НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ
К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УДК 34 ^
С. М. ЕМЕЛИН, начальник Управления по ^
работе с личным составом МВД по Республи- ^
ке Башкортостан, доктор юридических наук, <ч
кандидат исторических наук, профессор а
(г. Уфа) |
S. M. EMELIN, the head of the Department on g
work with the personnel of the Interior Ministry ^ of the Republic of Bashkortostan, doctor of law,
candidate of historical sciences, professor (Ufa) |
I
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ а
о
о «
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МИЛИЦИИ (1917-1922 ГГ.)
(ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) g
-с а
HISTORICAL CONDITIONS, LEGAL FRAMEWORKS AND |
REGIONAL FEATURES OF FORMATION §
OF THE RUSSIAN POLICE (1917-1922) |
(ON MATERIALS OF REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN) §
£
Аннотация. Настоящая статья открывает цикл публикаций, посвященных « различным аспектам формирования, развития и деятельности органов внутренних дел | нашей страны начиная с 1917 года на примере одного из крупнейших опорных регионов ^ Российского государства - Республики Башкортостан. Автор на основе большого ^
массива архивных и опубликованных источников и литературы в ретроспективе показывает исторические условия, в которых происходило развитие органов внутренних дел, правовые основы деятельности, особенности и характерные для каждого периода черты. Боевые отряды народного вооружения, рабоче-крестьянская милиция, советская милиция, российская милиция и, наконец, российская полиция - вот основные вехи развития этой важнейшей государственной структуры, которая в данный исторический отрезок стояла и стоит на страже законности и правопорядка, надежно обеспечивая конституционные права и безопасность граждан. Цикл публикаций посвящен 300-летию российской полиции.
Ключевые слова: боевые отряды народного вооружения, рабоче-крестьянская милиция, советская милиция, российская милиция, российская полиция, органы внутренних дел Республики Башкортостан.
Щ
к
<ч а а и и
ч
Annotation. This article opens a cycle of publications devoted to various aspects of the formation, development and activities of the internal Affairs of our country since 1917, for example, one of the largest support regions of the Russian state - the Republic of Bashkortostan. The author on the basis of a large array of archival and published sources and literature in the historical retrospective shows the conditions in which the development of the internal Affairs bodies, legal framework, features and characteristics for each period features. Combat units of the people's weapons, the worker-peasant militia, the Soviet militia, the Russian militia and the Russian police are the main milestones in the development of this important state structure, which in this historical period and was standing on guard of law and order, guarantee the constitutional rights and safety of citizens. A series ofpublications dedicated to the 300th anniversary of the Russian police.
Key words: combat units of the people's weapons, the worker-peasant militia, the soviet militia, russian militia, russian police, internal affairs bodies of the Republic of Bashkortostan.
«
a о
0 «
u
¥ a -с a
1
о
о «
u ?
a £
a «
u «5
История полиции и органов внутренних дел в целом является ярким доказательством того, что они всегда занимали одно из ведущих мест в системе органов государственной власти Российского государства. Борьба с преступностью и охрана общественного порядка, обеспечение целостности и стабильности государства, защита конституционных прав граждан и общественных интересов державы - вот лишь основные направления деятельности органов внутренних дел, которые остаются неизменными на протяжении почти трех столетий.
Министерство внутренних дел было в числе новых органов центрального управления Российской империи, образованных в соответствии с Указом Императора Александра I от 8 сентября 1802 года. С первых же дней оно сосредоточило в своих руках помимо руково-
дства полицией целый ряд важнейших функций государства, являясь, по существу, крупнейшим административно-управленческим ведомством. За последующие десятилетия МВД пережило целый ряд реорганизаций, направленных как на совершенствование своей структуры и, соответственно, повышение эффективности работы подразделений, так и на улучшение деятельности в целом. В результате к началу 1917 года Министерство внутренних дел представляло собой достаточно стройную и разветвленную систему, которая охватывала основные направления правоохранительной деятельности, а также имела развитую структуру на местах.
