ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 82.091
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В ПОСТСОВЕТСКОЙ КУМЫКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ Б. АТАЕВА)
Гусейнов М.А.
В статье рассмотрены пути развития исторического романа в кумыкской литературе, его эволюция в постсоветский период. Базируясь на творчестве известного кумыкского прозаика Баммата Атаева (1925-2007), автор характеризует социокультурные факторы, обусловившие активизацию исторической тематики в литературе постсоветского периода; выявляет доминирующие особенности романов кумыкского писателя, предстающие характерными для словесности исследуемого периода. Ключевые слова: исторический роман, постсоветский период, идейный пафос, художественные особенности, реальность и вымысел.
THE HISTORICAL NOVEL IN POST-SOVIET KUMYK LITERATURE (FOR EXAMPLE NOVELS B. ATAEVA)
Huseynov M. A.
In the article the ways of development of the historical novel, its evolution in the post-Soviet period. Based on the work of famous Kumyk writer B. Ataev (1925-2007), the author characterizes the socio-cultural factors, which resulted in activation of the historical themes in literature of the post-Soviet period; identifies the dominant features of the novels Kumyk writer, appearing characteristic of the literature of the study period.
Keywords: historical novel, the post-Soviet period, the ideological pathos, artistic features, reality and fiction.
Развитие литературного процесса в переломные периоды общественной жизни определяется социокультурными факторами. Наглядным подтверждением этому служит период второй половины 1980-начала 1990-х годов. Официальной идеологией нашей страны был взят курс на демократизацию всех сфер жизни, что обусловило раскрепощение художественной мысли, определенное обновление вектора словесной культуры.
В этот период наблюдается активизация национального сознания, в том числе в плане усиления интереса к национальной истории, ее древним пластам, героическим страницам. Соответственно произведения исторической тематики в постсоветский период обрели определенную динамику развития.
Осмысление прошлого на новом уровне в рассматриваемый период поначалу имело выражение в публицистике, поэзии. Символично, что кумыкская художественная проза также довольно скоро ответила на веяния времени. Свидетельством этому служит и роман Баммата Атаева «Младший сын шамхала», изданный в 1991 году [1]. Последующее развитие литературной ситуации подтверждает то, что историческая тема с течением времени набирала обороты, развивалась по восходящей. Помимо произведений иных жанров прозы и поэзии, романы «Солтанмут» Б. Атаева [2], написанный в продолжение названного выше романа, «Йырчи Казак» И. Керимова [3], «Казак-кровник» С. Загирова [4], «Сали Сулей-ман» М. Халилова [5] видятся наглядными об-
разцами данной тенденции словесного искусства.
Оригинальными, новаторскими произведениями предстают исторические романы «Младший сын шамхала» («Шавхалны гиччи уланы») и «Сол-танмут» Б. Атаева. Своеобразие данных произведений заключается в том, что это были первые романы за весь советский период развития, посвященные досоветской героической истории кумыков.
В советский период освещение прошлого в литературе, в основном, ограничивалось идеологической планкой - историей революции 1917-го года. По сравнению с другими литературами Дагестана в этом направлении успешно развивалась кумыкская проза. Историко-революционные романы «Махач» И. Керимова [6], «Три солнца» М.-С. Яхьяева [7], созданные на документальной основе, будучи изданы в переводе на русский язык в центральных московских издательствах, обрели известность в масштабе всей страны.
Кроме того, рядом кумыкских писателей были созданы историко-революционные произведения в жанрах повести, рассказа, очерка (Х. Арсланбеков, Х. Давудов и другие). В числе этих авторов фигурирует и Б. Атаев, которым были написаны повести «Зарево» («Оьртен», Махачкала, 1978), «Пламенные годы» («Ялынлы йыллар», Махачкала, 1970) и другие. Б. Атаев, на всем протяжении своей творческой деятельности, испытывавший влечение к исторической теме, при этом около 20-ти лет своего творчества, посвятивший революционной тематике, в 1990-е годы совершил переход к более далеким
пластам национальной истории. Названные выше исторические романы Б. Атаева служат показателем эволюции как творчества писателя, так и эволюции жанра исторического романа в кумыкской литературе постсоветского периода.
