УДК 271.2-526.6:069
Н. А. Астафьева
Историко-источниковедческое исследование антиминсов XVIII -первой четверти ХХ вв. Николо-Перервинского монастыря
Антиминсы Николо-Перервинского монастыря рассматриваются как инструменты реконструкции историко-культурных реалий Москвы второй половины XVIII - первой четверти ХХ вв. В результате исследования неопубликованных ризничных описей, расходно-приходных книг стало возможным выявить несохранившиеся антиминсы Перервинского монастыря, установить даты, обстоятельства их освящения и замены старых на новые антиминсы, а также отметить частично распространившуюся цветовую символику со второй половины XVIII в. на антиминсы. По монастырским документам было установлено, что срок действия антиминса определялся не только его изнашиваемостью, но и мемора-тивной значимостью. Источниковедческое исследование позволило ввести в научный оборот новые данные о почитании московской Иверской иконы Божией Матери.
Ключевые слова: музеефикация, ризничные описи, расходно-приходные книги, патриарх Адриан, митрополит Платон (Левшин), московская Иверская икона Божией Матери, Иверский собор Николо-Перервинского монастыря
Nadezda А. Astafyeva
Historical and source study of the antimins of the 18th - first quarter of the 20th century of Nikolo-Perervinsky monastery
Antimins of Nikolo-Perervinsky monastery are considered as things reflecting cultural-historical events of Moscow in the second part of the 18th century - first quarter of the 20th century. As a result of studying unpublished monastic inventory and account books of the 18th - 19th centuries, it became possible to identify documentary the antimins of the Nikolo-Perervinsky monastery, to establish the dates, circumstances of their consecration and replacement the old ones with new antimins, and also to note the color symbolism that cosidered from the second half of the XVIII century the antimins. According to the monastic documents, we found that the validity period of the antimins was determined not only by its wear and tear, but also by its commemorative significance. The source study made it possible to introduce into scientific circulation new data on the veneration of the Moscow Iberian Icon of the Mother of God.
Keywords: museumification, sacristy inventories, account books, Patriarch Adrian, Metropolitan Plato (Levshin), Moscow Iberian Icon of the Mother of God, Iversky Cathedral of Nikolo-Perervinsky monastery DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-110-115
Музеефикация монастырских ризниц стала следствием государственной политики национализации монастырей после Октябрьской революции 1917 г. Именно так были созданы музеи на территории крупнейших монастырей - Троице-Сергиевой Лавры, Са-винно-Сторожевского, Иосифо-Волоколамско-го, Ново-Иерусаимского, Новодевичьего, Симонова, Донского. Собрания менее крупных подмосковных монастырей, ризницы которых в основном сформировались в синодальный период, оказались вторичными в процессе му-зеефикации. Именно к таким относился и Николо-Перервинский монастырь. В 1918 г. во время национализации монастырь перестал существовать юридически как церковное учреждение и был передан общине верующих. Богослужения там продолжались до окончательного закрытия монастыря в 1940 г.
Музей на территории Коломенского -подмосковной резиденции великих русских князей и царей - был открыт в 1923 г. П. Д. Барановским, первым директором музея, предпринимались экспедиции в подмосковные монастыри с целью выявления наиболее ценных памятников для постановки их на учет в Государственном музейном фонде. Так собрание музея в Коломенском пополнили памятники из Николо-Перервинского монастыря.
Этапы музеефикации ризничего и церковного имущества Николо-Перервинского монастыря в 1918-1940 гг. отражают историю существования обители в советский период. В 1940 г. в музей была передана коллекция церковного текстиля (41 памятник), в числе которой пять антиминсов [1, л. 8-9 об.].
В 2018 г. антиминсы были опубликованы нами в каталоге церковного текстиля му-
зея-заповедника «Коломенское» [2, с. 27, 28, 32-34]. Настоящий этап исследования связан с изучением неопубликованных архивных материалов Николо-Перервинского монастыря [3-13], выявлением несохранившихся антиминсов по монастырским документам, а также с синхронизацией сохранившихся антиминсов с историко-культурным контекстом последней четверти XVIII - первой четверти ХХ вв.
Антиминс (греч. «вместопрестолие») представляет собой прямоугольный плат со священными изображениями и надписями, возлагаемый на престол, без которого не может совершаться богослужение, а при отсутствии престола заменяющий его. Во время гонений на первых христиан для совершения литургии были необходимы подвижные престолы, которыми в восточной церкви стали антиминсы.
