ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ В ГРУЗИИ: СМЕНА ВЛАСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Бека ЧЕДИЯ
доктор политологии, руководитель издательских проектов Тбилисской школы политических исследований (Тбилиси, Грузия)
Введение
1 октября 2012 года народ Грузии сделал важный исторический выбор в пользу оппозиционной политической коалиции «Грузинская мечта», лидером которой является миллиардер Бидзина Иванишви-ли. Это событие, несомненно, войдет в летопись страны, так как впервые оппозиция пришла к власти не с помощью революции, а путем выборов. Вопреки бытовавшим в обществе ожиданиям возможной революции, политическая традиция постсоветс-
кой Грузии продолжилась в весьма неожиданном направлении.
Дело в том, что в Грузии выборы любого масштаба уже давно не являются механизмом демократической смены власти, а, наоборот, выступают в качестве предлога для осуществления переворотов или революций. После развала СССР и обретения Грузией независимости почти не было прецедентов смены власти в стране путем выборов.
Исключением являются первые многопартийные парламентские выборы, состоявшиеся 28 октября 1990 года: тогда правящая коммунистическая партия уступила место национальной политической силе в лице оппозиционного блока «Круглый стол — свободная Грузия» во главе с Звиадом Гамсахурдиа. Следует также заметить, что победа над коммунистами была одержана тогда, когда еще действовала Конституция Грузинской Советской Социалистической Республики и другие законы СССР.
Весьма примечателен и тот факт, что, несмотря на впечатляющую победу оппозиционного блока и антагонизм между национальной властью, боровшейся за выход Грузии из СССР, и коммунистами, последним тогда также достались депутатские мандаты; они даже смогли создать оппозиционную фракцию.
В выборах 28 октября 1990 года, проведенных по смешанной системе, приняли участие 14 политических партий. 250 членов парламента (125 по пропорциональной системе и 125 — по мажоритарной) избирались
сроком на пять лет. При этом 4%-й избирательный барьер преодолели только две политические партии — «Круглый стол — Свободная Грузия» (81 депутат плюс 43 мажоритарных депутата) и Коммунистическая партия Грузии (44 депутата плюс 17 мажоритарных депутатов)1. Однако тогда в Верховном Совете Грузии были представлены шесть партий, четырем из которых удалось получить депутатские мандаты в мажоритарных округах. После свержения З. Гамсахурдиа во всех последующих выборах победителем оказывалась правящая партия: сначала «Союз граждан Грузии» во главе с Эдуардом Шеварднадзе, а после 2003 года — «Единое национальное движение» во главе с Михаилом Саакашвили. Эта партия пришла к власти в ноябре 2003 года с помощью «революции роз», после которой ей удалось одержать победу еще на двух парламентских выборах.
1 октября 2012 года период правления «Единого национального движения» завершился.
1 HISTORY OF ELECTЮNS [www.cec.gov.ge].
Новая политическая эра
На выборах 1 октября 2012 года за оппозиционный блок Б. Иванишвили «Грузинская мечта» было отдано 54,97% голосов и 40,34% — за партию «Единое национальное движение», которая проиграла и в мажоритарных округах. Здесь уместно провести параллель между выборами 1990 и 2012 годов: и коммунисты, и М. Саакашвили проиграли даже несмотря на то, что действовавшие в стране законы были направлены на сохранение существующей власти.
В период правления М. Саакашвили в избирательный кодекс были внесены изменения, призванные приспособить его к текущей политической конъюнктуре. Был даже принят закон о финансировании политических партий, ужесточенный перед выборами до такой степени, что лидеру оппозиции, имеющему на счету 6,5 млрд долл., почти полностью запрещалось тратить деньги на предвыборную кампанию.
В выборах 1 октября 2012 года участвовал 2 215 661 избиратель; всего в стране избирателей было зарегистрировано 3 613 8512. Из 150 депутатских мандатов (73 депутата были избраны по одномандатным округам, а 77 — по партийным спискам) «Грузинская
2 [http://www.cec.gov.ge/files/2012/shemajamebeli_okmi_2012.pdfl, 2012. - 68 -
мечта» получила 44 места, а «Единое национальное движение» — 333. По одномандатным округам «Грузинская мечта» получила 41 депутатское место, а «Единое национальное движение — 32.
В итоге коалиция Б. Иванишвили получила в новом законодательном органе 85 мест (хотя сначала рассчитывала на 92), а «Единое национальное движение» — 65. При этом «Грузинская мечта» намерена пополнить свои ряды за счет мажоритарных депутатов от «Единого национального движения» и получить в парламенте примерно 101 место. Действительно, часть мажоритарных депутатов, представлявших «Единое национальное движение», сразу же после выборов решили отмежеваться от своей партии и перейти в новое парламентское большинство, которое имеет возможность сформировать «Грузинская мечта».
