Historical-political and socio-economic prerequisites for the emergence of the western European musical art in the countries of the far east: China, Japan, Korea
Zhang Yunhe, Postgraduate student, Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen, St. Petersburg
The study focuses on the history of the appearance, spread and assimilation of Western European musical art in the countries of the Far East, in connection with socio-economic and political changes in the state structures of China, Japan and Korea. The drastic changes that have affected the countries of the Far East in the course of modernization, centralization of the state and unity of nations within each country, and even militarization (an example of which is Japan) have seriously affected the society of these countries. This caused the formation of new forms of education. In addition, the development of most branches of science, culture and art took place. The introduction of Western European experience took place in close connection with historical and social changes and reforms in Japanese, Korean and Chinese societies. The process of borrowing and assimilation of academic musical culture took place under foreign influence at the level of teaching and executive practice, missionary and diplomatic activities, etc. In a relatively short period of time, a new mentality was formed in China, Japan and Korea. In these countries, a distinctive subculture was formed, which predetermined the development of a new musical culture in the Far East for many years to come.
Keywords. Far East; musical culture; European music; cultural modernization; musical culture of the countries of the Far East; Western European academic musical culture; modernization of culture and art in the countries of the Far East.
Цитировать: Чжан Ю. Историко-политические и социально-экономические предпосылки появления западноевропейского мyзыкального искусства в странах Дальнего Востока: Китай, Япония, Корея // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 35-43. EDN: CBXIKT. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.5
Чжан Юньчжэ, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Исследование сконцентрировано на истории появления, распространения и ассимиляции западноевропейского музыкального искусства в странах Дальнего Востока, в связи с социально-экономическими и политическими изменениями в государственных структурах Китая, Японии и Кореи. Кардинальные изменения, коснувшиеся стран Дальнего Востока в ходе модернизации, централизации государства и единения наций внутри каждой страны, и даже милитаризации (примером которой является Япония), серьезным образом повлияли на общество этих стран. Это вызвало формирование новых форм образования. Кроме этого, происходило развитие большинства отраслей науки, культуры и искусства. Внедрение западноевропейского опыта проходило в тесной связи с историко-социальными переменами и реформами в японском, корейском и китайском обществах. Процесс заимствования и ассимиляции академической музыкальной культуры проходил под иностранным влиянием на уровне преподавательской и исполнительской практики, миссионерской и дипломатической деятельности, и т.п. За сравнительно короткий промежуток времени был сформирован новый менталитет в Китае, Японии и Корее. В этих странах образовалась своеобразная субкультура, на многие годы вперед предопределившая развитие новой музыкальной культуры на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: Дальний Восток; музыкальная культура; европейская музыка; культурная модернизация; музыкальная культура стран Дальнего Востока; западноевропейская академическая музыкальная культура; модернизация культуры и искусства в странах Дальнего Востока.
5.10.1
Чжан Юньчжэ
Историко-политические и социально-экономические предпосылки появления западноевропейского мyзыкального искусства в странах Дальнего Востока: Китай, Япония, Корея
Многие исследователи западно-восточных отношений высказывали свое видение на счет того, как меняются целые цивилизации под влиянием социально-политических и торговых отношений. Так, например, в результате того, что Запад столетиями являлся заказчиком продукции дальневосточных ремесел и устанавливал правила, контролирующие экономические отношения между странами-поставщиками, произошло двухстороннее преобразование западной и восточной культур. Контакт цивилизаций приводил как к продуктивному диалогу, так и к конфликтным ситуациям, в любом случае вызывая развитие межкультурных процессов [14, c. 461]. В странах Дальнего Востока – Китае, Японии и Корее, основывающихся на конфуцианской этике, приоритетом были политико-дипломатические и социально-общинные ценности, а не религиозно-мистические, распространенные в христианских странах. Преобладание коллективистского образа мышления восточноазиатского мира, предопределило формы социально-культурной организации [13, c. 16].
На протяжении нескольких веков в разные исторические периоды представители западноевропейских стран (дипломаты, священнослужители, миссионеры и др.) пытались установить диалог с главами государств Дальнего Востока и местной знатью. В ХIХ в. процессы интеграции западного мира, основанные на рыночной экономике, частной собственности, продвижении парламентской демократии, усилении внимания на самоценности индивида и индивидуальной свободе (в противовес коллективно-общинной форме местной организации социума), стали проходить в ускоренном темпе. Вместе с экономикой в странах Дальнего Востока активно насаждалась западноевропейская культура – от вида одежды до манеры музицирования.
