СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ СВАДЕБНОЙ КУЛЬТУРЫ
А. А. КАРТАШОВ
Статья посвящена обобщению опыта изучения традиционного свадебного обряда; автор анализирует различные подходы и концепции, связанные с конкретизацией сущности, специфики фольклорного наполнения указанного обряда.
Ключевые слова: свадьба, обряд, культура, ритуал, приговор, традиция.
Свадебный обряд - это многогранное явление традиционной культуры, наиболее яркое, красочное и насыщенное в фольклорном отношении действо, впитавшее в себя многие составляющие быта людей разного периода развития России. Это целый комплекс, синтез обрядовых действий и ритуалов, дающих в совокупности целостное праздничное театрализованное действо.
Современная проблематика возрождения традиционной культуры не может быть решена без обращения к данному обряду. В силу этого столь актуальны и востребованы в настоящее время многоаспектные исследования традиционной свадьбы, а также разработка и реализация творческих проектов, связанных с возрождением традиций данного обряда.
Внимание исследователей к художественноэстетическому и социокультурному явлению свадебного обряда достаточно высоко, в последние годы выпущен ряд монографий, защищено несколько диссертационных исследований, посвященных данной проблематике.
В этом контексте особый интерес представляет исследование Н. В. Кургузовой, направленное на комплексное изучение свадебного обряда, многоаспектно рассматривающее пространственновременной аспект, а также сакральные, мифоэпические компоненты свадебного обряда.
Автор сосредоточивает внимание на описании системы сакральных и коммуникативных центров в пространстве дома при проведении свадебного обряда. Н. В. Кургузова, основываясь на этнографических данных, рассматривает специфику отражения языческого мировосприятия в поэтическом обрядовом тексте традиционной свадьбы, что позволяет автору сделать выводы относительно того, поддерживаются или не поддерживаются те или иные выявленные особенности обрядовыми поэтическими текстами.
Посредством изучения результатов исследований этнографов и фольклористов, а также анализа свадебного устно-поэтического материала, автор научной работы приходит к выводу, что в свадебных песнях и причитаниях символическое пространство дома дискретно и обусловлено наполняющими его сакральными центрами [3], которые расположены в самых различных местах традиционного домашнего обихода (печные и красные углы). Характерно противопоставление предметов друг другу вверху или внизу, очень часто предметы мебели несут определенную смысловую нагрузку в ритуальном свадебном действии. Например, стол выполняет функцию своеобразного моста, связывающего мир живых и мир мертвых.
Большой ритуальный смысл наши предки вкладывали в сакральное пространство бани, которая выступала как центр пути, расположенного на границе двух миров. Поэтому пространство бани, с одной стороны, ограничено забором и охраняемо душами мертвых, с другой - не ограничено, так как в текстах отсутствует вербальное осмысление четвертой стены. Также в пространстве бани можно встретить массу сакральных предметов и символов невесты, свидетельствующих об изменении ее статуса при переходе в новое социальное положение. Невеста как бы умирает для социума как девушка и возрождается в новом обличие замужней женщины.
Через свадебные песни, а также сакральные центры пространства, невеста приобщается к миру предков и сверхъестественных сил. Свадебная пара является центром этого пространства и выступает в виде древнейшего солярного символа водоплавающих птиц.
Важным моментом свадебной лирики рассматривается «пространство вещего сна». Сон, при-
снившейся невесте в ночь перед свадьбой после девичника, считался вещим, он, по приданиям, определял дальнейшую замужнюю жизнь девушки.
Широкой проблематике изучения жанровой поэтики русских свадебных приговоров посвящено исследование Т. Ю. Федоровой. Исследователь констатирует, что значение свадебных приговоров велико и многогранно. Они помогают поэтапному ведению обряда, выделяют наиболее значимые ритуальные моменты, усиливают их значение. Традиционные моменты почитания и уважения предков образовали ритуальное действие - преодоления порога, вход в дом. Символический переход из одного мира в другой -ритуал, непременно сопровождаемый свадебными приговорами.
Автор отмечает, что обрядовая свадебная поэзия неразрывно связана со многими сферами народной жизни. Заклинания и причитания издревле были неотъемлемой частью свадебного обряда, проходившего не один день и несущего в себе глубокий сакральный смысл. Заклинания и заговоры в основном проходили в предсвадебный период, для того чтобы оградить молодоженов от злых чар и наговоров в самом начале обряда. На самом свадебном торжестве значение заговоров становится не столь актуальным, поскольку начиналось время собственно свадебных ритуалов.
