ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
М. А. Приходько*
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Аннотация. Возникнув в 1802 г., Министерство финансов стало важнейшим в функциональном плане и одним из наиболее больших в организационно-структурном плане, центральным государственным учреждением в государственной системе Российской империи в первой половине XIX в., объединившим под властью министра финансов существенное количество учреждений коллежской системы управления. Многие из этих учреждений занимали к 1802 году промежуточное положение в системе государственного управления. Формирование структуры Министерства финансов и его правовое оформление носило свою весьма оригинальную специфику. Изучение архивных документов и правовых актов позволяет детально проследить порядок развития структуры Министерства финансов, опираясь на исторический и сравнительно-правовой методы научного исследования. В отличие от большинства предыдущих исследований структурной организации Министерства финансов Российской империи в 1-й половине XIX в., в данной статье наиболее детально и подробно исследуются изменения в структуре Министерства финансов, в привязке к правовому оформлению этих изменений. Кроме того, использование архивных документов позволяет восполнить пробелы в этом оформлении, составив тем самым наиболее полную картину структурной организации Министерства финансов в данный временной отрезок. Ключевые слова: Министерство финансов, государственное управление, структура, центральное государственное учреждение, канцелярия, коллегия, контора, департамент, система, организация.
DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.124-136
Учреждение Министерства финансов было провозглашено в Манифесте «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г.
В состав этого нового центрального государственного учреждения вошло сразу несколько государственных учреждений прошлого времени: Берг-коллегия, Монетный де-
партамент1, Экспедиция о заготовлении и хранении вексельной бумаги, отпуска и продажи
1 Предположительно, включал в себя несколько
учреждений, находившихся до 8 сентября 1802 г. в ведении
Берг-коллегии: Санкт-Петербургский Монетный депар-
тамент, Санкт-Петербургский Монетный двор и несколь-
ко чиновников в Москве (Месяцослов... на... 1802. СПб.,
1802. С. 224—225).
© Приходько М. А., 2015
* Приходько Михаил Анатольевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
оной в разные места и вступления за оную денежной казны Мануфактур-коллегии, часть Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, в ведении которой находились дела по Камеральному столу и печатанию векселей и заемных писем, Лесной департамент, Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций, Контора придворных банкиров и комиссионеров2, а также не упомянутые в Манифесте от 8 сентября 1802 г. Контора разделения золота от серебра3 и Департамент для рассмотрения неоконченных дел Камер-коллегии (Департамент Камер-коллегии)4.
Кроме того, в компетенцию Министерства финансов перешли оброчные статьи, хозяйственное управление казенных земель, все Казенные палаты по винным подрядам и откупам, учреждение и отдача в содержание гербергов, а также составление годового штата общих государственных расходов Российской империи5.
Помимо перечисления учреждений, объединенных под управлением министра финансов и предметов ведения Министерства финансов Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. не содержал конкретных положений о структуре Министерства финансов. Только в ст. XIX Манифеста содержалось указание всем министрам об обязательном учреждении при них временных канцелярий6.
Вместе с тем в соответствии со ст. IX Манифеста «Об учреждении министерств» в Министерстве финансов установился промежуточный коллежско-министерский порядок делопроизводства — каждое подчиненное учреждение представляло своему министру еженедельные мемории о текущих делах и представления в особых случаях, министр отвечал на них предложениями, в случае несогласия подчиненных учреждений с предложениями министра они представляли ему рассуждения, если министр настаивал на своем предложении, то оно исполнялось,
2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е (далее — ПСЗ-1). Т. 1—45. СПб., 1830 ; ПСЗ-1. Т. 27. № 20406. С. 245.
3 Еще в 1801 г. Контора разделения золота от серебра перешла в ведение президента Берг-коллегии А. В. Алябьева (Лоранский А. М. Исторический очерк Горного института. СПб., 1873. С. 49). Соответственно 8 сентября 1802 г. вместе с Берг-коллегией она перешла под управление министра финансов.
4 Начинает упоминаться в числе учреждений, подчиненных министру финансов с 1805 г. (Месяцослов... на... 1805. СПб., 1805. С. 198).
5 ПСЗ-1. Т. 27. № 20406. С. 245—246.
6 Там же. С. 248.
а мнение подчиненных учреждений заносилось в журнал7.
Наряду с этим установление в статье V Манифеста «Об учреждении министерств» новых правил, в соответствии с которыми императорская воля объявлялась Государственному казначею через министра финансов и что Государственный казначей должен находиться в сношениях с министром финансов по всем ведомостям о доходах, а также перечисление учреждений и предметов ведения Государственного казначея в одной статье8 с Министерством финансов, определило некоторое вспомогательное или полузависимое положение Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) по отношению к Министерству финансов. Эту ситуацию не исправляло то, что Государственный казначей был назначен вместе с другими министрами особым Указом от 8 сентября 1802 г.9 и то, что потом он, как и все министры, стал членом Комитета министров10.
Таким образом, основное значение Манифеста «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. для Министерства финансов выразилось в провозглашении самого факта учреждения Министерства финансов, в определении количества учреждений, подчиненных министру финансов, и закреплении за Министерством финансов статуса одного из основных (наряду с Министерством коммерции, Государственным казначейством и частично Министерством внутренних дел) учреждений финансового управления Российской империи.
Структурная организация Министерства финансов после 8 сентября 1802 г. стала определяться уже в процессе практической деятельности первого министра финансов А. И. Васильева.
11 ноября 1802 г. императором Александром I был утвержден проект «Устава о лесах»11. В соответствии с ним Лесной департамент получил статус государственной коллегии, под руководством главного директора государственных лесов. Состав общего присутствия Лесного департамента под председательством главного директора государственных лесов образовали 3 члена12.
По Штату Лесного департамента в нем числилось 6 советников, правитель канцелярии, 4 секретаря, 1 камерир, 2 бухгалтера, 1 переводчик, директор Чертежной, 2 землемера
7 Там же. С. 246—247.
8 Там же. С. 245.
9 Там же. № 20409. С. 249—250.
10 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 1263. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
11 ПСЗ-1. Т. 27. № 20506. С. 350—356.
12 Там же. § 3. С. 351.
и 2 ученика13. Соответственно структурными подразделениями Лесного департамента стали Канцелярия и Чертежная.
При этом Лесной департамент не стал самостоятельным центральным государственным учреждением, а остался под общим ведением и распоряжением министра финансов. О чем было специально разъяснено в высочайше утвержденном докладе министра финансов А. И. Васильева «О зависимости чиновников Лесного департамента от министра финансов и Сената» от 2 декабря 1802 г.14
Тем самым с 11 ноября 1802 г. под управлением министра финансов действовало уже 2 коллегии — Берг-коллегия и Лесной департамент.
7 января 1803 г. был утвержден Штат департамента министра финансов15 и Министерство финансов обрело первичную структурную организацию.
