Научная статья на тему 'Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста'

Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7157
637
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТРАДИЦИОНАЛИСТСКАЯ / СОЦИОЦЕНТРИСТСКАЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / TRADITIONALIST / SOCIOCENTRIC / HUMANISTIC PARADIGM OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потаповская Ольга Михайловна

В статье, открывающей цикл публикаций, посвященных проблемам духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста, представлен анализ развития теории духовно-нравственного воспитания дошкольников в историко-педагогической ретроспективе, дана характеристика традиционалистской, социоцентристской, этнокультурной и гуманистической парадигм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потаповская Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Pedagogical Retrospective of the Development of the Theory of Spiritual-moral Mducation of Children of Pre-school Age

The article opens a series ofpublications centered on the problems of spiritual-moral education of children of pre-school age. It provides the analysis of the development of the theory of spiritual-moral education of preschool children in the historical and pedagogical retrospect. Characteristics of a traditionalist, sociocentric, ethno-cultural and humanistic paradigms of spiritual-moral education of children of pre-school age in the education system are given.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 3 (26). С. 43-67

Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О. М. Потаповская

В статье, открывающей цикл публикаций, посвященных проблемам духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста, представлен анализ развития теории духовно-нравственного воспитания дошкольников в историко-педагогической ретроспективе, дана характеристика традиционалистской, социоцентристской, этнокультурной и гуманистической парадигм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в системе образования.

Одним из средств разработки современной теории духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении является анализ развития воспитания дошкольников в исторической ретроспективе. Предметное изучение классических трудов по дошкольной педагогике дает возможность выявления особенностей осмысления духовно-нравственного воспитания детей первых лет жизни в контексте различных методологических подходов и ведущих для конкретных исторических периодов педагогических парадигм: традиционалистской, социоцентристской, гуманистической.

Отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания маленьких детей освещались еще в философских сочинениях античных авторов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана), где были заложены основы гуманитарной и социоцентристской парадигм духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Основы же традиционалистской парадигмы, выстроенной на принципах христианской антропологии и педагогики, были сформулированы в наследии богословов 1У—У вв.: свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, блж. Иеронима Стридонского. Анализ святоотеческих трудов позволяет выявить характерные черты традиционалистской парадигмы духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста:

— признание доминантой духовного развития ребенка раскрытие образа Бо-жия, творческих сил и способностей души;

— направленность воспитания на помощь ребенку в освоении навыков внутренней, духовной жизни и обретении опыта совершения духовных и нравственных усилий;

— формирование навыков христианского служения ближним, проявления любви и благотворительности;

— признание значимости познавательной стороны духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей освоение ребенком знаний о мироустройстве, законах духовной жизни, основах религиозной и культурной традиции.

Традиционалистская парадигма духовно-нравственного воспитания детей с дошкольного возраста получила дальнейшее развитие в европейской науке, когда в XVII в. появились первые теоретические труды, посвященные вопросам первоначального воспитания. Целостная концепция духовно-нравственного воспитания ребенка в период дошкольного детства была разработана основателем научной дошкольной педагогики Я. А. Коменским в работе «Материнская школа» (1633). «Материнской школой» он называет первую ступень образования, показывая, что сам статус материнства возлагает на всякую женщину обязанности первой воспитательницы и учительницы своих детей. Материнские школы Коменский считал самым массовым ресурсом системы образования и подчеркивал, что первостепенная забота родителей в такой школе — воспитание духа как главной части человеческого существа1. Воспитательные приоритеты материнской школы определяют иерархию задач, решение которых продолжается на следующих ступенях образования, когда к наставлению в вере, благочестии и добрых нравах присоединяется обучение языкам, наукам и искусствам.

В книге «Материнская школа» представлена программа воспитания благочестия и добродетелей ребенка дошкольного возраста, а также комплекс методических советов по осуществлению этой программы. В воспитании благочестия Коменский выделяет три составляющих: 1) формирование основ религиозных представлений о бытии Бога, мудрости Творца и Промыслителя мира; 2) воспитание чуткости и благодарности детского сердца; 3) развитие стремления жить духовной жизнью, исполнять Заповеди Божии. Задачи нравственного воспитания маленьких детей связываются с развитием добродетелей, основы которых закладываются именно в дошкольном возрасте. Среди этих добродетелей умеренность, опрятность, почтительность, послушание, правдивость, справедливость, любовь и благотворительность, трудолюбие, молчание, терпение, услужливость, приветливость, скромность.

«Воспитание сердца» и направление воли ребенка к добру и правде с самого раннего детства, по мнению Я. А. Коменского, является профилактикой развития пороков (своеволия, упрямства, дерзости, гордости, гнева, безрассудства, праздности и малодушия). Самым достойным украшением человека Я. А. Коменский называет приобретенную с детства привычку «охотно и с радостью заботиться о других»2. Приучение дошкольников к деятельному добру не представляется Коменскому особенно сложным: он предлагает опираться на естественную склонность ребенка к активности, которую следует лишь направлять, чтобы дети «делали все разумно». В методическом арсенале духовно-нравственного воспитания, по Коменскому, пять основных пунктов: 1) необходимость для взрослых быть для детей постоянным образцом добродетели и благочестия; 2) ограждение

1 См.: Коменский Я. А. Материнская школа. СПб., 1892. С. 12.

2 Там же. С. 50.

детей от всего порочного; 3) своевременное и осторожное наставление; 4) умеренная дисциплина; 5) упражнение в делах благочестия, добром поведении, любви и благотворительности.

Большую пользу нравственному развитию дошкольника, по мнению Комен-ского, может доставить опыт преодоления своих капризов, эгоистических желаний при проживании ситуаций, предполагающих нравственный выбор. В такие моменты очень важна мудрая позиция взрослого, дающего ребенку возможность самостоятельно совершить нравственное усилие и понять нравственный смысл происходящего. Коменский отмечает, что для одних детей (в зависимости от особенностей семьи и детской индивидуальности) добродетель оказывается как бы прирожденной, других же нужно более активно наставлять, привлекая к различной деятельности, давая всевозможные поручения, «насколько позволяет возраст и сообразительность ребенка»3. Главными условиями духовнонравственного воспитания, по мнению Я. А. Коменского, являются:

— вера, праведная жизнь родителей и других окружающих ребенка взрослых, полнота духовной жизни семьи;

— не только житейское, но и духовное попечение о ребенке;

— наполненность детской жизни любовью, радостью и благими впечатлениями;

— целенаправленное духовное и нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни.

Автор «Материнской школы» подчеркивает, что от самого человека его духовное становление тоже во многом зависит, предполагая проявление активности ума, сердца и воли. Основой такой активности у маленького ребенка может стать развитие желаний и навыков «познания Бога в Его дивных делах» и «овладения умением рассудительно управлять самим собой, своими мыслями, чувствами и поведением»4. Я. А. Коменский формулирует основной критерий духовной воспитанности человека, отмечая, что «хорошо воспитанной душой является та, которая, будучи просвещена божественной мудростью, сознает и хранит в себе величие Божественного образа»5. Выстроенная Я. А. Коменским концепция дошкольного воспитания с приоритетом духовно-нравственного воспитания, проработанная на методологическом и методическом уровне, получила широкое распространение и активно реализовывалась на практике в странах Европы и в России, где книги Коменского были известны с XVIII в. и завоевали популярность.

Преемниками Я. А. Коменского в развитии традиционалистской парадигмы теории и методики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста стали И. Г. Песталоцци и Ф. Фребель. Описанию закономерностей становления духовной жизни ребенка посвящены вдохновенные строки обобщающего труда И. Г. Песталоцци «Лебединая песня» (1826). Главным средством нравственного и духовного воспитания маленького ребенка этот педагог называет силу и преданность материнской любви, которая призвана «постепен-

3 Коменский Я. А. Указ. соч. С. 50.

4 Там же. С. 12.

5 Там же. С. 12.

но распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни», а затем возвысить дитя к «чистым чувствам истинной христианской веры и истинной христианской любви... с самой колыбели строя на человеческой основе нравственную и религиозную жизнь ребенка»6.

В 1826 г. выходит в свет работа классика немецкой педагогики Ф. Фребеля «Воспитание человека», в которой автор с позиций христианской антропологии обосновывает цель воспитания как раскрытие божественного начала в человеке, «передачу вовне» внутренней, «верной призванию, чистой, цельной и потому святой жизни»7. В числе условий духовного становления ребенка с раннего детства Ф. Фребель называет:

— чистоту и ясность в словах и делах родителей/воспитателей, осознание ими высоты миссии содействия раскрытию образа Божия в душе ребенка;

— изучение жизненного призвания каждого конкретного ребенка, путей, средств развития индивидуальных духовных задатков и сил;

— цельность и глубину духовной жизни родителей/воспитателей;

— духовное единение взрослых с детьми;

— приложение «счастливых жизненных усилий» в сфере воспитания детей8.

Среди первостепенных задач воспитания, по Ф. Фребелю, можно назвать

следующие: пристальное наблюдение за особенностями душевного склада ребенка, удовлетворение насущных запросов детской души, и главное — пробуждение в ребенке «живого духовного чувства», развитие навыков духовной жизни, внутренней, свободной и самодеятельной силы души «для выражения совершенной человечности», а также помощь в установлении приоритета внутренней жизни над жизнью внешней, материальной и прагматичной9. Решение этих задач в дошкольном возрасте, по убеждению Ф. Фребеля, подготовит ребенка к последующему обучению (в том числе к обучению религии), а на протяжении всей жизни — к энергичному, самоотверженному стремлению к добру, преодолению жизненных испытаний «в Боге и по-Божьему»10. В 1840-х гг. Ф. Фребель впервые в истории педагогики обосновывает идею детского сада — дошкольного образовательного учреждения, призванного не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но и упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми, направляя сердце к служению Богу и ближним11. При каждом детском саде Фребель считал необходимым открытие (помимо отделения для маленьких детей) отделений для обучения и подготовки детских садовников и садовниц и для распространения полезных детских игр, а также создание периодического издания, способствующего поддержанию связи между родителями и воспитателями.

6 Песталоцци И. Г. Лебединая песня // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. М., 1965. Т. 3. С. 349.

7 Фребель Ф. Воспитание человека // Фребель Ф. Избранные труды. Т. 1. М., 1906. С. 2.

8 См.: Там же. С. 15.

9 См.: Там же. С. 197.

10 Там же. С. 203.

11 Фребель Ф. Отчет о немецком детском саде // Тумим-Альмединген Н. А. История дошкольной педагогики: Хрестоматия. Конец Средних веков — первая половина XIX в. Л., 1940. С. 469.

Христианские идеи европейских педагогов — основателей теории семейного и общественного дошкольного воспитания — были восприняты и в России. Выстроенные в логике традиционалистской парадигмы труды Коменского, Песталоцци, Фребеля оказались созвучны мыслям о воспитании нравственности и благочестия с младенчества, изложенным в произведениях древнерусской литературы, обобщающих педагогических сборниках Московской Руси, в трудах Петровской и Екатерининской эпох. Целенаправленная научно-методическая разработка вопросов духовно-нравственного воспитания маленьких детей осуществлялась в России в XIX в. по мере развития отечественной педагогической науки в трудах В. Ф. Одоевского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского.

Массовая практика общественного дошкольного воспитания, вопреки бытующим в историко-педагогической науке представлениям, в России начинает развиваться раньше, чем в Европе. С 70-х гг. XVIII в. в каждой российской губернии особое место занимал Приказ общественного призрения, в ведении которого находились образовательные, медицинские и благотворительные учреждения. Одним из направлений деятельности Приказа являлась организация детских приютов в системе государственных учреждений с привлечением сил и средств частной и общественной благотворительности. По указу Николая I в 1838 г. было создано Главное попечительство детских приютов, а в 1839 г. утверждено Положение о детских приютах для приходящих малолетних детей от 3 до 10 лет «без различия звания, сословия и происхождения для доставления им религиознонравственного воспитания и первоначального образования»12. Именно эти приюты для приходящих детей становятся прообразами детских садов в России. В 1838—1840 гг. пост управляющего делами Главного попечительства детских приютов занимал известный писатель и философ князь В. Ф. Одоевский, внесший особый вклад в разработку теории и методики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В работах В. Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами», «Наука до науки. Книжка, дедушки Иринея», «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей», «Разговоры с детьми» (глава из «Руководства для гувернанток») представлены программа и методика религиозно-нравственного воспитания маленьких детей.

Главной задачей, «первым долгом» дошкольного образования В. Ф. Одоевский называет образование в вере: доступное представление восприятию маленького ребенка ее начальных истин. Нормой развития нравственно-религиозного чувства дошкольника В. Ф. Одоевский считает «чистое, простое верование в могущество, святость и благость Бога, создавшего все, любящего все доброе, осуждающего грех, но милующего и спасающего грешников, раскаивающихся и желающих исправиться»13. Среди нравственных чувств, которые необходимо всеми силами поддерживать в маленьком ребенке, В. Ф. Одоевский особо выделяет уважение детей к родителям, одновременно рекомендуя педагогам тру-

12 Белая К. Ю., Волобуева Л. Н. Листая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. М., 1997. С. 7.

13 Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 63.

диться над повышением нравственно-педагогической культуры самих родителей (проводить беседы, давать советы), учитывая то, что нравственное влияние на родителей усиливается при участии педагогов в оказании семье социальной или материальной помощи. Воспитание, считает В. Ф. Одоевский, требует внимательного наблюдения «за ходом духовного процесса в ребенке» и овладения мастерством использования результатов этих наблюдений14. В. Ф. Одоевский подчеркивает, что нравственность не может преподаваться в виде уроков, «она есть дело каждого часа, каждой минуты»15. Закрепление добрых привычек, внимательный надзор над дурными наклонностями детей и забота об их преодолении, по мнению В. Ф. Одоевского, предпочтительнее словесных наставлений. Однако и беседы с детьми-дошкольниками об основах нравственной и духовной жизни В. Ф. Одоевский считал не только возможными, но и необходимыми, предлагая в книге «Наука до науки» целую серию интересных и проблемных вопросов для этих бесед16. Кроме того, В. Ф. Одоевским был сделан ряд важных замечаний о значимости в духовно-нравственном воспитании дошкольников душевного облика смотрительницы, непосредственно занимающейся с детьми. Вот черты этого облика: «чистая нравственность, тихий и миролюбивый характер, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему», возвышенные понятием об истинной религии и теплой, простой верой, чуждой как излишних мудрований, так и суеверий17.

Методические рекомендации В. Ф. Одоевского и сегодня не утратили актуальности. Для нашего исследования они представляют особую ценность, т. к. ориентированы на организацию работы по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении. Не устарели и адресованные детям дошкольного возраста сказки В. Ф. Одоевского, написанные под псевдонимом «дедушка Ириней» и подходящие для использования в процессе духовнонравственного воспитания ребенка XXI в. как один из замечательных образцов отечественного культурно-педагогического наследия.

Особое звучание проблема духовного и нравственного воспитания ребенка с первых лет жизни приобретает в русской педагогике в середине XIX в. Инициатором широкого общественного обсуждения этих вопросов становится Н. И. Пирогов, отстаивающий идею о приоритетности воспитания нравственных качеств по отношению к освоению основ наук. Анализируя воспоминания о собственном дошкольном детстве18, наблюдая за маленькими детьми и вдумываясь в закономерности духовного становления человека, Н. И. Пирогов подчеркивает важность формирования осознанного отношения ребенка к проявлениям нравственной, духовной жизни и значимость опоры воспитателей на добрые склон-

14 Одоевский В. Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения. С. 123.

