Прохоров Сергей Анатольевич, Шадурин Александр Владимирович, Прохоров Никита Сергеевич РАЗВИТИЕ СЕКЦИИ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ ИНСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАИНА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕЁ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
В статье рассматриваются аспекты влияния компьютерных технологий на развитие художественной составляющей в отдельной архитектурно-дизайнерской школе, трансформацию принципов создания художественного образа в декоративной живописи во взаимодействии с проектной культурой в архитектуре и дизайне, их взаимовлиянии. Авторы обосновывают положение о том, что современные компьютерные технологии, получив применение в декоративной живописи и проектной культуре, требуют подробного научного исследования процесса развития и становления архитектурно-дизайнерской школы нового типа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/11739.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 150-152. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 75.01:72.021.2 Искусствоведение
В статье рассматриваются аспекты влияния компьютерных технологий на развитие художественной составляющей в отдельной архитектурно-дизайнерской школе, трансформацию принципов создания художественного образа в декоративной живописи во взаимодействии с проектной культурой в архитектуре и дизайне, их взаимовлиянии. Авторы обосновывают положение о том, что современные компьютерные технологии, получив применение в декоративной живописи и проектной культуре, требуют подробного научного исследования процесса развития и становления архитектурно-дизайнерской школы нового типа.
Ключевые слова и фразы: художественный образ; декоративная живопись; компьютерные технологии; архитектурное проектирование; искусство; дизайн.
Прохоров Сергей Анатольевич, д. искусствоведения, доцент Шадурин Александр Владимирович, доцент Прохоров Никита Сергеевич
Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова prokh64@mail.ru; schadurin@mail.ru; pronja64@mail.ru
РАЗВИТИЕ СЕКЦИИ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ ИНСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕЁ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
В Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова с открытием специальности «Дизайн архитектурной среды» в Институте архитектуры и дизайна на кафедре «Архитектуры» в 1995 г. возникает секция рисунка, живописи и скульптуры (далее - секция РЖС). В архитектурных школах России к этому времени сложилась вполне определенная методика подготовки по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «Скульптура». Суть этой методики: от реалистического изображения до декоративного преобразования, отличающегося лаконизмом, декоративной стилизации на пути к созданию выразительного художественного образа. Такая методика предполагала ряд последовательных этапов обучения. Изучение технологий работы живописными материалами, владение профессиональными техниками, различными приемами декоративной и академической живописи, уверенное применение этих знаний и навыков развиваются у студентов постепенно, по определённым этапам. Начальные ступени - изучение теории цветовых гармоний, выполнение этюдов с натуры, в дальнейшем - интерпретации натурных изображений, трансформации, преобразования, игра объемов, пятен и форм как на плоскости, так и в изображаемом пространстве в дальнейшем, а в итоге декоративные обобщения, ведущие к созданию нового выразительного художественного образа. Освоение подобных этапов обучения очень важно для студентов-архитекторов, поскольку в его процессе происходит формирование способности минимумом средств выражения достичь максимума художественной выразительности изобразительного языка, создать неповторимый художественный образ.
С 1999 года секцию РЖС возглавил профессор В. Ф. Добровольский, Заслуженный художник РСФСР, художник-монументалист, автор композиций, играющих весьма значительную роль в формировании архитектурно-художественного пространства Барнаула и являющихся знаками-символами, приметами времени, отражающими образ современности: Мемориальный комплекс исторического отдела Алтайского государственного краеведческого музея, скульптура всадника по пр. Ленина 17-а и др. В. Ф. Добровольским созданы оформления интерьеров многих Дворцов культуры как города Барнаула, так и районов Алтайского края (интерьеры спорткомплекса «Обь» - роспись «История плавания», мозаика «Садко», Дворцов культуры в Барнауле, Новоалтайске, Рубцовске, Мамонтово, Шипуново и др.). «Творческий диапазон Добровольского не исчерпывался монументальным искусством. В качестве живописца он работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Совместно с художником С. И. Черновым В. Ф. Добровольским была создана известная серия картин "Обь целинная". Огромное множество акварельных этюдов и набросков было привезено им из заграничных поездок по Америке, Японии, Италии, Франции» [8].
В период работы секции РЖС, в 2002 году преобразованной в кафедру «Изобразительное искусство» Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И. И. Пол-зунова, первоначальная творческая концепция художественного образа заключалась в создании декоративных преобразований графики и живописи на основе изучения натуры, её обобщения, выделение главных, наиболее характерных черт, нахождение колористической гармонии; при этом почти не существовало творческих ограничений: В. Ф. Добровольский считал, что главное в декоративном преобразовании - «поставить всё с ног на голову», создать максимальную трансформацию натурного изображения, создать оригинальное произведение, отличающееся максимальной художественной выразительностью. Существенными требованиями оставались подчинённость декоративной живописи плоскости, архитектурному пространству, цветовая гармония, основанная на «увиденности цвета», выстроенная в контрастной либо в нюансной цветовой гамме. В целом, в изобразительных дисциплинах в этот период прослеживается влияние традиций Высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной.
