ИСТОКИ ЖАНРА РОМАНА В ДАГЕСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПРОЗАИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ФАЗУ АЛИЕВОЙ
®2010 Джамалудинова Х.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Проанализировано прозаическое творчество Фазу Алиевой, ее вклад в развитие жанровой системы дагестанской литературы.
The author of the article analyzes Fazu Alieva’s prosaic creativity as the contribution to the development of the genre system of Dagestan literature.
Ключевые слова: прозаик, дагестанская литература, Фазу Алиева, жанр, роман в новеллах.
Keywords: prose writer, Dagestan literature, Fazu Alieva, genre, novel in short stories.
Общепризнано, что роман - это самый емкий и универсальный жанр литературы, способный отразить дух эпохи, воссоздать целостность мира, проникнуть в глубины психологии человека, раскрыть его душу и сокровенные чувства. В романе наиболее полно реализуются возможности литературы в
воссоздании мира. В современном литературоведении роман считается главенствующим жанром в
литературе.
По мнению М. М. Бахтина, «структура самого жанра слагается из трех компонентов: это
тематическое содержание, стиль, композиционная завершенность» [5. С. 100]. При исследовании трилогии Фазу Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку» мы исходим из этого положения выдающегося теоретика литературы.
Первый дагестанский роман был написан в 1915 году. Это был исторический роман кумыкского писателя А. Ибрагимова-Кизлярлы «Аманхор». Появление этого жанра впервые именно в кумыкской литературе мы считаем не случайным. Как известно, литература народов Дагестана в средние века была во многом синкретичной, она
еще не отделилась от делового письма. Из прозаических жанров в ней доминировали исторические сочинения и мемуары на арабском языке, эпистолярное наследие, эпиграфика, поучения, трактаты, учебные книги. Лишь в XIX веке на русском языке стали появляться художественно-этнографические очерки Айдамира Черкеевского, Абдуллы Омарова, Гаджимурада Амирова, Девлет-Мирзы Шихалиева, Магомеда Хандиева, Казанфара Зульфукарова, публицистические статьи Уллубия Буйнакского, Махача Дахадаева, Саида Габиева. А в кумыкской литературе появились просветительские повести Нухая Батырмурзаева «Бедная Хабибат», «Давуд и Лейла», «Гарун и Зубайдат, или Несчастная Джанбике» с их идеалом просвещенного человека, идеей эмансипации женщины-мусульманки.
В аварской литературе еще в 1884 году была написана биографическая повесть Гасанилау Гимринского о первом дагестанском имаме Гази-Мухаммеде «Ключи от
утвердившегося газавата» [2. С. 72-75]. Однако произведение не было опубликовано до 1992 года и не могло оказать сколько-нибудь
заметного влияния на литературный процесс.
В советские годы в дагестанской литературе сложилась современная жанровая система, в которой роман стал занимать почетное место. Появились исторический, историко-революцион-ный, производственный, семейно-бы-товой, биографический, приключенческий, ретроспективный (о Великой Отечественной войне), детективный, социальнопсихологический, сатирический
роман, роман в новеллах, роман-миф.
Первый аварский роман «Герои в шубах» Раджаба Динмагомаева увидел свет в 1934 году. Другой историко-революционный роман «Сулак-свиде-тель» Магомеда
Хуршилова, написанный уже на русском языке, был напечатан в 4050-е годы.
Эпические традиции в аварской литературе развивали писатели Магомед Сулиманов, создавший роман «Огни» («Огниялда») о
стекольном заводе «Дагестанские Огни», Муса Магомедов - автор трилогии «Месть» («Къисас») и
целого ряда повестей и романов, Магомед Шамхалов - автор социально-психологической повести «Дни большой жизни».
Значительный вклад в развитие жанра романа в аварской и всей дагестанской литературе внесла народный поэт Дагестана Фазу Алиева. На определенном этапе своего творческого пути она стала разрабатывать, наряду с поэзией, и прозаические жанры. Ей
принадлежат очерки и эссе, рассказы и новеллы, повести и романы. Среди них романы «Комок земли ветер не унесет», «Орел точит клюв о
камень», «Роса выпадает на каждую травинку».
М. Бахтин писал: «Изучение
романа как жанра отличается особыми трудностями», что «обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный
становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершается при полном
свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей» [3. С. 447].
Это написано в 1941 году. Трилогия Ф. Г. Алиевой
свидетельствует о том, что жанр романа продолжает свое движение и в творчестве современной нам писательницы. Речь в данном случае идет о жанре романа в новеллах, созданного Ф. Алиевой.
Расцвет прозаического творчества Ф. Алиевой приходится на 60-80-е годы. Ее творческий путь во многом отразил духовно-нравственное
становление советского поколения, заявившего о себе в этот период. Как отмечал С. Х. Ахмедов: «Литература этих десятилетий явилась не просто искусством слова. Она стала средоточием общественной мысли, полем, на котором разыгрывались трагедии, велись позиционные войны идеологического и политического характера. Через литературу, ее образную систему, подтекст, символику, саму манеру письма, весьма выразительную, читатель ощущал глубинное дыхание эпохи, отдаленный гул будущих
катаклизмов и изломов» [1. С. 100]. В произведениях многих писателей появляются исповедальные мотивы, монологи с читателем, возрастает экспрессивность авторской речи. Присутствие подобных элементов придает повествованию поэтичность и лиризм.
