МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
УДК 78.072.2
С. П. Вавилов, Я. В. Ткаленко
ДИРИЖЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТОМСКА НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
конце XIX века Томск славился своими музыкальными пристрастиями. Горожане любили оперу и оперетту, ходили на симфонические концерты. В городе появились свои отличные певцы, музыканты, дирижеры.
Известно, что дирижерское искусство является одним из наиболее сложных видов музыкальной деятельности. Дирижеру должны быть присущи отличный музыкальный слух, огромная эрудиция, коммуникабельность и умение работать с коллективом музыкантов.
Первыми дирижерскую палочку в сибирских городах «подняли» капельмейстеры оркестров воинских соединений, расквартированных в губернских городах, а также представители интеллигенции европейской части России, волею судеб оказавшиеся в Сибири. В Томске одним из таких музыкантов оказался Андрей Андреевич Ауэрбах, приехавший в город в начале 1880-х годов.
Деятельность А. А. Ауэрбаха в городе продолжалась более полутора десятилетий [1, 2]. Главной заслугой его и сподвижников явилось открытие в 1893 году музыкальных классов, ставших крупным этапом в развитии музыкальной жизни города. Музыкальная подготовка Андрея Андреевича как му-зыканта-любителя была, судя по имеющимся материалам, достаточно серьезной. Он выступал и с исполнением сольных фортепианных произведений, играл в камерных составах, руководил оркестром.
Понимая, что в провинциальном Томске в те годы было трудно создать полноценный симфонический оркестр, Ауэр-
© С. П. Вавилов, Я. В. Ткаленко, 2016 108
бах предложил и реализовал интересную идею, которая была новаторской для того времени. Он решил оркестровать для небольшого состава (12-15 человек) ряд фортепианных произведений. И первыми он оркестровал сонаты Бетховена и Моцарта. Эта идея получила одобрение А. Г. Рубинштейна, которому Ауэрбах изложил ее при краткой их встрече в Петербурге.
Из воспоминаний самого Ауэрбаха известно, что им для оркестра, в частности, были переложены «Патетическая соната» и соната № 1 Бетховена, соната-фантазия № 18 Моцарта и «Рондо-кап-риччиозо» Мендельсона. Все это свидетельствует о достаточно серьезном понимании Ауэрбахом принципов оркестровки и дирижирования. Следует учесть, что в распоряжении дирижера был совсем небольшой коллектив музыкантов и инструментов: несколько скрипок и альтов, одна виолончель, один контрабас, по одному гобою и кларнету, одна валторна.
В концертах Ауэрбах дирижировал увертюрами к известным операм («Князь Игорь» Бородина, «Семирамида» Россини), рядом симфонических произведений («Итальянское каприччио» Чайковского, «Арагонская хота» Глинки). Деятельность симфонического оркестра поддерживалась благожелательными рецензиями в томской прессе. Сохранившиеся афиши (рис. 1) свидетельствуют об интересных программах этих концертов. К участию в концертах привлекались не только профессиональные музыканты, число которых в городе росло из года в год, но и подготовленные любители из числа городских чиновников и преподавателей университета и гимназий.
В
Кроме Ауэрбаха, оркестром Томского отделения Императорского русского музыкального общества (ТО ИРМО) дирижировали капельмейстеры военного оркестра, и просто любители-музыканты, к каким можно отнести, например, томского чиновника А. Солодова, 8. также скрипача Н. В. Осипова [4], обучавшего-
ся в Московской консерватории, но не получившего диплома «свободного художника».
Одним из первых среди профессиональных томских дирижеров следует назвать имя Моисея Исаевича Маломета [3, 5]. Он был сыном еврейского театрального капельмейстера Исая Семеновича
•СЪ ДОЗВОЛЕНГЯ «и- НАЧАЛЬСТВА,
вг чешрп), i
ш тжжрь коройева.
