Мартынов Вячеслав Федорович - кандидат юридических наук, соискатель кафедры истории ФГБВОУ ВПО В«Военный университетВ» Министерства обороны Российской
Федерации, г. Москва.
194356, г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 10, кв. 546.
Тел.: (812) 271-05-54. E-mail: kkirova@pnk.ru
Мартынов В.Ф.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ УКРЕПЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В РУССКОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I (1689-1725 гг.)
Исторический опыт свидетельствует, что наша страна успешно развивалась, расширяла владения, отстаивала свою независимость тогда, когда имела сильную, организованную и дисциплинированную армию. Следует отметить, что уже в допетровский период был накоплен значительный опыт укрепления воинской дисциплины, а именно: созданы условия для утверждения основных принципов управления - единоначалия и субординации; систематизированы военно-правовые акты; усовершенствована организационная структура войск; появились первые профессиональные воинские формирования; апробированы принципы комплектования, ставшие основой регулярной армии.
Вместе с тем события конца XVII - начала XVIII столетия, сопровождавшиеся «упадком военной доблести в дореформенных войсках», потребовали серьёзных усилий по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны. Отвечая на вызов времени и опираясь на отечественные достижения и зарубежный опыт, Пётр I и его соратники провели полную реорганизацию вооружённых сил, создали принципиально новую систему укрепления воинской дисциплины.
Воинская дисциплина как общественное явление носила отпечаток жизненного уклада России в исследуемый период. Она формировалась под влиянием ряда факторов, наиболее значительными из которых были: экономические, политические и собственно военные.
К факторам экономического плана можно отнести крепостничество, лежащее в основе социально-экономических отношений, а также преобразования в экономике, вызванные потребностью улучшения материально-технического обеспечения войск.
Прямым следствием экономической системы общества являлись условия жизни, социальная структура, общественное сознание и дисциплинарная практика в российской армии. С введением рекрутских наборов «...русская армия в основном была крестьянской» [1, с. 21]. Психология крестьян-общинников, противопоставлявших давлению помещиков только силу общины, «холопские привычки» и нравы крепостного крестьянства, переносилась на армейский быт. С другой стороны, по мнению В.Д. Верходубова, народной
армию нельзя было назвать: «.. .она была не народной, а армией феодально-крепостнического государства».
Определённая часть офицеров-дворян использовала в армейской службе приёмы жестокого принуждения по отношению к солдатам-крепостным. Поэтому в силу экономических причин между офицерами (господами) и нижними чинами (холопами) существовала «большая пропасть» (несмотря на систему государственных мер, призванных сравнять условия службы представителей разных сословий), которая негативно влияла на характер дисциплинарных отношений в армии.
Положительное влияние на состояние воинской дисциплины в исследуемый период оказал рост экономического потенциала страны, и, прежде всего, военно-экономического комплекса, обеспечивавшего потребности армии и флота всем необходимым. «Изменения в экономике страны позволили в относительно короткий срок реорганизовать армию, превратить её в регулярную, заново создать артиллерию и построить ВМФ». Материальное благосостояние офицеров и нижних чинов на тот момент было относительно высоким по отношению к уровню жизни податных сословий, что благоприятно сказывалось на моральном духе и дисциплине войск.
Среди факторов социально-политического содержания следует выделить внешнеполитическую деятельность государства (постоянно ведущиеся войны), внутриполитические события (использование армии в борьбе с политической оппозицией, в подавлении крупных крестьянских и стрелецких выступлений, усмирении донского и малороссийского казачества), укрепление абсолютизма в России и политического статуса регулярной армии в общей структуре государственного управления.
Подавляющее большинство историков считают, что боевой опыт этого периода значительным образом повысил боеспособность, дисциплину и моральный дух русской армии. По мнению К.В. Базилевича, «... в ходе войны русская армия, теряя последние остатки старой организации, превратилась в стройный и сильный организм» [1, с. 25].
В петровский период при отсутствии специальных органов и сил по поддержанию правопорядка внутри страны их функции были возложены на войска. Противостояние с собственным народом негативно сказывалось на моральном духе и организованности армии, вызывало В«брожения» в регулярных войсках, вело к многочисленным побегам нижних чинов.
Главным итогом петровских преобразований стало установление в России абсолютизма. Пётр I пришёл к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека. Естественно, такой результат преобразований оказал положительное влияние на воинскую дисциплину.
К факторам военного характера необходимо отнести военные реформы и использование опыта укрепления дисциплины в армиях иностранных государств.
