Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА РОМАНСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА РОМАНСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
отечественный романс / отечественная камерная / лирическая музыка / domestic romance / domestic chamber / lyric music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устюгов А. В.

В статье рассматриваются вопросы исторического развития отечественного романса, а также концепции формирования традиций отечественной камерной, лирической музыки на протяжении всей истории от возникновения романса как отдельного целостного музыкального жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF PHENOMENON OF ROMANCE IN DOMESTIC CULTURE

The article examines the issues of the historical development of the domestic romance, as well as the concept of the formation of traditions of domestic chamber, lyric music throughout history from the emergence of romance as a separate integral musical genre.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА РОМАНСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 7

Устюгов А.В.

студент магистратуры Институт современного искусства (г. Москва, Россия)

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА РОМАНСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы исторического развития отечественного романса, а также концепции формирования традиций отечественной камерной, лирической музыки на протяжении всей истории от возникновения романса как отдельного целостного музыкального жанра.

Ключевые слова: отечественный романс, отечественная камерная, лирическая

музыка.

Романс представляет собой уникальное явление в отечественной культуре. В середине XVIII века романс проник в отечественную культуру из Западной Европы, а к концу этого столетия стал национально-специфическим жанром, соединившим черты русской лирической песни и западноевропейской музыкальной культуры. Со времени появления в России лирических направлений в музыке, в самые яркие периоды развития отечественной культуры, романс играл немаловажную роль, подчас выражая чаяния общества и суть всей эпохи.

И сегодня судьба романса является отражением всех процессов, происходящих в культуре русского общества. Личность в современном обществе и взаимоотношения личности к массовой и элитарной культуре, а на глубинном уровне соотношение внешнего и внутреннего в самом человеке,

духовного и физического, эмоционального и рационального, интимного и социального.

В современной музыке преобладает рок- и поп- культура. Важным элементом этих направлений является вовлечение слушателей в процесс исполнения, который выражается в моторном участии в художественном действе. В противовес этим жанрам - романс, отвечающий потребностям утонченно-духовного выражения внутреннего мира личности композитора и исполнителя, а тем самым и сопереживания слушателя. Камерность романса -черта определяющая привлекательность жанра.

Если романс исполняется для многотысячной аудитории, собираемой известными эстрадными исполнителями в pop- и rock-, он утрачивает интимность, присущую этому жанру. На первый план романс выдвигает способность вызвать духовные чувства, растрогать, взволновать душу слушателя.

В ходе музыкальной эволюции менялись и меняются предпочтения, структура духовной жизни людей усложняется, обрастает новыми деталями, новыми структурными элементами, обретающими, порой, новые функциональные характеристики. Так, например, песенное искусство, с развитием массовых коммуникаций общества, утрачивает чисто развлекательно-рекреационные функции и становится фактором интеграции или дифференциации общества по музыкальным предпочтениям.

Музыкальные предпочтения, рассматриваемые в контексте эстетических и мировоззренческих установок, играют важнейшую роль в формировании духовного облика молодёжи и зачастую предопределяют будущие социальные роли молодых людей во «взрослой» жизни, влияют на их социальное взаимодействие, поведение, образ жизни, сам внешний облик. Умелое использование музыкальных предпочтений может способствовать воспитанию эстетического вкуса современной молодёжи, сочетающего в себе лучшие национальные традиции с современными практиками взаимодействия культурных институтов с обществом.

Понятия «Человек-Природа-Вселенная», как представление ментальных традиций в русском романсе.

Особая роль русского музыкального пейзажа и его сближение с пейзажем живописным и литературным отмечалось всегда в отечественном музыкознании. Так, к примеру, Б. Астафьев, слышащий «озвучиваемое чувство природы» [2, с. 87], писал о «реальных ощущениях русской природы» в произведениях П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина [4, с.62-63].

К проблеме «живописности» русской музыки неоднократно обращались М. Арановский, А. Демченко, Т. Левая, Л. Мазель, Е. Назайкинский, Е Орлова, Л. Серебрякова, М. Смирнов, В Холопова и др. Но за пределами пространства исследований остался широкий круг проблем, связанных с поэтикой и семантикой русского романса XIX-XX вв.

В фокус внимания музыковедов не попал тот факт, что в целом пласте русской камерной вокальной музыки, пейзажные приметы в поэтической и музыкальной лексике соотносятся с фрагментами реального мира и образуют на протяжении всего существования русского романса, систему константных пейзажных образов, стабильных, несмотря на индивидуальность каждого композитора.

Целый ряд русских романсов, которые содержат в поэтических и музыкальных текстах живописно-изобразительные пространственные образы, объединяет смысловая матрица «единение человека и природы». В русском романсе «музыкальная живопись» служит объяснением самых разных явлений: в России и пейзаж всегда больше, чем пейзаж.

Значение климата и географической среды - ландшафта в жизни русского человека объясняет формирование особого отношения и видения природы, выработанное веками. Как писал П. Чаадаев: «Мы русские, как особый народ созданы «нашими властителями и нашим климатом» [10, а 153].

