Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОССИЙСКОЙ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1990-2010 гг.)'

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОССИЙСКОЙ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1990-2010 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ДИНАМИКА ПУБЛИКАЦИЙ / ЦЕНТР ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / MUSEUM-PEDAGOGICAL EDITIONS / DYNAMICS OF PUBLICATIONS / CENTER OF PUBLICATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Татьяна Васильевна

Дается анализ специальной музейно-педагогической литературы как новому типу публикаций среди обширной палитры музейных изданий, появившихся в России в 1990-е гг. В работе впервые выявлена видовая тематика музейно-педагогических публикаций, прослежена динамика публикационной активности музеев, определены центры публикационной активности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL REVIEW OF RUSSIAN MUSEUM-PEDAGOGICAL LITERATURE (1990-2010)

The article is devoted to the analysis of special museum-pedagogical literature as a new type of publication among a wide range of museum editions which had appeared in Russia in 1990ies. The article reveals specific theme of museum-pedagogical publications, investigates dynamics of publication activity of museums, defines the centers of publication activity in Russia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОССИЙСКОЙ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1990-2010 гг.)»

УДК 94(470)

Т. В. Галкина

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОССИЙСКОЙ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1990-2010 гг.)

Дается анализ специальной музейно-педагогической литературы как новому типу публикаций среди обширной палитры музейных изданий, появившихся в России в 1990-е гг. В работе впервые выявлена видовая тематика музейно-педагогических публикаций, прослежена динамика публикационной активности музеев, определены центры публикационной активности в России.

Ключевые слова: музейно-педагогические издания, динамика публикаций, центр публикационной активности.

Интерес к проблеме освещения в печати теоретических и эмпирических вопросов музейной педагогики возник в российской науке в конце 1980-х гг. [1] и был обусловлен начавшимися процессами демократизации российского общества. Одновременно начавшийся переход от информационной модели музея к коммуникационной потребовал повышения внимания к музейной аудитории как субъекту коммуникационного процесса. Это послужило причиной модернизации традиционных форм и возникновения новых форм музейнопедагогической деятельности, за чем, в свою очередь, последовала необходимость обнародования опыта использования новых музейно-педагогических технологий. Современному музею все труднее выживать в условиях автономного существования без применения музейно-педагогического опыта общения с аудиторией, заложенного в музейных изданиях. Какова же ныне ситуация в издании музейно-педагогической литературы? К сожалению, в научной литературе отсутствуют работы обобщающего характера по данной проблематике.

В настоящей статье ставится задача определить видовую тематику музейно-педагогических изданий, динамику выхода в свет музейно-педагогической литературы и выявить центры публикационной активности в данной области за последние 20 лет. При этом необходимо заметить, что автор базируется на собственном фонде литературы, собранном на различных конференциях по музейной педагогике (более 50 экз.), не претендуя на широту охвата всей музейно-педагогической литературы, опубликованной в этот период. Однако сконцентрированный объем литературы позволяет проанализировать ситуацию и сделать определенные выводы.

Большой вклад в распространение музейно-педагогических технологий внесла издательская деятельность созданного в 1990 г. Российского научно-практического центра (РНПЦ) по проблемам музейной педагогики в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Его издания включали учебные и методические пособия, ежегодные сборники научных трудов «Образовательная деятель-

ность художественного музея» (с 1995 г.), а также мультимедийные программы по истории искусства для музейной программы «Здравствуй, музей!» [2]. Несомненной заслугой РНПЦ является не только планомерный характер издательской деятельности, но и широкий видовой диапазон музейно-педагогических публикаций для профильных (художественных) музеев. Так, сборники научных трудов, как правило, включавшие разделы «Музейно-педагогическая методология и методика», «Зарубежный опыт» и «Регионы России», предоставляли новые теоретические, методические и практические разработки для внедрения их в деятельность художественных музеев страны. Однако ограниченный тираж этих изданий препятствовал их широкому распространению в стране.

Первой московской публикацией по музейной педагогике стал сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» (создана в 1990 г.) кафедры музейного дела Московского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма Российской Федерации «Культурно-образовательная деятельность музеев» (сост. И. М. Кос-сова), вышедший в 1997 г. в Москве [3]. Этот сборник явился первой научной публикацией, содержащей как теоретические, так и практические разработки российских музейных педагогов из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Омска, Зеленограда, Ноябрьска, с. Шушенского и др. Эта лаборатория под руководством И. М. Коссовой стала, по сути, первым координационным музейно-педагогическим центром в России, успешно осуществляющим ежегодные публикации всероссийских научных сборников и в настоящее время. Необходимо подчеркнуть, что публикации ежегодных конференций лаборатории предназначались для музеев всех профилей, что сделало их раритетными. Однако тираж этих изданий явно недостаточен для российских музеев, заинтересованных в развитии новых технологий.