Центральным событием строительства вооружённых сил конца XVII - начала XVIII в. стало создание регулярных армии и военно-морского флота и введение нового принципа комплектования - рекрутской повинности для податных сословий и обязательности «пожизненной» службы для дворян и «детей боярских». Принятие этих мер подняло авторитет воинской службы, улучшило состояние воинской дисциплины, изменило всю систему её укрепления.
Позитивным аспектом «рекрутчины» стало формирование национально однородной армии, обладавшей высоким моральным духом, что выглядело прогрессивно по сравнению с системами найма, использующимися в армиях Западной Европы [5, с. 21]. «Переход к рекрутской системе, - писал П.П. Епифанов, - имел огромное значение для укрепления русской армии и явился одним из важнейших факторов, определявших её успехи в ХУШ в. Ни одно государство Европы до наполеоновских войн не сумело столь радикально и успешно решить задачу пополнения армии по принципу национальной воинской повинности, как это удалось сделать Петру» [5, с. 50]. Помимо национальной однородности рядовой состав армии и флота отличался социальной и религиозной однородностью, что придавало ему характер единого организма, культивировало чувства патриотизма, приверженности и любви к Отечеству, служения общему делу.
Новые принципы комплектования, утверждение однотипной организации (полк-дивизия-армия); централизация военного управления, замена приказов Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией; учреждение должности главнокомандующего, при котором была создана квартирмейстерская часть во главе с генерал-квартирмейстером, изменения стратегии и тактики ведения боевых действий, перевооружение и т.п. Оказали существенное влияние на состояние русской армии. Эти факторы, с одной стороны, способствовали укреплению воинской дисциплины, а с другой - предъявляли к её уровню повышенные требования.
Система укрепления дисциплины в русской армии конца XVII - первой четверти XVIII в. формировалась под воздействием опыта армий западноевропейских стран.
По мысли П.О. Бобровского, «военный быт в России начинает получать облик, сходный с военным бытом западноевропейских монархий, идеалы великих полководцев и правила военных законодателей XVIII столетия служили Петру Великому образцами для военных и законодательных реформ, и он, устроив армию, обеспечив её содержанием, не колеблясь принял иноземные военные законы, измененные по его начертаниям и составленные при его непосредственном участии» [3, с. 5].
П.О. Бобровский выделил направления использования западноевропейского опыта в решении задач укрепления воинской дисциплины. Среди них:
- подготовка уставных документов, определявших права и обязанности военнослужащих, внутренний распорядок в войсках, боевую подготовку и тактику войск;
- введение в дисциплинарную практику как методов «палочной дисциплины», так и нравственных норм, закреплённых уставными документами некоторых европейских армий;
- организация быта, управления и системы комплектования по опыту сильнейшей по тем временам шведской армии.
Анализ использования опыта армий западных армий для решения дисциплинарных проблем в русской армии позволяет утверждать, что иностранная практика не слепо переносилась на русскую почву: применялось лишь то, что было пригодно, и отбрасывалось то, что не годилось [4, с. 77].
Постепенно в ходе военных преобразований в российской армии исследуемого периода сложилась определённая система укрепления воинской дисциплины. На взгляд автора, можно выделить ряд элементов данной системы, исследование которых позволяет понять идейно-теоретические, организационные и содержательные основы деятельности государственных и военных органов по укреплению дисциплины в российской армии в 1689-1725 гг. К их числу относятся:
- государственная и военная идеология как основа дисциплины в армии;
- формы и методы воспитания военнослужащих;
- облик главного объекта и субъекта воинской дисциплины - солдата петровской армии - «слуги государева»;
- структура органов государственного и военного управления, обеспечивающих дисциплину и порядок в войсках;
- материальное обеспечение и социально-правовая защищенность военнослужащих.
Настоящая система совершенствовалась на протяжении всей деятельности Петра I и
показала свою высокую эффективность. Принятые меры позволили императору обеспечить должное состояние воинской дисциплины и морально укрепили армию. Вместо огромного и рыхлого, набиравшегося время от времени войска, Пётр I создал кадровую регулярную армию - 200 тыс. чел. (не считая 100 тыс. казаков), которая привела Россию к победе в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века Северной войне. По мнению автора, эта система была прогрессивной для своего времени и положила начало формированию отечественной школы воинского воспитания.
В связи с этим определённый научный интерес представляют основные направления деятельности государственных и военных органов по укреплению воинской дисциплины в
исследуемый период.