В этой связи правомерно также отметить, что указанные процессы свойственны и другим национальным литературам Дагестана. В частности, в числе произведений аналогичного характера можно отметить романы «Внук Хаджимурата», «Манана» А. Абу-Бакара, «Ахульго» Ш. Казиева, «Имам Гамзатбек» Г. Гаджиева. Исторические романы, произведения исторической тематики исследуемого периода становились объектом рассмотрения в трудах дагестанских литературоведов С.Х. Ахмедова [8], З.К. Магомедовой [9], Э.М. Омаршаевой [10], М.А. Гусейнова [11] и других.
Помимо этого, нельзя не сказать и о том, что значительное внимание кумыкскими и дагестанскими авторами уделялось также новому осмыслению событий советского прошлого, в частности, периода коллективизации, репрессий 1930-х годов. То есть историческая тематика выдвинулась на лидирующие позиции, а исторический роман стал одним из жанров-сюзеренов художественной прозы.
Исторические романы Б. Атаева представляются знаковыми явлениями в кумыкской прозе. В них впервые предметом писательского внимания стала почти забытая историческая личность, сыгравшая важную роль в национальной истории. Объектом художественного воспроизведения в них является жизнь и деятельность одного из сыновей Шамхала Тарковского, общественного, политического деятеля, основателя и правителя Эндиреевского княжества Сол-танмута, которая приходится на конец XVI-начало XVII веков. По существу, писатель задался целью воспроизвести один из узловых этапов истории родного народа, образ реального исторического лица, который боролся за свободу и независимость родного края, притом одерживал на этом поприще крупные военные победы. Исторические события и образы оказались созвучны времени издания произведений, что определило их широкий общественный резонанс.
Помимо удачно выбранной тематики, перед автором романов о Солтанмуте стояла проблема адекватного, убедительного воспроизведения исторических событий и лиц. Ввиду того, что произведения посвящены реальному историческому лицу, одним из важных критериев становится принцип историзма. Б. Атаев, к слову сказать, являясь по образованию историком (обучался на историческом факультете Дагестанского государственного университета), стремится к
строгому соблюдению требований жанра исторического романа. Ключевыми сюжетами, эпизодами произведений становятся сведения, нашедшие отражение в исторических источниках. В числе таковых предстают, к примеру, следующие факты: Солтанмут являлся сыном шамхала Чопана, рожденным от кабардинки; был обделен при разделе имущества своего отца, имел в результате этого неприязненные отношения со своими старшими братьями; отличался своенравным, независимым характером; им было создано Энди-реевское княжество, простиравшееся в междуречье Терека и Сулака от Салатавии до Каспийского моря, ставшее довольно влиятельным на северовосточном Кавказе; когда он был в преклонном возрасте его сын Айдемир взошел на шамхаль-ский трон; в пору расцвета Эндиреевского владения было создано известное историческое сочинение «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби Акта-ши и др. Кроме того, в романах в качестве действующих лиц фигурирует значительное количество реальных исторических деятелей, современников Солтанмута, правда, по сравнению с ним относительно меньших по значимости, находят отражение факты менее значительные, находящие подтверждение в документальных источниках. Данные особенности наглядно демонстрируют ориентированность писателя к максимальной объективированности повествования.
Однако при рассмотрении романов Б. Атаева следует учитывать, что они являются не документальными произведениями, а художественными. В этой связи их рассмотрение должно базироваться прежде всего на критериях художественности, естественно, с учетом их жанровой дефиниции - исторического романа, в котором важно соблюдение разумных пропорций между правдой и вымыслом, стремление к объективности, правдивости, убедительности в отображении исторического прошлого.
В романах Б. Атаева прежде всего обращает внимание продуманность структуры, определенная логика в подаче образа, явлений действительности. В центре внимания писателя - образ Солтанмута, его становление и формирование как исторической личности, лидера родного народа, общественно-политического деятеля. Автор, придерживаясь хронологии жизни и деятельности главного героя, тем самым четко оттеняет его эволюцию.
Судьба Солтанмута способствовала формированию его характера - стремлению к свободе, независимости, отстаиванию своих прав. Он долго жил в неволе в качестве аманата, затем, будучи незаконнорожденным сыном шамхала, будучи чанка, был обделен братьями при разделе имущества. Это укрепляло дух его борьбы за свое
место в жизни, отстаивание своих прав как одного из наследников шамхальского престола. Реализуя свои шамхальские амбиции, он стал создавать свое княжество. Не ограничившись отведенной ему территорией, он расширил свои владения, вступив из-за этого в конфликт со своими старшими братьями и выйдя в нем победителем.
