УДК 373.24
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
© 2018 В. М. Меньшиков1, О. С. Ильина2
1докт. пед. наук, профессор, завкафедрой теологии и религиоведения e-mail: ss-private@yandex.ru
Курский государственный университет
2педагог дополнительного образования по основам православной культуры
e-mail: olesya-ilma-46@.mail.ru
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей №85» г. Курска
В статье анализируется процесс духовно-нравственного воспитания в современных дошкольных образовательных организациях; раскрывается сущность его основных компонентов: цель и задачи, принципы, содержание и технологии.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, цель, задачи, принципы, содержание и технологии духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственная культура - основа содержания духовно-нравственного воспитания, процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте - это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребенком раскрывается окружающий его мир - мир природы, культуры, человеческих отношений. Жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться, созидать и преобразовывать всё окружающее. И в этом процессе взаимодействия ребёнка с миром идёт его развитие, важнейшим направлением которого является его духовно-нравственное формирование.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это первая ступень становления духовно-нравственной личности ребёнка. В этом возрасте ребенок воспринимает и переживает свои первые духовно-нравственные впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь, духовный и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его.
Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение ребёнка, который нередко может получить своё выражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.
Построение образовательной работы в детском саду, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), направлено на решение задач позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития; развитие инициативы и творческих способностей (глава 1, пункт 1.6 - см.: [Приказ... 2013]. Как видим, ФГОС ДО в качестве важнейшего направления развития ребёнка-
дошкольника выделяет его нравственное развитие, что требует систематичного духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим встаёт проблема определения основных компонентов духовно-нравственного воспитания: его цели, задач, принципов, содержания и технологий.
Целью духовно-нравственного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника и формирование его духовно-нравственного иммунитета посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения нравственных традиций российского народа. Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие ребёнка во всех трёх компонентах духовно-нравственной сферы: сознание (мышление), чувства и поведение посредством приобщения к традиционным духовно-нравственным и культурным ценностям России;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- формирование ребёнка, способного к самостоятельному (творческому) духовно-нравственному развитию на уровне, доступном для ребёнка данного возраста;
- воспитание любви к семье, детскому саду, своему родному городу, России;
- интеграция личности ребёнка на доступном для него уровне в отечественную и общечеловеческую культуру;
- знакомство ребёнка с высшей духовной реальностью: Богом, Пресвятой Богородицей, ангелами;
- укрепление духовно-нравственного здоровья, иммунитета ребёнка благодаря введению образовательной области «Духовно-нравственная культура»;
- формирование преемственности с духовно-нравственным развитием ребёнка в начальной школе.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении, важно опираться на закономерности развития духовно-нравственной сферы дошкольника с целью её успешного формирования.
Важным условием успешного функционирования духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обоснование оптимальных принципов его организации.
Первым, основным принципом организации духовно-нравственного воспитания в детском саду является культурологический принцип построения содержания духовно-нравственного воспитания. Он заключается в следующем.
Во-первых, целью духовно-нравственного воспитания, как и любого другого направления воспитания, является духовно-нравственное развитие ребёнка, а не освоение духовно-нравственной культуры как таковой, подобно тому как в умственном воспитании целью является интеллектуальное развитие ребёнка, а не изучение науки самой по себе, в эстетическом - эстетическое развитие ребёнка, а не освоение искусства самого по себе. И наука, и искусство в воспитании являются не целью, а средством развития ребёнка. И целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное развитие ребёнка, а не изучение духовно-нравственной культуры самой по себе. Духовно-нравственная культура - средство, содержание, а не цель, цель - духовно-нравственное развитие ребёнка.
Во-вторых, важнейшим выражением этого принципа является то, что в организации духовно-нравственного воспитания исключаются религиозные практики, исполнение тех или иных религиозных обрядов. Такой подход, в свою очередь, делает возможным посещение этих занятий всеми детьми, в том числе и из неправославных семей, из семей, придерживающихся атеистических взглядов. Знание православной
культуры необходимо каждому российскому человеку потому, что православие является цивилизационно-образующей матрицей России. Соответственно, не зная православной культуры, нельзя понять и свою страну: её историю, настоящее и будущее, её культуру, её жизнь.
