ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
УДК 93/94+ 78.05 ГРНТИ 18.41.09
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ОМСКА В ПРОЕКЦИИ НА МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
М.А. Белокрыс
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55 А
Поднят вопрос о значении местного культурно-исторического опыта в идентификации города Омска как культурной столицы Сибири. Приводятся такие факты XVIII-XX вв., как создание симфонических оркестров, казачьего хора, местной оперы, музыкальных учебных заведений. Автор предостерегает об упадке музыкальной культуры в связи с оттоком молодых талантливых людей из региона. Возрождение былой культуры - это часть работы органов власти по оздоровлению исторической памяти.
Ключевые слова: история музыкальной культуры, высшее музыкальное образование, город Омск.
HISTORICAL PAST OF OMSK IN THE PROJECTION ON THE MUSICAL CULTURE OF THE MODERN CITY
M.A. Belokrys
Omsk, Dostoevsky Omsk State University Russia, 644077, Omsk, Prospect Mira 55 A
The article deals with the issue of the significance of local cultural and historical experience in identifying Omsk as the cultural capital of Siberia. The author gives facts of the XVIII - XX centuries, such as the creation of symphony orchestras, the Cossack choir, local opera and music schools. He warns about the decline of musical culture in connection with the outflow of young talented people from the region. The revival of former culture is part of the work of the authorities in improving collective memory.
Keywords: history of musical culture, higher musical education, Omsk.
В преддверии празднования 300-летия Омска в городе была выпущена рекламная брошюра, в которой можно найти следующие строки: «В городе, который появился на пере© Белокрыс М.А., 2018_
крестке Запада и Востока, сложился уникальный симбиоз различных культур, дополняющих и взаимно обогащающих друг друга. Словом, Омск - город, устремлённый в будущее, город
в котором хочется жить» [1, с. 3]. В целом, с этим тезисом можно согласиться. Уже с конца XX - начала XXI в. в городе и области немало сделано для сохранения и развития материального и нематериального культурного наследия: возрождены кадетский корпус, Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, перенесён из Свято-Никольского казачьего собора и заработал в полную силу орган, реконструирован концертный зал, растёт сеть детских школ искусств, в области воссоздаются и строятся новые Дома культуры и многое другое. По новейшим данным, Омская область по темпам развития культуры вошла в топ-10 регионов-лидеров [2].
Вместе с тем у творческой интеллигенции по ряду причин сложилось убеждение в неправомерности идентификации города как культурной столицы Сибири (отсутствие оперного театра, высшего учебного заведения культуры и искусств). Общественность не может не тревожить ежегодно увеличивающийся отток молодёжи из Омска, не считающей, очевидно, его местом, «в котором хочется жить». Появляются высказывания, негативно оценивающие достижения и современное состояние омской культуры. Наш современник - поклонник эстрадной рок-группы «25/17» в своём блоге пишет: «И этот коллектив родом из нашего города, понимаете? Им можно и нужно городиться! У Омска нет ничего своего, современного и качественного. Кроме творчества "25/17"». Налицо факт исторического беспамятства, коррозии культурного сознания.
Эти негативные тенденции фиксируют и отслеживают учёные - философы, историки, культурологи, музыковеды. В октябре 2018 г. в Омске прошла Всероссийская научная конференция «Сохранение культурного наследия и национальное художественное достояние регионов России». В заслушанных докладах среди других рассматривались такие актуальные вопросы, как определение возможностей актуализации и мемориализации историко-культурного наследия и исторической памяти региона в современном городском пространстве; выявление возможностей для развития культурного ландшафта городов России в целях реализации в практике брендирования и создания привлекательного образа региона; изучение потенциала искусств (изобразительное искусство, музыка, исполнительские искусства, хореография, театр фотоискусство, кинематограф), значимых для региона и пред-
ставляющих собой национальное художественное достояние регионов России.
