УДК 02(091)
И.Л.Григорьева, Н.В.Салоников
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ НОВГОРОДСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ: 1706-1925 гг.
Гуманитарный институт НовГУ, inna.grigoreva@novsu.ru, salonikov@list.ru
The history of the library of Novgorod theological seminary, one of the oldest and most important book collections of Russian ecclesiastical schools is studied based on the multiple archive documents. Significant attention is paid to the description of a particular book stock of the library, namely the book collection of Novgorodian school of the Likhud brothers.
Ключевые слова: Новгородская духовная семинария, братья Лихуды
Фундаментальная библиотека Новгородской духовной семинарии (НДС) была замечательной по масштабности и богатству, принадлежа к числу самых крупных российских библиотек XVIII в. Согласно реестру 1779 г. она насчитывала около 6500 томов в основном западноевропейских латинских изданий XV — XVIII вв. В XVIII — XIX вв. в библиотеку вошли богатые книжные собрания новгородских владык и других, связанных с Новгородом, церковных иерархов. Библиотека НДС существовала в виде отдельного книжного собрания 219 лет, с 1706 по 1925 гг. Она относилась к числу книжных собраний нового типа, в которых книга была десакрализована и выступала в своей новой функции — информационной. Цивилизационное сближение России с Западной Европой осуществлялось в значительной степени именно благодаря появлению таких библиотек. Если книжные собрания Древней Руси, содержащие богослужебную и душеполезную литературу, были сосредоточены при церквах и монастырях, то библиотеки информационного типа, характерные для Нового времени, стали появляться в России вначале при государственных учреждениях. С возникновением регулярной школы появляются библиотеки учебных заведений. Так, основанная в 1685 г. Московская Славяно-греко-латинская академия располагала библиотекой, насчитывавшей около 600 наименований, а ее учащиеся
имели возможность пользоваться книгами Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева [1].
В 1730-е гг. целый ряд архиерейских школ в результате введения латинского курса обучения был преобразован в семинарии. Восемь из них, в том числе Новгородская, имели полный курс обучения, включая классы философии и богословия. Начало существованию семинарий положил Указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 г. [2]. Ее отдельным Указом от 24 мая 1740 г. был утвержден «Штат о содержании Новгородского Архиерейского дома», в котором содержался особый раздел «О семинарии» [3]. Главным составителем проекта указа был архиепископ Новгородский и Великолуцкий Амвросий (Юшкевич), председательствующий в Св. Синоде и имевший влиятельное положение при дворе.
Днем основания Новгородской духовной семинарии считается 30 октября 1740 г., когда Преосвященный Амвросий указом, посланным в разряд архиерейского дома и казенный приказ, определил: открыть семинарию в ближайшем к Новгороду Анто-ниевом монастыре, а из бывшей при архиерейском доме школы отобрать «понятнейших и успешных» учеников и из них составить первый семинарский курс. Первыми учащимися НДС стали 271 ученик Новгородской архиерейской школы [4]. 12 апреля
1741 г. Преосвященный Амвросий обратился с донесением к Анне Леопольдовне, докладывая о своем намерении строить уже не семинарию, но «большую Академию по примеру школ Киевских», где «надлежит быть по штату 10-ти школам, також и библиотеке каменной для содержания книг». Владыка также просил «по примеру Киевской, Харьковской и прочих иностранных утвердить оную академию грамотою». Последовала резолюция: в монастыре Антония Римлянина «строение каменной новой академии опробуется» [5]. Однако владыка Амвросий не получил необходимых средств на строительство академии от Коллегии экономии и не пожелал поэтому воспользоваться новым наименованием, считая, что академия отличается от семинарии не характером преподавания, а лишь большим количеством помещений и персонала, что вполне соответствовало представлениям того времени.
