УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит)-6
История формирования современного законодательства Китайской Народной Республики в области внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества
Е.А. Вервекина
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
History of Formation of Modern Chinese Law in the Sphere of International Interregional Cooperation
E.A. Vervekina
Altai State University (Barnaul, Russia)
Рассматриваются основные этапы истории развития китайского законодательства в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД), межрегионального сотрудничества с учетом изменений в международной обстановке. Делается попытка систематизации основных нормативно-правовых актов, действующих на территории Китайской Народной Республики (КНР). По своему потенциалу и силе экономика Китая стала одним из лидеров экономической системы мира. Главная цель государственного регулирования внешней торговли — эффективное использование экспорта и импорта. Внешнеторговая политика регулируется в соответствии с участием Китая в ВТО. Базовые принципы ВТО, такие как отсутствие дискриминации, прозрачность, нашли свое отражение в китайских законах. Формирование китайского законодательства в области ВЭД происходило в контексте определенных периодов исторического развития. Межрегиональное сотрудничество в современных условиях актуально для КНР, поэтому его регулирование, совершенствование и развитие определяются на самом высоком уровне. Государство осуществляет полный контроль внешнеэкономической деятельности, однако это не является препятствием для попытки расширить сотрудничество регионов Китая с разными регионами мира.
Ключевые слова ВЭД, межрегиональное и международное сотрудничество, внешняя торговля, внешнеторговое законодательство, нормативно-правовой акт.
DOI 10.14258/izvasu(2016)4-34
The article is devoted to main stages of the history of Chinese law in the field of foreign economic activities, inter-regional cooperation taking into account changes in the international situation. We make an attempt to systematize the main laws in the territory of the People's Republic of China. With its potential and power China's economy became the leader of the world's economic system. State regulation of foreign trade is aimed at the effective use of exported and imported goods. China's Foreign Trade policy is based on the country's membership in the WTO. WTO basic principles, such as non-discrimination, transparency, fair competition, and so on, were reflected in Chinese laws and regulations. Formation of Chinese law in the field of foreign trade took place in the context of a certain period of historical development. Interregional cooperation in modern conditions is important for China, so its regulation, improvement and development are defined at the highest level. The government has complete control of foreign economic activity; however, is not an obstacle to the mutually beneficial cooperation of the Chinese regions with different regions of the world.
Key words: foreign commerce, international cooperation, interregional cooperation, law.
Китайское законодательство в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и межрегионального сотрудничества прошло определенные этапы становления и развития. С учетом значимых исторических событий, происходящих в КНР, менялись и правовые нормы, регулирующие отношения с другими государствами. Внешнеторговая деятельность КНР прошла несколько этапов развития. Первый из них начинается в 1949 г., когда возникает государство — Китайская Народная Республика. С этого момента начинает развиваться внешняя торговля уже в рамках нового государства. С 1950-х гг. происходит становление народного хозяйства, налаживается производство, увеличиваются темпы внешней торговли. В последующие периоды, включающие в себя «Большой скачок» и культурную революцию, а также реформы открытости, внешняя торговля продолжала развиваться. В современный период, начавшийся приблизительно в 1990-х гг., предпринимаются попытки принятия новых документов с учетом мировых экономических реалий. Процессы глобализации и интеграции, либерализация торговли, образование новых свободных экономических зон подталкивают руководство КНР пересматривать существующее законодательство для лучшего функционирования в рамках мировой экономической системы.
Для понимания особенностей развития законодательства КНР в области межрегионального сотрудничества мы опирались на труды экономистов, которые изучают и разрабатывают теорию внешнеэкономических связей и межрегионального сотрудничества в различных регионах мира, в частности Э.П. Бабина [1], В.П. Колесова [2], Э.Г. Кочетова [3], В.Е. Рыбалкина [4]. Особо мы остановились и на работах ведущих российских ученых-китаеведов, таких как Е.Ф. Авдо-кушин [5], В.Г. Гельбрас [6], И.Н. Наумов [7], М.Л. Титаренко [8]. В вопросе истории китайского законодательства мы опирались на исследование Е.В. Рязанцевой [9].
