Научная статья на тему 'Историко-патриотическое воспитание учащихся школ с помощью создания виртуальных музейных экспозиций'

Историко-патриотическое воспитание учащихся школ с помощью создания виртуальных музейных экспозиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EDUCATION INNOVATIONS / ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HISTORICAL AND PATRIOTIC EDUCATION / VIRTUAL MUSEUM / SCHOOL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Владимир Геннадьевич

в статье рассматриваются вопросы создания виртуальных экспозиций школьных музеев Великой Отечественной войны как средство организации патриотического воспитания школьников. Описывается опыт работы Виртуального музея памяти «Солдаты Победы», созданного в ходе совместной работы Департамента образования города Москвы и Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the creation of virtual school museum exhibitions of the Great Patriotic War, as means of the organization of students’ patriotic education, is considered in the article. The experience of the Virtual Museum of Memory “Soldiers of Victory”, created in collaboration with Moscow Department of Education and the K.G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management is described.

Текст научной работы на тему «Историко-патриотическое воспитание учащихся школ с помощью создания виртуальных музейных экспозиций»

Педагогика

УДК 371

РС! 10.21661/Г-115015 В.Г. Пономарев

Историко-патриотическое воспитание учащихся школ с помощью создания виртуальных музейных экспозиций

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания виртуальных экспозиций школьных музеев Великой Отечественной войны как средство организации патриотического воспитания школьников. Описывается опыт работы Виртуального музея памяти «Солдаты Победы», созданного в ходе совместной работы Департамента образования города Москвы и Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

I

Ключевые слова: историко-патриотическое воспитание, виртуальный музей, школьный музей, образовательные инновации.

V.G. Ponomarev

Historical and patriotic education of school students through the creation of virtual museum exhibitions

Abstract

The creation of virtual school museum exhibitions of the Great Patriotic War, as means of the organization of students' patriotic education, is considered in the article. The experience of the Virtual Museum of Memory "Soldiers of Victory", created in collaboration with Moscow Department of Education and the K.G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management is described.

I Keywords: historical and patriotic education, virtual museum, school museum, education innovations.

Посещение музейных экспозиций традиционно являлось одним из наиболее важных инструментов патриотического воспитания учащихся школ. Но как показывают опросы преподавательского состава образовательных организаций, доля времени, выделяемого на посещение музеев, в рамках учебного процесса снижается. В качестве основных причин участниками опросов приводятся: уменьшение числа и снижение доступности музейных экспозиций; технические сложности в организации выездных занятий; развитие у учащихся привычки к получению всей требуемой информации исключительно из Интернет-источников (в первую очередь, информационных порталов и видеоблогов) [4]. Еще одной опасностью активного обращения учащихся к материалам популярных Интернет-ресурсов является все более частые случае информационной агрессии в отношении России

со стороны иностранных СМИ [2] и преднамеренной фальсификации исторических фактов.

Несмотря на компьютеризацию общества, способы патриотического воспитания и приобщения подрастающего поколения к истории своей Родины в основе своей остаются прежними: ознакомление с бессмертным подвигом наших предков осуществляется через народный фольклор, живопись, искусство [5]. Используются такие виды работы, как выставки, конкурсы, встречи с ветеранами войны и труда, концерты, классные часы, экскурсии и посещение школьных музеев. К сожалению, современные школьники проявляют все меньший интерес к подобным мероприятиям, а у коллективов школ, территориально удаленных от региональных центров, часто не имеется возможности их эффективного проведения.

78 Интерактивная наука | 10 • 2016

Pedagogy

Значимым решением проблемы снижения частоты посещений учащимися музейных экспозиций (в особенности, экспозиций историко-патриотической направленности) становится создание виртуальных музеев. Виртуальный музей может представлять собой оцифрованную версию экспозиции реально существующего музея, либо содержать интерактивный материал, практически нереализуемый неэлектронными средствами [3]. В виртуальных музейных экспозициях, в отличие от традиционных информационных ресурсов, делается ставка на мультимедийное представление данных, что упрощает их восприятие современными школьниками. Особенно важна поддержка таких технологий на государственном уровне [1]. Одним из важных преимуществ виртуальных музеев, по нашему мнению, является возможность привлечения к процессу их создания учащихся школ, что улучшает восприятие ими информации по выставочной тематике и создает интерес и потребность к посещению неэлектронной музейной экспозиции.

Для помощи преподавательскому составу образовательных учреждений в организации курса истори-ко-патриотического воспитания учащихся коллективом сотрудников, преподавателей и студентов МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) при поддержке Департамента образования г. Москвы был создан виртуальный музей «Солдаты Победы», посвященный памяти героев Великой Отечественной Войны. Информация на Интернет-сайте проекта была представлена в виде следующих разделов: «Школьные музеи», «Творцы Победы», «Воспоминания», «Фалеристика», «Хронограф», «Библиография», «Фильмография», «Вебинары», «Что я знаю о войне». Автор настоящей научно-исследовательской работы выступил в роли руководителя тех-

нической группы разработки проекта. За первый год работы проекта было зафиксировано более 3000 посещений Интернет-ресурса учащимися школ и людьми младше 18 лет. Для проведения исследования эффективности работы виртуального музея применялись опросы в образовательных учреждениях г. Москвы и показатели-метрики уровня посещаемости отдельных страниц Интернет-сайта проекта.

Как показали результаты исследования, по частоте посещаемости лидирующие позиции принадлежат разделам «Школьные музеи» (оцифрованная версия экспозиций музеев школ г. Москвы и Подмосковья) - 42% всех посещений, - и «Творцы Победы» (присланные учащимися школ научно-исследовательские работы, посвященные рассказам о подвигах их родственников и близких), - 23% всех посещений. По показателю среднего времени, проведенного на странице (6,5 минут), лидирует раздел «Воспоминания» (видео-интервью с ветеранами Великой Отечественной войны). Наихудшие показатели по частоте посещаемости и времени, проведенном на странице, продемонстрировали разделы «Что я знаю о войне» (тест-викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны) и «Вебинары» (видеолекции преподавателей университета) - менее 3% всех посещений, среднее время нахождения на странице - менее 0,5 минуты.

В качестве вывода хотелось бы рекомендовать для повышения интереса учащихся школ к Интернет-проектам историко-патриотической направленности увеличить долю представленных в них научно-исследовательских работ школьников, информации об экспозициях, в создании которых участвовали учащиеся школ, и видео-интервью с участниками исторических событий и/или экспертами в данной предметной области.

Литература

1. Артемьева С.И. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации / С.И. Артемьева, А.Б. Бакурадзе, М.А. Бычков, В.А. Кальней [и др.] // Библиотека института социально-гуманитарных технологий МГУТУ им. К.Г. Разумовского. - Калуга, 2015.

2. Виноградова Н.С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ (исследование 2008-2009 гг.): Дис. ... канд. полит. наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М., 2010.

3. Зотова А.С. Внедрение инновационных форматов обучения с целью развития творческих способностей студентов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. -2015. - Т. 4. - №1. - С. 58-60.

4. Пономарев В.Г. Видеоблоги как новый инструмент формирования общественного мнения // Роль современной коммуникации между обществом и государством. Международная научно-практическая конференция: Сборник статей / Под общ. ред. В.Н. Ивановой. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2015. - С. 158, 96-98.

5. Скляднева В.В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы // Дис. ... канд. пед. наук / Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации. - М., 2003.

Interactive science | 10 • 2016

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.