Приговоры несут в себе не только магическую, но и эстетическую составляющие. Ритуальная, магическая и эстетическая функции приговоров взаимосвязаны, разграничить их, выделить какую-то функцию в «чистом» виде практически невозможно. Сочетание этих функций может быть разнообразным, но, как правило, одна из них является доминирующей, что определяется назначением приговора [5].
Т. Ю. Федорова отмечает, что приговоры в ритуале свадьбы - явление не случайное: каждый приговор имеет свое строго определенное место и выполняет ту или иную функцию в зависимости от обрядового назначения.
В контексте изучения процессов становления и развития свадебного обряда особую значимость приобретает исследование Л. В. Тимофеевой. За основу своего исследования традиций и новаций в русском свадебном обряде она взяла исторический отрезок Х-ХУИ вв. и рассматривает свадебный обряд как самостоятельное явление в общественной жизни средневековой Руси. Л. В. Тимофеева подчеркивает, что термином «свадебный, брачный обряд» именуется как весь брачносвадебный комплекс, так и каждое обрядовое действие свадебного цикла, а также обряд, санкцио-
нирующий брак согласно принятому вероисповеданию.
Исследователь констатирует важность магических ритуалов, частично оставшихся в свадебном обряде с дохристианского периода. В средние века верили, что громкий смех и шум веселья отгоняют злых духов, которые на каждом шагу могут преследовать молодоженов в такой памятный сакральный день, как свадьба. Так как вера в злых духов осталась в народе еще с языческих времен, то на все торжества непременно были приглашены скоморохи, плясицы, дудочники и рожечники, дабы отгонять несчастье от молодоженов и веселить гостей. Л. В. Тимофеева отмечает, что славянская конструкция богов любви, брака и семьи точно соответствовала природе, поэтому рассматривает значение языческих богов в свадебном ритуале.
С принятием христианства на Руси церковь насаждает религиозный обряд бракосочетания, хотя, как и в язычестве, свадебный пир остается одним из обязательных обрядов. Несмотря на привитие в народе церковью христианских идеалов моногамного брака, полигамные браки все же встречались в исследуемый период. Развивалось общество, укреплялось религиозное учение в народе, что способствовало укоренению моногамного брака. В связи с этим старый свадебный обряд не мог отразить всех необходимых в новом обществе изменений, нужна была модернизация, поэтому широко внедряется и укрепляется церковное венчание.
Анализируя свадебный обряд и символику, Л. В. Тимофеева подчеркивает, что с формированием великорусской народности в ХГУ-ХУ вв. на основе древнерусских бытовых норм у велико-руссов сложился и начал развиваться национальный свадебный обряд. В результате уже к XV-
XVII вв. стало возможным выделить следующие основные элементы русского свадебного обряда:
- невеста плачет;
- причитает и прощается с родительским домом;
- невесту выдают замуж как можно раньше;
- жених не имеет права видеть невесту до свадьбы;
- обязательный ритуал для жениха и невесты - мытье в бане;
- обязательно приданое невесты;
- обряд «вскрывания» невесты после первой брачной ночи;
- свадебный поезд собирается из свадебных чинов;
- невесте расплетают косу и заплетают две косы в день свадьбы;
- невеста покрыта головным убором во время свадьбы;
- жених и невеста пьют церковное вино во время венчания, жених целует невесту во время венчания;
- разувание мужа молодой женой, молодых посыпают зернами, хмелем;
- свадебный пир обязателен для новобрачных;
- поднесение молодым свадебного каравая и др.
Изучая традиции и новации отдельных периодов формирования свадебного обряда, Л. В. Тимофеева не оставляет в стороне реформы Петра I, перевернувшие не только государственную жизнь, но и домашний уклад, женский мир, сватовство и брак. Венчальный брак в XVIII - начале XIX в. стал основной формой заключения брачных уз в России. В этот период можно выделить основные элементы обряда, как новационные, так и традиционные:
- запрет родителями во время венчания молодых находиться в церкви;
- запрет на обряд «вскрытия» невесты после первой брачной ночи;
- заключение брака по обоюдному желанию;
- разрешение на брак для людей разной веры;
- обязательное образование для вступающих в брак;
- венчание стало основным элементом в свадебном обряде.
Вместе с тем, молодых, как и ранее, посыпают зернами, хмелем (что означало счастливую супружескую жизнь); сохранилось поднесение молодым свадебного каравая (в знак богатства семьи, чтобы всегда жили в достатке) [4].