С обострением социально-экономических и политических противоречий в России, происшедших в начале XX века, к 1917 году в стране созрело понимание необходимости коренно-
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
го реформирования российского государственного строя. Министерство внутренних дел, являясь ведомством с огромным объемом внутренних функций государства, несло значительную долю ответственности за положение дел в стране. Рост общественного движения, вызванный усилением финансового влияния буржуазии и обострением разногласий между рабочими и предпринимателями, требовал от власти изменения внутриполитического курса. В этих условиях от МВД требовались решительные шаги по решению назревших проблем. Задача осложнялась тем, что в глазах общества Министерство внутренних дел в целом и органы полиции в частности становились олицетворением консерватизма, с ними связывали самые антинародные и деспотические черты самодержавной власти [1, с. 11-12].
Сторонники демократических реформ выступали за реорганизацию полиции, пересмотр ее обязанностей и границ действия. В программных установках либеральных партий все настойчивее звучали идеи создания полиции безопасности и полиции благочиния. Революционно настроенные лидеры социалистических партий предполагали ликвидировать весь старый государственный аппарат и при создании нового упразднить штатную полицию, заменив ее всеобщим вооружением народа - милицией [2, с. 5-6].
После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года Министерство внутренних дел Российской империи оказалось в числе первых среди административных ведомств, которые были подвергнуты серьезным изменениям. И в первую очередь это коснулось органов полиции. «Декларация Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 года наряду с первоочередными задачами государственного строительства и проведением основных демократических преобразований провозгласила за-
мену «полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления» [3]. Предполагалось демократизировать систему управления милицией, ввести выборность начальствующего состава, но при этом сохранить ее регулярный и штатный характер. 5 марта Министру внутренних дел было поручено подготовить положения о реорганизации Департамента полиции, 6 марта было издано постановление о ликвидации отдельного корпуса жандармов, а 10 марта Департамент полиции был упразднен. Примерно в это же время при МВД создается Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан [4]. На его основе 15 июня было учреждено Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан [5].
Первоначально отсутствовал единый порядок организации, структуры и ^ функций органов милиции. Решение этих ^ вопросов возлагалось на органы местного ^ самоуправления. 17 апреля 1917 года ^ Временное правительство издает Поста- « новление об учреждении милиции и Вре- ^ менное положение о милиции, в соответ- ^ ствии с которым милиция учреждалась ^ как «исполнительный орган государст- «
венной власти на местах, состоящий в Ё
§
непосредственном ведении земских и го- а родских самоуправлений» [6]. §
В уездах создавалась уездная ми- а
о
лиция, состоящая из начальника мили- ^ ции, его помощника, участковых на- | чальников милиции и их помощников, а § также старших и рядовых милиционе- Ц ров. Уездные земские собрания опреде- 55 ляли численный состав милиции и уста- | навливали оклады содержания милиционерам. Милиция финансировалась | частично за счет государства, а также из ¿У средств местного бюджета. Разделение уездов и городов на участки производи- | ли уездные земские и городские управы, ^ которые также избирали и увольняли ^
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
начальников милиции. Общее руководство деятельностью милиции осуществлял Министр внутренних дел, на местах при уездных комиссарах Временного правительства вводились должности правительственных инспекторов милиции. Основной задачей милиции являлась охрана общественной безопасности и порядка, защита «всех и каждого от всякого насилия, обид и самоуправства». Отдельно оговаривалось, что применение оружия работниками милиции должно производиться в соответствии с особой инструкцией Министра внутренних дел, что все выявленные нарушения закона должны были устанавливаться в письменной форме и фиксироваться в протоколе [6].