Антиминс освящается только архиереем; с его оборотной стороны пришивается квадрат, в который влагаются святые мощи. В России из-за больших расстояний освященный антиминс посылал в церковь правящий архиерей. В России антиминсы поставлялись первоначально митрополитом, затем - патриархом, с XVIII в. - Синодом.
До XVII в. антиминсы выполнялись на холсте, были рукописными с изображением Гол-гофского креста по центру, орудий страстей и сопроводительных надписей. Надписи содержали название храма, дату его освящения, имена царствующей особы и правящего архиерея. Такое совместное написание имен обозначало зависимость церковной власти от светской.
Рукописные антиминсы были неподвижными. За нашитые по углам квадраты, символизирующих евангелистов, антиминс пришивался нитками к нижней одежде престола или приколачивался к престолу деревянными гвоздиками. Изображение креста, орудий страстей и надписей на рукописных антиминсах было неоднородным. Надписи окружали крест со всех сторон и со временем стали занимать большую часть плата.
Патриарх Никон, заботясь о единообразии богослужений, ориентируясь на греческую богослужебную практику, ввел правило совершения литургии на развернутом антиминсе, который помещался на илитон (плат из ткани) и сворачивался после ее завершения- Традиция служения на «развитом» (фигуративном) печатном антиминсе пришла в Россию из Украины и Белоруссии с введением книгопечатания и гравирования.
Первые печатные, так называемые никоновские антиминсы сохраняли средневековую изобразительную традицию, ориентируясь на лицевое шитье и книжную гравюру.
К 1690-м гг. контакты России с Украиной стали носить упорядоченный характер. В 1691 г. по заказу патриарха Адриана украинским гравером Иваном Щирским был создан «большой фряжский» антиминс, ставший образцом для антиминсной гравюры на протяжении XVIII в. [14, с. 9]. Фигуративный средник с изображением «Положение во гроб» окружала декоративная рама; в боковых картушах -орудия страстей, в угловых - еванг листы. О печатных антиминсах было сказано в Указных статьях патриарха Адриана 1697 г., «чтобы во всех церквях... на престолах были б освященные антиминсы печатные.» [15, с. 163].
В 1720-х гг. Иван Зубов создал «большой» антиминс, воплотивший художественную систему петербургской антиминсной гравировальной школы с ориентацией на западноевропейский художественный язык, и «средний» антиминс, воплотивший принципы московской художественной школы с ориентацией на древнерусские образцы.
Основным принципом антиминсной гравюры XIX в. стала ориентация на старые образцы, «но в лучшем виде нынешнего вкуса» [14, с. 9]. Художник Ф. Г. Солнцев - основоположник русского стиля - создал самый характерный антиминс XIX в. с орнаментикой в русско-византийском стиле.
Изначально антиминсы печатались на Московском печатном дворе, затем в Московской и Санкт-Петербургской синодальных типографиях. Плата за антиминс взималась в России с XVI в. [15, с. 267]. Расходные книги Николо-Перервинского монастыря 1777-1778 и 1801 гг. фиксируют покупки обителью печатных на шелке антиминсов [5, л. 11; 7, л. 8 об.].
Новый антиминс посылался и возлагался тогда, когда после переделок делался новый престол, когда старый престол приходил в ветхость, когда переносилась церковь, престол, а также изготавливалась новая напрестольная одежда [15, с. 94, 95, 98]. Освящение нового, списание ветхого антиминса фиксировали монастырские документы [12, л. 8; 13, л. 5]. Срок действия антиминса определялся не только его изнашиваемостью, ветхостью, но и ме-моративной значимостью. В Главной описи 1859-1861 гг. записан антиминс 1777 г. церкви Успения Божией Матери Николо-Перервинского монастыря, освященный Московским архиепископом Платоном (Левшиным) [3,
л. 43]. На момент записи в 1861 г. антиминс прослужил по меньшей мере 84 года.