В 1997 г. появилось методическое пособие «Основы музейной педагогики», созданное группой авторов (С. А. Ушаков, Н. А. Богатырёва, Т. Ф. Джобадзе,

Е. Л. Кирсанова, В. Г. Ходецкий) из Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова [4]. В пособии рассматривались основные направления работы в учебных музеях и принципы создания школьного музея. Эти пособия предназначались для учителей школ, преподавателей вузов, техникумов и ПТУ г. Москвы. Узкая направленность этого издания сделала его практически неизвестным в регионах страны.

Уникальным изданием для музейных педагогов стал сборник материалов «Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи (1999 - 2000 гг.)», вышедшая в 2000 г. под редакцией Л. В. Шиловой в Петрозаводске [5]. Это издание не только описывало новую форму работы - летнюю музейно-педагогическую школу, но и апробировало перспективный метод проектов в музейной педагогике.

В 2000 г. при содействии Государственного Русского музея появилось учебное пособие, открывшее новое направление музейно-педагогической деятельности - «Арттерапия в художественном музее» О. В. Платоновой и Н. Ю. Жвитиашвили [6]. Это издание появилось в результате работы Госу -дарственного Русского музея, который впервые в отечественной музейной практике разработал программу «Шаг навстречу», адресованную детям с ограниченными возможностями. Это пособие стало теоретическим и практическим руководством по организации работы с этой группой детей во многих музеях страны, хотя тираж ее (1000 экз.) был явно недостаточен.

2001 г. в издательской деятельности в области музейной педагогики представлен учебными пособиями, научными и методическими изданиями. Первым учебным пособием по музейной педагогике стало пособие М. Ю. Юхневич «Я поведу тебя в музей» (тираж 1000 экз.) [7]. Пособие, раскрывавшее культурно-образовательную деятельность музеев, сотрудничество музея и школы, специфику музеев образования, активно использовалось при чтении курса «Музейная педагогика» в высших учебных заведениях, в том числе в Томском государственном педагогическом университете с 2004 по 2010 г. Другим учебным изданием явилась книга Б. А. Столярова и А. Г. Бойко «Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музеев» [8], разработанная в Российском центре музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.

Научные издания 2001 г. представлены сборником трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) «Музей и общество» [9] и тезисами III межрегиональной научно-практической

конференции «Музей и город - 2001» [10]. Если сборник «Музей и общество» объединил музейнопедагогические идеи и практики многих российских музеев, то сибирская музейная педагогика нашла отражение в издании Музея г. Северска «Музей и город - 2001». К сожалению, специальных музейно-педагогических изданий (как и музееведческих) в Сибири пока не появилось, хотя были попытки создания музееведческого раздела в журнале «Культурологические исследования в Сибири», выходившего в Омске [11].

Ярким, иллюстрированным методическим пособием для педагогов дошкольных образовательных учреждений явилось пособие «Российский Этнографический музей - детям» (2001), подготовленное О. А. Ботяковой, Л. К. Зязевой, С. А. Прокофьевой и др. [12]. Несомненным достоинством этого издания являются конспекты игровых занятий для дошкольников по темам: «Трудовая жизнь русского крестьянства», «Крестьянский дом», «Народные праздники», «Русская народная игрушка», «Народное искусство», а также приложенные тексты сказок, былин, пословиц и загадок.

В 2002 г. вышел сборник научных материалов Российского центра музейной педагогики и детского творчества «Музейная педагогика в школе», который содержал не только статьи учителей и музейных педагогов из Санкт-Петербурга, Соснового Бора, Астрахани и Омска, но и статьи старшеклассников - лауреатов I Гуманитарных чтений, состоявшихся в Государственном Русском музее [13]. В сборник также включен пакет нормативных документов, регулирующих взаимодействие музейно-педагогической службы и учреждений образования.

С 2002 г. в связи со своим 80-летием начал активную издательскую деятельность Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве выходом в свет сборника научных трудов [14]. Наряду с традиционными направлениями работы в сборник был введен раздел по музейной педагогике. Эти же аспекты включала Всероссийская научно-практическая конференция «Музей - открытая система», проведенная 22-24 апреля 2002 г. в Москве [15].