Поднятые на конференции проблемы органично укладываются в теорию Ю.В. Рождественского о двух магистральных направлениях развития культуры - проспективном и ретроспективном. «Проспективное развитие культуры, - показал учёный, - это создание новых произведений человеческой мысли и деятельности (физической, материальной и духовной) с их последующим отбором в культуру человека и общества <...> Ретроспективное расширение культуры состоит в том, что из ноосферы, отложившейся в прошлом, извлекаются, реконструируются, хранятся и воспроизводятся прежде не вошедшие в культуру произведения человека <...> Когда общество созидает нечто новое как в сфере внекультур-ной, так и в сфере культурообразующей деятельности, возникает потребность расширить ретроспективное направление культуры» [3, с. 8, 9]. С этой точки зрения рассмотрим возможности использования потенциала музыкальной культуры Омска для развития культурного ландшафта города, создания его привлекательного образа.
Летопись музыкальной культуры города богата знаковыми событиями. Уже с 1716 г. Омская крепость выполняла не только военную, дипломатическую, но и культурную функцию. Здесь играли военные оркестры, пели церковные хоры, в быту звучали народные песни в исполнении первопоселенцами. Окрестности оглашались колокольными звонами, рассматривающимися сегодня как особая форма народной инструментальной музыки. С первой половины столетия для прикрытия южных рубежей государства на Иртышскую пограничную линию перебрасывались из центральной России воинские кон-тингенты, которые «создавали здесь и тело и душу государственности и культуры» [4, с. 83]. А.И. Сулоцкий указывал, например, что «в Чернолучье много лет (при императрице Елизавете и Екатерине II) имел штаб-квартиру с казаками, пороховым погребом и походной церковью Ширванский мушкетерский полк», который в 1808 году вместе с другими регулярными полками отведен был генералом Ска-лоном в Россию» [5, с. 216].
Во второй половине века именно благодаря военным в Омской крепости по инициативе генерала И.И. Шпрингера заводится «оперной дом» (1764), где под началом вах-
мистра И. Андреева ставят трагедии и комедии, комические оперы русских композиторов. Факт этот известен, но редко кто из омичей знает, что это был первый любительский музыкальный театр в Сибири и едва ли не второй во всей провинциальной России! В эти же годы закладывались традиции военного музыкального образования. В гарнизонной школе воспитанников обучали не только общим наукам, но и игре на барабане, флейте, нотному пению. В конце века в школе, располагавшейся на втором этаже крепостной каменной гауптвахты, здание которой сохранилось до наших дней, также ставились оперы, комедии и драмы. От гарнизонной школы ниточка военно-музыкального образования тянется к Омскому военно-сиротскому отделению. Здесь также давались театральные представления, из его стен выходили музыкально образованные личности. Видным их представителем был разносторонне способный Иван Вагин - капельмейстер, обладавший отличным слухом, владевший несколькими музыкальными инструментами.
В первой четверти XIX в. культурный ландшафт региона украсился созданными в структуре Сибирского линейного казачьего войска Войсковым музыкантским хором (Большой оркестр казачьей музыки) и Войсковым певческим хором. В историко-краевед-ческой литературе казачий оркестр нередко ошибочно идентифицируется как первый в Омске духовой оркестр (первый оркестр был уже в составе войска основателя крепости И.Д. Бухольца). Особенность коллектива заключалась в том, что он постепенно сложился как оркестр симфонический, насчитывая в своём составе до пятидесяти музыкантов. Посещавшие город путешественники отмечали его как уникальную достопримечательность, подобной которой не существовало не только в Сибири, но и во многих крупных провинциальных губернских городах европейской России. Мощное влияние на творческий облик оркестра оказал выдающийся русский композитор доглинкинской эпохи А.А. Алябьев. Оркестром дирижировали польский музыкант, друг Ф. Шопена К. Волицкий, учившийся в Парижской консерватории, позднее - итальянский скрипач и дирижер Валентетти, питомец Брюссельской консерватории скрипач И.Ф. Гровес, Московской консерватории - Г.П. Джигиль и некоторые другие видные музыканты. В оркестре на протяжении более столетия (прекра-
тил своё существование в 1918 г.) играло не одно поколение сибирских казаков. Из оркестра вышло немало способных исполнителей, выступавших на концертной эстраде наравне с выпускниками столичных консерваторий. Уже в первой половине позапрошлого века в городе складывался механизм социально-культурного наследования.