Со временем антиминсы стали изготавливаться из льняных, затем светлых хлопчатобумажных тканей. С XVII в. в употребление стали входить антиминсы на шелке; с начала XVIII в. - атласные антиминсы пастельных оттенков [15, с. 109]. Самым употребляемым цветом был желтый. Три из четырех антиминсов Главной описи 1859-1861 гг. [3, л. 4 об., 31, 43] и четыре из пяти музейных антиминсов Николо-Перервинского монастыря были выполнены на желтом атласе (МГОМЗ (Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломен-ское-Измайлово»). Инв. Т-64, Т-59, Т-54, Т-55).
Вещественный материал в музейных собраниях свидетельствует о частично распространившейся во второй половине XVIII в. на антиминсы символике цвета. Нами была выявлена определенная закономерность в использовании голубых антиминсов. Большинство антиминсов на голубом шелке из музейных собраний посвящались Богородичным церквям: храму Одигитрии Богородицы Смоленской (№ в Госкаталоге № 16958661; Сергиево-Посадский музей-заповедник. Инв. 5878-ИХО), церкви Введения Пресвятой Богородицы (№ в Госкаталоге: 12984917; Пермский краеведческий музей. Инв. Т/ЦТ-87), церкви Покрова Богородицы (№ в Госкаталоге: 68705117; Красноярский краеведческий музей. Инв. Т-724), приделу Знамения Богородицы церкви Преображения (№ в Госкаталоге: 6870531; Красноярский краеведческий музей. Инв. Т-727), храму Пресвятой Богородицы Казанской (№ в Госкаталоге: 3573268; Соловецкий музей-заповедник. Инв. Т-1032)1, Толгской церкви Николо-Перервинского монастыря [3, л. 47].
История строительства и комплектования ризницы Николо-Перервинского монастыря была связана с именами известных иерархов русской православной церкви - патриархом Адрианом, московскими митрополитами Платоном (Левшиным) и Филаретом (Дроздовым) [12, л. 9 об.]. Благополучие Николо-Перервинского монастыря напрямую зависело от построенной в 1659 г. и принадлежащей ему Иверской часовни у Неглинных ворот Китай-города с чудотворным образом Иверской Божией Матери. С целью управления московскими митрополитами ежегодно растущими большими доходами от Иверской часовни
1 Goskatalog.ru / portal / Госкаталог РФ / антиминс (дата обращения: 30.10. 2024).
заштатный Перервинский монастырь был приписан в 1775 г. к кафедральному Чудову монастырю. В 1768 г. доходы от Иверской часовни составили 3380 р. 82 к. [4, л. 34]. В 1777 г. Иверская часовня принесла 5713 р. 73 к., доходы от всех часовен Перервинской обители составили 191 р. [6, л. 3, 5]. В 1801 г. доходы от Иверской часовни составили 12 146 р. 34 /2 к., а от всех часовен - 493 р. [7, л. 2, 3 об.].
Согласно архивным документам, во второй половине XVII в. Перервинский монастырь имел две каменных церкви: одну -во имя Успения Божией Матери и Святителя Николая, другую - во имя преподобного Сергия Радонежского. Патриарх Адриан (16381700), выбравший обитель «местом для своего уединенного и безмолвного пребывания» и в нем же скончавшийся, «усмотрел, что прежде устроенные два храма в Перервинском монастыре были или ветхи, или для служения Патриаршего не поместительны, а поэтому, разобрав оные, вместо двух храмов устроил... один двухэтажный, величественной архитектуры храм и при нем на северо-восточной стороне пятиярусную колокольню. На означенную перестройку он пожертвовал келейных своих денег 3150 рублей. По устроении Св. Патриарх украсил оный иконостас иконами и снабдил всем необходимым для Богослужения и Сам освятил, внизу - во имя преподоб. Сергия, вверху - во имя Св. и Чудотворца Николая за две недели до своей кончины 29 сентября 1700 год». Архитектура храма, обустроенного при патриархе Адриане, сохранилась до настоящего времени без значительных перемен. Успенская церковь, находящаяся в третьем ярусе колокольни, была освящена после кончины патриарха, в каком году - не известно [12, л. 2-3].
В монастырских переписных книгах антиминсы записывались в первой главе описей, посвященной алтарю, что обусловлено их семантическим значением - «антиминс есть как бы самый престол» [16, с. 8].
В Главной ризничной описи Николаевского Перервинского монастыря 1859-1861 гг. значатся не сохранившиеся до настоящего времени антиминсы четырех церквей: Никольской, Сергиевской, Успенской и Толгской.