Процессы вестернизации Китая, Японии и Кореи проходили по-разному по ряду причин:
- этнокультурные общности каждой из стран Дальнего Востока имели свои отличия, что предопределило разные исторические пути вестернизации;
- помимо западной экспансии необходимо учитывать фактор междоусобных конфликтов в странах Дальнего Востока, часто сопровождавшихся военным вмешательством;
- различные формы проникновения музыкальной культуры происходили под влиянием либо политической, либо миссионерской деятельности представителей западной цивилизации;
- необходимо учитывать степень влияния христианства (влияние Ватикана, Протестантской и Православной епархий), мусульманства и иудаизма в процессе музыкальной экспансии дальневосточных стран, с последующей реорганизацией всех звеньев образовательной системы;
- прививание и воспитание западноевропейских ценностей, в зависимости от сложившейся социально-политической системы страны на данный момент и т. д.
Китай (кит. Чжунго). Одни из первых свидетельств контакта Китая с западной цивилизацией относятся к VII-VIII вв. Во времена правления династии Тан (618–907), в 635 г. из Персии в Чанъань (тогда столица Китая) прибыли первые христианские миссионеры, так называемые несториане, во главе с легендарным епископом Алобэнем – первым переводчиком христианских текстов на китайский язык [11]. Китайцы назвали их учение «Цзин-цзяо» (Сияющая религия), а в 638 г. китайский император. Тай-цзун (939-997) впервые в истории Китая издал указ о веротерпимости. С этого времени Китаю было известно не только западноевропейское богослужение, но и его музыкальное сопровождение, для которого стали набирать певчих из местных детей [22]. Детское хоровое пение, основанное на григорианском хорале, оказалось близко монодийной природе китайской традиционной певческой культуры и органично вписывалось в местный музыкальный код.
Далее, в период правления монгольской династии Юань (1271-1368) Китай и Римско-католическая церковь (на китайском языке католицизм – «еливэнь») установили дипломатические отношения, способствовавшие официальному распространению католицизма в Пекине (тогда Хан-Балык) и строительству церквей, с последующим богослужением. В 1293 г. Папа Римский делегировал в Китай францисканца Джованни Монтекорвино (1246-1328), и к концу ХIII в. здесь было около 30 тысяч католиков. Первая католическая церковь появилась в 1299 г. под руководством Дж. Монтекорвино – архиепископа Хан-Балыка. Всего с 1299-1318 гг. было построено три храма, в которых были задействованы в качестве певчих 40 местных детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Со второй половины ХIV века в результате смены династии Юань династией Мин (1368–1644), христианская деятельность в Китае затихла до приезда в страну в 1579 г. иезуита Алессандро Валиньяно (1539-1606), а вслед за ним Маттео Риччи (1552-1610) [19, c. 111]. Последний стал другом министра церемоний при императоре Чжу Ицзюне – Сюй Гуанци, и благодаря этой дружбе христианские миссионеры беспрепятственно существовали в Китае многие годы. Здесь также работали миссионеры Томас Перейра (1645-1708, Португалия), Иоахим Буве (1656-1730, Франция), виртуозный скрипач и флейтист Людовик Пернон и Доминик Парренен – флейтист и кларнетист. В 1742 г. при импе¬раторе Цяньлуне (1711-1799) был организован первый в Китае ор¬кестр западного образца. В 1750 г. по приглашению императора в Китай прибыл французский миссионер-иезуит и музыкант Жан Жозеф Мари Амио (1718-1793), который кроме флейты и клавишных инструментов, владел знаниями в области точных наук, астрономией и картографией. Амио был один из первых ученых, написавших книгу о китайском музыкальном искусстве «Мémоirе sиr lа mиsiqие dеs сhinоis, tаnt аnсiеns qие mоdеrns» («Исто¬рия древней и современной китайской музыки», 1779 г). Его выдающийся вклад в сближении Востока и Запада трудно переоценить.