Согласно штату деятельность НДС была с самого начала подробно регламентирована и обеспечена в материальном отношении. На содержание семинарии было ассигновано 7859 рублей 37 копеек в год, что намного превосходило денежное содержание других семинарий [6]. Владыка Амвросий приложил особые усилия к организации семинарской библиотеки. Согласно штату 1740 г. на комплектование библиотеки полагалось по 300 рублей в год, чего не имела ни одна семинария. Кроме того Амвросий передал НДС книжное собрание Новгородского архиерейского дома, включавшее библиотеку Новгородской школы Лихудов. Он добился также разрешения императрицы Елизаветы Петровны на передачу семинарии библиотеки Феофана (Прокоповича), специально для которой решил выстроить каменное здание, строительство его началось, однако, только в 1759 г. и было закончено в 1780-е гг. Под библиотеку был отведен верхний этаж этого двухэтажного здания, представлявший собой «как бы одну общую большую залу в два света», в которой стояли деревянные шкафы с книгами.
Первоначальное ядро библиотеки НДС, таким образом, сложилось из книжного собрания Новгородской школы братьев Лихудов, открытой в 1706 г. Ли-худы привезли с собой если не всю, то часть своей богатой библиотеки, книги из которой остались в Новгороде после их отъезда [7]. Кроме того митрополит Иов, проявлявший о школе большую заботу, предоставил в распоряжение учащихся довольно обширную библиотеку Новгородского архиерейского дома, в том числе и свои личные книги. В книжном собрании Новгородской школы Лихудов находились и книги, привезенные в Новгород их московскими учениками. Несомненно, существовали и другие пути пополнения этого книжного собрания.
Основным источником для изучения библиотеки Новгородской школы Лихудов является «Опись архиерейской ризницы, находящейся в Софийском соборе, и имущества, оставшегося после смерти Иова, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук» [8], составленная в 1716 г. Она включает описания более 400 книг, рукописных и печатных (острожской, киевской, московской печати), в том числе иноязыч-
ных, названия которых даны в русском переводе. Большая часть этого книжного собрания состояла из «славенских» книг, печатных и письменных. Иноязычных книг — рукописных и печатных — было около 80: на греческом, латинском, польском, немецком и сербском языках. Из них «в школе Греческой, у иподиакона Федора Максимова с товарищи» находилось около 40 книг. Это была богословская и богослужебная литература, включая рукописи.
Уточнить библиографическое описание рукописей и печатных изданий библиотеки Новгородской школы Лихудов позволяют реестр библиотеки НДС 1779 г. [9], а также инвентарь книг НДС, поступивших в середине 20-х гг. XX в. в Государственную Публичную библиотеку (далее ГПБ), составленный В.В.Майковым [10]. Реестр библиотеки НДС 1779 г. содержит перечень книг из Новгородского архиерейского дома, переданных в семинарию в 1740 г., в момент ее основания, — «Libri varii latini, qui non ex Bibliotheca illustrissimi Theophanis accepti in usum seminarii ex novo grodensi Archiepiscopali domo ante quam Bibliotheca Theophanis in novo grodense seminar-ium est translata» («Различные латинские книги, которые получены для использования в семинарии из архиерейского дома, не из библиотеки Преосвящен-нейшего Феофана, до того, как библиотека Феофана была передана в Новгородскую семинарию»), а также «Реэстр Принятым книгам из дома Новгородскаго Архиерейскаго 1765 года декабря 1 дня по указу Пре-ос. Димитрия Митрополита Новгородскаго» [11].
Первый перечень («Libri varii latini...») дает описание 452 томов, из которых 395 на иностранных языках, включая польский, и 57 «славенских». Этот перечень сильно отличается по составу от «Описи архиерейской ризницы.»: в нем намного больше иноязычных книг. Это свидетельствует о том, что с 1716 г. библиотека архиерейского дома сильно пополнилась иноязычными книгами, о происхождении которых можно пока только догадываться. Вероятно, увеличение числа иноязычных книг связано с тем, что в библиотеку архиерейского дома попали книги учителя Новгородской школы Лихудов иеромонаха Иова, частично переданные туда архиепископом Феодосием (Яновским). Богатая библиотека учителя Иова насчитывала 105 наименований книг (20 рукописных и 85 печатных), в абсолютном большинстве иноязычных [12]. Среди них больше всего латинских, но имелись книги и на еврейском, греческом, польском, немецком и итальянском языках. Кроме того, некоторые из приехавших в Новгород преподавате-лей-киевлян передавали свои книги в семинарскую библиотеку, что наряду с книгами из архиерейского дома составило ее первоначальный фонд.