Антиминс церкви Святителя и Чудотворца Николая был освящен Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) 14 октября 1841 г. [3, л. 4 об.].
Антиминс церкви преподобного Сергия Радонежского был освящен Московским митрополитом Филаретом 12 января 1854 г. [3, л. 31].
Антиминс церкви Успения Божией Матери был освящен Московским архиепископом Платоном (Левшиным) 10 апреля 1777 г. и прослужил минимум 84 года [3, л. 43]. Данные расходной книги 1847 г. свидетельствуют об изготовлении новой напрестольной одежды и живописных работах в Успенской церкви, но не о замене антиминса [8, л. 15 об., 22, 34 об.]. Несмотря на масштабные работы в Успенской церкви 1847 г., антиминс, освященный митрополитом Платоном в 1777 г., оставался для служения как меморативная вещь и являлся свидетелем одной из форм почитания владыки. С личностью Московского митрополита Платона связан экономический и социально-культурный расцвет Николо-Перервинского монастыря [17, с. 25-37].
В 1733 г. на северо-восточной стороне монастыря над воротами была построена церковь Толгской иконы Божией Матери. В 1785 г. церковь была отштукатурена и расписана; в 1869 г. - возобновлена и освящена [12, л. 7-8].
Антиминс церкви Толгской иконы Божией Матери был освящен Московским митрополитом Филаретом 12 января 1854 г. [3, л. 47].
В состав коллекции антиминсов музея-заповедника «Коломенское» входит пять антиминсов Николо-Перервинского монастыря. Три антиминса были освящены для Сергиевской церкви, Иверского собора и Владимирского придела Иверского собора Николо-Перервинского монастыря в 18901900-х гг. (МГОМЗ. Инв. № Т-54, Т-55, Т-57). Антиминсы выполнены на желтом атласе по рисунку Ф. Г. Солнцева.
Антиминс церкви преподобного Сергия Радонежского был освящен Можайским епископом Тихоном 7 июня 1892 г. за подписью Московского и Коломенского митрополита Леонтия [2, с. 28]. Его освящение было связано с живописными поновительскими работами Сергиевского храма, зафиксированными документально, производимыми художником Александром Гороховым [11, л. 27, 31]. Главная ризничная опись 1859-1861 гг. фиксирует более раннее освящение (31 января 1854 г.) еще одного антиминса Сергиевской церкви [3, л. 31]. Очевидно, что антиминс 1892 г. был освящен за ветхостью старого 1854 г., прослужив 38 лет.
Почитание в Москве Иверской иконы было колоссальным. С конца XVII в. Иверская икона разъезжала в карете и была носима для проведения молебнов по домам москвичей [4, л. 36-42 а; 9, л. 26-27 об.; 10, л. 6]. Монастырь заказывал образы с московской
Иверской иконы для поднесения членам императорской семьи по специальным случаям [10, л. 24]. Иверская икона посещала многие московские храмы для служения перед ней молебнов, приезжала в Вознесенскую, Казанскую и Иоанно-Предтеченскую церкви царского села Коломенского, посещала дома жителей Садовой Слободы [18, с. 10-11].
Огромное почитание Иверской иконы Божией Матери инициировало строительство в Николо-Перервинском монастыре Иверского собора, вмещавшего до 3000 человек. Два музейных антиминса Николо-Перервинского монастыря происходят из Ивер-ского собора [2, с. 32, 33].
7 сентября 1908 г. из Иверской часовни у Неглинных ворот в Николо-Перервинский монастырь крестным ходом в сопровождении 20 тыс. человек, 94 хоругвей из всех московских соборов, была принесена чудотворная икона Иверской Божией Матери. Утром 8 сентября 1908 г. Московский митрополит Владимир (Богоявленский), поддерживаемый по сторонам архимандритами, нес на голове антиминс и святые мощи для освящения престола [19].
21 сентября 1908 г., митрополитом Владимиром был освящен Владимирский придел Иверского собора. Третий антиминс из музейной коллекции свидетельствует об этом событии [2, с. 33].
Два антиминса Николо-Перервинского монастыря, хранящиеся в музее-заповеднике «Коломенское», освященные для Иверского собора и его Владимирского придела, являются свидетелями и главными участниками исторического события всероссийского масштаба.
