ВДНХ за успехи в культурно-просветительской работе [6, л. 1].
С 1986 года главный режиссер театра - Вячеслав Бредис, заслуженный артист РСФСР, ученик А. Скрипниченко. «Многоплановый, страстный актер, актер большого творческого диапазона», -говорила она о нем. Более пятидесяти лет он преданно служил театру, развивая лучшие творческие традиции, созданные в театре за все время его существования: эмоциональность, музыкальность, мастерскую работу с куклой. Более семидесяти спектаклей было поставлено Вячеславом Бредисом в театре. Автором двадцати пьес и около тридцати новогодних интермедий являлся он сам. В. Бредис -неоднократный лауреат областной премии в сфере театрального искусства имени А.Н. Островского, в номинации «Лучшая режиссерская работа»; лауреат муниципальной премии имени Д.С. Лихачева [9, с. 9].
Несмотря на возросший интерес к изучению культуры русской провинции и истории кукольного театра в ней, данная тема остается еще недостаточно изученной. Культурно-исторические аспекты в изучении театра кукол, к сожалению, продолжают занимать маргинальное положение в научной среде ввиду отождествления искусства последнего исключительно с искусством для детей.
Библиографический список
1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. Р-1481. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-35.
2. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 7. Л. 1-18.
3. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 8. Л. 1-25.
4. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 68а. Л. 1-36.
5. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 74. Л. 1-18.
6. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 3. Д. 58. Л. 1.
7. Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. - Пенза, 2004. - 439 с.
8. Калмановский Е. С. Искусство театра кукол -день сегодняшний. - Л.: Искусство, 1977. - 120 с.
9. Костромской областной театр кукол. 70 лет. -Кострома, 2006. - С. 2. (Личный архив автора. -24 с.)
10. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое. Опыт русской фразеологии: В 2 т. Т. 2. -М., 1994. - 550 с.
11. Степаненко Е. Главный кукольник Костромы // Губернский дом. - 2004. - № 5-6 (62-63). -204 с.
12. Сукина Л.Б. Культура русской провинции в контексте региональной истории // Материалы науч.-практ. конференции «Новая локальная история: методы, источники и провинциальная историография». - Ставрополь: Ставропольский госуд. университет, 2003. - 262 с.
УДК 008(091)
Мельникова Лариса Александровна
кандидат педагогических наук Уральский юридический институт МВД России (г. Екатеринбург)
larismelnikova@yandex.ru
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТОПОГРАФИЯ ЯРМАРОЧНЫХ ГОРОДОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ
Проблема сохранения историко-культурного облика современных городов в настоящее время приобретает особое значение в связи с активной градостроительной деятельностью строительных фирм и организаций. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. Особый интерес представляют ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.
Ключевые слова: собор, рынок, ратуша, социальная топография, Брюгге, Антверпен, Шампань, купеческие постройки.
Сохранение культурного наследия современных городов в настоящее время стало одной из значимых общественных задач. Эта проблема возникла в связи с активной застройкой городского пространства современными объектами. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. В настоящее время многие города в силу объективных причин утратили былое величие, которое, впрочем, еще сохранилось в их историкокультурном облике.
Особый интерес представляют так называемые ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.
Формирование историко-культурной топографии ярмарочного города зависело от конкретных условий его возникновения и развития и имело сходные черты, характерные для всех средневековых городов в целом. Это связано с тем, что ярмарочные города формировались так же как и города средневековья.
В раннее средневековье город представлял собой некое огороженное место, предназначенное для защиты от врагов. В связи с этим его основу составлял укрепленный центр (бург, сите), вокруг которого возникали городские предместья - посады, слободы, населенные ремесленниками. Центральным местом в городе была площадь, неподалеку от которой располагались городской собор и ратуша [1, с. 185].
Площадь играла важную роль в жизни горожан. На площади проходили собрания, отмечались важные события города, устраивались карнавалы, совершались казни, и т.д. Центральная площадь была наиболее престижным местом в городе. Поэтому вокруг площади стремились построить дома наиболее состоятельные и уважаемые бюргеры.
С развитием торговли решающим фактором, определившим архитектурно-планировочную структуру средневекового города, стал рынок, что привело к возникновению рыночной площади, а также объектов, предназначенных для осуществления рыночных операций.