Одним из них являлась разработка военно-правовых норм и их реализация в дисциплинарной практике войск.
В конце XVII - начале XVIII в. в связи с созданием регулярной армии и регулярного флота назрела настоятельная необходимость создать специальную законодательную базу, позволявшую в новых условиях эффективно решать задачи укрепления воинской дисциплины.
С восшествием на престол Петра I военно-правовая работа активизировалась. По его поручению была разработана специальная программа поездок за границу «волонтеров», которые наряду с обучением морскому, военно-инженерному и артиллерийскому делу собирали сведения об устройстве западных армий, о системе военного обучения и дисциплинарной практике. В результате в 1699 г. появился первый дисциплинарный документ петровской эпохи - «Устав Вейде» [6, с. 23,]. В период с 1695 по 1708 г. был подготовлен целый ряд правовых документов (статьи, пункты, инструкции, регламенты, указы), которые получили название «Записная книга» или «Ручная книга». Среди них: «Как надлежит генералу в управлении полком», «Уложение Шереметева», «Пункты командующим над каждым батальоном», «Артикул краткий», «Устав прежних лет» (первый дисциплинарный устав) и др. Составленные документы стали основой для дальнейшей законодательной деятельности Петра.
С апреля 1712 г. Петр I лично приступил к созданию дисциплинарного законодательства. После глубокого и всестороннего изучения иностранных источников и тщательного изучения проектов, над которыми царь трудился несколько лет, в 1715 г. был издан Артикул Воинский.
Известный отечественный историк дореволюционного времени А.Э. Мышлаевский утверждал, что «.до издания артикулов 1715 года в этом отношении было сделано только «кое-что», устава же ни дисциплинарного, ни военно-уголовного не было; иначе говоря, не было того основания, на котором базируется воспитание войск» [6, с. 11]. Вершиной военного законодательства петровского периода стала разработка в 1716 г. «Устава воинского» и в 1720 г. « Устава морского». Значение этих документов состояло в том, что они строго очертили правовое поле, в пределах которого проводилась работа по укреплению воинской дисциплины в петровской регулярной армии.
Петр I проповедовал и утверждал жёсткую дисциплину в рамках существующего законодательства. Воинские артикулы предусматривали суровые наказания за воинские преступления. Санкции определялись по решению военного суда и были очень мучительны: согласно правовым документам, смертная казнь полагалась более чем за 200 видов
преступлений. За маловажные проступки применялись телесные наказания (битье шпицрутенами и батогами), а также дисциплинарные взыскания, заключавшиеся в лишении свободы и денежных штрафах.
Тем не менее, анализ законодательного творчества и архивных материалов свидетельствует, что в петровской армии жестокость в решении дисциплинарных проблем соседствовала с такими принципами, как гуманизм и справедливость. Такая позиция давала конкретные результаты. Случаи массовых побегов из действующих частей русской регулярной армии архивными материалами не подтверждаются. Например, в табели 12 батальонов команды генерал-поручика Боура говорится, что в 1707 г. только в 3 из 6 полков имелись беглые. Всего на многотысячный отряд было лишь 35 беглецов [9, л. 110].
Петровские правовые акты по своему качественному уровню не уступали лучшим уставам западных армий и флотов. Многие положения Воинского устава 1716 г. действовали на протяжении 150 лет и послужили основой для дальнейшего развития отечественного дисциплинарного законодательства.
Внедрение военно-правовых актов в войсковую дисциплинарную практику происходило через органы государственного и военного управления, военные суды, военную прокуратуру, фискалитет и военную полицию.
Важным направлением в деятельности Российского государства по укреплению воинской дисциплины являлось духовнонравственное воспитание личного состава армии.
Суровые меры поддержания дисциплины в войсках, если принять во внимание грубость нравов и жёсткость данной эпохи, не могли служить препятствием для развития доблести и воинского духа в рядах молодой русской армии. Поэтому уже в то время тенденцией в работе по укреплению воинской дисциплины стало стремление многих военачальников обращаться к сознанию масс, терпеливо разъяснять требования службы, заботиться о подчинённых. Петр I, подняв государственный статус вооружённой силы на необычайно высокий уровень, стремился к тому, что бы солдат его армии был не тупым исполнителем воли верховной власти, а служил сознательно, инициативно, «не за страх, а за совесть». Придавая большое значение нравственному воспитанию воинов, император подчёркивал, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корнем же служит нравственный элемент.