По мере роста авторитета Солтанмута, вследствие успешного развития его княжества происходит его политический рост; растет его влияние на сопредельные княжества, ханства. Вся эта ситуация определяла более крупные задачи, которыми он стал руководствоваться в своей деятельности.
Так, Солтанмут ратует за единение кумыков, разделенных в пору его жизни на несколько кня-жеств-бийликов. Учитывая геополитическую ситуацию в регионе, когда Северный Кавказ, Дагестан, его родной край стремятся вовлечь в сферу своих интересов три крупные державы - шахский Иран, царская Россия, Османская империя, - Солтанмут ратует за независимость, самостоятельность, национальную суверенность своей родины. В этом контексте им значительное внимание уделяется созданию дееспособной армии, вооруженной лучшими для своего времени видами оружием, налаживаются союзнические институты с определенными княжествами, с целью быстрого вооруженного реагирования на потенциальные внешние угрозы.
В итоге, Солтанмут вырастает до успешного полководца, мудрого правителя, обеспокоенного судьбой родного края, его будущностью. Главный герой, в контексте романов писателя, становится символом свободы и независимости, борца за интересы родного народа.
В романах Б. Атаева главный герой, как это свойственно историческим произведениям, посвященным реальным лицам далекого прошлого, преподносится в идеализированном свете. При этом в оценке его деятельности акценты делаются на тех аспектах, которые созвучны времени написания произведений. В конкретном случае - это борьба за объединение кумыков, отстаивание своей национальной идентичности. Как отмечено выше, в этот период наблюдалась активизация национального самосознания, усиление интереса к национальным истокам, героической истории. В этой связи удачная расстановка акцентов, определявшаяся как реалиями воспроизводимой эпохи, так и детерминированная современным состоянием общества, обусловила актуальное звучание романов Б. Атаева.
В романах Б. Атаева наблюдаются эпизоды, которые имеют особую значимость в плане отражения их идейного содержания, художественных концепций писателя. Автору важно продемонстрировать, что Солтанмут был с
юных лет искусным воином, доблестно проявившим себя в боях с врагом. Именно в этой ипостаси он предстает в одном из начальных эпизодов романа «Младший сын шамхала», в котором обрисована битва за освобождение древнего города-крепости Дербента от власти шахского Ирана. Юный по возрасту главный герой романа демонстрирует на деле свои смелость, решительность, мужество, характерную ему не по годам рассудительность, лидерские качества.
Незаурядные воинские доблести Солтан-мута воспроизводятся в эмоционально-пафосном ключе: «<...> Солтанмут саблей взмахивает и валит оземь первого из сарбазов (иранских воинов - М.Г.), затем - второго, третьего. Рубя на куски попадающихся ему на пути иранских воинов, Солтанмут устремляется в гущу боя» («<...> Солтанмут сарбазланы биринчисине, сонг экинчисине, уьчюнчюсюне серпе, авдара. Сарбаз асгерлилени къаршы гел-ген-гелгенин чархлай туруп Солтанмут урушну къалынына гире»; здесь и далее подстрочные переводы наши - М.Г.) [1, 48-49]. Победа, одержанная в этой битве, способствует росту авторитета Солтанмута как воина, радетеля интересов родного края, его независимости.
Однако в последующем, в русле отражения эволюции центрального образа, Б. Атаев значительное внимание уделяет его изображению в качестве мудрого правителя. Тот факт, что спустя немного времени с момента создания им княжества в селе Эндирей, этот населенный пункт стал крупным торговым, экономическим, культурным центром северного Дагестана, что отражено и в документальных источниках, свидетельствует о многом. Будучи последователен, автор стремится продемонстрировать повседневную жизнь и быт жителей княжества, показать то, чем прирастало их благосостояние. Писатель воздает должное воспроизведению полевого труда, труда разного рода ремесленников. Но при этом наиболее существенной видится изображение рынков, которыми был славен Эндирей. На его рынках местные жители торгуют «зерном, пчелиным медом, сухофруктами, корнями растений, используемых в качестве красок, шкурами диких и домашних животных. Кумыкским покупателям русские купцы привозят веревки из конопли, льняные ткани, огнестрельное оружие, изделия, посуду из железа» («<...>ашлыкъ, жибин бал, къакъ емишлер, бояв тамур, къыр жанланы терилерин, уьй гьайванланы гёнлерин сатып ала. Къумукъ алывчулагъа рус ку-пецлер кендир йип, кетен къумач, тюбек от, аты-лагъан савут, темир алатлар, савут-саба гелти-ре») [2, 7]. В романе подчеркивается мысль о том, что на фоне торговцев из близких и дальних краев
желанными гостями были русские купцы, которые привозили самые востребованные для местных жителей товары.