Христианская культура стала быстро распространяться среди местного населения, а к началу опиумных войн 1840-1842 и 1856-1860 годов, страна была готова принять европейскую форму воспитания и обучения. С этого момента в Китай устремились христианские проповедники (большинство протестанты) со всего мира и начали создавать церкви, приюты, школы, медицинские учреждения и т. д. В 1879 г. был основан Шанхай¬ский духовой оркестр под руководством Ж. Ремюза, а в 1885 г. был сформирован духовой оркестр в таможне Тяньцзиня с помощью ирландского дипломата Роберта Хедда, организовавший здесь учебные курсы по военной музыке, которые подхватил китайский музыкант Юань Шикай [3, c. 153].
В конце ХIХ - начале ХХ вв. в Китае было открыто большое количество церковных и музыкальных школ, а также институтов, при которых существовали специализированные музыкальные факультеты. Толчком к массовой волне перехода на европейскую форму обучения стала Синьхайская революция 1911–1912 гг. При этом китайские музыканты бережно относились к сохранности своих национальных корней, что привело к формированию особой субкультуры, органично сочетавшей в себе европейскую форму подачи традиционного китайского материала. И если вначале педагогический контингент школ и вузов состоял преимущественно из иностранных музыкантов, то уже к 20-м годам ХХ в. в Китае сформировался круг высокопрофессиональных китайских музыкантов и композиторов, которые постепенно сменяли иностранных преподавателей и внедряли европейский академизм, учитывая многовековой музыкальный опыт своей страны.
Большой интерес к европейскому образованию, в частности и музыкальному, в этот период объясняется высокой активностью европейцев, обосновавшихся на территории Китая в силу сложных социально-политических миграционных процессов, которым во многом способствовали потрясения в Европе после Первой мировой войны 1914 г. и массовая русская эмиграция в связи с революционными событиями 1917 г. По всей стране появлялись высшие учебные заведения высочайшего уровня: Гонконгский университет, Шаньдунский университет искусств, Шанхайский институт святого Иоанна, Шанхайский профессиональный институт художеств, Шанхайский китайский и западный женский колледжи, Пекинский институт технологий, Яньцзинский университет (при содействии Церкви США), Учжанский профессиональный институт искусств, Шанхайский профессиональный институт художеств, Хэбэйский областной женский педагогический институт, Хуцзянский университет, Хуасисехэский университет, Государственный Пекинский институт искусств, Пекинский женский высший педагогический институт, Музыкальный дом в провинции Чжэцзян, Харбинская Высшая школа музыки им. А.К. Глазунова и т.д.
Важно отметить, что кроме распространения католической и протестантской форм христианства, с конца ХVII в. в Китае было известно и православие, принесшее в эту страну свою самобытную культуру, в том числе и музыкальную [11, c. 222]. Кульминацией распространения русской музыкальной культуры стали 20-30 годы ХХ в., ознаменовавшиеся мощной эмигрантской волной русской интеллигенции в Китай. Крупнейшие китайские города – Пекин, Харбин, Шанхай, Нанкин, Таньцзинь и др. стали центрами русской политической, научной и культурной жизни. «Русские музыканты открыли дверь музыкального искусства Харбина, предоставили условия Харбину первым испытать очарование европейского музыкального искусства. И Харбин начал свою собственную музыкальную дорогу. Десятилетие музыкального накапливания делает возможным Харбину стать известным музыкальным городом: Харбин является первым городом Китая в контакте с европейской классической музыкой; в Харбине была создана первая музыкальная школа Китая, первый симфонический оркестр в Китае, состоялся музыкальный фестиваль на самое долгое время в истории в Китае Харбинский Летний концерт. Харбин является единственным азиатским городом, удостоенным название "Миsiс Сitу"» [17].
Япония (япон. Ниппон). История знакомства Японии с западноевропейской культурой берет отчет с 15 августа 1549 г., когда в порт г. Кагосима прибыли 65 иезуитских священников во главе с португальским миссионером испанского происхождения Франциском Ксавье (1506-1553), что положило началу «христианского столетия» в Японии (1549-1639 гг.) [10, c. 75]. Приезд иезуитов и сравнительно благополучное их пребывание в Стране Восходящего Солнца совпал с периодом политической и экономической раздробленности и падением сёгунской династии Асикага (1335-1573). При содействии Ода Нобунага (1534–1582), выдающегося самурая и военно-политического лидера Японии периода Сэнгоку («Эпоха воюющих провинций» вторая половина ХV – начало ХVII вв.), в Японии началось строительство христианских храмов и школ, взамен на военное оснащение огнестрельным оружием и селитрой для изготовления пороха.