Военно-законодательные акты петровской эпохи (многие составлены при непосредственном участии Петра I) наряду с положениями о неукоснительном выполнении приказов пронизаны идеологией сознательной воинской дисциплины, осмысленного повиновения командирам и начальникам. Офицерам царь вменял в обязанность заботиться о нуждах солдат. «Того ради сей пункт прилагается, - поучал мудрый наставник, - дабы
офицеры в таковых случаях накрепко рассуждение делали, без чего обойтица невозможно для облегчения людям, опасаясь жестокого наказания за нерассуждение» [8, л. 409].
Статьи устава давали возможность военнослужащим проявить инициативу сообразно сложившейся ситуации. «В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться Устава яко слепой стены» [10, с. 31-32].
Государственная политика в сфере воздействия на чувства, сознание и поведение офицеров и нижних чинов способствовала тому, что уже в рамках петровского периода произошло формирование нового солдата - «слуги государева», готового сознательно выполнять свой воинский долг. «Укрепляя в молодом войске дисциплину не одним лишь страхом жёсткого наказания, но и высокой степени поучительным примером воспитания, -отмечал А.З. Мышлаевский, - царь положил начало тем выдающимся качествам наших войск, которые, укрепляясь в армии, с течением времени обратились в специфическую, неотъемлемую, так сказать, её принадлежность» [6, с. 12].
Духовно-нравственное воспитание военнослужащих в исследуемый период осуществлялось через разработку кодекса нравственности русской армии и его реализацию в повседневной работе офицеров и нижних чинов; через религиозно-нравственное воспитание; через обучение и воспитание офицеров; через систему традиций, ритуалов и атрибутивных символов.
Исключительная заботливость царя о русском солдате давала превосходный пример всему командному составу армии. Очень часто между офицерами и солдатами устанавливались добропорядочные отношения, что благотворно влияло на боевую сплочённость войсковых частей.
Нравственное состояние российских воинов было таковым, что в большей мере улучшало дисциплину и усиливало боевые качества российской армии.
В исследуемый период важнейшим направлением деятельности государственных и военных органов по укреплению воинской дисциплины становится морально-психологическая подготовка войск. Многие начинания в этом деле были связаны с именем и деятельностью Петра I. Его взгляды на вопросы морально-психологической подготовки воинов нашли отражение и развитие в его указах, уставах, наставлениях, письмах, касающихся армии и флота [7].
Главной школой, где ковались победы, креп моральный дух российской армии, был театр военных действий. С первых лет своего создания регулярная армия подверглась самым жестоким испытаниям. Серьёзной проверкой стали Азовские походы 1695-1696 гг., поражения и победы в Северной войне 1700-1721 гг., Прутская кампания 1710-1711 гг.
В этих военных походах молодая русская армия и флот показали высокую
организованность, верность боевым традициям предков и преданность Отечеству. Военачальники, флотоводцы и рядовые воины проявили высокие морально-боевые качества, дисциплинированность и профессионализм. Автору представляется, что одной из составляющих успеха петровской армии являлся человеческий фактор, высокий моральный дух российского воинства, достигнутый в результате серьёзной морально-психологической подготовки войск.
Важными направлениями морально-психологической подготовки войск в процессе повседневной деятельности являлись: совершенствование уклада воинской службы и воинского быта; установление чёткой организации и регламентации служебной деятельности путём введения в жизнь уставов западноевропейского образца; создание новой системы воинских ритуалов. Во время боевых действий и тактических учений применялись такие формы формирования морально-психологической устойчивости военнослужащих, как применение карательно-устрашающих мер, религиозный культ знамени, честь полка, щедрое награждение воинов за храбрость в бою, чествование победителей, торжественно-траурный ритуал, проведение маневров в обстановке, приближенной к боевой, сугубо практический, творческий характер строевой и полевой подготовки.
Анализ содержания деятельности государственных и военных органов по морально-психологической подготовке войск в исследуемый период позволяет утверждать, что именно тогда наметился переход от стихийно-ситуативной практики к созданию целостной системы формирования высокого морального духа военнослужащих армии и флота.
На основе проведённого исследования автор выявил и сформулировал основные тенденции в деятельности государственных и военных органов по укреплению воинской дисциплины в русской армии конца XVII - начала XVIII в.
Во-первых, получили своё закрепление и дальнейшее упрочение старые, испытанные временем особенности деятельности государственных и военных органов, направления, формы и методы укрепления воинской дисциплины.
