Научная статья на тему 'Особенности работы партийных органов Хакасии по осуществлению театральной политики в 1980 – 1991 гг'

Особенности работы партийных органов Хакасии по осуществлению театральной политики в 1980 – 1991 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕАТР / РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН / ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕСТРОЙКА / ХАКАСИЯ / PARTY-STATE POLICY / THEATER / REPERTOIRE PLAN / CONCERT TOURS / RESTRUCTURING / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

В статье рассматривается влияние партийно-государственной политики в области театрального искусства Хакасии в 1980 – 1991 гг. Анализируется влияние местных органов власти на репертуарный план, гастрольную деятельность. Раскрыта организационная и творческая работа драматического театра Хакасии, его актеров и режиссеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы партийных органов Хакасии по осуществлению театральной политики в 1980 – 1991 гг»

ленность, увеличивались книжные фонды библиотек, что требовало более высокой квалификации библиотекарей.

Источники и литература

1. Белова, Н. Между прошлым и будущим: Вологодской областной библиотеке - 70 лет / Н. Белова // Библиотекарь. - 1989. - № 5. - С. 52 - 53.

2. Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. - Вологда, 2004.

3. Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина. - Вологда, 1989.

4. Воробьева, Л.М. Из истории вологодской областной библиотеки им. И.В. Бабушкина / Л.М. Воробьева // Вологодская обл. науч.-практ. конф. библиотечных работников: Материалы первой областной научно-практической конференции библиотечных работников. - Вологда, 1970.

- С. 3 - 12.

5. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 635. - Оп. 7. - Д. 27.

6. ГАВО. - Ф. 653. - Оп. 7. - Д. 29.

7. ГАВО. - Ф. 635. - Оп. 7. - Д. 33.

8. ГАВО. - Ф. 635. - Оп. 7. - Д. 36.

9. ГАВО. - Ф. 635. - Оп. 7. - Д. 62.

10. ГАВО. - Ф. 635. - Оп. 10. - Д. 24.

11. ГАВО. - Ф. 635. - Оп. 10 - Д. 45.

12. ГАВО. - Ф. 635. - Оп. 10. - Д. 66.

13. ГАВО. - Ф. 635. - Оп.10. - Д. 69.

14. ГАВО. - Ф. 4794. - Оп. 1. - Д. 488.

15. К проведению читательских конференций по произведениям советской художественной литературы. - Вологда, 1964.

16. Кессених, В. Нужен решительный перелом / В. Кес-сених, И. Вайсман // Библиотекарь. - 1952. - № 10. - С. 14 -19.

17. Николаева, Е.И. Культура и быт жителей г. Кирил-

лова в 1950 - 1960-е годы / Е.И. Николаева // Вестник Ки-рилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. - 2009. - № 6. - Сентябрь. -иКЬ: Ийр://^'шш.к1гтшеит.тЛззие^шёе/ёе1аН.ркр?ГО=5475

(дата обращения: 14.07.2012.)

18. Платионов, А.Н. Культурно-просветительные учреждения / А.Н. Платионов // Культурное строительство в Вологодской области. - Вологда, 1958. - С. 42 - 58.

19. Платионов, А. О работе совета по комплектованию библиотек / А. Платионов // Библиотекарь. - 1955. - № 9.

- С. 14 - 16.

20. Прыгова, Э.М. История публичной библиотеки города Череповца / Э.М. Прыгова. - Череповец, 2002.

21. Романов, А. Народные корни литературы: из истории Вологодской писательской организации / А. Романов // Литературная Вологда. - Вологда, 2007. - С. 461 - 483.

22. Соколов, В.И. Вологда: история строительства и благоустройства города / В.И. Соколов. - Вологда, 1977.

23. Степанченко, Д. Читатели обсуждают альманах / Д. Степанченко // Красный Север. - 1960. - 27 января.

УДК 94(47).084.9 (571.513)

Ю.К. Троякова

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ ХАКАСИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 1980 - 1991 ГГ.

В статье рассматривается влияние партийно-государственной политики в области театрального искусства Хакасии в 1980 - 1991 гг. Анализируется влияние местных органов власти на репертуарный план, гастрольную деятельность. Раскрыта организационная и творческая работа драматического театра Хакасии, его актеров и режиссеров.

Партийно-государственная политика, театр, репертуарный план, гастрольная деятельность, перестройка, Хакасия.

