УДК 94(47).084.5(571.513)
МАМЫШЕВА Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
ИСТОРИЯ ХАКАСИИ В ЛИЦАХ: ВЫПУСКНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРУДЯЩИХСЯ ВОСТОКА (1921-1938 гг.) (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Статья посвящена проблеме изучения жизнедеятельности выпускников Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ) в 1920-1930-е гг. - выходцев из Хакасии. Автор статьи подчеркивает, что они относятся, скорее, не к выдающимся личностям, а к рядовым людям. Тем не менее, они оставили заметный след в истории Хакасии, но их имена были незаслуженно забыты. В статье отмечается отсутствие в региональной историографии исследований по данному вопросу. На современном этапе развития исторической науки изучение биографии этой плеяды людей приобретает особую актуальность. Между тем архивные материалы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории, с помощью которых возможно восстановление биографических сведений об участниках модернизационных процессов в Хакасии, становятся все отдаленней от исследователей. В связи с вывозом архивных фондов доступными становятся только их оцифрованные копии. Большие трудности возникают с использованием документов региональных и частных архивов. В ходе репрессивной политики государства пострадали семейные архивы, не сохранились фотографии. Региональные архивы содержат в себе скудные материалы о деятельности только некоторых выпускников КУТВ по возвращении их в Хакасию.
Ключевые слова: выпускники; КУТВ; Хакасия; архивные источники; анкеты; характеристики; персональная история.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-61-64
MAMYSHEVA Elena Petrovna, Candidate in History, Associate Professor, Chair of History of Russia,
HISTORY OF KHAKASSIA IN PERSONS: GRADUATES OF THE COMMUNIST UNIVERSITY FOR WORKERS OF THE EAST (1921-1938) (PROBLEM STATEMENT)
The article is devoted to the study of life activities of the graduates of the Communist University for Workers of the East (KUTV) in 1920-1930 who came from Khakassia. The author of the article states that they were rather ordinary, not outstanding people. Nevertheless, they made their significant mark in the history of Khakassia, but their names have been unjustly forgotten. The article states that there is a lack of research on the subject in the regional historiography. At the present stage of the historical science development the research of the biographies of this pleiad of people is of particular importance. At the same time, the archival materials from the Russian State Archive of Social and Political History funds by means of which it is possible to restore the biographical data of the participants of modernization processes in Khakassia, are becoming distant from the researchers. Due to the fact that the archival funds are taken away, only their digitized copies are accessible. Great difficulties arise with the usage of documents of regional and private archives. In the course of the repressive policies of the state, many family archives were destroyed and the photographs were not saved. Regional archives contain scanty data on the activity of some graduates of the KUTV upon their return to Khakassia.
Keywords: graduates; KUTV; Khakassia; archival sources; forms; characteristics; personal history.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант 15-11-19001)
The work was implemented with the financial support of Russian Humanitarian Scientific
Foundation (Grant 15-11-19001)
Продолжительное время исторически сложившимся каноном в научной среде являлось обращение к исследованию жизнедеятельности выдающихся личностей, «которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений» [1, с. 7]. Вместе с тем с последней четверти XX в. пространство применения биографического метода расширилось: в поле исследовательского интереса стали попадать люди, которых невозможно отнести к выдающимся. Ученые подчеркивают, что «это объясняется общим изменением отношения к человеческой индивидуальности и тенденцией к персонализации предмета истории» [1, с. 6].
Акцент внимания на личности рядовых людей весьма актуален, поскольку благодаря их энергии функционируют общественные институты, происходят исторические изменения или поддерживается традиция. В связи с этим обстоятельством возрастает необходимость создать персональную историю общественных и политических деятелей Хакасии 1920-1930-х гг. - выпускников Коммунистического университета трудящихся Востока имени И.В. Сталина. Они являются теми личностями, которые оставили заметный след в истории Хакасии, но по идеологическим причинам были незаслуженно забыты, отодвинуты на задний план и оставлены без внимания исследователей в советский период. Восстановление исторической справедливости и переоценка одностороннего взгляда в освещении биографий известных личностей невозможны без осознания их сущностного и личностного контекста. Между тем человек с присущими ему социальными связями должен рассматриваться не изолированно, а через окружение и исторические реалии как представитель определенного поколения, профессиональной группы. Полу-
чение образования в КУТВ выходцами из сибирской инородческой среды оказало значительное влияние на их становление как «строителей социализма», на формирование уникальной траектории их жизни, наполненной взлетами и драматическими поворотами. Кроме того, необходимость изучения их жизнедеятельности возрастает в связи с существующим социальным заказом, идущим от преподавателей региональной истории, хакасского языка, которые встречаются с информационным вакуумом об участниках культурного и языкового строительства.
