ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 94(47)+392
Эволюция СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
© н. А. РОСТОВСКАЯ Шуйский государственный педагогический университет e-mail: Rostovskaya.tamara@mail.ru
Ростовская Н. А. - Эволюция свадебной обрядности русского городского населения России в советский период // Известия ПГПУ им.В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 950-953. - В статье рассматриваются вопросы, связанные с эволюцией свадебного обряда русского городского населения России в Советский период. Будучи социально обусловленным, историческое содержание свадебного обряда отражает общественные отношения, с изменением которых меняется форма и содержание этого обряда. Значительные изменения свадебной обрядности XX века вызваны историческими причинами и новыми общественными отношениями. Традиционные черты свадьбы утрачиваются по мере усиления влияния коммунистической идеологии и борьбой с наследием царизма.
Ключевые слова: свадебная обрядность, церковный обряд, бракосочетание, сватовство, обычаи.
Rostovskaya N. А. - The evolution of wedding ceremony of Russian urban population at the Soviet period // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. Belinskogo. 2012. № 27. P. 950-953. - The questions of the evolution of a wedding ceremony of Russian urban population at the Soviet period are considered in the article. Being socially conditioned, the historic content of the wedding ceremony reflects social relations, with the change of which the form and the content of the ceremony are also changing. Considerable changes in the wedding ceremony of the 20th century are provoked by historical reasons and new social relations. The traditional traits of the wedding are gone as the result of the strengthening of the influence of communist ideology and the fight against the heritage of the tsarism.
Keywords: wedding ceremony, the Church ceremony, wedding, matchmaking, customs.
Словарь Русского языка» С. И. Ожегова дает понятие слов «обычай» и «обряд».
«Обычай» - общепринятый порядок, традиционно устоявшиеся правила общественного поведения.
«Обряд» - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.
Однако, в обиходной речи понятия «обычай» и «обряд» часто употребляются как равнозначные. Мы говорим «свадебный обычай», «свадебный обряд».
На самом деле обряд является совокупностью условных традиционных действий, которые служат символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Особенность обряда заключается в его привычности для целого ряда поколений.
Известный русский врач и писатель В. В. Вересаев оценивал значение обряда так: «Вся сила, все значение обряда именно в его художественной закрепленности, в том, что он дает готовое русло для проявления теснящихся в душе чувств, избавляя человека от необходимости искать в минуту сильной эмоции путь ее проявления»[1, с.539].
Таким образом, всякий обряд - это тоже обычай, который обладает свойством выражать некую идею или заменять некое действие. Из сказанного следует, что всякий обряд - это обычай, но не всякий обычай является обрядом. Главным признаком обряда является символичность, знаковость, выражение какой-либо идеи.
Испокон веков свадьба для любого русского человека была одним из самых знаменательных событий. В ритуал проведения свадеб входил многовековой опыт многочисленных народных верований. Традиции проведения свадеб переходили от поколения к поколению, передавались по наследству и обрастали новыми обычаями.
Свадебная обрядность прошла сложный путь развития, меняясь вместе с изменением общественных отношений. Она прямо или косвенно затрагивала многие стороны жизни народа, была тесно связана с условиями его быта и особенностями социальной структуры общества. Будучи социально-обусловленным, историческое содержание свадебного обряда отражало общественные отношения, создавшие эти традиции. С изменением отношений форме обряда а и содержание этого обряда изменилась.
Трансформация русской свадебной обрядности началась с приходом капитализма. новое время разрушило «старинный брак», но при этом обряд, проводимый до революционного периода, сдался не сразу. Разрушаясь, он сохранил в себе многие народные традиции и ритуалы, оставаясь сложным многоплановым действием.
Значительные изменения свадебной обрядности XX века вызваны историческими причинами и новыми общественными отношениями. На протяжении 70 с лишним лет страна перманентно жила в условиях реальных и мифологизированных подвигов. Революции и войны, восстановление экономики после военных разрух, уничтожение сословий, богоборчество и насаждение атеизма, изматывающее соревнование с Западом как способ любой ценой утвердиться в качестве передовой державы - все это при соответствующем идеологическом оформлении легло в основу коренных изменений во всех жизненных сферах, в том числе и в семейно-брачных отношениях.
Традиционные черты свадьбы утрачивались по мере усиления влияния коммунистической идеологии и борьбой с наследием царизма.