The author considers the influence of party-state policy in the field of Khakassia’s theatrical art in 1980s-1991s. The influence of

local authorities on the repertoire plan and concert tours is analyzed in the article. Organizational and creative work of Khakassia’s

dramatic theater, its actors and stage directors is presented in the paper.

Party-state policy, theater, repertoire plan, concert tours, restructuring, Khakassia.

Хакасский областной драматический театр в 1980 - 1991-е гг. переживал непростой период. В истории развития театрального искусства страны имели место как достижения, так и кризисные явления, вызванные господством административно-командной системы. Театр, как, впрочем, и другие отрасли культуры, был вынужден реагировать на требования государственных и партийных органов власти, считавших искусство в целом орудием идеологической борьбы. В начале 1980-х гг. такое отношение привело к регламентации деятельности творческой интеллигенции, идеологизации репертуара театров, и, в конечном итоге, к сокращению зрительской аудитории. Во второй половине 1980-х гг. Коммунистиче-

ская партия и советское правительство в условиях кризиса, множества нерешенных проблем вынуждено было искать новые формы и методы работы во взаимоотношениях с театром.

Театральная культура Хакасии в указанный период по-прежнему руководствовалось принципами, заложенными XXVI съездом КПСС (1981 г.). В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до

1990 года» было рекомендовано о необходимости развивать «социалистическую культуру и искусство, повысить их роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей

советских людей» [8, с. 90]. В указанном документе Сибири отводилось особое место. Вследствие чего в Красноярском крае родилось движение под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры» [7, с. 122]. Движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры», провозглашенное в 1981 г. первым секретарем Красноярского крайкома партии П.С. Федирко, поддержали все творческие коллективы, в том числе хакасский областной драматический театр.

В 1980-е гг. партийно-государственная политика в отношении областного драматического театра, как и в предыдущие годы, продолжала оказывать влияние на репертуарный план. Порядок формирования репертуара театров был закреплен в специальных положениях, утверждаемых Министерством культуры СССР [2, с. 129]. Согласно последнему из них, вышедшему в 1984 г. и действующему вплоть до введения театрального эксперимента, в театрах разрабатывались проекты репертуарных планов. Они поэтапно утверждались сначала художественным советом, городским отделом культуры, затем областным, краевым и центральными органами управления культуры, которые вносили в них свои коррективы [13, с. 31 - 40]. Эти поправки были связаны с включением в репертуар театров спектаклей на сельскую, производственную темы, а также посвященных юбилейным датам, по произведениям лауреатов Государственной (Ленинской) премии СССР [16, с. 3].

В 1980-е гг. в репертуар облдрамтеатра были включены спектакли, написанные по пьесам хакасских драматургов (в эти годы хакасская драматургия переживала расцвет). Художники слова находили новые источники духовного обогащения в национальном фольклоре, фольклорно-сказочных и исторических сюжетах. В 1980 г. артист театра С. Арто-нов написал народно-героическую драму «Потомки белой волчицы» по мотивам хакасского народного сказания «Алтын Арыг». Постановку ее осуществили режиссер Э.М. Кокова, музыку написал Г.И. Челбо-раков. Спектакль впервые шел с синхронным переводом.

В январе 1981 г. состоялась премьера спектакля «Не только любовь» («Хынызьща ла састырба») по пьесе хакасского драматурга В. Шулбаевой, посвященная 50-летнему юбилею театра. На Всесоюзном семинаре молодых драматургов семейно-бытовая драма была отмечена среди лучших работ [12, с. 3]. Поскольку 1981 г. был посвящен 50-летнему юбилею театра, зрители смогли увидеть лучшие постановки последних лет. Среди них «Хребты Саянские», «Мы, нижеподписавшиеся», «Чили - боль моя», «Одураченный Хорхло», «В ночь лунного затмения» [24, с. 3].

В 1982 г. в облдрамтеатре состоялась премьера спектакля по роману лауреата Ленинской премии Н. Думбадзе «Закон вечности» в постановке режиссера Э.М. Коковой [21, с. 3]. За этот спектакль Э.М. Кокова впоследствии была награждена почетным дипломом Министерства культуры РСФСР. Через год театр гастролировал в Киргизии, где принял участие во Всесоюзном фестивале «Весна Ала-Тоо». На

фестивале спектакль «Закон вечности» был награжден дипломом IV Всероссийского смотра драматургии и театрального искусства народов СССР [21, с. 3]. В 1982 г. были осуществлены последние постановки режиссера, заслуженного деятеля искусств Тувинской АССР А.В. Тугужекова комедия Ж.-Б. Мольера «Лекарь поневоле» и «Последняя просьба» по пьесе А. Лауринчюкаса [28, с. 3]. За спектакль «Последняя просьба» режиссер А.В. Тугужеков получил диплом Министерства культуры РСФСР [21, с. 3].

