2022/1(28)
спецвыпуск
ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582
ТИТУТ THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
ин
НАСЛЕДИЯ
Материалы научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 24-25 января 2022 г.
DOI 10.34685/H I.2022.68.23.006
Радаева В.С.
Историко-культурная и эстетическая ценность фольклора: проблемы патриотического воспитания учащихся творческих колледжей
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании у молодых людей определённой системы ценностей и воспитания их в патриотическом духе, в стремлении к сохранению и развитию культуры России, анализируются основы национального менталитета и его воплощение в народном творчестве, раскрывается вопрос о значении фольклора в современном процессе образования и воспитания будущих поколений, выявлена важность и актуальность внедрения в работу творческих колледжей и танцевальных коллективов традиций русского фольклора.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, культура, традиции и новаторство, национальный менталитет, русский фольклор, творческий колледж, танцевальный коллектив.
Перед деятелями искусства и культуры, перед педагогами и воспитателями стоит ныне сложная задача духовного возрождения страны, русской культуры. Патриотические, воспитательные цели нашей деятельности направлены на формирование у молодых поколений чувств национальный гордости, понимания важности преемственности и развития прогрессивных традиций русского искусства, в том числе фольклора, в процессе образования и воспитания в творческих колледжах и вузах.
Живая народная память состоит в непрерывности духовных традиций, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Важная задача - повышение у обучающихся средствами просветительской работы гуманитарной и духовно-нравственной культуры, уровня патриотического воспитания граждан, прежде всего молодежи.
Главное в образовании - преемственность духовного опыта, осознание молодежью того, что в культуре запечатлено извечное стремление человека к истине, добру и красоте. Региональная культура России дает глубокие представления о национальных традициях и истории, определяет культурную специфику каждой российской земли, а также помогает ориентироваться в области
фольклористики, диалектологии, особенностях народных промыслов, костюмов, дизайна, обычаев и обрядов. В целом это путь к единому древу культуры, где неразделимы нравственная, художественная и познавательная сферы. Этот путь помогает осознать приоритет духовных ценностей в системе повседневной жизнеориентации, понять и признать непреходящую значимость национального духовно-исторического опыта всех народов России.
Время диктует необходимость создания конкретной концепции, творческой платформы, связанной с сохранением и развитием традиций народного искусства, т.к. фольклор - хранитель памяти и прапамяти, менталитета этноса. Культурная политика современной России направлена на это, на сохранение идентичности народов, их культурное развитие.
Национальный менталитет, идеалы воплощаются в народном творчестве во всех его жанрах. В последнее время необычайно возрос интерес к истинно народным ценностям, традиционным нормам поведения человека, раскрытию идейно-образной специфики художественного творчества народа, его мира в целостности, комплексно, в единстве мифологических основ, верований, обрядов, традиций, историко-этнографических реалий. Поэтому так важно решение проблем реконструкции и систематизации различных жанровых форм народного искусства: песенного, хореографического, художественно-прикладного (костюмы, промыслы), ибо в них отражается картина поэтического мира человека, система его нравственных ценностей. Все это предполагает проникновение в генетические истоки поэтики народа и связано с изучением фольклора во всех его жанрах как комплекса воспроизведения художественного мира людей и природы в идеалах народа.
Фольклор - это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества. Произведения фольклора, отмеченные художественным совершенством, отвечают духовным запросам современного человека, однако в эволюции, в процессе трансформации часто переосмысливаются и воспринимаются по-новому, так как отвечают возросшему культурному уровню народа. Традиционный фольклор обогащает современное народное творчество и обогащается сам в процессе развития культуры человека, возрастания его духовных потребностей. Он является важным источником профессионального искусства и в то же время сам испытывает его влияние.
В фольклоре как культурном наследии народа отражены его идеалы, мироощущение, осознание своего места в мире.
Сохранение преемственности поколений невозможно без воспитания молодежи на лучших традициях русского народа, изучения исторического и культурного прошлого России, возвращения к нашим духовным ценностям.
Перед исследователями неизбежно вставали и встают проблемы принципиального характера, связанные с рассмотрением судеб фольклора в целом и отдельных его жанров, миграции сюжетов, своеобразия и многообразия художественной культуры отдельных регионов и ее исторического развития.
Рассказывая о далеком прошлом, произведения фольклора представляют несомненный интерес и в наше время, ибо устанавливают связи с современностью, разрабатывают «вечные» темы.
Современная культура характеризуется всплеском интереса к изучению фольклора во всех его жанрах. Это вызвано общим ростом внимания к истинно народным ценностям, с точки зрения историко-культурологической и художественной, к возрождению традиций, норм поведения человека в мире, обращением различных слоев общества к исторической памяти народа. Мы имеем в виду фольклор как комплекс, с освещением взаимосвязи его различных компонентов, с характеристикой историко-этнографических реалий, специфики видения человеком мира и отражением этого мира в народных промыслах. Мы учитываем при сопоставлении поэтики хореографической разные аспекты: историко-этнографический, филологический, семантический, функциональный, мифологический.
