О.А. Якунченко
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ
Аннотация. Рассматривается вопрос об исторических предпосылках изучения профессиональной Я-концепции, проводится сравнительный анализ основного понятийного аппарата по заданной теме. Затрагивается тема происхождения ключевого определения и его соотношение с близкими понятиями из области самосознания, такими как профессиональная идентичность. Детально раскрываются стадии и структура Я-концепции, рассматривается вопрос о составляющих компонентах профессионального самосознания, таких как когнитивный, поведенческий и эмоциональный.
Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, самоэффективность, профессиональная деятельность, самоактуализация личности, стадии профессиональной Я-концепции.
O.A. Yakunchenko
HISTORICAL BACKGROUND STUDY PROFESSIONAL SELF-CONCEPT
Abstract.. The question about the historical background of studying professional self-concept, a comparative analysis of the basic conceptual apparatus on a given topic. It touched upon the origin of the key definitions and its relation with similar concepts from the field of consciousness, such as professional identity. Elaborates stage and structure of self-concept, the issue of professional self-awareness component is such as cognitive, behavioral and emotional.
Key words: professional self-concept, self-efficacy, professional activity, self-actualization, the stage of professional self-concept.
На сегодняшний день тема Я-концепции достаточно разработана отечественными и зарубежными психологами. Изучение внутреннего мира личности, стержнем которого является Я-концепция, показывает, что тема является актуальной, так как роль человеческого фактора является на сегодняшний день значимой.
При познании окружающего мира человек пользуется системой внутренних средств, которые позволяют ему дать представление о самом себе, о собственных мотивах, способностях, качествах и т.п. Прежде, чем говорить о профессиональной концепции, мы должны разобраться с понятием «Я-концепция».
Психологи данное определение не отождествляют с понятием «самосознание». Например, исследователь В.С. Агапов утверждает, что понятие «Я-концепция» может трактоваться рядом синонимических терминов, которые имеют общее значение. Это такие понятия, как «образ Я», «Я-схема», «самосознание» и т.д. [8, с. 123].
В своей работе М. Н. Григорьева определила общее в отечественных и зарубежных исследованиях, выведя характеристику «Я-концепции» как «...систему представлений о себе, включающую множественность Я, обладающую различными аспектами, развивающимися в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других» [4].
Если рассматривать «Я-концепцию» в общепсихологическом смысле, то это «.неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относится к себе» [2, с. 98].
В современном обществе в связи с расширением профилей работы перед человеком открывается огромный спектр возможностей в профессиональной деятельности. Но не всегда индивид способен правильно осознать и выбрать то, что подходит лично для него. Это связано с неумением понять себя, по достоинству оценить свою деятельность и свои возможности. В связи с этим исследователи в области психологии выявили, что в «профессиональной успешности главную роль играют эффективное межличностное общение и эффективная профессиональная деятельность» [3, с. 7]. То есть профессиональная Я-концепция влияет на успешность профессиональной деятельности.
Непременно наши мысли о себе сильно влияют на нашу жизнь. И поэтому, зачастую осознавая собственную значимость, человек становится более уверенным в своей профессиональной деятельности, которая сказывается на его результатах, способных привести к получению больших материальных и духовных благ.
Познавая самого себя, человек накапливает знания о себе. Знания, полученные в процессе самосознания, и составляют содержательную часть Я-концепции. Непременно будут возникать различные эмоции, и, исходя из самооценки, будет формироваться устойчивое самоотношение.
По мнению С.А. Дружилова, профессиональная Я-концепция есть не что иное, как «относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в данной профессиональной деятельности» [6, с. 115].
Рассматривая вопрос об истории изучения профессиональной Я-концепции, возникает еще один: «Какова историческая необходимость изучения профессиональной «Я-концепции»?» Само определение «профессиональная Я-концепция» было использовано Дональдом Сьюпером и употреблено в 1949 году на конференции в Колорадо. Сьюпер выделил профессиональную Я-концепцию как один из видов Я-концепции [8].
В дальнейшем Д. Сьюпер расширяет понятие профессиональной Я-концепции и включает в его характеристику помимо личностных качеств такие черты, как «самооценка, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности» [8].