Возникновение центральной площади имеет более раннее происхождение, так как инициатором ее основания была местная духовная или светская власть. Рыночная площадь появилась позднее, а ее местоположение не было постоянным. По сути, возникновение рыночной площади было обусловлено удобством торговли. Как правило, она появлялась за пределами бурга, на главной улице торгово-ремесленного поселения. С развитием торговли рыночных площадей становилось все больше, а наиболее популярные из них проникали на территорию укрепленного центра.
Таким образом, в раннем средневековье центральная площадь с главными постройками олицетворяла собой власть, основанную на авторитете светского или духовного лица. Проникновение рыночной площади в пределы бурга ознаменовало начало утверждения новой власти - власти субъектов купли-продажи. Иногда рыночная площадь становилась частью главной площади, иногда занимала обособленное положение. Однако ее неотъемлемым атрибутом также стал собор. Это связано с изменением отношения католической церкви к занятию торговлей - как к богоугодному делу, в котором она принимала активное участие. Символическое слияние светской и церковной власти с одной стороны и рынка с другой выразилось в возникновении системы переходящих одна в другую площадей.
Главным сооружением города было ратуша. Она отличалась богатым убранством. Это свидетельствовало о той важной роли, которую она играла в жизни города. В верхних этажах ратуши проходили заседания и располагались городские службы. Кроме того, в ратуше проводились праздничные и свадебные торжества, банкеты, вечера танцев. Следует отметить, что ратуша была также местом суда. В роскоши внешнего и внутреннего оформления с ратушей соперничали здания торговых гильдий и цехов, а также дома знати, расположенные рядом с главной городской площадью [4, с. 65].
Иногда в качестве пристройки к ратуше строилась городская башня - как символ городской свободы.
На ранней стадии развития средневековый город формировался спонтанно, без заранее разра-
ботанного плана и состоял из обособленных поселений, между которыми возникали улицы.
Не менее важным фактором в формировании историко-культурной топографии города стала социальная топография, предполагавшая разделение города на районы, в которых проживали жители со сходными экономическими, общественными, культурно-бытовыми интересами.
Социальная топография отражала социальное положение той или иной категории граждан. При этом разделение города на районы совпадало с физическим разделением горожан, проживавших в них. Если знатные бюргеры жили в центре, то городские низы, напротив, ютились у крепостной стены. Улицы заселялись по профессиональному и этническому признаку. Отдельно проживали евреи, и всеми презираемые дубильщики, цирюльники и палач. Как правило, их дома располагались у стены, вблизи воды или за стеной [4, с. 64].
Совместное занятие одним и тем же делом нашло отражение и в названии улиц: Кузнечная, Булочная, Кожевенная и т.д. Обычным было давать улицам название, указывавшее на принадлежность к той или иной народности: в Любеке - Английская улица, в Люнебурге - Славянская, почти везде - Жидовские улицы. В Бреславле целый квартал назывался Русским, так как в нем останавливались купцы, приезжавшие из Руси и Польши [2].
Возникновение ярмарочных городов могло происходить под влиянием различных факторов. К примеру, ярмарочный город Брюгге возник в силу природного фактора. Первые сведения о Брюгге датируются IX веком, когда граф Фландрии Болдуин построил крепость рядом с рекой Цвин. Удобное географическое положение позволило городу превратиться в крупный торговый центр. Возможно, Брюгге так и не стал бы ярмарочным городом, если бы не природная стихия. В 1134 г. в результате сильнейшего шторма море приблизилось к городу, а возникший в результате шторма канал соединил город с морем. Это позволило кораблям подплывать прямо к городу. В 1200 г. город получил право организовывать ежегодную международную ярмарку, что ускорило превращение Брюгге в ярмарочный город.
Город Антверпен начинался с замка, и только в XVI веке с упадком Брюгге начинается расцвет Антверпена как ярмарочного города.
Очевидно, что Брюгге, Антверпен и другие города еще до появления ярмарки представляли собой крупные торговые центры. Однако в силу обстоятельств эти города становятся ярмарочными. Важную роль в возникновении ярмарки сыграли местная власть и собственно сами жители этих городов. Главной побудительной силой, позволившей горожанам «впустить» ярмарку в город, было стремление к получению материальной выгоды из данного мероприятия.
Однако ярмарочные города могли возникнуть и в случае, когда город изначально был построен с целью проведения международной ярмарки. Одним из таких городов был город Провен в Шампани, который, будучи военной крепостью в раннем средневековье, в XIII веке был специально построен с целью организации ярмарочной торговли. Это связано с тем, что международная ярмарка в Шампани не была сконцентрирована в одном населенном пункте, а проходила с чередованием в нескольких городах. В связи с этим ярмаркой была охвачена вся Шампань, а города приспосабливались к широкой торговле.
