Научная статья на тему 'Историко-культурная топография ярмарочных городов в Западной Европе в средние века и новое время'

Историко-культурная топография ярмарочных городов в Западной Европе в средние века и новое время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
707
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОР / РЫНОК / РАТУША / СОЦИАЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ / БРЮГГЕ / АНТВЕРПЕН / ШАМПАНЬ / КУПЕЧЕСКИЕ ПОСТРОЙКИ / MERCHANTS'' CONSTRUCTIONS / CATHEDRAL / MARKET / TOWN HALL / SOCIAL TOPOGRAPHY / BRUGES / ANTWERP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова Лариса Александровна

Проблема сохранения историко-культурного облика современных городов в настоящее время приобретает особое значение в связи с активной градостроительной деятельностью строительных фирм и организаций. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. Особый интерес представляют ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural topography of exhibition towns in the Western Europe in the Middle Ages and New Time

Now the problem of preservation of historical and cultural shape of modern cities takes on special significance in connection with rapid town-planning activity of engineering firms and organizations. Each city is unique due to the site and historical development. The particular interest is represented by the exhibition cities which historical and cultural topography was formed under the influence of exhibition trade.

Текст научной работы на тему «Историко-культурная топография ярмарочных городов в Западной Европе в средние века и новое время»

ВДНХ за успехи в культурно-просветительской работе [6, л. 1].

С 1986 года главный режиссер театра - Вячеслав Бредис, заслуженный артист РСФСР, ученик А. Скрипниченко. «Многоплановый, страстный актер, актер большого творческого диапазона», -говорила она о нем. Более пятидесяти лет он преданно служил театру, развивая лучшие творческие традиции, созданные в театре за все время его существования: эмоциональность, музыкальность, мастерскую работу с куклой. Более семидесяти спектаклей было поставлено Вячеславом Бредисом в театре. Автором двадцати пьес и около тридцати новогодних интермедий являлся он сам. В. Бредис -неоднократный лауреат областной премии в сфере театрального искусства имени А.Н. Островского, в номинации «Лучшая режиссерская работа»; лауреат муниципальной премии имени Д.С. Лихачева [9, с. 9].

Несмотря на возросший интерес к изучению культуры русской провинции и истории кукольного театра в ней, данная тема остается еще недостаточно изученной. Культурно-исторические аспекты в изучении театра кукол, к сожалению, продолжают занимать маргинальное положение в научной среде ввиду отождествления искусства последнего исключительно с искусством для детей.

Библиографический список

1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. Р-1481. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-35.

2. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 7. Л. 1-18.

3. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 8. Л. 1-25.

4. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 68а. Л. 1-36.

5. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 74. Л. 1-18.

6. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 3. Д. 58. Л. 1.

7. Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. - Пенза, 2004. - 439 с.

8. Калмановский Е. С. Искусство театра кукол -день сегодняшний. - Л.: Искусство, 1977. - 120 с.

9. Костромской областной театр кукол. 70 лет. -Кострома, 2006. - С. 2. (Личный архив автора. -24 с.)

10. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое. Опыт русской фразеологии: В 2 т. Т. 2. -М., 1994. - 550 с.

11. Степаненко Е. Главный кукольник Костромы // Губернский дом. - 2004. - № 5-6 (62-63). -204 с.

12. Сукина Л.Б. Культура русской провинции в контексте региональной истории // Материалы науч.-практ. конференции «Новая локальная история: методы, источники и провинциальная историография». - Ставрополь: Ставропольский госуд. университет, 2003. - 262 с.

УДК 008(091)

Мельникова Лариса Александровна

кандидат педагогических наук Уральский юридический институт МВД России (г. Екатеринбург)

larismelnikova@yandex.ru

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТОПОГРАФИЯ ЯРМАРОЧНЫХ ГОРОДОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Проблема сохранения историко-культурного облика современных городов в настоящее время приобретает особое значение в связи с активной градостроительной деятельностью строительных фирм и организаций. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. Особый интерес представляют ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.

Ключевые слова: собор, рынок, ратуша, социальная топография, Брюгге, Антверпен, Шампань, купеческие постройки.

Сохранение культурного наследия современных городов в настоящее время стало одной из значимых общественных задач. Эта проблема возникла в связи с активной застройкой городского пространства современными объектами. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. В настоящее время многие города в силу объективных причин утратили былое величие, которое, впрочем, еще сохранилось в их историкокультурном облике.

Особый интерес представляют так называемые ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.

Формирование историко-культурной топографии ярмарочного города зависело от конкретных условий его возникновения и развития и имело сходные черты, характерные для всех средневековых городов в целом. Это связано с тем, что ярмарочные города формировались так же как и города средневековья.

