Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327).
История. Вып. 58. С. 108-112.
Ю. К. Троякова
ИСТОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЮЖНОЙ СИБИРИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Представлены основные направления изучения культуры и интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1965-1991 гг. в современной отечественной историографии. Раскрыты особенности развития региональной историографии в 1990-2000-е гг. и подведены итоги.
Ключевые слова: историография, творческая интеллигенция, Горный Алтай, Хакасия, Тува, Южная Сибирь, культура.
Южная Сибирь - особенная территория, на которой расположены три национальные республики: Алтай, Тыва и Хакасия. В советский период алтайцы, хакасы и тувинцы прошли во многом схожий путь исторического развития. Специфика исторического, политического и социально-экономического развития младописьменных народов Южной Сибири обусловили особенности формирования творческой интеллигенции. Именно интеллигенция является носительницей культуры1, поскольку в первую очередь ей принадлежит заслуга в поддержании духовно-нравственного здоровья населения регионов как наиболее образованной части общества, ей надлежит не только сохранять культурные ценности, но и передавать, распространять лучшие традиции предшественников. Исследование интеллигенции весьма важно для воссоздания истории культуры Южной Сибири.
Изучением процессов культурного развития и формирования интеллигенции в разное время занимались ученые Сибири. Ими были впервые поставлены и решены многие вопросы, в той или иной степени раскрывавшие основные тенденции развития культуры, особенности формирования интеллигенции. Анализ работ советских ученых свидетельствует об устоявшихся традициях понимания исследуемой проблематики2. Для изыскания новых направлений, которые нуждаются в дополнительном исследовании, требуется оценка уровня изученности темы, возникает потребность в дополнении некоторых общеизвестных положений. Так, деятельность творческой интеллигенции, особенно провинциальной, с позиции ее вклада в социально-экономическое развитие страны долгое время не находила научного отражения в трудах ученых.
Начало 1990-х гг. стало качественно новым этапом в изучении истории культуры и интеллигенции3. Это было обусловлено различными факторами: кризисом исторической науки, открытием архивных фондов и привлечением в научный оборот новых документов, расширением методического и методологического арсенала историков. Кризис исторической науки подтолкнул ученых к поиску новых философских подходов, совершенствованию методологии, к повторному переосмыслению исторического опыта формирования и деятельности творческой интеллигенции в 1965-1991 гг. Вопросы теоретико-методологического и историографического плана неоднократно рассматривались на интеллигентоведческих конференциях в городах Иванове, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. На уровне научного обобщения они поднимались в ряде статей В. С. Меме-това, Е. М. Раскатовой, В. Ш. Назимовой и Ж. Е. Левиной, Э. Б. Ершовой, И. В. Купцовой4. В начале XXI в. наметились новые тенденции в историографии. Некоторые исследователи предлагают переосмыслить не только содержание самого понятия ‘интеллигенция’, но и её миссию с учетом современных потребностей и реалий общества5.
Изучение истории культуры и интеллигенции проводилось в трудах сибирских ученых. Творческая интеллигенция сибирской провинции, в отличие от столичной, формирующей основные направления культурного развития страны, занимает более скромное положение в социальной структуре. Вопросам культурной сферы на примере различных регионов Западной Сибири посвятили свои исследования С. Д. Бортников, С. Г. Сизов,
В. Г. Рыженко6. Монография С. Д. Бортникова интересна тем, что он не только иссле-
довал профессиональную, политическую и общественную деятельность художественной интеллигенции Сибири, ее наиболее ярких представителей, но и, судя по источникам, автор выделил специфические черты художественной интеллигенции региона, изучил формы и методы государственного управления в сфере искусства7.
С. Г. Сизов (г. Омск) подробно исследовал влияние оттепели на сознание интеллигенции в период «оттепели», представил специфику и основные тенденции политики западносибирских обкомов ВПК (б) КПСС в отношении художественной и вузовской интеллигенции в 1946-1964 гг. Он также поставил цель выявить проявления инакомыслия вузовской интеллигенции и студенчества Западной Сибири в годы «оттепели», методы борьбы региональных органов КПСС с этим явлением. Изучив документы и воспоминания, ученый констатировал, что в Омске, как и во многих крупных городах Западной Сибири, во второй половине 1950-х гг. среди интеллигенции и студенчества существовали критические, а в отдельных случаях и ярко выраженные оппозиционные настроения8.