Сразу же после победы Октябрьской революции, 31 декабря 1917 года, Ленин и Свердлов подписали декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
Юридическая сила признавалась в первую очередь за гражданским браком, отмеченным в записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Но наряду с этим определялись права и обязанности, возникавшие из незарегистрированного сожительства. Церковный обряд венчания не запрещался, но он был лишен юридического значения. Венчание теперь само по себе не создавало юридических брачных отношений. Нужно сказать, что в первые годы после Октябрьской революции протест против старых норм брачного и семейного права был очень силен.
Россия всегда жила духовностью, основанной на христианской вере. После революции религия еще была прочно связана с мировоззрением граждан, их бытом, укладом семьи и воспитанием. Но в январе 1918 года советской властью был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отношение к религии заключалось в борьбе со «старой» христианской верой и в насаждении новой, поскольку марксизм с первых лет революции был оформлен как вера в светлое будущее. В стране появились новые праздники, а обычаи и обряды намеренно носили характер антицерковного содержания.
В начале 1920-х годов в противовес церковному венчанию и традиционному свадебному ритуалу появляются первые «красные свадьбы». Под «красной свадьбой» понимался ритуал бракосочетания, появившийся в советское время.
Новые обряды, по справедливому замечанию В. В. Вересаева, могли жить некоторое время потому, что они были единичны, необычны, исключительны на фоне религиозной обрядности. Но как только эти обряды становились массовыми и утрачивали свою
исключительность, дальнейшая их судьба определялась их собственным содержанием. Неизбежно вступал в свои права закон всех обрядовых форм - соответствие обрядовых действий тем мыслям и чувствам, которые переживают люди в момент торжества. Поэтому эти новые обряды не получили массового распространения, а население городов и сел обратилось к практике недавно ставших привычными массовых общественно-политических мероприятий, перенося их на явления семейной обрядовой жизни. Исследователи справедливо считают, что такое совмещение было чуждо самой природе семейных обрядовых традиций и не могло способствовать успеху трудного дела обрядотворчества.
Основным обрядовым звеном при заключении брака должен был стать сам акт его обрядового скрепления.
Эмоционально-зрелищная сторона обряда выполняла бы важную социально-воспитательную и антирелигиозную функции. Однако порядок, принятый при гражданской регистрации брака, еще не имел в то время разработанных, единых, торжественно-ритуализованных форм, а носил формальный характер. Сугубо деловая и несколько суховатая процедура не вполне устраивала широкие слои населения как торжественный церемониал. В первые годы после революции, появился и все более входил в быт своеобразный термин «расписаться», обозначавший в обыденной речи заключение брака. Все это во многом мешало гражданской регистрации брака становиться обрядом и способствовало сохранению в быту старых, давно сложившихся обрядов. Поэтому, в первые десятилетия советской власти у основной массы населения брак продолжал оформляться в соответствии с прежними свадебными традициями, включая нередко и церковный обряд венчания. В последующие годы доля церковных браков постепенно сокращалась, а доля браков, зарегистрированных в ЗАГСах, увеличивалась. Снижение доли церковных браков, а затем почти полное их исчезновение наряду с другими причинами оказали существенное влияние на свадебную обрядность, способствуя сокращению и упрощению свадебного ритуала.
За годы советской власти очень изменился и сам характер заключения браков, и их обрядовое оформление. Наблюдалось непрерывное повышение роли вступающих в брак. В послевоенные годы браки преимущественно заключались по любви и обоюдному согласию. Решающее значение при этом имела договоренность жениха и невесты, которая иногда совмещалась с последующей договоренностью их родителей. Браки, заключенные по договоренности только родителей, составляли редкое исключение, а после 70-х годов прошлого века исчезли совсем. Переход к решающей роли в заключение браков к самим вступающих в брак молодых людей не означал полного отстранения родителей от участия в предсвадебных и свадебных мероприятиях. Родители, узнав о намерении детей создать семью, как правило, принимали активное участие в обсуждении личных качеств и общественного поло-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
жения жениха и невесты, их будущего материального обеспечения и устройства. Довольно часто на эти обсуждения приглашали близких родственников и особо близких друзей. И хотя внешне эти обсуждения напоминали традиционные семейные советы, они, как правило, имели лишь совещательное значение и решали вопросы организации брака, а не его заключения.
Вступление в брак без согласия или оповещения родителей было обусловлено либо боязнью возражений и противодействия со стороны родителей, либо недостаточным уважением родителей детьми. Однако острые конфликты между родителями и детьми при заключении браков возникали довольно редко.