В парламенте нового созыва в коалицию Б. Иванишвили войдут три фракции: «Грузинская мечта», «Грузинская мечта — Свободные демократы» и «Грузинская мечта — Республиканцы». В случае если к «Консерваторам», «Промышленникам» и «Форуму» присоединятся беспартийные депутаты, может быть создано еще несколько фракций.
В рамках парламентского меньшинства партия «Единое национальное движение» также создала несколько фракций. По словам бывшего председателя парламента Грузии Давида Бакрадзе, эта партия будет действовать как единая команда, а решение о создании нескольких фракций было принято для того, чтобы иметь больше возможностей (увеличение доли во времени, отведенном на выступления и дебаты, получение больше голосов в бюро и т.п.). Кстати сказать, именно Д. Бакрадзе будет лидером парламентского меньшинства.
Яркой чертой результатов выборов 1 октября 2012 года будет и то, что, в отличие от предыдущего парламента, во вновь избранный законодательный орган войдут лишь две политические организации. Подобная ситуация уже имела место после внеочередных парламентских выборов 28 марта 2004 года, проведенных после так называемой «бархатной революции» 2003 года. Тогда 7%-й барьер «перешагнули» две партии: 67,02% голосов (135 мест по партийным спискам) набрала партия «Национальное движение — Демократы» (М. Саакашвили) и 7, 62% (15 мест по партийным спискам) получила «Правая оппозиция: Промышленники — Новые».
По результатам парламентских выборов 2008 года правящая партия получила 59,18% (48 мест) голосов избирателей. Среди остальных партий голоса распределились следующим образом:
1. «Объединенная оппозиция — Национальный совет» — 17,73% (15 мест).
2. Христиан-демократическая партия — 8,66% (6 мест).
3. Лейбористская партия — 7,44% (6 мест)4.
Несмотря на то что в выборах 1 октября 2012 года участвовала 41 партия, в Грузии сформирован двухпартийный парламент. Правда, в саму коалицию «Грузинская мечта» входят несколько партий: Республиканская партия, Национальный форум, «Наша Грузия — Свободные демократы», «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», Консервативная партия и «Промышленность спасет Грузию».
Признание М. Саакашвили победы оппозиции было вынужденным шагом, так как в противном случае могла произойти новая революция. Оппозицию поддерживала боль-
3 [http://www.cec.gov.ge/files/2012/shemajamebeli_okmi_2012.pdfl, 2012.
4 [www.cec.gov.ge], 2008.
шая часть населения; решись правительство отфильтровать результаты выборов — массовые демонстрации и беспорядки были бы неизбежны. В таком случае президент мог потерять не только парламентское большинство, но и свое кресло.
Между тем, согласно Конституции Грузии, до 2013 года реальным правителем страны по-прежнему остается президент; до собрания парламента нового созыва он провел консультации с его большинством для укомплектования будущего правительства. В случае если вновь избранный парламент трижды не принял предложенный президентом состав кабинета министров, в четвертый раз глава государства имеет право уже единолично и без консультаций представить на утверждение кандидатуры премьер-министра и министров. Если кабинет министров и в четвертый раз не был утвержден, то президент имеет право распустить парламент, но не ранее, чем через 6 месяцев после выборов.
Кроме того, президент располагает реальными рычагами для создания в стране политического кризиса, однако сразу же после окончания выборов члены команды Саакаш-вили заявили, что не собираются этого делать. Более того, после оглашения предварительных результатов правительство провело встречи с представителями «Грузинской мечты» и выразило готовность начать постепенный процесс передачи не только законодательной, но и исполнительной власти.
До официального утверждения правительства даже были созданы так называемые переходные группы от победившей политической коалиции «Грузинская мечта». С целью обеспечения безболезненной передачи власти их представители вошли во все правительственные структуры Грузии; соответствующее соглашение было достигнуто на первой рабочей встрече с членами правящей партии «Единое национальное движение», состоявшейся 5 октября. Некоторые представители «Грузинской мечты» включены и в состав грузинской делегации на переговорах в Женеве и с ЕС.
Уже 25 октября парламент утвердил новый состав правительства во главе с Б. Ива-нишвили.