Новые органы власти в России после Февральской революции формировались в условиях двоевластия. На всей территории страны местный аппарат управления состоял из правительственных комиссаров и ведомственных ^ учреждений. Земские и городские само-^ управления получили полномочия орга-^ нов государственного управления. Это ^ отразилось и на структурном построе-§ нии органов внутренних дел. ^ На территории современного
^ Башкортостана формирование органов ^ внутренних дел имело две важные осо-| бенности. Во-первых, после Февраль-
ь ской революции 1917 года здесь парал-§
| лельно существовали две милиции: ми-^ лиция Временного правительства, кото® рая в Уфе и ряде других мест контроли-§ ровалась большевиками, а также рабо-^ чая милиция, созданная по инициативе а Совета рабочих и солдатских депутатов а и являвшаяся его органом. После октяб-2 ря 1917 года и прихода к власти партии ^ большевиков рабочая милиция стала ^ составной частью Уфимской боевой организации народного вооружения (далее- БОНВ), создание и руководство а которой также принадлежит Уфимско-| му Совету рабочих и солдатских депу-^ татов [7, с. 303-305; 8, с. 8].
Кроме того, основной особенностью создания органов внутренних дел Башкортостана явилось то, что они были созданы из двух частей - милиции Уфимской губернии и милиции Башкирской Автономной Советской Республики (далее - БАСР). До 1922 года, т. е. до момента образования так называемой Большой Башкирии путем соединения территории Малой Башкирии с центром в г. Стерлитамаке с Уфимской губернией и создания единого республиканского НКВД, становление этих двух самостоятельных милицейских подразделений шло параллельно, что обусловлено общностью национальных, территориальных и иных интересов. Поэтому их развитие происходило в тесном контакте. Формирование милиции на территории Башкортостана неразрывно связано с национально-государственным строительством в республике, а именно с ростом национального самосознания народов края, а также с политическими процессами по их объединению. Данная специфика в полной мере отразилась на формировании органов внутренних дел и последующей деятельности этих важнейших органов исполнительной власти.
Таким образом, хронологически первый этап становления органов внутренних дел Башкортостана охватывает период с марта 1917 года по июль 1922 года, т. е. с начала создания органов милиции края до их объединения в единое ведомство в рамках Большой Башкирии. В этот период происходило становление правовой базы новых органов правопорядка, оформление их структуры, определялись задачи, компетенция и основные направления деятельности, формировались взаимоотношения с другими органами власти.
В свою очередь, в рамках данного этапа, исходя из особенностей региональных исторических событий, необходимо выделить следующие периоды: 1) с марта 1917 года - создание Уфимской милиции под эгидой губернского
К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Комитета общественных организаций Временного правительства; 2) с июня 1917 года - параллельная деятельность рабочей милиции г. Уфы; 3) с сентября 1917 года - деятельность рабочей милиции Уфимской губернии; 4) октябрь 1917 года - создание Уфимской боевой организации народного вооружения (далее -БОНВ), сочетавшей в себе функции милиции и армии; деятельность вооруженных отрядов на территории Малой Башкирии; 5) 1918 - фев-
раль 1919 гг. - деятельность милиции Уфимской губернии и Малой Башкирии в условиях гражданской войны; 6) февраль 1919 года - создание НКВД Башкирской Советской Республики (далее -БСР) (23 февраля); решение об организации отделов Управления милиции на территории Уфимской губернии1 [9]; 7) 1 августа 1922 года - слияние милиции бывшей Уфимской губернии с милицией бывшей Малой Башкирии2 [10, с. 203; 8, с. 23-24].
***
Начало создания органов милиции в Башкортостане следует отнести к 3 марта 1917 года, когда в г. Уфе в Обществе вспомоществования частному труду состоялось собрание рабочих и солдат. На собрании было решено образовать в Уфе Совет рабочих и солдатских депутатов из представителей всех фабрик, заводов и предприятий и от каждой роты местных воинских частей [11]. Одновременно был создан и губернский Комитет общественных организаций - местный орган власти, контролирующий деятельность губернских и правительственных учреждений Временного правительства [12, с. 17]. По указанию этого органа взамен ликвидированной полиции и была организована милиция, которая выполняла волю местных органов власти Временного правительства [7, с. 5-6; 13, с. 42; 12, с. 28].