В-третьих, для успешного духовно-нравственного развития человека важно, как и для любого другого направления, оптимальное содержание. А поскольку православная культура является высочайшей и подлинно классической культурой, то она является самым лучшим содержанием для духовно-нравственного развития ребёнка. Подчеркнём ещё раз, православная культура является лучшим содержанием духовно-нравственного воспитания не потому, что православие - это религия большинства российских граждан, а потому, что это самое лучшее содержание духовно-нравственного развития ребёнка в силу её высочайшего классицизма, она сама в себе есть лучшее выражение истины, добра и красоты. Разумеется, содержание духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте должно вбирать в себя и ценности других культур, оно должно учитывать специфику культур разных регионов России, муниципалитетов, и каждого поселения, и каждого детского сада. Поэтому каждый российский регион, сохраняя общую основу, должен, с учётом своей специфики, создать наиболее оптимальную содержательную основу духовно-нравственного воспитания.
Вторым принципом построения содержания духовно-нравственного воспитания и организации воспитательного процесса в детском саду является требование их построения на основе календарей: природного, гражданского и православного. Духовно-нравственное воспитание для детей дошкольного возраста -это не просто определённый цикл занятий, а прежде всего живое переживание изучаемого ими содержания. А эту естественную связь содержания с жизнью во многом удаётся создать благодаря соединению его с православным, гражданским и природным календарём: эти календари отражают праздники, важнейшие события и изменения, происходящие в окружающем ребёнка мире. Они задают смысл его проживания, его разнообразной деятельности, его игр, прогулок и экскурсий и т.п. В соответствии с календарями планируется и строится воспитательно-образовательная работа.
Важным способом духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.
Основой событийно-содержательной линии данной программы является православный церковный календарь. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д. Ушинского, «целый детский год», в котором самое видное место занимают, конечно, праздники, вводящие ребенка в светлый, радостный мир православия, благодаря чему по-новому открывается жизнь людей и природы.
Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских «самых главных праздников» (О.М. Потаповская), воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми.
Третий принцип — соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Это требование особенно важно в период дошкольного детства,
когда более резко, чем в дальнейшие годы жизни человека, проявляются его возрастные особенности. Поэтому педагог обязательно должен знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка и учитывать их в своей воспитательной работе.
Важнейшим принципом этого требования является построение духовно-нравственного воспитания на любви. Именно любовь питает душу ребёнка, даёт ему силы для творения добрых дел, создаёт основу для развития его творческих способностей и его творчества. Такая атмосфера любви может быть построена только на понимании того, что Бог есть не злой судья, а любящий Отец, заботящийся о мире, обо всём живом, о каждом человеке, каждом ребёнке.
Базовые принципы позволяют системно вести работу по духовно-нравственному развитию дошкольников с опорой на ценности отечественной духовно-нравственной социокультурной и педагогической традиции, развивать личность каждого ребёнка, более правильно осуществлять сам процесс духовно-нравственного воспитания.
Содержание воспитания является средством реализации его цели и его задач. Поставленные цель и задачи духовно-нравственного воспитания успешно решаются благодаря соответствию содержанию, его сущности, цели и задачам. От качества содержания воспитания, его оптимального соответствия сущности духовно-нравственного воспитания, его целям и задачам, возрастным особенностям детей прямо зависит успешность духовно-нравственного воспитания. Поэтому оно должно быть отобрано, оформлено и представлено детям с исключительной тщательностью, в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляются к нему в системе дошкольного образования.
Под содержанием духовно-нравственного воспитания понимается система знаний, ценностей, понятий, представлений, идей и идеалов, традиций, норм; эмоциональных эталонов отношений к миру, образцов опыта духовно-нравственного поведения и деятельности, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса, в результате чего происходит успешное формирование и развитие ребёнка, его духовно-нравственных способностей, его качеств личности.
Человечество в течение длительного исторического времени вырабатывает оптимальное содержание каждого направления воспитания. Так, для эстетического направления воспитания лучшим содержанием является искусство; для умственного - наука и т.д. Содержание духовно-нравственного воспитания также имеет оптимальное наполнение - таковым является религиозная культура, а также социокультурные ценности различных сфер общества.
Религиозная культура является базовым содержанием духовно-нравственного воспитания. Религиозная культура - это ценности, принятые тем или иным народом в качестве определяющих духовно-нравственных ценностей. Российская традиционная духовно-нравственная православная культура включает в себя систему знаний (представлений) о Боге, Пресвятой Богородице, ангелах, о святынях, святых; нравственных нормах, идеалах, заповедях, правилах; эталоны чувств, отношений к Богу, миру, человеку, природе, мотиваций и т.п.; систему образцов и форм опыта духовно-нравственного поведения.