Президент-оппозиционер: новая модель государственного правления
Не дожидаясь оглашения официальных итогов выборов, М. Саакашвили объявил, что «Единое национальное движение» переходит в оппозицию; к подобному сценарию развития событий не были готовы ни общество, ни лидеры коалиции «Грузинская мечта». С одной стороны, легкая сдача правительством своих позиций оказалась для «Грузинской мечты» приятным сюрпризом. С другой — результаты выборов поставили политическую систему Грузии перед новыми вызовами, так как на протяжении 20 лет после обретения независимости для страны была характерна иная модель управления.
Так, во времена правления всех трех президентов Грузии (З. Гамсахурдиа, Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили) их партии имели большинство в парламенте. Долгое время считалось, что без поддержки парламентского большинства глава государства не сможет стать сильным политическим лидером. И хотя в период правления Э. Шеварднадзе велись дискуссии о том, что президент вообще не должен возглавлять политическую партию, совершенно очевидно, что все упомянутые выше президенты Грузии были бы не в состоянии править страной без партии и без парламентского большинства.
После выборов 1 октября 2012 года президент Грузии впервые остался без парламентского большинства. Для стран с демократической политической системой и четким разграничением полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти их политическое противостояние не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако для «гибридной» системы Грузии подобная ситуация чревата двоевластием и возникновением политического кризиса.
Даже Патриарх всея Грузии (а Патриархия Грузии, которой в течение многих лет помогал миллиардер Б. Иванишвили, поддерживала оппозицию) в воскресной проповеди после выборов сказал: «Изменение, которое произошло в Грузии — это воля Божья и на благо Грузии. И власть, и оппозиция, и патриарх, и президент, и премьер-министр, и все рядовые люди должны трудиться на благо Родины. Как может президент быть в оппозиции, когда он президент всей страны?»5
На высказывание Патриарха М. Саакашвили ответил: «Мы не являемся оппозицией стране. Мы не можем быть оппозицией Родине. Мы можем быть оппозицией другой политической силе, что является здоровым процессом, и в первую очередь для той политической силы, которая пришла к власти».
Президент Грузии также заявил, что взгляды оппозиционной коалиции были для него чужды и «таковыми остаются», но демократия работает так, что грузинский народ принимает то решение, которое поддерживается большинством.
Тот факт, что после поражения на выборах правящая партия не была автоматически распущена, как это происходило на протяжении последних 20 лет с другими бывшими правящими партиями, является беспрецедентным случаем в политической истории страны. При этом следует отметить, что партия М. Саакашвили просуществует до тех пор, пока он будет занимать пост президента (несмотря на то что внутри партии появились разногласия и «перебежчики» в «Грузинскую мечту»). Но после его ухода с политической авансцены будущее «Единого национального движения» окажется под вопросом. Сам М. Саакашвили оценивает будущее своей партии оптимистически.
Сразу же после выборов президент, встретившись с членами своей команды, заявил: «В последнее время к «Национальному движению» присоединяется все больше людей. Партия нуждается в новых лицах; нужны люди всех возрастов, в том числе и молодые». По его словам, для «Национального движения» этот этап станет периодом очистки и обновления.
«Национальное движение» смогло создать самое успешное правительство в истории страны. Я уверен, что «Национальное движение» будет поддерживать свою ключевую роль в политической жизни страны», — сказал М. Саакашвили6.
По решению политсовета партии «Единое национальное движение» пост ее генерального секретаря занял Вано Мерабишвили, на тот момент исполнявший обязанности премьер-министра Грузии; на этой должности В. Мерабишвили сменил Михаила Мачавариани.
Исходя из личных качеств М. Саакашвили, можно предположить, что в качестве оппозиционера он может добиться больших успехов, нежели в качестве президента. Уже сейчас можно определить, на что будет делать акцент его команда в случае, если она мобилизуется и найдет в себе силы идти дальше.
21 октября, выступая на первом заседании вновь избранного парламента, М. Саа-кашвили повторил, что отныне власти должны регулярно меняться и речь идет об избира-
5 [http://www.maestro.ge].
6 [http://geo.interpressnews.ge/ge/politika/217562-mikheil-saakashvШ-qnacionaluri-modzraobaq-qganakhlebis-da-gatsmendis-etapzeaq.html].
тельных бюллетенях, а не о пулях, танках или драматических революциях, в том числе, и «розовых». Более того, президент вышел с новой инициативой о введении выборности губернаторов регионов7.
Такие якобы демократические инициативы М. Саакашвили застали новые власти врасплох, так как во время своего правления президент единолично назначал губернаторов регионов, а во время предвыборной кампании заявлял, что его команда не собирается уходить из власти. Теперь же, после выборов, он заговорил о важности регулярной смены власти.