Своей численностью и удивительным богатством библиотека НДС, в основном, обязана вошедшему в ее состав уникальному книжному собранию архиепископа Великоновгородского и Великолукского Феофана (Прокоповича). После его смерти императрица Анна Иоанновна Высочайшим указом повелела отдать его книги с «подлинным описанием» в Алек-сандро-Невский монастырь [13]. На основании этого указа по распоряжению Св. Синода библиотека Фео-
фана была принята указанным монастырем на хранение и поручена иеродиакону Епифанию, который и составил ее опись. Архиепископ Амвросий (Юшкевич) одновременно с библиотекой Феофана (Прокоповича), прибывшей в НДС, получил и копию ее описи. Опись Епифания, опубликованная П.В.Верховским, включающая 3192 наименования книг, изданных в абсолютном большинстве на латыни, выполнена по-русски; она содержит неполное, неточное и часто искаженное библиографическое описание [14]. Несовершенство этой описи, а также дальнейший рост семинарской библиотеки побудили составить новый реестр книг, датированный 1779 г., беловой и сверочный экземпляры которого хранятся в ГАНО [15]. В связи с тем, что фонд библиотеки НДС в виде отдельного книжного собрания не сохранился и значительная его часть трагически утрачена, реконструкция репертуара и изучение истории библиотеки возможны лишь на основе ее многочисленных каталогов XVIII — XX вв., сохранившихся в архивах страны. Реестр 1779 г. является главным источником по истории этой библиотеки в XVIII в.
Беловой экземпляр реестра 1779 г. включает описание книг библиотеки Феофана (Прокоповича) на языке оригиналов, численно, а также по расположению книг совпадающее с описью Епифания. Кроме книг Феофана в реестре описаны другие книжные собрания, вошедшие в фонд библиотеки НДС: «ЬіЬгі уагіі Міпі...» (452 тома); книги из библиотек новгородских владык — архиепископов Амвросия (Юшкевича) (358 наименований, 602 тома) и Стефана (Калиновского) (358 наименований, 866 томов), митрополита Димитрия (Сеченова) (267 наименований, 474 тома); «Реэстр Принятым книгам...» (81 том); книги, купленные в разное время с 1777 г. попечением митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (347 наименований, 760 томов); «Реестр присланным из Московской Типографской Конторы в Новгородскую Семинарию разного звания книгам» (13 наименований); «Реестр книгам, купленным вновь с июня 1778 дня» (117 наименований); «Реестр книгам, вновь поступившим в Семинарскую Библиотеку после отдачи в консисторский Архив Генерального о всей Семинарской Библиотеке Реестра по нынешний 1784 год и прочим вещам» [16]. Таким образом, поступление последних книг, описание которых содержит беловой экземпляр, датировано 1784 г. Однако тот факт, что задняя крышка переплета белового экземпляра отсутствует, а его последние листы утрачены, заставляет предположить, что в нем первоначально содержалось также описание книг, поступивших после 1784 г. [17]. Сверочный экземпляр реестра 1779 г. кроме перечисленных в беловом книжных собраний включает: библиотеку учителя философии магистра Андреевского, купленную в 1775 г. (186 наименований); библиотеку врача Мины Исаева (142 наименования); библиотеку настоятеля Деревяницкого монастыря Павла (356 наименований) [18].