Л ИМ-ВЕТЪ БЫТЬ ' ^
ОЖЩ
при учат1« Г. С. Тоттннснпго, Л.. С. Модемна, Н. В, Оси ни ни. С. А, файАушоннчп. Я. 0. .Мсллйна, П. М. üj-Ciu'ii ишолончелиста С-Иито|к>ур)ч:кой коысоршичгрзн А. 6. НерЛошк.
ПРОГРАММА:
1. Уигрт>'ра къ „Угвонту" БвГХОВЙНа.
мсп. оркегщп.
2. к) ПЪгщ. бил глшгь
(goiulriltal) .... Мендельсона Бартальди.
к) 4»япшл (Ь-шо!). . Ауэрбаха ис». A. A. Àtfjjrtrurt. Я, Концецп, (■•июН. . , Гольтермана..
игч. A. ù- /lijJÄcw».
ОТДФЛШПЕ IL
1. Венгерская фим-тпм . . Листа.
un i. Г. С. Том а шин-гк ¡H съ оркест/юм*.
2. Фант;»« ни витины и от. „Жк.шг
:ш Ичиг........Глинни-Ч1ардн.
иен. А. С. Meó.trm». Я. Дн/.лите lamíante «íntflhilfr) ил.
кия prent (Op. II)......Чалновснаго,
нем. II. Ii. Oruruwi, С. А. ФаМутоич1. lt. Л/. Иубиа » A. tf. ПерОовь.
0T#MÄHI3S III.
lio иригМ^Ь публики: къ , „ЖяронлиитляУ'......Лнтольфа,
w№- njtKcmjn-2, UitíiiuMmiHÍt» o IV ни ни, «IniMTíiHÍr . Apio, uní. ü. C. McAutHt.
й. a) У^ин-'híc........Давыдова.
я) TttpiUiwjjA.......Пана.
ИГ». A. è. ВерИол
НАЧАЛО ВЪ 8Vi ЧАООВЪ ВЕЧЕРА.
Змкимтьсг aaGuiroapaaeiiao » Xditiui ittri ■ mi.ij4.ui, бамгн ияаяммл n 1» Чйе»|ь frffl Д" ч»№»ъ wwepa
¡f aueup« театра К. И. Крхнкмт.
Ц,Ъаа rUrin Mhil ai um« u Hiyiim>i aapmar« шш: Jmp*4* д«»« * 4t«r»pt «• К pji. ■!« м> , ■» И rjt, «> км..
шугу» 1-f« p't* я ii «"«, и я-r* рад*» а* i (.jg. eil ма. ctjji.ii i го и :' г» pjjon ни i рув. к,.п.. j«, <•», дгз ufl-u H I ffü Iii ш, 1'кп.а T-i» и ft-n радт а* Ш» шя. Спаь an i'ü к, Ач4*т«»тр1 iw *., rauepc» (lim ti'iputaia i«iu m IV»
i.fia fct. Hin*,*
Рис 1. Афиша концерта А. А. Ауэрбаха
Маломета, не имевшего специального музыкального образования. Однако И. С. Маломет с успехом руководил небольшими оркестрами. Чаще всего капельмейстеры 1880-х годов в Томске выступали в качестве так называемых «антрактных» дирижеров, исполняя музыку в перерывах между деёствиями театральных пьес для увеселения публики. К числу таких дирижеров можно отнести капельмейстера военного оркестра О. К. Ганиша, прослужившего в Томске на протяжении нескольких лет.
Музыкальные способности Моисея Маломета проявились в детстве, и мальчика стали учить играть на скрипке. Видя незаурядные успехи сына, Исай Семенович решил дать ему серьезное музыкальное образование и правил его в Варшаву. Моисей Исаевич закончил Варшавский музыкальный институт и получил диплом капельмейстера. Вернувшись в Томск, М. И. Маломет стал одним из самых активных поборников развития музыкального искусства. Музыкальный авторитет Маломета был непререкаемым, он был желанным гостем на всех музыкальных мероприятиях в городе, для посещения которых у него был именной билет (рис. 2).