В центре ярмарочного города располагалась городская площадь, на которой возвышались символы религиозной и светской власти: городской собор и ратуша. В городе Провене главным городским собором была церковь Сен Кирьяс, заложенная графом Шампани в 1157 г., в Брюгге - Базилика Святой Крови (XII век), в Женеве - Собор Святого Петра (XII в.), в Антверпене - собор Антверпенской Богоматери (XIV в.).
Для привлечения большого количества людей на ярмарку, ярмарочный город должен был обладать некой священной реликвией, являвшейся объектом поклонения многочисленных паломников, посещавших ярмарку.
В городе Брюгге в Базилике Святой Крови находилась ампула с кровяными мощами Иисуса Христа, привезенная фламандским графом Дитрихом из крестового похода в 1150 г. С тех пор ежегодно в праздник Вознесения «ампулу святой крови» несли во главе «процессии святой крови» через весь город. Во Франкфурте-на-Майне в соборе святого Бартоломея находилось его шерстяное платье. В Провене священной реликвией стала алая иерихонская роза, также завезенная крестоносцами из крестового похода. В ярмарочном городе Сен-Дени во Франции хранились терновый венец, гвоздь от Креста и руки святого Симеона.
Поклонение священным реликвиям было необходимым условием общественной и частной жизни людей средневековья. В равной степени это относилось и к торговле. Реликвии находились там, где проводились собрания, на реликвиях давали клятвы, заключались договоры. Реликвии охраняли и защищали город [3].
Для ярмарочного города реликвия имела особое значение, так как от успешной торговли зависело процветание и благополучие его жителей.
Как было отмечено, для средневекового города с развитой торговлей было характерно наличие нескольких торговых площадей. Ярмарочный город был полностью охвачен торговлей.
Торговля велась не только на рыночных площадях, но и на улицах, превращенных в торговые площади. В зимний период торговля могла вестись даже на льду.
В Провене было несколько торговых площадей, которые специализировались на торговле определенным видом товара и имели соответствующее название (Рыбная, Зерновая, Железная и т.д.). На главной рыночной площади Брюгге располагались суконные ряды. Однако было достаточно и в самом городе рынков, имевших соответствующее название: рыбный рынок, площадь дубильщиков, квартал кожевников, площадь перчаточников.
Вместе с тем для топографии ярмарочных городов были характерны свои особенности. В период проведения ярмарки население ярмарочных городов резко возрастало. Это связано с притоком иностранных купцов, занимавшихся ярмарочной торговлей и владевших домами в городе. Многие купцы предпочитали покупать дома для проживания в них во время проведения ярмарки. Однако население города увеличивалось не только за счет пребывания торговцев и покупателей. Ярмарка была прибыльным делом для многих категорий населения: артистов, знахарей, проституток, проповедников и т. д. Поэтому в эти города устремлялись представители различных социальных групп в погоне за лучшей жизнью.
К примеру, в период расцвета ярмарочной торговли с 1356 по 1464 гг. население Женевы выросло почти в пять раз.
К середине XVI в. население города Антверпен превышало 100 тыс. жителей, а ко времени упадка ярмарки к 1589 г. население сократилось до 42 тыс. жителей.
К концу XV века город Лион представлял собой крупный торговый и финансовый центр с населением 65 тыс. человек.
Для ярмарочных городов было также характерно проживание большого количества иностранцев. В Брюгге население города составило 105 тыс. жителей, из которых 15 тыс. были иностранцами. Кроме того, в Брюгге располагались резиденции двадцати иностранных государств.
Приток иностранных купцов обусловил появление множества купеческих построек: купеческих домов, гостиниц, подвалов, складов, бирж и т.д., расположенных преимущественно вокруг главной площади.
К примеру, дома гильдий, «Дом Генуэзца», здание Ван дер Берса, от названия которого произошло слово биржа, в Брюгге.
В Провене был выстроен десятинный оклад -здание, которое снимали тулузские купцы, приезжавшие на ярмарку.
В Антверпене главную площадь, на которой возвышалась ратуша, окружали купеческие дома.
