Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №1. 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/98
УДК 93: 78 https://doi.org/10.33619/2414-2948/98/58
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КЫРГЫЗСТАНА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
©Турдубаев Т. А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан ©Абдыкадырова С. Р., ORCID: 0000-0001-8141-5408, SPIN-код: 9760-7052, канд. филол. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
MUSICAL ART OF KYRGYZSTAN: RETROSPECTIVE ANALYSIS
©Turdubaev T., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan ©Abdykadyrova S., ORCID: 0000-0001-8141-5408, SPIN-code: 9760-7052, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Данная работа посвящена области теории и истории национального кыргызского искусства. Цель работы — кратко передать историю музыкальной культуры кыргызов как неотъемлемой части духовного наследия этого народа. Культурно-исторический компонент предполагает изучение главных вех истории музыкального искусства Кыргызстана, особенностей ее формирования, а также движущих сил культурного прогресса в республике. Авторы данной работы включают анализ факторов, влиявших на развитие музыкального искусства в Кыргызстане и изучение различных путей освоения музыкально-культурного наследия кыргызов. Изучение национального кыргызского искусства с данных позиций знакомит с основными чертами национального характера и культурой кыргызского народа, особенностями его мировосприятия, богатством музыкального языка. Все это способствует становлению национального самосознания, формированию ценностного отношения к национальному культурному наследию своего народа.
Abstract. This work is devoted to the field of theory and history of national Kyrgyz art. The purpose of the work is to briefly convey the history of the musical culture of the Kyrgyz as an integral part of the spiritual heritage of this people. The cultural and historical component involves studying the main milestones in the history of musical art in Kyrgyzstan, the features of its formation, as well as the driving forces of cultural progress in the republic. The authors of this work include an analysis of the factors that influenced the development of musical art in Kyrgyzstan and the study of various ways to master the musical and cultural heritage of the Kyrgyz people. The study of national Kyrgyz art from these positions introduces the main features of the national character and culture of the Kyrgyz people, the peculiarities of their worldview, and the richness of the musical language. All this contributes to the formation of national self-awareness, the formation of a value-based attitude towards the national cultural heritage of its people.
Ключевые слова: искусство, музыка, история, народ, культура, наследие.
Keywords: art, music, history, people, culture, heritage.
История Кыргызстана охватывает период от древнего наскального искусства до Великого Шелкового пути, от Советского Союза до обретения страной независимости. Кыргызстан долгое время был важной исторической точкой в центре Азии, поскольку он был расположен на пересечении торговых путей и империй. Находясь между Китаем, Персией,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №1. 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/98
Аравией, Индией, Турцией и Российской империей, земля, которая сегодня образует Кыргызстан, внесла свои коррективы в историю многих народов, религий, культур и путешественников. Кыргызская культура сформировалась под сильным воздействием кочевой жизни. С другой стороны на нее оказали влияние русская, персидская и турецкая культуры. Но несмотря ни на что кыргызское музыкальное искусство по-прежнему остается очень уникальной и неповторимой. Особенно нельзя не заметить связь между кыргызской музыкой и природой, которая прослеживается повсюду.
В качестве источников были привлечены труды, краткие очерки по истории музыки республики, биографические «этюды» о творчестве ведущих композиторов, содержащие отдельные факты, относящиеся к исследуемому вопросу. Особую ценность представляют рецензии и статьи посвященные деятельности национальных музыкальных коллективов. Полезная информация была обнаружена и на сайтах в сети Интернет. Комплексное использование разных по характеру групп источников помогло авторам сделать попытку всесторонне представить ретроспективный анализ музыкального искусства Кыргызстана. В качестве методологической основы исследования использована система методов, среди которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-ретроспективный). Для кыргызской народной музыки характерны сдержанность, уравновешенность, импровизационность и эпичность. Имена многих известных певцов и музыкантов сохранились в народе, а их творческое наследие передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, от учителя к ученику, дойдя до нашего времени и сыграв фундаментальную роль в развитии музыкальной культуры страны.
На протяжении веков в Кыргызстане развивались народные песни и исполнительское искусство. Об этом свидетельствуют работы выдающихся исследователей как В. Виноградова, В. Бартольда, В. Радлова, С. Абрамзона, музыковеда А. Затаевича. Как пишет В. Виноградов: традиция сольного исполнения у кыргызов тянется из глубины веков; по косвенным историческим данным мы можем предполагать, что уже веках она
находилась на довольно высоком уровне развития, что уже тогда в народе были певцы и музыканты, обладающие даром музыкально-поэтической импровизации» [1].
