Научная статья на тему 'История через личность: участие выпускников КУТВ в национально-государственном строительстве в 1920-1930-е гг. (на материалах Хакасии и Ойротии)'

История через личность: участие выпускников КУТВ в национально-государственном строительстве в 1920-1930-е гг. (на материалах Хакасии и Ойротии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КУТВ / ВЫПУСКНИКИ / ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТЬ / NATION-BUILDING / KUTV / GRADUATES / HISTORY THROUGH A PERSON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамышева Елена Петровна

В статье прослеживается степень участия выпускников Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ) имени И.В. Сталина из Хакасии и Ойротии в процессе национально-государственного строительства в 1920-1930-е гг., характеризуется их вклад в развитие культуры и образования. На основе архивных материалов автор предпринимает попытку воссоздать основные вехи жизнедеятельности отдельных представителей хакасского и алтайского народов, получивших образование в КУТВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY THROUGH A PERSON: PARTICIPATION OF GRADUATES OF THE COMMUNIST UNIVERSITY OF THE TOILERS OF THE EAST IN NATION AND STATE BUILDING IN THE 1920-1930-S (CASE STUDY OF DATA OF KHAKASSIA AND OIROTIA)

The article reviews participation of graduates of the Communist University of the Toilers of the East (KUTV) from Oirotia and Khakassia in the process of nation and state building in the 1920-1930-s. Their contribution to the development of culture and education is described. On the basis of archival materials the author attempts to recreate the milestones of life of individual representatives of Khakassia and Altai people educated in the KUTV.

Текст научной работы на тему «История через личность: участие выпускников КУТВ в национально-государственном строительстве в 1920-1930-е гг. (на материалах Хакасии и Ойротии)»

УДК 94(47+571.15/.513)

Мамышева Елена Петровна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТЬ: УЧАСТИЕ ВЫПУСКНИКОВ КУТВ В НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В 1920-1930-Е ГГ.

(НА МАТЕРИАЛАХ ХАКАСИИ И ОЙРОТИИ)

Mamysheva Elena Petrovna

PhD in History, Assistant Professor, Department for History of Russia, Katanov State University of Khakasia

HISTORY THROUGH A PERSON: PARTICIPATION OF GRADUATES OF THE COMMUNIST UNIVERSITY OF THE TOILERS OF THE EAST IN NATION AND STATE BUILDING IN THE 1920-1930-S (CASE STUDY OF DATA OF KHAKASSIA AND OIROTIA)

Аннотация:

В статье прослеживается степень участия выпускников Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ) имени И.В. Сталина из Хакасии и Ойротии в процессе национально-государственного строительства в 1920-1930-е гг., характеризуется их вклад в развитие культуры и образования. На основе архивных материалов автор предпринимает попытку воссоздать основные вехи жизнедеятельности отдельных представителей хакасского и алтайского народов, получивших образование в КУТВ.

Ключевые слова:

национально-государственное строительство, КУТВ, выпускники, история через личность.

Summary:

The article reviews participation of graduates of the Communist University of the Toilers of the East (KUTV) from Oirotia and Khakassia in the process of nation and state building in the 1920-1930-s. Their contribution to the development of culture and education is described. On the basis of archival materials the author attempts to recreate the milestones of life of individual representatives of Khakassia and Altai people educated in the KUTV.

Keywords:

nation-building, KUTV, graduates, history through a person.

В новейшей историографии появилась тенденция к «очеловечиванию» истории, приближению исторической науки к человеку как к субъекту, а не только к объекту исторического процесса. Интерес к личности в истории ставит в центр исследований людей, волею судеб выдвинувшихся на заметные роли в условиях, сложившихся на региональном уровне. В то же время эти исторические фигуры вне локального контекста оказываются на втором плане.

Исторические портреты героев, созданные в контексте истории национально-государственного строительства алтайцев и хакасов, способствуют пониманию модернизационных процессов, происходивших в 1920-1930-е гг. в стране. В связи с этим обстоятельством возрастает необходимость создания персональной истории отдельных политических деятелей Ойротии и Хакасии [1] - выпускников Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ) имени И.В. Сталина.

Он был открыт в 1921 г. под руководством Народного комиссариата по делам национальностей РФ (Наркомнаца), на который была возложена обязанность организации в советской России целой сети партийных и советских учебных заведений и научных обществ для подготовки национальных кадров и изучения жизни нерусских народов [2, с. 46]. КУТВ призван был стать «лабораторией по подготовке коммунистов восточных окраин, ... сделать теорию и практику коммунизма доступной широким трудящимся массам Востока» [3, с. 47]. Исследователи подчеркивают, что «он не был обычным университетом, а представлял собой высшую партийную школу с улучшенным качеством обучения, в сравнении с другими партшколами» [4].

