Научная статья на тему 'Историко-патриотическое воспитание учащихся в условиях самодеятельного туристского клуба'

Историко-патриотическое воспитание учащихся в условиях самодеятельного туристского клуба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / HISTORICAL-AND-PATRIOTIC EDUCATION / NATIONAL-AND-CULTURAL IDENTITY / CULTURAL TRADITIONS / AMATEUR TOURISM / LEISURE ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховых Ирина Александровна

Показано, что эффективность историко-патриотического воспитания можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils' historical and patriotic education in the amateur tourist club

It is shown that the effectiveness of historical and patriotic education can be significantly improved on the basis of a pedagogical methodology that is able to reclaim and integrate pedagogical resources of amateur tourism and opportunities of leisure associations

Текст научной работы на тему «Историко-патриотическое воспитание учащихся в условиях самодеятельного туристского клуба»

И. А. Верховых

(Санкт-Петербург)

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛУБА

Показано, что эффективность историко-патриотического воспитания можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения

Интерес к вопросам теории и практики историко-патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности поколений и духовном развитии личности. С одной стороны, в современном обществе усиливаются процессы «духовной мутации», происходят отчуждение человека от корневых основ культуры своего народа, утрата «иммунитета» к антисистемному воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. Нарушены принципы традиционной культуры, обеспечивавшие последовательное развитие гуманистических начал в человеке. С другой стороны, сохранение национальной культуры рассматривается сегодня в качестве базовой предпосылки духовной безопасности общества, а отечественная культура осознается как важнейшее условие развития личности, фактор душевного здоровья нации. Культура выступает системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и общества.

Историко-патриотическое воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности, конструктивного диалога и взаимопонимания между разными этническими группами. Особым педагогическим ресурсом обладают историко-культурные традиции, обращение к которым будет содействовать становлению личности через воссоздание общности судеб человека и его народа, обеспечивать

трансляцию социального опыта, национально-культурную самоидентификацию и преемственность духовных ценностей.

Эффективность историко-патриотического воспитания определяется его способностью востребовать воспитательные возможности культурных традиций. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает как универсальная характеристика человеческого способа быть [1, с. 113], как «сгусток социального опыта», а ее функциональная модель раскрывается через связь функций накопления, передачи социального опыта с функцией социальной регуляции, причем на первое место выдвигает социально-регулятивную функцию традиции [2, с. 98].

Традиции народной культуры имеют значительный потенциал историко-патриотического воспитания подрастающего поколения. Педагогический потенциал народной культуры определяется ее способностью обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями духовный опыт и ценностные ориентации, стандарты и нормы личностной идентичности. Погружение личности в мир народной культуры способно гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности личности и развития толерантности, являющейся важным условием межкультурного диалога и общественной солидарности. Традиционная культура есть «внегенетический механизм наследования социального опыта» (Ю. М. Лотман), она содержит своеобразный духовной генофонд, фиксирующий и сохраняющий язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, определяющий способ мировосприятия, уклад жизни и смысл человеческого существования. В многочисленных исследованиях подчеркивается роль народной культуры в

становлении моделей этнического поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли (Ф. Боас, Р. Бенедикт], воспитании и социализации личности (А. Кардинер, И. С. Кон], формировании через бессознательные установки детства групповых и индивидуальных стереотипов (М. Мид, Д. Матсумото], формировании специфического для культуры «образа мира» (Д. С. Лихачев, Ю. В. Степанов]. Мировоззренческое пространство культуры создается и отражается в языке, религии, национальных традициях, народном искусстве. Социальная миссия культурных традиций состоит в оптимизации форм и способов социальной коммуникации между людьми, интеграции и консолидации социума, регуляции совместной жизнедеятельности и межличностных взаимодействий.

Педагогические возможности традиций в системе историко-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время используются не в полной мере. В сложившейся ситуации оптимизация историкопатриотического воспитания предполагает объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы - музеев, библиотек, культурно-досуговых и фольклорно-этнографических центров, школ традиционных ремесел и народного творчества. Педагогические возможности интеграции различных социальных институтов возрастают: дополнительное образование детей выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности; реализация возможностей досуговой деятельности позволит обеспечить максимально эффективные условия для социализации и творческой самореализации детей и подростков. Необходимость выработки новых воспитательных концепций обусловлена также современными проблемами и противоречиями функционирования социально-культурных институтов образования и культурно-досуговой сферы, к числу которых можно отнести: кризис системы духовного самовос-производства общества, деформацию традиционных каналов социализации и культурной преемственности; разрушение базовых духовно-нравственных основ социального бытия и традиционной ценностно-норматив-

ной структуры; слабую ориентацию педагогических практик на выращивание личности, их неспособность обеспечить дифференцированный подход в соответствии с индивидуальными потенциалами и особенностями. В такой ситуации содержание деятельности культурно-досуговых и образовательных систем значительно усложняется. Помимо решения воспитательных задач, они должны ориентироваться на широкий спектр проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого культурно-досугового и образовательного пространства, содействовать целостному развитию личности, обеспечению ее национально-культурной идентичности и формированию толерантного мировосприятия.