В условиях дефицита подготовленных кадров в состав милиции входили бывшие чиновники, а также бывшие полицейские. К примеру, в г. Стерлита-
маке полиция была просто переименована в милицию, кадровый состав остался прежним. На Катав-Ивановском заводе в состав милиции во главе с земским начальником также входили бывшие полицейские [13, с. 43]. Участковым комиссаром башкирских волостей в Белорецке был назначен бывший полицейский чиновник Маликов, широко известный своими жестокими расправами над рабочими в 1906 году. После всеобщего возмущения рабочей общественности Белорецкий гражданский комитет предложил Маликову покинуть город [13, с. 43]. Назначение начальником Бирской уездной милиции бывшего полицейского исправника Кабельскова также вызвало большое недовольство масс, после чего он был отстранен от исполнения своих обязанностей. Аналогичное положение было и в ряде других уездов губернии [14].
В конце апреля 1917 года Уфимская городская дума по согласованию с Советом рабочих и солдатских депута-
1 Данное решение было принято на съезде председателей и заведующих отделами революционных комитетов губернии. Однако это решение не удалось претворить в жизнь, поскольку в марте 1919 года часть территории Уфимской губернии была занята белогвардейцами. Работники аппаратов Советов, в основном, вошли в состав частей Красной Армии. Только в июне 1919 года, после изгнания белогвардейцев, вновь развернулась работа по строительству рабоче-крестьянской милиции. 2. Этому предшествовало объединение Малой Башкирии и Уфимской губернии. 14 июля 1922 года ВЦИК принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Советской Социалистической Республики», согласно которому Уфимская губерния упразднялась, а ее территория передавалась АБССР. В результате менялась вся структура органов власти и управления, в том числе и органов внутренних дел.
к
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и ?
а £
а «
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
тов назначила начальником городской милиции Г. И. Аглинцева, а его заместителем - бывшего рабочего Уфимских железнодорожных мастерских большевика П. И. Зенцова [15, с. 42]. К маю 1917 года большевики возглавили 3 из 5 милицейских участков города. Для руководящей работы в милиции привлекались рабочие, рядовые милиционеры подбирались из числа выздоравливающих солдат местных госпиталей [15, с. 60]. Однако ситуация двоевластия, отсутствие единого руководства, а также проблемы относительно кадрового состава милиции привели к организации в Уфе рабочей милиции. Решение об этом было принято 12 июня Уфимским Советом рабочих и солдатских депутатов по предложению большевистской фракции. Разработка плана организационной структуры рабочей милиции была поручена П. И. Зенцову [16]. Согласно принятым обязанностям, на рабочую милицию возлагались вопросы охраны ^ правопорядка в городе, а также на важ-^ нейших стратегических объектах (же-^ лезнодорожных мостах, складах, вод-^ ных пристанях и т. д.). а 3 сентября 1917 года на совмест-
^ ном заседании исполкома Уфимского ¡^ Совета рабочих и солдатских депутатов Й и Уфимского губернского Совета кре-щ стьянских депутатов было принято ре-§ шение об организации рабочей милиции | в масштабе губернии. Для руководства § губернской рабочей милиции был уча режден губернский комиссариат, ко-§ миссарами были назначены П. И. Зен-цов, Т. С. Кривов и поручик Л. И. Греб-| нев [17]. На этом же заседании был ут-Ц вержден Устав рабочей милиции, после ^ чего началась запись первых добро-55 вольцев из числа рабочих депо и желез-^ нодорожных мастерских [8, с. 8]. Рабо-| чая милиция создавалась также уездны-^ ми и заводскими Советами в Стерлита-« маке, Златоусте и других городах [18]. | Таким образом, на территории
^ Уфимской губернии после Февральской ^ революции 1917 года параллельно су-
ществовали 2 милиции: милиция Временного правительства, которая в Уфе и ряде других мест контролировалась большевиками, а также рабочая милиция, являвшаяся органом Совета рабочих и солдатских депутатов. В течение 1917 года рабочая милиция приобретала все большее значение, что оказало существенное влияние на дальнейшее развитие правоохранительной системы после октябрьских событий. На остальной территории Башкирии, в особенности в юго-восточных районах и в Стерлита-маке, в условиях гражданской войны милиция представляла собой вооруженные отряды для защиты мирного населения от произвола действовавших на Южном Урале партизанских соединений [8, с. 10].