15 Там же.

16 Одоевский В. Ф. Наука до науки. Книжка дедушки Иринея // Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения. С. 94—107.

17 Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами. С. 62.

18 См.: Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача // Сочинения Н. И. Пирогова. Т. 2. Киев, 1910.

ности, стремления и навыки, «присущие детской натуре»19. В своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов убедительно доказывает, что достойное преодоление жизненных испытаний доступно лишь тому, в ком созрел и окреп «внутренний человек», способный подчинить себе «человека наружного»20. Главную идею воспитания Пирогов обозначает словами «ищи быть и будь человеком», а содержание нравственного воспитания связывает с научением детей с малых лет «хорошо пользоваться различными свойствами души», «тщательно смотреть в себя», чтобы уметь «подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной»21. Н. И. Пирогов развивает мысль о том, что законы нравственного становления едины для представителей разных национальностей и психологических типов. Поэтому именно нравственное воспитание, ориентирующее человека на служение, вдохновение, милосердие, нравственную свободу и самопознание, помогает проявиться лучшим сторонам национального и индивидуального характера. Дело нравственного воспитания, по мнению Н. И. Пирогова, опасно оставлять без внимания: при отсутствии целенаправленного руководства «своего рода нравственный кодекс»22 ребенка все равно сформируется, но происходить это будет стихийно, с риском ориентации на сомнительные или негативные образцы.

Развитие традиционалистской парадигмы духовно-нравственного воспитания ребенка с первых лет жизни сочетается у Н. И. Пирогова с разработкой вопроса в соответствии с логикой социоцентристкой парадигмы. В период своего пребывания на посту попечителя Киевского учебного округа в циркуляре под названием «Образование и воспитание» Н. И. Пирогов формулирует задачи нравственного воспитания и последовательность их решения, начиная с дошкольного возраста: 1) формирование у детей «ясного понимания вещей окружающего мира» с особым вниманием к представлениям о социальной действительности, в которой предстоит жить; 2) возведение добрых порывов ребенка в «сознательное стремление к идеалам правды и добра»; 3) формирование нравственных убеждений; 4) воспитание твердой и свободной воли; 5) «воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества»23.

Комплекс идей Н. И. Пирогова о духовном и нравственном воспитании ребенка в течение всего периода взросления органично дополняется положениями педагогической концепции К. Д. Ушинского. Творчество К. Д. Ушинского пронизано обоснованием тезиса о том, что духовное развитие и воспитание отдельного человека и целого народа совершается «несколькими великими воспитателями»: родной природой, традиционной укладной жизнью, национальной наукой и отеческой религией24. К. Д. Ушинский описывает педагогический

19 Пирогов Н. И. Образование и воспитание // Сочинения Н. И. Пирогова. Т. 1. С. 324.

20 Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Первая редакция // Сочинения Н. И. Пирогова. Т. 1. С. 50.

21 Пирогов Н. И. Новоселье лицея. Речь на торжественном акте Решильевского лицея в Одессе 1 сентября 1857 года // Сочинения Н. И. Пирогова. Т. 1. С. 78.

22 Пирогов Н. И. Образование и воспитание. С. 324.

23 Там же. С. 325.

24 Ушинский К. Д. Вопросы о народных школах // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 74.

механизм освоения маленьким ребенком векового социокультурного опыта — наследование культурной традиции своего народа через деятельное, практическое вживание в нее. Формулируя принципы дошкольного воспитания и первоначального образования, К. Д. Ушинский подчеркивает, что, «чтобы развивать дитя во всей его живой, гармонической природной целостности, не должно никогда терять из вида места и времени воспитания» — факторов, определяющих контекст проживания любого жизненного события, осмысления любого факта25. Успех воспитания зависит и от того, насколько все детские впечатления будут проверены собственным детским опытом и чувствами воспитателя.

К дошкольному воспитанию вполне применимы общие выводы К. Д. Ушин-ского об основах нравственного элемента в русском народном воспитании. Этими основами являются православная вера и укорененные в ней традиции, правила и ритмы народной жизни26. Именно в традиционности воспитания К. Д. Ушинский видит первопричину таких черт русского характера, как гражданственность и бескорыстная человечность. Главными силами духовнонравственного воспитания русского ребенка с самого рождения К. Д. Ушинский называл «Церковь с ее торжественными обрядами, природу с ее годовыми переменами и семью с ее обычаями, праздничными веселостями и хлопотами»27. Такой неформальный семейно-церковный характер является, по мысли Ушинско-го, оптимальным для осуществления первоначального духовно-нравственного воспитания детей в России. По мере взросления ребенка в содержании его воспитания к первоначальным семейно-церковным элементам нравственности могут добавляться элементы «гражданственные и общечеловечественные»28.

Педагогическое оживление в России второй половины XIX в. содействует дальнейшей разработке теории и методики духовно-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Научное обоснование получают прикладные вопросы охраны нервной системы, воспитания положительных привычек, развития наблюдательности и познавательных способностей ребенка в период от первого проявления сознания до школьного возраста. Однако контекст описания закономерностей нравственного развития и воспитания дошкольников меняется: в основу полагаются знания по возрастной физиологии, неврологии, социальной педагогике. Ведущие теоретики дошкольного воспитания того времени (Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, П. Ф. Каптерев, А. С. Симонович) активно развивают социоцентристскую парадигму духовно-нравственного воспитания.

Нравственный идеал рубежа XIX—XX вв. приобретает все более социальный характер, утрачивает религиозные черты. В брошюрах и статьях по дошкольному воспитанию раскрываются различные аспекты нравственного воспитания детей: развитие аккуратности и трудолюбия; охрана внутреннего мира ребенка от

25 Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1994. С. 355—

356.

26 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. С. 32.

27 Ушинский К. Д. Родное слово. С. 356.

28 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. С. 33.

житейских потрясений; пробуждение интереса и любви к ближним; воспитание воли и характера; подавление агрессии, властолюбия и жадности; роль поощрений и наказаний в воспитании и т. п. Вопросы же формирования основ религиозного мировоззрения, воспитания веры и благочестия, находившиеся в центре внимания исследователей-традиционалистов, поднимаются только в историкопедагогическом контексте, исключаясь из сферы практического нравственного воспитания. Так, за все время издания журнала «Детский сад», основанного

А. С. Симонович, не было напечатано ни одной статьи о религиозном воспитании детей. В книге Е. Н. Водовозовой «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» о религиозной составляющей духовно-нравственного воспитания детей если и упоминается, то косвенно — в ироническом и критическом контексте при описании несовершенств и формального характера педагогической практики прошлых веков29.

В социально-психологическом ключе представлена система духовнонравственного воспитания ребенка, начиная с дошкольного возраста, в трудах П. Ф. Каптерева. Каптерев не отказывается от использования термина «духовное воспитание», цель же этого процесса он определяет как «развитие значительной душевной энергии и стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, развитие способности отказаться от более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели»30. П. Ф. Каптерев вводит понятие «нравственного закаливания» ребенка с раннего детства, фактически понимая термины «нравственный» и «духовный» как синонимы. Цель нравственного закаливания исследователь видит в том, чтобы «развить и укрепить силу противодействия надвигающимся со всех сторон горестям и бедствиям», воспитать «человека сильного, бодрого, мужественного, нелегко падающего духом, стойко переживающего разные неприятности, в то же время чувствительного, но никак не раскисающего под неизбежными ударами судьбы»31. В качестве средств нравственного закаливания П. Ф. Каптерев выделяет приучение с дошкольного возраста к умственному и нравственному труду, знакомство с суровыми сторонами жизни, совместное со взрослыми проживание сложных периодов и драматических событий в жизни семьи, воспитание воли, бодрого настроения и желания преодолевать трудности, формирование нравственных убеждений, нравственного мировоззрения и привычки в каждом поступке руководствоваться нравственными мотивами.