Содержание духовно-нравственного воспитания предполагает введение ребенка в православную культурную традицию, через освоение библейских сюжетов, событий житий святых, празднование православных праздников, освоение специально отобранных литературных авторских произведений и народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты, через
воспроизведение годового цикла праздников, организацию продуктивно-творческой и художественно-продуктивной деятельности, через труд, игры, разные формы деятельности.
Непосредственно содержание религиозной культуры в детском саду представлено следующими материалами. Прежде всего, это содержание детской Библии. Познакомить детей с Богом через знакомство со Священным Писанием (в форме, доступной пониманию ребенка) уже в детском саду надо потому, что это самая главная книга в жизни человека. Со Священным Писанием человек сверяет свои внутренние установки, через Священное Писание он обучается высокой нравственности, через призму Священного Писания оценивает самого себя, направление своего развития и высшие цели и смыслы своего бытия. Поэтому детская Библия в ее отдельных рассказах изучается на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду сообразно возрасту ребенка. При этом изложение Священного Писания опирается на святоотеческую традицию.
Содержание религиозной культуры включает также рассказы о Пресвятой Богородице, об ангелах в формах, которые доступны детскому сознанию.
Важнейшее содержание Священного Писания - духовно-нравственные заповеди. В них сосредоточены нравственные и духовные нормы жизни; нормы, направленные на уклонение от зла и на творение добра. Действия по заповедям Божиим преображают человека. Христианские заповеди освобождают душу от зла и оживляют ее, доставляют душе твердость, делают человека высокодуховной и высоконравственной личностью и поддерживают его в этом состоянии. Библейские заповеди настолько просты, что вполне доступны пониманию и исполнению ребенком-дошкольником.
Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность других форм культуры, особенно народной культуры, которая тоже изучается в процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду.
В содержание духовно-нравственной культуры также входит история православия, которая в курсе основ духовно-нравственной культуры в детском саду представлена в виде отдельных рассказов, посвященных великим историческим событиям в жизни нашей страны или святым. Жития святых - любимое чтение русских людей на протяжении целых веков. В детском саду они представляются в форме, доступной детскому пониманию.
На занятиях изучаются материалы церковного художественного искусства: изображения храмов, иконы или иллюстрации икон, музыка и т.д.
В целом содержание религиозной культуры сосредоточено в следующих концептах. Православная христианская картина мира: Бог. Мир и его творение. Иисус Христос: Рождество, Воскресение. Пресвятая Богородица, ангелы, святые. Человек в православной картине мира. Православный образ (уклад) жизни. Православный календарь; главные православные праздники, - их содержание. Художественная культура православия - шедевры православной художественной культуры. Храм и его устройство, православная икона, музыкальная культура православия, колокольный звон. Духовная и нравственная культура православия; отношение человека к Богу, другому человеку и природе.
Общечеловеческие ценности - это ценности, признаваемые и принимаемые всем человечеством. Важное качество российского народа - его всеобщая отзывчивость, «вселенская отзывчивость» (Ф.М. Достоевский). В детском саду даются первые представления о таких общечеловеческих ценностях, как истина, добро, красота, отзывчивость.
Общегосударственные ценности - это духовно-нравственные ценности, общие для того или иного государства. В детском саду происходит знакомство с
общегосударственными праздниками: Днём народного единства, Днём защитника Отечества и др.; с общенациональными ценностями: патриотизм, справедливость, правда, нестяжание; с общегосударственными ценностями: Отечество, Родина, родная земля и т. п.
Народная культура имеет особое значение в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Народные ценности - это духовно-нравственные ценности, сформированные каждым российским народом в процессе его исторического развития. Чаще всего они имеют религиозную основу.
Каждый народ в своем историческом развитии формирует культуру, служащую оптимальному развитию ребенка, и особенно духовно-нравственному. Поэтому она есть то благодатное содержание, без которого невозможно полноценное духовно-нравственное воспитание в детском возрасте. И чем меньше возраст ребенка, тем большее место должна занимать народная культура, особенно духовная, нравственная и художественная, в содержании духовно-нравственного воспитания. Причем особенность российской народной духовно-нравственной культуры, предназначенной для детей, состоит в том, что духовные идеалы и истины, нравственные заповеди и нормы здесь чаще всего обличены в художественную форму: сказки, басни, пословицы, поговорки и т.п., что позволяет ребенку совершенно непроизвольно и настолько «естественно» осваивать эту культуру, её духовное нравственное содержание, что она становится «внутренней природой» человека.