После политического переворота и изгнания миссионеров из страны, в японской культуре осталась память об этом периоде: «европейская музыка ХVI века, и религиозная, и светская, с самого начала имела широкую сферу влияния. … Моряки и торговцы доставляли ее, а миссионеры делали доступной для каждого. Нет ничего удивительного в том, что она распространялась по всей стране» [20, c. 543].
Известно, что в 1552 г. в Ямагути прошла первая Рождественская месса; с 1555 г. в городах Кагосима, Хирадо, Фунаи и Киото проходили католические мессы с участием местных (японских) певчих и «они были настолько популярны, что никто не хотел их пропускать» [10, c. 98].
Первое прикосновение к западной цивилизации японского общества «посеяло семена, которые дали всходы через два столетия, когда после революции Мэйдзи Япония стала поспешно воспринимать западную культуру во всех ее проявлениях, и, возможно, помогло этому восприятию» [5, c. 102]. Благодаря христианству японцы познакомились с печатной нотной продукцией, музыкальными инструментами и многоголосным пением, которого японцы, как и другие народы стран Дальнего Востока, не знали до знакомства с западноевропейской культурой, когда были «широко распахнуты – пусть на короткий срок – ворота в мир» [9, c. 89].
После двухсотлетнего периода полной изоляции от окружающего мира, вплоть до падения династии Эдо (1600-1868), в стране воцарилось военное правительство бакумацу (1853-1868), начавшееся с визита 4-х американских кораблей коммодора Мэттью Колбрайта Перри (1794-1858): «Миссисипи», «Саратога», «Плимут», «Саскуэханна», прибывшего с дипломатической миссией. «Двери Ниппон, закрытые для всего мира в течение почти двух с половиной веков, были открыты» [1]. В церемонии на берегу Урага принимало участие 200 офицеров и матросов, и духовой оркестр из сорока музыкантов, игравших гимн «Наil, Соlиmbiа» («Да здравствует Колумбия», национальный американский гимн до 1931 г.) [10, c. 130]. Японцы были поражены пышностью и необычным звучанием неизвестных музыкальных инструментов, исполнявших новую для их слуха музыку. Музыкальные инструменты детально были изображены на свитках Мацусиро «Райтё Урага кико» («Дневник прибытия (черных кораблей) в бухту Урага», 1853) и Хибата Осукэ «Райкоку сисэцу Пэрури тэйтоку райтё дзуэ» («Прибытие ко двору посольства адмирала Перри», 1854): большой и малый барабан с барабанными палочками, тарелки, кларнет, флейта, корнет, тромбон, труба со вставным мундштуком, английский рожок и саксгорн [16].
Постепенно японцы стали перенимать форму военной одежды и инструментальный состав оркестра для своих собственных военных церемоний, которые стали толчком для быстрого развития западноевропейской формы музицирования в Японии. Музыкальная культура Запада была воспринята японским обществом как продолжение милитаристических целей и имела прагматическую мотивацию, «исходящую не из эстетических или художественных критериев, а из приоритетных направлений государственной политики» [10, c. 122]. По меткому замечанию У. Эпштейна: «западная музыка, по сути, вошла в Японию через черный ход, – подобный тому, что в богатых домах предназначен для прислуги, в то время как хозяева и их высокопоставленные гости пользуются парадным подъездом» [21, c. 5].
На рисунках и свитках эмаки сохранились уникальные хроники иностранных гостей, в том числе и русских дипломатов. На свитке «Рэдзанофу райко эмаки» («Прибытие кораблей Резанова») и «Оросиядзин» («Русские люди») нарисован дипломатический визит первого российского посла в Японию Николая Петровича Резанова (1764-1807) и сопровождающий его морскую команду военный оркестр. После полугодового ожидания в порту Нагасаки в 1804 г., русская команда получила отказ от переговоров и покинула страну. Тем не менее, на эмаки 1807 г. остались изображения барабанщика и флейтиста с детальной прорисовкой инструментов. Следующий контакт Японии и России состоялся после американского визита во главе с М. Перри; в августе 1853 г. фрегат «Паллада», шхуна «Восток», барка «Князь Меньшиков» и корвет «Оливуца» во главе с вице-адмиралом Е.В. Путятиным (1803-1883) прибыли в Нагасаки. На борту фрегата «Паллада» находился военный оркестр, который давал концерты японскому губернатору и его окружению: «о музыке они не сделали, против ожидания, никакого возражения; вероятно, всем, в том числе и губернатору, хотелось послушать ее… Музыканты каждый день играли на палубах, – днем для тренировки, а вечером для развлечения команды. Японские представители посещали российские суда практически каждый день и не отказывали себе в удовольствии послушать музыку и посмотреть ученье, военные тревоги, беганье по вантам и маневры с парусами» [4, c. 271].