Вслед за Тимирязевским музеем интересное красочно иллюстрированное издание выпустил в 2003 г. Государственный Дарвиновский музей в Москве. Эта книга «Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее» [16], представившая многолетний опыт работы с детьми и взрослыми в области экологического просвещения, рассказывала о структуре экологических праздников, программах их проведения, проектах проведения городских экологических праздников, опубликовала содержание викторин, игр и занятий. В ней

содержится много интересных идей и проектов, она стала настольной книгой для многих музейных педагогов в музеях естественнонаучного профиля. Этот же музей выпустил научно-популярную книгу Н. Е. Бобровской «Жил-был дронт, или книга о птице, которой больше нет» в 2003 г. [17]. Она примечательна тем, что создана совместными усилиями детей и взрослых: все они писали рассказы и рисовали рисунки. Это еще один музейно-педагогический проект, посвященный формированию экологического сознания.

Творческие разработки проектов, учебных программ по истории, краеведению и литературе, музейные уроки, занятия, игры опубликовал Детский учебно-образовательный центр краеведения и музейной педагогики Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в книге «Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы, поиск, опыт» [18].

В 2004 г. Б. А. Столяров выпустил в свет учебное пособие «Музейная педагогика. История, теория, практика», допущенное учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических и гуманитарных высших учебных заведений [19]. В пособии акцентировалось внимание на специфике образовательной деятельности художественного музея с разновозрастной аудиторией.

Очередной сборник выпустила творческая лаборатория «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ «Музей и его партнеры» в 2004 г. [20]. Меняющаяся тематика сборников позволяет сосредоточивать внимание на многообразных аспектах музейно-педагогической деятельности.

Наряду с учебной и научной литературой вышла в свет и методическая литература: иллюстрированное издание О. А. Ботяковой [21], содержащее описание народных обычаев и обрядов, детских игр, развлечений и занятий, а также народные сказки и этнографический словарь.

Значительный интерес представляет собой репертуарно-методический сборник «Ты игра наша веселая...», выпущенный Государственным художественным музеем Алтайского края [22]. В сборник собраны русские народные игры и хороводы, зафиксированные во время полевых экспедиций в Алтайском крае.

Значительным количеством научных, учебных и методических изданий в области музейной педагогики примечателен 2005 г. К ним относятся сборники научных трудов «Музей и нематериальное культурное наследие» [23], «Образовательное пространство музея» [24], «Музейная педагогика в школе» [25], «Образовательная деятельность худо-

жественного музея» [26], «Теория и практика развития в художественных музеях Сибири» [27], сборник научных трудов Государственного Биологического музея им. К. А. Тимирязева [28], книга О. Л. Некрасовой-Каратеевой «Детское творчество в музее» [29], а также методическое издание: «Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами» [30] и пособия Н. Д. Соколовой, посвященные проведению разножанровых экскурсий [31].

В 2005 г. происходит расширение видовой тематики музейно-педагогических публикаций за счет появления красочного иллюстрированного рекламного издания «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» с текстом на русском и английском языках [32].

Видовая тематика музейно-педагогических публикаций 2006 г. представлена учебными, научными и научно-популярными изданиями. Большое значение имело появление учебного пособия «Ребенок в музее. Новые векторы детского музейного движения» [33], поставившего на первый план проблематику детской аудитории как особую сферу работы музея. Тема «музейной аудитории» была продолжена сборником «Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия» [34], а также публикациями «Музей и посетитель. Образовательный потенциал музейной экспозиции» [35] и «ССШП Всероссийский семинар “Музей и подрастающее поколение”» [36].

Большой интерес детской аудитории вызвала «Музейная азбука от А до Я» Е. Ю. Барановой и С. А. Колосовой [37]. Являясь научно-популярным изданием, богато иллюстрированная брошюра Го -сударственного Дарвиновского музея предлагала по-новому взглянуть на традиционные музейные объекты.

Научно-популярные издания стали характерны и для 2007 г.: «Природа Москвы и Подмосковья от А до Я» В. В. Конторщикова и О. А. Гвоздевой (Го -сударственный Дарвинский музей) [38], «ИСКпе-диция в страну Винни-Пуха» и «Семейный лабиринт» Государственного Биологического музея им. К. А. Тимирязева [39].

Наряду с научно-популярной литературой в 2007 г. была издана и методическая - О. В. Платонова «Искусство взаимоотношений» [40], а также учебная - «Художественные метаморфозы. Программы элективных музейно-педагогических курсов» [41], методические пособия и тетради для творческих работ для музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» [42], «Как провести конкурс знатоков сказки А. М. Волкова “Волшебник Изумрудного города”» Т. В. Галкиной,

О. В. Усольцевой и др. [43].