Духовно-нравственные принципы, представления, идеалы и заповеди, закрепленные в народной культуре и в устном народном творчестве, затем проявляются во всей жизни ребёнка: в реальных отношениях, в труде, в повседневных делах и праздниках. Эти нормы составляют основу гармоничных взаимоотношений ребенка в семье и в социуме.
Занятия, построенные на фольклорном содержании, позволяют не только обеспечить первичную национальную самоидентификацию дошкольников и познакомится с национальными культурами других народов, но и социально их адаптировать путем введения в историческую культурную традицию народной и авторской сказки, малых жанров фольклора (пословицы, загадки, поговорки, басни), литературных, музыкальных и живописных произведений на сказочные сюжеты, познакомить с традиционным танцем, музыкой, песней.
Введение детей в литературную, музыкальную и изобразительную народную культуру заметно гармонизирует эмоциональное развитие детей; содействует обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Важнейшим свойством народной культуры является то, что она помогает усвоить истину христианской духовно-нравственной культуры. Народное творчество даёт большие возможности для успешного овладения Божественными заповедями, позволяя освоить их в образной, доступной для ребенка форме.
Через сказки старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста непременно должна включать в детскую жизнь «бабушкины сказки». Они позволяют правильно воспитывать ребенка, естественно вернуть в жизнь ребенка и семьи традиционные начала духовно-нравственной жизни.
Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие из них давно используются в воспитании для освоения нравственных ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, например «доброму Бог помогает», ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
И не случайно духовно-нравственные нормы и смыслы жизни дети у всех народов традиционно осваивали через сказки. Роль русских народных сказок и сказок других народов России в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них решаются самые важные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о мужестве и трусости, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. В детском саду их желательно преподносить детям по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей: годовой церковный круг, сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе.
Занятия по основам духовно-нравственной культуры для детей дошкольного возраста, включающие народные сказки, поговорки и пословицы, создают естественные условия для морально-этического развития ребенка, для развития его представлений о дружеских отношениях и настоящей дружбе.
Авторская художественная культура. Столь же важно познакомить детей с авторскими произведениями литературы, изобразительного и музыкального искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов в художественно и эмоционально привлекательной, понятной для ребенка форме, передающих ему сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. В курсе преподавания духовно-нравственной культуры в детском саду используются тексты русской классической духовной литературы, в том числе стихи А. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, А. Барто, С. Михалков, С. Маршака, К. Чуковского, известных православных авторов. Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов и сказок используются книжные иллюстрации И. Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова и др., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять изучаемое содержание. Безусловно, огромное значение имеет и музыка, которая вместе с православной и народной сопровождает каждое занятие, в том числе музыка П. Чайковского, М. Мусоргского, Г. Свиридова и др. Образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства, другие иллюстрации помогают детям лучше понять духовно-нравственное содержание, его смыслы и значения.
Семейные духовно-нравственные ценности - это система норм, принятая в семье и передающаяся от одного поколения к другому. Семейные ценности - основа формирования человека. И они усваиваются прежде всего в детстве. Поэтому очень важно объединять эти ценности с тем содержанием, которое изучается в детском саду.
Продуктивно-творческая деятельность. Принцип деятельности в воспитании является важнейшим методологическим принципом в отечественной педагогике. Он имеет особое значение в дошкольном образовании. Вот почему необходимо сознательно включить разные виды продуктивно-творческой деятельности в содержание духовно-нравственного воспитания.
Важнейшей особенностью содержания духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является то, что оно не только наполнено высшим духовно-нравственным и культурным содержанием, здесь не просто идет освоение знаний, формирование представлений и понятий, формирование ручных умений и навыков - здесь осуществляется подлинная осмысленная деятельность. И организовать настоящую осмысленную деятельность на занятиях духовно-нравственной культуры легче в силу её направленности на Бога, другого человека, живое существо, поскольку в этом случае содержание духовно-нравственного
воспитания имеет свое практическое воплощение по отношению к Господу, близким, природе. Так, изготовление поделок и рисунков значимо потому, что они предназначены для близких людей: для родителей или друзей. Поделки, рисунки изготавливаются детьми с нравственным назначением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин друзей и близких. В этой ситуации всё становится действенным и значимым для ребёнка.
Продуктивно-творческая деятельность, разыгрывание с детьми ключевых сюжетных сцен способствуют психическому развитию детей: желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления, создают реальную основу для формирования нравственных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и духовно-нравственных качеств личности. Благодаря деятельности обеспечивается деятельное усвоение заповедей Божиих, духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, осуществляется их практическое освоение и закрепление с переносом во внутреннюю реальную жизнь ребенка и во взаимоотношения с близкими и сверстниками.