В работе В. Г. Рыженко рассматриваются как общие вопросы историографии культурной политики, так и региональные аспекты9. По мнению В. Г. Рыженко, «советская культура как результат общей, но разнонаправленной деятельности “верхов” и “низов” оформилась как уникальный субкультурный сплав. Его компоненты концентрировались в местных культурных гнездах и проявлялись в деятельности различных носителей культур и субкультур»10. Исследователь считает, что конкретно-исторический анализ такого сложного объекта, как местная культура, только начинается. Ее работа дает размышления о новых направлениях в проблеме, в частности, автор исследует так называемые «культурные гнезда» России как один из вариантов изучения диалога между столицей и провинцией11.
Исследованием культуры Западной Сибири занимается В. С. Бовтун (г. Барнаул), но, в отличие от предшественников, он сделал акцент на развитии материально-технической базы культуры Сибири, подготовке кадров в 1970-1990-е гг.12 Достоинство работы
В. С. Бовтуна в том, что он впервые высказал мысль о том, что, несмотря на недостаточный уровень материально-технической базы культуры, шел процесс централизации
учреждений культуры Сибири13. Он обратил внимание на то, что создание централизованных библиотечных и клубных систем, культурных комплексов способствовало эффективному управлению культурой Сибири, объединению сил и средств, закреплению молодых специалистов. По мнению В. С. Бовтуна, существующая система учебных заведений Сибири в 1970-1990-е гг. дала положительные результаты в решении задач и подготовке кадров и оказала большое влияние на развитие культуры Сибири, в том числе и для национальных районов Южной Сибири -Тува, Хакасия и Горный Алтай14.
В совместной монографии О. П. Бовтун и И. В. Бовтун рассмотрена история театральной культуры Западной Сибири в 1980-1990 гг.15 В работе впервые поднимается проблема подготовки творческих кадров в учебных заведениях искусства, формирования репертуара, механизмов взаимодействия театра и зрителя, материально-техническая базы театров Западной Сибири. Авторы на основе изучения архивных источников пришли к выводу, что для Западной Сибири были характерны крайне низкие темпы строительства и реставрации театральных зданий, вызванные господством остаточного принципа финансирования сферы культуры и недостаточным уровнем освоения капитальных вложений16. В 1980-1990-х гг. в театрах Западной Сибири существовали определенные сложности с формированием творческих составов, высокой была текучесть кадров17. По мнению О. П. Бовтун и И. В. Бовтун, весь рассматриваемый период характеризовался неравномерностью и слабостью развития сети театров, что привело к такому положению, когда обеспеченность местами в зрительных залах в огромном западносибирском регионе была значительно ниже среднего уровня по стране17.
Вопросы формирования творческой интеллигенции в национальных районах Южной Сибири пока еще не стали объектом исторического исследования. Изучение культуры и интеллигенции, по существу, до начала 1990-х гг. происходило в рамках отдельно взятых территорий: Хакасии, Тувы и Горного Алтая. Приоритет в исследованиях проблем творческой интеллигенции принадлежал, главным образом, критикам, литературоведам, философам, искусствоведам. Так, в работах А. Л. Кошелевой, В. А. Карамашевой,
В. П. Прищепы и др. рассматривались результаты творческой деятельности писателей и поэтов Хакасии18. В 1998 г. была защищена докторская диссертация В. А. Карамашевой, посвященная развитию хакасской прозы с 30-е по 90-е гг. ХХ в.19 В 2001 г. вышла работа Л. В. Каймановой о жизни и творчестве хакасского поэта А. П. Кыштымова20. Достоинством работы является использование рукописных материалов поэта, из них некоторые стихотворения изданы впервые. Литературная жизнь Хакасии последней четверти XX - начала XXI в. изучена В. П. Прищепой. Автор представил биографии известных хакасских писателей, внесших вклад в развитие литературоведения (М. Е. Кильчичаков,
B. Г. Майнашев, А. П. Кыштымов, Н. М. Ах-пашева). Работа ценна тем, что в ней использованы личные архивы писателей, а также воспоминания современников исследуемого периода. Личное знакомство автора позволило раскрыть ранее неизвестные страницы жизнедеятельности хакасских писателей.