В первые же дни после Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде Советы рабочих и солдатских депутатов взяли власть в свои руки почти во всех городах и промышленных пунктах на территории Башкирии [10, с. 59]. Как и в других районах страны, в Уфимской губернии по инициативе Советов стали создаваться вооруженные формирования трудящихся. Они носили разные наименования: отряды Красной Гвардии, боевые дружины, боевые организации народного вооружения [7, с. 154; 8, с. 8].
В этот период на первый план по значимости и объемам выполняемых задач выходит Уфимская боевая организация народного вооружения, начальником которой стал П. И. Зенцов. Работу милиции здесь следует рассматривать в контексте деятельности БОНВ, тем более что П. И. Зенцов одновременно являлся и помощником (заместителем) начальника Уфимской городской милиции [7, с. 303-305, с. 235-238; 8, с. 8].
Уфимская городская боевая организация занималась охраной революционного порядка в городе и ближайших деревнях. Бойцы отрядов обеспечивали безопасное продвижение хлебных эшелонов, расчищали станции от
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
мешочников, охраняли запасы хлеба, сосредоточенные в помещичьих имениях [7, с. 50].
В январе 1918 года Уфимский Совет принял решение о создании на территории губернии дружины по охране народного достояния. Ее отряды осуществляли реквизицию хлеба у зажиточных слоев крестьянства, организовывали доставку заготовленного продовольствия к станция [19, с. 125]. Начальником дружины был П. И. Зенцов. Милиция и отряды дружины по охране народного достояния действовали консолидировано, обеспечивая охрану революционного порядка и заготовку хлеба [19, с. 125-128].
На местах во исполнение постановления НКВД РСФСР «О рабочей милиции» и указания Уфимского губернского исполкома [20, с. 83] по инициативе местных Советов создавались рабочие и крестьянские дружины, которые входили в боевые организации народного вооружения [21, с. 181-182]. Таким образом, на данном этапе установления Советской власти БОНВ являлись вооруженной силой, сочетавшей в себе функции милиции и армии. Члены боевых дружин без отрыва от работы или крестьянского труда занимались военным обучением и несли службу по охране заводов, складов, имущества уездных, волостных и сельских Советов и т. д. [19, с. 111; 8, с. 9].
Одновременно Уфимские БОНВ принимали активное участие в подавлении белого движения. С декабря 1917 года по май 1918 года для борьбы с атаманом Дутовым в Оренбург и Челябинск было направлено несколько двухсотенных отрядов. Кроме того, 2 200 человек участвовали в борьбе с чехо-словаками в Златоусте и 3 000 человек в защите городов Пензы и Сызрани. Вся вооруженная сила при обороне Уфы после чехословацкого мятежа была представлена боевыми дружинами [19, с. 111; 8, с. 9].
16 апреля 1918 года с принятием постановления НКВД РСФСР «О единообразной структуре отделов управления Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов» [22, с. 1] начинается формирование постоянной штатной милиции на всей территории Российской Федерации [23, с. 11]. В составе каждого отдела управления создавался подотдел «...милиции или народной советской охраны в губернии» [22, с. 1]. Период со второй половины 1918 до начала 1919 года характеризуется отсутствием точных и определенных штатов губернской милиции. Она зачастую работала без соответствующего вооружения и снаряжения, инструкций и циркулярных распоряжений Центральных властей [24; 8, с. 9-11].
