Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНAЧЕНИЕ ШКОЛЫ “МAНAСЧЫ” И “БAХШИ”'

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНAЧЕНИЕ ШКОЛЫ “МAНAСЧЫ” И “БAХШИ” Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мaнaсчы / бaхши / эпическое искусство / устнaя трaдиция / культурное нaследие / Центрaльнaя Aзия / культурнaя идентичность / manaschi / bakhshi / epic art / oral tradition / cultural heritage / Central Asia / cultural identity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Aнaрбековa В. Э., Нaржигитовa Ш. A.

Исследуется историческое знaчение школы «мaнaсчы» в кыргызской культуре и трaдиции «бaхши» в узбекской, кaк уникaльных форм устного эпического искусствa. Aнaлизируется их роль в сохрaнении нaционaльного нaследия, передaчи исторической пaмяти и формировaния культурной идентичности. Этногрaфическое сопостaвление выявляет общие черты, тaкие кaк использовaние интонaции, ритмa и импровизaции для усиления вырaзительности эпосa, a тaкже рaзличия, обусловленные особенностями этнической истории и мировоззрения. Особое внимaние уделяется духовной миссии исполнителей, их роли хрaнителей и трaнсляторов трaдиций. Стaтья подчеркивaет вaжность изучения этих школ для сохрaнения и популяризaции немaтериaльного нaследия Центрaльной Aзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE «MANASCHI» AND «BAKHSHI» SCHOOLS

The article explores the historical significance of the “manaschi” school in Kyrgyz culture and the “bakhshi” tradition in Uzbek culture as unique forms of oral epic art. Their role in the preservation of national heritage, transmission of historical memory and formation of cultural identity is analyzed. Ethnographic comparison reveals common features, such as the use of intonation, rhythm and improvisation to enhance the expressiveness of the epic, as well as differences due to the peculiarities of ethnic history and worldview. Special attention is paid to the spiritual mission of the performers and their role as guardians and transmitters of traditions. The article emphasizes the importance of studying these schools for the preservation and popularization of the intangible heritage of Central Asia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНAЧЕНИЕ ШКОЛЫ “МAНAСЧЫ” И “БAХШИ”»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

УДК 130.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/110/43

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ "МАНАСЧЫ" И "БАХШИ"

©Анарбекова В. Э., ORCID: 0009-0007-6993-4986, Центрaльно Aзиaтский междунaродный медицинский университет, г. Жaлaл-Aбaд, Кыргызстан, [email protected]

©НаржигитоваШ. A., Междунaродныйуниверситет им. К. Ш.Токтомaмaтовa, г. Жaлaл-Aбaд, Кыргызстан, [email protected]

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE «MANASCHI» AND «BAKHSHI» SCHOOLS

©Anarbekova V., ORCID: 0009-0007-6993-4986, Central Asian International Medical Universitye, Jalal-Abad, Kyrgyzstan, [email protected] ©Narzhigitova Sh., International University named after. K.Sh. Toktomamatov, Jalal-Abad, Kyrgyzstan, [email protected]

Aннотaция. Исследуется историческое значение школы «манасчы» в кыргызской культуре и традиции «бахши» в узбекской, как уникальных форм устного эпического искусства. Анализируется их роль в сохранении национального наследия, передачи исторической памяти и формирования культурной идентичности. Этнографическое сопоставление выявляет общие черты, такие как использование интонации, ритма и импровизации для усиления выразительности эпоса, а также различия, обусловленные особенностями этнической истории и мировоззрения. Особое внимание уделяется духовной миссии исполнителей, их роли хранителей и трансляторов традиций. Статья подчеркивает важность изучения этих школ для сохранения и популяризации нематериального наследия Центральной Азии.

Abstract. The аг11с1е explores the histor^! significance of the "manaschi" school in Kyrgyz culture and the "bakhshi" tradition in Uzbek culture as unique forms of oral epic аЛ. Their role in the preservation of national heritage, transmission of historical memory and formation of cultural identity is analyzed. Ethnographic comparison reveals common features, such as the use of intonation, rhythm and improvisation to enhance the expressiveness of the epic, as well as differences due to the peculiarities of ethnic history and worldview. Special attention is paid to the spiritual mission of the performers and their role as guardians and transmitters of traditions. The article emphasizes the importance of studying these schools for the preservation and popularization of the intangible heritage of Central Asia.

Ключевые словa: манасчы, бахши, эпическое искусство, устная традиция, культурное наследие, Центральная Азия, культурная идентичность.

Keywords: manaschi, bakhshi, epic art, oral tradition, cultural heritage, Central Asia, cultural identity.

В культуре Центральной Азии традиция устного эпоса занимает особое место, выступая связующим звеном между поколениями и сохраняя память народов о героическом прошлом. Среди таких традиций особое внимание заслуживают кыргызская школа «манасчы» и узбекская школа «бахши». Эти школы представляют собой не просто методы передачи фольклорных произведений, но и уникальные культурные институты, выполняющие важные

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

социальные функции. Исследование школ манасчы и бахши позволяет углубить понимание исторического и культурного наследия кыргызского и узбекского народов, а также оценить вклад устного творчества в формирование идентичности этих народов.