На изменения в свадебном обряде, как и на изменения в любом другом обряде в частности оказывают влияние многие факторы - это и политическая жизнь страны, ее культурные эстетические и религиозные взгляды, определенным образом воздействующие модные тенденции того или иного времени. В одном можно убедиться, что со временем свадебные традиции и обрядовые действия меняются. Поэтому в разных регионах с разными климатическими и другими особенностями, в один и тот же временной промежуток проведение свадебного обряда может существенно отличаться. Однако какие бы изменения не происходили, с большой уверенностью можно назвать свадебный обряд важнейшей из культурных составляющих быта жителей России.
Так, при изучении особенностей трансформации русской земледельческой свадебной традиции
в условиях городской купеческой среды середины
XVIII - конца ХГХ в. О. В. Кузьмина приходит к выводу, что если культуру рассматривать как глубокий пласт человеческой деятельности, без которой невозможно формирование национального самосознания, то свадебный обряд выступает одним из важных элементов в процессе наследия и передачи духовных ценностей и стереотипов поведения, характерных для русской традиции [2].
Объектом изучения особенностей трансформации русской земледельческой свадебной традиции у О. В. Кузьминой выступает городская купеческая среда Сибири середины XVIII - конца
XIX вв. Автор приходит к выводу о том, что на культурную жизнь, да и на всю жизнь в целом большое влияние оказывает климатическое месторасположение региона, социальные изменения, экономическое развитие. Таким образом, при освоении необжитых земель Сибири пришлому населению приходилось приспосабливаться к условиям суровой местной жизни, контактировать с местным населением, обогащая свой жизненный опыт, свою культуру и привнося в уклад аборигенов свой образ жизни.
В Сибирь часто отпралялись политические ссыльные, большую часть из которых составляла интеллигенция. Приток образованных людей, которые имели вольнодумные мысли, способствовал появлению предприимчивой жилки, фантазии, развитию искусства, повышению грамотности населения. Помимо этого, богатство края, его удаленность от центрального правительства, высокий уровень культуры творческой интеллигенции стимулировали особую культурную активность сибирского купечества. Купцы в основном проживали в городах, но, не смотря на это, были в тесной связи с земледельческой традицией.
В своей научной работе О. В. Кузьмина, ссылаясь на труды А. В. Руднева, приводит его классификацию структуры свадебного обряда XVIII -XIX в., согласно которой свадебный обряд делится на три цикла: предсвадебный, включающий в себя сватовство, осмотр дома жениха, сговор (рукоделие), богомолье, девичник и мальчишник, баня; свадебный, состоящий из сбора свадебного поезда, приезда жениха за невестой (выкуп), венчания, встречи молодых, привоза приданого, обряда «окручивание», пира (который является центральным событием), обрядовой пищи и брачной постели; и послесвадебного.
В учебном пособии М. И. Долженковой дается анализ попыток сценического воплощения традиционного свадебного обряда, характерного для Тамбовского региона XIX и всего XX вв. В част-
ности, анализируется исполнение свадебного обряда на сцене летней эстрады в саду усадьбы Н. И. Лукьяненко (1884 г.); на этнографическом вечере Козловского научного общества по изучению местного края (1927 г.); а также современное сценическое воспроизведение тамбовского свадебного обряда Государственным ансамблем песни и пляски Тамбовской области «Ивушка» и фольклорным театром «Иван да Марья» Тамбовского государственного университета [1].
Разработка и реализация проектов и программ возрождения и развития традиционной культуры должны опираться на подробное изучение различных аспектов традиционного свадебного обряда. Посредством многоаспектного анализа и обобщения важно сформировать целостное представление о данном явлении народной художественной культуры, что послужит комплексной моделью для реализации профильных досуговых программ в современной практике учреждений социально-культурной сферы.
Литература
1. Долженкова М. И., Толмачев Ю. А. Тамбовская художественная культура: учеб. пособие. Тамбов, М., СПб., С. 64-72.
2. Кузьмина О. В. Особенности трансформации русской земледельческой свадебной традиции в усло-
виях городской купеческой среды (середина XVIII -конец XIX вв.): дис. ... канд. культурол. наук. Кемерово, 2004.
3. Кургузова Н. В. Мифопоэтический аспект пространственно-временной системы русской свадебной лирики: песни и причитания: дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2007.
4. Тимофеева Л. В. Традиции и новации в русском свадебном обряде: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
5. Федорова Т. Ю. Русские свадебные приговоры (поэтика жанра): дис. ... канд. филол. наук. М., 1994.
* * *
HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC ASPECT OF STUDYING OF TRADITIONAL WEDDING CULTURE
A. A. Kartashov
Article is devoted to synthesis of experience of studying of a traditional wedding ceremony; the author analyzes various approaches and the concepts connected with a specification of essence, specifics of folklore filling of the specified ceremony.
Key words: wedding, ceremony, culture, ritual, sentence, tradition.