Поведение Саакашвили наводит на мысль, что он и его команда, скорее всего, усилят так называемые «демократические инициативы» и постараются с помощью уже не раз успешно опробованного ими «черного» PR дискредитировать новые власти, которым они не преминули приклеить ярлык пророссийской силы. Выставив себя ущемленными в правах, они тем самым постараются заручиться политической поддержкой, прежде всего у западных стран. Посол США в Грузии уже приветствовал появление в стране «реальной оппозиции» в лице «Единого национального движения».
По заявлению В. Мерабишвили, результаты выборов показали необходимость обновления. Он сообщил, что разработал план создания новой народной партии современного типа, которая защитит и укрепит демократию в Грузии.
Сегодня совершенно очевидно, что М. Саакашвили будет очень сложно удержаться у власти до конца своего президентского срока, тем более что его политическая команда деморализована, а несколько высокопоставленных чиновников уже покинули страну.
Между тем лидер оппозиции уже заговорил об импичменте президента. По окончании голосования Б. Иванишвили на своем телеканале ТУ9, говоря о победе оппозиции, призвал М. Саакашвили уйти в отставку и назначить досрочные президентские выборы8.
Однако отставка М. Саакашвили может привести к большой правовой путанице, поскольку, согласно принятым 15 мая 2010 года поправкам к Конституции, после 2013 года президент Грузии будет именоваться главой государства и гарантом единства и национальной независимости, а реальная власть будет сконцентрирована у премьер-министра. При этом компетенции последнего существенно расширяются за счет сокращения полномочий президента. Но произойдет это после выборов главы государства, которые должны состояться в 2013 году.
Следует также отметить, что в Конституции ничего не говорится о том, кто будет править страной — президент или премьер-министр в случае проведения досрочных президентских выборов.
С большой долей вероятности можно предположить, что премьер-министром станет лидер оппозиции Б. Иванишвили, который еще до президентских выборов 2013 года постарается как минимум ослабить власть Саакашвили, вплоть до его отставки. Несмотря на то что правовой козырь по-прежнему остается на руках у Саакашвили, тот пока не в силах его использовать из-за политического шока, вызванного сокрушительным поражением «Единого национального движения».
Согласно конституционным поправкам от 17 мая 2011 года, избранный 1 октября законодательный орган будет заседать в Кутаиси — второй столице Грузии.
После выборов октября 2012 года Тбилиси практически потерял статус политического центра Грузии, поскольку вместе с парламентом в Кутаиси должно разместиться и
7 [http://1tv.ge/news-view/43238].
8 [http://www.tv9.ge/].
правительство во главе с премьер-министром, который, согласно конституционным поправкам, с 2013 года будет управлять страной. Что же касается Тбилиси, то он останется местом нахождения резиденции президента.
Перед выборами лидер оппозиции заявлял, что в случае своей победы он вернет Тбилиси статус парламентской столицы и политического центра, но для этого необходимо будет изменить Конституцию. Следует отметить, что еще до выборов власти в спешном порядке провели демонтаж зала заседаний в старом здании парламента, находящемся в Тбилиси.
Хотелось бы напомнить, что после «революции роз» у грузинских политических лидеров были большие амбиции, заключавшиеся в том, чтобы стереть советское «пятно» и «вписать» Грузию в ряды восточноевропейских государств.
Выборы 2012 года явились своеобразным тестом на демократию; западное политическое сообщество с нетерпением ждало их результатов, которые должны были окончательно определить, найдется ли Грузии место в сообществе цивилизованных государств или она будет обречена и впредь называться частью постсоветского пространства.
Представитель Белого дома Джей Карни выступил с заявлением, в котором назвал прошедшие в Грузии парламентские выборы «еще одной вехой в демократическом развитии». При этом в Госдепартаменте США особо отметили, что президент «вежливо уступил» оппозиции9. С поздравлениями и специальными заявлениями выступили также глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и еврокомиссар по европейской политике соседства Штефан Фюле.
Выборы повлекли за собой некоторые важные процессы в обществе, в частности кризис в электронных СМИ, активно поддерживавших власти. Эти СМИ играли важную роль в управлении страной, а после выборов оказались дезориентированы и деморализованы. Аналогичная ситуация сложилась и в органах государственной власти.
Конец неолибертарианства в Грузии: пойдет ли страна по пути социализма?
Несмотря на то что лидер оппозиции Б. Иванишвили является бизнесменом, он придерживается социалистических взглядов; утверждать это позволяет его длительная благотворительная деятельность. За последние годы Б. Иванишвили построил настоящий «социалистический рай» в селе на западе Грузии, где он родился и вырос. На протяжении многих лет созданный им фонд покрывал расходы местного населения на здравоохранение; в его родном селе была построена современная больница, где местных жителей лечили бесплатно. Кроме этого, из фонда покрывались расходы жителей села на электроэнергию, газ и другие коммунальные услуги. Иванишвили также оказывал значительную финансовую помощь творческой интеллигенции, деятелям искусства и спортсменам Грузии.