В раннее средневековье город представлял собой некое огороженное место, предназначенное для защиты от врагов. В связи с этим его основу составлял укрепленный центр (бург, сите), вокруг которого возникали городские предместья - посады, слободы, населенные ремесленниками. Центральным местом в городе была площадь, неподалеку от которой располагались городской собор и ратуша [1, с. 185].

Площадь играла важную роль в жизни горожан. На площади проходили собрания, отмечались важные события города, устраивались карнавалы, совершались казни, и т.д. Центральная площадь была наиболее престижным местом в городе. Поэтому вокруг площади стремились построить дома наиболее состоятельные и уважаемые бюргеры.

С развитием торговли решающим фактором, определившим архитектурно-планировочную структуру средневекового города, стал рынок, что привело к возникновению рыночной площади, а также объектов, предназначенных для осуществления рыночных операций.

Возникновение центральной площади имеет более раннее происхождение, так как инициатором ее основания была местная духовная или светская власть. Рыночная площадь появилась позднее, а ее местоположение не было постоянным. По сути, возникновение рыночной площади было обусловлено удобством торговли. Как правило, она появлялась за пределами бурга, на главной улице торгово-ремесленного поселения. С развитием торговли рыночных площадей становилось все больше, а наиболее популярные из них проникали на территорию укрепленного центра.

Таким образом, в раннем средневековье центральная площадь с главными постройками олицетворяла собой власть, основанную на авторитете светского или духовного лица. Проникновение рыночной площади в пределы бурга ознаменовало начало утверждения новой власти - власти субъектов купли-продажи. Иногда рыночная площадь становилась частью главной площади, иногда занимала обособленное положение. Однако ее неотъемлемым атрибутом также стал собор. Это связано с изменением отношения католической церкви к занятию торговлей - как к богоугодному делу, в котором она принимала активное участие. Символическое слияние светской и церковной власти с одной стороны и рынка с другой выразилось в возникновении системы переходящих одна в другую площадей.

Главным сооружением города было ратуша. Она отличалась богатым убранством. Это свидетельствовало о той важной роли, которую она играла в жизни города. В верхних этажах ратуши проходили заседания и располагались городские службы. Кроме того, в ратуше проводились праздничные и свадебные торжества, банкеты, вечера танцев. Следует отметить, что ратуша была также местом суда. В роскоши внешнего и внутреннего оформления с ратушей соперничали здания торговых гильдий и цехов, а также дома знати, расположенные рядом с главной городской площадью [4, с. 65].

Иногда в качестве пристройки к ратуше строилась городская башня - как символ городской свободы.

На ранней стадии развития средневековый город формировался спонтанно, без заранее разра-

ботанного плана и состоял из обособленных поселений, между которыми возникали улицы.

Не менее важным фактором в формировании историко-культурной топографии города стала социальная топография, предполагавшая разделение города на районы, в которых проживали жители со сходными экономическими, общественными, культурно-бытовыми интересами.

Социальная топография отражала социальное положение той или иной категории граждан. При этом разделение города на районы совпадало с физическим разделением горожан, проживавших в них. Если знатные бюргеры жили в центре, то городские низы, напротив, ютились у крепостной стены. Улицы заселялись по профессиональному и этническому признаку. Отдельно проживали евреи, и всеми презираемые дубильщики, цирюльники и палач. Как правило, их дома располагались у стены, вблизи воды или за стеной [4, с. 64].

Совместное занятие одним и тем же делом нашло отражение и в названии улиц: Кузнечная, Булочная, Кожевенная и т.д. Обычным было давать улицам название, указывавшее на принадлежность к той или иной народности: в Любеке - Английская улица, в Люнебурге - Славянская, почти везде - Жидовские улицы. В Бреславле целый квартал назывался Русским, так как в нем останавливались купцы, приезжавшие из Руси и Польши [2].

Возникновение ярмарочных городов могло происходить под влиянием различных факторов. К примеру, ярмарочный город Брюгге возник в силу природного фактора. Первые сведения о Брюгге датируются IX веком, когда граф Фландрии Болдуин построил крепость рядом с рекой Цвин. Удобное географическое положение позволило городу превратиться в крупный торговый центр. Возможно, Брюгге так и не стал бы ярмарочным городом, если бы не природная стихия. В 1134 г. в результате сильнейшего шторма море приблизилось к городу, а возникший в результате шторма канал соединил город с морем. Это позволило кораблям подплывать прямо к городу. В 1200 г. город получил право организовывать ежегодную международную ярмарку, что ускорило превращение Брюгге в ярмарочный город.

Город Антверпен начинался с замка, и только в XVI веке с упадком Брюгге начинается расцвет Антверпена как ярмарочного города.