В начале 1898 года был устроен бенефис молодого музыканта и газета «Сибирская жизнь» [9] писала: «Бенефициант, г. Маломет, соорганизовавший в короткое время прекрасный оркестр, можно сказать лучший из игравших в Томске в истекший сезон, и доставивший публике, посещавшей спектакли любителей, немало приятных минут эстетического наслаждения музыкою, вполне заслуживает того, чтобы томичи не преминули посетить именины талантливого капельмейстера».
Плодотворная деятельность М. И. Маломета продолжалась более полувека, вплоть до 1960-х годов.
Яркий след в истории музыкального Томска оставил музыкант Александр Александрович Вивьен. Фамилия Вивьенов была хорошо известна в театральной России, однако воссоздать основные вехи жизненного пути дирижера, пианиста, педагога Александра Вивьена оказывается непросто ввиду отсутствия информации.
По всей вероятности, Александр Вивьен происходил из семьи обрусевших французских дворян. Среди представителей этой семьи известны композитор Э. О. Вивьен и архитектор А. О. Вивьен [11].
ИМПЕРАТОРСКОЕ Русское ^р Музыкальное Общество.
ТОМСКОЕ ОТДФЛЕНТЕ.
в я й ж т !ь
для входа на вс^ музыкальные вечера
Рис. 2. Членский билет дирижера М. И. Маломета
В начале своей карьеры Вивьен подвизался в качестве дирижера в музыкальном театре М. Лентовского в Москве [6]. А. Вивьен учился в Московской консерватории на отделении фортепиано и был приглашен в театр Лентовского в качестве концертмейстера и аккомпаниатора при разучивании вокальных партий с певцами. Вскоре Вивьен попробовал себя в качестве дирижера. Летом 1880 года он принимал участие в торжествах по случаю открытия знаменитого увеселительного центра старой Москвы -сада «Эрмитаж». Профессиональное мастерство Вивьена-дирижера формировалось в общении с такими признанными уже маститыми музыкантами, как Г. И. Варлих, Е. Д. Эспозито, В. И. Гла-вач, Звонаренко. Вивьену часто доводилось дирижировать в парках Москвы оркестрами на танцевальных эстрадах. В ноябре 1889 года Вивьен был приглашен в Одесский оперный театр, где ему довелось дирижировать первым исполнением оперы Н. В. Лысенко «Наталка-Полтавка», поставленной силами артистов русско-украинской труппы под руководством крупного антрепренера Н. К. Садовского.
Финансовая несостоятельность антрепризы Лентовского в конце 1880-х годов заставила Вивьена оставить место в театре Лентовского, и вот в начале 1890-х годов Вивьен оказывается в Томске. Он приехал как дирижер труппы по приглашению Н. А. Корсакова, а затем работал в труппе С. В. Брагина. Труппы ставили оперетты и драматические спектакли. Дирекция Томского отделения пригласила его в 1894 году преподавателем фортепиано во вновь открывшиеся музыкальные классы ТО ИРМО, и Вивьен надолго задержался в Томске.
Сезоны 1894-1896 годов стали особенно плодотворными и интенсивными в творчестве Вивьена как дирижера. Оркестр Томского отделения исполнял в концертах (симфонических собраниях) такие произведения, как 3-я и 5-я симфонии Бетховена, «Итальянское каприччио» и увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского, увертюра к опере Вагнера
«Тангейзер». В качестве оперного дирижера Вивьен неоднократно удостаивался похвал. В 1894 году впервые для томи-чей была представлена опера Масканьи «Сельская честь». Рецензент газеты «Сибирский вестник» написал: «Оркестр под управлением талантливого дирижера Вивьена был хорош» [8].
Александр Вивьен был незаурядным пианистом, выступавшим в качестве солиста и участника фортепианных квартетов. Коллегами Вивьена по ансамблевой игре становились томские музыканты (рис. 3).