С наступлением эпохи Мэйдзи (1868-1890) произошло возрождение контактов с Западом и отменой сословных ограничений, что привело к появлению новой общенациональной доступной музыки. Японское общество быстро подстраивалось к переменам, проходившим под девизом «Буммэй кайка» («Просвещение и цивилизация»). Благодаря наставничеству Мотода Накадзанэ (1818-1891), оказавшему немалое влияние на императора Мэйдзи, страна стала ориентироваться на научные идеи и достижения Запада, ставшие основой модернизации страны. Японское правительство сформировало концепцию вакон-ёсай («японский дух, западное знание»), по которой открывались военно-морские школы и академии по западному образцу, где японцев обучали нанятые голландские, французские и немецкие преподаватели (оятои гайкокудзин - наемные иностранные специалисты). Таким же образом нанимали европейских музыкантов, которые обучали игре на музыкальных инструментах сначала для военных оркестров, а затем западная музыка стала проникать в различные слои японского общества, в качестве продолжения выполнения приоритетных направлений государственной политики. Постепенно был сформирован соответствующий репертуар, появились первые нотные сборники военной музыки, по которым европейские дирижеры – Джон Уильям Фентон (1828–1890, Великобритания) – первый капельмейстер Японии, Шарль Леру (1851–1926, Франция), Франц Эккерт (1852-1916, Германия) обучали японцев, среди которых особо отмечены Сукецуне Накамура и Йоситойо Йоцумото [15]. Так, например, Джон Фентон из 10-го морского батальона Британской армии, служивший в Йокогаме, занимался с 30-ю молодыми самураями от 12 до 26 лет, и оркестр из этих новых музыкантов назвали «Кайхэйтай». Дело Фентона продолжил его ученик Акияма Тосио, ставший главой японской Ассоциации военных дирижеров [12]. В японских школах с 1872 г. ввели обучение пению в европейской манере, а с 1887 года открылась Токийская музыкальная школа, где преподавали музыканты из Европы и Америки.
Коренные преобразования японского общества проходили не всегда безболезненно; на протяжении десятков лет шла борьба двух противостоящих групп: «западников» и «почвенников». Западное музыкальное искусство рассматривалось как практическое продолжение общей системы модернизации, и понадобилось время, чтобы его оценили и приняли как самостоятельную форму, обладающую общемировой ценностью. «Новая политика, целью которой была модернизация Японии и внедрение западных культурных достижений… была в меньшей степени продиктована восхищением перед западными культурными ценностями, нежели осознанием того, что во всем мире, где происходит постоянная конкуренция между державами, применение западных достижений и методов в технологии и науке является абсолютной необходимостью» [21, c. 3]. Поначалу западная музыкальная культура была чуждой японскому менталитету, но с самого начала была встречена с большим интересом. Произошло столкновение различных способов мышления Востока и Запада: «Прежде всего, японцы того времени воспринимали западную музыку не как искусство, а как нечто практическое, что-то нужное» [7, c. 328].
Важную роль в донесении ценности и самобытности музыкального мира Запада сыграли выдающиеся европейские мастера своего дела, привившие понимание и любовь к «чуждой» музыке. Заметную роль в пропаганде европейской музыки в Японии сыграл выпускник Московской консерватории, преподававший в Токийском университете (основан в 1877 г.) в 1893–1914 гг. немец российского происхождения Рафаэль (Густавович) фон Кёбер (1848–1923) – пианист, философ, ученик П.И. Чайковского и Н.Г. Рубинштейна. Кёбер принимал активное участие в организации первой постановки европейской оперы японского композитора Суэхару Китамура (1872-1931) «Роэй но Юме» («Мечты в лагере»), посвященной русско-японской войне (1904-1905) [18, c. 241]. Первая европейская опера – «Фауст», французского композитора Шарля Гуно (1818–1893) – была поставлена в 1894 г. на сцене Токийской академии музыки.
