УДК 39
Атаджикова А.А., студент.
Ходжаева М.Б., студент.
Институт международных отношений Министерство иностранных дел Туркменистана
Ашхабад, Туркменистан
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНОВАНИЯ НОВРУЗ
Аннотация
Статья посвящена истории и современному значению праздника Новруз. В ней рассматриваются корни Новруз в зороастризме, его эволюция на протяжении веков, а также его роль в культурах стран, где он отмечается. Авторы статьи также анализируют значение Новруз в современном мире, как фактора, способствующего сохранению культурной самобытности, единству и межкультурному диалогу.
Ключевые слова:
новруз, история, зороастризм, весна, праздник, традиции, культура, единство, межкультурный диалог.
Atadzhikova A.A., student. Khojaeva M.B., student.
Institute of International Relations Ministry of Foreign Affairs of Turkmenistan Ashgabat, Turkmenistan
HISTORY AND CURRENT SIGNIFICANCE NOVRUZ CELEBRATIONS
Annotation
The article is devoted to the history and modern significance of the Novruz holiday. It examines the roots of Navruz in Zoroastrianism, its evolution over the centuries, as well as its role in the cultures of the countries where it is celebrated. The authors of the article also analyze the importance of Navruz in the modern world as a factor contributing to the preservation of cultural identity, unity and intercultural dialogue.
Keywords:
Novruz, history, Zoroastrianism, spring, holiday, traditions, culture, unity, intercultural dialogue.
Сегодня в Туркменистане национальные праздники и традиции развиваются с новыми культурными тенденциями. Празднование Международного праздника Новруз Туркменистана совместно с соседними и братскими народами является одним из главных приоритетов развития отношений, основанных на дружбе и взаимном уважении. В жизни народов мира праздник Новруз заслуживает того, чтобы его отмечали душевно, на международном уровне, в единстве и на высоком уровне торжественности. Потому что Новруз - праздник, призывающий к гостеприимству, уважению, единству, согласию и братству между людьми и народами. С приходом Новруза природа оживает. Возрождение природы укрепляет духовный мир и объединяет людей.
В истории выдвигаются различные научные гипотезы, связанные с возникновением праздника Новруз. Потому что каждый народ имеет свои хронологические особенности в зависимости от местных географических условий. Поэтому начальный период этого праздника приводит к появлению среди ученых нескольких идей. Давайте посмотрим на имеющиеся данные. Древнее слово «Новруз» прочно вошло в язык и лексику многих народов и наций. То есть в переводе с персидского языка оно означает
«нов» — новый, «руз» — день, то есть «Новый год» или «Новый день». На Земле весеннее равноденствие знаменует собой начало астрономического весеннего сезона. За праздником Новруз стоят движения Луны и Солнца, регулярное чередование времен года, лет, месяцев, равноденствий, а также многовековые счета скотоводства и земледелия, связанные с астрономическими причинами.
Хотя Новруз относят к общим иранским и афганским традициям, он остается спорным в науке. На этот счет существуют всевозможные научные теории. В книге «История начинается в Шумере» известного учёного С. Н. Крамера написано, что в духовной культуре шумеров, создавших один из центров ранних цивилизаций в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат, в III тысячелетие до нашей эры [6. стр. 256]. Об этом пишет в своей книге шумерский историк И. С. Клочков: «Теоретически шумерский год состоял из 12 месяцев и 30 дней в году вместо 360 дней. Первый день года считается первым днем весны [5. стр. 207]. В чередующиеся весенние месяцы года вдоль рек Тигр и Евфрат совершались различные обряды, связанные с природой, в зависимости от весенних условий.
О Новрузе - весеннем празднике в истории человечества ходят различные легенды. Первые письменные сведения о нем принадлежат шумерским племенам, создавшим письменность в чуйской форме.
Праздник Новруз не менее важен и среди народов Востока, и в историко-научных источниках говорится, что он распространился и среди тюркских народов. История и социальные науки подчеркивают, что происхождение Новруза восходит к шумерам, пионерам первой цивилизации человечества. Шумеры, считающиеся одними из основателей древнейших цивилизаций мира, были народом, мигрировавшим в Месопотамию.
Итак, можно сказать, что огузо-тюркская община внесла свой вклад в историю древнего Новруза -весеннего праздника. Поскольку люди шумерской культуры были очень хозяйственными и активно занимались земледелием, возникла необходимость в годовом календаре для обозначения времени посевных сезонов, то есть для определения времени посадки и сбора урожая и для ведения учета дней. Шумеры первого города мира «Овур (Ур)» создали астрономические центры в посвящённых им храмах «Зигорат». В этих центрах они создали «часы». При этом они также определили дни, когда ночь и день равны. Они обнаружили, что в этом астрономическом центре движутся семь звезд. Таким образом, они впервые разделили эры на недели и назвали семь дней недели в честь семи звезд. Это название до сих пор сохранилось в языке некоторых древних народов [1].