В конце 1982 г. на совещании работников культуры области коллективу Хакасского облдрамтеатра за спектакль «Хребты Саянские» был вручен диплом Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ, Союза писателей СССР [18, с. 3]. Почетной награды удостоена постановка, осуществленная под руководством режиссера Э.М. Коковой по роману лауреата Государственной премии СССР С. Сартакова. Можно заметить, что в репертуаре облдрамтеатра имелись те спектакли, которые были удостоены различных государственных наград. Это объясняется следующими причинами: во-первых, репертуарную политику театров, как было отмечено выше, определяли партия и правительство. Во-вторых, именно эти спектакли имели своего зрителя, по сравнению с другими постановками, которые были уже неинтересны и не имели своей зрительской аудитории.

Наряду с художественными советами активное участие в формировании репертуарного плана обл-драмтеатра в 1980-е гг. принимали партийные организации театров. Особенно оживилась эта работа после выхода в свет 25 февраля 1983 г. постановления ЦК КПСС «О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра им. Янки Купалы» [8, с. 392]. В постановлении отмечалось, что «важной задачей партийной организации театра является повышение действенности идейно-воспитательной и организаторской работы в творческом коллективе; улучшить ознакомление театров с новыми произведениями драматургии, а также организацию перевода и распространения их на языках народов СССР» [8, с. 392]. Изданные вслед за ним постановления обкомов и крайкомов активизировали работу партийных бюро театров по вопросам формирования репертуара и повышения идейнохудожественного уровня спектаклей [2, с. 133]. По мнению исследователей О.П. Бовтун, И.В. Бовтун среди особенностей работы местных партийных органов по осуществлению театральной политики являются дублирование и схематизм постановлений ЦК КПСС, Совета Министров обкомами на местах [2, с. 133].

Партия уделяла большое внимание организации культурного обслуживания сельского населения. В начале 1983 г. состоялось общее профсоюзное собрание, посвященное обсуждению социалистических обязательств коллектива облдрамтеатра в свете Постановления Пленума ЦК КПСС от 24 мая 1982 г. «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения». В нем указывалось, что

Министерству культуры СССР необходимо было обеспечить дальнейшее улучшение культурного обслуживания сельского населения, активизировать работу по выпуску новых спектаклей, раскрывающих важные проблемы современного села [8, с. 3]. Собрание констатировало, что театр внес свой вклад в выполнение решений майского Пленума ЦК КПСС. Были проведены более двухсот спектаклей, в том числе, три премьеры показаны для тружеников села [6, с. 3]. Среди обсуждаемых вопросов на собрании была поднята проблема наполняемости зрительного зала. Дело в том, что наполняемость зрительного зала театра в среднем за год составила 42 % [6, с. 3]. В сложившейся ситуации руководство театра совместно с горкомом ВЛКСМ вынуждено было искать новые формы работы, пропаганды театрального искусства. Решило эту проблему проведение «молодежных театральных пятниц». Первым ее участником стал молодой коллектив абаканских вагоностроителей. Впоследствии на таких обязательных «встречах» побывало немало производственных коллективов области, что позволило отчасти решить проблему наполняемости зрительного зала театра.

Большое влияние на деятельность творческих коллективов оказало очередное областное совещание работников культуры в марте 1983 г., на котором был заслушан доклад заведующей отделом культуры облисполкома Г.А. Трошкиной [19, с. 3]. Выступление было посвящено итогам работы учреждений культуры области в 1982 г. и задачам работников культуры на 1983 г. в свете решений ноябрьского Пленума ЦК КПСС, положений и выводов генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Одной из главных задач, отмечалось на совещании, является всемерное повышение уровня культуры трудящихся Хакасии, особенно сельского населения, усиление социалистического соревнования под девизом «Сибири - высокую культуру» [19, с. 3]. В русле поставленных задач на совещании местные партийные органы активизировали работу театров на селе. В 1984 г. Абаканский городской отдел культуры впервые провел крупное массовое мероприятие «День культуры на селе». 32 коллектива работников культуры, искусства и кино посетили многие районы области [29, с. 3]. На этих гастролях облдрамтеатр показал спектакль «Акун» в новой интерпретации «Последний шаман», подготовленный режиссером Э. М. Коковой.