Корея (кор. Хангуг). История контактов Кореи с западной цивилизации насчитывает несколько столетий и также, как и в Китае и Японии, связана с миссионерской деятельностью христиан. Первые христиане-католики появились здесь в ХVІ-ХVІІ вв., но так как страна была закрыта для контакта с Западом, их миссия не увенчалась успехом. Так или иначе ростки западной цивилизации смогли проникнуть в Корею, благодаря корейским послам в Китае. Они знакомились на территории Китая с европейскими новшествами, вещами и книгами, переведенными к тому времени на китайский язык. С конца ХVIII в. были предприняты еще попытки проникновения в Корею католицизма, но опять безуспешно. Лишь в конце ХІХ в. в страну смогли проникнуть протестантские миссионеры из Великобритании и США, и, начав с полуподпольных церквей и кружков по изучению западной культуры и науки, сумели «врасти» в корейскую почву к началу ХХ в.
С 1876 г. Корея оказалась под властью Японии, что послужило толчком к проникновению западной цивилизации уже через Японию. Прибытие миссионеров приобрело активный и систематический характер, в результате которого на территории Кореи быстрыми темпами стал распространяться протестантизм, католицизм и православие, с преобладанием протестантизма. Благодаря протестантам в Корее открылись первые больницы и школы, происходило распространение современных научных знаний и технических новшеств. Роль музыкального образования стала важнейшей для корейского общества; протестанты завезли сюда музыкальные инструменты, в том числе фортепиано и орган, с помощью которых сопровождалось протестантское пение.
В 1885 г. в Корею приезжают американские протестанты с миссией открытия школ западного художественного образования. В начале ХХ века, в 1909 г., в Корею завезли трубный орган и установили в самой большой церкви Пхеньяна. Элин Маури преподавал игру на органе и обучал корейцев многоголосному пению. Благодаря ему был основан первый академический корейский «хор девочек, из которого впоследствии вышли музыканты, внесшие большой вклад в историю корейской музыки» [2, c. 15].
При каждой протестантской церкви обязательным было введение музыкального образования, что привело к быстрому перениманию западноевропейского музыкального искусства. «Пример уникальной адаптации христианства можно наблюдать в Южной Корее, где уже к началу ХХ в. сформировалась национальная протестантская община… Период с 1908 по 1912 г. был ознаменован мощным движением религиозного пробуждения, его центром был Пхеньян, который даже называли "азиатским Иерусалимом". Во всех исторических перипетиях судьба протестантского христианства была не однозначной. Но, тем не менее, такой межкультурный контакт оказался весьма благоприятным для развития южнокорейской культуры, искусства, социально-культурных институтов, социально-культурной инфраструктуры. Аксиологически значимым результатом этого процесса стала активизация национального самосознания, стимулировавшая процесс развития национальной культуры при содействии научно-технических и социальных достижений западной культуры» [6, c. 18]. В 1900 г. в Корее, в качестве убыстренной модернизации, появляется военный оркестр западного образца, что подытожило полномасштабное развитие западноевропейской музыки.
Пути проникновения западного музыкального искусства в страны Дальнего Востока – Китай, Японию и Корею - были различными. В основном «вестернизация» проходила в целях приобретений знаний западного мира, которые к этому времени владели эффективным оружием и техникой, свидетельствующей о качественных современных технологиях их владельцев. Другой весомой причиной были торговые отношения, стимулирующие экономический рост стран. Одними из первых в страны Дальнего Востока приезжали христианские миссионеры и путем знакомства, а порой и навязывания западноевропейского искусства, в том числе и музыкального, сеяли зерна западной цивилизации, которые в разные исторические периоды давали свои положительные всходы. Ни у кого не вызывает сомнений высокий уровень профессионального исполнительского мастерства музыкантов из стран Дальнего Востока. Достаточно назвать имена прославленных музыкантов: дирижеры – Сэйдзи Одзава (Япония, род. 1935), Норитика Иимори (Япония, род. 1963), Ли Хуаньчжи́ (1919–2000), Энь Шао (Китай, род. 1954), Люй Цзя (Китай, род. 1964), Ан Иктхэ (Корея, 1906–1965) и др.; японский скрипач Кен Айсо, китайские флейтисты Хань Чжунцзе, Чжан Чжихуа, Ма Йонг, японские оперные певицы Ли Сэйко и Маки Мори, знаменитый китайский тенор Чжан Цзяньи, прославленные пианисты Ланг Ланг (Китай), Нобуюки Тсудзи (Япония), Шин Джихо (Корея) и многие другие.