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд, слушание сказок и душеполезных художественных произведений с последующим обсуждением и, возможно, заучиванием наизусть отдельных стихотворений, игра-драматизация, праздничные утренники подчинены достижению основной цели - целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.
Личные духовно-нравственные ценности. Личные ценности - это ценности, выработанные и принятые самим человеком в процессе его жизни. Это заповеди, правила, установки, духовные и нравственные нормы поведения, отношение к миру. Время развития личности ребёнка-дошкольника - это то время, когда происходит наиболее интенсивное становление, формирование и развитие духовно-нравственной личности человека. И как ни мал в это время духовно-нравственный опыт ребёнка, но он и есть тот исток, с которого начинается духовно-нравственная жизнь человека, его развитие как духовно-нравственной личности.
Таким образом, содержание духовно-нравственного воспитания в детском саду - это сложная иерархическая система, представляющая собой совокупность религиозных, а также общечеловеческих, культурных, научных, эстетических, общегосударственных, народных, семейных и личных ценностей.
Качество духовно-нравственного воспитания в детском саду во многом зависит от того, насколько духовно-нравственные ценности станут определяющим смыслом дошкольного образования и насколько органично они войдут во все области развития ребёнка-дошкольника. Поэтому важная задача организации духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы органично интегрировать его с остальными образовательными областями.
Духовно-нравственные ценности имеют большое значение для социально-коммуникативного развития детей. Все указанные ФГОС ДО нормы, ценности и качества ребенка, относящиеся к его социально-коммуникативному развитию, формируются на занятиях по духовно-нравственному воспитанию, начиная с формирования его правильного отношения к себе и далее к другим людям, близким, окружающим, педагогам, сверстникам, к обществу и природе.
В то же время формирование социально-коммуникативного развития ребёнка будет более успешным, если процесс воспитания идёт на основе традиционных духовно-нравственных норм и представлений.
Важнейшим аспектом социального воспитания ребёнка является формирование любви к семье. А эту задачу наиболее успешно может решать та система семейного
воспитания, в основе которого лежит представление о семье как о святыне, «малой Церкви», «домашней Церкви». Идея богоустановленности семьи, идея святости семьи, святости материнства и отцовства, понимание прочности семейного счастья и благополучия в семье, построенной на христианских духовно-нравственных заповедях, заповедях семейной солидарности и взаимопомощи, должно быть краеугольной идеей семейного воспитания в детском саду.
Важнейшее отношение человека к миру - его отношение к обществу. Человек является частью общества, и поэтому необходимо подготовить ребёнка к жизни в социуме, а для этого необходимо, чтобы он освоил социальные духовно-нравственные ценности. Важнейшим направлением этого воспитания является патриотическое воспитание, которое направлено на формирование любви к своему народу, к своему Отечеству, к окружающей среде и людям. Это воспитание будет наиболее успешными, если оно, как это хорошо показали классики российской педагогики, будет основано на фундаменте традиционных ценностей, самыми значимыми из которых являются любовь к своей большой и малой Родине, к своему народу и окружающему миру.
Важным средством успешности социального воспитания в детском саду является организация различных видов практической работы, участие в решении, разумеется, самых малых, посильных для ребёнка общественных дел, в помощи нуждающимся и т.п.
Православие также имеет большое значение для правильного понимания труда и уважительного отношения к человеку труда. С детских лет должно быть заложено в ребёнке самое главное: доброе отношение к труду; понимание важности труда; уважение к труженику и плодам труда; понимание, что безделье и лень - это очень плохие качества в человеке и это величайший грех. Православные ценности для трудового воспитания в детском саду важны не только с точки зрения формирования его духовно-нравственного смысла, но и обогащения самого содержания трудового воспитания, например, различными «ремеслами». А их ценность в том, что они лежат в основе любой трудовой деятельности.
