УДК 94 (47] ВОЛКОВА Е.А.
кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии, социологии и истории, Воронежский государственный технический университет E-mail: volkne@bk.ru ФРОЛОВА Е.В.
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, социологии и истории, Воронежский государственный технический университет E-mail:valeriya245@mail.ru ПЛАТОНОВА Э.Н.
доцент, кафедра философии, социологии и истории, Воронежский государственный технический университет E-mail: niksal76@mail.ru
UDC 94 (47] VOLKOVA E.A.
PhD in History, Associate Professor of Philosophy, Sociology and History Chair, Voronezh State Technical University E-mail: volkne@bk.ru FROLOVA E.V.
PhD in Philosophy,Associate Professor of Philosophy, Sociology and History Chair, Voronezh State Technical University E-mail:valeriya245@mail.ru PLATONOVA E.N.
Associate Professor of Philosophy, Sociology and History Chair, Voronezh State Technical University E-mail: niksal76@mail.ru
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
THE HISTORY OF THE FORMATION OF RELIGIOUS VIEWS OF F.M. DOSTOEVSKY IN HIS WORKS
В статье анализируются религиозные взгляды Ф.М. Достоевского в его художественных произведениях. Автор рассмотрел и выделил особенности религиозного мышления писателя. Христианство, православие, Русская Православная церковь занимали значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. Он пронес веру в Бога, в Иисуса Христа на протяжении всей своей жизни, что нашло отражение в его гениальных произведениях. Первым христианским сочинением писателя стал роман «Преступление и наказание», где только намечается канва христианства. В романе «Идиот» тема христианства звучала сильнее и глубже. Мыслитель устами главного героя князя Мышкина обрушился на католичество, обвиняя Римско-католическую церковь в предательстве Христа. В романе «Бесы» появился образ священника Русской Православной церкви - Тихон, прототипом его стал Святитель Русской церкви Тихон Задонский. Роман «Братья Карамазовы» венчал христианскую тематику в творчестве Достоевского образами настоятеля монастыря старца Зосимы, его последователей священников, Алеши Карамазова.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, исторические взгляды, история России, народ, общество, христианство, страдание, религиозные взгляды.
The article analyzes the religious views of FM Dostoyevsky in his works of art. The author examined and singled out the features of the writer's religious thinking. Christianity, Orthodoxy, and the Russian Orthodox Church occupied a significant place in the work of F.M. Dostoevsky. He carried faith in God, in Jesus Christ throughout his life, which was reflected in his brilliant works. The first Christian work of the writer was the novel «Crime and Punishment», where only the outline of Christianity is outlined. In the novel «Idiot» the theme of Christianity sounded stronger and deeper. The thinker, through the mouth of the protagonist Prince Myshkin, attacked Catholicism, accusing the Roman Catholic Church of betraying Christ. In the novel «Demons» appeared the image of the priest of the Russian Orthodox Church - Tikhon, the prototype of it was the Prelate of the Russian Church, Tikhon Zadonsky. The novel The Brothers Karamazov crowned Christian themes in Dostoevsky's works with the images of the abbot of the monastery of the elder Zosima, his followers priests, Alyosha Karamazov.
Keywords: F.M. Dostoevsky, historical views, the history of Russia, the people, society, Christianity, suffering, religious views.
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский своей общественной деятельностью, художественными и публицистическими произведениями внес огромный вклад в сокровищницу отечественной и мировой культуры.
В России традиционно крупный литератор является не только писателем или поэтом, но и общественным деятелем, гражданином в подлинном смысле, защитником слабых и обездоленных, что требует значительных сил для разнообразной общественной работы. Общественная деятельность Достоевского оказывала воздействие на его социально-исторические и религиозные взгляды. В свою очередь, социально-исторические и религиозные воззрения мыслителя влияли на его общественную деятельность.
Основой формирования социально-исторических взглядов Достоевского явилась концепция почвенничества, которой мыслитель следовал и развивал с начала 1860-х годов до
последних лет жизни. В самой концепции почвенничества главное место занимала проблематика России и русского народа, неразрывной связи, единения всех классов, социальных слоев и сословий российского общества. Главную роль в достижении единства народа и власти Достоевский видел в распространении просвещения среди широких народных масс. Эта идея носила утопический характер, но писатель стремился к ее воплощению в практической жизни.