Что касается Саакашвили и его команды, то они считали себя приверженцами неолибертарианства и проповедовали отказ государства от ответственности за социальную защиту граждан.
9 [http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/10/121002_georgia_saakashvШ_defeat.shtml].
Согласно же мировоззрению Б. Иванишвили, самым важным является человек и его социальное обеспечение, а правительство должно заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Лидер оппозиции уже пообещал, что в скором будущем в стране будет уменьшена плата за газ и другие коммунальные услуги для населения.
Весьма примечательно и то, что, несмотря на неолибертарианские взгляды, партия «Единое национальное движение» во время предвыборной кампании использовала «левые» лозунги (как это делали «Грузинская мечта» и почти все остальные партии). Впрочем, и без этого говорить о «Едином национальном движении» и М. Саакашвили как о безусловных и твердых приверженцах неолибертарианства было бы затруднительно, особенно на фоне постоянного ущемления прав собственности и ограничений бизнеса, наблюдавшихся в стране начиная с 2003 года. Приверженность к неолибертарианству М. Саакашвили и его команды проявлялась больше на уровне риторики: в тех случаях, когда власти были не в силах решить острые социальные и экономические проблемы, они старались оправдать свою беспомощность проведением преднамеренного политического курса, то есть приверженностью неолибертарианству.
Президент долго твердил, что государство не должно заботиться о гражданах. Однако перед каждыми выборами на телевидении неоднократно организовывались прямые эфиры, посвященные якобы массовому созданию новых рабочих мест. Более того, в канун выборов 1 октября 2012 года было создано Министерство занятости.
Как свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные за последние годы, одной из главных экономических проблем нынешней Грузии является безработица. Так, согласно опросу, проведенному в феврале 2012 года Национальным демократическим институтом США (N01), 63% респондентов отметили, что самым важным национальным вопросом является безработица, 36% — территориальная целостность страны, 31% — доступное здравоохранение, 26% — нищета, 26% — рост цен и инфляция, 21% —низкий размер пенсий, 15% — низкий уровень зарплаты, 10% — качество образования и 10% — права человека10.
Во время предвыборной кампании «Единое национальное движение» выдвинуло лозунг «Больше льгот для людей!». Партия поставила перед собой три основные задачи: доступное здравоохранение, увеличение числа рабочих мест и укрепление сельского хозяйства. Примечательно, что предвыборная программа коалиции Б. Иванишвили была направлена на решение тех же вопросов.
В принципе, в коалицию Б. Иванишвили входят политические партии, которые придерживаются правых взглядов. Однако классифицировать политические партии Грузии по их идеологической направленности довольно трудно: единственное, чем здесь можно руководствоваться, это их названиями. Программы у всех партий звучат практически одинаково.
Крайне маловероятно, что Грузия пойдет по пути социализма: чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, надо сначала поднять экономику страны, и вряд ли Б. Иванишвили будет тратить на это собственные деньги.
Опять смена государственной символики Грузии?
В условиях борьбы за власть, обострившейся накануне выборов, представители соперничающих партий старались демонстрировать не только различающиеся идеи, но и
10 Public Attitudes in Georgia: Results of a February 2012 Survey. NDI [http://www.ndi.org/ffles/Georgia-Survey-Results-0212.pdf].
различающиеся символы. На партийных собраниях сторонники действовавших властей носили одежду бело-красного цвета, символизирующую государственный флаг страны. Дело в том, что нынешний флаг Грузии, на котором изображены пять крестов, до «революции роз» был лишь партийным знаменем тогдашней оппозиционной партии «Национальное движение», руководимой М. Саакашвили.
В 1990-х годах в государственном флаге и гербе страны использовалась символика, созданная в 1917 году во время существования первой Грузинской Демократической Республики. Ее называли символикой грузинских меньшевиков, которые правили страной всего три года: в 1921 году Грузия была оккупирована Советской Россией. Флаг меньшевиков был создан под влиянием флага Германии, которая в период 1917—1921 годов выступала союзником Грузинской Демократической Республики.
После установления советской власти у Грузинской Советской Социалистической Республики появился флаг, символика которого соответствовала геральдическим атрибутам СССР (последний раз они были изменены в 1951 г.).