Социоцентристская парадигма духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста популяризируется в выпусках основанной П. Ф. Капте-ревым «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» (СПб., 1898—1910), в журналах «Дошкольное воспитание», «Семейное воспитание», деятельности родительских кружков и педагогических обществ по дошкольному воспитанию в Петрограде, Москве, Киеве, Астрахани, Одессе и других городах.

29 Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей. СПб., 1901. С. 7—17, 32.

30 Каптерев П. Ф. О нравственном закаливании // Каптерев П. Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное. М., 2005. С. 138.

31 Там же. С. 156—157.

Традиционалистская парадигма осмысления проблем духовнонравственного воспитания детей в конце XIX в. остается актуальной лишь в особой области педагогической теории и практики — в православной педагогике, яркими представителями которой являются свт. Феофан Затворник, Н. К. Мак-кавейский, прот. А. Маляревский, Н. И. Ильминский, С. А. Рачинский. Так, в труде свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению» вопросам православного воспитания ребенка с рождения до начала обучения посвящена значительная часть раздела «Как начинается в нас христианская жизнь в Таинстве Крещения»32. Святитель подробно анализирует особенности духовного развития ребенка в период раннего и дошкольного детства, дает наставления родителям и воспитателям, предупреждает от возможных духовных и педагогических ошибок.

В работах С. А. Рачинского и Н. И. Ильминского — организаторов церковношкольного дела в России 1880—1890-х гг. — вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников затрагиваются косвенно в контексте преемственности с начальным образованием. С. А. Рачинский формулирует одну из главных задач русской сельской школы — развивать задатки, которые формируются в ребенке за время нелегкого дошкольного детства в крестьянской семье:

— чувство ответственности за свои поступки;

— сознание необходимости труда, напряжения своих сил;

— благоговейное понимание учения как ключа к тайнам молитвы, жизни вечной и божественной мудрости (крестьянский мальчик, пишет Рачинский, «крестясь, целует первую книгу, которую дают ему в руки»33);

— глубокое чувство жалости к беспомощным и малым (С. А. Рачинский отмечает, что опыт привлечения к присмотру за младшими детьми в семье с трехчетырех лет порождает почти во всех русских крестьянских детях «педагогическую струнку, часто весьма сильную»34);

— умение смотреть на жизнь трезво и просто, с покорностью и надеждой;

— готовность учиться с утра до вечера;

— радушие и доброжелательность по отношению к товарищам;

— бодрое и веселое, одновременно скромное и ровное поведение в школе;

— чуждость преждевременным возбуждениям воображения и нездоровым искушениям мысли;

— математические, художественные способности и музыкальную дарови-

тость35.

Преемственность всех социальных институтов в деле духовно-нравственного воспитания детей на основе православной традиции С. А. Рачинский считал основой объединения лучших сил общества, «не того мгновенного, случайного единения, которое вызывается событиями чрезвычайными, а взаимодействия постоянного, ежедневного», полагая, что «именно в сфере интересов духовных возможно то единение, которого мы тщетно ищем в сфере материальной»36.

32 Феофан, Затворник Вышенский, свт. Путь ко спасению. М., 1899. С. 17—43.

33 Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. статей. СПб., 1910. С. 17.

34 Там же. С. 18.

35 См.: Там же. С. 15—27.

36 Там же. С. 101.

Однако стремительно развивающиеся социальные процессы способствовали ориентации теории и практики дошкольного воспитания в России не на сохранение и творческое развитие национальных культурных и религиозных традиций, а на воспитание у детей с первых лет жизни социальной активности, навыков взаимодействия в коллективе, ознакомление с новой социальной действительностью. Большой вклад в развитие социоцентристской парадигмы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в начале ХХ в. вносит С. Т. Шацкий. В педагогике Шацкого речь идет не о преемственности социокультурных традиций, а о социальном переустройстве воспитания. Критическое восприятие С. Т. Шацким семейных «стереотипов» дошкольного воспитания контрастирует с характерным для российской педагогики XIX в. заботливо-уважительным отношением к традициям первоначального воспитания детей в семье. В статье «Изучение жизни и участие в ней» С. Т. Шацкий размышляет о том, как нейтрализовать воспитательные воздействия «старой семьи, заботливо охраняющей свой уклад от окружающей среды, считающей воспитание детей своим личным делом» и «весьма тормозящей» проведение в жизнь новой социальной и воспитательной программы37. Идеальным условием построения новой социально-педагогической среды С. Т. Шацкий видит «устранение семьи от руководства воспитанием детей», но поскольку это невыполнимо, он считает необходимым так «подействовать на семью, чтобы она не мешала» делу нового воспитания, но поддерживала его38. В другом своем произведении, повести «Дети — работники будущего», С. Т. Шацкий так обозначает социально-педагогическую перспективу: «работа только с детьми недостаточна: надо работать с их семьями, с округом, с местным населением, иначе культурная деятельность всегда оторвана от жизни»39. Но тут же дается иная характеристика реальной ситуации, складывающейся в ходе проектирования новых социальных объединений детей, начиная с дошкольного возраста: «Мы вступили в борьбу с мертвыми педагогами, с обществом, наконец, с семьями, и эту борьбу будут вести с нами все те дети, которым мы дадим свой угол, где они станут распоряжаться по-своему. Мы будем опираться на сильно развитый эффект общительности в детской среде. Мы широко откроем двери. Дети станут свободно приходить к нам, группироваться в товарищеские ячейки. В детях появится все, что задавлено в них жизнью. Наш клуб должен положить начало освобождению детей»40. Так педагогическая теория в наступавшем ХХ в. выстраивала новые механизмы развития и формирования внутреннего мира ребенка. В дошкольной педагогике происходила замена традиционалистских и социокультурных контекстов воспитания социоцентристскими.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И все же традиционалистская парадигма разработки проблематики духовнонравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, не осталась

37 Шацкий С. Т. Изучение жизни и участие в ней // Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1958. С. 295.

38 Там же. С. 294.

39 Шацкий С. Т. Дети — работники будущего // Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. С. 74.

40 Там же.

исключительно атрибутом религиозной и классической педагогики XIX в., она получила развитие в педагогике русского зарубежья. Труды В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, С. С. Куломзиной наряду со святоотеческим и классическим педагогическим наследием являются важной основой теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье. Длительное время эти книги были недоступны для российского читателя. Их публикация в России уже в наше время, в начале 1990-х гг., вдохновила многих педагогов-дошкольников на творческие поиски в сфере приобщения детей к традициям православной культуры. Педагогами русского зарубежья предложена целостная программа духовного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры этой программы раскрыты в логике традиционалистской парадигмы и предполагают:

— постижение индивидуальности ребенка, оказание ему помощи в проявлении врожденных талантов и особенностей, реализации его жизненного призвания41;

— развитие восприимчивости детей к явлениям благодатной духовности;

— воспитание уважительного отношения к святыням и отзывчивости на всякое «явление божественного в мире и людях»42.

В работах В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, С. С. Куломзиной описан обширный арсенал педагогических средств духовно-нравственного воспитания (природно-экологических, художественных, социокультурных, религиозных). Убедительно доказывается, что важной составляющей духовно-нравственного воспитания является формирование национального самосознания, приобщение ребенка с раннего детства к национальному духовному опыту43, в связи с чем семья и дошкольное образовательное учреждение призваны быть субъектами национального воспитания. Разработанная педагогами русского зарубежья методика духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, основана на наполнении детской жизни переживаемыми совместно со взрослыми глубокими духовными впечатлениями от знакомства с окружающим миром и благочестивыми людьми.

В советской России категории «духовное развитие», «духовное воспитание» как синонимы развития и воспитания религиозного исключаются из научнопедагогического употребления и непосредственной практики работы с детьми. Разрабатывается концепция дошкольного воспитания, ориентированная на развитие основ материалистического мировоззрения и социальных чувств детей (коллективизма, трудолюбия, интереса к общественно-политической жизни, любви к советской стране, ее вождям и героям). Формулируются новые педагогические установки: меньше созерцания, больше практики. В выступлении Н. К. Крупской на I Всесоюзной конференции работников дошкольных учреждений определяются условия успешной работы в сфере дошкольного воспитания: устранение «всяких религиозных настроений» посредством ухода от сосре-

41 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993. С. 16.