Целью представленной статьи является рассмотрение истории национально-государственного строительства в Ойротии и Хакасии через призму жизнедеятельности его активных участников, выпускников КУТВ: Е.С. Алагызовой, С.С. Сафронова, И.К. Интутова, Г.Н. Кучендаева. Актуальность заявленной темы не вызывает сомнений в связи с отсутствием исследований, посвященных жизнедеятельности целой когорты политических деятелей, окончивших названный вуз. Между тем изучение их персональных данных, сохранившихся в региональных архивах, свидетельствует о том, что значение КУТВ как «кузницы политических кадров» для автономий Южной Сибири велико.

Выбор персоналий был определен несколькими обстоятельствами. Во-первых, все они имели одинаковое происхождение: были выходцами из бедных крестьянских семей. Во-вторых,

каждый из них получил возможность обучаться в КУТВ благодаря политике коренизации. В-третьих, судьба их во многом типична для 1920-1930-х гг.: мобилизованные новой властью на строительство новой жизни, они пали жертвой этой же власти.

Кроме того, в КУТВ действовала фракция РКП (б) землячества пролетарского студенчества Ойротской автономной области, которая в 1920-е гг. поддерживала тесные связи со студентами из Хакасского округа. В частности, она, помимо прочих вопросов, давала им рекомендации для вступления в РКП (б) [5].

Евдокия Сергеевна Алагызова (в девичестве Егуекова, 1907-?) родилась в с. Чепош Бий-ского уезда Томской губернии в семье крестьянина-бедняка [6, с. 250]. В 1910 г. умер отец Евдокии. Несмотря на материальные трудности, преследовавшие семью, она сумела получить начальное образование в сельской школе Ш-й группы в с. Узнезе Эликманарского аймака с 1916 по 1919 гг. В 1923 г. в шестнадцатилетнем возрасте девушка вышла замуж за А. Алагызова. Однако их семейное счастье оказалось недолгим: супруг через восемь месяцев умер от тяжелой болезни [7]. До 1925 г. Евдокия жила с матерью и отчимом.

Благодаря провозглашенной коренизации в 1925 г. Евдокия поступила в ойротскую советско-партийную школу (СПШ), была принята в комсомол. После окончания СПШ в 1927-1929 гг. она была назначена женорганизатором в Онгудайском аймкоме ВКП (б), активно включилась в развитие женского дела в Ойротской автономной области. В сентябре 1929 г. Евдокия Сергеевна была командирована на учебу в КУТВ [8, л. 8]. После окончания университета работала заведующей сектором пропаганды Ойротского обкома ВКП (б), отделами пропаганды Кош-Агачского, Онгудайского аймачных комитетов ВКП (б), помощником начальника политического отдела Он-гудайской МТС [9, л. 10].

В декабре 1934 г. Алагызова была избрана председателем Эликманарского аймакиспол-кома. Однако по болезни она не смогла пробыть на этой должности больше года. Скудные архивные материалы свидетельствуют, что с января 1937 г. Евдокия Сергеевна заведовала учебной частью советско-партийной школы, а затем - школы повышения квалификации колхозных работников в г. Ойрот-Тура. В мае 1939 г. она была утверждена уполномоченным облито на алтайском языке. Какие-либо сведения о ее дальнейшей жизни отсутствуют.

Персональная история еще одного представителя алтайского народа Сергея Сергеевича Сафронова (1899-1937), закончившего КУТВ, в полной мере не восстановлена. Он родился в с. Чемал Бийского уезда Томской губернии [10]. В 1929-1932 гг. обучался в КУТВ. Вернувшись в 1932 г. из Москвы, выпускник КУТВ оказался востребованным: в 1933 г. Сергей Сергеевич возглавил Ойротский облисполком.

Как руководитель области С.С. Сафронов придавал особое значение развитию всех отраслей экономики. Под руководством Сафронова к 1934 г. были открыты такие учебные заведения, как зооветтехникум, педрабфак, художественная школа, сельхозшкола. В автономной области велось активное строительство: к ноябрю 1934 г. только в областной столице были возведены первые двух- и трехэтажные здания, в которых расположились совпартшкола, зооветтехникум, милиция, НКВД, почта, сберкасса, облисполком [11, л. 19]. 15 августа 1935 г. состоялся торжественный митинг, посвященный закладке первого камня в фундамент будущего Дома советов.

Сергея Сергеевича Сафронова не обошла участь многих талантливых и деятельных руководителей. Несмотря на значительные достижения в развитии народного хозяйства области под его руководством, в 1936 г. он был арестован, а в октябре 1937 г. согласно постановлению Управления НКВД был расстрелян.

Хакасы - выпускники КУТВ - также сыграли важную роль в процессе национально-государственного строительства в Хакасии.