Разные жанры фольклора существуют в едином художественном и историческом поле. Их объединяют эстетическая выразительность в целом, оригинальность и традиционность метафор, аллегорий, понятийность образов, параллелизмов, повторы опорных, ключевых слов (анафоры и эпифоры), формульность, темпо-ритм, гармония мелодии, слова, жеста, движения, мимики. Мы обращаем внимание и на взаимодействие эмоционального и словесного компонентов, превращение жизненных реалий в художественные сюжеты, соответствие тематического и функционального начал, пространственно-временную и исполнительскую соотнесенность, драматургичность народных действ и ролевую дифференциацию персонажей.
Принцип театральности, выявляющий эмоционально-психологическое содержание хореографического действия, предполагает корреляции между драматическим и хореографическим искусством. Существуют определенные параллели между изобразительно-выразительными средствами в искусстве слова и в хореографии (т.е. соответствия, параллели между тропами в поэтике и своего рода «хореографической» поэтикой, образной семантикой). Метафора, как известно, лежит в основе всех видов, жанров искусства.
Фольклор, как и другие формы культуры, удерживает в одновременности исторически разноэтапные элементы. Таким путем и создается традиция. Сохраняясь, фольклорное наследие непрерывно модифицируется, приспосабливаясь к меняющейся действительности. Обе тенденции ярко заметны, когда один и тот же словообраз, поэтическая формула или напев усиливаются поколениями.
В современной художественной самодеятельности господствует ориентация на «академические» формы искусства, на усвоение и развитие профессиональных форм исполнительской культуры, на «школу». Масса произведений фольклора поступает в общенародный обиход через посредство популярных в стране профессиональных коллективов и исполнителей. Долг деятелей культуры, искусства - вести терпеливую работу, разъясняя и пропагандируя историко-культурную и эстетическую ценность фольклора и воспитывая уважение к его хранителям.
Одна из важнейших эстетических особенностей фольклора состоит в непрерывности его традиций, которые хранятся и передаются из поколения в поколение, в частности - массового народного творчества периода Великой Отечественной войны. Это есть живая народная память.
Бесспорная значительность, благородство идей, логика, глубокие корни, уходящие в историю, - все это те явления фольклора, которые обогащают человеческий дух непреходящими ценностями.
Фольклор есть локальная художественная культура. Чтобы она функционировала и развивалась, нужно, чтобы она была составной частью коллектива. Чтобы видеть коллективный характер творческого процесса в фольклоре, нужно иметь в виду, прежде всего, его региональную характеристику. Фольклор этноса следует рассматривать как «систему локальных традиций». К этому надо добавить, что региональность теснейшим образом связана с цикличностью функционирования фольклора, которая в значительной степени зависит от того, к какому хозяйственно-культурному типу принадлежит этнический коллектив. Обусловленность фольклорной культуры, ее содержания, структуры, функций региональными и локальными факторами социо-этнического порядка несомненна. Но при этом необходимо учитывать и собственную специфику фольклорной культуры как феномена: она жизнеспособна лишь как составная часть всей традиционной этнической культуры и сама немало воздействует на нее.
Важным и актуальным в работе танцевальных коллективов является творческое развитие традиций, связанных с бытованием фольклора (народная хореография, костюм), использование его богатств в современных условиях - практика хореографа-руководителя коллектива. Необходимым условием успешной работы современного танцевального коллектива мы полагаем глубокое проникновение хореографа в освоение богатств фольклора (танец, костюм) тех или иных областей России, чтобы, представляя на сцене, к примеру, свадебный танец «У голубя золотая голова» (Воронежская область), актеры были бы одеты не в некий «усредненный» русский костюм и выполняли бы не «усредненные» движения - по некоему шаблону, штампу, а именно то, что бережно сохранила народная память, традиция, на которые мы в современных условиях опираемся и которые развиваем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашов Д. Как собирать фольклор : Руководство по сбору произведений устного народного творчества / Д.Балашов. - М.: Знание, 1971.
2. Ванслов В.В. В мире искусства: эстетические и художественно-критические эссе / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003.
3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общ. ред. и послесл. М.Левина. — М.: Искусство, 1964.
4. Захаров В.М. Поэтика русского танца : в 5 т. Т. 5. - М.: Инженер, 2010.
5. Некрасова М.А. Современное народное искусство. По материалам выставок 1977-1978 годов . Альбом. - Л.: Художник РСФСР, 1980.
Радаева Виктория Сергеевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва) Email: gonachek@mail.ru
Radaeva V.
Historical cultural and aesthetic value of folklore: patriotic education of students of creative colleges
Abstract. The article deals with the formation of a certain system of values among young people and the education in them of the desire to preserve and develop the culture of Russia, analyzes the foundations of the national mentality and its embodiment in folk art, reveals the question of the significance of folklore in the modern process of education and upbringing of future generations , the importance and relevance of introducing the traditions of Russian folklore into the work of creative colleges and dance groups is revealed.
Key words: patriotic education, culture, traditions and innovation, national mentality, russian folklore, creative college, dance group.
Radaeva Victoria Sergeevna,
Post-graduate student,
Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow)
© Радаева В.С., 2022. Статья поступила в редакцию 15.02.2022. Постоянный адрес статьи: http://nasledie-joumal.ru/ru/joumals/484.html