Китайские ученые, изучающие нормативно-правовые аспекты межрегионального сотрудничества КНР, внесли большой вклад в изучение предложенной тематики. Особое значение для исследования данной темы имеют работы автора Чжао Вэй «Развитие внешнеэкономических связей КНР и методы регулирования ее экспорта» [10].
Мы попытались изучить историю становления законодательства КНР в очень узкой, специфической сфере. Внешняя торговля и внешняя политика являются неотъемлемой частью политики и жизни государства. Интересно проследить, как под влиянием разных факторов, истори-
ческих событий и изменений складывается целая нормативно-правовая база. Специфику внешнеторгового законодательства можно проанализировать с учетом условий, при которых она формировалась. Структурирование законодательства по историческим этапам помогает лучше анализировать его особенности, развитие и перспективы.
Деятельность китайских регионов, направленная на международное сотрудничество, строго регулируется китайским законодательством и руководством. Однако наличие постоянного контроля не мешает провинциям Китая вести активную внешнеэкономическую деятельность. Административное деление КНР включает 23 провинции, 5 автономных районов, 2 специальных автономных района и 4 города центрального подчинения. Наиболее экономически развиты восточные и юго-восточные провинции Хэбэй, Гуандун, Шаньдун, Цзянсу [11, с. 263]. Эти провинции являются наиболее активными во внешнеэкономической деятельности.
Формирование современного китайского законодательства в области ВЭД и межрегионального сотрудничества происходило на последнем этапе развития внешнеторговой деятельности КНР (с 1991 г. по настоящее время).
С учетом последовательности принятия нормативно-правовых актов можно выделить три этапа:
• Первый этап в формировании современного внешнеторгового китайского законодательства: 1994 г. — принятие Закона КНР «О внешней торговле» (принят на 7-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 12 мая 1994 г.; изменен решением 8-го заседания ПК ВСНП 10-го созыва 6 апреля 2004 г.) [12]. Данный закон применяется в области международной торговли и права интеллектуальной собственности. Внешняя торговля, о которой говорится в данном законе, включает в себя экспорт и импорт товаров, услуг и технологий. Закон устанавливает единый порядок внешней торговли на всей территории КНР, разрешает экспорт и импорт товаров и технологий, кроме тех, в отношении которых есть особые законодательные ограничения. Государство, согласно этому закону, может осуществлять протекционистскую политику, если импорт не влияет положительно на национальное производство. Для стимулирования внешней торговли государство создает финансовые органы, фонды, поддерживает развитие внешней торговли.
• Второй этап: принятие Закона КНР «О договорах» 1999 г., регулирующего ВЭД [13]. Данный закон обеспечивает соблюдение прав и интересов сторон, заключающих договор,
способствует общепринятым нормам международного права, защищает права иностранных субъектов в КНР. Китайские юристы утверждают, что при разработке данного Закона «законодатели существенно опирались на Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (международный институт по унификации частного права) [14, с. 429-440].
• Третий этап: с 2000 г. — разработка и принятие дополнительных нормативных документов, регулирующих международное сотрудничество и ВЭД. Ниже приведены основные из них:
— Свод арбитражных правил Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии [15] (введен в действие 1 октября 2000 г.);
— Правила осуществления лизинговой деятельности иностранными инвесторами (вступили в силу с 5 марта 2005 г.);
— Закон КНР об антимонопольной деятельности (принят в 2005 г.);
— Правила осуществления лизинговой деятельности иностранными инвесторами (вступили в силу с 5 марта 2005 г.);
— Положения КНР о проведении расследований по введению внешнеторговых барьеров (вступили в силу с 1 марта 2005 г.);
— О корпоративном банкротстве: Закон КНР [16, с. 156], принят в августе 2006 г., вступил в силу с 1 июня 2007 г.;
— Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг. (утверждена в мае 2006 г.)
— Правила КНР по управлению иностранными банками (утверждены в ноябре 2006 г., вступили в силу с 11 декабря 2006 г.);
— Правила КНР по размещению ценных бумаг на фондовом рынке и др.