ISSN 1997-292X
№ 11 (85) 2017
151
В академической живописи отличительной чертой данного периода развития секции РЖС является преобладание в основном акварельной техники, так как в большинстве архитектурно-художественных вузов основными художественными материалами натурных штудий являются гуашь и темпера. В применении акварели для выполнения натурных этюдов, а гуаши - для декоративных преобразований создавало необходимый баланс в изучении рукотворных, «рукопашных» техник, применяемых при выполнении архитектурно-дизайнерских проектов: от техники акварельной отмывки до техники работы колерами гуашью, что расширяло диапазон возможностей создания художественного образа в зависимости от темы проекта. Таким образом, одним из главных вопросов ставится вопрос мастерства - высокого уровня владения изобразительно-выразительными средствами и техникой исполнения, а также освоения материала искусства, с помощью которого художник объективирует образы, созданные его фантазией и воображением; реализация творческого замысла, образной идеи во многом зависит от выбранного для его исполнения материала.
В этот период в проектировании уже начинает понемногу сказываться влияние цифровых технологий, появляются первые компьютерные программы для проектирования, однако базовая компьютерная техника ещё достаточно слаба, и проекты, выполненные в «ручной» технике, по-прежнему востребованы.
Тем не менее, процессы развития и использования информационных технологий и компьютерных средств в архитектуре вскоре продолжились настолько революционно и стремительно, что ещё до сих пор не произведены оценка и анализ их влияния на развитие проектной культуры. На сегодняшний день является актуальным и целесообразным прослеживание и оценка пути освоения компьютерных технологий и методов их применения с целью взвешенного выбора из их многообразия и свободном ориентировании в огромном количестве компьютерных программ [2].
Этот период характеризуется постоянным поиском новых теорий и методов архитектурного и художественного творчества, а также развитием новых технических возможностей. Возникновение компьютера кардинальным образом изменило жизнь человека буквально во всех сферах деятельности [1].
Одним из важнейших векторов обновления живописных приемов в цветографических интерпретациях в системе современного архитектурного творчества, учитывая быстро развивающиеся технологии, стала цифровая живопись. Цифровая живопись может трактоваться в качестве творческой деятельности, основанной на применении электронных (компьютерных) технологий, результатом которой является создание качественно нового художественного образа [7].
Своё начало компьютерное искусство берёт еще в прошлом XX веке, но компьютерная живопись в наше время значительно расширяет горизонты представлений о форме и художественном образе: форму произведений в этой сфере во многом определяют технические возможности постоянно обновляющейся современной компьютерной среды в сочетании с креативной составляющей современного художника. В современных условиях художник, дизайнер, архитектор могут думать вместе с ЭВМ, находить творческое применение тому неограниченному потенциалу, который заложен в современной вычислительной технике. Именно в этом в настоящее время заключается трансформация художественного творчества, появление художника-творца нового типа [6].
Основной целью изучения блока изобразительных дисциплин всегда являлось развитие художественного, образного мышления у студентов-архитекторов, воспитание не технических исполнителей, но архитекторов-творцов, способных создавать в проектах современный выразительный высокохудожественный образ архитектурного пространства, созвучный духу новой эры XXI века. В проектной культуре опытное знание является одним из важнейших составляющих творческого труда архитектора и дизайнера. Знания, умения, технические навыки и креативное начало в художнике-архитекторе, художнике-дизайнере соединяются в зрелое творческое мастерство.
Исследование опыта творческого становления отдельно взятого мастера - художника, архитектора, дизайнера, как прошлого, так и настоящего, - является полезным в герменевтическом понимании складывающегося стиля, обобщение же опыта архитектурно-художественного проектирования различных творческих школ, «национального художественного почерка», «локального художественного почерка» неотъемлемо как для искусствознания в целом, так и для определения особенностей художественного образа в проектной культуре в частности.
Созданию каждого архитектурного сооружения, архитектурного ансамбля, произведения дизайнера -интерьеру или экстерьеру здания - непременно предшествует проект, первоначальная идея, включающая в себя не только изобразительные элементы как составляющую художественной части проекта, но и приемы и техники изобразительного искусства в его визуализации, в создании первичных эскизов и клаузур.