Департамент министра финансов возглавлялся директором и состоял из 4 экспедиторов, 7 столоначальников, 8 старших и 7 младших их помощников, архивариуса и его помощника, секретаря при министре и его помощника и переводчика16. Как видно из штата, Департамент министра финансов представлял собой организационно-распорядительный орган при министре финансов по управлению многочисленными учреждениями, подчиненными министру финансов.
С момента утверждения Штата Департамента министра финансов этот термин стал часто употребляться для обозначения всего Министерства финансов в целом, но реальное место Департамента министра финансов в организационной деятельности Министерства финансов было близким к министерской канцелярии, основная функция которой состояла во взаимодействии с коллегиями и коллежскими учреждениями, состоявшими под управлением министра финансов17.
В этой связи неслучайным выглядит обозначение Департамента министра финансов как канцелярии в делопроизводственных документах18, а директора Департамента министра финансов как директора канцелярии в официальных «Месяцословах»19.
Далее, 27 января 1803 г. Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатанья векселей и заемных писем Мануфактур-коллегии была присоединена к Экспедиции о государственных доходах ведомства Государственного казначея, а Камеральный стол Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства был присоединен к Департаменту министра финансов20.
Также, ориентировочно в 1803 г., при Департаменте министра финансов была учреждена Экспедиция для внешних денежных дел и для заведования государственными банками (1803—1811)21 и в этом же году к Департаменту министра финансов перешло управление казенными винокуренными заводами22.
19 января 1804 г. Горное училище при Берг-коллегии преобразовано в Горный кадетский корпус23.
Необходимо отметить, что по информации официальных «Месяцесловов», начиная с 1804 г., Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций числится в составе учреждений, подчиненных Государственному казначею24. Этот факт дает основание предположить, что Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций так и не перешла в ведение министра финансов и осталась в ведомстве Государственного казначея.
28 февраля 1805 г. в составе Лесного департамента была учреждена Временная лесная инспекция для девяти великорусских губерний (Тульской, Московской, Калужской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской и Владимирской)25, а 24 января 1806 г. Временная лесная инспекция для восьми западных губерний (Виленской, Гродненской, Витебской, Могилевской, Волынской Подольской, Минской и Киевской)26.
13 июля 1806 г. на основе высочайше утвержденного доклада министра финансов А. И. Васильева и проекта «Горного положения» была проведена реорганизация горного управ-ления27.
Берг-коллегия упразднялась и на смену ей учреждался Горный департамент28.
13 Там же. Т. 44. Ч. 2. Отд. 4. К № 22500. Таб. 1. С. 82.
14 Там же. Т. 27. № 20538. С. 382—383.
15 Там же. № 20582. С. 424—425.
16 Там же. Т. 44. Ч. 2. Отд. 4. К № 20747. Таб. 2. С. 19.
17 Министерство финансов 1802—1902. Ч. 1. СПб., 1902. С. 36.
18 РГИА. Ф. 559. Оп. 1. Д. 56. Л. 4.
19 Месяцослов... на... 1803. СПб., 1803. С. 6 (и в последующих «Месяцословах»).
20 ПСЗ-1. Т. 27. № 20602. С. 445—446.
21 Печерин Я. И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб., 1904. С. 131, 135.
22 РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 417. Л. 204.
23 ПСЗ-1. Т. 28. № 21133. С. 33—43.
24 Месяцослов... на... 1804. СПб., 1804. С. 70.
25 ПСЗ-1. Т. 28. № 21644. С. 876—881.
26 Там же. Т. 29. № 22008. С. 32—36.
27 Там же. № 22208. С. 437—630.
28 Там же. С. 438, 477—478.
Горный департамент под руководством управляющего состоял из Горного совета и Горной экспедиции29. Горному совету поручалось рассмотрение дел учредительных, законодательных, ученых, искусственных и художественных.
Он действовал в составе управляющего Горным департаментом, 2 советников — старшего и младшего и временно присутствующих — начальников отделений Горной экспедиции, командира и инспектора Горного кадетского корпуса в назначенные министром финансов дни, а также берг-инспекторов и горных начальников во время нахождения их в Санкт-Петербурге30.
Горная экспедиция ведала делами хозяйственными и исполнительными, требующими быстрого и безотлагательного движения. Она находилась под непосредственным ведением управляющего Горным департаментом и состояла из 2 отделений (1-е — дела распорядительные и исполнительные, 2-е — дела хозяйственные), под руководством начальников отделений31.
Для завершения дел упраздненной Берг-коллегии создавался специальный Департамент Берг-коллегии для решения и окончания старых дел (Департамент Берг-коллегии)32. Кроме того, Контора разделения золота от серебра была соединена с Монетным департаментом33.
Таким образом, в 1806 г. структурная организация Министерства финансов приобрела следующий вид: Департамент министра финансов, Экспедиция для внешних денежных дел и для заведования государственными банками, Горный департамент, Монетный департамент, Лесной департамент, Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Контора придворных банкиров и комиссионеров, Департамент для рассмотрения неоконченных дел Камер-коллегии и Департамент для решения и окончания старых дел Берг-коллегии.
13 октября 1806 г. по высочайше утвержденному докладу министра финансов А. И. Васильева образуется межведомственный Особый комитет по части финансов (1806—1807) для составления росписи доходов и расходов на 1807 г. и рассмотрения ряда других финансовых вопросов34. Учреждение этого комитета имело важное значение для финансового управления Российской империи, положив начало Комитету финансов (1807—1809, 1812—1816, 1822—
29 Там же. С. 440, 486.
30 Там же. С. 486.
31 Там же. С. 484.
32 Там же. С. 479.
33
Там же. С. 480—481. 34 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. СПб., 1998. С. 69.
1917) — высшему совещательному органу по вопросам финансовой политики, бюджета и кредита35.
В августе 1807 г. по случаю кончины министра финансов А. И. Васильева управляющим Министерством финансов был назначен с оставлением в должности Государственного казначея Ф. А. Голубцов36. Это назначение носило временный характер, так как предметы ведения министра финансов передавались под управление Ф. А. Голубцова постепенно (Указы от 26 августа, 2 и 14 сентября 1807 г.)37, но функциональное и организационное взаимовлияние и взаимодействие Государственного казначейства и Министерства финансов существенно возросло, так как управление ими осуществлялось одним лицом.
Более того, отмеченное выше вспомогательное или полузависимое положение Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) по отношению к Министерству финансов, утвердившееся после 8 сентября 1802 г. было в 1807 г. в значительной мере выправлено в сторону подтверждения статуса Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) как центрального государственного учреждения, так как став управляющим Министерством финансов, Государственный казначей стал, так сказать, полноценным министром. Притом министром одного из наиболее обширных по составу и важнейших министерств.
