И. А. Верховых
(Санкт-Петербург)
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛУБА
Показано, что эффективность историко-патриотического воспитания можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения
Интерес к вопросам теории и практики историко-патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности поколений и духовном развитии личности. С одной стороны, в современном обществе усиливаются процессы «духовной мутации», происходят отчуждение человека от корневых основ культуры своего народа, утрата «иммунитета» к антисистемному воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. Нарушены принципы традиционной культуры, обеспечивавшие последовательное развитие гуманистических начал в человеке. С другой стороны, сохранение национальной культуры рассматривается сегодня в качестве базовой предпосылки духовной безопасности общества, а отечественная культура осознается как важнейшее условие развития личности, фактор душевного здоровья нации. Культура выступает системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и общества.
Историко-патриотическое воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности, конструктивного диалога и взаимопонимания между разными этническими группами. Особым педагогическим ресурсом обладают историко-культурные традиции, обращение к которым будет содействовать становлению личности через воссоздание общности судеб человека и его народа, обеспечивать
трансляцию социального опыта, национально-культурную самоидентификацию и преемственность духовных ценностей.
Эффективность историко-патриотического воспитания определяется его способностью востребовать воспитательные возможности культурных традиций. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает как универсальная характеристика человеческого способа быть [1, с. 113], как «сгусток социального опыта», а ее функциональная модель раскрывается через связь функций накопления, передачи социального опыта с функцией социальной регуляции, причем на первое место выдвигает социально-регулятивную функцию традиции [2, с. 98].
Традиции народной культуры имеют значительный потенциал историко-патриотического воспитания подрастающего поколения. Педагогический потенциал народной культуры определяется ее способностью обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями духовный опыт и ценностные ориентации, стандарты и нормы личностной идентичности. Погружение личности в мир народной культуры способно гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности личности и развития толерантности, являющейся важным условием межкультурного диалога и общественной солидарности. Традиционная культура есть «внегенетический механизм наследования социального опыта» (Ю. М. Лотман), она содержит своеобразный духовной генофонд, фиксирующий и сохраняющий язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, определяющий способ мировосприятия, уклад жизни и смысл человеческого существования. В многочисленных исследованиях подчеркивается роль народной культуры в
становлении моделей этнического поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли (Ф. Боас, Р. Бенедикт], воспитании и социализации личности (А. Кардинер, И. С. Кон], формировании через бессознательные установки детства групповых и индивидуальных стереотипов (М. Мид, Д. Матсумото], формировании специфического для культуры «образа мира» (Д. С. Лихачев, Ю. В. Степанов]. Мировоззренческое пространство культуры создается и отражается в языке, религии, национальных традициях, народном искусстве. Социальная миссия культурных традиций состоит в оптимизации форм и способов социальной коммуникации между людьми, интеграции и консолидации социума, регуляции совместной жизнедеятельности и межличностных взаимодействий.
Педагогические возможности традиций в системе историко-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время используются не в полной мере. В сложившейся ситуации оптимизация историкопатриотического воспитания предполагает объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы - музеев, библиотек, культурно-досуговых и фольклорно-этнографических центров, школ традиционных ремесел и народного творчества. Педагогические возможности интеграции различных социальных институтов возрастают: дополнительное образование детей выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности; реализация возможностей досуговой деятельности позволит обеспечить максимально эффективные условия для социализации и творческой самореализации детей и подростков. Необходимость выработки новых воспитательных концепций обусловлена также современными проблемами и противоречиями функционирования социально-культурных институтов образования и культурно-досуговой сферы, к числу которых можно отнести: кризис системы духовного самовос-производства общества, деформацию традиционных каналов социализации и культурной преемственности; разрушение базовых духовно-нравственных основ социального бытия и традиционной ценностно-норматив-
ной структуры; слабую ориентацию педагогических практик на выращивание личности, их неспособность обеспечить дифференцированный подход в соответствии с индивидуальными потенциалами и особенностями. В такой ситуации содержание деятельности культурно-досуговых и образовательных систем значительно усложняется. Помимо решения воспитательных задач, они должны ориентироваться на широкий спектр проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого культурно-досугового и образовательного пространства, содействовать целостному развитию личности, обеспечению ее национально-культурной идентичности и формированию толерантного мировосприятия.