Первые записи кыргызских народных песен были сделаны А. Затаевичем и В. Виноградовым [1-3]. Творчество основоположников кыргызской народной песни и исполнительского искусства Сартпая, Токтогула, Калмурата, Бугачи, М. Баетова, А. Огонбаева, М. Омуркановой и других полностью определяется кыргызской народной музыкальной культурой. Их творчество обладало этнически ярким музыкальным языком и стало первым примером народной песни как жанра кыргызской национальной музыкальной культуры [2]. Богатое по содержанию и разнообразное по жанрам такое наследие стало фундаментом наиболее важных музыкальных и стилистических особенностей музыкального профессионализма страны, и развились основные традиции, носящие в значительной степени основополагающий характер. Истоки современной музыки и драматического искусства в Кыргызстане представлены богатейшим народным устным, поэтическим и музыкальным творчеством, наполненным элементами театрального характера (акыны-импровизаторы, остроумные комики, народные исполнители, эпические сказители, инструменталисты и т. д.). С присоединением территории Кыргызстана к России (1855-1876) и появлением в городе первых поселенцев по инициативе русской интеллигенции зародились первые драматические кружки, в которых начали принимать участие молодые талантливые актеры и певцы из народа..
Центральное место в кыргызской музыке народных музыкальных инструментов
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №1. 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/98
занимают такие крупные классические куу, как «Камбаркан», «Ботой», «Кербез». Каждое куу в основном основано на мелодиях персонажей песни. С точки зрения фольклора, музыка всегда должна рассказывать о ком-то или о чем-то и выражать важное и специфическое содержание. «Его комуз говорит как человеческий голос» — вот что говорили кыргызы, услышав инструментальные произведения, характеризующие мастерство комузиста. Комуз — древний трехструнный щипковый народный музыкальный инструмент кыргызов. Как отмечал А. В. Затаевич: «Центр тяжести киргизской музыкальности, наиболее ценное, значительное и оригинальное, что этот народ может со своей стороны привнести в сокровищницу музыки, заключается не только в его песнях (обон), сколько именно в пьесах для народных инструментов (куу), являющих собой образцы своеобразной музыкальной культуры, большого технического мастерства, умения широко и цветисто использовать природные свойства скромных инструментов, а иногда и в миниатюрах дать значительное содержание» [3].
У кыргызов слово «куу» означает наигрыш, инструментальную пьесу. Куу представляет пьесы для трехструнного щипкового комуза и двухструнного смычкового кыяка (двухструнный смычковый музыкальный инструмент), а также для духовых инструментов: чоора, сурная, темир-комуза, (железного комуза), жыгач ооз комуза (деревянного губного комуза).
За годы советской власти народное музыкальное творчество кыргызов превратилось в одно из высокопрофессиональных направлений национальной культуры. 18 мая 1936 года состоялся первый концерт Кыргызского государственного оркестра народных инструментов, на базе которого в этом же году была создана Кыргызская государственная филармония — своеобразная школа подготовки профессиональных кадров певцов и музыкантов. Так в 1939 году была поставлена первая кыргызская опера «Айчурек», а в 1940 году - первый кыргызский балет «Анар». Предтечей национальной профессиональной музыки было творчество выдающегося композитора Абдыласа Малдыбаева. Музыкальный критик А. Петров писал о нем следующее: «Молодой композитор начал делать первые музыкальные постановки. Они явно поставлены очень скромно, но на самом деле максимально приблизиться к народным песням, к персонажам кыргызского фольклора, к кыргызскому народному творчеству — это очень сложная задача (автор песни — Абдылас Малдыбаев). В самой оркестровке композитор постарался передать звуки народных инструментов» [4].