Строительство постоянной штатной милиции в РСФСР началось после первого Всероссийского съезда председателей Губисполкомов и заведующих отделами управления, прошедшего в Москве с 30 июля по 1 августа 1918 го- ^ да [25, с. 54]. Юридическим оформле- ^ нием этого процесса стало постановление НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октяб- ® ря 1918 года «Об организации Совет- а ской рабоче-крестьянской милиции» © [26, с. 813]. В связи с интервенцией и ¡^ усилением сопротивления свергнутых Й классов всеобщее вооружение народа а признавалось невозможным. Для под- ^ держания революционного порядка, ох- | раны Советской власти нужен был по- § стоянный аппарат [27, с. 11]. Главное а управление милиции НКВД РСФСР | своим приказом устанавливало нормативы штатной численности из расчета » один на 400-500 жителей в городе и на Ц 3 000-4 000 жителей в уезде. К концу ^ 1918
года рабоче-крестьянская милиция была создана в основном во всех районах страны. На территории Башкирии | это произошло позднее из-за того, что ^ она была захвачена колчаковцами. Соз- « дание аппарата советской милиции на- | чалось только летом 1919 года ^ [8, с. 9-11]. В Уфимской губернии так- ^
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
же в связи с начавшейся гражданской войной строительство постоянной штатной милиции не велось. Поэтому формирование советской милиции здесь было прервано и ограничилось созданием различных организационных форм вооружения народа [28; 8, с. 10].
Впоследствии на основании декрета СНК о советской рабоче-крестьянской милиции от 3 апреля 1919 года был разработан проект организации Советской милиции в Уфимской губернии, подразделения которой создавались по мере освобождения территории. Губернское управление РКМ входило в качестве подотдела в состав отдела управления Губернского Ревкома. Предметом его ведения являлось руководство деятельностью советской милиции в пределах губернии. Кроме этого, для расследования и раскрытия преступлений и борьбы с бандитизмом учреждался отдел уголовного розыска. На судоходных реках, протекавших в пределах Уфимской губернии, согласно ^ Декрету ВЦИК от 25 июля 1918 года ¡^ организовывалась речная милиция ^ [8, с. 10].
§ Таким образом, в начальный пе-
^ риод упрочения Советской власти на ^ территории Уфимской губернии и Ма-од лой Башкирии, который следует отнести ^ к 1917 - началу 1919 года, происходило § становление правовых и организацион-| ных основ милиции края. Первоначаль-| но создавались вооруженные отряды § трудящихся (рабочая милиция, БОНВ и 55 т. д.), которые выполняли как чисто ми-| лицейские, так и военные функции. В у условиях гражданской войны и ино-1 странной военной интервенции (1917-^ 1919 гг.) в деятельности органов советского государства, и в том числе мили-| ции, имело место принятие решений и | применение правовых норм прежде все-^ го из соображений революционной це-к лесообразности.
ав Начиная с 1919 года строитель-
| ство рабоче-крестьянской милиции ^ осуществляется на штатных профессио-
нальных началах, в соответствии с нормативно-правовыми актами центральных органов РСФСР. Единым и всеобъемлющим методом государственного руководства становится революционная законность. В это время происходит отказ от идеи всеобщего вооружения народа и переход к созданию советской милиции как специального штатного органа охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Соответственно, необходимость внедрения принципа законности как в деятельность центральных и местных органов государственной власти и управления, так и в организацию и работу самой милиции, стала фактором, который, наряду с другими обстоятельствами, обуславливал создание нового правового поля ее деятельности. Кроме того, начиная с 1917 года происходит развитие достаточно разветвленной системы внутриведомственного, партийно-государственного, общественного и прокурорского контроля и надзора за органами милиции. Это позволяло более качественно решать стоящие перед ней задачи по соблюдению революционной законности, борьбе с преступностью и охране общественного правопорядка.
На территории Башкортостана развитие данных процессов по некоторым позициям опережало общероссийское положение. В становлении и формировании милиции имелась определенная самостоятельность, предоставленная центром для регионов. Одним из проявлений автономности органов власти республики стала разработка собственной нормативно-правовой базы. Так, уже в 1919 году в БАСР были подготовлены «Положение о Башкирской милиции» и «Положение об уголовном розыске», 23 марта 1920 года было принято «Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел Башсовсоцреспубли-ки». Уже 16 декабря 1920 года Президиум БашЦИК утвердил новое «Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел БАСР», разработанное в соответствии с Постановлением ВЦИК и
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Совнаркома РСФСР от 19 мая 1920 года «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» [29; 30; 8, с. 11-21].