42 Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 207.

43 Там же. С. 237.

доточения на внутреннем мире ребенка и развития коллективных отношений («чтобы на первом плане не “я” было, а “мы”»)44. С коллективным действием (пением, жестами, декламацией) рекомендовалось связывать формирование у дошкольников антирелигиозных представлений; поощрялось создание педагогических ситуаций, в которых «ребенок сам превращается, по своей инициативе в антирелигиозника»45. В 1920-е гг. одним из средств популяризации общественного дошкольного воспитания, принуждающего семью отказаться от традиционного уклада жизни, становится своеобразный «подкуп» родителей: во вновь создающихся дошкольных учреждениях (детских очагах, площадках, яслях и садах) в периоды православных и мусульманских постов вводится дополнительное бесплатное питание для детей. Для нейтрализации традиций семейного духовнонравственного воспитания используются «два метода пропаганды: один метод — это запрещение, высмеивание и другой — выкорчевывание корней влияния духовенства путем ряда практических мероприятий по улучшению быта»46.

Ведущими принципами общественного дошкольного воспитания провозглашаются идейная направленность содержания всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания, неразрывная связь содержания воспитательной работы с жизнью советских людей. Место традиционного духовного и нравственного воспитания дошкольников в советских детских садах занимает воспитание идейно-нравственное и общественно-политическое: одноименный раздел помещен в проект первой «Программы работы дошкольных учреждений» (1932), а затем в «Программу и внутренний распорядок детского сада» (1934). Однако требовалось время, чтобы выверить объемы и содержание материала идейного и общественнополитического характера, доступного для детей дошкольного возраста. В результате проведения государственной кампании против перегрузки учащихся общественно-политическими знаниями соответствующий раздел как трудный для дошкольников был исключен из «Руководства для воспитателей детского сада» (1938). Но позже, в 1945 г., раздел был вновь возвращен в программу. В работах теоретиков дошкольной педагогики предвоенных и послевоенных лет (Р. И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менджерицкой) убедительно показан интерес детей-дошкольников к героическим событиям жизни страны (спасение челюскинцев, дальние беспосадочные перелеты, великие стройки) и предлагается методика идейно-нравственного воспитания детей в коллективе через игру и труд.

Историко-ретроспективный анализ духовно-нравственного воспитания дошкольников в советский период позволяет нам сделать вывод о том, что в связи с исключением религиозной составляющей оно утрачивает надобыденный ха-

44 Крупская Н. К. О дошкольном воспитании детей. Речь на I Всесоюзной конференции работников дошкольных учреждений // Крупская Н. К. Дети — наше будущее: Сб. статей и речей о дошкольном воспитании. М., 1984. С. 145.

45 Крупская Н. К. Как вести среди ребят антирелигиозную работу // Крупская Н. К. Дети — наше будущее. С. 140.

46 Крупская Н. К. Больше внимания дошкольной работе. Беседа со студентами дошкольного факультета Московского педагогического института // Крупская Н. К. Дети — наше будущее. С. 177.

рактер, но тем не менее не ограничивается только развитием в детях навыков практического бытового поведения. Живым, вдохновенным содержанием наполняет нравственное воспитание дошкольников советского времени героикопатриотический контекст эпохи, а также искренняя любовь к детям разработчиков теории советской дошкольной педагогики, знание и понимание ими своеобразия мировосприятия маленького ребенка. В то же время необходимо выделить характерную особенность советского дошкольного воспитания — его мо-нопарадигмальность, безраздельное господство социоцентристской парадигмы. Трактовка педагогами прошлого и зарубежными учеными вопросов духовного и нравственного воспитания дошкольников в логике традиционалистской и гуманитарной парадигм подвергается жесткой критике и оценивается как ошибоч-ная47. На многие десятилетия из педагогической науки, содержания подготовки специалистов системы дошкольного воспитания, практики работы были изъяты знания о духовном мире ребенка, закономерностях духовно-нравственного развития в традиционалистском ключе.

В программных документах для детских садов послевоенного времени четко обозначаются задачи и содержание воспитания у детей любви к Родине, советским людям, уважения к ним и их труду, формирования начал интернационализма, коллективизма, дисциплинированности, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности48. С 1950-х гг. в отечественной дошкольной педагогике нравственное воспитание становится одним из основных направлений теоретических исследований, в осуществлении которых участвуют

В. П. Залогина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Е. И. Радина. В своих трудах они убедительно доказывают, что становление высокого уровня нравственного развития детей достигается сочетанием в педагогическом процессе детского сада таких средств воспитания как игра, обучение, труд, художественная литература. Специалисты по различным направлениям методики дошкольного воспитания разрабатывают вопросы развития нравственных качеств детей на занятиях изобразительной деятельностью (Е. И. Васильева, В. Б. Косминская), музыкальных занятиях (А. В. Кенеман), в процессе ознакомления детей с природой (Э. И. Залкинд), чтения художественных произведений (Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина). Экспериментальные данные исследований свидетельствуют о формировании у детей в результате целенаправленной работы по нравственному воспитанию заинтересованного и заботливого отношения к взрослым и сверстникам, развитии сочувствия, трудолюбия, внимания к «нравственным явлениям действительности»49, готовности прийти на помощь, потребности в активной совместной деятельности. Также приводятся убедительные данные о развитии волевого поведения и

47 Жуковская Р. И. Игра в ее педагогическом значении: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1968. С. 10; Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. С. 19—20; 307.

48 Борщанская Б. Р., Буре Р. С. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». М., 1986. С. 231.

49 Жуковская Р. И. Игра в ее педагогическом значении. С. 30.

инициативности у детей застенчивых, робких, рассеянных, недисциплинированных.

Психологической основой исследований в сфере нравственного воспитания дошкольников стала теория развития личности ребенка, разработанная в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной. В качестве ведущего показателя психического развития ребенка отечественные психологи выделили нравственную направленность личности, формирующуюся при благоприятных педагогических условиях к концу дошкольного детства. Изучение педагогических механизмов содействия личностному становлению дошкольника стало вектором развития теории отечественной дошкольной педагогики. Комплексный анализ детской личности в ее становлении и развитии один из теоретиков отечественного дошкольного воспитания А. В. Запорожец считал необходимой основой системного подхода к определению предмета дошкольной педагогики50.

Ключевым положением психолого-педагогической концепции А. В. Запорожца по совершенствованию воспитательного процесса детского сада была идея амплификации (обогащения) детского развития за счет особого внимания к воспитанию «ценнейших интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, которые наиболее интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте, а затем войдут в золотой фонд зрелой человеческой личности»51. Важная часть такого воспитания — организация специфических форм практической деятельности дошкольника, общения детей друг с другом и взрослыми. А. В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что большое значение в развитии нравственной сферы ребенка имеет сердечность эмоциональных отношений с близкими людьми: любовь к родителям, формирование дружеских привязанностей в среде сверстников. Эти чувства в процессе взросления обогащаются и становятся основой более сложных социальных чувств, приобретающих такой же глубокий личностный смысл. В своих трудах А. В. Запорожец убедительно доказывает, что истоки высших человеческих эмоций и чувств лежат в переживаниях раннего детства52. В обобщающей коллективной монографии по дошкольной педагогике, подготовленной специалистами НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук в 1980 г., А. В. Запорожец характеризует воспитание в дошкольных образовательных учреждениях как «особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности детей и педагога, в ходе которой дети под целенаправленным руководством воспитателя активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры, созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств»53.

В указанной монографии подводится своего рода итог развития теории и практики общественного дошкольного воспитания как уникального феномена

50 Основы дошкольной педагогики. М., 1980. С. 48.