Наиболее яркими книгами Ф. Алиевой, получившими особое признание в советский период, явились «Судьба» (1966), «Комок земли ветер не унесет» (1967),
«Родовой герб» (1970), «Родники рождаются в горах» (1971), «Роса выпадает на каждую травинку»
(1973), «Орел точит клюв о камень»
(1974), «Корзина спелой вишни»
(1975), «Восьмой понедельник»
(1978), «Когда взрослеют сыновья» (1984) и др. Здесь же надо отметить ее произведения, вышедшие в постсоветский период. Это - «Краса ветвей зависит от корней» (1997), «Излом» (1998), «Не прерванный полет» (2001), «Таинственное
свечение» (2003), где говорится о боли и потерях человека, о трагизме современного мира. Все эти книги о разных людях, но беда у них одна -потеря родного человека. Здесь сильнее выражается лирическое начало, главное внимание акцентируется на внутреннем состоянии души человека.
Самым значительным
произведением Фазу Алиевой является ее трилогия «Роса выпадает на каждую травинку», состоящая из трех самостоятельных романов: «Роса выпадает на каждую травинку» (М.: Современник, 1973), «Корзина спелой вишни» (М.:
Современник, 1975) и «Восьмой
понедельник» (М.: Современник,
1978). Трилогия Ф. Алиевой - это роман в новеллах.
При определении жанровой природы романов, входящих в трилогию, мы исходили из литературоведческих наработок последних десятилетий в дагестанской прозе (О.
Добровольский, З. Н. Акавов, К. Н. Абуков, А. К-Ю. Абдулатипов, С. Х. Ахмедов, А. М. Вагидов, З. З. Гаджиева, М. А. Гусейнов и другие).
К примеру, С. Х. Ахмедов в своей монографии «Художественная проза народов Дагестана»(1996) и статье «Традиции «обрамленной повести» в творчестве Фазу Алиевой» (2010) утверждает, что дагестанские
прозаики второй половины ХХ века А. Абу-Бакар, Ф. Алиева, Р. Гамзатов, М-Р. Расулов (а до них Эфенди Капиев) опирались на опыт «традиционной» (сюжетной) и
«нетрадиционной» (бессюжетной)
прозы. При этом он замечает, что «обрамленные повести», «рамочные рассказы» имеют столь же древние истоки, восходящие к сборникам восточных притч «Панчатантра», «Двадцать пять рассказов Веталлы», «Семьдесят рассказов попугая», «Калила и Димна», к арабским сборникам сказок «Тысяча и одна ночь», к сочинениям типа «Тути-наме», «Синдбад-наме», «Бахтияр-наме» или «Мудрость вымысла» Сулхан-Сабы Орбелиани, как и европейские романные формы. В этом же ряду можно рассмотреть и
образцы обрамленной прозы эпохи Возрождения: «Декамерон» Боккаччо или «Кентерберийские рассказы» Чосера [2. С. 186]. Именно эти традиции сыграли значительную роль в возникновении жанра романа в новеллах.
В дагестанской художественной прозе советской эпохи происходят сложные процессы, которые, в конечном счете, подготовили почву для появления романов и повестей в новеллах. В 20-е годы кумыкский писатель Юсуп Гереев создал циклы новелл в сборниках «Лекарство от беды человеку» (1927) и «Спутник Моллы Насретдина» (1928). В его новеллах описаны отдельные эпизоды из жизни кумыков, разочарованных в рецептах из старой книги Шихаммата-кади «Сапар елдаш».
Табасаранский писатель
Абдулмуслим Джафаров создает своеобразную повесть в новеллах «Прежде и теперь» (1932), где новое в жизни табасаранского народа противопоставлено старому,
дореволюционному.
Поиск в этом направлении привел крупнейшего дагестанского писателя 30-40-х годов Эфенди Капиева к написанию книги «Поэт», в которой отдельные новеллы сцементированы образом старого поэта.
Примечательно, что автор называет их «этюдами с натуры». Прототипом героя Эфенди Капиева стал народный поэт Дагестана Сулейман Стальский. Но в книге нигде не упоминается фамилия «Стальский», только имя. Впоследствии и Фазу Гамзатовна Алиева, ведя повествование в трилогии «Роса выпадает на каждую травинку» от имени писательницы и главного редактора журнала «Женщина Дагестана» очень редко называет фамилию «Алиева».
Повесть в новеллах «Вот камень, вот весы» (1974) в дагестанской прозе появилась в творчестве лезгинского писателя Меджида Гаджиева. Она посвящена проблеме переселения жителей селения Магар на равнину. В повести все новеллы ведут к определенному результату. Она начинается с новелл, где
показаны неимоверные трудности, которые испытывают жители Магараула до переселения:
бездорожье, бешеные горные реки, через которые приходится гнать овец на равнину, доставлять
строительный материал и все жизненно необходимое в горы. Заканчивается повесть решением всего села о переселении на равнину. Центральная глава отведена рассказам деда Сиража об отдельных событиях в жизни аула.