Тема «Религиозные воззрения Ф.М. Достоевского» в последние годы стала одной из самых изучаемых в творческом наследии писателя. Причинами являются возрождение православия в постсоветской России, усиление интереса к истории, теории и практике православия, а также в равной степени к становлению и эволюции религиозных воззрений великого мыслителя. «Вопрос о вере Достоевского - один из наиболее сложных вопросов, связанных с писателем, -
© Волкова Е.А., Фролова Е.В., Платонова Э.Н. © Volkova E.A., Frolova E.V., Platonova E.N.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018
пишет В.В. Ерофеев. - Он еще ждет своего разрешения» [2]. Действительно, данная тема - одна из наиболее сложных для исследователей творчества писателя. Она поистине неисчерпаема.
Важную составляющую мировоззрения Достоевского составляли его религиозные взгляды. Мыслитель проделал сложный и противоречивый путь в понимании и осознании христианства. С детства он получил первые впечатления о религии в кругу семьи, где читались тексты Священного Писания. Молодой Достоевский начал свой путь к христианству с изучения доктрин утопического социализма. В структуре воззрений писателя второй половины 1840-х годов христианство не занимало ведущих позиций. Период каторги и ссылки кардинально поменял отношение Достоевского к христианству. Единственной разрешенной книгой на каторге было Евангелие, подаренное ему женами ссыльных декабристов. Эту книгу писатель изучил вдоль и поперек, оставив ценные замечания на полях книги и сохранив этот экземпляр до самой своей смерти.
После возвращения в Петербург Достоевский вплотную приступил к исследованию христианства, что нашло отражение в его великих романах. Достоевский хорошо знал христианско-православный мир России, посетил с Владимиром Соловьевым Оптину пустынь, беседовал со старцем Амвросием, ставшим прототипом Зосимы. Писатель глубоко изучал историю и повседневную практику православного старчества. Мы не погрешим против истины, если вслед за Н.А. Бердяевым назовем Достоевского православным писателем. Исследователь творчества Достоевского неизбежно сталкивается с глубинами сознания, погружавшего исследователя в самую сущность восприятия и понимания христианства.
Религия как неотъемлемая часть жизни любого человека сопровождала Ф.М. Достоевского на протяжении всей его жизни. Взгляды, представления, пристрастия, мировоззренческие ориентиры формировались с детства, под влиянием самых близких людей. Таковыми для Федора Михайловича, естественно, были отец и мать. Младший брат Андрей Михайлович оставил воспоминания, по которым можно сделать выводы о жизни семьи Достоевских, их жизненном укладе и привычках. В том числе из его воспоминаний можно узнать об отношении семьи к религии.
В научной литературе по проблеме религиозных воззрений Достоевского дискуссионным является вопрос о степени веры мыслителя. Не равнозначно можно оценить степень и глубину веры Достоевского на разных этапах его жизненного пути, что, впрочем, вполне естественно. Мироощущение любого человека может меняться по мере его становления и эволюции. Тем более, человека с такой сложной судьбой, как у Достоевского.
Исследователи творчества Достоевского наблюдают в художественных произведениях писателя, написанных после каторги, в 1860-1870-е годы, евангельские образы. Так, в романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» упоминаются евангельские сюжеты. Это эпизод, в котором Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря, упоминание о свадьбе в Кане Галилейской. «Братья Карамазовы» начинаются эпиграфом, взятым из Евангелия от Иоанна. Кроме того, в ряде произведений есть упоминание самого Евангелия: Соня передает Раскольникову книгу. В романе «Униженные и оскорбленные» (1861) автор писал: «На столе лежали две книги: краткая география и Новый завет в русском переводе, исчерченный карандашом на полях и с отметками ногтем» [1, Т.3, с.176].
Разнообразная христианская тематика пронизала все главные произведения писателя после его возвращения из ссылки. «Первым в ряду «христианских романов» Достоевского стоит роман «Преступление и наказание».
Первоначально Достоевский намеревался вызвать раская-
ние Раскольникова прямым явлением к нему Христа, что было бы слишком прямолинейно. Но впоследствии сделал это тоньше - через Соню Мармеладову. Так, она зачитывает Родиону сцену воскрешения Лазаря. Это повествование искусно вплетено в сюжетную линию романа. Стоит отметить, что воскрешение Лазаря произошло на четвертый день, и героиня читает сцену воскресения на 4-й день после совершения Раскольниковым убийства. Так происходит отождествление убившего с его жертвой. Достоевский ждал духовного воскрешения Раскольникова. Подобно Лазарю, герой «Преступления и наказания» должен воскреснуть для добрых дел и служения людям. Воскрешение Лазаря является важным событием в христианстве: после явления этого чуда Христос был признан Мессией.
«Великое Пятикнижие» Достоевского основано на христианском каноне: «творение - грехопадение - воскресенье». В «Преступлении и наказании» основное внимание он уделил грехопадению и лишь дал намек на воскресение. Но даже только намек способствовал воплощению главной идеи романа.