Согласно авторской концепции, сама жизнь диктует княжеству определенный вектор общественного, политического развития. Если поначалу Солтанмут в равной мере отстаивал независимость родного края от окружающих его крупных держав, то в скором времени приходит осознание того, что время диктует необходимость налаживания добрососедских отношений с Россией. В романе «Солтанмут» обстоятельно освещаются поездки главного героя в крепость Терки, являвшуюся форпостом России на северовосточном Кавказе, с прошением о принятии своего княжества в ее подданство. В итоге в 1616 году после очередного обращения такое прошение было удовлетворено.
В ходе повествования неоднократно устами Солтанмута подчеркивается, что будущее родного народа, сохранение его национальной идентичности заключается в дружбе и единстве с Россией. Символично звучащее логичным апофеозом в заключение романа «Солтанмут» завещание достигшего преклонных лет центрального образа своему сыну Казана-липу, заменившему его на княжеском троне: стоять на страже интересов родного народа и жить при этом в мире с русскими.
Идейная суть образа, пафос романа, оказавшиеся созвучными времени создания произведений, стали факторами, обеспечившими их читательский успех, по большому счету их своевременное художественное звучание. Важным предстает то, что пафос органично вытекает из удачно выстроенной композиции, благодаря художественным средствам, обусловившим убедительность образа известной личности, воспроизведенной на фоне судьбы народа, картин минувшей исторической эпохи.
В этом контексте показательны включаемые в романное повествование формы домысла и вымысла, придающие полноту и обстоятельность изображению прошлого. В частности, примерами домысла являются детализация биографии Солтанмута (с кем дружил, с кем конфликтовал), конкретизация отмеченных выше событий, диалоги исторических лиц, монологи главного героя. Помимо этого, основная сюжетная канва романов обрастает, дополняется вымышленными побочными сюжетными линиями, образами, которые высвечивают рельефно исторический фон, придают повествованию романный характер, эпический размах, активизируют его художественное звучание. В одних случаях события и персонажи, в той или иной мере при-
частные к центральному герою, дополняют его портрет, призваны четче высветить его образ, в других - оттеняют национальный исторический колорит, обусловлены стремлением подчеркнуть документальную основу, достоверность романов, в-третьих - вызваны целью придания увлекательности романному действу. В целом, содержание романов Б. Атаева дает основание считать, что исторические реалии и авторские домысливания сочетаются в разумных пропорциях и существенно не противоречат друг другу.
В романах Б. Атаева наблюдается использование различных средств: сюжетной инверсии, пейзажных зарисовок и др., сообщающих повествованиям увлекательность, интригу, придающих им определенную эмоциональную тональность. Исторические экскурсы писателя в более ранние, по сравнению с воспроизводимой эпохой, периоды, отступления от основной канвы сюжета имеют характер вставных эпизодов и выполняют, как это свойственно произведениям исторического жанра, существенные композиционные, художественные функции.
Следует отметить, что в романах Б. Атае-ва впечатляет их языковая составляющая. Писатель стремится соблюсти баланс между «военной» и «мирной» деятельностью Солтанмута; батальные сцены в романах органично сочетаются с изображением повседневного быта жителей Эндиреевского княжества. В этой связи автором вовлекается в оборот значительное количество лексических единиц архаического характера, историзмов, иноязычных слов. В их числе фигурируют виды оружия, одежды, пищи, дающие представление об изображаемой эпохе.
Языковая архаика находит выражение не только в отдельных лексических единицах, но и в сравнениях, фразеологизмах. Например, сравнением «твердый, как сталь» («болатдай къат-ты») подчеркивается решимость, несгибаемость характера персонажей, сравнением сабель, мечей с молнией («яшмындай йыртыллайгъан» -«блистающие словно молния») оттеняется стремительность боя, его напряжение и переменчивость. Словом, подобного рода выражения, имеющие устойчивый характер, в историческом произведении наполняются определенным смыслом. По существу, автором вовлекаются в оборот устойчивые образы, закрепленные в устно-народном творчестве, являющиеся традиционными в национальной словесной культуре. То есть в контексте исторического романа оттеняется их архетипическое значение.