Организаторы концертов тщательно готовились к подбору репертуара, заботились о рекламе. Почти каждое симфоническое собрание получало отклик в томских газетах.
программа:
0ТД-БЛЕН1Е 1-е.
1) Увертюра къ оп. „Тангейзеръ", соч. . . Вагнера.
исп. оркестръ.
Къ этой увертюр?» авторъ написалъ следующую программу: въ начала увертюры оркестръ изображаетъ хоръ пилигрим-мовъ, который приближается, разростается съ могучей силой и постепенно исчеяаетъ. Наступаетъ ночь. Появляются волшебные образцы, слышатся радостные звуки. Это соблазнительны* чары яГоры Венеры". Тангейзера неудержимо влечетъ къ этнмъ мЪстамъ. Его окружаютъ вакханки, опьяняютъ его, вовлекаютъ въ безумную пляску. „Венера" раскрываетъ ему свои объяпя. Но восторги любви и дикое веселье обитатель-ницъ яГоры* пронеслись, какъ буря: все мало по малу сти-хаетъ Наступаетъ утро и вдали опять слышится прибли-жаюпцйся хоръ пилигриммовъ Онъ воспЗшаетъ высошя чистыя радости, обращается съ мольбой къ Небу и всё находить примиреше во всеобщемъ ликованш
2) Salve Maria, соч..........Мернаданте.
исп, М. С. Квятковская.
3) Fantaisie caractéristique, соч......Сервэ.
исп, на вюлончели Н. А. Братцевъ,
4) пПрелесть ночи", соч........Хваталя.
исп смгъшанный хоръ Музыкальною Общества.
5) Фортешанный квартетъ F— m«ll. соч. . . Мендельсона
исп. А, А. Вивъенъ, Я. С. Медлинъ, А. А. Солодовъ
и А. С, Медлинъ.
ОТДЪЛЕЖЕ И-с.
6) жБуря", фантаз1я, соч. . ......Чайковскаго.
исп оркестръ.
Сюжетъ для этого произведете дала II И. Чайковскому драма Шекспира „Буря" Авторъ иредпослалъ ему следующую краткую программу: „Море Нолшебиикъ Просиеро посылаетъ повинующагося ему духа АрЬля ирои.шести бурю, жертвою которой дЬлается корабль, лезу mi й Фердинанда. Волшебный островъ. Первые pu6i;ie nupur.u л и.6»» Миранды щ Фердинанда АрЫь Калибанъ Влиммепп.чл ч<-га отдается
Рис. 3. Фрагмент программы концерта
с участием А. А. Вивьена в качестве квартетиста
m
ИМПЕРАТгаОЕ Русское Музыкальное Общество ТОМСКОЕ отдшшк.
Въ В зскресенье, 26 Февраля 1896 года.
въ Театра е. и. королева явэдгь Т Е Т1 Ь S
СОБР A HIE
при любезнонъ участЫ И. С. Неятновсно!, A. A. ЬфШТОи,
Н. А Братцем, А. А. Вивьена. Я. С. Медлим*, А. А Смодови и А. С. Медлит.
МРЪ ИЭЫШЬШ ОБЩЕСТВ! П01Ъ ТШВПНШГЬ L I. IIPiGlMOBL
Орнвстръ подъ управшвиъ А. А. Вивьена.
Рис. 4. Афиша концерта с участием
А. А. Вивьена в качестве дирижера
Сохранились афиши нескольких концертов (рис. 4), проходивших под управлением А. Вивьена.
В 1919-1921 годах Вивьен принимал активное участие в организации послереволюционной музыкальной жизни города. В июне 1920 года музыкальная общественность города отметила юбилей концертной деятельности Вивьена большим концертом. Вивьену было присуще и поэтическое мастерство. В газете «Знамя революции» в июле 1917 года было опубликовано стихотворение Вивьена [7]:
России счастливой, России свободной, России, начавшей по-новому жить, России, воссозданной волей народной Клянемся мы вечно и верно служить!