В Хакасии в 1920-1930-е гг. происходили крупные изменения в русле модернизацион-ных процессов, характерных в целом для страны. Хакасы, которые именовались татарами (минусинскими, ачинскими, абаканскими), по реформе М.М. Сперанского в 1822 г. были причислены к разряду кочевых инородцев, для управления которыми были созданы четыре Степные думы в составе Ачинского и Минусинского округов Енисейской губернии. В 1923 г. из состава Минусинского и Ачинского уездов был выделен Хакасский уезд, преобразованный в 1925 г. в округ, а в 1930 г. - в Хакасскую автономную область, входившую сначала в состав ЗападноСибирского, а с 1934 г. - в состав Красноярского края. В 1920-1930-е гг. в рамках созданных национально-государственных образований проводилась политика коренизации, которая заключалась в привлечении в органы власти, управления и суда представителей местного населения, знакомых с его традициями и бытом.
Одним из наиболее острых в указанный период был вопрос о подготовке национальных кадров. Особая роль в этом процессе принадлежала высшим учебным заведениям для национальных меньшинств. Одним из таких вузов на протяжении 1921-1938 гг. являлся Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ). Он открылся под руководством Народного комиссариата по делам национальностей РФ (Наркомнаца), на который была возложена обязанность организации в советской России целой сети партийных и советских учебных заведений и научных обществ для подготовки национальных кадров и изучения жизни нерусских народов [11, с. 49]. КУТВ призван был стать «лабораторией по подготовке коммунистов восточных окраин... сделать теорию и практику коммунизма доступной широким трудящимся массам Востока». Исследователи подчеркивают, что «он не был обычным университетом, а представлял собой высшую партийную школу с улучшенным качеством обучения, в сравнении с другими партшколами» [12].
В новейшей историографии вновь наблюдается всплеск интереса к истории вузов для национальных меньшинств, в том числе к истории КУТВ [5, с. 153-156.]. Обучение в КУТВ для студентов было достаточно сложным, поскольку с их слабой предварительной подготовкой было трудно пройти курс высшей партийной школы. В учебных планах КУТВ большое количество часов отводилось общественно-политическим дисциплинам, таким как политэкономия, истмат, история классовой борьбы, история развития общественных форм (ИРОФ) и др. [5, с. 154]. Как отмечают исследователи, «не только для трудящихся Востока, но и для многих русских рабочих труды Маркса, Энгельса, Ленина были первыми книгами после букваря» [11, с. 53]. Студенты, нацеленные на получение знаний, занимались по 16-18 часов в сутки, их общежития напоминали «настоящую фабрику или завод, работающие в ночные смены» [Там же].
В региональной историографии подобные исследования отсутствуют. До сих пор не установлено точное количество студентов из Хакасии, прошедших полное обучение в КУТВ или по каким-то причинам его не окончивших. Весьма перспективным представляется обращение к некоторым комплексам массовых источников, использование которых откроет свет на слабо освещенные или вовсе не освещенные стороны жизни студентов советской высшей школы.