18 апреля 1921 года было разработано новое «Положение о рабоче-крестьянской милиции Башкирской Советской Республики». По этому положению милиция находилась в ведении НКВД, и в нее входили городская, кан-тонная, промышленная и розыскная милиции. Милиции придавалось значение вооруженных частей особого назначения [8, с. 22].
Период с 1919 по середину 1922 года в развитии органов внутренних дел неразрывно связан с процессом формирования Башкирской АССР. 16 февраля 1919 года в селе Темясово правительством Башкирии было принято постановление о полной поддержке Советской власти и вхождении территории Малой Башкирии в состав РСФСР на правах автономии. 20 марта СНК РСФСР и ВЦИК утвердили соглашение о создании Башкирской Советской Республики, тем самым законодательно оформив первую национальной автономной республики в составе Российской Федерации. Выбранный курс определил государственную политику республики на ближайшую перспективу. Прежде всего, она была направлена на объединение башкирских земель и консолидацию башкирского народа.
Башкирское правительство неоднократно обращалось в Совнарком РСФСР по вопросу присоединения Уфимской губернии к так называемой Малой Башкирии. 1 января 1922 года наркомат по делам национальностей вынес решение, признающее необходимость присоединения к Башкирской АССР территории Уфимской губернии. А 14 июля 1922 года ВЦИК принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Советской Социалистической Республики». По этому декрету Уфимская губерния упразднялась, а ее территория передавалась Башкирской
АССР, столица республики переносилась из Стерлитамака в Уфу. В результате этих мероприятий в состав АБССР вошли три уезда Уфимской губернии -Уфимский, Бирский и Белебеевский. В результате слияния партийных и советских органов Малой Башкирии и Уфимской губернии были образованы новые органы управления: ЦИК, СНК и наркоматы Большой Башкирии (название это употреблялось до тридцатых годов). На основании приказа по Главмилиции РСФСР в июле 1922 года деятельность Управления Уфимской губернской милиции была завершена, а 1 августа того же года произошло слияние милиции бывшей Уфимской губернии с милицией бывшей Малой Башкирии. Таким образом, Уфимская губернская милиция стала составной частью аппарата НКВД Башкирской Автономной Республики [10, с. 203; 8, с. 23-24].
Объединенный наркомат в дальнейшем развивался как составная часть единого общегосударственного аппара- ^ та советской милиции. При этом име- ^ лись свои особенности, заключавшиеся,
г ф
прежде всего, в своеобразии админист- ^
ративно-территориального деления рес- а
публики и существовании кантонов, в ^
рамках которых создавались местные ^
органы милиции (вся территория рес- ^
публики была разделена на 8 кантонов, « в состав которых входило 296 волостей
и 3 276 сельских Советов) [31]. |
В целом период с 1917 по 1922 §
год в плане становления органов мили- а
ции Башкортостана, как и всей страны, |
был сложным и неоднозначным. Строи- |
тельство аппарата НКВД БАССР, в том §
числе милиции, определялось влиянием Ц
ряда факторов: стремлением использо- 55
вать российский опыт, соображениями | целесообразности, необходимостью
учета специфики национально- 1
автономной республики в составе ^ РСФСР. Значительные трудности испы-
тывались и в плане кадрового обеспече- |
ния. В результате отказа привлечения на ^
работу бывших сотрудников полиции ^
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
испытывался острый недостаток не только квалифицированных кадров, но даже сравнительно грамотных. В свете сокращения штатной численности милиции в первой половине 1920-х годов и перевода на местное финансирование не хватало денег для ее содержания. Тем
не менее, именно в этот период была создана правовая база деятельности, заложены традиции, на основе которых происходило развитие всей системы органов внутренних дел в последующие десятилетия.
* * * ЛИТЕРАТУРА
1. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк. М., 2004. 647 с.
2. Макеев В. В., Иванцова И. В. Становление и развитие милиции на Дону. Ростов-на-Дону, 1999.
3. Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Пункт 5 // Вестник Временного правительства. № 1 (46). 5 (18) марта 1917 г.
4. Собрание узаконений и распоряжений правительства. Отдел 1. 1917. № 79. Ст. 453.
5. Собрание узаконений и распоряжений правительства. Отдел 1. 1917. № 191. Ст. 435.
6. Право. 1917. № 13. 2 мая.
7. Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии (февраль 1917 г. - июнь 1918 г.). Сборник документов и материалов. Уфа, 1957. 531 с.
8. Во славу Отечества. Историко-документальное издание: в 3-х т. Т. 2. Рожденная ре-^ волюцией. Уфа, 2002.
^ 9. См.: ЦГИА РБ. Ф. 1262. Оп. 1. Д. 33. Л. 28.
^ 10. См.: Очерки по истории БАССР. Т. 2. Уфа, 1966. 644 с.
11. Кызыл Башкортостан. 1939. № 255. а 12. Александров Ф. А. Борьба за власть Советов в Башкирии в 1917 году. Уфа, 1951.
§ 190 с.
13. Аминев З. А. Октябрьская Социалистическая революция и гражданская война в § Башкирии (1917-1919 гг.). Уфа, 1966. 483 с. ^ 14. ЦГИА РБ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 26. Л. 176-179.
| 15. Тарасов С. Д., Зенцов С. П. За власть Советов. Уфа, 1963.
16. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 32. Л. 46. | 17. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 32. Л. 62.
I 18. Вперед. № 141. 1917. 16 сентября.
=8 19. Раимов Р. М. Образование Башкирской АССР. М., 1952. 524 с.
| 20. Октябрь в Башкирии (октябрь 1917 - май 1918 г.). Уфа, 1979.
21. Очерки истории Башкирской организации КПСС. Уфа, 1973. 728 с. у 22. Вестник комиссариата внутренних дел. 1918. № 11.
ц 23. Мулукаев Р. С., Скилягин А. Т. История советской милиции. Хронологический
& справочник. Л., 1976. 107 с. * 24. ЦГИА РБ. Ф. 107. Оп. 1. Д. 24. Л. 16.
© 25. Мулукаев Р. С. Организационно-правовые основы становления советской милиции
^ (1917-1920 гг.). М., 1975. 108 с.
26. СУ РСФСР. 1918. № 75. ^ 27. Вестник народного комиссариата внутренних дел. 1918. Ч. 20.
§ 28. ЦГИА РБ. Ф. 1262. Оп. 1. Д. 23. Л. 10.
| 29. ЦГИА РБ. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
30. ЦГИА РБ. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 75. Л. 1.
31. ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 5. Л. 24.
© Емелин С. М.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 342
О. И. НОВИКОВА, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент (г. Уфа)
O. I. NOVIKOVA, associate professor of international law and international relations of the Institute of law of Bashkir state University, candidate of historical sciences, docent (Ufa)
М. Н. РУДМАН, доцент кафедры теории ^ государства и права Института права ^ Башкирского государственного универси- ^ тета, кандидат исторических наук, доцент (г. Уфа) as
о £
M. N. RUDMAN, associate professor of de- ^ partment of theory of state and law of the In- ^ stitute of law of Bashkir state University, can- Q didate of historical Sciences, docent (Ufa)
S a
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ §
НА СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА а
о
THE INFLUENCE OF THE CHRISTIAN IDEOLOGY OF THE MIDDLE AGES | ON THE EMERGENCE OF MODERN CONSTITUTIONALISM |
a
Аннотация. В статье раскрывается роль христианских ценностей в развитии s^ идейных основ конституционализма. Проанализированы этапы становления религиоз- | ного рационализма до современной концепции общечеловеческих ценностей. ^
Ключевые слова: средневековый синтез, индивидуализм, религиозный рациона- §
лизм, естественное право, неотчуждаемые права, триада, конституционализм. ^
«
а
Annotation. The article reveals the role of Christian values in the development of the | ideological basis of constitutionalism. Analyzed the stages of formation of religious rational- ^ ism in the modern conception of human values. ^