Важной стороной этого направления воспитании является экологическое воспитание, которое направлено на формирование доброго, заботливого, бережного, преобразующего отношения человека к природе. Формирование преобразующего отношения к природе начинается с воспитания в ребёнке доброго, заботливого отношения к природе, к живому, к себе и другому человеку. Уже в этом возрасте должно формироваться в ребёнке чувство, что в основе доброго отношения к природе лежит идея духовно-нравственного преображения человека, как главное условие не только сохранения, но самое главное - совершенствования природы. Злой, эгоистичный человек не может заботиться о природе - он будет её только разрушать. И поэтому так важно с детства воспитывать не ребенка-разрушителя, а ребенка-созидателя, ребенка, способного заботиться о природе, преображать себя и природу. Разумеется, на своем уровне. Но здесь самое важное не непосредственный результат, который получается в ходе воспитания (ребёнок поливает цветы, даёт зёрнышки птицам и т. д.), - он, естественно, мизерный, а формирование базисных качеств доброго человека-созидателя, что даст свои несомненные результаты, когда ребёнок повзрослеет.
Содержание духовно-нравственного воспитания тесно согласуется с познавательным развитием ребенка. Поэтому большинство указанных в ФГОС ДО требований к познавательному развитию ребёнка прямо отражены в содержании занятий по духовно-нравственному воспитанию. И это объясняется тем, что православные учёные всегда высоко ценили человеческий разум, познание, доказывая, что наука и познание служат важным средством духовных поисков и развития
человека, улучшения условий его земной жизни. К.Д. Ушинский пишет: «Только религия, с одной стороны, сердцем человека решающая мировые вопросы, и наука, с другой, в высшем, бескорыстном, философском своём значении - могут открыть и на земле пищу бессмертному духу человека» [Ушинский 1948: 354].
Духовно-нравственные ценности очень важны для познавательного развития ребёнка, потому что в дошкольный период начинает складываться исходный мировоззренческий образ и познавательная матрица ребенка, начинают закладываться основы формирования его творческих способностей, начинает развиваться познавательная сфера. Традиционное духовно-нравственное содержание воспитания способствует развитию познавательной сферы ребёнка, его творческому развитию, потому что при освоении духовно-нравственного содержания идёт развитие не только психики ребенка, но и его духа.
Очень важно содержание духовно-нравственной культуры для речевого развития ребенка. Поэтому почти все требования ФГОС дошкольного образования, за исключением специальных, от развития речи как средства общения до обогащения активного словаря, формирования образного и точного языка, развития речевого творчества, знакомства с книжной культурой, детской литературой, отражены в содержании современного духовно-нравственного воспитания.
Знакомство с духовно-нравственной культурой способствует речевому развитию ребёнка, развитию в каждом ребёнке «дара слова» (К.Д. Ушинский), успешному освоению родного языка и литературы, освоению языка прежде всего как духовной реальности. А это даёт возможность сделать изучение языка средством живого духовного развития ребёнка. Тем самым опора в изучении языка и литературы на духовно-нравственные ценности служит не только более успешному речевому, но и более глубокому духовно-нравственному развитию ребенка.
Важнейшим направлением дошкольного образования является эстетическое развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная культура во многом формирует образное мышление человека, его культуру чувств, отношение к миру, образ самого человека и образ его жизни, его поведения, его отношения с миром. В силу этого художественная культура имеет важнейшее значение в формировании личности ребёнка дошкольного возраста.
Требования ФГОС ДО, начиная с ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и заканчивая требованием «реализации самостоятельной творческой деятельности» полностью заложены в содержании духовно-нравственного воспитания в детском саду.
Особое значение приобретает наполнение содержания эстетического воспитания в детском саду не только совершенными эстетическими произведениями, но и произведениями с глубоким духовным и нравственным содержанием. И как раз христианское искусство способствует научению детей истинной красоте и воспитывает установку необходимости служения красоте. Знание православного искусства обогащает и развивает эстетическую сферу ребёнка и потому, что произведения искусства, которые он может воспринять, в наибольшей степени соответствует сознанию ребёнка: ребёнок этого возраста любит церковную музыку; его восприятие в дошкольном возрасте носит иконографический характер и т. д.
Важное значение ориентации эстетического развития на православное искусство состоит и в том, что это способствует творческому развитию личности ребёнка-дошкольника, его эстетического вкуса, видения и чувства мира.
Эффективными в работе с детьми являются также совместная деятельность по «освоению» традиционных народных ремесел. Освоение определенного ремесла мотивировано не только его доступностью для ребёнка, привлекательностью изделий,
но и смысловой направленностью труда, так как подарок будет изготавливаться для кого-то. Повышение заинтересованности ребенка полезностью подарка, его направленностью на другого человека заметно повышает усердие и терпение в достижении хорошего результата.