После свержения власти первого президента Грузии З. Гамсахурдиа (1991—1992 гг.) пришедший к власти Э. Шеварднадзе не изменил государственную символику, принятую его предшественником. Однако после «революции роз» новое руководство решило избавиться от «пережитков» старого и первым же своим решением от 25 января 2004 года утвердило новую символику государства. Властям не терпелось использовать новую символику: еще до инаугурации М. Саакашвили форсированными темпами парламент утвердил флаг, а позже и герб, на которых присутствовали явно христианские символы. Так, на флаге изображены пять красных крестов, а на гербе — святой Георгий (один из самых почитаемых в Грузии святых). Новые флаг и герб должны были служить неким рекламным «баннером», призванным свидетельствовать о европейском происхождении страны.
Между тем принятие пятикрестового флага в качестве государственного вызвало в обществе определенное беспокойство: изображенные на нем четыре маленьких креста сильно походили на католические, а в целом флаг напоминал знамя крестоносцев. Под давлением патриархии и общественного мнения революционные власти были вынуждены изменить дизайн крестов. Следует, впрочем, отметить, что, согласно историческим источникам, еще в Средние века государственным флагом Грузии являлся пятикрестовый флаг, схожий с тем, который был утвержден после «революции роз». Это было во времена правления самого могущественного царя Грузии Давида Строителя.
Новый флаг автоматически стал ассоциироваться не с государством, а с одной партией, пришедшей к власти путем революции. Невольно проводились параллели с советскими временами, когда флаг коммунистов отождествлялся с государственным. Можно сказать, что флаг, принятый после «революции роз», стал символическим отражением всего послереволюционного политического режима страны. В связи с этим появились опасения, что феномен «партии-государства», существовавший в советское время, станет реальностью и в современной Грузии.
Однако в стране, пребывавшей в революционной эйфории, об этом поначалу никто серьезно не задумывался; многим нравился новый государственный флаг — красивый и яркий. А появление на нем крестов (после соответствующего изменения дизайна) было одобрено христианской общиной, в которую входит преобладающее большинство населения страны, и патриархией.
Следует отметить, что новое знамя безоговорочно приняли и оппозиционные партии: люди выходили с ним на митинги и демонстрации, направленные против Саа-кашвили.
Перед выборами наблюдалась обратная картина: оппозиция старалась отмежеваться от пятикрестового флага как символа правящей партии. К примеру, на предвыборных митингах лидера оппозиции Б. Иванишвили в разных регионах страны наряду с государственным стали появляться старые трехцветные флаги.
Не исключено, что победа оппозиции приведет к восстановлению старого государственного флага, так как Б. Иванишвили обещал после прихода к власти пересмотреть многие решения команды М. Саакашвили.
Интрига состоит и в том, что лидер оппозиции в силу своей многолетней благотворительной деятельности тесно связан с Грузинской Патриархией. Он участвовал в восстановлении многих церквей, а также строительстве кафедрального собора в Тбилиси — одной из самых высоких православных церквей в мире. А восстановление флага меньшевиков, на котором нет христианской символики, наверняка вызовет недовольство Патриархии.
После «революции роз» в стране появился прецедент изменения государственной символики в угоду политической конъюнктуре. Поэтому с большой вероятностью можно утверждать, что она станет одним из объектов политического противостояния.
Фактор «внешнего врага» и патриотичная риторика во время выборов
Парламентские выборы 1 октября изменили не только внутриполитический расклад. Они дали толчок разного рода спекуляциям (особенно за пределами страны) по поводу возможной смены внешнеполитических ориентиров Грузии. Не секрет, что М. Саакашвили, получивший американское образование, имел имидж прозападного лидера; после поражения его партии на парламентских выборах некоторые обозреватели заговорили о предстоящей смене внешнеполитического курса Грузии в сторону России.
Подобные предположения связаны с тем, что Б. Иванишвили заработал свои капиталы в России во времена приватизации постсоветской экономики, происходившей в 1990-х годах. Именно поэтому предвыборная кампания команды Саакашвили была построена на «разоблачении» Б. Иванишвили как российского олигарха, который стремится возвратить Грузию в сферу влияния Москвы. Впрочем, во время выборов в Грузии на поверхность всегда всплывает фактор «внешнего врага».
В 2011 году, объявив о своем приходе в грузинскую политику, Б. Иванишвили продал все имеющиеся у него в России активы. По этому поводу команда Саакашвили неоднократно утверждала, что без разрешения Кремля в России нельзя было ни стать миллиардером, ни сохранить все это богатство, ни продать затем свои активы по справедливой цене.