Вступлению в брак предшествовало более или менее продолжительное знакомство (от 6-ти месяцев до 2-х лет) и значительно увеличилось число мест предбрачных знакомств. Молодые люди знакомились в различных учебных заведениях, на работе, в общественном транспорте, в местах отдыха и развлечений, в гостях (у родных, друзей, сослуживцев), во время службы в армии.
Значительно изменилось календарное распределение браков. В годы советской власти свадьбы справляли круглогодично, без оглядки на Посты, церковные праздники и дни календаря. Так же в городе не учитывалась и сезонность. Однако, при этом необходимо отметить, что процент свадебных торжеств несколько возрастал в летне-осенний период из-за снижения материальных затрат для свадебного пира.
Социально-экономические преобразования в стране вызвали не менее значительные изменения в структуре и обрядовом оформлении всего свадебного цикла. Несмотря на то, что отдельные элементы традиционной свадьбы довольно часто включались в свадебные празднества, они не были связаны между собой и не представляли собой целостного комплекса. К примеру, сватовство было обязательным элементом предсвадебного цикла в дореволюционный период. В советское время наблюдалась четкая тенденция к сокращению свадеб со сватовством и рост числа браков, заключенных без сватовства. При этом менялся и сам характер сватовства, его место и роль в свадебном комплексе. Сватовство перестало ставить своей целью подбор невесты и получения согласия на брак. Оно лишь стало подтверждать серьезность намерений жениха, и приобщает к заключению брака родителей с обеих сторон.
Во время сватовства стали решать вопросы, которые в традиционном свадебном ритуале решали во время сговора, рукобития и запоя. Роль сватов стали выполнять родители, вступающих в брак, и во время сватовства договариваться о дне свадьбы, организации свадебного вечера, решать, с позиции родственников, вопросы будущего устройства молодых.
Аналогичные изменения произошли и в других свадебных действиях. Из предсвадебного периода выпали плачи, домашние обручения, устройство девичника. В то же время среди предсвадебных действий сохранилась традиция одаривания родственников жениха и невесты, которое способствовало сближе-
нию вступающих в родство семей, помощь подруг невесты в подготовке к свадьбе и организации свадебного вечера.
Обрядовый цикл дня свадьбы также претерпел весьма значительные изменения. Свадьба прошлого века не включала ни причитаний, ни магических действий (невесту стали закрывать не платком, а легкой фатой), ни обряда расплетения косы, ни венчания. Однако в день регистрации брака сохранилась часть обрядов, которые утратили прежний смысл и обрели игровой и развлекательный характер. к ним относятся «выкуп невесты», «свадебный поезд», «встреча молодых хлебом-солью».
Во второй половине 1950-х годов, когда был введен новый Семейный кодекс, в городах получают распространение комсомольские свадьбы, которые, однако, в быту не закрепились. Возможно, причиной неудачи было то, что не удалось найти рационального сочетания между общественно-коллективистскими взглядами молодежи на оформление брака и традиционными внутрисемейными представлениями о форме брачного торжества. В создавшихся условиях не было возможности уравновесить функции семьи и общественности, связанные с приготовлением и проведением свадебного праздника.
В научной литературе высказывается справедливое мнение о том, что комсомольские свадьбы часто приобретали характер показательных мероприятий, требовали больших финансовых затрат со стороны государства или общественных организаций, что само по себе было сопряжено с рядом трудностей и не позволяло широко их практиковать. Вместе с тем комсомольские свадьбы, несмотря на их недостаточно широкое распространение, играли агитационновоспитательную роль.
Они пропагандировали советские безрелиги-озные способы оформления брака, принципы социалистической морали в области семейных отношений. для них разрабатывались многочисленные сценарии торжественной регистрации, включавшие, некоторые традиционные безрелигиозные символы и атрибуты. Вернулась из прошлого традиция обручальных колец и свадебного платья у невесты.
В конце 60-х годов у городской молодежи появилась традиция после торжественной церемонии заключения брака приезжать к Вечному огню или памятникам воинам Великой Отечественной войны.