В развитии музыкального искусства в Кыргызстане и в подготовке национальных кадров сыграли огромную роль и выдающиеся деятели русского искусства. В период становления профессионального искусства, приглашенные музыканты, балетмейстеры, художники, участники экспедиций из Москвы закладывают основу для дальнейшего развития искусства Кыргызстана. Среди них композиторы В. А. Власов, В. Г. Фере, П. Ф. Шубин, музыковед В. С. Виноградов. К примеру, на музыку В. Власова, В. Фере и А. Малдыбаева по либретто Дж. Турусбекова была создана вторая по счету историческая музыкальная драма «Ажал ордуна» («Не смерть, а жизнь»). Премьера ее постановки была приурочена к первой московской декаде литературы и искусства (26 марта 1938 г.) и стала своеобразным экзаменом на зрелость профессионального музыкального искусства в Кыргызстане.
1939 год стал особенно запоминающимся для музыкального театра Кыргызстана. В сотрудничестве с тремя композиторами (В. Власов, В. Фере, А. Малдыбаев) появилась первая национальная сценическая опера — «Айчурек». Она основана на отрывке из известного кыргызского эпоса «Манас». Русский и советский композитор Р. Глиэр тогда
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №1. 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/98
отметил: «В. Власов и В. Фере добились большой победы в работе над «Айчурек» прежде всего благодаря своему умению чутко уловить самое характерное в интонационной и ладовой природе кыргызского мелоса. Элементы кыргызской народной музыки композиторам удалось очень культурно использовать для законченных оперных частей «Айчурек». Некоторые ариозо, симфонические и хоровые эпизоды производят глубокое впечатление, А. Малдыбаев проявил много вкуса и умения в собрании кыргызского фольклора» [5, с. 3]. Вскоре композиторы А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере напишут песню, которая была утверждена в качестве Государственного Гимна Кыргызской Республики.
В числе деятелей, внесших неоценимый вклад в национальную музыкальную культуру Кыргызстана, следует назвать известных мастеров, самобытных народных музыкантов — Токтогула Сатылганова, Карамолдо Орозова, Мураталы Куренкеева, Атая Огонбаева, Ибрая Туманова, композиторов Мукаша Абдраева, Насыра Давлесова, Калыя Молдобасанова, Рысбая Абдыкадырова и других [6].
В послевоенные годы (1946-1950) очень ярко развивалась в Кыргызстане фортепианное искусство. В республике стали создаваться сети культурно-просветительских учреждений и концертных организаций, открываться театры, музыкальные средние и высшие учебные заведения, где центром развития стала кыргызская фортепианная музыка — яркая и самобытная часть советской фортепианной культуры. Ее отличает взаимодействие национальных музыкальных традиций и богатейший тезаурус русской и европейской академической музыки. Кыргызская фортепианная школа 1950-х годов — это прежде всего произведения сложной, развитой формы. В эти годы возрастает интерес к жанру сонаты. Для фортепиано пишут С. Германов, С. Медетов, М. Абдраев, Г. Окунев. В фортепианной музыке тех лет появляются эпические, драматические и лирические образы. Очень распространена лирическая сфера. Это было вообще отражением общих тенденций в музыке тех лет. В ряду ярких произведений — сюита С. Медетова, прелюдии А. Джаныбекова, пьесы «Пастораль» М. Бурштина, «Летом на Иссык-Куле» С. Алгожоева. Жылдыз Малдыбаева и Муратбек Бегалиев в своих сонатах сопоставляют лирические образы с динамикой действенной активности.
Характерным для национальных композиторов остаётся и следование традициям русской школы. В произведениях кыргызских композиторов этого периода часто можно проследить традиции Скрябина, Рахманинова, Метнера и Шостаковича. Но в то же время в их музыке отчетливо слышен оригинальный национальный голос. В центре развития фортепианного искусства в Кыргызстане того времени как бы звучит экспериментальный диалог авангарда западноевропейской цивилизации и кыргызской народной музыкальной культуры. Политональные наложения изысканных гармоний, додекафонические построения, полиритмические эксперименты слышны в «Семи прелюдиях-мгновениях» К. Молдобасанова и Третьей Сонате М. Бурштина.
1970-е годы характеризуются интенсивным взаимодействием различных национальных культур. Организуются различные конференции, симпозиумы по проблеме межкультурных контактов различных народов: «Международный музыкальный конгресс» в Москве (1971 г.), «Музыкальная трибуна Азии» в Алма-Ате (1973 г.), симпозиум «Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность» в Самарканде (1978 г.), конференция «Современное состояние, актуальные проблемы и перспективы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки» в Ташкенте (1979 г.). На базе филармонии проводятся Всесоюзные отборы на Международные конкурсы. В это время произведения кыргызских композиторов получили международное признание. В их числе —
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №1. 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/98
балет-оратория К. Молдобасанова «Материнское поле» (Государственная премия СССР 1976 г.) и симфоническая поэма «Последний день Помпеи» Муратбека Бегалиева [6].