Правое регулирование ВЭД Китая не только включает в себя законы, принятые на общегосударственном уровне. Провинции вправе также принимать собственные правовые акты, регулирующие их внешнеэкономическую политику и не противоречащие действующему в стране законодательству [9, с. 79].
Важное место в китайской экономике занимают иностранные инвестиции. Без них невозможно осуществление полноценной внешнеэкономической деятельности. В КНР разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие приток инвестиций из-за рубежа. Основные из них: 1. Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» 1986 г. [17]. К закону прилагается Положение КНР «О применении Закона «О предприятиях с иностранным капиталом» 1990 г. [18]. В законе говорится, что предприятие с иностранным капиталом — это предприятие, созданное полностью на основе капитала иностранно-
го инвестора. Важно и то, что данное предприятие должно способствовать развитию КНР. Предприятие иностранного капитала может экспортировать свою продукцию с помощью китайских внешнеторговых компаний.
2. Закон КНР «О компаниях» 1993 г. [19]. Закон действует совместно с разработанным на его основе Положением КНР «О продаже акций иностранным инвесторам» 1995 г. Эти документы способствуют привлечению средств иностранных инвесторов в создаваемые компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании, защите прав инвесторов.
3. Положения КНР «О руководстве деятельностью иностранных финансовых организаций» 2002 г. [20].
4. Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» 1979 г. [21]. Принят 2-й сессией Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 1 июля 1979 г.; пересмотрен в соответствии с «Решением о пересмотре Закона Китайской Народной Республики о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» 3-й сессии ВСНП седьмого созыва 4 апреля 1990 г. Закон в целях развития международного сотрудничества разрешает создавать на территории КНР совместные предприятия с китайскими компаниями, предприятиями. Соглашения и договоры, подписанные партнерами, должны быть переданы на рассмотрение компетентным государственным органам. Сырье и материалы, необходимые для совместных предприятий, рекомендуется закупать преимущественно в КНР.
В 2013 г. в Китае были приняты нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности зарубежных инвесторов внутри государства. Наиболее важные документы:
1. Положение об упрощении правил осуществления прямых иностранных инвестиций (принято Государственным управлением валютного контроля КНР 13 мая 2013 г.). В документе прописана отмена ограничений на обмен валюты при осуществлении платежей по международным операциям, которые связаны с движением капитала, таким как кредиты, прямые и портфельные инвестиции. Положение вступило в законную силу 13 мая 2013 г.
2. Руководящие мнения относительно привлечения иностранных инвестиций в 2013 г. (приняты Министерством коммерции КНР 14 марта 2013 г.) [22].
Обязанности по организации внешнеэкономической деятельности КНР до 2003 г. исполняло Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС), с 2003 г. — Министерство торговли (МТ) КНР.
ВЭД осуществлялась преимущественно специальными внешнеторговыми объединениями и компаниями. К ВЭД с 1999 г. допущены частные компании и индивидуальные (семейные) заведения. В 1999 г. первыми были к ВЭД привлечены 20 крупных частных компаний. При этом оговаривалось, что их уставный капитал должен быть не менее 8,5 млн юаней (1,02 млн долл.), а объем их экспорта за последние два года через посреднические внешнеторговые компании превышать 1 млн долл. В 2000 г. к ВЭД были допущены уже 450 частных компаний [6, с. 570].
С учетом рассмотренных выше нормативно-правовых документов и фактов мы пришли к следующим выводам. Во-первых, характерная особенность, проводимой в КНР внешнеторговой политики — высокая степень государственного регулирования внешней торговли. Реальные действия Китая, направленные на ответственное выполнение обещаний, данных при вступлении в ВТО, были одобрены большинством членов данной организации. Во-вторых, именно Правительство и Министерство внешней торговли КНР управляют операциями по проверке внешнеторговых предприятий по сортировке, лицензированию импорта и экспорта, контролю иностранной валюты, контролю и запрещению контрабанды, ограничению цен в экспорте, защите таможенных налогов. Политика мирного сосуществования диктует принцип рав-
ноправия и взаимовыгодности, под которым понимается уважение суверенитета и целостности территории, ненападение, невмешательство во внутреннюю политику, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и сосуществование. Эти принципы нашли свое законодательное отражение в первой конституции Китая.