Особняком стоит монография Г. Г. Кото-жекова, поскольку она поднимает важные философские, теоретико-методологические вопросы21. В работе впервые рассматривается опыт культурного строительства в национальных регионах Сибири, в частности, на материалах Саяно-Алтая. Автор исследовал пути формирования интеллигенции в регионе, особенности, характерные для национальных районов Сибири. Эта работа ценна тем, что она дает молодым исследователям возможность поиска и выбора своего научного направления.
История театральной интеллигенции Горного Алтая была представлена в монографии
C. Н. Тарбанаковой «Пути развития театров Южной Сибири22. По сравнению с предшествующими исследователями, в данной работе впервые обобщены многочисленные, разрозненные сведения по истории возникновения и становления драматического искусства Горного Алтая, Хакасии и Тувы, начиная с фольклорных истоков и до конца 1960-х гг. Работа над темой дала основание С. Н. Тарба-наковой говорить о том, что развитие профессионального театра происходило в сходных условиях у народов Южной Сибири (которые до революции не знали даже театральной самодеятельности), где действовали единые закономерности. С. Н. Тарбанакова пришла к интересному заключению о том, что в теа-
тральном искусстве народов Южной Сибири в 1960-е гг. завершился процесс формирования национальной режиссуры и актерских школ, выработавших к этому моменту самобытные исполнительские традиции.
По сравнению с Горным Алтаем и Тувой, в Хакасии есть работы, в которых представлена история театра23. В книгах «Судьба и загадка русского театра в Хакасии» и «О театре. И не только...» авторы В. Ф. Шлык и Л. К. Шлык рассматривают историю появления русского театра в Хакасии, раскрывая при этом все трудности работы театрального коллектива, биографии режиссеров и актеров. Работы ценны тем, что они написаны на основе личных воспоминаний авторов, являвшихся непосредственными участниками становления театрального искусства в Хакасии.
В современный период появился ряд научных публикаций, посвященных истории культуры и творческой интеллигенции Хакасии24. История изобразительного искусства Хакасии, его отдельных аспектов была рассмотрена в статье Т. М. Высоцкой25. Автором было отмечено, что предпосылки возникновения станковых форм изобразительного искусства на территории Хакасии связывают с установлением письменности в 1925 г., когда на хакасском языке начали выходить учебники и книги, издаваться газеты26. Именно в оформлении первых книг участвовали как местные авторы, так и художники из Новосибирска, Алтая и Москвы. По мнению Т. М. Высоцкой, в становлении изобразительной культуры Хакасии, в развитии станкового и декоративно-монументального искусства большую роль сыграли мастерские художественного фонда, поскольку стали профессиональной школой для нескольких поколений художников, в большинстве своем, для авторов без специального образования27.
В первое десятилетие XXI в. появились научные труды, посвященные истории изобразительного искусства Тувы28. Интерес вызывает работа С. И. Вайнштейна, в которой раскрыто камнерезное искусство, одно из уникальных национальных достояний Тувинской республики. В ней автор на основе личных воспоминаний, в контексте истории культуры Тувы, впервые изучил биографии тувинских художников-камнерезов. По мнению С. И. Вайнштейна, традиции, заложенные мастерами-резчиками старшего поколения, развили позже их ученики, определили
характер решения всех творческих проблем нового для тувинцев вида художественного отражения действительности.
