в литературе - лирической, исповедальной и эс-сеистической прозой. С 1980-х годов она занималась анализом литературы русского зарубежья, разработала по её истории научной спецкурс для студентов - одна из первых в стране.

Н. И. Великая организовала совместные с сотрудниками ИМЛИ конференции по творчеству А. Фадеева - раз в пять лет - при университете и при музее А. Фадеева с. Чугуевка.

Кафедра изучала и творчество В. К. Арсеньева (Н. В. Старовой-тов). В 1990-ом году выпускница (ныне доцент) кафедры Ю. А. Яроц-кая защитила по его творчеству кандидатскую диссертацию.

Важным научным успехом кафедры была защита докторской диссертации К. А. Медведевой о пути А. Блока к поэзии «Двенадцать», поставившая её в ряд известнейших блоковедов. Её замечательные монографии - «Концепция «нового человека» и идея «артистизма» в творчестве А. Блока» (1984) и «Проблема «нового человека» в творчестве А. Блока и В. Маяковского: традиции и новаторство» (1989).

Достижения докторов наук кафедры литературы (Медведевой, Великой, Крившенко) позволили открыть Учёный совет (сначала под руководством К. А. Медведевой, а затем Н. И. Великой) для защиты кандидатских и докторских диссертаций, благодаря работе которого преподаватели литературы вузов Дальнего Востока (Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропавловска-на-Камчатке, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Благовещенска, Биробиджана) имели возможность существенно повысить свою научную квалификацию.

В настоящее время кафедра существенно перестроена. С 1990-х годов от неё отделились преподаватели истории зарубежных литератур - сначала в отдельную кафедру, а затем в общую с преподавателями иностранных (европейских) языков, что имеет свою положительную сторону: анализируются только произведения, напечатанные на языке автора, подлинники, научный вес исследований возрастает.

Е. А. Первушина, занятая исследованием переводов шекспировских сонетов на русский язык, оказалась в составе кафедры «Русский как иностранный». На защите докторской диссертации, порученной нашему Учёному совету, она с блеском доказала, что различие русских переводов разных эпох связано с различием переводческой рецепции на разных этапах развития русской литературы, объяснила особенности эпохальных рецепций. Таким образом, Е. А. Первушина не только признанный шекспировед, но и специалист по русской литературе.

Преподаватели русской литературы, фольклора, теории литературы объединены со специалистами по изучению русского языка. Положительная сторона объединения в кафедру русского языка и литературы после ухода из жизни наших докторов наук - постоянно высокий научный уровень преподавателей русского языка, их высокий научный потенциал, который позволит не снижать квалификацию и преподавателям литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.