В 2008 г. своими красочными и содержательными изданиями по музейной педагогике удивил Го -

сударственный Биологический музей им. К. А. Ти- постепенно набирает темпы, однако процесс ха-

мирязева [44]. Интересный сборник статей и ме- рактеризуется неравномерностью и исключитель-

тодических рекомендаций «В музей всей семьей» но маленькими тиражами; 3) признанными музей-

издал Государственный историко-архитектурный, но-педагогическими и издательскими центрами

художественный и ландшафтный музей-заповед- стали Государственный Русский музей, Государ-

ник «Царицыно» [45]. Доверительный разговор ственный этнографический музей (Санкт-Петер-

ведет с детьми художник-педагог З. В. Турманова бург) и творческая лаборатория «Музейная педа-

в брошюре «Наше завтра, или сказки бабушки Ла- гогика» кафедры музейного дела Академии пере-

душки» [46]. С 2007 по 2010 г. постоянная рубри- подготовки работников искусства, культуры и тука «Музейная педагогика» ведется в журнале ризма, Государственный биологический музей

«Музей» (председатель редсовета - президент Со- им. К. А. Тимирязева, Государственный Дарвинов-

юза музеев России, директор Государственного ский музей (Москва), а также музей-заповедник

Эрмитажа М. Б. Пиотровский, главный редактор Кижи и др.

Е. Б. Медведева). Представляется важным дальнейшее развитие

Таким образом, анализ российской музейно-пе- музейно-педагогической издательской деятельно-

дагогической литературы за период с 1990 по сти в условиях готовящегося перехода к автоном-

2010 г. позволяет сделать следующие выводы: ной форме хозяйствования музеев. Особенно это

1) за этот период произошло развитие видовой те- важно для провинциальных российских музеев, го-

матики музейно-педагогической литературы, товящихся реализовывать различные программы и

включающей в настоящее время научную, учеб- проекты для детской, молодежной и взрослой ау-

ную, методическую, научно-популярную и рек- диторий, используя музейно-педагогический опыт

ламную; 2) динамика публикационной активности центральных музеев.

Список литературы

1. Образовательная деятельность художественного музея / Тр. Рос. науч.-практ. центра по проблемам музейной педагогики. СПб., 2000. Вып. III. 199 с.

2. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пос. для вузов по спец-ти «История» / под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988. 431 с.

3. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творч. лаборат. «Музейная педагогика» каф. музейного дела Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма Российской Федерации. М., 1997. 120 с.

4. Ушаков С. А., Богатырева Н. А., Джобадзе Т. Ф. и др. Основы музейной педагогики: метод. пос. М., 1997. 40 с.

5. Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи (1999 - 2000 гг.) / под ред. Л. В. Шиловой. Петрозаводск, 2000. 165 с.

6. Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арттерапия в художественном музее: учеб. пос. для студ. гуманит.-худож. вузов. СПб., 2000. 143 с.

7. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пос. по музейной педагогике. М., 2001. 224 с.

8. Столяров Б. А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб., 2001. 99 с.

9. Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сб. тр. творч. лаборат. «Музейная педагогика» каф. музейного дела АПРИКТ Российской Федерации. М., 2001. 202 с.

10. Музей и город - 2001: тез. III межрегион. науч.-практ. конф. Северск, 2001. 236 с.

11. Томилов Н. А. Музеологические издания в Сибири: состояние и перспективы // Музей и город - 2001: тез. III межрегион. науч.-практ. конф. Северск, 2001. С. 220-224.

12. Ботякова О. А., Голякова Л. Ф., Зязева Л. К. и др. Российский Этнографический музей - детям: метод. пос. для педагогов дошкольных образоват. учреждений. СПб., 2001. 192 с.

13. Музейная педагогика в школе / под. ред. Б. А. Столярова, А. Г. Бойко. СПб., 2002. 228 с.

14. Сборник научных трудов Государственного Биологического музея им. К. А. Тимирязева / под ред. Е. А. Чусовой. М., 2002. 304 с.

15. Музей - открытая система: сб. тез. Всерос. науч.-практ. конф. М., 2002. 46 с.

16. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее / сост. О. А. Гвоздева; под общ. ред. А. И. Клюкиной. М., 2003. 288 с.

17. Бобровская Н. Е. Жил-был дронт, или книга о птице, которой больше нет. М., 2003. 63 с.

18. Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы, поиск, опыт / под ред. Е. М. Акулича. Тобольск, 2003. 116 с.

19. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пос. М., 2004. 216 с.

20. Музей и его партнеры: сб. тр. творч. лаб. «Музейная педагогика» каф. музейного дела АПРИКТ. М., 2004. Вып. 5. 150 с.

21. Ботякова О. А. Солнечный круг. Детский народный календарь. В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2004. 112 с.