Школа манасчы (сказителей эпоса "Манас») зародилась в Кыргызстане и является одной из древнейших эпических традиций в мире. Эпос "Манас» повествует о жизни и подвигах легендарного героя Манаса, его борьбе за свободу и единство кыргызского народа. Это произведение охватывает десятки тысяч строк и темы родной земли, любви, верности и противостояния врагам. Манасчы передавали эпос исключительно устным способом, что требовало не только хорошей памяти, но и мастерства в передаче эмоций, смысловых оттенков и диалектных особенностей языка. Основные элементы подготовки манасчы включали обучение техникам декламации, развитию голоса и запоминанию больших текстов. Манасчи традиционно были важными общественными фигурами, так как их выступления объединяли народ, передавая историю, моральные ценности и культурные нормы.

Особое значение в школе манасчы отводится технике импровизации. Это отличительная черта кыргызских сказителей, которая позволяет им адаптировать эпос к изменениям в обществе. Таким образом, школа манасчы не только сохраняла текст эпоса, но и способствовала его обновлению, сохраняя актуальность для новых поколений [2].

Узбекская школа бахши — это система передачи и исполнения эпоса, которая также имеет древние корни и сохранилась до наших дней. Бахши — это узбекские народные сказители и певцы, которые исполняют народные эпосы, такие как "Алпомыш" и "Горуглы". В отличие от манасчы, бахши традиционно используют музыкальное сопровождение, играя на таких национальных инструментах, как дутар и гижжак. Исполнение эпоса у бахши сочетает в себе поэзию, музыку и театральное мастерство. Это создает особую атмосферу, которая помогает аудитории глубже проникнуться содержанием истории. Основными чертами школы бахши является значительное внимание к ритмическому и мелодическому аспекту, а также символизму эпических сюжетов. Бахши выступают не только как исполнители, но и как хранители национального культурного кода, отражая в своих произведениях исторические события, социальные нормы и философские воззрения узбекского народа [1].

Традиционный эпос занимает важное место в культуре узбекского народа, представляя собой не только художественное наследие, но и инструмент сохранения национальной идентичности, передачи исторической памяти и моральных ценностей. В книге А. Назарова «Эпос и его роль в культуре узбекского народа» исследуется значение устного эпоса, его структура, жанровые особенности и роль сказителей — бахши [3]. Автор рассматривает особенности народного эпоса узбеков и его роль в развитии национального самосознания.

Эпос узбекского народа включает в себя такие произведения, как "Алпомыш", "Горуглы" и "Кунтугмиш", которые на протяжении веков передаются устным путем. Назаров подчеркивает, что каждый из этих эпосов имеет большое значение для осознания народом своего прошлого и культурных традиций. Эпические произведения, охватывающие темы героизма, любви, чести и справедливости, отражают представления узбекского народа о добре и зле, идеалах и нормах поведения. Эпосы, как отмечает автор, играют важную роль в объединении людей, поскольку они формируют коллективное восприятие истории и помогают сохранять культурное наследие. В условиях отсутствия письменной передачи текста эпосы были адаптированы к фольклорным и социальным изменениям, что также демонстрирует их гибкость и способность быть актуальными. Согласно Назарову, ключевую роль в сохранении эпоса играют бахши - народные сказители и певцы, которые исполняют эпосы на различных мероприятиях и праздниках. Они традиционно сопровождают свои

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

исполнения игрой на музыкальных инструментах, таких как дутар и гижжак, что создает уникальную атмосферу и усиливает эмоциональное восприятие. Бахши обучаются искусству повествования с раннего возраста, перенимая знания у опытных мастеров. Этот процесс передачи знаний от одного поколения к другому обеспечивает сохранение эпоса в его первозданном виде. Назаров отмечает, что исполнение бахши содержит элементы импровизации, что позволяет каждому сказителю вносить индивидуальные особенности в повествование, сохраняя при этом основные канонические сюжеты.

Анализируя содержание узбекского эпоса, Назаров выделяет темы, которые играют центральную роль в формировании моральных идеалов и культурных ценностей узбекского народа. Например, в эпосе «Алпомыш» исследуются темы семейной чести, верности и патриотизма, в то время как «Горуглы» рассказывает о борьбе героя за справедливость и благополучие своего народа. Символизм, заложенный в эпосах, также имеет большое значение для понимания традиционного мировоззрения узбеков. По словам Назарова, герои эпоса, такие как Алпомыш, выступают в роли моральных образцов для слушателей. Их поведение, поступки и взаимодействие с другими персонажами показывают идеалы узбекского общества, а также иллюстрируют важные уроки, касающиеся отношений, уважения к старшим и ответственности перед своим народом [3].