Период «перестройки» изменил театральную жизнь области. Исследуемый период с 1985 по

1991 гг. характеризовался поисками новых методов управления культурой, которые, в свою очередь, привели к театральному эксперименту, направленному на совершенствование управления и повышение эффективности деятельности театральных коллективов. Он проходил в условиях глубокого реформирования экономики и политической системы страны в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и Пленумов ЦК (1985 г.) [20]. На Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что «необходимо решительно обновлять методы деятельности творческих союзов, учреждений культуры, наполнять ее глубоким идейным содержанием» [9, с. 90].

Потребность проведения театрального эксперимента объяснялась застойными, кризисными явлениями, устранение которых повлекло бы к улучшению творческого процесса в театре. К таким явлениям относились: неэффективная система управления театрами, невысокий уровень оплаты труда работников театра (по сравнению со средним заработком в промышленности, сельском хозяйстве), неудовлетворительное состояние системы материальнотехнического обеспечения театров и низкая посещаемость зрительного зала. Резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично - театров, музыкальных коллективов, библиотек. Действовал так называемый «остаточный принцип» финансирования. В государственном бюджете страны он составлял 1,2 % (начиная с 1980 г.), причем более половины этих средств расходовалось на телевидение, кино и печать [25, с. 3].

В 1986 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 800 «О комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров», целью которого являлось «повышение социальной эффективности театрального искусства, развитие инициативы театрального коллектива, повышение его ответственности за достижение высоких результатов творчества и расширения зрительской аудитории при рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов» [20]. Отныне театры могли самостоятельно формировать свой репертуар, что привело к расширению числа постановок пьес, имеющих в прежнее время ограниченный доступ на сцену. По условиям театрального эксперимента значительно расширились права местных Советов в области создания новых творческих коллективов, их реорганизации, ликвидации, исходя из особенностей развития регионов, наличия творческих кадров и др. [2].

Вскоре вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении условий деятельности творческих союзов» от 14 февраля 1987 г., в котором отмечалось, что дальнейшее развитие советской литературы и искусства, повышение их роли в духовной жизни общества ставят перед творческими союзами ответственные задачи по созданию значительных в идейно-художественном отношении произведений [10, с. 307]. СТД и театральным обществам союзных республик, согласно этому постановлению, разрешалось создавать театральные фонды. Средства театральных фондов, идущих от отчислений со сборов с театральных спектаклей, от доходов предприятий, принадлежащих им, можно было распределять по своему усмотрению правлением СТД [10, с. 307].

Приход главного режиссера облдрамтеатра С. Я. Верхградского (Н.И. Хомяков уехал в Красноярский театр драмы - Ю.Т.) приходится на период начавшейся перестройки. Так называемые «театральные пятницы» приобрели новое очертание. После спектакля режиссеры, артисты, художники и драматурги оставались на сцене для того, чтобы продолжить диалог со зрителем [3, с. 3]. Эти встречи проходили в

более свободной атмосфере и в самых различных формах: в виде диспутов, дискуссий по поводу просмотренных спектаклей, зрительских конференций, встреч с любимыми артистами и режиссерами.

Смена художественного руководства театра изменила работу всего творческого коллектива. При С.Я. Верхградском впервые за много лет спектакли смогла увидеть группа московских критиков. Положительную оценку заслужили только два спектакля: это «Рядовые» (режиссер Н. И. Хомяков) и «Деревья умирают стоя» (режиссер В.И. Ивандаев) [30, с. 3]. Главный режиссер придерживался основного принципа в работе театра - на сцену только добротно поставленные пьесы. Такими спектаклями стали «Полнолуние» в постановке режиссера В.И. Ивандаева и «Овод». Так, например, он не допустил ряд готовившихся спектаклей по плану из-за их низкого художественного уровня. В одном из первых интервью для газет С.Я. Верхградский поделился так со своими творческими планами на 1986 г.: «...театр сейчас находится на стадии переосмысления пройденного и готовится к воплощению более сложных художественных задач. Кратко наше направление можно охарактеризовать так: хорошая литература, драматургия, яркая театральность, поиск романтического героя» [27, с. 78].