Источниковый корпус, раскрывающий деятельность «кутвянцев», сохранился в фонде № 532 Российского государственного архива социально-политической истории. В процессе работы с описями № 11, 12 названного фонда удалось выявить личные дела порядка 30 студентов КУТВ. Описи со списками личных дел находятся в здании РГАСПИ в Москве, однако сами дела находятся на хранении в его Архивохранилище № 1 в г. Йошкар-Ола [9, лл. 1-4; 10, лл. 15]. Возможность получения сведений из личного дела студента, из учетно-партийных характеристик выпускников ограничивается только получением их оцифрованных копий. Сложность заключается также в том, что в описях фонда КУТВ нет отдельных списков студентов из Хакасии, как и представителей других народов СССР, прошедших обучение в нем. Так, к примеру, по заявке нам были предоставлены из Йошкар-Олы оцифрованные копии выписок из личного дела студента Барашкова (хакаса, по нашему предположению - прим. автора) [8, лл. 1-8]. К сожалению, он оказался выходцем из Якутии и однофамильцем хакасов. Такое совпадение вполне объяснимо: обращение народов Сибири в ХУ!!!-Х!Х вв. в православие сопровождалось наделением их представителей фамилиями, которые, как показывает опыт, повторялись. Исследование комплекса личных дел студентов КУТВ играет принципиально важную роль в изучении политики советской власти в отношении партийных вузов. Оно во многом раскрывает
проблему взаимоотношений студенчества и власти, характеризует властные стратегии и практики, вырабатываемые и применяемые в этой сфере.
Однако воссоздать картину жизнедеятельности «кутвянцев» после окончания университета трудящихся Востока в полной мере возможно с помощью материалов регионального архива. В Национальном архиве Республики Хакасия сохранились приказы и распоряжения отделов Хакасского окружного комитета и обкома ВКП(б), которые показывают деятельность выпускников практически во всех сферах советского общества. В фондах названного архива сохранились личные дела, к примеру Я.К. Интутова [3, лл. 6-8] и его супруги А.И. Маганаковой-Интутовой [2, лл. 1-3]. Автору пришлось буквально по крупицам реконструировать основные этапы их жизнедеятельности [4, с. 86-90].
Документы содержат небогатую информацию, они свидетельствуют о том, что после окончания КУТВ молодые люди в большинстве не успели вложить свою лепту в дело построения нового общества, к которому их готовили в стенах партийного вуза. Знания, практический опыт деятелей оказались невостребованными, жизненный путь большинства из них оказался недолгим. Массовые сталинские репрессии 1930-х гг. нанесли тяжелый урон личным, семейным архивам, коллекциям фотоматериалов, мемуарам, что, безусловно, создало проблему «ограниченности источниковой базы». Кроме того, обращение с просьбой о помощи к возможным родственникам интересующих нас людей через республиканские СМИ осталось до сего дня безответным, поэтому использование частных архивов (писем, воспоминаний, дневников) является практически неосуществимым. В региональном архиве по-прежнему сохраняется закрытость документов, относящихся к личным фондам, что также не позволяет вести исследовательские разработки на всем пространстве наличного архивного поля.
В ряду выпускников КУТВ имеются такие, сведения о которых после окончания вуза отсутствуют. Если их анкеты, партийные и учетные характеристики как учащихся КУТВ сохранились в фондах РГАСПИ в отличном состоянии, то их дальнейшая судьба не отражается ни в периодической печати, ни в фондах республиканского архива. К таким относятся, например, Евдокия Майнагашева, Устинья Саргова. В аттестационном деле Майнагашевой, вполне перспективной студентки, отмечалось, что в учебе ее «успеваемость выше среднего, в партотно-шении дисциплинирована...использовать по женлинии в уездном масштабе [6, л. 7]. Саргова имела следующую характеристику в КУТВ: «За время пребывания проявила себя дисциплинированным, политически выдержанным, идеологически-устойчивым членом партии, проходила учебно-производственную практику на предприятиях Москвы удовлетворительно» [7, л. 99]. Дальнейшие сведения о девушках отсутствуют, возможно, по причине их замужества и последующей смены фамилии. Кроме того, можно допустить, что в Хакасию они не вернулись.
Таким образом, создание персональной истории хакасов - выпускников КУТВ является проблемой, требующей скрупулезной исследовательской работы, безотлагательного введения в оборот пока еще имеющихся неопубликованных архивных источников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. В тени великих: образы и судьбы: сборник научных статей. Серия «Человек второго плана в истории» / Отв. ред. Л.П. Репина / Общ-во интеллектуальной истории ЮФУ. СПб.: Алетейя, 2010.
2. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф.1. Оп.1. Д.122.
3. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.2. Оп.2. Д.308.
4. Мамышева Е.П. Человек второго плана в истории Хакасии (1920-1930-е гг.): А.И. и Я.К. Интутовы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3 (Ч. 25).