Опора на традиционные ценности способствует также развитию эстетического иммунитета, который важно начать формировать уже в этот период жизни ребёнка в тесной связи с формированием духовно-нравственного иммунитета. Это особенно важно в наши дни, когда искусство нередко служит темным силам и греховным наклонностям человека, в том числе и путем искажения подлинной красоты, эстетизации греха, темных сторон жизни человека, его низменных страстей и т. д., - то, с чем повседневно сталкивается каждый современный дошкольник через социальную среду, средства массовой информации и т.п.
Православие никогда не умаляло значения тела. Человек - это телесно-духовное существо. Святые утверждают, что самым совершенным материальным творением в мире является человеческое тело, и по воскресении люди восстанут в своих телах. Поэтому забота о физическом развитии, телесном здоровье - важная задача традиционного духовно-нравственного воспитания, так как правильно организованное физическое воспитание является важным условием сохранения и развития здоровья ребенка.
В содержании духовно-нравственного воспитания отражены требования к физическому развитию ребенка. Каждое занятие сопровождается динамической паузой, сами занятия строятся так, чтобы способствовать развитию физической активности ребёнка.
С другой стороны, традиционный подход в организации физического воспитания помогает осознать необходимость сохранения и развития телесного здоровья, он предполагает разумное сочетание заботы о физическом, психическом и духовном здоровье. Содержание духовно-нравственной культуры помогает восстановить традиционную духовно-нравственную основу физического развития человека. А это важно потому, что такой подход позволяет осознать духовно-нравственный смысл телесного развития, нацеливает на формирование мужественного и стойкого человека, человека, готового приходить на помощь к попавшим в беду, в нужду людям, человека трудящегося и заботящегося о других.
В физическом воспитании, в том числе и дошкольном, важны герои для подражания. И православие имеет своих героев - от богатырей до современных воинов и спортсменов, которые органично сочетают в себе силу, мужество и бескорыстное служение Богу, Отечеству и людям, защищают добро, отстаивают справедливость.
Этот подход помогает обогатить содержание физического воспитания в детском саду и далее в системе общего образования традиционным содержанием - например, народными видами физических занятий и играми, которые полезно использовать не только на занятиях по физическому развитию, но и во всех других направлениях воспитания ребенка.
Таким образом, система традиционного понимания телесного развития человека даёт возможность существенно усовершенствовать систему физического воспитания в детском саду, так как придает ему высший смысл: понимание того, что здоровье каждому человеку дается Богом и что и оно нужно не только самому ребёнку, но и ближним, всему обществу, а сила должна быть доброй и служить благу.
Содержание воспитания реализуется в соответствующих технологиях. В настоящее время под технологиями обучения чаще всего понимается часть воспитательного процесса, реализующая большую педагогическую задачу,
соответствующие этой задаче содержание, формы и методы, что позволяет получить заранее запрограммированныё результат. Важнейшими составляющими технологии являются формы и методы.
Основной формой духовно-нравственного воспитания в детском саду являются занятия. При организации и проведении занятий необходимо учитывать специфику детского возраста. Важно помнить, что уровень нравственного и духовного развития определяется не только возрастом детей, но и уровнем их социального развития, включенностью в культурную традицию, что связано с условиями воспитания и образования ребенка и образом жизни его семьи. Если дети росли в условиях, далеких от традиционного духовно-культурного уклада, то занятия по ознакомлению их с православной культурой, особенно в младшей и средней группе, необходимо проводить с учетом уровня их социокультурного развития.
В организации занятий важно придерживаться определенной структуры, которая может меняться в зависимости от темы. Примерная структура занятий следующая: первая часть занятия - познавательная; вторая - динамическая пауза; третья -художественно-продуктивная деятельность.
В первой части занятия перед чтением того или иного литературного произведения желательно организовать просмотр иллюстрации и (или) прослушивание записей с музыкой. Восприятие литературного произведения качественно выше с включением музыкальных фрагментов. Также перед работой с текстом и после желательно рассматривание иллюстраций: иконы, сюжетного рисунка, которые перед прочтением нацеливают детей на лучшее восприятие, а после - на обсуждение содержания текста и выяснение с детьми основной его идеи.
Первая часть занятий, в свою очередь, может состоять из нескольких частей. Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще всего рассказа, стихотворения, сказки) и тематическая беседа на диалоговой основе.
Вторая часть занятия - динамическая пауза - реализует деятельностный принцип освоения нравственных правил и норм в играх (особенно важны народные игры, воспитывающие смелость, находчивость, смекалку, волю), драматизациях или в музыкально-двигательной деятельности. Динамическая пауза, в зависимости от ее содержания, может продолжаться 2-5 минут.