Были продолжены начинания допетровской эпохи, выразившиеся в стремлении ужесточить требования к воинской дисциплине, систематизировать основные виды преступлений и малозначимых проступков, меры наказаний за их совершение.
Как и в XVII в., в воспитательной работе активно использовались героические традиции древней Руси, ритуалы, получившие своё начало ещё в эпоху Иоана IV Грозного. По-прежнему большую роль в духовно-нравственном воспитании военнослужащих играла православная церковь. Продолжалась борьба с самоуправством военной знати, с назначением на службу исключительно по родовому признаку, а не по заслугам и профессиональным качествам.
Во-вторых, с образованием регулярной профессиональной армии, основанной на новых принципах комплектования, с упрочением организации и тактики ведения боевых действий произошло коренное обновление содержания работы по укреплению воинской дисциплины, повысилась её эффективность.
Ужесточились уголовно-дисциплинарные меры за совершение преступлений и дисциплинарных проступков. Увеличилось количество нарушений, за которые полагалась смертная казнь, были введены шпицрутены и другие «палочные» формы укрепления дисциплины. Служебная деятельность стала более регламентированной, появились документы, послужившие основой для организации внутренней и гарнизонной службы, содержавшие положения для строевой и боевой подготовки войск. Получили законодательное оформление нормы воинской нравственности, появились новые формы морально-психологической подготовки войск.
Повысился статус армии в системе государственного управления, солдаты стали профессионалами, а дисциплина - важнейшим элементом их повседневной работы. Военнослужащим в продвижении по службе представлялись равные возможности независимо от происхождения.
При назначении на офицерские должности вводился принцип «баллатировки», что означало привлечение офицерского коллектива к процессу формирования решений по кадровым вопросам (прообраз офицерских собраний). Возникла система воспитания и обучения офицеров через гвардейские части и специальные образовательные учреждения, что способствовало утверждению в офицерской среде воинской чести и этических норм поведения.
Наблюдалось стремление лучшей части офицерства Российской армии использовать такие принципы воспитания, как уважение и забота о подчинённых, личный пример и т.д.
В-третьих, постоянная борьба с консервативностью старых взглядов и привычек предполагала и использование силы закона, и работу по формированию нового общественного мнения об основах дисциплины в армии. Совершенствовалось военное судопроизводство, появились органы прокуратуры и фискалитета. Существенные ограничения на произвол начальников и неуставные взаимоотношения в современном понимании накладывали меры военно-уголовного и нравственного характера, закреплённые законодательно.
Шёл процесс отмирания старых, изживших себя и ставших вредными методов и форм укрепления воинской дисциплины. Среди них: отмена телесного наказания по отношению к офицерам, получение офицерских и генеральских званий исключительно по роду, а не по заслугам.
Обобщение опыта поддержания и укрепления дисциплины в Российской армии конца XVII - первой четверти XVIII в., его осмысление позволяют извлечь ряд уроков применительно к Вооружённым силам Российской Федерации на современном этапе.
Урок первый. Исторический опыт убедительно свидетельствует об огромной роли воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках в успешном выполнении Вооружёнными силами России задач защиты Отечества. Крепкая, боеспособная, высокоорганизованная и дисциплинированная армия - объективная необходимость для успешного развития Российского государства.
Урок второй. Созданию благоприятных условий для укрепления воинской дисциплины способствует повышение престижа военной службы в государстве, обществе и в мире. Масштабные преобразования в экономической, политической и духовной сферах жизни страны не должны сопровождаться снижением боеспособности и дисциплины в армии -гаранте существования государства. Наоборот, в переломные этапы общественного развития государственное и военное руководство страны должны усиливать внимание к армии, а дисциплинарные требования ужесточать, а не смягчать, как это происходит сегодня. Необходимо создавать материальные и моральные условия функционирования военной организации, адекватные этапу развития общества, позволяющие поддерживать дисциплину на высоком уровне.
Политическое руководство страны должно понимать, что только реальное изменение отношения к «слуге государеву», уважение к его личности и самоотверженному служению Отечеству, забота о его материальном благополучии могут поднять престиж воинской службы и укрепить правопорядок в войсках. Особое внимание следует уделять офицерам и солдатам, находящимся на переднем крае государственной обороны.