5. Панин Е.В., Харламова Т.И. Коммунистические университеты для национальных меньшинств в советской России: 1920-1930-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3-х частях. - 2012. - №7 (21). Ч. III.
6. Российский архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.532. Оп.8. Д.144.
7. РГАСПИ. Ф.532. Оп.8. Д.238.
8. РГАСПИ. Ф.532. Оп. 11. Д .669.
9. РГАСПИ. Ф.532. Оп.12. Д.1431.
10. РГАСПИ. Ф.532. Оп.12. Д.1469.
11. См. подробнее: Тимофеева Н.Н. Коммунистический университет трудящихся Востока (1921-1925) // Народы Азии и Африки. - 1976. - № 2. - С. 47-57.
12. Харунов Р.Ш. КУТВ - кузница кадров для мировой революции: URL: http://tuvapravda.ru/?q=ntent/kutv-kuznica-kadrov-dlva-mirovov-revolvucii (дата обращения: 29.03.2015).
REFERENCES
1. V teni velikikh: obrazy i sudby: sbornik nauchnykh statey. Seriya «CHelovek vtorogo plana v istorii». Otv. red. L.P. Repina. Obshch-vo intellektualnoy istorii YUFU. [In the shadow of the great: images and destinies: collection of scientific articles. Issue «Man of the second place in the history». Editor-in-chief L.P. Repina. Society of the intellectual history of the UFU] Sankt-Petersburg: Aletheia, 2010. 400 p.
2. State public institution of the Republic of Khakassia «National Archive» (SPI RK «National Archive») [Gosudarstven-noe kazennoe uchrezhdenie Respubliki KHakasiya «Natsionalnyy arkhiv» (dalee GKU RKH «Natsionalnyy arkhiv»)]. F.2. Op.1. D.122
3. SPI RK «National Archive» [GKU RKH «Natsionalnyy arkhiv»]. F.2. Op.2. D.308.
4. Mamysheva E.P. An individual taking a «supporting part» in the history of Khakassia (1920-1930-ies): A.I. and Y.K. Intutovs [Chelovek vtorogo plana v istorii Khakasii (1920-1930 gg.): A.I. i Ya.K. Intutovy]. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl' - Historical and Social educational ideas, 2014, no 3, part 25, pp. 86-89. (in Russ.)
5. Panin E.V., Kharlamova T.I. Communist universities for national minorities in soviet Russia: the 1920-1930s [Kom-munisticheskie universitety dlya nacional'nykh men'shinstv v sovetskoi Rossii: 1920-1930-е гг.]. Istoricheskie, philo-sovskie, politicheskie i uridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki: v 3-kh chastyakh - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2012, no 7 (21), part III, pp 153-156. (in Russ.)
6. Russian Archive of Social and Political History (RASPH). [Rossiiskii gosudarstvenniy arkhiv social'no-politicheskoi istorii (RGASPI)]. F.532. Op.8. D. 144.
7. RASPH [RGASPI]. F.532. Op.8. D.238.
8. RASPH [RGASPI]. F.532. Op.11. D.669.
9. RASPH [RGASPI]. F.532. Op.12. D.1431.
10. RASPH [RGASPI]. F.532. Op.12. D.1469.
11. See more: Timofeyeva N.N. The Communist University of the Toilers of the East (1921-1925) [Sm. podrobnee: Timopheeva N.N. Kommunisticheskii universitet trudyashikhsya Vostoka (1921-1925)]. Narody Azii i Aphriki. Peoples of Asia and Africa, 1976, no 2, pp. 47-57. (in Russ.)
12. Harunov R.Sh. CUTE - alma mater of manpower for the world revolution: Available at: http://tuvapravda.ru/?q=ntent/kutv-kuznica-kadrov-dlya-mirovoy-revolyucii (accessed 29 March 2015).
Информация об авторе
Мамышева Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Абакан, (Хакассия), Россия [email protected]
Information about the author
Mamysheva Elena Petrovna, Candidate in History, Associate Professor, Chair of History of Russia, N.F.Katanov State University of Khakassia, Abakan city,( Khakassia) Russian [email protected]
Получена: 09.06.2015 Received: 09.06.2015