ЭВОЛЮЦИЯ ЯРМАРОК В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В. В. МОСКОВЦЕВ, Ю. П. ЛУКЬЯНОВА
В данной статье проведен анализ эволюции такого социально-экономического феномена как российские ярмарки, обоснована необходимость формирования механизмов управления ярмарочной деятельностью.
Ключевые слова: ярмарка, товары, услуги, оптовая и розничная торговля, механизм управления, региональная экономика.
Ярмарки как средство продвижения продукции и как средство коммуникации между продавцом и потребителем существуют с древних времен. Средневековые ярмарки тесно были связаны с религиозными праздниками. Обычно они располагались вблизи непосредственно монастырей и проводились во время церковных праздников.
Подобные мероприятия носили характер деловой, коммуникационный и развлекательный. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок в Европе является первая половина XII в. Именно в это время ярмарки получили широкое распространение в Англии и Франции. Крупнейшими средневековыми западными ярмарками считаются ярмарки, проводимые в Антверпене, Брюгге, Женеве, Лионе.
Рост промышленного производства и совершенствование средств связи предопределило дальнейшее развитие ярмарочной деятельности в Европе. Ярмарки стали носить массовый характер и специализировались на различных видах продукции.
Первые упоминания о ярмарках на Руси как об организационной форме периодической оптовой и розничной торговли появляются в Х1У-ХУ вв. Это обусловлено тем, что в то время на Руси заканчивался период феодальной раздробленности и начинался процесс образования единого государства. Хотя, стоит отметить, до этого на северозападной территории Древней Руси существовали такие торговые мероприятия, как погосты, торжки и базары. Однако кардинальное их отличие от ярмарочной деятельности заключалось в том, что торговля носила ярко выраженный местный характер. И лишь спустя некоторое время по мере развития рыночных отношений и привлечения
к обороту сельскохозяйственных производителей и городских ремесленников, расширялись масштабы деятельности данных торговых мероприятий. Это и позволило создать предпосылки для развития ярмарочной деятельности, которая отличалась от предшествующих форм торговли тем, что охватывала большее количество потребителей и производителей.
Так же, как и в Европе, ярмарка в нашей стране зарождалась у стен монастырей. Самыми заметными подобными мероприятиями на тот момент были:
- Мологская ярмарка - крупнейшая в верхнем Поволжье в конце XIV - начале XVI вв. На эту крупную ярмарку съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы и персы. Товары привозились самые различные: одежда, ткани, кожа, топоры и посуда. Местные же купцы предлагали изделия ремесленников, а также сырье, мед и др.
- Макарьевская ярмарка (проводилась у стен Макарьевского Желтоводского монастыря с XVI в.). Изначально на данной ярмарке имели сбыт изделия местных промыслов. Однако благодаря выгодному местоположению здесь появились крупные московские, ярославские, казанские купцы, затем армяне, бухарцы, торговцы из других районов Средней Азии, а также из Персии и Закавказья.
Особо необходимо отметить развитие ярмарок в России в период правления Петра I, который всячески содействовал их развитию. Первый российский император выделял две важнейшие особенности ярмарочной деятельности: развитие внутреннего товарооборота; возможность расширения торговых связей с иностранными государствами.
Такое отношение к ярмарочной деятельности нашло свое отражение в регламенте Главному ма-
гистрату в 1721 г., в котором говорится о том, что магистрат обязан стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе. В дальнейшем в 1755 г. купцы первых двух гильдий имели возможность беспошлинной торговли на всех ярмарках страны.
Самыми крупными ярмарками в период с XVII по XVIII в. были:
- Нижегородская (пришла на смену Ма-карьевской в 1817 г.). Данная ярмарка являлась важным торговым мероприятием, так как благодаря ей возросли обороты во внешней торговле. На Нижегородской ярмарке встречались купцы из Европы и Азии для сбыта своих товаров. Европейские купцы поставляли на ярмарку сукно, бумажные и шелковые ткани, льняные и пеньковые изделия, краски, москательные товары, кофе, красное и сандаловое дерево, разные напитки, кораллы, часы, серебряные и галантерейные изделия, косметические товары, стальные изделия, различные инструменты, модные уборы. Приобретали же они в основном сельскохозяйственную продукцию, в том числе сельскохозяйственное техническое сырье: лен, пенька, конопля, кожа, щетина. Следовательно, можно сделать вывод о том, что Нижегородская ярмарка являлась к началу XIX в. основным поставщиком сельскохозяйственного сырья для западноевропейских и отечественных текстильных фабрик. Уже к концу XIX в. Нижегородская ярмарка становится одним из крупнейших центров оптовой торговли.
- Ирбитская (возникла в 30-е гг. XVII в. на Урале). Главное назначение данной ярмарки состояло в том, что она являлась главным центром торговли Урала и Сибири. Здесь можно было приобрести сибирские товары, такие как мех, кожу, рыбу, щетину, мед, воск, коровье масло, конопляное и льняное семя, а также ткани, галантерейные и бакалейные товары. Ярмарка была весьма значимой ещё и по той причине, что на ней имели сбыт и товары из Китая и Средней Азии. В дальнейшем Ирбитская ярмарка становится крупным центром по торговле пушниной. В Северную Америку, Европу и Азию расходился мех горностая, соболя, бобра, чернобурой лисицы, песца и белки. Оборот Ирбитской ярмарки в 30-х гг. XIX в. исчислялся 10 млн руб., а к концу второй половины XIX в. он достиг 85-90 млн руб. По мере общего роста оборота в Ирбите происхо-
дило увеличение закупок пушнины для вывоза за границу.