Также американским психологом был проведён сравнительный анализ между личностными конструкторами Келли и профессиональной Я-концепцией. В итоге были выделены ещё два основных компонента: самооценка и самоэффективность.
Если мы проведём сравнительную параллель между общей и профессиональной Я-концепцией, то последняя будет представлять набор личностных качеств человека.
Позже отечественной исследовательницей С.Т. Джанерьян была предпринята попытка описания профессиональной Я-концепции как «системы с выделением системообразующего фактора, целевого назначения, состава, структуры, функций и интегральных характеристик» [5, с. 164]. В своей работе С.Т. Джанерьян отмечает, что главным ядром в профессиональной Я-концепции является смысловое отношение к профессиональной деятельности. И непременно, что познание и осознание самого себя будет играть ключевую роль в профессиональной деятельности.
Отечественной исследовательницей Л.Б. Шнейдер были выделены следующие стадии профессиональной Я-концепции: стадия пробуждения (детство и ранняя юность), стадия исследования (юношество, ранняя взрослость), стадия установления и консолидации (после завершения профессионального образования), стадия сохранения и стадия пенсионерства.
Рассматривая стадии профессиональной Я-концепции, мы можем отметить, что уже на первой стадии у личности начинает формироваться общепрофессиональные представления и желания, которые в основном возникают на основе потребностных состояний.
На наш взгляд, стадия установления и консолидации, т.е. фаза после завершения профессионального образования, наиболее отражает суть профессиональной Я-концепции. Зачастую у личности на данной стадии возникают профессиональные кризисы, которые способны привести к возврату к начальной стадии.
А.М. Рикель в своей работе отмечал всю важность профессиональной Я-концепции в структуре самосознания [8]. Им было выявлено, что интеллектуальные и волевые качества играют важную роль в формировании своего профессионального «Я». Исследователь схематично делит Я-концепцию на несколько компонентов (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) (см. рис. 1).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Реальное профессиональное поведение
КОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Представления о своих
профессионально-релевантных качествах
Профессиональная само эффективность
Представления о карьерных ориентация*
Представления о карьере и труде
Самооценка
Профессиональная самооценка
Ощущение профессиональной востребованности (эмоциональный компонент)
Представления о профессиональной востребованности (когнитивный компонент)
Рис. 1. Структура профессиональной Я-концепции [8]
Исходя из представленной схемы, мы видим, что все компоненты Я-концепции взаимосвязаны друг с другом. Когнитивный компонент показывает основные представления личности о профессиональной деятельности. В свою очередь, поведенческий и эмоциональный компоненты раскрывают реальное профессиональное поведение человека и самооценку своей деятельности.
Исследователь Липовая О.А., рассматривая психологические особенности самореализации студентов высшей школы, придает особое значение развитию компетентностных особенностей, что можно отнесьти к когнитивному компоненту развития профессиональной Я-концепции [7].
Таким образом, мы отметили, что существуют различия в плане изученности Я-концепции и профессиональной Я-концепции. Используя терминологию, касающуюся нашей тематики, мы пришли к выводу, что самым емким определением профессиональной Я-концепции является определение исследователя Григорьевой М.Н., которая описывает ее как «специфически организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией, область которой проявляется под влиянием субъективных или объективных факторов, включающих в себя совокупность представлений о себе и о своих профессиональных качествах, сопряжённых с эмоциональной оценкой» [4, с. 89].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции // Психология Я-концепции: методология, теория, структура. М.: МГСА, 2002. - 230 с.
2. Бёрнс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2002. - 230 с.
3. Гасанова, П.Г., Мугадова С.Т. Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности // Известия ДГПУ. 2015. № 4.- С. 6-10.
4. Григорьева, М.Н. Профессиональная Я-концепция как условие развития личности профессионала // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 7.- С. 86-90.
5. Джанерьян, С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4.- С. 162-169.
6. Дружилов, С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011.- 296 с.
7. Липовая, О.А., Агаркова, С.В. Психологические особенности самореализации студентов высшей школы // Фундаментальные и прикладные науки сегодня»: Материалы VII Международной научно-практической конференции 28-29 сентября 2015 года - NorthCharleston. USA. - С. 122-123.
8. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1. [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.11.2016).