Обзор трудов современных ученых позволяет заключить, что комплексных работ по теме исследования «Культура и интеллигенция Южной Сибири» нет. Есть монографии, в которых изучены отдельные группы интеллигенции в разные исторические периоды. Исследователи Хакасии, Тувы и Горного Алтая изучали проблемы культуры и интеллигенции в контексте истории отдельных регионов Южной Сибири. Отсутствие обобщающих трудов по данной теме определяет необходимость ее обстоятельного изучения, что дает возможность наметить некоторые перспективы дальнейшего исследования. В частности, партийная и государственная политика по отношению к творческой интеллигенции практически не нашла своего отражения в исследованиях местных ученых.
Примечания
1 См.: Теория культуры : разнообразие подходов и возможности их интеграции / под ред. Ю. М. Резника. М., 2012. С. 34.
2 Астахова, В. И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. Харьков, 1976; Сергеев, В. А. Новейшая историко-партийная литература о художественной интеллигенции в период строительства социализма (1917-1937 гг.) // Роль интеллигенции в построении и дальнейшем развитии социалистического общества в СССР. Л., 1976. Вып. 2; Степанян, Ц. А. Советская интеллигенция и основные пути ее формирования // Вопр. философии. 1979. № 11 и др.
3 Барбакова, К. Г. Интеллигенция и власть. М., 1991; Белова, Т. Культура и власть. М., 1991; Бабиченко, Д. Л. «Литературный фронт». История политической цензуры. 1932-1946 гг. : сб. док. М., 1994; Ершова, Э. Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941). М., 1994; Зезина, М. Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-60-е годы. М., 1999.
4 Назимова, В. Ш. Художественная интеллигенция : противоречия сознания / В. Ш. Назимова, Ж. Е. Левина // Культура и интеллигенция России в переломные эпохи (ХХ в.). Омск, 1993; Раскатова, Е. М. К вопросу о понятии «молодая художественная интел-
лигенция» // Проблемы теории и истории изучения интеллигенции : поиск новых подходов : межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1994; Меметов, В. С. Об актуальных проблемах исследования российской интеллигенции // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Иваново, 1995; Раскатова, Е. М. О некоторых особенностях отечественной историографии проблем художественной интеллигенции // Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново, 1996; Купцова, И. В. Художественная интеллигенция России (размежевание и исход). СПб., 1996; Раскато-ва, Е. М. : 1) Отечественная художественная интеллигенция : приоритеты изучения в 1990-е годы // Интеллигент и интеллиген-товедение на рубеже XXI века : итоги пройденного пути и перспективы. Иваново, 1999; 2) Методологические аспекты изучения художественной интеллигенции // Генезис, становление и деятельность интеллигенции : междисциплинарный подход. Иваново, 2000.
5 Орлов, Б. С. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологический анализ // Социс. 2001. № 11. С. 76; Беленький, В. Х. Еще раз об интеллигенции // Социс. 2004. № 4. С. 99; Горелов, А. А. Призвание интеллигенции и этика дара // Соц.-гуманитар. знания. 2004. № 5. С. 230; Гражданские позиции интеллигенции : камо грядеши? // Социс. 2004. № 9. С. 123; Карпухин, О. И. О взаимодействии «новой» интеллигенции и интеллигенции массы // Соц.-гуманитар. знание.
2004. № 2. С. 74.
6 См.: Бортников, С. Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири (19611985 гг.). Историко-культурный анализ. Барнаул, 1999; Сизов, С. Г. Региональные органы ВКП (б) - КПСС и интеллигенция Западной Сибири в 1946-1964 гг. : дис. ... д-ра ист. наук. Омск, 2004.
7 См.: Бортников, С. Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири.
8 Сизов, С. Г. Оппозиционные настроения преподавателей и студентов Омских вузов во второй половине 1950-х гг. // Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века : итоги пройденного пути и перспективы. Иваново, 1999. С. 282.
9 См.: Рыженко, В. Г. Историография советской культуры : проблемы и возможности развития на современном этапе // История культуры советского общества. Омск, 1990.
10 Там же. С. 37.