Ближайшим предшественником трилогии Фазу Алиевой была книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан», которая дала толчок к ее написанию. Литературовед С. Х. Ахмедов отмечает генетическую связь между трилогией Фазу Алиевой и книгой прозы Р. Гамзатова: «Толчком к написанию трилогии Ф. Алиевой, как и книги Р. Гамзатова, послужил звонок из московских журналов, пожелавших получить от
писательницы статью о горянке. Причем, и Расул, который в принципе отказался от написания статьи по заказу, и Фазу, которая согласилась на это, пишут не то, что от них ожидали, а обширные художественные полотна: Расул о Дагестане (и литературе), Фазу - о женщинах Дагестана. Для их книг общим является также то, что в них много личного, авторы-
повествователи выступают в обоих случаях в качестве главных героев, сохраняют свои настоящие имена. Но есть между ними и значительные расхождения. И не только на уровне темы (Дагестан и женщина Дагестана), но и на уровнях композиции, стиля, жанра. «Мой
Дагестан» - весьма живописное и причудливое по структуре
произведение, которое трудно
отнести к какому-либо из известных жанров, произведение эссеистского характера, а трилогия Ф. Алиевой -это роман в новеллах» [2. С. 197198].
Герои романа Ф. Алиевой - люди одержимые, целеустремленные, активные. И для обнаружения менталитета горцев автор
обращается и к образу людей малозаметных, даже не заметных в
жизни, людей необычного, как говорят, неземного устройства. Оригинальность новелл Ф. Алиевой не в броскости портрета героев, их дел и свершений, а в тонкой душевной организации. Для постижения нравственной сути героев автор обращается к их прошлому и, синтезируя прошлое и настоящее, добивается расширения хронологических рамок
повествования.
Исследователи, анализируя
творчество Фазу Алиевой, отмечают в ее произведениях
общечеловеческие мотивы, юмор, концепцию философии, истории и человека, проблемно-тематичес-кое и жанрово-стилевое своеобразие, классические и новаторские тенденции и т.д.
Концепция личности,
складывающаяся в прозаическом творчестве Фазу Алиевой, тесно связана с общим строем развития дагестанской литературы советского и постсоветского периодов, с ее тематикой, проблематикой,
эстетическими идеалами. Все ее творчество отражает
художественные и идейные искания писателей XX и начала XXI веков. Одними из главных проблем становятся проблемы формирования личности, ее отношения с миром, проблемы ценности и сохранения человеческой жизни. В прозаических произведениях Фазу Алиевой показан процесс становления советского человека, коммуниста, горца. Это были герои, отвечающие духу времени, советский тип личности, они воплощали в себе лучшие черты своего времени. А в постсоветский период личность писателя, как и личность героя, претерпевают изменения.
Роман Фазу Алиевой насквозь пропитан народными истоками. Целый ряд приемов создания образов, многообразие
изобразительно-выразитель-ных средств, широкое использование народной лексики, легенд, притч, пословиц, поговорок делает роман эмоционально насыщенным,
увлекательным, выражающим всю суть народного национального
характера горца и жизнь аула. Язык романа Фазу Алиевой колоритен, ему свойственно творческое
употребление многих форм, приемов и оборотов и выразительных средств народной речи. Эти элементы, выражающие горский колорит, большей частью трудно переводимы на другой язык.
Как отмечал О. Добровольский в статье «Мыслей бег и сердца стук», «стиль Алиевой-прозаика можно назвать романтическим. Но сами ситуации, изображенные
писательницей, сугубо реалистичны, отсюда ее пристальное внимание к деталям, к подробностям быта, точные характеристики,
мотивированность всех поступков
Примечания
героев, - их взаимоотношений, конфликтов. Проза Фазу Алиевой далека от какой-либо условности. Эта проза поэта, прирожденного лирика, поэтичная, эмоционально окрашенная, с взволнованными авторскими отступлениями» [4].
Создание в дагестанской литературе оригинального жанра, романа в новеллах, является вкладом Фазу Алиевой в развитие жанровой системы дагестанской прозы. Ее роман «Роса выпадает на каждую травинку» оказал значительное влияние на дагестанскую литературу,
предопределив появление новых произведений свободной формы, повестей и романов в новеллах.
1. Ахмедов С. X. Творчество, подобное радуге // Дагестанская правда. 4 декабря. 2007. 2. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала : Дагестанское книжное издательство, 1996. 3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. : Художественная литература, 1975. 4. Добровольский О. Писатель, критик. Мыслей бег и сердца стук // К юбилею народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой. М., 1994. 5. Теория литературы. В 2-х томах. Т. 2. М. : Изд. центр «Академия», 2006.
Статья поступила в редакцию 11.06.2010 г.