Певческий хор Сибирского казачьего войска, сформировавшийся в те же годы, что и знаменитый ныне Кубанский казачий хор, был также уникальным коллективом. Обширный по составу, обладавший прекрасными голосами, он имел богатый репертуар, искусно исполнял концерты Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, сочинения Б. Галуппи, Д. Сарти. Казачьи певчие установили в Омске практику виртуозного исполнения духовных сочинений отечественных композиторов. Оба казачьих коллектива были ядром культурной конфигурации города первой половины XIX в.
В 1870 г. в Омске возникла первая в Сибири музыкально-общественная организация -Омское общество любителей музыки. Активная концертная деятельность любителей уже тогда дала возможность устраивать регулярные симфонические, камерные, вокально-хоровые концерты, способствовать вовлечению общества в процесс музыкального образования и просвещения. В 1876 г. общество любителей музыки преобразуется в Омское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). По времени возникновения это было второе отделение за Уралом (первое открылось в Нерчинске), которое вывело омских любителей музыки на всероссийскую орбиту. Во главе обеих организаций стоял не побоявшийся взять на себя инициативу талантливый музыкант-любитель - преподаватель Омской военной гимназии (кадетский корпус) русский француз - Л.С. Буланже.
Имя этого культурного деятеля достойно увековечивания в истории города. Под его руководством отделение не только развило заложенные предшественниками традиции, но и неоднократно пыталось образовать светские музыкальные классы. Об этом знал выдающийся русский музыкант А.Г. Рубинштейн, считавший, что для музыкального просвещения народа надо открывать как можно больше консерваторий, и не только в столичных центрах, но и в провинции. И в качестве «кандидата» на открытие за Уралом консерватории он первым назвал Омск [6, с. 243-259].
Леон Станиславович Буланже, преподаватель Омского кадетского корпуса, 1904 г.
С середины XIX века омичи знакомятся с искусством гастролёров. Среди них были не только отечественные, но и иностранные музыканты - певцы, скрипачи, виолончелисты, флейтисты и, конечно же, пианисты. Зачастую это были профессионалы высокого уровня, имевшие европейскую известность.
Географическое положение Омска способствовало тому, что они легко попадали в город на Иртыше. Получив здесь тёплый приём, некоторые оставались в городе надолго. Например, почти месяц в конце 1874 г. пользовалась гостеприимством горожан выдающаяся русская певица Д.М. Леонова. Чета итальянских певцов Л. и П. Кораселли, прибыв Омск в октябре 1876 г. задержалась здесь более чем на полгода. Несколько лет преподавал здесь пение солист Одесской итальянской оперы Риччи Гурини.
Значительно оживилась музыкальная жизнь города в начале XX в. В 1910 г. при Омском отделении ИРМО по инициативе председательницы М.А. Апехтиной открываются музыкальные классы, давшие желающим возможность получения профессионального музыкального образования.
Мария Александровна Апехтина
В 1916 г. в городе возникает новая музыкальная организация - Омское филармоническое общество со своей музыкальной школой, обогатившее культурный ландшафт города [7, с. 19-35]. В августе 1918 г. в обстановке Гражданской войны «филармонисты» направляют Министерству народного просвещения Сибирского временного правительства проект преобразования своей музыкальной школы в Западно-Сибирский музыкальный институт с правами консерваторий. Рассматривался этот проект и в колчаковском Министерстве народного образования, но по известным причинам реализован не был [8, с. 121-123].
ЕГО НиП£РА 1 ОРСМдаЪ ЮИЧССТОЫЪ ГОСТДАРГИ*. ииПЕРАТГвОиг. 1Я Л1 410 ::
Войсковой Маршъ
СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА.
Составила Сабателли,
Иоргл ни <|к>|>1!'|[ Кйпмьчевсгер* мОмомго юра Г- Дтигидь
Марлг состплт пп цр »11т«»Ц ВеЛдоито Мш)№0 Аташма. ГснсрАи »п. К«м«р1* П1нит>, н» гай*|ккм» шпил. п+пмъ, длннип Всшужпгъ Корогклсвшгъ,
Ноты Сибирского казачьего хора, 1910 г.
1-й Омский оркестр народных инструментов имени Г. Авксентьева под управлением Вл. И. Зазворко, в день пятилетия, 1924 г.