Совместное управление Государственным казначейством и Министерством финансов Государственным казначеем Ф. А. Голубцовым продолжалось до его отставки 01.01.1810. После чего Государственным казначеем был назначен Б. Б. Кампенгаузен38, а министром финансов Д. А. Гурьев39. Изменения в персональном составе руководителей Министерства финансов и Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) не оказали влияния на структуру Министерства финансов.
Из нововведений этого времени в финансовом управлении можно выделить лишь учреждение 27 мая 1810 г. Комиссии погашения государственных долгов (Государственной комиссии погашения долгов) (1810—1917), независимой от Министерства финансов40.
35 Там же. С. 69—71.
36 Министерство финансов 1802—1902. Ч. 1. СПб., 1902. С. 29.
37 РГИА. Ф. 559. Оп. 1. Д. 95. Л. 2—4.
38 Министерство финансов 1802—1902. Ч. 1. СПб., 1902. С. 43.
39 РГИА. Ф. 1343. Оп. 46. Д. 1158. Л. 25.
40 ПСЗ-1. Т. 31. 24244. С. 198—200.
Куда большее значение для Министерства финансов имел завершающий период министерской реформы 1810—1811 гг. и его основные правовые акты.
Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» от 25 июня 1810 г.41 подтвердил предметы ведения Министерства финансов: «управление государственными имуществами, дела горные... сборы и пошлины всякого рода... доходы городские и земские денежные повинности, дела монетные, банковые».
Кроме того, он отнес к компетенции Министерства финансов «дела. соляные» и «управление таможен»42, что означало переход в ведение Министерства финансов дел по соляному управлению из Министерства внутренних дел и части43 предметов ведения Министерства коммерции.
«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г.44 конкретизировало ликвидацию Министерства коммерции и определило точные категории дел бывшего Министерства коммерции, переходившие в Министерство финансов и Министерство внутренних дел.
В Министерство финансов переходили дела по 1-й и 4-й экспедициям Коммерц-кол-легии. Коммерц-коллегия до окончания преобразования коммерческой части переходила под управление министра финансов, а вопросы по внутренней торговле решались по согласованию с министром внутренних дел. В Министерство финансов передавались и часть дел Департамента министра коммерции45.
Кроме того, под надзор министра финансов переходила Санкт-Петербургская комиссия по делам неутрального мореплавания, а также местные неутральные и ликвидационные46 комиссии47. Вместе с делами Коммерц-колле-гии и Департамента министра коммерции было проведено распределение и чиновников бывшего Министерства коммерции. В частности в Министерство финансов перешли 18 человек48.
(Следует также отметить частные изменения структуры Министерства финансов произо-
шедшие после издания «Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам» и до утверждения «Общего учреждения министерств». 19 сентября 1810 г. в составе Горного департамента49 Министерства финансов была учреждена Временная комиссия снабжения солью государства (1810—1825)50, а 9 апреля 1811 г. Экспедиция казенных винокуренных заводов (1805—1811) была присоединена к Департаменту министра финансов51).
«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 гг.52 еще раз подтвердило предметы ведения Министерства финансов: «Государственные имущества, дела горные, соляные, подати, сборы и пошлины всякого рода, дела внешней коммерции и управление таможен, доходы городские и земские, общие денежные повинности»53.
Одновременно54 с «Общим учреждением министерств» от 25 июня 1811 г. было издано «Учреждение Министерства финансов»55 — специальный учредительный документ Министерства финансов, внесший принципиальные изменения в структурную организацию и порядок делопроизводства56 Министерства финансов и распространивший на Министерство финансов «Общее учреждение министерств».
В соответствии с «Учреждением Министерства финансов» от 25 июня 1811 г. основными структурными подразделениями Министерства финансов стали Департамент государственных имуществ, Департамент горных и соляных дел, Департамент внешней торговли, Департамент разных податей и сборов, Канцелярия министра финансов57 и Совет министра финансов58.
Департамент государственных имуществ состоял из 5 отделений (1) главного ведомства казенных крестьян, 2) арендных и старостин-
41 Там же. № 24307. С. 278—280.
42 Там же. § 8. С. 279.
43 Дела по внутренней торговле переходили в ведение Министерства внутренних дел.
44 ПСЗ-1. Т. 31. № 24326. С. 323—328.
45 Там же. С. 326.
46 Окончание дел Санкт-Петербургской ликвидационной комиссии оставалось в ведении государственного канцлера Н. П. Румянцева.
47 ПСЗ-1. Т. 31. № 24326. С. 326.
48 РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 1614. Л. 45—45об.
49 В тексте высочайше утвержденного «Положения о Временной комиссии снабжения солью государства» Горный департамент наименован уже как Департамент горных и соляных дел, т.е. в соответствии с будущим «Учреждением Министерства финансов» от 25 июня 1811 гг. (ПСЗ-1. Т. 31. № 24353. С. 354—360).
50 ПСЗ-1. Т. 31. № 24353. С. 355.
51 Там же. № 24586. С. 609—610.
52 Там же. № 24686. С. 687—719.
53 Там же. § 7. С. 687.
54 Опечатка, допущенная в ПСЗ-1, — неверная дата
25 июля вместо 25 июня ввела в заблуждение многих исследователей.
55 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. С. 728—756.
56 В «Учреждении Министерства финансов» подробно регулировался порядок управления только в Лаборатории и Горном суде Департамента горных и соляных дел Министерства финансов. Общий порядок делопроизводства в Министерстве финансов регламентировался «Общим учреждением министерств» от 25 июня 1811 г.
57 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. § 1. С. 728.
58 Совет министра финансов был лишь кратко упомянут в § 3 «Учреждения Министерства финансов» (С. 728).
ских имений, 3) корабельных лесов, 4) казенных лесов, 5) хозяйственных заведений)59, а также принадлежащих к составу департамента Счетного отделения, Чертежной и Отделения судных и тяжебных дел60.
Отделения делились на столы, а Чертежная на разряды.
Департаментом руководил директор, отделения возглавлялись начальниками отделений (в том числе и Отделение судных и тяжебных дел), Чертежная — начальником, столы — столоначальниками (1-м разрядом Чертежной руководил под непосредственным ведением директора Департамента начальник Чертежной, а 2-м — главный землемер)61.
Департамент горных и соляных дел состоял из 5 отделений (1) монетное, 2) казенных заводов, 3) частных заводов, 4) добывания соли и минералов, 5) продовольствия солью государства62), а также Счетного отделения, Чертежной, Лаборатории и Горного суда (имевшего статус особого отделения Департамента)63.
Департаментом руководил директор, отделениями начальники отделений (в том числе и отделением Горного суда), Чертежной — начальник, Лабораторией — обер-берг-провизор, столами — столоначальники64.
Общее присутствие Департамента горных и соляных дел удерживало старое название Горного совета65. В составе председателя — директора Департамента, начальников отделений департамента и чиновников как принадлежащих, так и не принадлежащих к Департаменту по выбору директора Департамента66.