По мнению ученых, шумеры считаются создателями первой социальной культуры, распространившейся из Средней Азии у подножия Каспийского моря на земли современного Ирака.
Обратимся к еще одному научному факту. У эламитов, проживающих в персидских странах, было два больших свадебных торжества: «Праздник ячменя» и «Праздник винограда» или «Вина». В этой связи об этом свидетельствует труд известного ученого Б. Гирея «Новруз начинается с шумеров». В данной работе автор приводит несколько аргументов о первом происхождении Новруза - весеннего праздника, используя необходимую информацию, то есть источники. Ученый Б. Герей, поставив конкретные проблемы в науке, создает потребность дать новые перспективы ученым, изучающим ее.
На самом деле этот Национальный праздник весны - радостный праздник для каждого восточного народа, поэтому ученым и обществу важно изучить его с этнографической точки зрения. Действительно, в современной этнографической науке приводятся некоторые примеры и делятся представлениями о том, что это за народный праздник. Основная проблема в том, что научному миру очень интересно и необходимо найти первые исторические корни этого праздника. Но есть много вещей, связанных с изучением истории этого праздника Новруз. Однако, поскольку наука считается бесконечной рекой, мы считаем важным изучать ее с национальной точки зрения.
30 сентября 2009 года праздник Новруз был включен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В 2010 году на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята специальная Резолюция об объявлении 21 марта каждого года «Международным днем Новруз» [3]. Подсчитано, что этот замечательный праздник отмечают более 300 миллионов человек по всему миру.
Все потому, что Новруз, то есть праздник весны, отмечают несколько народов. Поэтому происхождение праздника в настоящее время изучают ученые, изучающие историю, этнографию, искусство и фольклор.
Туркменский народ традиционно празднует Новруз еще со времен Огуз-хана Туркмена, который считается главой туркменской династии. Если обратиться к конкретным данным, то в туркменской национальной музыке можно привести песню «Новгюль», которая звучит с большим шумом, а в именах людей можно назвать «Новруз», «Новбахар» и подобные им имена.
Еще один очевидный факт: цветок Новруз символизирует древний праздник Новруз. А. Джикиев отмечает, что среди туркмен, проживающих в среднем течении реки Амударьи, Новруз празднуется большим пиром, готовятся и раздаются такие блюда, как семэне, Новруз ярма, Новруз койже, возносятся молитвы за урожайный год [4, 16 с.].
В прошлом Новруз был самым радостным праздником оседлых туркмен. В Новруз подростки и девушки ходили руками от двери к двери и собирали муку, готовили из нее всевозможные овощи и раздавали ее. Во время трехдневного праздника Новруз люди носили новую одежду, запускали воздушных змеев, танцевали и устраивали различные конкурсы. Девушки собирались в определенном доме и играли в бисер. В Южном и Восточном Туркменистане в дни Новруза, так же, как и в Гурбан-Байрам, молодежь, особенно девушки, летали на качелях. Был организован праздник с участием только девушек и женщин, на котором рассказывали сказки, легенды, песни, девушки играли в национальную игру в бисер и весело проводили время [2]. Новруз имел большое воспитательное значение. Праздник Новруз - это праздник, призывающий к единству, солидарности, братству и патриотизму, а также являющийся источником типичных для Востока гостеприимства и уважения. Список использованной литературы:
1. В. Esenow. Gadymy dйnya taryhy- talyplar йдп okuw gollanmasy. - A§gabat., 2010.
2. А. Baltayew, А. Jykyyew. Nowruz - ^гктеп halkynyn milli Ьаугату. - A§gabat. Ylym., 2013.
3.https://www.turkmenmetbugat.gov.tm/tk/newspapers/41/articles/61809.
4. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. - А., 1983.
5. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек судьба, время. // И. С. Клочков. - М., 1983.
6. Самюэл Н. Крамер. История начинается в Шумере/ Пер. Ф.Л. Мельденсона; под ред. и с предисл. В. В. Струве. (По следам исчезнувших культура Востока). - М., 1965.
© Атаджикова А.А., Ходжаева М. Б., 2024
УДК 130.2
Атаева Дж.
Преподаватель кафедры иностранных языков Туркменский государственный институт экономики и управления
г. Ашхабад, Туркменистан Чарыева К.
Преподаватель кафедры восточных языков Туркменский государственный университет имени Махтумкули
г. Ашхабад, Туркменистан
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ МАХТУМКУЛИ В МИРЕ Аннотация
В данной статье представлена краткая информация об изучении литературы Махтумкули в мире.