При создании проектов архитектор прежде всего опирается на мастерство и традиции, наработанные веками предыдущими поколениями, привнося элементы нового и воплощая своё представление художественного образа архитектурного пространства. Таким образом, лейтмотивом изобразительного искусства выступают традиции архитектурного проектирования, они культурологически органично с ним связаны и синер-гетически актуализируются в современном искусстве, что является важным в создании художественного образа архитектурной и дизайнерской идеи в процессе её передачи через проектные предложения, разработки, формализацию и трансляцию в сфере творческой деятельности [5].
В 2005-2010 годах развитие компьютерных технологий и внедрение их в изобразительное искусство и образовательный процесс значительно повлияли на систему художественной подготовки на кафедре «Изобразительное искусство» Института архитектуры и дизайна (далее - «ИнАрхДиз») Алтайского
государственного технического университета им. И. И. Ползунова. Благодаря возможности использования компьютерных средств и программ были получены дополнительные возможности расширения сферы формотворчества в плане сложности построения, варьирования, модифицирования, трансформации форм и экономии времени их проектирования [3]. Обновление технического инструментария привело к обновлению культуры проектного мышления. Активно используются не только графические редакторы для работы с плоским изображением, но и технологии 3D для работы с интерьерами и экстерьерами. Новые программы по скульптуре предполагают печать скульптурных работ студентов на 3D-принтере. В настоящее время в «ИнАрхДиз» проводятся научные исследования в области интерактивного дизайна. Следует отметить, что современную архитектуру, основанную на новых принципах, называют дигитальной, нелинейной. И. А. Добри-цына в своих научных трудах одной из первых среди отечественных исследователей обозначила и определила новый этап развития архитектурного мышления как «нелинейную парадигму» [4].
Таким образом, органически связанные, все основные виды изобразительной деятельности приобретают новые аспекты в плане понимания и художественного видения образа, происходит динамичный синтез искусств в процессе постижения вершин мастерства архитектора, дизайнера архитектурной среды. Художественное мастерство, свободное владение рисунком, техникой и приёмами живописи и графики, умение убедительно передать скульптурную форму - все это является неотъемлемой частью и базисом нового подхода к изобразительному языку, основанному на применении цифровых компьютерных технологий в искусстве, являющемуся инновационным коммуникативным средством между творцом и зрителем, автором проекта и заказчиком, которое позволяет оптимально выразить творческие идеи любой проектной сложности, создать уникальный художественный образ как в произведении изобразительного искусства, так и в архитектурно-дизайнерском проекте.
Исследуя новые направления в искусстве цифровой живописи, их связь и взаимодействие с культурой архитектурного и дизайнерского проектирования, мы можем обозначить существенное положение: применение современных компьютерных технологий в процессе архитектурного образования требует подробного изучения становления и развития современной архитектурно-дизайнерской школы и факторов, влияющих на расширение творческих возможностей в создании многопланового современного художественного образа в дизайне и архитектуре.
Список источников
1. Асанович А. Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования: дисс. ... д. архитектуры. М., 2007. 341 с.
2. Волынсков В. Э. Информационно-технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании: автореф. дисс. ... к. архитектуры. М., 2012. 25 с.
3. Волынсков В. Э. Структурирование архитектурного пространства и компьютерные технологии // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2008. № 4. С. 50-58.
4. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
5. Поморов С. Б., Прохоров С. А., Шадурин А. В. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре. Барнаул: АлтГТУ, 2010. 141 с.
6. Прохоров С. А. Современная живопись и компьютерные технологии: от фотореализма до живописи 3D-АРТ // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5 (30). С. 317-319.
7. Шадурин А В. Дизайн: компьютерная техника в дисциплинах «Рисунок» и «Живопись» // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. 2012. № 1-2. С. 52-53.
8. http://www.altairegion22.ru/authorities/culture/dobrovolskii-vladimir-fedorovich-19292002/ (дата обращения: 29.08 2017).
DEVELOPMENT OF THE SECTION OF DRAWING, PAINTING AND SCULPTURE OF THE INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND DESIGN IN THE ALTAI TERRITORY AND TRANSFORMATION OF ITS ORIGINAL CREATIVE CONCEPTION OF AN ARTISTIC IMAGE
Prokhorov Sergei Anatol'evich, Doctor in Art Criticism, Associate Professor Shadurin Aleksandr Vladimirovich, Associate Professor Prokhorov Nikita Sergeevich
Polzunov Altai State Technical University prokh64@mail.ru; schadurin@mail.ru;pronja64@mail.ru
The article examines the aspects of influence of computer technologies on the development of artistic element in a certain architectural design school, analyzes the transformation of the principles of artistic image creation in the decorative painting in the interaction and interrelation with architectural design project culture. The authors justify the thesis that introduction of modern computer technologies in the decorative painting and project culture requires a detailed scientific study of the process of development and formation of a new type of architectural design school.
Key words and phrases: artistic image; decorative painting; computer technologies; architectural design; art; design.