В 1824 г. выпускник НДС архиепископ Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский) завещал семинарии всю свою библиотеку. Ныне ее каталог, насчитывающий 1028 наименований, хранится в
отделе письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника [19]. Он имеет типичную для каталогов XIX в. структуру: «Библиотека древних языков»; «Библиотека Российская»; «Библиотека Французская»; «Библиотека Немецкая»; «Библиотека малоизвестных новых языков»; «Библиотека книг, не принадлежащих к духовному просвещению», каждая из которых в свою очередь делилась на «разряды» — «Богословие», «Философия», «Словесность», «Математика», «Исторические науки», «Языкознание» и др. [20].
Согласно данным каталогов XIX в. библиотека НДС, сохранившая свое основное ядро (западноевропейскую старопечатную книгу) в XIX — начале XX вв. комплектовалась в основном литературой на русском языке, предназначенной для массового читателя, включая беллетристику и периодические издания. Ее численность, очевидно, превышала 14 тыс. томов
[21]. В советское время библиотеку постигла трагическая судьба.
Новгородская духовная семинария была закрыта в 1918 г. В ее помещениях и на ее базе в октябре 1919 г. возник Новгородский практический институт народного образования, в распоряжении которого оказалась фундаментальная библиотека семинарии, включая книжное собрание Феофана (Прокоповича). Таким образом, начался шестилетний период в истории существования библиотеки в составе книжного фонда института народного образования, преобразованного в 1923 г. в педтехникум. За этот шестилетний период фонд библиотеки по некоторым данным достиг 30 тыс. экземпляров и состоял из библиотек НДС, Седлецкого учительского института, эвакуированного в Новгород из Польши, и двух местных учительских семинарий. Согласно постановлению планового совещания ГубОНО от 25 января 1925 г. фундаментальная библиотека НДС была передана ГубМузею
[22].
После этого наиболее ценная часть библиотеки НДС, включая библиотеки Новгородской школы Ли-худов, митрополита Иова, Феофана (Прокоповича) и других новгородских владык XVIII в., а также рукописи, поступила в ГПБ. Инициатором этой передачи был Д. И.Абрамович, сотрудник Отдела рукописей ГПБ [23]. Посредником в передаче книг явился Государственный Книжный фонд. 16 апреля 1926 г. представители Новгородского ГубОНО А.Н.Балуев, А.М.Пучежский, Н.Г.Порфиридов и С.Д.Пучков заключили договор с представителем Государственного Книжного фонда М.В.Черноковым, согласно которому «т. н. фундаментальную библиотеку бывшей Новгородской ДС» передали Госфонду в обмен на обязательство компенсировать ГубОНО эту передачу «современной научной и художественной литературой в кол-ве от одной до двух тысяч книг со складов Гос-фонда» [24]. Так Новгород утратил уникальное книжное собрание, добровольно передав его в Ленинград.
Согласно нашим предположениям, подтвержденным сотрудниками РНБ, ГПБ получила около десяти тысяч книг из библиотеки НДС, включая раритеты большой ценности: инкунабулы, палеотипы, за-
падноевропейские старопечатные книги второй половины XVI — XVII вв., среди которых были шедевры, выпущенные знаменитыми издательскими фирмами и типографами — Мануциями, Фробенами, Плантенами, Этьенами, Эльзевирами и др. Эти издания, содержащие владельческие записи и пометы XV — XX вв., несли ценнейшую информацию историко-культурного характера, связанную с их бытованием в Западной Европе и в России.
На заседании Правления ГПБ 20 августа 1926 г. был выработан план инвентаризации поступившей из Новгорода «библиотеки Феофана Прокоповича» «с точным учетом особенностей каждого экземпляра, автографов самого Феофана и других лиц, во владении которых когда-либо находились книги его библиотеки, пометок и т. д.» [25]. Работа была поручена сотруднику Отдела рукописей ГПБ члену-корреспонденту АН СССР В.В .Майкову, известному археографу, палеографу, библиографу. Он начал работу по инвентаризации книг из библиотеки НДС в 1926 г. Очевидно, эта работа продолжалась в течение пяти лет, по 1930 г. Ее итогом должны были быть 4-5 инвентарных книг. Сегодня нам известна только одна инвентарная книга, составленная В.В.Майковым, - за 1929/1930 гг. [26]. Судя по распискам, находящимся на ее полях, книги после инвентаризации поступали в различные фонды ГПБ: Отделение культов, Отделение юридических и социальных наук и др.