При сборе этнографических полевых материалов из Узбекистана мы получили следующие отзывы от учениц школы бахши. «Школа бахши передает свои знания через систему ученичества, когда молодой исполнитель учится у опытного мастера, перенимая технику, интонации и даже эмоциональные оттенки, характерные для его исполнения. Таким образом, мастерство бахши передается из поколения в поколение, что помогает сохранять и обогащать культурное наследие узбекского народа [4].

Итак, какова же была техника и методы школы бахши? Исполнение бахши сопровождается игрой на музыкальных инструментах, таких как дутар, гижжак и рубаб. Музыкальное сопровождение играет важную роль в создании ритма и настроения повествования. Бахши обучаются не только искусству игры на инструментах, но и техникам декламации, правильной постановке голоса и управлению дыханием.

Сегодня школа бахши продолжает существовать, хотя сталкивается с вызовами, связанными с изменениями в социальной и культурной структуре. С появлением массовых информационных технологий традиционные формы устного творчества, такие как бахши, подвержены риску забвения. Тем не менее, усилия по сохранению этой культуры предпринимаются на государственном уровне, а также в рамках различных культурных организаций. Сегодня проходят фестивали, конкурсы и выставки, на которых бахши демонстрируют своё мастерство, и это способствует возвращению интереса к традиционному искусству. Особое внимание уделяется обучению молодых исполнителей, созданию школ и программ, которые помогают возрождать традицию бахши. Кроме того, современные бахши адаптируют свои выступления к новым условиям, используя доступные медиаформаты для распространения своего искусства [5].

Школы манасчы и бахши имеют как сходства, так и различия. Оба направления характеризуются устной передачей эпических текстов, но манасчы склонны к более строгой передаче канонического текста, в то время как бахши прибегают к музыкальному и импровизационному исполнению. Оба эпоса имеют высокую социальную значимость, поскольку их исполнители формируют коллективную память народа, рассказывая о подвигах героев и передавая моральные устои. Исторически школа манасчы выполняла роль этнической консолидации кыргызов в период внешних угроз и конфликтов. Она помогала народу сохранять культурную идентичность и ощущение единства. Школа бахши, в свою

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 11. №1 2025 https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

очередь, играла значимую роль в формировании социальной структуры узбекского общества, передавая народные идеалы и нормы.

Вывод

Эти школы внесли неоценимый вклад в культурное наследие Центральной Азии. Сегодня традиции манасчы и бахши продолжают оказывать влияние на современную культуру, вдохновляя писателей, музыкантов и художников, стремящихся сохранить богатое историческое наследие своих народов.

Школы манасчы и бахши представляют собой уникальные явления, отражающие многовековую историю кыргызского и узбекского народов. Их значение выходит за пределы простого повествования, превращаясь в инструмент этнической идентификации, воспитания и передачи культурного наследия. В условиях глобализации и модернизации сохранение и изучение этих школ приобретает особую актуальность. Поддержка и развитие традиций манасчы и бахши позволяют сохранять связь с культурными корнями, что важно для будущих поколений.

Список литературы:

1. Мирзоев С. Устная поэзия народов Средней Азии. Ташкент: Академия наук Узбекистана, 2005.

2. Мырзабеков А. Манасчы и их роль в обществе. Бишкек: Институт кыргызской культуры, 2010.

3. Назаров А. Эпос и его роль в культуре узбекского народа. Ташкент: Академии наук Узбекистана, 2012.

4. Полевой тетрадь автора (ПТА 1) Абдуллакулбаназаров Норбек бахши. Хива, 2022.

5. Полевой тетрадь автора (ПТА 1) Юсупов Давлатназар бахши, Хива, 2022.

References:

1. Mirzoev, S. (2005). Ustnaya poeziya narodov Srednei Azii. Tashkent.

2. Myrzabekov, A. (2010). Manaschy i ikh rol' v obshchestve. Bishkek.

3. Nazarov, A. (2012). Epos i ego rol' v kul'ture uzbekskogo naroda. Tashkent.

4. Polevoi tetrad' avtora (PTA 1) Abdullakulbanazarov Norbek bakhshi (2022). Khiva.

5. Polevoi tetrad' avtora (PTA 1) Yusupov Davlatnazar bakhshi (2022). Khiva.

Работа поступила в редакцию 06.12.2024 г.

Принята к публикации 11.12.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Анарбекова В. Э., Наржигитова Ш. А. Историческое значение школы "Манасчы" и

"Бахши" // Бюллетень науки и практики. 2025. Т. 11. №1. С. 367-370. https://doi.org/10.33619/2414-2948/110/43

Cite as (APA):

Anarbekova, V., & Narzhigitova, Sh. (2025). Historical Significance of the "Bakhshi" Schools. Bulletin of Science and Practice, 11(1), 367-370. https://doi.org/10.33619/2414-2948/110/43

'Manaschi" and (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.