Роман Достоевский «Идиот» в полном объеме поставил тему православия. Пожалуй, трудно выделить еще подобное, пронизанное христианской идеей, произведение. И хотя роман не носил прямого религиозного характера, всё же он тесно связан с верой в Бога.
Известно высказывание Достоевского о замысле будущего романа - «изобразить положительно прекрасного человека»[1, Т.28-2, с.251].Но опять как-то не совпадает: «положительно прекрасный человек» и вдруг - «идиот»! Достоевский считал, что нет образца более положительного, чем Христос: «На свете есть только одно положительно прекрасное лицо -Христос...» [1, Т.28-2, с.251].
Главный герой романа не должен быть прямым копированием образа Иисуса Христа. Что же сделал Достоевский? Он оставил Мышкину такие положительные качества, как доброту, сострадание, сопереживание, смирение. Но, как указывал сам писатель: «На свете есть только одно положительно прекрасное лицо - Христос.» [1, Т.28-2, с.376]и забрал у главного героя романа такие качества, решительность, преданность, ответственность. Мышкин постоянно становился предметом насмешек и унижений, и даже не сопротивлялся этому, но и сам себя унижал, признаваясь в том, что он - «идиот».
Мышкин - положительный персонаж, имеющий прототипом самого Иисуса Христа.
Но современный человек у Достоевского страшно далек от Иисуса Христа, более того, противостоит Ему. Даже князь Мышкин, по мысли автора - «князь-Христос», не Христос, а, в конечном счете, тяжело больной психически человек, нравственно более здоровый, чем остальные герои романа. Надо помнить, что вместе с Христом на кресте были распяты разбойники, один из которых, уверовав, попал в рай. Тем самым писатель показывал читателям, что даже последние его герои, совершившие аморальные поступки и преступления, не потеряны для жизни (Раскольников, Соня), а могут возродиться на основе христианской веры.
После романов «Преступление и наказание» и «Идиот» Достоевский вновь обращается к теме православия, только на ином, более высоком уровне. Героями его последующих произведений становятся не проститутка Соня, не больной князь Мышкин, а действительно православные, тесно связанные с церковью люди - Тихон, Макар Долгорукий, старец Зосима, Алеша Карамазов. Это другой круг православных христиан, для которых религия есть часть их внутреннего мира и главной миссией является служение Богу.
Следующее по хронологии из серии «Великого Пятикнижия» - роман «Бесы». И здесь не обошлось без христианских мотивов. Начинается роман эпиграфом из Евангелия от Луки. «Бесы сидели в человеке и имя им было легион, и просили Его: повели нам войти в свиней, и Он позволил им. Бесы вошли в стадо свиней, и бросилось все стадо
с крутизны в море и все потонуло. Когда же окрестные жители сбежались смотреть совершившееся, то увидели бывшего бесноватого - уже одетого и смыслящего и сидящего у ног Иисусовых, и видевшие рассказали им, как исцелился бесновавшийся. Точь-в-точь случилось так и у нас. Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей и проч. Те потонули или потонут наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у ног Иисусовых. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уже конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского. ... Кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. ... Вот эта-то и есть тема моего романа. Он называется «Бесы»...» - так Достоевский охарактеризовал идею романа в письме к А.Н. Майкову от 9 октября 1870 года [1, Т.28-1, с.145].
В записных тетрадях к «Бесам» писатель замечал: «Христианство одно только заключает в себе живую воду и может привести человека на живые источники вод и спасти его от разложения. Без христианства же человек разложится и сгниет» [1, Т.11, с.182].
Достоевский в своем романе вывел целую категорию разных по характеру, взглядам, образу действий революционеров. Но объединяет их одно: они безнравственны, не верят в Бога (более того, осуждают его), противопоставляют себя христианским ценностям.
В «Бесах» у Достоевского появился новый персонаж, подобного которому еще не было в произведениях писателя. Это священник Русской Православной церкви Тихон. Образ этот был списан со святителя Тихона Задонского, которого почитал писатель. В письме М.Н. Каткову в октябре 1870 года Достоевский отмечал: «В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже святитель, живущий на спокое в монастыре. В этом мире я кое-что знаю» [1, Т.29-1, с.142].
Целой главой «У Тихона» Федор Михайлович планировал закончить роман. Он возлагал на нее большую смысловую нагрузку, видел в ней финал своего произведения. «Бесы» должны были завершиться у священника. Но замыслу не суждено было осуществиться по причинам, не зависевшим от автора.