Мы долго под гнетом тяжелым томились, И в этот великий семнадцатый год Мы честно и храбро свободы добились. Да здравствует воля, земля и народ!
Это небольшое стихотворение было подписано «Волынец Вивьен», что, по-видимому, имело отношение к месту рождения музыканта. Скончался Вивьен
в Томске в 1921 году и был похоронен на одном из, ныне исчезнувших, томских кладбищ.
Непродолжительное время в 1899-1901 годах симфонические собрания в Томске возглавлял дирижер С. Т. Абба-кумов, приглашенный на должность директора музыкальных классов ТО ИРМО. Ему удалось подготовить симфонический оркестр для исполнения ряда интересных симфонических произведений, многие из которых прозвучали впервые в Томске. Среди них симфонии Шуберта и Мендельсона, симфоническая картина «Дон Кихот» А. Рубинштейна.
Музыкальный облик старого Томска формировался под воздействием не только собственных внутренних факторов. Большую роль играли концерты и гастроли приезжих музыкантов и театральных трупп. В России конца XIX века получили большое распространение различные театральные антрепризы, в том числе оперные и опереточные. Эти труппы отличались некоторыми особенностями в сравнении со стационарными театрами. Работали эти труппы в губернских и крупных уездных городах всей огромной России: «от Москвы до самых до окраин», добираясь самыми различными видами транспорта: железнодорожным, водным, а порой и санным путем. Труппы задерживались в городах, в зависимости от сборов, от одного и до 4-5 месяцев. В последнем случае такие труппы приобретали черты местных театров, и их так и именовали: «томская», «красноярская», «иркутская». Репертуар этих трупп был весьма внушительным: 20-30, а то 40 опер за сезон.
Одной из первых сезонных трупп в Томске стал коллектив известного в Сибири антрепренера Николая Александровича Корсакова, неоднократно бывавшего в городе. Корсаков был одним из самых известных и почитаемых в Сибири антрепренеров, деятельность которого продолжалась более полутора десятилетий. Корсаков придавал большое значение комплектации труппы в первую очередь дирижерами, режиссерами и музыкантами. В труппах, кото-
рые формировал антрепренер, работали всегда весьма опытные капельмейстеры: И. И. Балакшин-Карский, И. Г. Тиме, А. А. Вивьен, А. С. Апрельский.
Среди гастрольных дирижеров рубежа веков первенство по посещаемости принадлежит, пожалуй, Абраму Семеновичу Апрельскому. В период с 1897 по 1916 годы он был в Томске пять раз. Хроникеры и рецензенты томских газет почти в каждом материале не упускали случая отметить дирижера.
Скупые строчки газетных рецензий позволяют в некоторой степени воссоздать дирижерский облик А. А. Апрельского. «В общем, опера прошла хорошо. Хоры местами звучали недурно, и оркестр начинает проявлять наклонность к нюансировке. Господин Апрельский, видимо, подтянул его, и мы будем надеяться, что, чем дальше, тем больше будет развиваться эта наклонность в оркестре». Эти слова были написаны в рецензии на оперу «Фауст», данную в театре 24 октября 1897 года с довольно сильным составом исполнителей. В партии Мефистофеля выступил бас-профундо И. А. Парамонов, которому не было и тридцати лет. В этот период артист находился в расцвете своих творческих сил.
«Оркестр под дирижерской палочкой талантливого А. С. Апрельского шел очень хорошо». Подобных похвал дирижер удостаивался довольно часто.
Но иногда оркестру и дирижеру приходилось читать и замечания в свой адрес. «Апрельский на этот раз портил впечатление, местами положительно мешая пению артистов» - так оценил музыкальный критик исполнение оперы «Риголетто». И эти слова были написаны, несмотря на участие в спектакле знаменитого баритона С. X. Егиазарова и прекрасной певицы меццо-сопрано Елизаветы Яковлевны Снегурской. Заметим, что Снегур-ская после этих гастролей стала жить и работать в Томске.