Проблема воспроизводства базовых ценностных ориентаций особенно актуальна в периоды «пороговых» состояний культуры, когда с особой остротой встают задачи мобилизации ресурсов преображения и саморазвития, активизации созидательных сил народа. При этом культурные традиции всегда выступали базовым источником общественного самосознания, но интенциональная направленность самосознания при этом нередко окрашивалась духом патриотизма. Данная проблематика имеет глубокие корни в истории отечественного социально-гуманитарного знания, она фундаментально представлена в культурологических концепциях отечественных мыслителей, исследующих проблематику национальной идеи, патриотизма [1].
Богатый опыт реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций, накопленный учреждениями социальнокультурной сферы, нашел свое отражение в специальных исследованиях. В то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с историко-патриотическим воспитанием, разработкой условий реализации ресурсов культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма. Совершенствованию воспитательных практик препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и прежде всего советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Обращение к данной проблеме продиктовано также тем, что практически не-
востребованным в ходе реформирования страны остается огромный человекотворческий потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, содержащихся в культурных традициях регионального масштаба.
Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме туристского клуба, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга, создающего дополнительное пространство развития, условия социализации и самореализации личности. Мы считаем, что поисково-исследовательская туристская деятельность в форме клубной общности, реализующая потенциал региональных культурных традиций, способна гармонизировать процессы социализации и творческой самореализации детей и подростков.
В то же время педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализуется не в полной мере: имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; отсутствуют способы общественного признания результатов поисковоисследовательской деятельности, позиционирования общественно полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия.
Включение подростков в деятельность туристского клуба является важнейшей предпосылкой реализации педагогического потенциала досуга, его возможностей в системе историко-патриотического воспитания. Досуговая общность рассмотрена нами как субкультурная микросреда и педагогическая система, пространство социализации и само-
реализации личности. Участие в деятельности объединения, с одной стороны, создает дополнительные возможности личностной самореализации, с другой - компенсирует дефициты условий социализации других социально-культурных институтов. В качестве ведущих социально психологических факторов возникновения и развития подростковой общности клубного типа выступают личностные проблемы, решение которых затруднено в других сферах социальной жизни (например, аутсайдерство, непризнание ближайшим окружением и т.д.]. Приход подростка в объединение может быть связан также с потребностями в самореализации, самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве; в социально-психологической включенности, безопасности, в подчинении, покровительстве; в социально психологической и этнокультурной идентичности, принадлежности. Потребности подростка в общении, признании, самовыражении, осознании своей индивидуальности, неповторимости наиболее плодотворно могут реализоваться в клубной общности экологической направленности, в которой подростки под руководством педагога, осуществляя природоохранную деятельность, одновременно развиваются как личности, учась проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность за свои дела, за себя, своих товарищей. В силу своих творческих потенциалов и коллективного характера объединение способно удовлетворить интересы растущего человека, его социальные потребности, предоставить возможность быть принятым сообществом сверстников и стать значимым для других, обеспечить защищенность от прессинга и равнодушия взрослых, жестокости некоторой части сверстников. Самодеятельная общность - это та часть жизненного пространства подростка, где он имеет больше возможностей познать себя на различных уровнях: «Я реальное», «Я идеальное», «Я социальное», «Я телесное». Важную роль в формировании индивидуальности подростка играют виды общественно полезной деятельности, которые стимулируют социальную активность подростка, формируя тем самым его социальное самосознание. Условиями реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного объединения являются самодеятельный и добровольный характер деятельности, синтез общения и игры, наличие интереса к виду дея-
тельности, развитая система самоуправления, возможность смены ролей, творческий социально-психологический климат, показателями которого выступают благоприятные условия для межличностного общения, развитая система поощрений, внимание и уважение к участникам объединения со стороны руководителя, положительные эмоциональные связи между участниками объединения.
Педагогические возможности туристского клуба как разновидность досугового объединения определяются совокупностью ресурсов, истоки которых коренятся как в формах организации путешествий, максимально полно учитывающих личностный интерес, так и в самой природе туристской деятельности. Туристский клуб способен создать эмоционально значимое и жизненно необходимое для старшего школьника программное содержание, позволяет ориентировать процесс воспитания на формирование экологически здоровых потребностей, побуждений и привычек поведения, на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды. Туристский клуб - это педагогическая субкультурная среда, позволяющая осуществлять различные подходы и модели историко-патриотического воспитания личности: личностно ориентированный, реализующий потенциал педагогических технологий; деятельностно-творческий, способствующий освоению опыта воспроизводства патриотической культуры; функциональноисторический, формирующий научно-познавательное отношение к социокультурной среде, показывающий значения культурного наследия в жизни общества и отдельной личности, способствующий овладению системой моральных и правовых норм, формированию знаний, умений и навыков деятельности.