С установлением в Западной Сибири советской власти в Омске осуществляется ряд амбициозных культурных проектов. В начале 1920-х гг. созданы Первая советская музыкальная школа, Губернская хоровая капелла, Первый омский великорусский и духовой оркестры. Осенью открыла двери Единая музыкальная школа трёх ступеней, считавшаяся Сибирской консерваторией. Организуется
симфонический оркестр и оперная труппа, получившая название «Сибирская государственная опера». С огромным интересом посещают горожане ставившихся на омской сцене «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского, «Царскую невесту» Н.А. Римского-Корса-кова, «Евгения Онегина» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе и другие оперы русских и зарубежных композиторов.
При переходе от военного коммунизма к нэпу омский музыкально-образовательный «кластер» был снят с государственного финансирования. В 1921 г. консерваторию преобразовали в музыкально-педагогический техникум (с 1936 г. - музыкальное училище), творческие коллективы ликвидировали. В середине 1922 г. остатки оперной труппы перевели в Новониколаевск (Новосибирск). Ряд блестящих музыкантов покидают Омск. Музыкальная инфраструктура города оказалась в депрессивном состоянии. Только с 1939 г. положение стало меняться к лучшему (организован симфонический оркестр, с 1 января 1940 г. открылась Омская филармония, в мае 1941 г. дебютировал смешанный хор омского радио).
Выявляя сегодня возможности обогащения культурного ландшафта Омска, создания его привлекательного образа, важно расширять ретроспективное направление культуры, вводить в коммуникативное пространство города региональные образы и знаки памяти. Городу остро необходим музей музыкальной культуры как точка пересечения исторических реалий и современности. Он мог бы носить имя нашего земляка - выдающегося деятеля музыкальной культуры отечества - В.Я. Шебалина.
Нуждается в поддержке коллектив музыкального театра, сделавший ряд интересных в художественном отношении заявок на освоение оперного жанра. Оперный театр городу, претендующему на звание культурной столицы Сибири, положен по статусу. Не решается вопрос создания в филармонии академического камерного хора. Между тем, в городе несколько лет активно действует коллектив «Певчие», имя которого не сходит с концертных афиш. Он уже сегодня может занять эту культурную нишу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Город, в котором я хочу жить. 2015: Администрация г. Омска. Б. и.
2. Что говорят об областной культуре? // Аргументы и факты. 2018. 21-27 ноября. Омск.
3. Лободанов А.П. Основы предмета «Регио-новедение» // Россия и Запад: диалог культур : отд. оттиск из сборника. Вып. VII. М. : МАЛП, 2000. 54 с.
4. Кожинов В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. М. : Чарли, 1997.
5. Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии // О церковных древностях Сибири. Т. 1. Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 2000.
6. Белокрыс М.А. Омское отделение ИРМО как центр развития музыкальной культуры Западной
Более двух десятилетий муссируется вопрос создания в Омске консерватории или учреждения подобного типа. С 1980-х гг. кадровый состав инфраструктуры местной культуры подпитывался выпускниками Омского филиала Алтайского института культуры, с конца 1990-х - факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Ежегодный бюджетный приём студентов достигал восьмидесяти человек, профессорско-преподавательский состав обеспечивал достаточно высокий уровень подготовки специалистов.
Но уже несколько лет спускаемые «сверху» контрольные цифры приёма неуклонно уменьшаются. На 2019 г. факультету не выделено ни одного бюджетного места, он сжимается как шагреневая кожа. Выпускники школ искусств, средних профессиональных учебных заведений вынуждены для получения высшего образования уезжать из Омска. Но возвращаться в родные пенаты они не спешат, оседая в городах столичного типа. Без поддержки со стороны региональных властей факультет будет ликвидирован, кадровый потенциал растворится. Мечта о своём вузе культуры и искусств будет окончательно похоронена. Как возможный результат этого процесса - постепенное музыкальное «опустынивание» региона.
Важнейшей функцией социального опыта, считают культурологи, является «социальное воспроизводство сообществ - трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению» [9, с. 156]. Разрабатывая сегодня перспективные планы развития культуры Омска, определяя возможности актуализации и мемориализации нематериального историко-культурного наследия, оздоровления исторической памяти горожан, нельзя не учитывать местный культурно-исторический опыт.