Третья часть занятия - организация художественно-продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование на ту или иную тему. Работы должны быть непременно адресованы кому-то или служить чему-то. Например, работы дарят детям, именины которых приходятся на текущий месяц (для младшей и средней группы), в старшей и подготовительной группе именины отмечаются по сезонам (осенние, зимние, весенние). Работы также дарят близким и родным. Значительная часть работ служит украшением комнаты, икон и т. п.
Процесс духовно-нравственного воспитания может быть организован и в других формах: занятия на природе (хотя бы во дворе детского сада), экскурсии (например, в городе в близлежащий храм).
Особенность организации занятий по духовно-нравственному воспитанию детей заключается в том, что по возможности занятия проходят в деятельности. Реализация деятельностного принципа является наиболее важным требованием к организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, что обеспечивает действенность интериоризации внешних требований во внутренние качества личности, поскольку информационный подход в форме моральных бесед в обучении и воспитании дошколят меньше соответствует их возрастным возможностям. Напротив, в
деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной словесной форме.
Нравственные правила в отношениях и поведении со сверстниками и взрослыми дошкольники осваивают на занятиях, где используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические. Благодатный материал для содержания таких игр дает устное народное творчество.
И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественно-продуктивной деятельности: рисования, аппликации, лепки и т.п. Такая деятельность развивает мелкую моторику рук, формирует практические умения и навыки, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Художественно-продуктивная деятельность важна для воспитания добродетели трудолюбия. На занятиях дети общаются и выполняют соответствующие их возрасту творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре. В деятельной форме закрепляются отношения к Богу, людям, природе, рукотворному предметному окружению.
Выполнение детьми работ на занятиях может быть как индивидуальным, так и коллективным. Рукоделие и для девочек и для мальчиков необходимо для воспитания трудолюбия, физического развития и не может быть недооцененным.
Освоение содержания требует соответствующих методов, которые во многом обеспечивают качество воспитательного процесса. Поэтому важно подойти с предельной ответственностью к подбору существующих или созданию новых методов. Важнейшее требование к ним состоит в том, что изучение содержания должно осуществляться в живой активной деятельности детей. А это предполагает подбор методов, соответствующих возрасту детей, их возможностям, развивающих активность, самостоятельность и творчество ребёнка.
В настоящее время существует множество методов духовно-нравственного воспитания. Условно их можно разделить на несколько групп:
- игровые: народные игры, сюжетные, ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические, драматизация, подвижные, назидательные, строительные. Нравственные правила в отношениях и поведении со сверстниками и взрослыми дошкольники легче осваивают на занятиях, где используются игры. Благодатный материал для содержания таких игр дает устное народное творчество.
- Образовательные: рассказ, беседа, беседа-обсуждение, устное поучение, чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора, разучивание стихотворений, песен к празднику ; наблюдение, «экспериментирование», просмотр видео- и диафильмов, встречи с интересными людьми (например, преподаватели школы искусств, участники церковного хора ), рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам, организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки.
- воспитательные: праздники, игры и упражнения духовно-нравственного содержания, обсуждение проблемных ситуаций, демонстрация, встречи, целевые прогулки и экскурсии, концерты, посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями), встречи со священником;
- деятельно-поведенческие: проигрывание ситуаций, труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам, для именинникам и т.д.; организация выставок, совместная деятельность детей и
родителей; оформление фотоальбома «Наши праздники», конструирование, художественное творчество, музицирование и др.
Одним из методов, активно использующихся в последние годы, является метод проектов. Однако самым лучшим и самым важным методом по-прежнему остается личный пример педагога.
При организации и проведении занятий и мероприятий, использовании тех или иных технологий, форм, методов очень важно учитывать специфику детского возраста, важно помнить, что уровень духовного и нравственного развития детей определяется не только их возрастом, но и уровнем социального развития, включенностью в культурную традицию, что связано с условиями воспитания и образования ребенка и образом жизни его семьи. Если дети росли в условиях, далеких от традиционного духовно-культурного уклада, то занятия по ознакомлению их с духовно-нравственной культурой необходимо проводить с учетом уровня их социокультурного развития.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание - сложный, системный процесс, который предполагает его оптимальную организацию в совокупности его основных компонентов: задач, принципов, содержания и технологий.
Библиографический список
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». М: УЦ Перспектива, 2013. 17 с.
Ушинский К.Д. Труд и его значение // Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., АПН РСФСР, 1948. Т. 2 656 с.