Канцелярию Горного совета возглавлял ученый секретарь67.
Департамент внешней торговли состоял из 2 отделений (1) торговых внешних сношений, 2) таможенного управления)68, а также Счетного стола для всех отделений69.
Департаментом руководил директор, отделениями — начальники отделений, столами — столоначальники (в том числе и Счетным сто-
лом)70.
59 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. § 4. С. 728.
60 Там же. § 5.
61 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. § 6 — § 41. С. 728—732.
62 Там же. § 42. С. 732.
63 Там же. § 43.
64 Там же. § 44—79. С. 732—737 (Руководители разрядов Чертежной и Лаборатории не были указаны).
65 Там же. § 81. С. 737.
66 Там же. § 82.
67 Там же. § 83.
68 Там же. § 111. С. 740.
69 Там же. § 112.
70 Там же. § 113—118. С. 740—741.
Департамент разных податей и сборов состоял из 3 отделений (1) податей и повинностей, 2) питейных сборов, 3) гербовой бумаги)71, а также Счетного стола для всех отделений72. Департаментом руководил директор, отделениями — начальники отделений, столами — столоначальники (в том числе и Счетным столом)73. Наряду с этим, на практике при директорах всех департаментов Министерства финансов стали действовать канцелярии под руководством правителей74.
Канцелярия министра финансов состояла из 5 отделений (1) дела и сношения министра с департаментами, 2) дела и сношения с Государственным казначейством, 3) дела по кредитной системе, 4) счетное, 5) для рассмотрения финансовых проектов и учреждений)75. Причем 5 отделение действовало как Комитет из трех членов под непосредственным управлением министра финансов76.
Канцелярией руководил директор, отделениями — начальники отделений (4-е счетное отделение управлялось главным бухгалтером), столами — столоначальники (столы 1-го отделения — секретарями)77. Кроме того, в составе Министерства финансов действовал Совет министра финансов, только кратко упомянутый в «Учреждении Министерства финансов»78. Его устройство и порядок деятельности определялись «Общим учреждением министерств» от 25 июня 1811 г.79
Председательствовал в Совете министр финансов. (В случае его отсутствия — товарищ министра или один из директоров департаментов по усмотрению министра). Членами его были товарищ министра, директора департаментов и посторонние члены по усмотрению министра.
Совет министра финансов рассматривал наиболее важные вопросы деятельности Министерства финансов. Делопроизводство Совета вела Канцелярия министра финансов80. Общее управление Министерством финансов осуществлялось министром финансов81.
В «Учреждении Министерства финансов» не содержалось положений о должности заместителя министра — товарища министра
71 Там же. § 120. С. 741.
72 Там же. § 121.
73 Там же. § 122—125. С. 741—743.
74 Месяцослов... на... 1812. Ч. 1. СПб., 1812. С. 460—485.
75 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. § 130—148. С. 743—744.
76 Там же. § 150. С. 744.
77 Там же. § 130—148. С. 743—744.
78 Там же. § 3. С. 728.
79 Там же. № 24686. § 25—30. С. 688—689.
80 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 116.
81 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. § 154—155. С. 745.
финансов, что было отражением реального положения дел — после назначения министром финансов Д. А. Гурьева должность товарища министра финансов оставалась не замещенной.
В соответствии с новой структурной организацией МФ, установленной «Учреждением Министерства финансов» от 25 июня 1811 г., между департаментами Министерства финансов и Канцелярией министра финансов распределялись дела учреждений прежнего времени.
В Департамент государственных имуществ переходили дела Лесного департамента, часть дел Департамента министра финансов82 и Экспедиции казенных винокуренных заводов83.
В Департамент горных и соляных дел — дела Монетного и Горного департаментов, дела бывшего 2 отделения Экспедиции государственного хозяйства Министерства внутренних дел84, а также Временной комиссии снабжения солью государства85. Причем, войдя в состав86 Департамента горных и соляных дел, Временная комиссия снабжения солью государства сохранила свою организационную самостоятельность87.
В Департамент внешней торговли переходили предметы ведения бывшего Министерства коммерции (Коммерц-коллегии и Департамента министра коммерции)88, (за исключением дел по внутренней торговле, которые перешли в ведение Министерства внутренних дел).
В Департамент разных податей и сборов переходили часть дел Департамента министра финансов и Казначейства о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги ведомства Государственного казначея89.
В Канцелярию министра финансов перешли дела Департамента министра финансов90 (основная их часть), Конторы придворных банкиров и комиссионеров91 и Экспедиции для внешних денежных займов и для заведования государственными банками92.
82 РГИА. Ф. 1287. Оп. 45. Д. 40. Л. 1.
83 Там же. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 417. Л. 204.
84 Там же. Ф. 1341 Оп. 12. Д. 1278. Л. 60—60об.
85 ПСЗ-1. Т. 31. № 24353. С. 355.
86 Там же. § 1.
87 Министерство финансов 1802—1902. Ч. 1. СПб., 1902. С. 42.
88 РГИА. Ф. 1341. Оп. 12. Д. 1278. Л. 67.
89 Там же. Ф. 560. Оп. 3. Д. 48. Л. 1.
90 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 117.
91 Ананьич Б. В., Лебедев С. К. Контора придворных банкиров в России и европейские денежные рынки (1798—1811 гг.) // Проблемы социально-экономической истории России. СПб., 1991. С. 143.
92 Печерин Я. И. Исторический обзор правительствен-
ных, общественных и частных кредитных установлений
в России. СПб., 1904. С. 131.
Тем самым с 25 июня 1811 г. общая структура Министерства финансов выглядела следующим образом: Департамент государственных имуществ, Департамент горных и соляных дел, Временная комиссия снабжения солью государства, Департамент внешней торговли, Канцелярия министра финансов, Совет министра финансов (находившиеся в стадии формирования), числившийся только на бумаге Департамент разных податей и сборов (образование которого было отложено до 1812 г.93) и подчиненные Министерству финансов Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Департамент для рассмотрения неоконченных дел Камер-коллегии, Департамент для решения и окончания старых дел Берг-коллегии, Санкт-Петербургская ликвидационная комиссия94 и Санкт-Петербургская комиссия по делам неутрального мореплавания.
Что же касается Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея), то назначение Государственного казначея Б. Б. Кампенгаузена 28 января 1811 г. Государственным контролером95 в связи с образованием Главного управления ревизии государственных счетов, оставило должность Государственного казначея вакантной96.
На практике управление Государственным казначейством перешло к министру финансов97 Д. А. Гурьеву, вновь возродив существовавший прежде порядок руководства Министерством финансов и Государственным казначейством одним лицом и фактически подчинив Государственное казначейство министру финансов.
Завершающий период министерской реформы 1810—1811 гг. оказал существенное влияние на структуру Министерства финансов.