В 1947 г. в одном из книгохранилищ ГПБ вспыхнул пожар, в результате которого пострадала значительная часть книг Новгородской духовной семинарии. Ныне сохранившиеся книги рассредоточены по разным отделам РНБ, а часть их попала в Санкт-Петербургскую духовную академию.
1. См.: Юсим М. А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого — Сильвестра Медведева // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т.47. С.312-327.
2. Полный свод законов Российской империи (далее ПСЗРИ). Т^. 1737 — 1739. СПб., 1830. С.619-620.
3. ПСЗРИ. Т^ЬГУ. Ч.2. Книга штатов. СПб., 1830. С.3-18.
4. Ведомость Новгородского архиерейского дому о школах и бывших в 1740 году учениках // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1908. Т.20. Стб.683-724.
5. Светлов Г.И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Пг., 1917. Вып.1. С.82.
6. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. 2-е изд. СПб., 2001. С.168-169.
7. О библиотеке братьев Лихудов см.: Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. С. 147-151; Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Новгородская школа Лихудов и ее библиотека // 200 лет первому изданию «Слова о полку Иго-реве»: Мат. юб. чтений по истории и культуре древней и новой России, 27-29 августа 2000 г., Ярославль — Рыбинск. Ярославль, 2001. С.249-255.
8. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. 1868. Т.1.
Стб.LXXXIII-XCIX.
9. Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф.384. Оп.1. Д.1. Л.1-374; Д.2. Л.1-290.
10. ОР РНБ. Ф.522. №238. Л.1-167.
11. ГАНО. Ф.384. Оп.1. Д.2. Л.184-203об.; 265-266.
12. См.: Там же. Ф.480. Оп.1. Д.69. Л.9-10.
13. Верховской П.В. Исторический очерк библиотеки Феофана Прокоповича // Верховской П.В. Учреждение духовной коллегии и духовный регламент. Ростов н/Д, 1916. Т.2. С.5.
14. См.: Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам, а именно Богословским, философским, гисторическим, юридическим и схолястическим и разных диалектов // Там же. С.9-56.
15. ГАНО. Ф.384. Оп.1. Д.2. Л.1-290; Д.1. Л.1-374.
16. Там же. Д.2. Л.184-203об.; 204-221об.; 223-248; 249-263; 265-266; 268-281; 281-281 об.; 281об.-283; 283об.-286.
17. Ср.: Там же. Д.1. Л.288, 292-293 об.
18. Там же. Л.336-339; 340-343; 344-353.
19. ОПИ НГОМЗ. Инв. №25982/12016. Л.1-197.
20. См.: Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Западноевропейские латинские издания XVI — XIX веков в библиотеке архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) // Русская религиозность: Проблемы изучения / Сост. А.И.Алексеев, А.С.Лавров. СПб., 2000. С.261-270.
21. ГАНО. Ф.Р.-265. Оп.1. Д.306. Л.95. См. также: Догузова Л.А. Фундаментальная библиотека Новгородской духовной семинарии: 1913 — 1926 гг. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат. науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. Новгород, 1997. С.129-131.
22. Там же.
23. Градова Б.А. Из истории поступления библиотеки Новгородской духовной семинарии в Государственную Публичную библиотеку // Лихудовские чтения: Мат. науч. конф. «Первые Лихудовские чтения». В.Новгород, 11-14 мая 1998 г. / Отв. ред. В.Л.Янин, Б.Л.Фонкич. В.Новгород, 2001. С.188.
24. Там же.
25. Там же. С.189-190.
26. ОР РНБ. Ф.522. №238. Л.1-167. См.: Салоников Н.В. Инвентарь В.В.Майкова как источник для изучения библиотеки Феофана (Прокоповича) // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли: Мат. науч. конф. В.Новгород, 2007. С.6-17.