Определенное созвучие подобным характеристикам имеет место в оценке персонажей, участвующих в батальных сценах, которые пе-
рекликаются с национальным фольклорным, устно-поэтическим наследием. В частности, главный герой Б. Атаева, как, впрочем, и его соратники, бесстрашен, отважен, ловок: он смело вступает в бой, оказывается нередко в его гуще; чуть ли не каждый его взмах саблей - это смерть врага. При этом он облекается в культ воина-победителя, лидера-освободителя.
Данные аспекты поэтики романов Б. Атае-ва восходят своими истоками как к национальному фольклору, в частности, так и восточным традициям в целом. В этой связи нам представляется, что архетипы народной, словесной культуры, в данном случае применительно к произведениям, посвященным далеким пластам исторического прошлого (при всей их кажущейся прямолинейности), наполняются глубинным смыслом. Вбирая в себя ментальные характеристики национального сознания, они имеют действенность на эмоциональном, художественном, эстетическом уровнях.
Аналогична функциональная, нравственно-эстетическая значимость включенных в романное повествование пословиц. В произведениях Б. Атаева они являются одним из часто используемых изобразительно-выразительных средств наряду с архаизмами, сравнениями; только в первом романе («Младший сын шамхала») их число составляет около полусотни. И это представляется неслучайным. Ведь в паремиях отлиты национальные морально-нравственные ценности, выработанные в течение многовекового развития. Показательны пословицы, связанные с оружием, сражениями, конфликтами: «Отважному рабу (слуге) не знать беды» («Тавакелли къулгъа балагь ёкъ), «Оружие не подведет, если не подведет тот, кто за нее взялся»
(«Савут тутгъан бузмаса, савут бузмас»), «Сначала рассудок, потом месть» («Гьакъыл алдын, ачув сонг»), «Прощенный враг никогда не прощает сам» («Гечилген душман бир де гечмес»), «Не ступит нога медведя в лес, у которого есть свой лев» («Арсла-ны бар ормангъа аюв да аякъ басмас») «Война не родит сына» («Давдан улан тувмас»). Следует подчеркнуть, что применение такого рода архетипных выражений, традиционных образных характеристик, архаичной лексики обусловлено именно жанром исторического романа.
Таким образом, можно констатировать об осмысленном применении автором средств художественной выразительности, способствующих полновесному отражению исторической эпохи, достижению убедительности в воспроизведении событий и образов далекого прошлого, глубокому постижению национальной картины мира.
Романы «Младший сын шамхала» и «Солтанмут» Б. Атаева являются одними из знаковых исторических романов постсоветского периода в кумыкской литературе. Они символизируют об усилении национального самосознания, национальной идентичности, отраженной обстоятельно в художественной литературе.
Исторические романы Б. Атаева «Младший сын шамхала» и «Солтанмут» имеют ценность не только как факт истории литературы последнего десятилетия минувшего века. Ввиду того, что данная тенденция, - художественного воспроизведения прошлого, вековой и более давности, - не нашла должного продолжения в национальной прозе, романы Б. Атаева и поныне не утрачивают своего значения, ценности, читательской востребованности.
Список литературы
1. Атаев Б. Младший сын шамхала (Шавхалны гиччи уланы). Махачкала, 1991. На кум.яз.
2. Атаев Б. Солтанмут. Махачкала, 1996. На кум. яз.
3. Керимов И. Йырчи Казак (ЙырчыКъазакъ). Махачкала, 2006. На кум.яз.
4. Загиров С.Казак-кровник (Къанлы къазакъ). Махачкала, 2012. На кум.яз.
5. Халилов М. Сали Сулейман. Махачкала, 2014. На кум. яз.
6. Керимов И. Махач. М.,1964.
7. Яхьяев М.-С. Три солнца. М.,1978; Яхьяев М.-С. Три солнца. М.,1985.
8. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.
9. Магомедова З.К. Историческая проза Мариам Ибрагимовой. Махачкала, 2009.
10. Омаршаева Э.М. Дагестанский исторический роман второй половины XX века: самобытность и типологическая общность: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. Махачкала, 2011.
11. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 1960-1980-х годов (дополн. изд.). Махачкала, 2012.
Об авторе
Гусейнов Малик Алиевич - доктор филологических наук, и.о. зав. отделом литературы, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы, Дагестанский научный центр РАН, [email protected]