Очевидно, что Брюгге, Антверпен и другие города еще до появления ярмарки представляли собой крупные торговые центры. Однако в силу обстоятельств эти города становятся ярмарочными. Важную роль в возникновении ярмарки сыграли местная власть и собственно сами жители этих городов. Главной побудительной силой, позволившей горожанам «впустить» ярмарку в город, было стремление к получению материальной выгоды из данного мероприятия.

Однако ярмарочные города могли возникнуть и в случае, когда город изначально был построен с целью проведения международной ярмарки. Одним из таких городов был город Провен в Шампани, который, будучи военной крепостью в раннем средневековье, в XIII веке был специально построен с целью организации ярмарочной торговли. Это связано с тем, что международная ярмарка в Шампани не была сконцентрирована в одном населенном пункте, а проходила с чередованием в нескольких городах. В связи с этим ярмаркой была охвачена вся Шампань, а города приспосабливались к широкой торговле.

В центре ярмарочного города располагалась городская площадь, на которой возвышались символы религиозной и светской власти: городской собор и ратуша. В городе Провене главным городским собором была церковь Сен Кирьяс, заложенная графом Шампани в 1157 г., в Брюгге - Базилика Святой Крови (XII век), в Женеве - Собор Святого Петра (XII в.), в Антверпене - собор Антверпенской Богоматери (XIV в.).

Для привлечения большого количества людей на ярмарку, ярмарочный город должен был обладать некой священной реликвией, являвшейся объектом поклонения многочисленных паломников, посещавших ярмарку.

В городе Брюгге в Базилике Святой Крови находилась ампула с кровяными мощами Иисуса Христа, привезенная фламандским графом Дитрихом из крестового похода в 1150 г. С тех пор ежегодно в праздник Вознесения «ампулу святой крови» несли во главе «процессии святой крови» через весь город. Во Франкфурте-на-Майне в соборе святого Бартоломея находилось его шерстяное платье. В Провене священной реликвией стала алая иерихонская роза, также завезенная крестоносцами из крестового похода. В ярмарочном городе Сен-Дени во Франции хранились терновый венец, гвоздь от Креста и руки святого Симеона.

Поклонение священным реликвиям было необходимым условием общественной и частной жизни людей средневековья. В равной степени это относилось и к торговле. Реликвии находились там, где проводились собрания, на реликвиях давали клятвы, заключались договоры. Реликвии охраняли и защищали город [3].

Для ярмарочного города реликвия имела особое значение, так как от успешной торговли зависело процветание и благополучие его жителей.

Как было отмечено, для средневекового города с развитой торговлей было характерно наличие нескольких торговых площадей. Ярмарочный город был полностью охвачен торговлей.

Торговля велась не только на рыночных площадях, но и на улицах, превращенных в торговые площади. В зимний период торговля могла вестись даже на льду.

В Провене было несколько торговых площадей, которые специализировались на торговле определенным видом товара и имели соответствующее название (Рыбная, Зерновая, Железная и т.д.). На главной рыночной площади Брюгге располагались суконные ряды. Однако было достаточно и в самом городе рынков, имевших соответствующее название: рыбный рынок, площадь дубильщиков, квартал кожевников, площадь перчаточников.

Вместе с тем для топографии ярмарочных городов были характерны свои особенности. В период проведения ярмарки население ярмарочных городов резко возрастало. Это связано с притоком иностранных купцов, занимавшихся ярмарочной торговлей и владевших домами в городе. Многие купцы предпочитали покупать дома для проживания в них во время проведения ярмарки. Однако население города увеличивалось не только за счет пребывания торговцев и покупателей. Ярмарка была прибыльным делом для многих категорий населения: артистов, знахарей, проституток, проповедников и т. д. Поэтому в эти города устремлялись представители различных социальных групп в погоне за лучшей жизнью.

К примеру, в период расцвета ярмарочной торговли с 1356 по 1464 гг. население Женевы выросло почти в пять раз.

К середине XVI в. население города Антверпен превышало 100 тыс. жителей, а ко времени упадка ярмарки к 1589 г. население сократилось до 42 тыс. жителей.

К концу XV века город Лион представлял собой крупный торговый и финансовый центр с населением 65 тыс. человек.

Для ярмарочных городов было также характерно проживание большого количества иностранцев. В Брюгге население города составило 105 тыс. жителей, из которых 15 тыс. были иностранцами. Кроме того, в Брюгге располагались резиденции двадцати иностранных государств.

Приток иностранных купцов обусловил появление множества купеческих построек: купеческих домов, гостиниц, подвалов, складов, бирж и т.д., расположенных преимущественно вокруг главной площади.

К примеру, дома гильдий, «Дом Генуэзца», здание Ван дер Берса, от названия которого произошло слово биржа, в Брюгге.

В Провене был выстроен десятинный оклад -здание, которое снимали тулузские купцы, приезжавшие на ярмарку.