Проблема воспроизводства базовых ценностных ориентаций особенно актуальна в периоды «пороговых» состояний культуры, когда с особой остротой встают задачи мобилизации ресурсов преображения и саморазвития, активизации созидательных сил народа. При этом культурные традиции всегда выступали базовым источником общественного самосознания, но интенциональная направленность самосознания при этом нередко окрашивалась духом патриотизма. Данная проблематика имеет глубокие корни в истории отечественного социально-гуманитарного знания, она фундаментально представлена в культурологических концепциях отечественных мыслителей, исследующих проблематику национальной идеи, патриотизма [1].

Богатый опыт реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций, накопленный учреждениями социальнокультурной сферы, нашел свое отражение в специальных исследованиях. В то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с историко-патриотическим воспитанием, разработкой условий реализации ресурсов культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма. Совершенствованию воспитательных практик препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и прежде всего советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Обращение к данной проблеме продиктовано также тем, что практически не-

востребованным в ходе реформирования страны остается огромный человекотворческий потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, содержащихся в культурных традициях регионального масштаба.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме туристского клуба, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга, создающего дополнительное пространство развития, условия социализации и самореализации личности. Мы считаем, что поисково-исследовательская туристская деятельность в форме клубной общности, реализующая потенциал региональных культурных традиций, способна гармонизировать процессы социализации и творческой самореализации детей и подростков.

В то же время педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализуется не в полной мере: имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; отсутствуют способы общественного признания результатов поисковоисследовательской деятельности, позиционирования общественно полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия.

Включение подростков в деятельность туристского клуба является важнейшей предпосылкой реализации педагогического потенциала досуга, его возможностей в системе историко-патриотического воспитания. Досуговая общность рассмотрена нами как субкультурная микросреда и педагогическая система, пространство социализации и само-

реализации личности. Участие в деятельности объединения, с одной стороны, создает дополнительные возможности личностной самореализации, с другой - компенсирует дефициты условий социализации других социально-культурных институтов. В качестве ведущих социально психологических факторов возникновения и развития подростковой общности клубного типа выступают личностные проблемы, решение которых затруднено в других сферах социальной жизни (например, аутсайдерство, непризнание ближайшим окружением и т.д.]. Приход подростка в объединение может быть связан также с потребностями в самореализации, самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве; в социально-психологической включенности, безопасности, в подчинении, покровительстве; в социально психологической и этнокультурной идентичности, принадлежности. Потребности подростка в общении, признании, самовыражении, осознании своей индивидуальности, неповторимости наиболее плодотворно могут реализоваться в клубной общности экологической направленности, в которой подростки под руководством педагога, осуществляя природоохранную деятельность, одновременно развиваются как личности, учась проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность за свои дела, за себя, своих товарищей. В силу своих творческих потенциалов и коллективного характера объединение способно удовлетворить интересы растущего человека, его социальные потребности, предоставить возможность быть принятым сообществом сверстников и стать значимым для других, обеспечить защищенность от прессинга и равнодушия взрослых, жестокости некоторой части сверстников. Самодеятельная общность - это та часть жизненного пространства подростка, где он имеет больше возможностей познать себя на различных уровнях: «Я реальное», «Я идеальное», «Я социальное», «Я телесное». Важную роль в формировании индивидуальности подростка играют виды общественно полезной деятельности, которые стимулируют социальную активность подростка, формируя тем самым его социальное самосознание. Условиями реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного объединения являются самодеятельный и добровольный характер деятельности, синтез общения и игры, наличие интереса к виду дея-

тельности, развитая система самоуправления, возможность смены ролей, творческий социально-психологический климат, показателями которого выступают благоприятные условия для межличностного общения, развитая система поощрений, внимание и уважение к участникам объединения со стороны руководителя, положительные эмоциональные связи между участниками объединения.

Педагогические возможности туристского клуба как разновидность досугового объединения определяются совокупностью ресурсов, истоки которых коренятся как в формах организации путешествий, максимально полно учитывающих личностный интерес, так и в самой природе туристской деятельности. Туристский клуб способен создать эмоционально значимое и жизненно необходимое для старшего школьника программное содержание, позволяет ориентировать процесс воспитания на формирование экологически здоровых потребностей, побуждений и привычек поведения, на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды. Туристский клуб - это педагогическая субкультурная среда, позволяющая осуществлять различные подходы и модели историко-патриотического воспитания личности: личностно ориентированный, реализующий потенциал педагогических технологий; деятельностно-творческий, способствующий освоению опыта воспроизводства патриотической культуры; функциональноисторический, формирующий научно-познавательное отношение к социокультурной среде, показывающий значения культурного наследия в жизни общества и отдельной личности, способствующий овладению системой моральных и правовых норм, формированию знаний, умений и навыков деятельности.