Довольно часто купеческие постройки использовались не только для проживания или продажи товаров, но и для проведения деловых заседаний и праздничных торжеств. В Антверпене на улице Мясника возвышалось здание скотобойни, на вер-
хних этажах которого располагались помещения для проведения переговоров. В Брюгге знаменитое здание купца Ван дер Берса строилось как гостиница для купцов. В XII в. здесь стали собираться купцы, чтобы совершать торговые сделки и обсуждать свои дела.
В Лионе на улице Сен-Жан стоит Адвокатский дом XVI века, который также был в свое время постоялым двором.
Жители ярмарочных городов стремились извлечь прибыль от проведения ярмарки, предлагая услуги приезжавшей публике. К концу средневековья в Лионе действовали 24 таверны, проживали 32 парикмахера, 56 портных, 44 рыбных торговца, 36 мясников, 36 пекарей, располагались 25 постоялых дворов. Для Брюгге также было характерно большое количество трактиров и пивных.
Иногда и католическая церковь не оставалась в стороне от столь прибыльного дела. В 1183 г. в Булле папы Луция III говорилось, что монастырь собора св. Петра в Труа числил среди своих домовладельцев мирян, вплоть до жонглеров, игроков, трактирщиков и даже женщин легкого поведения, нанимавших там дома. Папа приказал собственникам самим проживать в своих домах или сдавать их духовным лицам [3].
Подведем итог. Историко-культурная топография ярмарочных городов имела сходные черты, характерные для средневековых городов в целом. Это связано с тем, что возникновение ярмарочных городов было обусловлено общими для средневековых городов причинами. Однако не все города становились ярмарочными. Даже крупные торговые центры в Западной Европе не были ориенти-
рованы на широкую международную торговлю. Для возникновения ярмарочного города необходимо было наличие факторов как природного, так и социально-экономического порядка. Проведение широкой ярмарочной торговли сыграло важную роль в развитии ярмарочного города, что отразилось на его историко-культурной топографии. Для ярмарочных городов было характерно наличие большого количества торговых площадей, улиц, купеческих построек, объектов, направленных на обслуживание участников процесса купли-продажи.
Не менее важную роль в формировании историко-культурной топографии сыграл и социальный фактор. Наличие большого количества иностранцев, наплыв во время проведения ярмарки людей, а также особая ментальность, присущая жителям ярмарочного города, сыграли свою роль в создании историко-культурного облика ярмарочного города.
Библиографический список
1. История средних веков (в двух томах): учебник / под ред. С.Д. Сказкина и др. Изд. 2-е, пере-раб. Т. 1. - М., 1977. - 471 с.
2. Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М.: Алетейя, 2001. - 432 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tululu.ru/read54032/ (дата обращения: 26.02.2012).
3. Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. - СПб.: Евразия, 1999. - 414 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tululu.ru/b52441/ (дата обращения: 26.02.2012).
4. Richard van Dulmen. Kultur und Alltag in der Fruhen Neuzeit. B. 2: Dorf und Stadt, 16-18. Jahrhundert. - Munchen, 2005. - 373 s.
УДК 929(571.12)
Савченкова Татьяна Павловна
кандидат филологических наук Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
stp@42r.ru
П.П. ЕРШОВ И Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ: НОВОЕ В ИСТОРИИ РОДСТВЕННЫХ И ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
На основе выявленных архивных материалов, преимущественно из Музея-архива Д.И. Менделеева в Санкт-Петербурге, раскрываются родственные и дружеские связи П.П. Ершова и Д.И. Менделеева и роль учёного в издании сказки «Конёк-Горбунок».
Ключевые слова: П.П. Ершов, Д.И. Менделеев, М.Д. Менделеева, М.А. Жилина, Ф.Н. Лещёва, Н.Н. Лещёв, письма, издания сказки «Конёк-Горбунок».
В биографической литературе, посвящён ной самым знаменитым уроженцам За падной Сибири, просматривается единая схема: Пётр Ершов - ученик Ивана Павловича Менделеева, директора Тобольской гимназии с 1827 по 1834 гг (Пётр и его брат Николай обучаются здесь с апреля 1827 по 1830 гг.), а Дмитрий Менделеев - ученик Петра Павловича Ершова, учителя и инспектора гим-
назии, в которой будущий создатель периодического закона получал образование с 1841 по 1849 гг.
Данной схемой и ограничиваются биографы. Иногда эта канва наполняется «беллетристическими» подробностями вымышленного свойства, одна из которых - заветная детская тетрадка Дмитрия Ивановича с переписанными в неё стихами Ершова (факт существования которой не доказан):