REFERENCES
1. Gorod, v kotorom ya khochu zhit'. 2015: Ad-ministratsiya g. Omska. B. i.
2. Chto govoryat ob oblastnoy kul'ture? // Argu-menty i fakty. 2018. 21-27 noyabrya. Omsk.
3. Lobodanov A.P. Osnovy predmeta «Re-gionovedenie» // Rossiya i Zapad: dialog kul'tur : otd. ottisk iz sbornika. Vyp. VII. M. : MALP, 2000. 54 s.
4. Kozhinov V. Istoriya Rusi i russkogo Slova. Sovremennyy vzglyad. M. : Charli, 1997.
5. Sulotskiy A.I. Opisanie naibolee chtimykh ikon, nakhodyaschikhsya v Tobol'skoy eparkhii // O tserkov-nykh drevnostyakh Sibiri. T. 1. Tyumen' : Izd-vo Yu. Mandriki, 2000.
6. Belokrys M.A. Omskoe otdelenie IRMO kak tsentr razvitiya muzykal'noy kul'tury Zapadnoy Sibiri vo
Сибири во второй половине XIX - начале ХХ века // Русское музыкальное общество 1859-1917. История отделений. М. : Языки славянской культуры, 2012.
7. Белокрыс М.А. Омское филармоническое общество: к истории становления регионального музыкального образования // Культурное пространство русского мира : электрон. журн. 2018. № 1 (5). URL : www.omsu.ru/russianworld.
8. Белокрыс М.А. К проблеме музыкального образования в Сибири (1917- 1920-е годы) // История музыкального образования: новые исследования : материалы междунар. сем. шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев. К.В. Зенкин; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Все-рос. музейное объедин. муз. культуры им. М.И. Глинки; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. М. : Пермь, 2017. 210 с.
9. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М. : МГУКИ, 2008. 284 с.
vtoroy polovine XIX - nachale KhKh veka // Russkoe muzykal'noe obschestvo 1859-1917. Istoriya otdeleniy. M. : Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2012.
7. Belokrys M.A. Omskoe filarmonicheskoe obschestvo: k istorii stanovleniya regional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya // Kul'turnoe prostranstvo russkogo mira : elektron. zhum. 2018. № 1 (5). URL : www.omsu.ru/russianworld.
8. Belokrys M.A. K probleme muzykal'nogo obrazovaniya v Sibiri (1917-1920-e gody) // Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: novye issledovaniya : mate-rialy mezhdunar. sem. shestoy sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii muzykal'nogo obrazovaniya / red.-sost. V.I. Adischev. K.V. Zenkin; Nauch. sovet po problemam istorii muz. obrazovaniya; Vseros. muzeynoe ob'edin. muz. Kul'tury im. M.I. Glinki; Mosk. gos. kon-servatoriya im. P.I. Chaykovskogo; Perm. gos. gumanit.-ped. un-t. M. : Perm', 2017. 210 s.
9. Flier A.Ya., Poletaeva M.A. Tezaurus osnov-nykh ponyatiy kul'turologii. M. : MGUKI, 2008. 284 s.
Белокрыс Михаил Алексеевич - кандидат культурологии, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и сольного пения, профессор, заслуженный работник культуры России и Бурятии, член-корреспондент ПАНИ.
Belokrys Mikhail Alekseevich - Cand. Sc. {Culture Science}, Professor, Head of the Choral Conducting and Soloistic Singing Department, Honoured Cultural Worker of Russia and Buryatia, Associate Member of PASA
Статья поступила в редакцию 20.11.2018 г.
УДК 371.8 ГРНТИ 14.25.05
РАЗВИТИЕ ДОБРОТЫ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Т.И. Лучина
Омский государственный педагогический университет Россия, 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14
Поднимается вопрос о воспитании доброты у современных школьников путём взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Приводятся примеры методов и приёмов воспитательной работы со школьниками.
Ключевые слова: качества характера, доброта, школьники, классные руководители, родители, учителя.
DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS' KINDNESS
T.I. Luchina
Omsk State Pedagogical University Russia, 644099, Omsk, nab. Tukhachevskogo, 14
The article deals with the relevance of the development of kindness in modern students, the forms and methods of work with them. Examples of methods and techniques of educational work with students are given. Keywords: character, kindness, pupils, class teachers, parents, and teachers.
© Лучина Т.И., 2018_