Иннокентий Иванович Балакшин-Карский также принадлежал к самым опытным дирижерам, которые отдавали свой талант и годы жизни провинциальным городам Сибири, Урала и Дальнего
Востока, провинции, о которой свысока, порой не очень лестно, писали столичные газеты.
Во время гастролей 1899 года «Сибирская жизнь» писала: «капельмейстер -маэстро г. Балакшин-Карский талантливо и весьма успешно справляется с теми оркестровыми силами, которые предоставлены в его распоряжение». Иногда томские рецензенты даже бросались на защиту тех дирижеров, которые попадали под критику слишком уж придирчивых представителей прессы. Вот пример из октябрьского номера газеты «Сибирская жизнь» [10]: «До крайности дика также и неуместна заметка хроникера в № 223 "Сибирского вестника" по адресу талантливого дирижера г-на Балак-шина-Карского; он не только опытный дирижер, а вполне серьезный музыкант и заподозривать его в каких-то личных счетах с артистами и в лицеприятии к некоторым нет никакого права, а дело в том, что, за исключением некоторых единичных хороших музыкантов, оркестр очень слаб в общем и невнимателен к дирижерской палочке, а потому меня нисколько не удивило, если бы оркестр и совершенно разошелся с певцами и все-таки за это не бросил бы камнем в дирижера». Эти слова принадлежат критику под псевдонимом «А. А.», за которым скрылся А. А. Ауэрбах, чиновник, сделавший много для развития музыкальной жизни Томска в период 1880-1900-х годов.
Выступал в Томске дирижер Иван Германович Тиме. Он был родом с Урала, приобрел опыт руководства оркестром заводского театра в Нижнем Тагиле и затем подвизался в странствующих по провинции оперных и опереточных труппах.
О профессиональных качествах этих провинциальных дирижеров косвенно говорит даже количество и репертуар спектаклей. Случались сезоны, когда слушателям предлагались более 20 опер, включая такие сложные для сценического воплощения шедевры, как «Борис Годунов», «Хованщина», «Бал-маскарад», «Аида». А уж количество оперетт превышало 25-30 названий за сезон.
В столичных музыкальных изданиях внимательно следили за событиями культурной жизни провинциальных городов. Томск принадлежал к числу городов, о которых довольно часто писали в «Русской музыкальной газете»,
Критик, скрывшийся за инициалами К. М., писал в 1898 году о сезонной опере в Томске как о явлении новом для провинции, сообщал о репертуаре оперных спектаклей. Критик отмечал «скудный состав оркестра», а о дирижере написал так: «дирижер Апрельский неряшлив и плохо знает оркестр».
В 1902 году в Томске гастролировала антреприза «Русская опера» во главе с опытным дирижером Антоном Эйхен-вальдом (рис. 5). Труппа работала в Томске в мае-июне 1902 года, поставив для томичей несколько опер, которые впервые прозвучали в городе, среди них «Лакмэ» Делиба, «Снегурочка», «Царская невеста», «Опричник». Оркестр, которым руководил Эйхенвальд, насчитывал 22 музыканта. Если добавить сюда хор (до 30 человек) и опытных профессиональных солистов, то эту антрепризу можно отнести к яркому музыкальному событию начала XX века в Томске. На сцене блистали бас С. Г. Власов, тенор Л. Д. Донской, сопрано Е. Я. Снегурская и М. А. Дубровская, супруга дирижера.
Несколько месяцев в 1903-1904 годах работал в Томске дирижер Ф. В. Вален-тетти, который возглавлял оперно-опере-точную труппу. Валентетти был известен как опытный музыкант, работавший капельмейстером Сибирского казачьего войска, расквартированного в Омске. Труппа Ф. Валентетти ставила преимущественно оперетты. Среди оперных спектаклей этой труппы выделялись редко идущие оперы: «Адская любовь» (композитор А. Гризер) и «Заза» Р. Леокавалло.