Реализация педагогического потенциала туристского объединения предполагает выстраивание диалогичных отношений в клубе, обеспечивающих позитивные социальные ожидания, оценку, признание всех его участников; совместное целеполагание руководителя и участников; возможности самоопределения участников объединения в рамках основного репертуара «клубных ролей»; формирование и продвижение референтных участников клуба (лидеров], задающих планку творческой самореализации и позиционирующих экологически оптимальную систему норм и ценностей; содержательное многооб-
разие коллективной деятельности («веер дел»], позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям; организация позитивного отношения внешней социокультурной среды к природоохранным видам деятельности участников. К педагогически эффективным видам деятельности можно отнести те, которые пробуждают у подростка интерес к прошлому своего города, страны, формируют доброжелательное отношение к людям, формируют направленность подростков на усвоение и соблюдение нравственных, общечеловеческих ценностей, уважительное отношение к пожилым людям, чужому труду, обучают подростков нормам и правилам общественного поведения, побуждают к самоанализу и самоконтролю, помогают осознать свою неповторимость, индивидуальность. При этом направленность, содержание и формы организации клубной деятельности, помимо природоохранных мероприятий, определяются на основе индивидуальных интересов и свободного выбора участников. Условия для реализации социально-педагогического потенциала клубного объединения создают добровольный характер деятельности в самодеятельной общности, включение каждого участника в процесс коллективного творчества, развитая система самоуправления. Педагогический процесс в туристском клубе, направленный на экологическое воспитание старшеклассника, представлен как многофункциональная система, обеспечивающая освоение культуры как общественной и лич-ностно значимой ценности в процессе активной деятельности субъекта - ее носителя. Образовательные программы в туристском клубе в содержательном плане детерминируются историко-региональными особенностями, экологическими характеристиками региона, а также личностными особенностями участников клуба. В их основу должна быть положена концепция опережающего обучения, позволяющая «погружать» школьника в гуманистические ценности и подводить его через творческие формы деятельности к решению доступных его возрасту проблем. Клубная деятельность туристских объединений позволяет осуществить синтез обучения и творчества, самореализации и социализации личности, клубное общение создает дополнительные условия для компенсации участия семьи и социума в становлении личности уча-
стника, развитии его способностей, реализации потребности в общении, творческом самораскрытии и признании.
С учетом специфики туристского клуба как педагогической системы можно сформулировать принципы оптимизации воспитательного процесса: принцип национальнокультурной идентичности, ориентирующий деятельность в рамках программ на понимание учащимися своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям «малой родины»; принцип поликультурности, сочетающий патриотизм с интернационализмом; принцип личностно ориентированной направленности педагогического процесса, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; принцип самодеятельности, позволяющей максимально развить и реализовать личностные потенциалы, используя потенциал форм и средств народной культуры; проектная направленность педагогического процесса, его ориентация на формирование и реализацию личностных перспектив развития, формирование и информационно-технологическое оснащение жизненных стратегий и программ учащихся в зависимости от их возраста; принцип оптимизации социально-психологической среды жизнедеятельности личности - повседневного пространства обитания человека, включающего исторически сложившиеся формы общения, духовные ценности, значимые события и символы, - предполагающий организацию коллективного творчества как формы сотрудничества взрослых и детей, разновозрастного объединения, воспроизводящего «коллективное ядро» жизнедеятельности.
Таким образом, значительные педагогические ресурсы в системе историко-патриоти-
ческого воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов. Историко-патриотическое воспитание учащейся молодежи путем погружения личности в мир культурных традиций является оптимальным с позиции личности и социума - здесь формирование национальнокультурной идентичности подрастающего поколения дополняется воспитанием толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. Историкопатриотическое воспитание на материале поисково-исследовательской деятельности предполагает целенаправленную организацию социокультурной среды туристского объединения как содержательного и ценностного контекста, сохраняющего и воспроизводящего культурную память, которая является способом существования любого общества и выступает основой «духовной оседлости» личности.
Эффективность историко-патриотического воспитания учащейся молодежи можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения. Эффективность воспитательного процесса в туристском клубе определяется целенаправленно формируемыми педагогическими условиями, востребованностью современных педагогических технологий, обеспечивающих соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности специфике возраста и личностным особенностям.
Литература
1. Захарченко М. В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 192 с.
2. Каиров В. М. Традиции и исторический процесс. - М. : Луч, 1994. - 134 с.
3. См. работы И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, К. Н. Леонтьева, П. Флоренского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева и др.
-------^----------