Реализация педагогического потенциала туристского объединения предполагает выстраивание диалогичных отношений в клубе, обеспечивающих позитивные социальные ожидания, оценку, признание всех его участников; совместное целеполагание руководителя и участников; возможности самоопределения участников объединения в рамках основного репертуара «клубных ролей»; формирование и продвижение референтных участников клуба (лидеров], задающих планку творческой самореализации и позиционирующих экологически оптимальную систему норм и ценностей; содержательное многооб-

разие коллективной деятельности («веер дел»], позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям; организация позитивного отношения внешней социокультурной среды к природоохранным видам деятельности участников. К педагогически эффективным видам деятельности можно отнести те, которые пробуждают у подростка интерес к прошлому своего города, страны, формируют доброжелательное отношение к людям, формируют направленность подростков на усвоение и соблюдение нравственных, общечеловеческих ценностей, уважительное отношение к пожилым людям, чужому труду, обучают подростков нормам и правилам общественного поведения, побуждают к самоанализу и самоконтролю, помогают осознать свою неповторимость, индивидуальность. При этом направленность, содержание и формы организации клубной деятельности, помимо природоохранных мероприятий, определяются на основе индивидуальных интересов и свободного выбора участников. Условия для реализации социально-педагогического потенциала клубного объединения создают добровольный характер деятельности в самодеятельной общности, включение каждого участника в процесс коллективного творчества, развитая система самоуправления. Педагогический процесс в туристском клубе, направленный на экологическое воспитание старшеклассника, представлен как многофункциональная система, обеспечивающая освоение культуры как общественной и лич-ностно значимой ценности в процессе активной деятельности субъекта - ее носителя. Образовательные программы в туристском клубе в содержательном плане детерминируются историко-региональными особенностями, экологическими характеристиками региона, а также личностными особенностями участников клуба. В их основу должна быть положена концепция опережающего обучения, позволяющая «погружать» школьника в гуманистические ценности и подводить его через творческие формы деятельности к решению доступных его возрасту проблем. Клубная деятельность туристских объединений позволяет осуществить синтез обучения и творчества, самореализации и социализации личности, клубное общение создает дополнительные условия для компенсации участия семьи и социума в становлении личности уча-

стника, развитии его способностей, реализации потребности в общении, творческом самораскрытии и признании.

С учетом специфики туристского клуба как педагогической системы можно сформулировать принципы оптимизации воспитательного процесса: принцип национальнокультурной идентичности, ориентирующий деятельность в рамках программ на понимание учащимися своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям «малой родины»; принцип поликультурности, сочетающий патриотизм с интернационализмом; принцип личностно ориентированной направленности педагогического процесса, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; принцип самодеятельности, позволяющей максимально развить и реализовать личностные потенциалы, используя потенциал форм и средств народной культуры; проектная направленность педагогического процесса, его ориентация на формирование и реализацию личностных перспектив развития, формирование и информационно-технологическое оснащение жизненных стратегий и программ учащихся в зависимости от их возраста; принцип оптимизации социально-психологической среды жизнедеятельности личности - повседневного пространства обитания человека, включающего исторически сложившиеся формы общения, духовные ценности, значимые события и символы, - предполагающий организацию коллективного творчества как формы сотрудничества взрослых и детей, разновозрастного объединения, воспроизводящего «коллективное ядро» жизнедеятельности.

Таким образом, значительные педагогические ресурсы в системе историко-патриоти-

ческого воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов. Историко-патриотическое воспитание учащейся молодежи путем погружения личности в мир культурных традиций является оптимальным с позиции личности и социума - здесь формирование национальнокультурной идентичности подрастающего поколения дополняется воспитанием толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. Историкопатриотическое воспитание на материале поисково-исследовательской деятельности предполагает целенаправленную организацию социокультурной среды туристского объединения как содержательного и ценностного контекста, сохраняющего и воспроизводящего культурную память, которая является способом существования любого общества и выступает основой «духовной оседлости» личности.

Эффективность историко-патриотического воспитания учащейся молодежи можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения. Эффективность воспитательного процесса в туристском клубе определяется целенаправленно формируемыми педагогическими условиями, востребованностью современных педагогических технологий, обеспечивающих соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности специфике возраста и личностным особенностям.

Литература

1. Захарченко М. В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 192 с.

2. Каиров В. М. Традиции и исторический процесс. - М. : Луч, 1994. - 134 с.

3. См. работы И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, К. Н. Леонтьева, П. Флоренского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева и др.

-------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.