Министерство финансов стало одним из первых (вместе с Министерством полиции) из всех российских министерств, на которое было распространено «Общее учреждение министерств» от 25 июня в 1811 г. в виде издания специального «Учреждения Министерства финансов» от 25 июня 1811 г.98
93 РГИА. Ф. 560. Оп. 6. Д. 6. Л. 1.
94 Несмотря на указание «Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. (ПСЗ-1. Т. 31. № 24326. С. 326) об окончании дел Санкт-Петербургской ликвидационной комиссии государственным канцлером Н. П. Румянцевым, фактически данная комиссии с 1811 г. перешла под управление министра финансов (Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 3. СПб., 2002. С. 113).
95 РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 558. Л. 1.
96 Министерство финансов 1802—1902. Ч. 1. СПб., 1802. С. 43.
97 РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 533. Ч. 1. Л. 190—190 об.
98 ПСЗ-1. Т. 31. № 24688. С. 728—756.
В соответствии с ним структуру Министерства финансов составили: Департамент государственных имуществ, Департамент горных и соляных дел, Департамент внешней торговли, Департамент разных податей и сборов, Совет министра финансов и Канцелярия министра финансов99.
Помимо этих структурных подразделений Министерству финансов подчинялись Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Департамент для рассмотрения неоконченных дел Камер-коллегии, Департамент для решения и окончания старых дел Берг-коллегии100, Санкт-Петербургская ликвидационная комиссия, Санкт-Петербургская комиссия по делам неутрального мореплавания и Временная комиссия снабжения солью государства101. Кроме того, на практике министру финансов подчинялось еще и Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея), с 1811 г. оставшееся без своего руководителя — Государственного казначея102.
Последующие изменения в организации и порядке делопроизводства Министерства финансов в основном шли в рамках установленных «Учреждением Министерства финансов» от 25 июня 1811 г.103
Формирование большинства департаментов Министерства финансов продолжалось на протяжении 2-й половины 1811 г., исключение составил только Департамент разных податей и сборов, который был открыт в 1813 г.104 В связи с этим после 25 июня 1811 г. на практике продолжали функционировать учреждения, подлежавшие упразднению в связи с образованием департаментов Министерства финансов — Горный и Монетный департаменты до октября 1811 г.105, Лесной департамент и Ком-мерц-коллегия до декабря 1811 г.106 и Департамент министра коммерции до января 1812 г.107
Официальное открытие департаментов Министерства финансов подвело черту в деятельности этих учреждений. Указ об открытии Департамента горных и соляных дел был утвержден 23 декабря 1811 г.108, об открытии Департамента государственных имуществ
31 декабря 1811 г.109, об открытии Департамента внешней торговли 18 января 1812 г.110, об открытии Департамента разных податей и сборов 5 июня 1813 г.111 Из нововведений в организации и порядке делопроизводства Министерства финансов в 1811—1835 гг. можно выделить следующие изменения.
В 1811 г. прекращает свое существование Временная лесная инспекция в девяти великорусских губерниях112 и учреждается Временный департамент Коммерц-коллегии113.
В 1812 г. начинается упразднение Санкт-Петербургской ликвидационной комиссии, Санкт-Петербургской комиссии по делам не-утрального мореплавания и местных портовых неутральных комиссий114.
В 1813 г. закрыта Санкт-Петербургская ликвидационная комиссия115.
Как показывают архивные документы после открытия Департамента разных податей и сборов в 1813 г. в его состав вошло Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги ведомства Государственного казначея116. По всей видимости, это присоединение не было полным, так как во временной отрезок, близкий к 1813 г., при Департаменте разных податей и сборов стало действовать Гербовое казначейство117.
В 1815 г. упраздняются Временная лесная инспекция в восьми западных губерниях118 и Санкт-Петербургская комиссия по делам неутрального мореплавания119.
В 1817 г. Министерству финансов были подчинены Государственная комиссия погашения долгов120 и вновь образованный Государственный коммерческий банк121. В этом же году был образован Совет государственных кредитных установлений — высший орган надзора за кредитными учреждениями и их деятельностью122.
Формально вне структуры Министерства финансов и под председательством председа-
99 Там же. С. 728.
100 Месяцослов... на... 1812. Ч. 1. СПб., 1812. С. 459—502.
101 Действовавшая при Департаменте горных и соляных дел.
102 РГИА. Ф. 560. Оп. 6. Д. 6. Л. 1.
103 Естественно, с учетом присоединения и образования новых структурных подразделений МФ в 1811—1835 гг.
104 РГИА. Ф. 560. Оп. 6. Д. 6. Л. 1—2.
105 Там же. Ф. 1341. Оп. 12. Д. 1278. Л. 60—61.
106 ПСЗ-1. Т. 31. № 24937, № 24938. С. 942.
107 РГИА. Ф. 1341. Оп. 12. Д. 1278. Л. 67.
108 ПСЗ-1. Т. 31. № 24927. С. 935—936.
109 ПСЗ-1. Т. 31. № 24937. С. 942.
110 Там же. Т. 32. № 24955. С. 13—14.
111 Там же. № 25398. С. 576.
112 РГИА. Ф. 1594. Оп. 2. Сп. ст. Л. II об.
113 ПСЗ-1. Т. 31. № 24801. С. 859—860.
114 Там же. Т. 32. № 25224. С. 421.
115 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 3. СПб., 2002. С. 113.
116 РГИА. Ф. 560. Оп. 3. Д. 48. Л. 1.
117 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 119—120.
118 ПСЗ-1. Т. 33. № 25847. С. 124.
119 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 113—114.
120 ПСЗ-1. Т. 34. № 26791. С. 192—208.
121 Там же. № 26837. С. 263—274.
122 Там же. № 26834. С. 259—262.
теля Государственного совета, но с наличием в составе его непременных членов министра финансов и с обязанностью подачи годовых отчетов Совета государственных кредитных установлений императору через министра финансов123, что фактически обеспечивало тесный контакт Совета государственных кредитных установлений с Министерством финансов и весомую роль в его деятельности министра финансов.
В 1818 г. в составе Министерства финансов учреждается Экспедиция заготовления государственных бумаг124 — техническое учреждение для изготовления денежной (ассигнационной) и всех сортов бумаги с государственным гербом.
В 1819 г. в Департаменте разных податей и сборов было образовано новое отделение для производства дел казенных питейных сборов125. Наряду с этим, в 1819 г. к Министерству финансов был присоединен Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства внутренних дел126. Тем самым количество департаментов Министерства финансов увеличилось до пяти.
Вместе с Департаментом мануфактур и внутренней торговли Министерства внутренних дел к Министерству финансов был присоединен и Комитет для снабжения войск сукнами127.