Следующей ступенью в развитии религиозного мировоззрения Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Он явился завершающим романом в творчестве писателя. В нем отразились последние мысли о религии, церкви и вере и окончательно сложившееся, состоявшееся мировоззрение автора. Основной идеей писатель назвал «опровержение богохульства». Он отмечал, что, особенно в среде молодежи это - модное явление, «отрицается изо всех сил создание Божие, мир божий и смысл его» [1, Т.30-1, с.66].
Атеизм и отрицание Бога воплотились в семействе Карамазовых: отце и старших сыновьях.
Положительный герой во всей этой толпе отвратительных персонажей, младший из братьев - Алеша Карамазов. Он - образ идеального православного человека, а на фоне зла и бесчестия и подлости других выглядит почти святым. В Алеше Достоевский не выразил «карамазовских» черт, которые нивелировались в нем благодаря проживанию в монастыре. Алеша - тоже представитель молодого поколения, но он - верующий. «Верил, верую, и хочу веровать, и буду веровать», - восклицает он [1, Т. 14, с.308].
Размышления младшего Карамазова о вере, Боге и духовности - мысли самого Достоевского. В соответствии с православными канонами, основой всех ценностей он считал любовь. К идеям и чистоте с уважением относился даже его отец - Федор Павлович Карамазов. Один из показателей чистоты Алеши (как и многих других положительных героев Достоевского) - его любовь к детям. Как Иисус Христос любил детей, так и Алеша Карамазов питал к ним добрые чувства. Достоевский противопоставлял образ Алеши другим персонажам романа. Алеша выступал символом чистоты, который может противостоять злу.
В диалоге Алеши с Иваном Карамазовым Достоевский поднял важную тему, порождавшую сомнения не только у героя, не только у автора, но у многих людей: «. Христова любовь к людям есть в своем роде невозможное на земле чудо. Правда, он был бог. Но мы-то не боги» » [1, Т.14, с.216]. Достоевский ставил сложнейший вопрос, но и сам не находил ответа: почему Бог допускает страдания невинных, страдания чистых, детских душ, не успевших совершить греха?
В романе ярко звучит тема Православия, роли Православной церкви в обществе, его истории, современного состояния, роли православных священников, их влиянии на укрепление положительных качеств народа. Православие в романе представлено разными ипостасями. В «Братьях Карамазовых» автор впервые обратился к внутренней жизни Церкви, к старчеству как значительному духовному явлению в Православии.
Религиозно-философские взгляды Достоевского нашли отражение в образе и поучениях старца Зосимы. В этом персонаже он показал духовное возрождение человека, раскаявшегося в своих грехах и пришедшего к Богу
Таким образом, христианство, православие, Русская Православная церковь занимали значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. С детства знакомый с христианством посредством воспитания в семье на традициях и ценностях православия, Достоевский пронес веру в Бога, в Иисуса Христа на протяжении всей своей жизни. В начальный период творчества молодой писатель не ставил в своих произведениях проблемы христианства, касался их косвенно. В годы каторги и ссылки, предаваясь мучительным размышлениям о собственной судьбе, судьбе сотоварищей-каторжан, он постепенно приходил к утверждению веры в Бога, укреплял веру в душе. В годы каторги писатель не расставался с томиком Евангелия, подаренным ему женами декабристов. Эту книгу Достоевский берег до самой своей смерти. Первым христианским сочинением писателя стал роман «Преступление и наказание», где только намечается канва христианства. В романе «Идиот» тема христианства звучала сильнее и глубже. Мыслитель устами главного героя князя Мышкина обрушился на католичество, обвиняя Римско-католическую церковь в предательстве Христа. В романе «Бесы» появился образ священника Русской Православной церкви - Тихон, прототипом его стал Святитель Русской церкви Тихон Задонский. Роман «Братья Карамазовы» венчал христианскую тематику в творчестве Достоевского образами настоятеля монастыря старца Зосимы, его последователей священников, Алеши Карамазова.
Религиозные взгляды Достоевского не были застывшими, неизменными. Мыслитель в течение всей своей жизни глубоко изучал религию, углублял и расширял веру в Бога. Эти тенденции четко прослежены в его художественных и публицистических сочинениях.
Библиографический список
1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах: т.1 / Ф.М. Достоевский. Л.: Наука, 1972.
2. ЕрофеевВ.В. Найти в человеке человека: Достоевский и экзистенциализм. М.: Зебра Е; Эксмо, 2003. С.51.
References
1. Dostoevsky F.M. Complete works in 30 volumes: vol. 1. L .: Science, 1972.
2. Erofeev V.V. Find in a man's person: Dostoevsky and existentialism. M .: Zebra E; Eksmo, 2003.-P.51.