Особый исследовательский интерес в музейной коллекции антиминсов Николо-Перервинского монастыря представляют два памятника, первоначально освященные не для церквей Перервинской обители. Свидетельством продолжавшихся до 1940 г. богослужений в Николо-Перервинском монастыре была передача в обитель в 1930-х гг. двух антиминсов из уже закрывшихся церквей - московской церкви святителя Николая на Болвановке (МГОМЗ. Инв. Т-59) и Распят-ской церкви в г. Серпухове (МГОМЗ. Инв. Т-65).
Так, один из двух антиминсов на желтом атласе был освящен для придела Усекновения главы Иоанна Предтечи церкви святителя Николая на Болвановке в Москве Дмитровским епископом Никодимом 13 ноября 1876 г. [2, с. 27]. В начале 1920-х гг. Никольский храм на Болвановке был закрыт. На поле антиминса синими чернилами сде-
лана историческая надпись о его передаче Дмитровским архиепископом Питиромом в Никольский храм Перервинского монастыря 12 октября 1932 г. Владыка Питирим находился в ссылке во Владимирской области до 1928 г., в 1930-х гг. проживал в Москве на Бауманской улице. С наибольшей вероятностью, в 1932 г. сам владыка Питирим передал антиминс в Перервинский монастырь и служил в нем какое-то время.
Второй из двух переданных Перервинскому монастырю в 1930-х гг. антиминс церкви Распятия Господня г. Серпухова был освящен 13 марта 1927 г. епископом Серпуховским Алексием [2, с. 34]. Образцом для рисованного тушью на шелке антиминса послужила композиция плащаницы «Оплакивание Христа», выполненная по эскизу В. М. Васнецова в 1896 г. для Владимирского собора в Киеве (ГРМ (Государственный Русский музей). Инв. № Ж-2385); [20, с. 100]2. Рас-пятская церковь в Серпухове была закрыта в начале 1930-х гг. С 1932 г. до своей кончины в 1936 г. епископ Алексий проживал в Москве, где состоял на гражданской службе [21, с. 110-111]. Очевидно, что в это время антиминс был передан владыкой Алексием в Николо-Перервинский монастырь. Что еще раз свидетельствует о продолжавшихся до 1940 г. в обители богослужениях и возможном участии владыки в службах.
Аналогичные, рисованные тушью антиминсы изготавливались и были в употреблении в 1926-1943 гг., в период гонений советской власти на веру.
Таким образом, антиминсы становятся не только важными документами по истории московской Николаевской церкви на Болва-новке и серпуховского Распятского храма, но и свидетелями исторических событий, происходивших в русской церкви в советский период. Антиминсы, переданные в Николо-Перервинский монастырь в 1930-х гг., свидетельствуют о продолжавшихся в монастыре богослужениях до его окончательного закрытия в 1940 г. и о служении в нем ссыльных архиереев.
Изучение описей, расходных книг, а также архивных документов по истории Николо-Перервинского монастыря позволило выявить несохранившиеся антиминсы, рассмотреть памятники в историко-культурном контексте
2 Плащаница была вышита в 1897 г. Еленой Праховой, дочерью Адриана Прахова, создателя художественной программы собора и руководителя его внутренней отделки.
Москвы последней четверти XVIII в. - первой четверти ХХ в. Кроме того, изучение документов позволило определить меморативную значимость антиминсов, сроки их использования, обстоятельства замены старых на новые.
Список литературы
1. Книга актов и прочих документов приема экспонатов на постоянное хранение № 4 (1940-1967) // Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОЗМ). Отдел учета.
2. Астафьева Н. А. Исторический текстиль XVI - начала ХХ века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника: каталог. Москва: МГОМЗ, 2018. 260 с.
3. Центральный государственный архив Москвы (ЦГА Москвы). Ф. 423. Оп. 1. Д. 36. 1859-1861 гг.
4. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 23. 1768 г.
5. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 257. 1777-1778 гг.
6. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 42. 1777-1779 гг.
7. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 78. 1801 г.
8. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 183. 1847 г.
9. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 237. 1877 г.
10. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 242. 1891 г.
11. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 243. 1893 г.
12. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 318. 1869 г.
13. ЦГА Москвы. Ф. 423. Оп. 1. Д. 256. 1831 -1841 гг.
14. Николаева С. Г. Коллекция гравированных антиминсов в собрании Государственного музея истории религии // Труды Государственного музея истории религии. Санкт-Петербург: Акционер и Ко, 2003. Вып. 3. 178 с.
