12
ЗНиСО август №8 (233)
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГИГИЕНЕ
(К 50-ЛЕТИЮ ВЫХОДА ПЕРВОГО СБОРНИКА МАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ МЕСТНОСТЕЙ СССР (РОССИИ))
Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева
STUDY OF PHYSICAL DEVELOPMENT INDICATORS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN HYGIENE
N.A. Skoblina, O.Yu. Milushkina, N.A. Bokareva
Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, г. Москва
В статье приводятся исторические сведения об изучении физического развития детей и подростков как одного из ключевых показателей состояния здоровья детского населения. Упоминаются работы видных ученых, внесших существенный вклад в формирование современных представлений об унифицированном сборе материала, о методах оценки и влиянии факторов на показатели физического развития.
Ключевые слова: физическое развитие, методы оценки, сбор материала.
The article contains historical information about the study of physical development of children and adolescents as one of the key indicators of children health. It refers to the works of famous scientists who have made a significant contribution into the formation of modern conceptions of a unified collection of materials, methods of assessment and the impact of factors on the parameters of physical development.
Keywords: physical development, evaluation methods, collection of material.
Первые работы, изучающие физическое развитие детей в качестве основного критерия состояния здоровья, появляются в России в 90-х гг. XIX столетия. Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф.Ф. Эрисман. В 1879 г. Ф.Ф. Эрисман начал изучать физическое развитие и состояние здоровья детей, проживающих в поселке Глухово Московской области, также под его руководством проводились исследования физического развития и состояния здоровья учащихся различных учебных заведений Москвы (Н.В. Зак, Н.М. Михайлов). Проведенные антропометрические измерения у 26 тыс. детей и подростков разного возраста явились основой для получения первых репрезентативных данных о
физическом развитии молодого поколения. В ходе этих исследований была установлена зависимость уровня физического развития и состояния здоровья от условий труда, быта, профессии и социальной принадлежности. Имея дело с массовым антропометрическим материалом, Ф.Ф. Эрисман подошел к решению теоретических вопросов школьной гигиены: были выявлены закономерности роста детей и подростков в зависимости от пола и условий воспитания, разработан оценочный показатель физического развития — индекс Эрисмана [1].
В этот период исследования физического развития проводились генерализующим методом с ограниченным количеством измеряемых параметров, чаще всего длины тела, реже - длины и
АВГУСТ №8 (233)
13
массы тела, почти отсутствовали измерения грудной клетки. Кроме того, отсутствовала система и единая методика измерений. В исследованиях не соблюдалось правило достаточной насыщенности возрастно-половых групп, что существенно влияло на достоверность получаемых результатов. Способ обработки данных был чаще всего просто арифметическим. Впервые в СССР математическая обработка данных была внедрена известным антропологом В.В. Бунаком, что позволило ему выявить ряд самых общих закономерностей роста человека [5].
Однако применение генерализующего метода не давало возможности решить возрастные эволюционные проблемы физического развития, его особенности в процессе формирования организма. Впоследствии появился индивидуализирующий метод изучения состояния здоровья и физического развития, предусматривающий осмотр и обследование в динамике одних и тех же контин-гентов. Первым, кто предложил этот метод, стал
A.О. Карницкий в 1926 г. [4].
В 1923 г. при Наркомздраве РСФСР была создана Междуведомственная Комиссия по изучению физического развития взрослого и детского населения страны, председателем которой стал
B.В. Бунак. В результате большой работы, проделанной Комиссией, в 1925 г. вышел в свет сборник инструкций «Методика антропометрических исследований», а в 1926 г. при Государственном институте социальной гигиены Наркомздрава было организовано Центральное антропометрическое бюро (ЦАБ). Здесь, при участии известных антропологов и медиков В. В. Бунака, Л.А. Сыркина, В.Г. Штефко, А.В. Молькова, начали закладываться научные основы стандартизации антропометрических исследований, пропагандировались принципы статистической обработки данных, проводилась работа по созданию единого инструментария. Обобщающим результатом этой огромной работы явилось капитальное руководство «Антропометрия», увидевшее свет в начале 1941 г. и на сегодняшний день не потерявшее своего значения [5].
Следующим этапом в процессе повышения качества изучения физического развития и расширения характеризующих его критериев является присоединение функциональных показателей. Огромная заслуга в этом направлении принадлежит профессору В.Г. Штефко (1927), который впервые изучение физического развития стал сочетать с измерением артериального давления и определением мышечной силы. При оценке изучаемых показателей он анализировал их уровень для различных конституциональных типов (мускульный, дыхательный, астенический). Им же впервые ставится вопрос о взаимосвязи физического развития и полового созревания [4].
Таким образом, уже к тридцатым годам количество показателей физического развития значительно расширяется. Исследователи уже не удовлетворяются только изучением длины и массы, обязательно определяется окружность грудной клетки и такие соматоскопические признаки, как развитие мускулатуры и жироотложение. Многие
исследователи дополняют свои работы функциональными показателями: определением мышечной силы, жизненной емкости легких, артериального давления.
Изменение условий обучения и воспитания, жилищных условий, питания и медицинского обслуживания выдвигало необходимость изучения физического развития детского населения страны. В 30-х гг. прошлого века научно-методическое руководство в проведении этих исследований было сконцентрировано в Центральном институте охраны здоровья детей и подростков (В.В. Бунак, Л.А. Сыркин, В.С. Бородовская). Исследования Л.А. Сыркина и других авторов (М.И. Корсунская, Г.П. Сальникова, М.Д. Большакова, Д.И. Арон и др.) позволили установить связь экзогенных факторов (социально-экономические условия и образ жизни) и физического развития детей и подростков, а также других показателей здоровья [1]. Эти данные подтвердила война.