Несмотря на новые задачи, поставленные перед театром, все еще имелись некоторые трудности. Это, прежде всего, невысокий прокат спектаклей на хакасском языке (из четырех новых спектаклей в год только один был на хакасском языке). В тяжелом положении оказалась хакасская труппа. Эта проблема отчасти была решена созданием (октябрь 1988 г.) хозрасчетного театрального коллектива, задачей которого явилось осуществление постановок пьес хакасских авторов. Поэтому театр создавался как национальный, работавший на хакасском языке. Инициаторами создания такого экспериментального театра (чью идею поддержал сам С.Я. Верхградский -Ю.Т.) были режиссер В.И. Ивандаев и актер обл-драмтеатра Ю. Топоев. Будущий театр «Читиген» (в переводе с хакасского языка означает «Большая медведица») возглавил режиссер В.И. Ивандаев, работавший на условиях самофинансирования [26, с. 3]. Таким образом, всего в области имелись четыре театра: областной драмтеатр, ТЮЗ, театр кукол и национальный театр «Читиген». Следует отметить, что в годы перестройки кризис сказался не только на театральном искусстве Хакасии, но и на сильнейших театральных коллективах в целом. Однако сильнее всего кризис ударил по периферийным театрам.

Первой работой нового театра «Читиген», вынесенной на суд зрителя, стала трагикомедия «Тохта, айна!» («Остановись, черт!») Ю. Топоева [26, с. 3]. Премьера спектакля в Абакане состоялась четыре раза. С этим спектаклем театр «Читиген» гастролировал по Аскизскому, Алтайскому, Бейскому и Таш-тыпскому районам области. Проблем у нового театра было немало. Во-первых, отсутствовал транспорт, что тормозило работу. Для первых гастрольных поездок транспорт театру предоставляли руководители совхозов, однако в некоторых районах из-за отсутст-

вия автобуса спектакли были отменены. Во-вторых, работа театра осложнялась отсутствием своего помещения. Первый спектакль немногочисленный коллектив репетировал на квартире у режиссера В. И. Ивандаева. Затем редакция газеты «Ленин чолы» выделила театру небольшое помещение. В-третьих, остро стояла проблема актерских кадров, поскольку в области не было своих учебных заведений, готовивших театральных артистов. Руководство театра «Читиген» решило создать при себе студию, куда набирались без специального театрального образования молодые юноши и девушки. Наиболее одаренные из учеников могли получить работу в театре [26].

В марте 1990 г. областным драматическим театром были подведены итоги смотра на лучшую роль сезона. За прошедший 1989 г. были поставлены семь спектаклей, в их числе: «Сас тойы» («Праздник девичьих кос») А. Кызласовой, «Три сестры» А.П. Чехова, «Танго» С. Мрожека, «Спортивные сцены» Э. Радзинского, «Блюз» К. Манье [1, с. 3]. Все эти роли были представлены на краевом смотре творческих работ актеров. Лучшими актерскими работами были признаны роли, в исполнении А. Туртугеше-вой, А. Араштаева и молодого актера К. Султрекова.

По инициативе хакасского отделения СТД в

1990 г. в Кызыле прошел фестиваль национальных театров, посвященный проблемам развития и пропаганды национальной драматургии, сценического искусства народов автономных республик и областей Сибири [5, с. 3]. Хакасию представили два театральных коллектива: артисты облдрамтеатра со спектаклем «Сас тойы» и театр «Читиген». Участие театра «Читиген» в фестивале явилось своего рода творческим отчетом. За два года коллективом было показано зрителям более восьмисот спектаклей и обслужено пятьдесят тысяч зрителей, в основном жителей из отдаленных сел, куда не имели возможности ездить профессиональные учреждения искусства [5]. В резолюции, принятой на фестивале, предлагалось театральному коллективу «Читиген» придать статус государственного театра малых форм и обеспечение его в материально-техническом отношении.

Новый театральный сезон (октябрь 1990 г.) уже работал в новых творческих условиях. Во многом этому способствовало проведение съезда хакасского народа в августе 1990 г. На съезде было принято решение о создании хакасского национального театра и

0 преобразовании кооперативного театра «Читиген» в государственный. 11 сентября 1990 г. исполком областного Совета принял решение о реорганизации хакасского облдрамтеатра и создании самостоятельных областных хакасского национального и русского драматических театров [15, с. 3]. В условиях перехода на рыночную экономику содержание двух театров потребовало дотаций из госбюджета страны в сумме

1 милн. 800 тыс. р. и 142,6 тыс. р. для театра «Чити-ген» при переводе его в статус государственного малокомплектного театра [5, с. 3]. В структуру хакасского национального театра были введены дополнительные штатные единицы. Главным режиссером театра стала Э. М. Кокова, директором театра была

назначена Н.Ф. Панкова [16, с. 3]. Разделение театров привело к активизации всех творческих сил, такого количества спектаклей прежде обе труппы не ставили (раньше 3 - 4, а теперь 7) [17, с. 3].