Интересным был сезон 1906 года, когда маститый антрепренер Н. А. Бубнов
на четыре месяца привез в Томск оперную труппу. Труппа, прибывшая после работы в Красноярске, была внушительной по составу - более 100 человек. За предшествующие ее приезду 15-20 лет это был самый крупный коллектив: более 30 солистов, 30 музыкантов в оркестре и хор более 40 человек. В труппе было два дирижера, главным являлся Арнольд Эвадьевич Маргулян (рис. 6). Вторым дирижером был Н. Н. Карташев.
Маргулян успешно работал на оперных сценах Одессы, Петербурга, Харькова, Тифлиса и принадлежал к высокопрофессиональным музыкантам, прекрасно знавшим отечественную и зарубежную классику. На сцене Томска были исполнены более 15 зарубежных и 10 отечественных опер. Впервые в Томске прозвучали «Черевички» Чайковского, любители музыки тепло принимали лирические оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, «Вертер» Массне, «Лакмэ» Делиба.
После исполнения оперы «Черевички» рецензент газеты «Сибирская жизнь» так отметил дирижера: «Дирижер г-н Маргулян провел эту трудную оперу с подобающей нюансировкой и ритмической тонкостью, которая вообще свойственна названному дирижеру».
Любопытной фигурой был пианист, концертмейстер и дирижер А. Каршон, который гастролировал в составе труппы Г. О. Шуйского в декабре 1913 - январе 1914 года. По отзывам прессы Каршон в совершенстве владел фортепиано и разучивал вокальные партии с артистами, исполняя за оркестр необходимые музыкальные элементы оперной партитуры. К слову сказать, известно исполнение в Томске ряда опер только под аккомпанемент фортепиано - своеобразное концертное исполнение опер в те далекие времена. В 1910-е годы Каршон выступал как пианист в концертах на сценах Одессы, Харькова. Приобрел он известность также как аранжировщик песен
Рис. 5. Дирижер А. А. Эйхенвальд
для известной эстрадной исполнительницы Изы Кремер.
В 1914 и 1917 годах в Томске спектаклями оперной труппы известного певца и антрепренера А. С. Костаньяна дирижировал крупный российский дирижер Михаил Михайлович Фивейский. Репертуар труппы включал ряд редко шедших в Томске опер: «Таис» Массне, «Искатели жемчуга» Визе, а также монументальные постановки «Князя Игоря» Бородина и «Бориса Годунов» Мусоргского. На сцене в басовых партиях блистал обладатель феноменального баса В. А. Гагаенко.
В рамках данной работы нет возможности рассказать о работе многих других интересных дирижеров, работавших в провинциальных труппах сибирских городов. Маститые мэтры и молодые, с преждевременным апломбом, дирижеры - все сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры Томска, Иркутска, Красноярска, роль, которую трудно переоценить.
Рис. 6. Дирижер А. Э. Маргулян
Литература
1. Вавилов С. П. Первый директор музыкальных классов // Нар. трибуна. - Томск, 1993. -№ 260.
2. Вавилов С. П. Ауэрбах А. А. // Томск от А до Я: Крат, энцик. города. - Томск, 2004. -С. 20-21.
3. Вавилов С. П. Маломет М. И. // Томск от А до Я: Крат, энцикл. города. - Томск, 2004. -С. 202.
4. Вавилов С. П. Осииова С. И. Из Московской консерватории // Сиб. старина. - Томск, 2005. - № 24. - С. 18-20.
5. Воробьева Н. И. М. И. Маломет. Симфония света И Ковчег. Очерки и документы по истории томской культуры: Еврейский аспект. -Томск, 2011. - С.12.
в. Дмитриев Ю. А. Михаил Лентовский. - М.: Искусство, 1978. - 303 с.
7. Знамя революции. - Томск, 1917. - № 43.
8. Сиб. вестник. - Томск, 1894. - № 29.
9. Сиб. жизнь. - Томск, 1897. - № 44.
10. Сиб. жизнь. - Томск, 1899. - № 224.