В XIX в. рост мануфактурного производства, который повлиял на развитие внутренней и внешней торговли, привел к бурному развитию ярмарочной деятельности. Значимую роль в торговле начинают играть такие города, как Одесса, Новороссийск, Нижний Новгород. География проведения ярмарок расширяется. К концу первой половины XIX в. в России их насчитывалось свыше 5,5 тыс., большинство из которых приходилось на уезды и сельские местности (около 5,2 тыс.). Ярмарки становились крупнейшими оптовыми центрами. Соответственно увеличивался и удельный вес ярмарочной торговли во внутреннем товарообороте страны. Развитие ярмарочной деятельности привело к тому, что в 1862 г. вышел закон, по которому все российские ярмарки были разделены на пять классов относительно уплаты особого торгового обложения. Причем последний класс был освобожден от этого сбора. А в 1898 г. появился закон о промысловом налоге, в котором говорилось, что мелочной торг и приказчий промысел на всех ярмарках, продолжающихся менее 14 дней, также освобождались от данного сбора. Для прочей торговли оставлялись налоги прежних размеров.
В число крупных ярмарок периода XIX - начала XX в. входят такие ярмарки, как: Крестовско-Ивановская (Пермская губерния), Меновническая (близ Оренбурга), Мензелинская (Уфимская губерния) и Кяхтинская (Бурятия). Располагались данные ярмарки на территории Сибири и специализировались на торговле рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, а также ходкими азиатскими товарами.
Существовали лесные (на Волге, Лене, других реках), сырьевые ярмарки, ярмарки скота (в Харьковской и Воронежской губерниях, области войска Донского).
Рыбой, предметами промыслов и хозяйственного обихода торговали в основном на северных ярмарках, самой крупной из которых была Мар-гаритинская ярмарка в Архангельске. Не менее популярной считалась Курская ярмарка, куда купцы привозили украинское стекло, сало и деготь, овчину и мерлушку, пригоняли рогатый скот и лошадей с уральских и подмосковных заводов.
Таким образом, к концу XIX в. ярмарки в нашей стране приобретают важный характер. В 1864 г. было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100 млн руб. Среди них однодневные ярмарки составляли более 64 %, длившиеся от 2 до 7 дней - 32,6 %, остальные продолжались бо-
лее недели. При этом основная масса (70 %) всего ярмарочного товарооборота приходилась на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.) ярмарки, а средние, оптово-розничные давали еще 25 %.
В Советской России ярмарки утратили свое значение. Лишь в период нэпа они стали понемногу возрождаться, в 1926 г. было проведено более 7 тыс. ярмарок.
В послевоенные годы ярмарки появляются как одна из форм государственной и кооперативной торговли. Проводились в основном межрайонные и межреспубликанские ярмарки. На тот момент ярмарка стала местом заключения сделок между государственными предприятиями, производившими товары, и государственными же торговыми организациями.
Также в советское время наша страна принимала участие в международных ярмарках.
Исконно русские традиции проведения ярмарок стали возрождаться уже после 90-х гг. XX в. Однако стоит отметить, что на данный момент существуют коренные отличия в проведении ярмарочных мероприятий. Во-первых, само понятие ярмарки зачастую отожествляют с выставками, и проводится анализ этих двух понятий в целом, причем большее значение отводится выставкам. Так, в стране создана выставочная индустрия, которая обладает собственной инфраструктурой, материально-технической базой и специализированными кадрами. Всего этого нельзя сказать о ярмарках.
Помимо этого, ярмарки больше не рассматриваются как возможность приобрести опыт других производителей и узнать об их товаре больше. Также нельзя сказать, что ярмарки являются важным инструментом коммуникационной политики российских производителей. А как показывает зарубежный опыт, ярмарки являются важным механизмом установления прямых торговых связей и развития рыночных процессов.
К тому же у региона, в котором проходит ярмарка, появляется возможность расширения сфе-
ры услуг и необходимость создания инфраструктуры для комфортного проживания участников данного мероприятия. А это соответственно, дополнительные инвестиции в развитие региона.
Таким образом, ярмарки минимизируют количество посредников между производителями и потребителями продукции, обеспечивают мобильность рынка, помогают формировать значительные финансовые потоки, создают информационное поле, приносят доход в местный бюджет. Также ярмарочная деятельность носит и социально-экономический характер, выражающийся в создании новых рабочих мест.
Одним из необходимых условий успешного развития ярмарочных мероприятий в регионе является активное участие органов исполнительной власти совместно с региональными торговопромышленными палатами, межрегиональными и отраслевыми союзами и ассоциациями в организации и управлении данным процессом. На данный момент, механизм управления ярмарочной деятельностью не имеет ярко выраженного и систематического характера. Исходя из отмеченных ранее экономически эффективных сторон проведения ярмарочных мероприятий для региона, является целесообразным создание и функционирование подобного механизма.
* * *
THE SOCIO-ECONOMY ASPECT OF EVOLUTION OF THE TRADE FAIR IN RUSSIA
V. V. Moscovtsev, Y. P. Lykianova
In this article, an analysis of the evolution of such a socioeconomic phenomenon as the Russian trade fairs is carried out. In addition, this article gives a justification to the necessity to form the trade-fair activity management-mechanisms.
Key words: trade fair, goods, services, wholesale trade, retail trade, management mechanism, regional economy.