В Антверпене главную площадь, на которой возвышалась ратуша, окружали купеческие дома.

Довольно часто купеческие постройки использовались не только для проживания или продажи товаров, но и для проведения деловых заседаний и праздничных торжеств. В Антверпене на улице Мясника возвышалось здание скотобойни, на вер-

хних этажах которого располагались помещения для проведения переговоров. В Брюгге знаменитое здание купца Ван дер Берса строилось как гостиница для купцов. В XII в. здесь стали собираться купцы, чтобы совершать торговые сделки и обсуждать свои дела.

В Лионе на улице Сен-Жан стоит Адвокатский дом XVI века, который также был в свое время постоялым двором.

Жители ярмарочных городов стремились извлечь прибыль от проведения ярмарки, предлагая услуги приезжавшей публике. К концу средневековья в Лионе действовали 24 таверны, проживали 32 парикмахера, 56 портных, 44 рыбных торговца, 36 мясников, 36 пекарей, располагались 25 постоялых дворов. Для Брюгге также было характерно большое количество трактиров и пивных.

Иногда и католическая церковь не оставалась в стороне от столь прибыльного дела. В 1183 г. в Булле папы Луция III говорилось, что монастырь собора св. Петра в Труа числил среди своих домовладельцев мирян, вплоть до жонглеров, игроков, трактирщиков и даже женщин легкого поведения, нанимавших там дома. Папа приказал собственникам самим проживать в своих домах или сдавать их духовным лицам [3].

Подведем итог. Историко-культурная топография ярмарочных городов имела сходные черты, характерные для средневековых городов в целом. Это связано с тем, что возникновение ярмарочных городов было обусловлено общими для средневековых городов причинами. Однако не все города становились ярмарочными. Даже крупные торговые центры в Западной Европе не были ориенти-

рованы на широкую международную торговлю. Для возникновения ярмарочного города необходимо было наличие факторов как природного, так и социально-экономического порядка. Проведение широкой ярмарочной торговли сыграло важную роль в развитии ярмарочного города, что отразилось на его историко-культурной топографии. Для ярмарочных городов было характерно наличие большого количества торговых площадей, улиц, купеческих построек, объектов, направленных на обслуживание участников процесса купли-продажи.

Не менее важную роль в формировании историко-культурной топографии сыграл и социальный фактор. Наличие большого количества иностранцев, наплыв во время проведения ярмарки людей, а также особая ментальность, присущая жителям ярмарочного города, сыграли свою роль в создании историко-культурного облика ярмарочного города.

Библиографический список

1. История средних веков (в двух томах): учебник / под ред. С.Д. Сказкина и др. Изд. 2-е, пере-раб. Т. 1. - М., 1977. - 471 с.

2. Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М.: Алетейя, 2001. - 432 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tululu.ru/read54032/ (дата обращения: 26.02.2012).

3. Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. - СПб.: Евразия, 1999. - 414 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tululu.ru/b52441/ (дата обращения: 26.02.2012).

4. Richard van Dulmen. Kultur und Alltag in der Fruhen Neuzeit. B. 2: Dorf und Stadt, 16-18. Jahrhundert. - Munchen, 2005. - 373 s.

УДК 929(571.12)

Савченкова Татьяна Павловна

кандидат филологических наук Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова

stp@42r.ru

П.П. ЕРШОВ И Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ: НОВОЕ В ИСТОРИИ РОДСТВЕННЫХ И ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

На основе выявленных архивных материалов, преимущественно из Музея-архива Д.И. Менделеева в Санкт-Петербурге, раскрываются родственные и дружеские связи П.П. Ершова и Д.И. Менделеева и роль учёного в издании сказки «Конёк-Горбунок».

Ключевые слова: П.П. Ершов, Д.И. Менделеев, М.Д. Менделеева, М.А. Жилина, Ф.Н. Лещёва, Н.Н. Лещёв, письма, издания сказки «Конёк-Горбунок».

В биографической литературе, посвящён ной самым знаменитым уроженцам За падной Сибири, просматривается единая схема: Пётр Ершов - ученик Ивана Павловича Менделеева, директора Тобольской гимназии с 1827 по 1834 гг (Пётр и его брат Николай обучаются здесь с апреля 1827 по 1830 гг.), а Дмитрий Менделеев - ученик Петра Павловича Ершова, учителя и инспектора гим-

назии, в которой будущий создатель периодического закона получал образование с 1841 по 1849 гг.

Данной схемой и ограничиваются биографы. Иногда эта канва наполняется «беллетристическими» подробностями вымышленного свойства, одна из которых - заветная детская тетрадка Дмитрия Ивановича с переписанными в неё стихами Ершова (факт существования которой не доказан):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.