Немаловажная роль в повышении профессионального уровня работников театральных коллективов принадлежала творческим союзам - областным и краевому отделениям Всероссийского театрального общества (ВТО), преобразованного в октябре 1986 г. в Союз театральных деятелей [2, с. 105]. В марте

1991 г. состоялась отчетная конференция хакасского отделения СТД России, председателем которого был выбран В.С. Коков (всего в отделении насчитывалось 57 членов СТД) [11, с. 3].

В 1990 г. хакасское отделение отделилось от красноярской организации СТД и стало самостоятельным. Будучи в составе красноярской организации СТД, хакасское отделение находилось в нелегких условиях. Одна путевка в год для отдыха актеров, одна - две творческие командировки и то только для актеров, которые признаны сыгравшими «лучшую роль сезона», распределялись среди коллектива [11]. Став самостоятельными, члены Союза получили более широкие возможности для профессиональной учебы, участия в республиканских и зональных семинарах, лабораториях и совещаниях. У отделения появилась возможность приглашать специалистов из Москвы для занятий по сценическому движению и сценической речи [11]. Правлением хакасского отделения СТД подведены итоги театрального сезона (весна 1991 г.) и определены имена актеров - лучших исполнителей мужских и женских ролей [17, с. 3]. Это актрисы С. Чебодаева и С. Селигеева в роли Пахта («Абахай Пахта»), Ю. Топоев - Триуф-фальдино («Любовь, слуга и фрикандо»), М. Кыстоя-кова - Хорды, А. Араштаев - пристав («Одураченный Хорхло»).

В 1980-х гг. активизировалась гастрольная деятельность облдрамтеатра, особенно в свете постановления ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза советских социалистических республик» (1982 г.) [8, с. 247]. В докладе Ю.В. Андропова «Шестьдесят лет СССР» подчеркивалась необходимость «сделать еще более плодотворным взаимное обогащение культур народов СССР, открыть всем людям еще более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших народов» [8, с. 396]. В год юбилея СССР в области прошли гастроли мастеров искусств Киргизской ССР - солистов театра опера и балеты им. А. Малдыбаева [14, с. 3]. Культурные связи Хакасии и Киргизии стали традицией. В третий раз демонстрировали свое творчество представители искусства Киргизской ССР. В этом же году в Омске прошли гастроли хакасской труппы обл-драмтеатра.

Во второй половине 1980-х гг. территория гастролей облдрамтеатра значительно расширилась. Летом 1988 г. театр выехал на гастроли на о. Сахалин [22, с. 3]. Обычно две труппы театра уезжали строго раздельно, впервые за много лет русская труппа в полном составе с большей частью хакасской выехала на такие дальние гастроли [27, с. 83]. На гастролях

хакасская труппа показала спектакль «Камат» по пьесе хакасского автора М. Турана в постановке режиссера В.И. Ивандаева. Всякий раз после каждого спектакля проводились зрительские конференции. Театральный коллектив был удивлен тем фактом, что впервые руководители города и области отсутствовали на премьерных спектаклях, тогда как руководители Абакана и Хакасии присутствовали практически на всех премьерах [27, с. 83]. В этом заключается еще одна особенность работы местных органов власти по осуществлению театральной политики. В провинции партийные органы и правительство не могли быстро перестроиться и привыкнуть к новым условиям «театрального эксперимента».

Следует отметить, что со спектаклем «Камат» в Абакане открылась малая сцена облдрамтеатра. Небольшое количество мест в малом зале позволило существенно увеличить прокат этого спектакля, что явилось первоочередной задачей в отношении постановок на хакасском языке [4, с. 3]. В 1990 г. во время летних гастролей в Москве был показан спектакль «Абахай Пахта» по пьесе А. Котожекова, который был отмечен премией Министерства культуры РСФСР [15, с. 3]. А в октябре 1990 г. состоялась его премьера в постановке главного режиссера театра С. Я. Верхградского. С этим же спектаклем хакасская труппа выступила в 1991 г. в Уфе на фестивале национальных театров. Главная задача фестиваля -творческий отчет национальных театров и обмен опытом [23, с. 3]. Несмотря на то, что спектакль «Абахай Пахта» не занял призового места, было отмечено, что хакасский театр находился на высоком профессиональном уровне.