Далее, в 1821 г. происходит важнейшее и давно ожидаемое изменение в структуре Министерства финансов — в состав Министерства финансов вошло ведомство Государственного казначея (Государственное казначейство)128. Основные структурные подразделения ведомства Государственного казначея (Государственного казначейства) — Экспедиция о государственных доходах, Штатные и Остаточные казначейства в Санкт-Петербурге и Москве и Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций составили основу новых структурных подразделений Министерства финансов — Департамента Государственного казначейства и Главного казначейства.
В соответствии с «Учреждением Департамента Государственного казначейства» Департамент Государственного казначейства состоял из двух частей — распорядительной и контрольной (счетной).
Распорядительная часть состояла из 5 отделений: 1) Отделение по сбору доходов; 2) и 3) отделения расходов; 4) Отделение кре дитной системы; 5) Отделение пенсионов.
123 Там же. С. 260—262.
124 Там же. Т. 35. № 27496. С. 531—534.
125 Там же. Т. 36. № 27807. С. 200.
126 Там же. № 27964. С. 367.
127 Месяцослов... на... 1820. Ч. 1. СПб., 1820. С. 810.
128 ПСЗ-1. Т. 37. № 28542. С. 593—601, № 28544. С. 601—616.
Контрольная часть состояла из Контроля, в составе 5 отделений: 1) Отделение для расписаний и счетов по приходам и расходам Главного казначейства; 2), 3), 4) и 5) отделения для расписания и счетов по губернским казначействам и Бухгалтерии в составе 3 отделений: 1) Отделение Главной книги государственных приходов и расходов; 2) Отделение частных книг по доходам и расходам и 3) Отделение генерального отчета.
Отделениями руководили начальники отделений, столами — столоначальники.
К составу Департамента Государственного казначейства принадлежали Канцелярия под руководством правителя и Архив под руководством начальника. Департамент Государственного казначейства возглавлял директор, его заместителями были два вице-директора129.
В соответствии с «Учреждением Главного казначейства» Главное казначейство состояло из Правления, отделений и Канцелярии. Правление составляли управляющий и 4 члена.
Главное казначейство состояло из 5 отделений: 1) кассирское, 2) бухгалтерское и контрольное, 3) приходное, 4) расходное, 5) оборотное.
Отделениями руководили Главный казначей, Главный бухгалтер и контролеры, столами — столоначальники.
Канцелярию возглавлял правитель. Главным казначейством руководил управляющий130.
Правление Главного казначейства должно было доставлять в Департамент Государственного казначейства ежедневные и месячные ведомости и другие сведения131, что дает основание сделать вывод о частично подчиненном положении Главного казначейства по отношению к Департаменту Государственного казначейства.
Таким образом, в 1821 г. структурная организация Министерства финансов пополнилась еще двумя структурными подразделениями и стала включать в себя следующие учреждения: Департамент государственных имуществ, Департамент горных и соляных дел, Временная комиссия снабжения солью государства, Департамент внешней торговли, Департамент разных податей и сборов, Гербовое казначейство132, Департамент мануфактур и внутренней торговли, Департамент Государственного казначейства, Главное казначейство, Канцелярия министра финансов, Совет министра финансов, Экспедиция заготовления государственных бумаг, Государственная комиссия погаше-
129 Там же. С. 593—594 ; Т. 44. Ч. 2. Отд. 4. К № 28543. С. 33.
130 ПСЗ-1. Т. 37. № 28544. С. 603—606 ; Т. 44. Ч. 2. Отд. 4. К № 28543. С. 33—34.
131 Там же. № 28544. С. 604.
132 При Департаменте разных податей и сборов.
ния долгов, Департамент для рассмотрения неоконченных дел Камер-коллегии, Департамент для решения и окончания старых дел Берг-коллегии, Временный департамент Ком-мерц-коллегии, Комитет для снабжения войск сукнами и подчиненные Министерству финансов Государственный ассигнационный, Государственный заемный и Государственный коммерческий банки.
Изменения в структуре Министерства финансов в 1821 г. стали наиболее существенными с момента утверждения «Учреждения Министерства финансов» от 25 июня 1811 г. Теперь структурную организацию Министерства финансов определяли несколько документов — «Учреждение Министерства финансов» от 25 июня 1811 г., «Учреждение Экспедиции заготовления государственных бумаг от 21 августа 1818 г., нормы нескольких правовых актов от 18 июля 1803 г., 27 июня 1808 г. и 13 февраля 1812 г., изданных для Департамента мануфактур и внутренней торговли, «Учреждение Департамента Государственного казначейства» от 2 февраля 1821 г. и «Учреждение Главного казначейства» от 3 февраля 1821 г. Вставала задача объединения норм этих правовых актов в одном новом учредительном документе Министерства финансов, т.е. издания новой редакции «Учреждения Министерства финансов».
Необходимо отметить, что в 1822 г. была возобновлена постоянная деятельность Комитета финансов — высшего совещательного органа по вопросам финансовой политики, бюджета и кредита133. Функционирование Комитета финансов носило негласный характер. Заведывание его делами было возложено на министра финансов134.
В 1823 г. в четырех департаментах МФ вводятся должности заместителей директоров — вице-директоров. В Департаменте государственных имуществ, Департаменте горных и соляных дел и Департаменте разных податей и сборов по одному вице-директору, а в Департаменте внешней торговли два вице-директора135; утверждается новый штат Департамента внешней торговли136; упраздняется Временный департамент Коммерц-коллегии137 и учреждается должность Генерального агента МФ в Царстве Польском138.
В 1824 г. происходит преобразование 4-го отделения Канцелярии министра финансов в Ученый комитет Министерства финансов139, 3-го отделения Канцелярии министра финансов в Особенную канцелярию по кредитной части140 и переименование Канцелярии министра финансов в Общую канцелярию министра
финансов141.
В 1825 г. Департамент для решения и окончания старых дел Берг-коллегии был присоединен к Департаменту горных и соляных дел в виде Временного счетного отделения142; 5-е отделение Департамента государственных имуществ было передано в ведомство Департамента разных податей и сборов143; Счетное отделение Департамента горных и соляных дел получило новое устройство144; была закрыта Временная комиссия снабжения солью государства, состоявшая при Департаменте горных и соляных дел145, и был образован Ученый комитет по горной и соляной части146.
В 1826 г. при Департаменте государственных имуществ учреждается временный Ученый комитет по лесной части147.
Кроме того, в декабре 1826 г. был учрежден Комитет 6 декабря 1826 г. (1826—1832) — особый секретный комитет для рассмотрения найденных в бумагах императора Александра I законодательных предположений. На трех заседаниях этого комитета 14 декабря 1827 г., 8 января 1828 г. и 23 января 1829 г. обсуждались предложения по реорганизации Министерства финансов и сокращения делопроизводства в нем148, но все эти предложения не получили дальнейшего развития.