22. Ты игра наша веселая... (Игры, записанные в Алтайском крае): репертуарно-мет. сборник / под ред. Л. И. Клоковой. Барнаул, 2004. 66 с.

23. Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр. творч. лаб. «Музейная педагогика» каф. музейного дела АПРИКТ. М., 2005. Вып. 6. 196 с.

24. Образовательное пространство музея: мат-лы семин., посвящ. 15-летию Рос. центра музейной педагогики и детского тв-ва / под. ред. Б. А. Столярова. СПб., 2005. 148 с.

25. Музейная педагогика в школе / под. ред. Б. А. Столярова. СПб., 2005. Вып. IV. 192 с.

26. Образовательная деятельность художественного музея / под. ред. Б. А. Столярова. СПб., 2005. Вып. VIII. 128 с.

27. Теория и практика развития в художественных музеях Сибири. Томск, 2005. 224 с.

28. Сборник научных трудов Государственного Биологического музея им. К. А. Тимирязева / под ред. Е. А. Чусовой. М., 2005. 448 с.

29. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: учеб. пос. М., 2005. 207 с.

30. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами / под общ. ред. А. И. Клюкиной. М., 2005. 24 с.

31. Соколова Н. Д. Историческая картина: метод. пос. по проведению экскурсии. СПб., 2005. 28 с.; Она же. Портрет: метод. пос. по проведению экскурсии. СПб., 2005. 24 с.; Она же. Бытовая картина: метод. пос. по проведению экскурсии. СПб., 2005. 28 с.; Она же. Пейзаж: метод. пос. по проведению экскурсии. СПб., 2005. 28 с.

32. Российский центр музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2005. 57 с.

33. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв. ред. М. Ю. Юхневич. М., 2006. 176 с.

34. Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия: сб. тр. творч. лаб. «Музейная педагогика» каф. музейного дела АПРИКТ. М., 2006. 223 с.

35. Музей и посетитель. Образовательный потенциал музейной экспозиции: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 25-29 сентября 2006 г. М., 2006. 47 с.

36. CCUIII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение»: сб. мат-лов / под ред. Е. Г. Вансловой. М., 2006. 72 с.

37. Баранова Е. Ю., Колосова С. А. Музейная азбука от А до Я. М., 2006. 64 с.

38. Конторщиков В. В., Гвоздева О. А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. М., 2007. 96 с.

39. ИСКпедиция в страну Винни-Пуха. М., 2007. 36 с.; Семейный лабиринт. Игра для детей и родителей. М., 2007. 37 с.

40. Платонова О. В. Искусство взаимоотношений. Основные принципы построения продуктивных отношений с детьми в рамках студийноэкспозиционной работы в музее. СПб., 2007. 60 с.

41. Художественные метаморфозы. Программы элективных музейно-педагогических курсов для предпрофильной подготовки профильного обучения учащихся IC и C классов. СПб., 2007. Вып. 1. 70 с.

42. Лузе О. Р., Гольтякова Л. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Раздел «Мир музея». Курс «Учись смотреть и видеть»: метод. пос. для учителей нач. школы. СПб., 2007. 68 с.

43. Галкина Т. В., Усольцева О. В., Диденко О. А., Ляпкова А. А. Как провести конкурс знатоков сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»: библиотека музейного педагога: метод. рекоменд. для учителей и родителей. Томск, 2007. 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Сборник научных трудов по музейной педагогике Государственного Биологического музея им. К. А. Тимирязева / под общ. ред. Е. А. Чусовой. М., 2008. 123 с.; Пять лет из жизни музея. Отчет Государственного Биологического музея им. К. А. Тимирязева за 2003-2007 годы / авт.-сост. Н. А. Пантюлина. М., 2008. 160 с.

45. В музей всей семьей / сост. И. Н. Фролова. М., 2008. 204 с.

46. Турманова З. В. Наше завтра, или сказки бабушки Ладушки. Южно-Сахалинск, 2009. 26 с.

Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: klio@tspu.edu. ru

Материал поступил в редакцию 30.07.2010.

T. V Galkina

HISTORIOGRAPHICAL REVIEW OF RUSSIAN MUSEUM-PEDAGOGICAL LITERATURE (1990-2010)

The article is devoted to the analysis of special museum-pedagogical literature as a new type of publication among a wide range of museum editions which had appeared in Russia in 1990ies. The article reveals specific theme of museum-pedagogical publications, investigates dynamics of publication activity of museums, defines the centers of publication activity in Russia.

Key words: museum-pedagogical editions, dynamics of publications, center of publication activity.

Tomsk State Pedagogical Univesity.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: klio@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.