Мнение В.О. Ключевского о «живом и своеобразном участии основных стихий (леса, степи, реки) в строении жизни и понятий русского человека» [6]

перекликается с высказыванием И. Ильина о том, что русская душа находится в таинственной взаимосвязи с природными условиями и не может быть достаточно понята без учета этой связи [5, с. 376].

По мнению И. Ильина, русская природа стояла у колыбели русской поэзии и всей русской культуры [5, с.223, 375], что подтверждалось в работах многих исследователей, таких как Б. Астафьев, Н. Бердяев, Д. Лихачев и др. Их единодушное признание того, что русская культура творится из глубины русской души, которая тяготеет к чувственной сопричастности и созерцанию природы и объясняет исключительное место в русском искусстве Х1Х-ХХ вв. мотивов «пейзажа души», «пейзажа-настроения», «психологического пейзажа».

Русский классический романс XIX века, возникший в эпицентре «ландшафтного мышления», не мог не испытать влияния содержательности пейзажных образов - словесных и живописных, оказавшихся актуальными и для следующего столетия: русская музыка «упорно искала сочетания поэтического чувства природы с правдивостью изображения» [2, с. 89]. Живопись также обращалась к музыкальным средствам выразительности: «Пейзаж должен быть звуком.. .это трудно выразить словами, это так похоже на музыку», - пишет К. Коровин [7, с. 110].

Присутствие «пейзажной константы» в целом пласте русской вокальной музыки объясняется многими причинами. Первая из них - сближение эстетического восприятия природы у художников, близких русской культуре. Близость особенностей ментального художественного мышления русских композиторов, поэтов, живописцев, драматургов, проявляющееся в близости в мыслях, чувствах, эмоциях при обращении в разные эпохи к сходным сюжетам и идеям.

Другая причина основана на том факте, что ритм, гармония, гамма, минорное и мажорное настроение - являются достоянием, как живописи, так и музыки. Мы слушаем музыку или созерцаем картину, и в обоих случаях наше восприятие обращается к внутреннему чувству, к воображению, позволяющему вызвать эмоции и зримые пространственные композиции. В творчестве многих

русских композиторов использовались мелодические и фактурные приемы для передачи живописно-пластических образов. Изобразительность и картинность были присущи многим музыкальным произведениям. Стоит заметить, что данные приемы характерны и для древнего русского народного творчества, так как авторы подобным образом описывали взаимосвязь природных явлений и героев.

Это подтверждается высказыванием Ц. Кюи о Римском-Корсакове, который называл его «непревзойденным мастером живописи, ярким пейзажистом» [8, с. 430], а Б. Астафьев сравнивал камерную вокальную музыку А.Н. Александрова c изысканностью акварельных рисунков [3, с. 114]. Современные музыковеды высказывают подобные мысли, так А. Арановский отмечает, что среди «музыкантов есть живописцы и графики» [1, с. 213]. И, наконец, в романсах в силу присутствия литературного источника уже заложена определенная программа - описание пейзажа.

В русском романсе образы природы как широкая гамма оттенков «чувственного изображения нечувственно-узренных состояний» (И. Ильин) сродни широкости русской души, в которой соединяется целый ряд несоединимых качеств: языческие представления о Вселенной и ощущение Евангельской красоты мира, любовь к Отечеству, но в тоже время - ощущение бесприютности, странничество, поиски «Иного Царства», стремление на простор к свободе и воле, но в тоже время - смирение, подчинение Судьбе и внешним обстоятельствам, гармония, равновесие и в противовес - острые приступы тоски, склонность к фантазии и мечте, стихийность, пылкость, максимализм в поступках.

Велика роль библейских истоков русской культуры в формировании системы понятий русского романса. Созерцание «любит» тишину. В словесных первоисточниках русских романсов звуковое оформление вселенной организует - тишина небес («Тихой ночью» А. Черепнина на сл. Тютчева), полей и горного склона («Рассвет» А. Ипполитова-Иванова на сл. А. Сафоновой).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арановский М.Г. Симфонические изыскания. Проблема жанра в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки. Л.: Сов. композитор, 1979. - 287 с;

2. Астафьев Б.В. О русской природе и русской музыке // Избранные труды: В 5 т.: Т.1У. - М., 1955. - 87 с;

3. Астафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 200 с;

4. Глебов И. Музыка моей Родины // Советская музыка, 1984. №6. С. 62-75;

5. Ильин И.А. Сочинения в 10 т. Т.6. Кн.2. - М.: Русская книга, 1996. 672 с

Ustyugov A.V.

Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)

HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF PHENOMENON OF ROMANCE IN DOMESTIC CULTURE

Abstract: the article examines the issues of the historical development of the domestic romance, as well as the concept of the formation of traditions of domestic chamber, lyric music throughout history from the emergence of romance as a separate integral musical genre.

Keywords: domestic romance, domestic chamber, lyric music.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.