15. Никольский К. Т. Об антиминсах православной русской церкви. Санкт-Петербург: тип. Я. Трея, 1872. 383 с.
16. Никольский К. Т. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. 7-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Синод. тип., 1907. 878 с.
17. Никифор, иером. (Бажанов А. М.) Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря / сост. казначей Ивер. часовни, соборный иером. Никифор. Москва: тип. Л. Ф. Снегирева, 1886. 81 с.
18. Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери. 1669-1868 г. 19-е мая. Москва: тип. «Русских ведомостей», 1869. 25 с.
19. Аполлинарий, иером. (Панин). Освящение Иверского собора Николо-Перервинского монастыря // Платоновские чтения: сб. материалов. Москва, 2018. Вып. 14. С. 33-38.
20. Басова М. В. В. М. Васнецов и его последователи: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство конца XIX - начала ХХ века из собрания ГМИР: каталог. Санкт-Петербург: изд. С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна, 2013. 115 с.
21. Мануил, митр. (Лемешевский В. В.). Русские православные иерархи: 992-1892: каталог: в 3 т. Москва: изд. Срет. монастыря, 2002. Т. 1: Аарон - Иоаким II. 543 с.
References
1. Book of acts and other documents of acceptance of exhibits for permanent storage № 4 (1940-1967). Moscow State United Museum-Reserve "Kolomenskoye - Izmailovo"(MSUMR). Accounting department (in Russ.).
2. Astafyeva N. A. Historical textiles ofthe 16th - beginning ofthe 20th century in the collection of Moscow United Nationalpark Museum: catalogue. Moscow: MSUMR, 2018. 260 (in Russ.).
3. Central State Archive of Moscow (CSA of Moscow). F. 423. Op. 1. D. 36. 1859-1861 (in Russ.).
4. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 23. 1768 (in Russ.).
5. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 257. 1777-1778 (in Russ.).
6. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 42. 1777-1779 (in Russ.).
7. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 78. 1801 (in Russ.).
8. CSA ofMoscow. F. 423. Op. 1. D. 183. 1847 (in Russ.).
9. CSA ofMoscow. F. 423. Op. 1. D. 237. 1877 (in Russ.).
10. CSA ofMoscow. F. 423. Op. 1. D. 242. 1891 (in Russ.).
11. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 243. 1893 (in Russ.).
12. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 318. 1869 (in Russ.).
13. CSA of Moscow. F. 423. Op. 1. D. 256. 1831-1841 (in Russ.).
14. Nikolaeva S. G. Collection of engraved antimins in the collection ofthe State Museum ofthe History of Religions
Proceedings ofthe State Museum ofthe History of Religion. Saint-Petersburg: Aktsioner and Co., 2003. 3, 178 (in Russ.).
15. Nikolsky K. T. About the antimins of the Orthodox Russian Church. Saint-Petersburg: typ. Yakov Trey, 1872. 383 (in Russ.).
16. Nikolsky K. T. A manual for the study ofthe charter of worship of the Orthodox Church. 7th ed., rev. and add. Saint-Petersburg, 1907. 878 (in Russ.).
17. Nikifor (Bazhanov A. M.), hieromonk. Historical sketch of Nikolo-Perervinsky monastery. Mocsow typ. L. F. Snegirev, 1886. 81 (in Russ.).
18. The legend ofthe miraculous Iberian icon ofthe Mother of God. 1669-1868. Moscow, 1869. 25 (in Russ.).
19. Apollinarij, hieromonk (Panin). The consecration of the Iversky Cathedral ofthe Nikolo-Perervinsky monastery. Platonov readings: coll. of materials. Moscow, 2018. 14, 33-38 (in Russ.).
20. Basova M. V. V. M. Vasnetsov and his followers: painting, graphics, decorative and applied art of the late 19th-early 20th century from the collection ofthe Museum of Fine Arts: catalog. Saint-Petersburg: ed. Sankt-Petersburg State Univ. of Technology and Design, 2013. 115 (in Russ.).
21. Manuel, metropolitan (Lemeshevsky V. V.). Russian Orthodox hierarchs: 992-1892: catalog: in 3 vols. Moscow: ed. Sretensky Monastery, 2002. 1, 543 (in Russ.).