Интутов Игнатий Константинович (1902-1956) в 1925 г. окончил совпартшколу, а в 1930 г. -КУТВ [12]. После университета в 1931-1932 гг. он работал в должности секретаря Ширинского райкома ВкП (б). В 1932-1935 гг. Игнатий находился в должности председателя Хакасского облисполкома, в 1935 г. его перевели в орготдел крайисполкома в Красноярск, откуда он был направлен на обучение в Московскую плановую академию [13]. В Москве Интутов был арестован, постановлением «тройки» от 20 декабря 1937 г. был осужден на 8 лет исправительно-трудовых работ. Отбывал срок в Комсомольске. И.К. Интутов был реабилитирован постановлением президиума Московского городского суда от 28 августа 1956 г. [14].

Георгий Николаевич Кучендаев (1903-?) в 1925 г. вступил в ряды ВЛКСМ, одновременно прошел краткосрочные курсы политпросветработников в г. Красноярске, месячные курсы в г. Минусинске. В 1926-1928 гг. Георгий Николаевич исполнял обязанности секретаря Аскизского райкома комсомола, в декабре 1927 г. он был принят в ряды ВКП (б). В 1928-1932 гг. Кучендаев прошел обучение в КУТВ. Свое образование он назвал «средним партийно-политическим» [15, л. 1].

После окончания университета в 1932-1935 гг. Георгий работал ответственным секретарем общественного политического сектора Западно-Сибирского КрайОГИЗа, возглавлял деятельность Хакасского областного издательства [16, л. 6]. Георгий Николаевич принял участие в процессе создания хакасской литературы на латинском алфавите. С февраля 1937 г. он был переведен в должность заведующего отделом школ и культурно-просветительских учреждений Хакасского обкома ВКП (б).

В октябре 1937 г. его арестовали в г. Абакане по обвинению в буржуазном национализме. 21 июля 1938 г. решением Военной коллегии Верховного суда СССР Кучендаев был осужден на 8 лет исправительно-трудовых работ с последующим поражением в политических правах на три года. Его посмертная реабилитация произошла в 1956 г.

Таким образом, в исследовании на примере лишь четырех выпускников КУТВ показано, насколько была важна их роль в процессе национально-государственного строительства в Хакасии и Ойротии. Они завершили обучение, преодолев все моральные и материальные трудности [17]. Выпускники КУТВ, идеологически подкованные, занимали посты в низших и высших звеньях региональной власти и принимали самое активное участие в развитии экономики, в создании новой социалистической культуры и образования. Стоит отметить, что на сегодня отсутствуют данные о точном количестве выпускников из Хакасии и Ойротии, поэтому персональные истории других «кутвян» ждут еще своих исследователей.

Ссылки и примечания:

1. В 1922 г. была образована Ойротская (с 1948 г. - Горно-Алтайская) автономная область. В 1924 г. был организован Хакасский уезд, преобразованный в 1925 г. в округ, а в 1930 г. - в Хакасскую автономную область. В 1991 г. Хакасская и Горно-Алтайская автономные области получили статус автономных советских социалистических республик, с 1992 г. были переименованы в Республику Хакасия и Республику Алтай.

2. Панин Е. Создание и функционирование советских высших учебных заведений для национальных меньшинств : дис. ... канд. ист. наук. М., 2012. С. 46.

3. Там же. С. 47.

4. Харунов Р.Ш. КУТВ - кузница кадров для мировой революции // Тувинская правда [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://tuvapravda.ru/?q=content/kutv-kuznica-kadrov-dlya-mirovoy-revolyudi (дата обращения: 29.05.2014).

5. Мамышева Е.П. Г.П. Бытотов: просветитель, политический деятель Хакасии (1902-1938) // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Серия 4, История. 2012. № 7. С. 62-65.

6. Моя судьба в судьбе Алтая. ХХ - начало XXI вв. : биогр. справ. / сост. В.П. Величко, В.П. Маер, Г.Н. Мартынова. Комитет по делам архивов Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2006.

7. Там же.

8. ГАС РА (Гос. арх. служба Респ. Алтай). Ф.П.-1. Оп. 3. Д. 5. Л. 8.

9. Там же. Л. 10.

10. Книга памяти Республики Алтай // Жертвы политического террора в СССР [Электронный ресурс]. 2007. URL: http://lists.memo.ru/d29/f321.htm (дата обращения: 29.05.2014).

11. ГАС РА. Ф.Р.-37. Оп. 1. Д. 579.

12. Абдин Н.С., Абдин В.Н. Политические репрессии в Аскизском районе Хакасии (1920-1950) // Красноярское общество «Мемориал» [Электронный ресурс]. URL: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/Askiz/33.htm (дата обращения: 05.06.2014).

13. Там же.

14. Там же.

15. ОДНИ РХ (Отд. док. новейш. ист. Респ. Хакасия) «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 2. Д. 461. Л. 1.

16. Там же. Л. 6.

17. Панин Е.В. Материально-бытовые условия жизни студенчества интернациональных и национальных коммунистических университетов Советской России (1920-1930-е) // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 3. URL: http://www.teoria-practica.ru//vipusk-3-2012/ (дата обращения: 10.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.