11 См.: Культура и интеллигенция России между рубежами веков. Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX в. - начало XXI в.) : материалы V Все-рос. науч. конф. с междунар. участием, посв. 10-летию Сиб. филиала Рос. ин-та культурологии МК РФ (Омск, 29 сентября - 3 октября 2003 г.) / отв. ред.: В. Г. Рыженко, В. П. Кор-зун. Омск, 2003.
12 Бовтун, В. С. Культурная политика в 19701990-х гг. (на примере Сибирского региона). Барнаул, 2004. 280 с.
13 Там же. С. 212.
14 Там же. С. 213.
15 Бовтун, О. П. Театральная культура западной Сибири в 1980-1990-е годы / О. П. Бовтун, И. В. Бовтун. Барнаул, 2005. 206 с.
16 Там же. С. 195.
17 Там же. С. 123.
18 Кошелева, А. Л. : 1) Вопросы развития хакасской литературы / отв. ред. П. А. Трояков. Абакан, 1990. 200 с.; 2) Очерки истории хакасской советской литературы. Абакан, 1985. 288 с.; 3) Хакасская поэзия 1920-90-х годов : типология и закономерности развития. Абакан, 2001; 4) Генезис хакасской литературы (поэзии) в контексте евразийской культуры (содержательно-эстетический аспект) // Актуальные проблемы изучения языка и литературы. Абакан, 2003. С. 19-25; Карама-шева, В. А. Становление хакасской прозы : жанр, проблематика, характер. Абакан, 1996; Прищепа, В. П. «Щемящей совести строка.» : книга о современной литературе Хакасии. 2-е изд., доработ. и доп. Абакан, 2009. 448 с.
19 Карамашева, В. А. Хакасская проза 30-90-х годов ХХ века. Становление. Русско-хакасские литературные связи. Вопросы поэтики. Творческие индивидуальности : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1998. 50 с.
20 Кайманова, Л. В. Радость любви (женщины в судьбе поэта). Абакан, 2001. 180 с.
21 Котожеков, Г. Г. : 1) Культура народов Саяно-алтайского нагорья. Абакан, 1992. 191 с.; 2) Взаимодействие и взаимопроникновение контактирующих этнических культур // Россия и Хакасия : 290 лет совместного развития. Абакан, 1998. С. 214-218.
22 Тарбанакова, С. Н. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск, 1994. 180 с.
23 Шлык, В. Ф. Судьба и загадка русского театра в Хакасии. Абакан, 2002. 592 с.; Инки-жеков, Л. Т. Театр - жизнь моя, театр - счастье мое. Абакан, 2005. 96 с.; Шлык, В. Ф. О театре. И не только. : сб. ст. Абакан, 2008. 328 с.; Артамонова, Н. Я. Театральное искусство Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Хакас. гос. ун-та. 2012. № 1.
С.42-44.
24 Артамонова, Н. Я. Интеллигенция Восточной Сибири : опыт формирования и деятельности (конец XIX - середина XX в.). М., 2000. 237 с.; Данькина, Н. А. : 1) Изучение истории интеллигенции Хакасии учеными Хакасского НИИЯЛИ // 55 лет Хакасскому научно-исследовательскому институту языка, литературы и истории : материалы науч.-практ. конф. (18-20 нояб. 1999 г.). Абакан, 2001. С. 60-64; 2) Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий. Абакан, 2002. С. 3-8; 3) Теоретико-методологические проблемы исследования истории интеллигенции Хакасии // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая : науч. сб. молодых исследователей. Абакан, 2003. Вып. 4. С. 91-99.
25 Высоцкая, Т. М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия // Художники Хакасии : альбом-каталог. Красноярск, 2009. С. 7-12.
26 Там же. С. 7.
27 Там же. С. 8.
28 Оюн, Д. Тувинская каменная скульптура на выставке в Москве // Центр Азии. 2004.
22 окт.; Открыть красоту : страницы истории художественной культуры Красноярска. Красноярск / под ред. Л. И. Шаповаловой.
2005. 122 с.; Вайнштейн, С. И. Загадочная Тува. М., 2009. 415 с; Иргит, А. К. Орнамент в тувинской каменной пластике малых форм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1 (5). С. 67-69.