Анализ формирования музыкально-драматического искусства в Киргизии в исторической ретроспективе позволил установить влияние политических, экономических и других процессов на изменение функций театра. Новая социально-экономическая ситуация в Кыргызстане, сложившаяся в конце 80-х годов прошлого века, создала возможности для ликвидации многих идеологических стереотипов в развитии художественной культуры и деятельности по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Можно сказать, что именно с этого периода музыкальная жизнь кыргызского народа изменилась до неузнаваемости. Наряду с народными песнями важную роль стали играть современные народные песни и зарождающаяся профессиональная музыка.
Сегодня современная кыргызская музыка находится в процессе культурной глобализации и представлена самобытным характером. Этому способствует национальное своеобразие палитры фольклорной культуры. С одной стороны — это сугубо музыкальная ветвь кыргызского фольклора (ырчы, манасчы, акыны и т.п.), с другой - современная инструментальное исполнительство и песенное эстрадное творчество молодых певцов, которые успешно принимают участие во многих конкурсах, музыкальных шоу России и Европы (шоу «Голос», «Ну-ка все вместе» ).
Ретроспективный анализ кыргызского музыкального искусства показал, что во все времена кыргызы были музыкальным народом. Кыргызская музыка, как и любая музыкально-историческая страница многих народов, демонстрирует свое развитие в процессе культурной глобализации - и это ярко проявляется в музыке национальных композиторов конца XX — начала XXI веков. И здесь невозможно не отметить влияние великого русского, советского музыкального искусства.
На протяжении веков кыргызский народ создавал свою уникальную музыкальную культуру. Музыкальное искусство Кыргызстана прошло долгий путь развития, достигнув большой выразительности, неповторимости и самобытности. Она веками сохраняет особенности национального характера и мировоззрения. Она воплотила кыргызский национальный идеал человеческой красоты.
Список литературы:
1. Виноградов В. Музыкальное наследие Токтогула. М., 1961.
2. Виноградов В. С. Токтогул Сатылганов. Зачинатель кыргызского музыкознания: киргизские акыны. М.; Л.: Нева, 1952. 240 с.
3. Затаевич А. В. Киргизские народные инструментальные пьесы и напевы. М., 1971.
4. Петров А. Алтын кыз // Советское искусство. 1939. 2 июля.
5. Глиэр Р. Ай-Чурек // Литературная газета. 1939. 30 мая.
6. Кузнецов А. Г. Композиторы Кыргызстана. Очерки жизни и творчества. Бишкек: Кербез, 2014. 288 с.
References:
1. Vinogradov, V. (1961). Muzykal'noe nasledie Toktogula. Moscow. (in Russian).
2. Vinogradov, V. S. (1952). Toktogul Satylganov. Zachinatel' kyrgyzskogo muzykoznaniya: kirgizskie akyny. Moscow. (in Russian).
3. Zataevich, A. V. (1971). Kirgizskie narodnye instrumental'nye p'esy i napevy. Moscow. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №1. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/98
4. Petrov, A. (1939). Altyn kyz. In Sovetskoe iskusstvo, 2 iyulya. (in Russian).
5. Glier, R. (1939). Ai-Churek. In Literaturnaya gazeta, 30 maya. (in Russian).
6. Kuznetsov, A. G. (2014). Kompozitory Kyrgyzstana. In Ocherki zhizni i tvorchestva. Bishkek: (in Russian).
Работа поступила в редакцию 15.12.2023 г.
Принята к публикации 18.12.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Турдубаев Т. А., Абдыкадырова С. Р. Музыкальное искусство Кыргызстана:
ретроспективный анализ // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №1. С. 448-453. https://doi.org/10.33619/2414-2948/98/58
Cite as (APA):
Turdubaev, T., & Abdykadyrova, S. (2024). Musical Art of Kyrgyzstan: Retrospective Analysis. Bulletin of Science and Practice, 10(1), 448-453. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/98/58
® I