11. Шебшаевич Б. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в фортепианной концертной практике. - М.: Композитор, 2011. - 197 с.
References
1.Vavilov S. P. Pervyi direktor muzykal'nykh klassov [First director of musical classes] Narodnaia tribima [People's platform]. Tomsk, 1993, no. 260.
2. Vavilov S. P. Auerbakh A. A. Tomsk ot A do la. Kratkaia entsiklopediia goroda [Tomsk from A to Z. Brief encyclopedia of city]. Tomsk, 2004, pp. 20-21.
3. Vavilov S. P. Malomet M. I. Tomsk ot A do la. Kratkaia entsiklopediia goroda [Tomsk from A
to Z. Brief encyclopedia of city]. Tomsk, 2004, pp. 202.
4. Vavilov S. P. Osipova S. I. Iz Moskovskoi konservatorii [From the Moscow conservatory] Sibirskaia starina [Siberian old times]. Tomsk, no. 24, 2005, pp. 18-20.
5. Vorob'eva N. I., Malomet M. I. Simfoniia sveta. Ocherki i dokumenty po istorii tomskoi kul'tury: evreiskii aspekt [Symphony of light. Descriptions and documents on the history of
the Tomsk culture: Jewish aspect]. Kovcheg, Tomsk, 2011, p. 12.
6.Dmitriev Iu. A. Mikhail Lentovskii [Mikhail Lentovskiy]. Moscow, Iskusstvo, 1978. 303 p.
7.Znamia revoliutsii [Banner of revolution]. Tomsk, 1917, no. 43.
8.Sibirskaia zhizn [Siberian life]. Tomsk, 1899, no. 224.
9. Sibirskii vestnik [Siberian herald]. Tomsk, 1894, no. 29.
10. Sibirskaia zhizn [Siberian life]. Tomsk, 1897, no. 44.
11. Shebshaevich E. M. Muzykal'naia zhizn' Moskvy XIX stoletiia i ee otrazhenie v fortepiannoi kontsertnoi praktike [Musical life of Moscow in the XIX century and its reflection in the fortepiano concert practice]. Moscow: Kompozitor, 201. 197 p.
Дирижеры провинциального Томска на рубеже XIX—XX веков
В статье приводятся сведения о деятельности симфонических и оперных дирижеров, работавших в Томске на рубеже Х1Х-ХХ веков. Особое внимание уделено творчеству местных деятелей музыкальной культуры А. А. Ауэр-баха, М. И. Маломета, А. А. Вивьена. Приводятся новые факты об их жизни и творчестве. Показан существенный вклад в развитие музыкальной культуры Томска дирижеров гастролирующих театральных трупп. Материал работы содержит сведения о деятельности провинциальных дирижеров, малодоступные и малоизученные в отечественной литературе.
Ключевые слова: дирижер, оркестр, провинция, антреприза, Томск, отделение Русского музыкального общества.
Conductors in provincial Tomsk of the XIX—XX centuries
The article provides information on the activity of symphonic and operatic conductors who worked in Tomsk on the boundary of the XIX-XX century. Special attention is given to the work of the local workers of musical culture such as A. A. Auerbakh. M. I. Malomet, A. A. Vivien. New facts about their life and work are given. The author describes a significant contribution to the development of Tomsk musical culture made by the conductors of theatrical companies performing on tour. The material of work contains the information about the activity of provincial conductors, that was almost inaccessible and insufficiently studied in the domestic literature.
Keywords: conductor, orchestra, province, enterprise, Tomsk, department of Russian musical society.
Вавилов Станислав Платонович, кандидат технических наук, доцент Томского политехнического университета.
E-mail: baron@tpu.ru
Ткаленко Ярослав Владимирович, главный дирижер и художественный руководитель Томского академического симфонического оркестра.
Stanislav Vavilov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Tomsk Polytechnic University. E-mail: baron@tpu.ru
Yaroslav Tkalenko, chief conductor and the artistic director at the Tomsk Academic Symphony Orchestra.