В 1828 г. при Департаменте мануфактур и внутренней торговли учреждается Мануфактурный совет149, упраздняется Департамент для рассмотрения неоконченных дел Камер-колле-гии150 и 3-е отделение Департамента государственных имуществ (Отделение корабельных лесов) было передано из Министерства финан-
133 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. СПб., 1998. С. 69.
134 Там же. С. 69
135 ПСЗ-1. Т. 38. № 29567. С. 1146—1148.
136 Там же. № 29717. С. 1347 ; Т. 44. Ч. 2. Отд. 4. № 29717. С. 108—110.
137 РГИА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 149. Л. 1—2, 27.
138 ПСЗ-1. Т. 38. № 29688. С. 1347.
139 РГИА. Ф. 560. Оп. 10. Д. 215. Л. 1—2об.
140 ПСЗ-1. Т. 39. № 30139. С. 642.
141 РГИА. Ф. 560. Оп. 6. Сп. ст. С. IV.
142 ПСЗ-1. Т. 40. № 30239. С. 83—85.
143 Там же. № 30336. С. 263—264.
144 Там же. № 30453. С. 422—426.
145 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (далее — ПСЗ-2). Т. 1—55. СПб., 1840—1884. Т. 1. № 78. С. 113.
146 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 207.
147 Там же. № 4125. С. 593—609.
148 Сборник императорского Русского исторического общества (далее — сборник РИО). Т. 74. СПб., 1891. С. 216—219, 230—232, 356—361.
149 ПСЗ-2. Т. 3. № 2146. С. 683—686.
150 Там же. № 2307. С. 847.
сов в Департамент корабельных лесов Морского министерства151.
В 1829 г. при Министерстве финансов образуется Коммерческий совет152.
Кроме того, в этом году начал действовать Комитет для составления новых штатов всей империи (1829—1832), который рассматривал и обсуждал штаты, в том числе и структурных подразделений Министерства финансов153. В дальнейшем проекты этих штатов легли в основу официально утвержденных штатов Министерства финансов.
В 1830 г. был издан Указ «О новом наименовании отделений Департамента Государственного казначейства154 и утверждено «Положение об отчетности по Министерству финансов»155.
В 1831 г. были утверждены Положение Комитета министров «Об упразднении Временного отделения, учрежденного при Департаменте разных податей и сборов для старых дел по казенному управлению питейными сборами»156 и Штат канцелярским служителям по Министерству финансов157, а также образована Особенная канцелярия по секретной части (Собственная министра финансов секретная канцелярия)158.
В 1832 г. было упразднено Агентство Министерства финансов159 в Варшаве160.
Вместе с тем в 1832 г. было осуществлено издание 1-го издания Свода законов Российской империи, 1-й том которого содержал «Образование Министерства финансов», дополненное нормами правовых актов об учреждениях, вошедших в состав МФ после 25 июня 1811 г., и «Общее основание наказа Министерству финансов»161. В систематизированном виде они представляли новую редакцию «Учреждения Министерства финансов» от 25 июня 1811 г.
Так как Свод законов Российской империи вступал в действие с 1 января 1835 г., «Образование Министерства финансов» и «Общее основание наказа Министерству финансов»,
содержавшиеся в нем, пока имели только опосредованное значение. Тем не менее этот факт заслуживает выделения.
Далее, в 1833 г. был утвержден Штат Временного отделения Департамента государственных имуществ по секвестру и конфискации имений162 и Горный кадетский корпус переименован в Горный институт163.
В 1834 г. учреждается Корпус горных инженеров — военизированное объединение служащих горного ведомства164, возглавляемый главноначальствующим165, министром финансов Е. Ф. Канкриным166.
Учреждение Корпуса горных инженеров сопровождалось образованием Штаба Корпуса горных инженеров под руководством начальника Штаба Корпуса горных инженеров167, Канцелярии начальника Штаба Корпуса горных инженеров168 и Ученого комитета Корпуса горных инженеров169, а также переименованием Горного совета в Совет Корпуса горных инженеров170 преобразованием Горного института в Институт Корпуса горных инженеров171.
В этом же году была учреждена Строительная комиссия Министерства финансов172.
В связи с этим к концу 1834 г. структура МФ приобрела следующий вид: Департамент государственных имуществ, Департамент горных и соляных дел, Департамент внешней торговли, Департамент разных податей и сборов, Гербовое казначейство, Департамент мануфактур и внутренней торговли, Мануфактурный совет, Департамент Государственного казначейства, Главное казначейство, Экспедиция заготовления государственных бумаг, Совет министра финансов, Общая канцелярия министра финансов, Особенная канцелярия по кредитной части, Особенная канцелярия по секретной части, Государственная комиссия погашения долгов, Ученый комитет, Коммерческий совет, Строительная комиссия, Комитет для снабжения войск сукнами, Корпус горных инженеров, Штаб Корпуса горных инженеров,
151 Там же. № 2475. С. 1056—1067.
152 Там же. Т. 4. № 3250. С. 736—740.
153 РГИА. Ф. 1341. Оп. 303. Д. 69. Л. 112—116, 145, 160.
154 ПСЗ-2. Т. 5. Отд. 1. № 3452. С. 103.
155 Там же. Отд. 2. № 4074. С. 259—350.
156 Там же. Т. 6. Отд. 1. № 4272. С. 44—47.
157 Там же. № 4967. С. 230 ; Штаты и табели. К № 4967. С. 28—67.
158 РГИА. Ф. 561. Оп. 1. Д. 185. Л. 1, 3.
159 То есть генеральный агент и его Канцелярия.
160 ПСЗ-2. Т. 7. № 5693. С. 800.
161 Свод законов Российской империи (далее — СЗ РИ). Издание 1-е. Т. 1. СПб., 1832.. Издание 1-е. Т. 1. СПб., 1832. С. 221—328, 475—542.
162 ПСЗ-2. Т. 8. Отд. 1. № 6089. С. 198 ; Отд. 2. Штаты и табели. К № 6089. С. 81.
163 Лоранский А. М. Исторический очерк Горного института. СПб., 1873. С. 86.
164 ПСЗ-2. Т. 9. Отд. 1. № 6685. С. 1—8.
165 С 09.01.1834 г. главноуправляющий (РГИА. Ф. 1343. Оп. 46. Д. 1236. Л. 17об-18).
166 РГИА. Ф. 560. Оп. 3. Д. 602. Л. 3—3об.
167 ПСЗ-2. Т. 9. Отд. 1. № 6685. С. 1.
168 Там же. С. 1.
169 Там же. № 6747. С. 86—87.
170 РГИА. Ф. 560. Оп. 3. Д. 602. Л. 28—30.
171 ПСЗ-2. Т. 9. Отд. 1. № 7298. С. 746—755 ; № 7299. С. 755—787.
172 Высшие и центральные государственные учрежде-
ния России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 141.