Новая культура в странах Дальнего Востока создавалась в процессе перенимания военного ремесла и христианской религии; строились академии, открывались школы и университеты, открывались театры европейского образца, медицинские учреждения и т.д. Реформы, связанные с «вестернизацией» и затронувшие глубинные слои дальневосточного мира, повлияли на формирование новой системы мышления и определили место музыкального искусства в общей системе культурных и моральных ценностей.
Литература:
Акияма Кэндзо История Ниппон // История Японии: сб. исторических произведений / под ред. И.А. Настенко. – М.: Русская панорама, 2003. - С. 381–488.
Ан Су Ми. Диалог культур в истории Кореи: автореф. кандидата культурологии. – М., 2005. – 24 с.
Ван Пэй Западные традиции игры на флейте в истории Китая // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2021. - №4. - С. 151–158.
Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». – М.: Советская Россия, 1976. – 608 с.
Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец ХVI – начало ХХ века. – М.: Наука, 1986. – 286 с.
Домбраускене Г.Н. Музыкальное наследие протестантизма в Южной Корее: к вопросу о трансмиссии культуры в дихотомии Запада и Востока // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - №3. - С. 12–20.
Дубровская М.Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2004. – 572 с.
История Японии. Т. І. С древнейших времен до 1868 г. / отв. ред. А.Е. Жуков. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998. – 659 с.
Иэнага Сабуро. История японской культуры. – М.: Прогресс, 1972. – 269 с.
Клобукова Н.Ф. Западная музыкальная культура в Японии периода Мэйдзи (1868–1912): заимствование и адаптация: дисс. – М., 2018. – 486 с.
Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. – М.: Восточная литература, 2002. – 446 с.
Оркестры военно-морского флота. Начало западной музыки в Японии / На япон. языке, ред. Ёсими Сатору. – Токио: Кокусё канкокай, 1984. – 298 с.
Осадчая Д.Н. Корея между Западом и Востоком: контакты цивилизаций и их последствия (ХIХ – начало ХХ вв.): автореф. канд. исторических наук. – Краснодар, 2006. – 28 с.
Прожогина С.В. Западные воздействия на культуры Востока: контакты и конфликты // Ориенталистика. - 2019. - №2(2). - С. 457–471.
Суда Е. Западные влияния в музыкальном искусстве Японии периода Мейдзи (1868–1912). – Киев: Музична Україна, 2017.
Хибата Осукэ, Хибата Сэкко Рисунки, изображающие визит американского адмирала Перри. – Токио: Ёсида Итиро, 1930.
Чуньин Ч. Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры в Харбине в первой половине ХХ века // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной науч. конф. (Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. - С. 27–28.
Ханья С. Рафаэль Густавович Кёбер – первый российский немец в Японии // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871–1941 гг.). – М.: МДЦ Холдинг, 2002. - С. 239–250.
Соореr Мiсhаеl Тhе Jараnеsе missiоn tо Еиrоре, 1582–1590: thе jоиrnеу оf fоиr sаmиrаi bоуs thrоиgh Роrtиgаl, Sраin аnd Itаlу. Glоbаl Оriеntаl, 2005. – 262 р.
Наriсh-Sсhnеidеr Еtа А Нistоrу оf Jараnеsе Миsiс. – Lоndоn, 1973. – 742 р.
Еррstеin Urу Тhе Веginnings оf Wеstеrn Миsiс in Меiji Еrа Jараn. Stиdiеs in thе Нistоrу аnd Intеrрrеtаtiоn оf Миsiс. – Еdwin Меllеn Рrеss, 1994. – 156 р.
Sаекi Р.Y. Тhе Nеstоriаn dосиmеnts аnd rеliсs in Сhinа. – 1937.