«Перестройка» изменила театральную культуру Хакасии. Решающее значение имела политика гласности, а также смягчение или частичный пересмотр некоторых постулатов официальной идеологии. Был объявлен плюрализм мнений, и это привело к тому, что театральный репертуар стал более разнообразным, появилось множество новых театров и студий, встречи артистов театра и зрителей проходили в более свободной форме. К 1986 г. относится начало следующего этапа. Именно в это время происходит постепенная реорганизация системы партийногосударственного руководства культурой, принимаются правовые акты, определившие содержание перестройки в этой сфере.

Источники и литература

1. Блинова, В. Лучшие роли года / В. Блинова // Советская Хакасия. - 1990. - 27 марта.

2. Бовтун, О.П. Театральная культура Западной Си-

бири в 1980 - 1990-е гг. / О.П. Бовтун, И.В. Бовтун. - Барнаул, 2005. - ЦКЬ: http://window.edu.ru/resource/

699/45699/й^^Ш10^Г

3. Верхградский, С.Я. С чего он начинается? / С.Я. Верхградский // Советская Хакасия. - 1986. - 23 января.

4. Верхградский, С.Я. Что же дальше? / С.Я. Верх-градский // Советская Хакасия. - 1988. - 11 октября.

5. Ивандаев, В.И. Быть или не быть «Читигену» / В.И. Ивандаев // Советская Хакасия. - 1990. - 3 октября.

6. Казаков, Е. В ногу со временем / Е. Казаков // Советская Хакасия. - 1983. - 19 января.

7. Котожеков, Г.Г. Художественная культура народностей СССР: диалектика развития / Г.Г. Котожеков. - М., 1984.

8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1988. - Т. 14.

9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1989. - Т. 15.

10. КПСС о перестройке: сборник документов / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М., 1988.

11. Лыткина, И. Будут и фестивали / И. Лыткина // Советская Хакасия. - 1991. - 27 марта.

12. «Не только любовь» // Советская Хакасия. - 1981. -30 января.

13. Основные служебные документы Министерства культуры СССР за 4 квартал 1984 г. - М., 1984.

14. Павлова, Э. Славу братству народов поем / Э. Павлова // Советская Хакасия. - 1982. - 11 мая.

15. Полежаева, Л. Театр драмы в разделительном варианте / Л. Полежаева // Советская Хакасия. - 1990. -2 октября.

16. Полежаева, Л. Возвращение к истокам / Л. Полежаева // Советская Хакасия. - 1990. - 20 ноября.

17. Послесловие к театральному сезону // Советская Хакасия. - 1991. - 13 июня.

18. Сибирские характеры // Советская Хакасия. - 1983.

- 13 января.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Совещание работников культуры // Советская Хакасия. - 1983. - 4 марта.

20. Театры страны в условиях эксперимента. - М., 1989.

21. Театр: премьеры сезона // Советская Хакасия. -1982. - 28 января.

22. Уроки и надежды // Советская Хакасия. - 1988. - 18 сентября.

23. Фестиваль театров тюркоязычных народов в Уфе // Советская Хакасия. - 1991. - 18 июля.

24. Хакасский областной драматический // Советская Хакасия. - 1981. - 11 ноября.

25. Чаптыков, В.Г. Культура и последствия «остаточ-ности» / В. Г. Чаптыков // Советская Хакасия. - 1990. -2 февраля.

26. Чаптыков, М. Дети большой медведицы (о театре «Читиген») / М. Чаптыков // Советская Хакасия. - 1988. -20 декабря.

27. Шлык, В.Ф. О театре. И не только. : сборник статей / В.Ф. Шлык. - Абакан, 2008.

28. Юрьева, Э. А сцены - разные / Э. Юрьева // Советская Хакасия. - 1982. - 2 ноября.

29. Юрьева, Э. Новая постановка / Э. Юрьева // Советская Хакасия. - 1984. - 14 марта.

30. Юрьева, Э. Надежда на перемены / Э. Юрьева // Советская Хакасия. - 1986. - 27 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.