51 Запорожец А. В. Проблемы развития психики. Основные проблемы онтогенеза психики // Запорожец А. В. Психология действия. М.; Воронеж, 2000. С. 49.

52 Там же. С. 66.

53 Основы дошкольной педагогики. С. 46.

советской педагогики. Специальный параграф книги посвящен описанию целей, задач, содержания и организационно-педагогических условий нравственного воспитания дошкольников. Приведем отрывок, наиболее ярко характеризующий организацию нравственного воспитания в советском детском саду и представляющий своего рода вершину практического воплощения идей соци-оцентристкой воспитательной парадигмы в дошкольном образовании: «Нравственное воспитание осуществляется как в семье, так и в условиях общественного дошкольного воспитания. Оно протекает не в узких обособленных рамках домашнего мира или детского учреждения, а в тесной связи этих социальных институтов с жизнью нашей страны, ее общественными событиями, которые прямым или косвенным образом воздействуют на детей, особенно старшего дошкольного возраста. Окружающая ребенка социалистическая действительность, примеры самоотверженного труда на благо Родины, нравственных отношений людей (как самых близких, так и более широкого круга старшего поколения) оказывают на ребенка формирующее воздействие. И чем целенаправленнее ведется воспитание, тем более действенное значение приобретают нравственные примеры; тем более правильное отношение воспитывается уже у дошкольников к отрицательным фактам и явлениям, еще имеющим место в окружающей жизни. Программность работы советского детского сада создает благоприятные условия для приобщения дошкольника к современной общественной жизни. Перед педагогами стоит задача такой организации нравственного воспитания детей, при которой у ребенка начинают формироваться нравственная самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к окружающему. Но одного ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с нравственными нормами поведения и отношений людей путем наблюдений, бесед, конечно, недостаточно. Только сочетание этой работы с одновременной собственной практической деятельностью детей (игровой, трудовой, деятельностью общения и другими) позволяет успешно решать задачу формирования нравственных качеств личности у ребенка. Наиболее значимой при этом является, по данным исследований, совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками, с детьми более младших и старших возрастов. Современные педагогические, психолого-педагогические исследования предусматривают необходимость неразрывной связи работы по формированию у детей нравственных представлений, суждений с организацией нравственно ценной деятельности. Лишь в этих условиях у детей дошкольного возраста появляется устойчивая тенденция к единству между словом и реальным поведением»54.

Идеологический пафос приведенного фрагмента, ярко контрастирующий с реалиями наших дней, позволяет воспринимать этот текст как историкопедагогический документ недавнего прошлого. Однако, по нашему мнению, описанные методические алгоритмы нравственного воспитания могут быть использованы и сегодня, в XXI в., в логике и социоцентристкой, и традиционалистской педагогических парадигм. Поэтому, моделируя процесс духовно-нравственного воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении на осно-

54 Основы дошкольной педагогики. С. 122—123.

вах отечественной социокультурной традиции, мы используем и лучшие (преимущественно организационно-методические) идеи советской дошкольной педагогики.

Продолжая анализ развития теории нравственного воспитания дошкольников, обратимся к материалам психологического исследования, проведенного в 1970—1980 гг. под руководством С. Г. Якобсон. В ходе исследования анализировались психологические модели морального развития и особенности становления у дошкольников различных форм регуляции поведения в соответствии с нормами морали. Результаты исследования показали, что субъектом саморегуляции ребенок становится при появлении определенного отношения к самому себе по поводу соблюдения и нарушения норм морали. На основании экспериментальных данных было доказано, что моральное поведение ребенка зависит не от знания норм, понимания их ценности и необходимости, не от наличия соответствующих моральных понятий (все это выступает в функции предпосылок, необходимых, но недостаточных для следования нормам в собственной практике). Определяющее влияние на поведение ребенка, начиная с дошкольного возраста, оказывает нравственное самосознание, осознание себя, своей личности, предполагающее критическое отношение к себе, стремление к самосовершенствованию, которое исследователи назвали «внутренней духовной работой»55. Были сделаны выводы о необходимости в моральном развитии ребенка его собственного опыта и активности. Но содержанием этой активности должно быть не простое повторение хороших поступков, а совершение свободного и осознанного морального выбора. Нравственная направленность такого выбора должна тщательно подготавливаться в процессе воспитания, т. к. именно от влияния взрослых зависит понимание ребенком альтернативности ситуации и осознание необходимости отказа от удовлетворения некоторых своих интересов во имя моральных ценностей и блага других.

Психологические и педагогические исследования нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста в последние десятилетия ХХ в. осуществляются в тесной взаимной связи. В педагогических же трудах прослеживается все более дифференцированное отношение к отдельным аспектам воспитания. В частности, при исследовании воспитания гуманных чувств и отношений в 1970—1980-е гг. отдельно рассматривается развитие у дошкольников сопереживания, сочувствия, отзывчивости (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова), изучается воспитание гуманных чувств средствами художественной литературы (Л. П. Стрелкова), изобразительного искусства (Л. В. Компанцева), игры (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, В. Я. Воронова), труда (В. Г. Нечаева, Р. С. Буре). Особое внимание уделяется разработке вопросов патриотического (Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова) и интернационального воспитания дошкольников (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова). На основе теоретических исследований составляются хрестоматии литературных произведений для детских садов, методические пособия для воспитателей56.

55 Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. С. 138.

56 Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1984; Жуковская Р. И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1985;

В конце 1980-х — самом начале 1990-х гг. в поле зрения исследователей остаются конкретные вопросы формирования нравственных проявлений дошкольников по отношению к взрослым — уважение к человеку-труженику (А. Ш. Шах-манова), восприятие взрослого как образца для подражания (С. А. Козлова); по формированию во взаимоотношениях между детьми в группе детского сада доброжелательности (Т. И. Ерофеева), милосердия (И. А. Княжева), способности к сорадости и сопереживанию (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева). Продолжается изучение воспитательного потенциала разных видов детской деятельности (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Т. А. Репина), познавательной и эмоциональной активности детей на занятиях (Н. Н. Поддьяков, С. А. Козлова), предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения (О. В. Артамонова).

Обобщенные сведения по теории и методике нравственного воспитания дошкольников представлены в учебном пособии «Дошкольная педагогика»

С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, где, в частности, описан механизм формирования нравственных качеств у ребенка дошкольного возраста. В структуре этого механизма выделены компоненты: когнитивный (освоение знаний и формирование нравственных представления у ребенка), мотивационный (формирование нравственной мотивации), эмоциональный (развитие нравственных чувств и отношений), практический (овладением навыками нравственного поведения, способностью совершать нравственные поступки). На основе этого описания предложена методическая формула нравственного воспитания: «знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество ребенка-дошкольника»57. Структура механизма формирования нравственной сферы дошкольников определяет классификацию задач нравственного воспитания, включающих, во-первых, задачи, связанные с формированием механизма нравственного воспитания (освоение нравственных представлений, формирование мотивов нравственного поведения, развитие нравственных чувств и отношений, освоение практики нравственного поведения); и, во-вторых, задачи, направленные на воспитание конкретных нравственных качеств. При характеристике этой группы задач исследователи указывают на необходимость развития всех элементов нравственной структуры личности с обращением особого внимания на воспитания качеств, социально востребованных в конкретный исторический период58.

Важным событием в развитии отечественной дошкольной педагогики конца ХХ в. становится разработка в 1989 г. специалистами НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» Концепции дошкольного воспитания — документа, ознаменовавшего завершение периода монопарадигмальной педагогики в сфере дошкольного образования. Приоритетной перспективной задачей Концепция называет гу-

Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976.

57 Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2009. С. 104.

58 Там же. С. 106—107.