Исследования, проведенные в послевоенные годы, установили, что уже к 1952 г. произошло восстановление физического развития детей до довоенного уровня. Ряд последующих исследований (Н.Ф. Подъячева, 1967; Р.В. Коган, 1965; В.Г. Властовский, 1962, 1966; Г.П. Сальникова, 1967; Ф.Г. Лапицкий, 1967; В.Я.Белогорский, 1967; Г.Н. Сердюковская, 1966-1968; И.Д. Дубинская, 1962, 1966, 1968) зафиксировали начало акселерации, т. е. ускорение темпов физического развития и полового созревания. Было показано, что феномен акселерации наблюдается не только в центральных районах страны, а носит всеобщий характер и имеет место как на Крайнем Севере, так и на Юге. Фундаментальной работой Г.П. Сальниковой (1967) была доказана социальная обусловленность этих явлений [1]. На основе разработанной под руководством и при участии академика Г.Н. Сердюковской программы антропологических исследований и анализа ретроспективных материалов, была установлена цикличность изменений физического развития детей и подростков в ХХ столетии: ликвидация военных последствий отставания физического развития у детей в середине 50-х гг., факт акселерации их роста и развития с 60-х до середины 70-х гг., деце-лерация физического развития с конца 80-х гг. прошлого века с явлениями «грацилизации» телосложения вплоть до начала 2000-х гг. (С.М. Громбах, В.Г. Властовский, В.Г. Ужви, Ю.А. Ямпольская, Л.Ф. Бережков и др.) [3; 4].
Массовые исследования физического развития детей и подростков в разных регионах страны позволили не только установить сдвиги в физическом развитии, закономерности развития и формирования организма в зависимости от внешних условий, но и разработать возрастно-половые стандарты физического развития. Систематические наблюдения за физическим развитием детей и подростков разных климатогеографических зон, этнических и территориальных групп населения по стандартизованной программе обобщались в выпусках «Материалов по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР (России)» (1962, 1965, 1977, 1986, 1998).
14
ЗНиСО август №8 (233)
Скрупулезный анализ, проведенный в этом плане, позволил установить, что лучшим способом, наиболее адекватным задачам оценки развития как ребенка, так и коллектива, является оценка по шкалам регрессии массы тела и окружности грудной клетки по длине тела, отражающая физиологическую зависимость между этими параметрами. Именно поэтому во всех 5 выпусках, кроме основных статистических величин длины и массы тела: средней, сигмы и коэффициента вариабельности (М, а, V), всегда представлялись необходимые для регрессионного анализа коэффициенты корреляции и частные сигмы (г и аЯ).
На кафедре гигиены детей и подростков I Московского медицинского института (ММА им. И.М. Сеченова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова) исследования по проблеме «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков» были начаты еще в 1929 г. под руководством А.В. Молькова: изучалось физическое развитие детей Москвы и Тулы, поселка Глухово, детского населения Дагестана и Марийской АССР (Д.А. Арон, М.Д. Большакова, Г.П. Сальникова, Л.А. Сыркин и др.) [2].
В послевоенные годы при изучении физического развития дошкольников была выявлена зависимость развития речи от уровня физического развития ребенка (В.И. Теленчи). Дальнейшие исследования позволили доказать наличие процесса акселерации роста и развития, установить новый уровень окостенения скелета кисти у детей 8—17 лет в сравнении с предыдущими исследованиями (А.З. Белоусов, В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л.П. Кондакова-Варламова, М.В. Прохорова, Н.Г. Дьячкова и др.). В последующем была научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития индивидуума [1]. На стыкетысячелетий физическоеразвитиедетей и подростков в разных социально-экономических, кли-матогеографических и санитарно-гигиенических условиях продолжали изучать сотрудники кафедры (В.Р. Кучма, Н.Н. Суханова, Т.Ю. Вишневецкая, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Н.Л. Ямщикова и др.).
Вопросы изучения физического развития детей и подростков не потеряли своей актуальности и в наши дни. На базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН проводятся лонгитудинальные исследования физического развития детей и подростков в одних и
тех же учреждениях: 1960—1969 гг., 1982—1991 гг., третье исследование — 2003—2013 гг. (руководители НИР — чл.-корр. РАМН В.Р. Кучма, профессор Л.М. Сухарева), что позволяет получать новые данные об изменении морфофункциональных показателей школьников в первом десятилетии XXI века.
В научных институтах и на кафедрах медицинских вузов страны, где сложились ведущие научные гигиенические школы (Москва, Нижний Новгород, Иваново, Санкт-Петербург, Архангельск, Республика Саха (Якутия), Красноярск, Горно-Алтайск, Омск, Курск и др.), рассматриваются вопросы оценки показателей физического развития, динамики их изменения (секулярный тренд), обсуждается их роль в системе социально-гигиенического мониторинга и связь с санитарно-эпидемиологическим благополучием учреждений. В планах - новое издание тематического сборника материалов по физическому развитию детей России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кардашенко В.Н., Стромская Е.П., Кондакова-Варламова Л.П. Гигиена детей и подростков: Учебник. Под ред. Кардашенко В.Н. М.: Медицина, 1988. С. 19—41.
2. Корсунская М.И., Фокина Н.С. А.В. Мольков — теоретик и пропагандист школьной гигиены. Под ред. проф. Е.М. Белостоцкой, М., 1967. 39 с.
3. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М., 1999. 225 с.
4. Сердюковская Г.Н. Проблема изучения состояния здоровья школьников в СССР: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. Москва, 1970. 33 с.
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века (актовая речь). М., 2003. 39 с.
Контактная информация:
Милушкина Ольга Юрьевна, тел.: 8 (916) 656-80-20, e-mail: [email protected] Contai information: Milushkina Olga, phone: 8 (916) 656-80-20, e-mail: [email protected]