Между тем на пресс-конференции, состоявшейся сразу же после выборов, Б. Ива-нишвили заявил: «Наша стратегия — это НАТО и движение в сторону НАТО»11. Кроме того, 3 октября лидер «Грузинской мечты» сообщил, что свой первый официальный зару-
11 [http://inosmi.ru/sngbaltia/20121003/200287639.html].
бежный визит в качестве премьер-министра он совершит в США. Вскоре он изменил свое намерение и заявил, что сначала посетит Брюссель.
Примечательно и то, что в команде Б. Иванишвили и в правительстве почти все придерживаются прозападной политической ориентации. А председатель парламента, представитель Республиканской партии Давид Усупашвили, который обучался социальному администрированию и праву в США и за которого отдали голоса 88 из 129 депутатов, в первом же выступлении назвал Россию страной-оккупантом. А министр обороны Ираклий Аласания, окончивший Сорбонну и прежде бывший послом Грузии в США, заявил, как и лидер коалиции, что процесс интеграции Грузии с НАТО продолжится12.
Новый министр юстиции Теа Цулукиани также обучалась в нескольких престижных вузах Франции и 10 лет проработала в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Министр иностранных дел Майя Панджикидзе была послом Грузии в Германии и Нидерландах.
Сам Б. Иванишвили был гражданином Франции (после прихода в политику он отказался от французского гражданства); по всей видимости, он больше симпатизирует Европе (на это указывает и выбор места его предполагаемого первого визита) и хочет таким образом отмежеваться от Саакашвили, который однозначно считался проамериканским лидером.
На самом же деле, куда состоится первый визит Б. Иванишвили, не имеет большого значения. Достаточно вспомнить Э. Шеварднадзе, который нанес свой первый официальный визит в Иран, но потом постучал в двери НАТО.
Было бы также уместно упомянуть и о заявлении второго заместителя госсекретаря США Эрика Рубина, который приехал Грузию сразу же после выборов; по его словам, все, с кем он встречался, подтверждали, что внешнеполитический курс Грузии по-прежнему будет направлен в сторону евро-атлантических ценностей.
Важно и то обстоятельство, что Б. Иванишвили не планирует поездку в Москву. До выборов российские политики заявляли, что проблема заключается в Саакашвили, а грузинский народ они уважают; теперь эта формула потеряла смысл. Примечательно, что подобная риторика звучала из их уст по отношению и к З. Гамсахурдиа, и к Э. Шеварднадзе.
Исходя из всего этого, можно смело предположить, что и после ухода Саакашвили двусторонние отношения между Грузией и Россией вряд ли будут безоблачными.
Между тем председатель правительства РФ Д. Медведев, комментируя итоги выборов, заявил, что «информация о результатах выборов, поступающая из Грузии, свидетельствует о том, что население этой страны хочет перемен». Он также добавил, что «если эти результаты станут реальностью, то политический ландшафт Грузии станет более многообразным». Как считает Д. Медведев, это можно только приветствовать, так как, по его мнению, в парламенте появятся более конструктивные и ответственные силы13.
Однако уже ясно, что в ближайшем будущем наладить отношения между двумя странами будет довольно сложно; во всяком случае, большая часть российских экспертов и политиков не ждут каких-либо серьезных сдвигов.
«Кто бы ни пришел к власти в Грузии, это коренным образом не изменит ее отношений с Россией», — заявил председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Он пояснил, что улучшение отношений с Россией потребует от
12 [http://pirweli.com.ge/?menuid=10&id=18354].
13 [http://www.bbc.co.uk/rшsian/mtematюnal/2012/10/121002_georgia_saakashviH_defeat.shtml].
Грузии признания независимости Абхазии и Южной Осетии, а это, по его мнению, равносильно для Тбилиси политическому самоубийству14.
Российский эксперт А. Епифанцев даже озвучил ряд условий: отказ от антирусской риторики, закрытие Музея оккупации в Тбилиси, отмена признания геноцида черкесов и открытие транскавказской железнодорожной магистрали. Взамен Грузия может получить лишь возможность экспортировать свою продукцию в Россию.
По заявлению министра иностранных дел Грузии М. Панджикидзе, при правительстве Б. Иванишвили внешнеполитические приоритеты страны не изменятся, и до тех пор, пока грузинские территории остаются оккупированными Россией, отношения между двумя странами будут ограничиваться экономическими и культурными связями. «Внешние приоритеты Грузии не меняются, и ими по-прежнему будут интеграция в европейские и евро-атлантические структуры, углубление стратегического партнерства с США, добрососедские отношения с нашими соседями и попытка начать диалог с Россией прямым путем либо с помощью международных организаций. Но пока остается такая ситуация, дипломатические отношения восстановлены не будут...»15, — заявила М. Панджикидзе 26 октября.