В-третьих, опираясь на исследование Е.В. Рязанцевой [9], можно сделать выводы:
1. В КНР не создали единого нормативно-правового акта, полностью посвященного регулированию внешнеэкономических связей.
2. Местные власти КНР имеют минимальный набор полномочий в сфере ВЭД.
3. В КНР очень детально разработаны некоторые аспекты ведения ВЭД.
4. Руководство КНР стремится к либерализации внешнеэкономической политики.
Несмотря на то, что провинции Китая могут действовать строго в рамках своих полномочий, это не мешает их плодотворной деятельности. Китайское законодательство, обладая своей определенной спецификой, продолжает развиваться. КНР — одна из самых крупных по населению стран мира и вторая экономика после США. Развитие нормативно-правовой базы в области международного сотрудничества важно для Китая. Попытки расширить полномочия регионов могут стать инструментом для дальнейшего развития взаимодействия в разных масштабах.
Библиографический список
1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — М., 2006.
2. Колесов В.П. Международная экономика. — М., 2004.
3. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. — М., 2010.
4. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.Л. и др. Международные экономические отношения. — М., 1998.
5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М., 1999.
6. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. — М., 2010.
7. Наумов И.Н. Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР. — М., 2007.
8. Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. — М., 2014.
9. Рязанцева Е.В. Регион в системе внешнеэкономических отношений: Россия-Китай : дис. ... канд. экон. наук. — М., 2005.
10. Чжао Вэй. Развитие внешнеэкономических связей КНР и методы регулирования ее экспорта : дис. ... канд. экон. наук. — М., 2002.
11. Воронов Ю.П. Все о бизнесе в Китае. — СПб., 2008.
12. Закон КНР о внешней торговле. Окно в Китай: консалтинговая группа [Электронный ресурс]. — URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_foreign_trade (дата обращения: 20.02.2016).
13. Закон КНР о договорах. Окно в Китай: консалтинговая группа [Электронный ресурс]. — URL: http:// chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract (дата обращения: 14.03.2016).
14. Yuqing Zhang, Danhan Huang. The New Contract Law in the People's Republic of China and the UNIDROIT Principles of International Commercial Contracts: a Brief Comparison // Uniform Law Review. — 2000. — Vol. 3.
15. Свод арбитражных правил Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии (1995 г.) // Бизнес в Китае: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — URL: http://www. asia-business.ru/law/law1/arbitrage/guidance/ (дата обращения: 3.12.2015).
16. Методология сравнительного правоведения : материалы конференции. — М., 2011.
17. О предприятиях с иностранным капиталом : закон КНР [Электронный ресурс]. — URL: http://www. economics.kiev.ua/index.php?id=1067&view=article (дата обращения: 01.04.2015).
18. О применении Закона «О предприятиях с иностранным капиталом» : положение КНР [Электронный ресурс]. — URL: http://www.economics.kiev.ua/index. php?id=1067&view=article (дата обращения: 01.04.2015).
19. О компаниях : закон КНР. Интернет-представительство ООО «Лигал Уэй». Российско-Китайское партнерство. Услуги по сопровождению бизнеса в Китае и в России [Электронный ресурс]. — URL: http://legal-way.ru/corp15.php (дата обращения: 22.04.2015).
20. О руководстве деятельностью иностранных финансовых организаций : положение КНР. Параграф:
информационные системы. [Электронный ресурс]. — URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30188295 (дата обращения: 25.04.2015).
21. О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом : закон КНР. АЛТКИТ: информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]. — URL: http://hist.asu.ru/altkit/falv1.html (дата обращения: 10.02.2015).
22. Нормативные акты иностранных государств // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/ about_cn/laws_ved_cn/?action=showproduct&id=4685&par ent=0&start=2 (дата обращения: 02.10.2014).