Канцелярия начальника Штаба Корпуса горных инженеров, Ученый комитет Корпуса горных инженеров, Совет Корпуса горных инженеров и подчиненные Министерству финансов Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк и Государственный коммерческий банк.
1 января 1835 г. вступил в силу Свод законов Российской империи. Вместе с ним юридическую силу обрели «Образование Министерства финансов» и «Общее основание наказа Министерству финансов», содержавшиеся в 1 томе Свода законов Российской империи173. Тем самым Министерство финансов получило новую редакцию своего учредительного документа, объединившего правовые нормы учредительных документов и правовых актов практически всех учреждений, вошедших в состав Министерства финансов после 25 июня 1811 г.
Исключение составили Корпус горных инженеров, Штаб Корпуса горных инженеров, Канцелярия начальника Штаба Корпуса горных инженеров, Ученый комитет Корпуса горных инженеров, которые были образованы после публикации Свода законов Российской импе-
рии. Учредительные документы этих учреждений стали дополнением к «Образованию Министерства финансов» 1-го издания Свода законов Российской империи.
Структура Министерства финансов, сложившаяся в середине 30-х гг. XIX в., в 40-е гг. претерпит только частичные изменения.
Наиболее важным из них стало учреждение в 1837 г. на основе Департамента государственных имуществ нового центрального государственного учреждения — Министерства государственных имуществ174.
Далее, в 1843 г. будет учреждена Экспедиция государственных кредитных биле-тов175 и в 1845 г. ликвидируется Строительная
комиссия176.
Тем самым важнейшей в организационно-структурном плане для Министерства финансов стала первая треть XIX в. — годы когда были заложены организационные и функциональные основы деятельности Министерства финансов, как государственного учреждения и ведомства.
173 СЗ РИ. Издание 1-е. Т. 1. СПб., 1832. С. 221—328, 475—542.
174 ПСЗ-2. Т. 12. Отд. 2. № 10834. С. 1039—1053.
175 Там же. Т. 18. Отд. 1. № 16903. С. 360—363.
176 Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 141.
Библиография:
1. Ананьич Б. В., Лебедев С. К. Контора придворных банкиров в России и европейские денежные рынки (1798—1811 гг.) // Проблемы социально-экономической истории России. — СПб., 1991. — С. 125—147.
2. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1—4. — СПб., 1998—2002.
3. Лоранский А. М. Исторический очерк Горного института. — СПб., 1873.
4. Министерство финансов 1802—1902. Ч. 1. — СПб., 1902.
5. Печерин Я. И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. — СПб., 1904.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. 27—29, 31—40, 44. Ч. 2. — СПб., 1830.
7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 1, 3—5. Отд. 1, 6. Отд. 1, 7, 8. Отд. 1, 9. Отд. 1, 12. Отд. 1, 12. Отд. 2, 18. — СПб., 1830—1838.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 10. Оп. 1. Д. 149. Ф. 13. Оп. 2. Д. 1614. Ф. 559. Оп. 1. Д. 56. Ф. 560. Оп. 3. Д. 48, 602; Оп. 6. Д. 6; Оп. 10. Д. 215. Ф. 561. Оп. 1. Д. 185. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 1; 417. Ф. 1287. Оп. 45. Д. 40. Ф. 1341. Оп. 12. Д. 1278; Оп. 303. Д. 69. Ф. 1343. Оп. 12. Д. 1278; Оп. 46. Д. 1158. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 533. Ф. 1594. Оп. 2.
9. Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 74. — СПб., 1891.
10. Свод законов Российской империи. Издание 1-е. Т. 1. — СПб., 1832.
Материал поступил в редакцию 22 февраля 2014 г.
HISTORICAL LEGAL SPECIFICITIES OF THE STRUCTURE OF THE MINISTRY OF FINANCES OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 1ST HALF OF THE XIX CENTURY
Prihodko, Mihail Anatolyevich - senior lecturer of the Department of History of State and
Law of the Kutafin Moscow State Law University.
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review: Having appeared in the 1802, the Ministry of Finances has became a central institution in the state system of the Russian Empire in the first half of the XIX century, being one of the largest organizational structure and most important functional centers, and it has united under the auspices of the Minister of Finances a large number of the collegiate administration institutions. By 1802 many of these institutions have held an intermediary position in the state administration system. Formation and legal regulation of the Ministry of Finances as a structure were quite original, having their specificities. The studies of the archive documents and legal acts allows one to follow in much detail the development of the structure of the Ministry of Finances of the Russian Empire, based upon the historical and comparative legal methods of scientific studies. Unlike most of the previous studies of the structural organization of the Ministry of Finances of the Russian Empire in the 1st half of the XIX century, this article provides detailed analysis of the changes in the structure of the Ministry of Finances in relation to the legal provisions establishing these changes. Additionally, the use of the archive documents allows one to fill the gaps, thus, forming a complete framework of the structural organization of the Ministry of Finances within the said period.
Keywords: Ministry of Finances, state administration, structure, central state institution, chancellery, board, office, department, system, organization.
Bibliography:
1. Ananich, B.V., Lebedev, S.K. Office of the Court Bankers in Russia and the European Financial Markets. (1798-1811)// Problems of social and economic history of Russia. SPb., 1991. -P. 125-147.
2. Higher and central state institutions of Russia. 1801-1917. V. 1-4. SPb., 1998-2002.
3. Loranskiy, A.M. Historical overview of the Academy of Mines. SPb., 1873.
4. Ministry of Finances in 1802-1902. V. 1. SPb., 1902.
5. Pecherin, Y.I. Historical overview of the governmental, public and private credit institutions in Russia. SPb., 1904.
6. Complete collection of the Laws of the Russian Empire. 1st collection, V. 27-29, 31-40, 44. Ch.2. SPb., 1830.
7. Complete collection of the Laws of the Russian Empire. 2nd collection. V. 1, 3, 4, 5. Sec. 1, 6. Sec. 1, 7, 8. Sec. 1, 9. Sec. 1, 12. Sec. 1, 12. Sec. 2, 18. SPb., 1830-1838.
8. Russian state historical archive. (RGIA). F. 10. Op. 1. D. 149. F. 13. Op. 2. D. 1614. F. 559. Op. 1. D. 56. F. 560. Op. 3. D. 48, 602; Op. 6. D. 6; Op. 10. D. 215. F. 561. Op. 1. D. 185. F. 1263. Op. 1. D. 1; 417. F. 1287. Op. 45. D. 40. F. 1341. Op. 12. D. 1278; Op. 303. D. 69. F. 1343. Op. 12. D. 1278; Op. 46. D. 1158. F. 1409. Op. 1. D. 533. F. 1594. Op. 2.
9. Collection of the Imperial Russian Historical Society. V. 74. SPb., 1891.
10. Code of Laws of the Russian Empire. 1st Ed. V. 1. SPb., 1832.