манизацию педагогического процесса детского сада, заботу о психологическом благополучии ребенка и дает характеристику личностно ориентированной модели воспитания детей, альтернативной распространившейся в массовой практике учебно-дисциплинарной модели. Категория воспитания раскрывается в Концепции с позиций аксиологического подхода — как приобщение ребенка к миру человеческих ценностей59. Концепция определяет, что к концу дошкольного возраста у ребенка могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности. В логике личностного и деятельностного подходов ценности, осваиваемые дошкольниками, подразделяются в Концепции на ценности познания, преобразования и переживания, которые раскрываются применительно к четырем сферам освоения ребенком мира: 1) отношение к природе; 2) отношение к рукотворному миру; 3) отношение к другим людям и общественной жизни; 4) отношение к самому себе. Ряд формулировок Концепции прообразует возвращение в дошкольную сферу надобыденного характера воспитания, развития у детей способностей «открывать новое в знакомом и знакомое в новом», «чувствовать таинственность, загадочность явлений природы, проникаться ее красотой и величием», «проникаться чувством красоты и совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, чувством уважения к мастерству», «проявлять интерес к своей жизни (биографии) и жизни близких, осваивать первые представления о Родине, о будущем, о жизни и смерти, о бессмертии»60.

Впервые за последние десятилетия в Концепции дошкольного воспитания была обозначена задача формирования духовности как свойства сознания ребенка61, шла речь о необходимости обогащения духовного мира детства через насыщение жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями62; указывалось на необходимость преодоления узко бытовой ориентации в организации предметно-практической деятельности детей и на расширение спектра практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Была выдвинута идея наследования детским садом лучших традиций разновозрастных детских сообществ: творческой самоорганизации, естественной передачи игровых традиций, т. е. сохранение субкультуры детства. Впервые обозначалась возможность функционирования детского сада как «открытой системы» в социокультурном пространстве63.

В то же время общий контекст Концепции дошкольного воспитания пронизан идеями секулярного гуманизма. В некоторых тезисах проявляется нарочитый «физиологизм» направленности воспитания на развитие у детей чувства физической и психологической защищенности, раскованности, ощущения собственного тела и владения им, наслаждения игрой как проявлением духовных и физических сил. В документе обосновываются также идеи наступающей эпохи

59 Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 15.

60 Там же. С. 15—16.

61 Там же. С. 16.

62 Там же. С. 17.

63 Там же. С. 14.

глобализации. Впервые применительно к сфере дошкольного воспитания употребляется формулировка «общечеловеческие ценности». Даже в процессе национального воспитания предлагается выделять общечеловеческое начало. Приобщая детей к национальной культуре, формируя у дошкольников этнографические и этнопсихологические представления, педагогам рекомендуется не ставить акцент на национальных особенностях «в ущерб идеи общности всех людей на планете»64. Также были выдвинуты в Концепции идеи организационного плана: необходимость постепенного перехода от централизованного программного обеспечения педагогического процесса к использованию гибких руководств и программ; важность признания права сотрудников дошкольных учреждений на творческий поиск; на существование широкого разнообразия «авторских» детских садов. Таким образом, в Концепции дошкольного воспитания были представлены прообразы возможного развития и традиционалистской (в меньшей степени), и гуманистической (в большей степени) парадигм развития духовнонравственного воспитания в системе дошкольного образования.

Положения «Концепции дошкольного воспитания» о гуманизации педагогического процесса детского сада были положены в основу выполненных в 1990—2000-е гг. исследований В. Т. Кудрявцева, В. Р. Лисиной, И. В. Тельнюк, Е. В. Шишловой и др. В логике заданных Концепцией ориентиров начинается научно-методическое осмысление процесса создания единого воспитательного пространства детского сада и семьи (Т. А. Данилина, Н. В. Корниенко, Л. Р. Миронова, З. И. Теплова). Такое взаимодействие рассматривается как условие освоения педагогами, детьми и родителями контекста культуры (С. Б. Рыжих), профилактики социальной дезадаптации дошкольников (О. В. Огороднова), становления открытого детско-взрослого сообщества (Е. А. Александрова, Г. С. Маломоркина, А. Ф. Яфельян). Но с утратой государственной идеологии и сменой социально-политической ситуации в стране перестает существовать единая концепция нравственного воспитания детей дошкольного возраста. «Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции», — констатируют авторы пособия «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников»65 в 2002 г. В то же время необходимость мировоззренческого самоопределения в условиях отсутствия единой государственной идеологии инициирует в 1990-е гг. научную разработку направления, называемого уже не просто нравственным, а духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Формируется понимание духовно-нравственного воспитания как процесса содействия развитию ребенка в контексте освоения определенной социокультурной традиции.

Поскольку в постсоветский период научное осмысление духовнонравственного воспитания дошкольников приобретает полипарадигмальный характер, в российской дошкольной педагогике рубежа XX—XXI вв. складываются три направления развития теории духовно-нравственного воспитания, соот-

64 Концепция дошкольного воспитания. С. 18.

65 Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. С. 10.

ветствующие трем научным парадигмам: социоцентристской, гуманистической и традиционалистской.

Первое направление характеризуется стремлением адаптировать и развивать в изменившихся социальных условиях традиции нравственного воспитания дошкольников, заложенные в предыдущие десятилетия в логике социоцентрист-ской парадигмы (разумеется, с внесением идеологических корректив). В рамках этого направления в течение последних 20 лет выполнен ряд исследований по патриотическому и социально-нравственному воспитанию. Исследования по патриотическому воспитанию выстроены преимущественно в логике знаниево-го подхода: в первую очередь, определяется доступный восприятию дошкольника круг знаний о событиях отечественной истории (М. Б. Зацепина), государственных символах (Е. К. Ривина), образах малой Родины (Н. Г. Комратова). В основе работ по социально-нравственному воспитанию в детском саду — личностно-деятельностный подход (Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева). Так, в пособии Р. С. Буре обосновывается необходимость смещения воспитательного акцента от ознакомления детей с нормами поведения к постановке ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым66. Однако о систематическом формировании ценностной сферы дошкольников в исследованиях данного направления речь все-таки не идет; на первый план выдвигаются задачи развития конкретных навыков дружелюбного и согласованного взаимодействия детей, способности оказать помощь или опереться на поддержку сверстников в ситуациях эмоционального неблагополучия и реализации своих замыслов67.

Второе направление разработки проблем духовно-нравственного воспитания с начала 1990-х гг. формируется главным образом на основе интеграции в российское дошкольное образование инокультурных заимствований, выстроенных на основе идеологии индивидуализма и глобализации в логике гуманистической парадигмы. Эти заимствования представлены как на уровне популяризации идей зарубежных авторов68, так и на уровне конкретных программ воспитания духовности у дошкольников в рамках целостных педагогических систем, в первую очередь «вальдорфской педагогики» и метода М. Монтессори. Однако возможности такой интеграции на деле имеют целый ряд ограничений, в силу отличия антропологических основ инокультурных педагогических систем от основ традиционалистской парадигмы, в контексте которой на протяжении веков развивалась отечественная педагогика.

В рамках второго направления теоретически осмыслена практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании ХХ в. (К. Е. Сумнительный); выполнены прикладные исследования, на основе которых составлены программы эколого-оздоровительного (В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко) и эколого-культурного характера (В. И. Ашиков, С. Г. Аши-

66 См.: Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод. пособие. М., 2011. С. 4.

67 Там же. С. 12.

68 См., например: Дженкинс П. Дж. Воспитание духовности у детей. Руководство для занятых родителей. М., 2007.

кова), представляющие дошкольникам для ознакомления калейдоскоп образов разных культурно-религиозных традиций. В последние годы в этой же логике разрабатывается тема воспитания толерантности воспитанников детских садов в условиях многонационального окружения (Т. Н. Вострухина).