Урок третий. Процесс укрепления воинской дисциплины нуждается в постоянной корректировке в соответствии с происходящими в военном деле изменениями. Важным фактором при этом выступает совершенствование военного дисциплинарного законодательства, которое должно соответствовать современному этапу общественного развития, быть достаточно жёстким к нарушителям воинской дисциплины, обеспечивать простоту и доступность реализации законодательных требований.
При изменении статуса военнослужащих, мотивов их поведения необходимо менять и дух военно-дисциплинарного законодательства, разрабатывать и принимать новые военные законы.
В теории и практике воинской дисциплины необходимо учитывать как отечественный опыт, так и опыт иностранных армий. Вместе с тем перенимание опыта должно происходить не слепо, а с учётом особенностей современного этапа экономического, политического,
духовного и военного развития страны.
Урок четвёртый. Воинская дисциплина не может держаться только на методах принуждения. За пренебрежение духом Российская армия заплатила многократными государственными катастрофами, тяжёлыми военными поражениями, забвением военного искусства и упадком военного дела. Система укрепления дисциплины в Вооружённых силах Российской Федерации нуждается в прочной идеологической, нравственной и организационной основе. Без ясной государственной идеологии, без определения национального военного мировоззрения, без фундаментальной теоретической военно-педагогической базы, без кодекса воинской нравственности высокая воинская дисциплина в современной армии невозможна. Важным условием успешности процесса укрепления воинской дисциплины являются наличие чёткой системы органов воспитательной работы, комплексное и благоприятное воздействие на морально-психологический климат в воинских коллективах государственных, общественных и религиозных организаций.
Урок пятый. Важным фактором поддержания высокой воинской дисциплины является модернизация вооружённых сил, перевод их на профессиональную основу.
Это обстоятельство потребует от руководства страны больших усилий в создании по-настоящему профессиональной армии.
Одним из направлений этого процесса является подготовка командных кадров. Только офицер-командир, профессионально подготовленный и воспитанный на принципах воинской морали и корпоративности, сможет обеспечить необходимый уровень дисциплины в современной армии.
В силу своего исторического статуса и роли офицерство призвано быть элитой общества. Нищенское положение офицеров и их семей перечёркивает это призвание, снижает в глазах общества престижность офицерской службы.
В условиях профессионализации армии, когда устанавливаются более жёсткие критерии оценки уровня воинской дисциплины, организованности и порядка в армии и на флоте, все большая роль в воспитании должна отводиться младшим командирам.
Урок шестой. Исторический опыт петровской эпохи учит и убеждает вновь и вновь, что поддержание крепкой воинской дисциплины и порядка требует бескомпромиссной борьбы с негативными явлениями при организации армейского быта (дедовщина, протекционизм, злоупотребления служебным положением, кражи, бездушное отношение к людям и т.д.), постоянной работы по повышению престижа и привлекательности воинской службы. Наличие в армии негативных явлений наносит огромный вред обороноспособности страны, подрывают дисциплину в армии, способствуют формированию в обществе отрицательных представлений о предназначении военной организации, дают повод для возникновения
политических, этнических, межрелигиозных и т.д. конфликтов.
Урок седьмой. Актуальность дисциплинарной проблемы в вооружённых силах требует постоянной работы по усвоению духовного наследия предшественников, по развитию творческой военной мысли, по изучению и творческой переработке достижений мировой военной культуры. Аккумулирование мирового и отечественного опыта по вопросу укрепления воинской дисциплины является важнейшей предпосылкой успешного решения этой задачи, продуцирует информацию, позволяющую со знанием дела и продуманно принимать решения, не допускать грубых ошибок при создании механизма укрепления воинской дисциплины.
Литература
1. Базилевич К.В. Петр I - государственный деятель, преобразователь, полководец. М., 1946.
2. Барбасов А.П. Артиллерийское образование в России в XVIII в. Л., 1961.
3. Бобровский П.О. Военные законы Петра Великого в рукописях и первопечатных изданиях. Историко-юридическое исследование. СПб., 1887.
4. Военные уставы Петра Великого. М., 1946.
5. Епифанов П.П. К вопросу о военной реформе Петра Великого // Вопросы истории. 1945. № 1.
6. Мышлаевский А.З. Петр Великий: Военные законы и инструкции (изданные до 1715 года). СПб., 1894.
7. Письма и бумаги императора Петра Великого. М-Л., 1950.
8. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 9. Отд. 1. Оп. 1. Д. 37.
9. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 24. Оп. 1/119.
Д. 62.
10. Сборник военно-исторических материалов. СПб., 1892. Вып. 1.