Таким образом, совершенно очевидно, что смена власти в Грузии, вопреки геополитическим ожиданиям зарубежья, повлияет в первую очередь на внутриполитические процессы. Вряд ли стоит ожидать, что Грузия сменит свой внешнеполитический вектор.
3аключение
На первый взгляд, октябрьские выборы 2012 года в Грузии не могут рассматриваться как какой-то демократический прорыв. Все дело в том, что во время предвыборной кампании власти традиционно задействовали так называемый административный ресурс. Однако для такой страны, как Грузия, признание властями своего поражения на выборах является большим политическим достижением.
В Грузии президентство ассоциируется с реальной властью. Так, свержение 3. Гамсахурдиа многие тогдашние политики и значительная часть общества восприняли как упразднение института президентства. Сохранить его поначалу не решался даже Э. Шеварднадзе, возвратившийся из Москвы в 1992 году; он просто побоялся пойти против общественного мнения. Пост президента он закрепил за собой позже, ссылаясь при этом на государственную целесообразность.
Учитывая политическую практику Грузии, гипотетически нельзя исключить, что институт президентства в стране через некоторое время вновь восстановится. Вполне понятно, что президентом будет либо грузинский миллиардер Б. Иванишвили, либо один из его соратников (сам Б. Иванишвили через 2,5 года намеревается уйти из политики).
Прошедшие в Грузии выборы показали, что в стране объективно существует так называемый протестный электорат, который голосует не «за», а «против». Причиной завоевания «Грузинской мечтой» львиной доли голосов избирателей являлись не симпатии к ней, а неприязнь к властям. В новом политическом объединении электорат увидел силу,
14 [http://www.for.ge/view.php?fbr_id=17364&f_cat=3&a_title=%E2%80%9Ejer+nu+vityviT%2C+rom+opozicia+ xelisuflebaSi+movida%E2%80%9C].
15 [http://www.golbs-ameriki.ru/cbntent/wbrld-georgia-panjikidze/1534374.html].
способную «сбросить» власть, намеревавшуюся править страной еще не один год. Подтверждением тому служит заявление Саакашвили, сделанное им накануне выборов на собрании своих сторонников: тогда он сказал, что «никому не позволит разрушить построенное им».
Отношение населения к оппозиции и к возможной смене власти в корне изменилось с появлением в политике Б. Иванишвили; в результате многие избиратели проголосовали против Саакашвили.
Примечательно, что частью электората «Грузинской мечты» двигали вполне прагматические ожидания того, что Б. Иванишвили продолжит благотворительную деятельность и будет лично помогать государству в финансовом плане (например, покрывать из своих средств коммунальные расходы населения). Подобное отношение к политическим лидерам отнюдь не является новшеством для политической практики Грузии.
Какие же причины привели к краху грузинскую модель модернизации? Правление М. Саакашвили можно условно разделить на два этапа: идеологический и постидеологический. Реформы, проводимые в стране в первые годы его президентства, носили явно выраженный радикальный характер и проходили на фоне отсутствия диалога между властями и обществом; в результате разделявшая их грань начала углубляться. При этом политические решения принимались в узком кругу правящей элиты. После 2007 года, когда начались антиправительственные выступления и были назначены досрочные президентские выборы, все важнейшие политические решения принимались уже не для модернизации государства, а для укрепления власти.
Государство вмешивалось практически во все сферы жизни общества, начиная с бизнеса и заканчивая образованием, культурой и спортом. С одной стороны, все они были политизированы, но, с другой стороны, управлялись государством. Если новые власти решат отказаться от контроля над общественной жизнью, то им придется «строить» все заново.
Например, после выборов заговорили о смене ректора Тбилисского государственного университета. Это связано с тем, что после «революции роз» вузы были сильно политизированы, и хотя при М. Саакашвили они формально стали автономными, ректор университета являлся почти правительственным чиновником.
Таким образом, модернизация страны «сверху» и применение командных методов привели к краху грузинской модели трансформации страны. Более того, на выборах в органы местного самоуправления был использован лозунг «Дело вместо разговоров»; иными словами, власти вообще отказались от диалога с обществом.
Новым властям придется заново начать трудный процесс реформ, хотя пока не совсем ясно, какую модель развития они предпочтут. Не следует забывать, что люди голосовали не за них, а против М. Саакашвили, который брал за основу сингапурскую модель.
Между тем новые власти еще не определили модель будущего развития страны. Очевидно лишь одно: после обретения независимости переходный процесс очень затянулся и сменяющие друг друга власти Грузии каждый раз заново строят государство и его институты.