Третье направление развития теории духовно-нравственного воспитания в постсоветский период связано с возрождением в дошкольном образовании духовно-нравственных основ традиционной культуры, в первую очередь русской православной культурно-исторической традиции. Исследователям, осуществляющим свои разработки в рамках этого направления, присуще понимание того, что духовно-нравственное воспитание связано с обращением к ценностям, а ценности укоренены в смыслах определенной, конкретной традиционной культуры. Сторонниками традиционалистского направления развития дошкольной педагогики духовно-нравственное воспитание было обозначено в качестве приоритетной воспитательной задачи и главного средства содействия обретению национально-культурной идентичности детей, начиная с дошкольного возраста.

Первым осуществленным в рамках данного направления диссертационным исследованием стала работа О. С. Барило, посвященная анализу педагогических условий раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста69. Исследование О. С. Барило положило начало теоретическому осмыслению содержательных и технологических компонентов духовно-нравственного воспитания в детском саду на основе интеграции традиционных православных ценностей с учетом современных условий и требований к дошкольному образованию. В работе впервые была обоснована необходимость построения педагогической системы детского сада в соответствии с культурноисторическими и этнопедагогическими ценностями населения региона (для большинства регионов России — в соответствии с ценностями Православия как культурообразующей религии). Такая позиция явилась альтернативой бытующей в современной дошкольной педагогике трактовке традиционалистской парадигмы как узко этнокультурной, внемировоозренческой, ориентирующей на приобщение детей к национальной традиции, исключая собственно духовную, религиозную ее основу (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Ю. Новицкая).

Среди наиболее ярких исследований, выполненных в русле данного направления развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в 2000-е гг., можно назвать работы О. С. Бороздиной70, Л. П. Гладких71, Л. В. Суровой. Л. П. Гладких, в частности, подчеркивает, что с пониманием процесса духовно-нравственного воспитания как содействия целостному развитию личности ребенка-дошкольника связано решение двух типов образовательных задач: обучающие задачи направлены на формирование навыков познаватель-

69 Барило О. С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999.

70 Бороздина О. С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. Вологда, 2006.

71 Гладких Л. П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2005.

ной деятельности, освоение представлений, обобщенных категорий, формирование умений и навыков дошкольника; воспитывающие задачи связаны с развитием нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственное отношение ребенка к событиям и фактам действительности, а также формирование мотивации, потребностей и навыков нравственного поведения. На основе анализа возрастных закономерностей духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников Л. П. Гладких была разработана программа освоения детьми основ православной культуры в дошкольном образовательном учреждении и методические рекомендации к ней72. Также логика традиционалистской педагогической парадигмы духовного воспитания ребенка, начиная с дошкольного возраста, подробно раскрывается в теоретических и методических трудах Л. В. Суровой, обосновывающей «бытийственный» характер духовного воспитания в со-бытии воспитателя и воспитанников73. Ведущим принципом организации духовного воспитания дошкольников Л. В. Сурова считает созидание духовно-педагогического пространства, в котором ребенок «забывает себя» для деятельного участия в жизни, всматривания в мир, любви и служения74. Опыт пребывания в таком пространстве запоминается детям не как факт обыденной жизни, а как причастность к полноте бытия. Л. В. Сурова подробно описывает методику построения духовного диалога, пробуждающего внутренние силы детей, их духовную интуицию, глубокое и тонкое чувствование высших законов бытия. В качестве средств традиционного духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, исследователь особо выделяет: книги Священного Писания; образы древнерусского искусства; классическую поэзию; произведения изобразительного искусства, ландшафтной архитектуры, музыки; многогранную совместную деятельность взрослых и детей; христианский мировоззренческий и нравственный комментарий взрослыми актуальных событий жизни ребенка в сопоставлении их со знакомыми детям событиями Священной истории.

Приведенные в обзоре характеристики исследований последних лет подтверждают наш тезис о полипарадигмальности современной теории духовнонравственного воспитания дошкольников и свидетельствуют о продолжающемся развитии трех направлений научно-методической разработки проблемы.

Необходимо упомянуть также о первых попытках интеграции идей всех указанных направлений в теории духовно-нравственного воспитания в 2000-е гг. Одна из таких попыток предпринята М. В. Телегиным. Для нашего исследования представляют интерес его оригинальные идеи о развитии мировоззренческих представлений дошкольников средствами воспитательно-мировоззренческого диалога. В работах М. В. Телегина духовно-нравственное воспитание понимается как пробуждение подлинной сущности человека, сотрудничество детей и взрослых в поиске ответа на вопрос о целевой детерминации, смысле челове-

72 Гладких Л. П. Основы православной культуры. Мир — прекрасное творение: Научно-метод. пособие для педагогов детских садов. Курск, 2008.

73 Сурова Л. В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». Клин, 2006. С. 99.

74 Там же. С. 65-66.

ческого бытия: «Во имя чего мы живем, зачем живу я?» Главным компонентом морально-нравственного сознания М. В. Телегин считает мировоззренческие представления. Ученый показывает, что у ребенка дошкольного возраста могут быть сформированы такие представления о социальном окружении, труде, природе, моральных качествах и нормах, о правилах поведения, о себе как субъекте деятельности, о Родине и государстве, о хорошем и недопустимом поведении, о добре и зле, о красоте, о счастье, об уважении к старшим, о мужестве и подвиге нашего народа, проявленных в Великой Отечественной войне. С точки зрения М. В. Телегина, именно мировоззренческие представления как психологические средства позволяют ребенку старшего дошкольного возраста осознавать и контролировать собственное поведение в ситуациях морально-нравственного выбора. Средствами формирования мировоззренческих представлений является развитие теоретического образного мышления дошкольников посредством использования метафор, аналогий, креативных переносов, символов, «эмоциональных», «модельных» представлений, художественных образов. Исследователь расширяет спектр методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, включая в него притчи и наставления, классические воспитательные мероприятия, стимулирование поведения, совместно-распределенную деятельность, коллективные творческие дела, воспитательно-дидактические игры-драматизации, инновационные диалогические субъект-субъектные воспитательные технологии, помощь сверстникам с ограниченными возможностями здоровья75.

Однако целостная система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной отечественной педагогической науке еще не выстроена, хотя предпосылки к ее научному обоснованию имеются. В частности, это видение различными исследователями сути процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников в содействии развитию ценностно-смысловой сферы детей. Но, помимо позитивных аспектов, сохраняются ощутимые препятствия для научной разработки проблематики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

— ограниченное использование в современной дошкольной педагогике дефиниции «духовно-нравственное воспитание», его замена терминами «социально-личностное развитие ребенка», «социально-нравственное воспитание», что свидетельствует о предпочтении секулярно-гуманистического подхода к решению теоретических и практических проблем дошкольного воспитания логике ценностно-смыслового и социокультурного подходов;

— недостаточность опоры современной теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на концепции личностного и социокультурного развития ребенка, выстроенные в логике новых направлений психологии: психологии развития (В. И. Слободчиков), социальной психологии детства (В. В. Абраменкова);

75 Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. Ч. I. М., 2002; Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ (программа повышения квалификации работников образования) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mtelegin.ru/pedagogika/ ^Иоупопгаууозр

— непроработанность вопросов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных нормативно-правовых и программнометодических документах по дошкольному образованию.

Все это, в свою очередь, ограничивает возможности решения задачи духовнонравственного воспитания дошкольников в практике детских садов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, традиционалистская, социоцентристская, гуманистическая парадигмы духовно-нравственного воспитания.

Historical and Pedagogical Retrospective of the Development of the Theory of Spiritual-moral Mducation of Children of Pre-school Age

Olga M. Potapovskaya

The article opens a series ofpublications centered on the problems of spiritual-moral education of children of pre-school age. It provides the analysis of the development of the theory of spiritual-moral education of preschool children in the historical and pedagogical retrospect. Characteristics of a traditionalist, sociocentric, ethno-cultural and humanistic paradigms of spiritual-moral education of children of pre-school age in the education system are given.

Keywords: spiritual-moral education of children of preschool age, traditionalist, sociocentric, humanistic paradigm of spiritual-moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.