В это же время существенно меняется состав и функции активных участников свадьбы. В большинстве случаев свадьба проводится без участия традиционных свадебных чинов. В 70-е и последующие годы у молодоженов появляются «свидетели». Они активно участвуют в организации свадебного торжества, сопровождают новобрачных на протяжении всей церемонии бракосочетания. В день свадьбы свидетельница со своими подружками одевает невесту, а также принимает активное участие в обряде «выкупа невесты». В ЗАГСе свидетели ставят свои подписи в книге регистрации брака. как правило, свидетелями выступают холостой друг жениха и незамужняя подруга невесты.
Иногда свидетели надевают широкие красные ленты с соответствующими надписями.
Изменился и характер свадебных застолий. На свадебный вечер стали приглашать не только родственников, но и друзей и сотрудников новобрачных. Во время свадебного вечера молодожены являются не только центральными фигурами, но и активными участниками торжества, здесь их поздравляют, высказывают всевозможные добрые пожелания, преподносят подарки. «Ритуальный свадебный пир все больше и больше приближается к праздничному вечеру».
для обрядов второго дня характерен тот же процесс, что и для других ее периодов - это «трансформация очень древних обычаев, уже давно утративших свой прежний смысл», превратившихся в простую забаву.
«В целом в развитии традиционной свадьбы за годы советской власти ориентировочно можно выделить три основных периода: 1-й с 1917 по 1945 г., 2-й с 1946 по 1960 г., 3-й с 1961 по 1970 г.
Наиболее интенсивное оживление традиционных черт свадьбы приходится на 1950-1960 гг. Оно связано, с одной стороны, с нормализацией условий жизни, резким повышением материального обеспечения населения, а с другой - с недостаточно высокой культурой оформления торжеств».
В этот период широко распространяется мнение относительно необходимости обрядового оформления браков, появляются попытки административного внедрения в быт еще не сложившейся и далеко не идеальной новой обрядности. для избранных проводятся комсомольские свадьбы. При этом отсутствуют простые, строгие и в тоже время красивые свадебные обычаи, которые доступны всем.
«Первый и третий периоды характеризуются четко выраженным снижением уровня традиционности в русской свадьбе».
Следует подчеркнуть, что многие свадебные обряды заметно сократились, некоторые слились, другие исчезли совсем. Часть обрядовых действий сохранилась как веселые забавы. Все это является показателем значительных качественных и количественных изменений в свадебном обряде.
«Обряды и обрядовые церемонии могут существовать и развиваться как самостоятельно, так и в комплексе с теми праздникам, которым свойственна в первую очередь массовость. Они состоят обычно из череды обрядовых действий, ритуалов, церемоний торжественных актов, в ходе которых раскрывается идейное содержание обряда. «для того, чтобы обря-
довые символы дошли не только до ума, но и сердца, были не только сознаны, но и пережиты, необходимо выразить их во впечатляющей, яркой, оказывающей психологическое воздействие форме» [2, с.26].
Являясь немаловажным фактором формирования духовного мира человека, свадебные обряды существуют в тесной связи с народными традициями, культурной жизнью общества и общественными отношениями в этом обществе.
«По своей природе обряд - явление с широкими функциями, потому что в нем заключено многоплановое содержание, и он одновременно преследует несколько целей, удовлетворяя в основном социальным потребностям. Обрядовые действия выступают формой проявления эмоций, способом эмоциональной разрядки. А включаемые в них элементы искусства (танцы, песни, рисунки, маски) удовлетворяют в какой-то мере и эстетическим потребностям» [3, с.51].
каждый обряд, ритуал, праздник требует постоянного совершенствования, обогащения новыми проявлениями современной культуры. Необходимо, чтобы различные компоненты и структурные элементы в обрядах развивались в правильных соотношениях, постоянно повышался их психологический и эмоциональный потенциал.
С течением времени и изменением социального устройства общества связаны изменения, произошедшие в самом свадебном обряде. Из наследия ушедших поколений чутко и продуманно отбирались обычаи и традиции, связанные с национальными корнями и национальной памятью. При этом они меняли формы, приемы, используемые материалы, объект, на который направлено их воздействие, мораль, которую они в себе несут. При этом необходимо отметить, что все перемены затрагивают лишь внешнюю оболочку, сохраняя главное - национальные корни.
Таким образом, русская городская свадьба за годы советской власти претерпела качественные и количественные изменения. Часть свадебных обрядов исчезла совсем, а другая часть перестала носить ритуальный характер и превратилась в игровое действие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылина. М., 1989.
2. Пузикова Л. Б. Свадьба ХХ1 века: 77 вариантов. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков, 1881.