Научная статья на тему 'Особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью'

Особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯДРО / SEMANTIC CORE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ / STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салтыкова Ольга Александровна, Ионцева Мария Владимировна

В статье рассматривается специфичность структурных составляющих профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью. Проанализированы три основных компонента Я-концепции когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий с точки зрения профессионального становления. Особое внимание в проведённом исследовании было уделено когнитивному компоненту структуры профессиональной Я-концепции, а именно представлению о профессиональноважных качествах, поскольку многие учёные (А.А. Деркач, А.А. Реан, А.М. Рикель) в определении профессиональной Я-концепции выделяют значимость собственных профессиональноличностных качеств и адекватное представление индивида о них. Цель исследования определение у специалиста по связям с общественностью семантического ядра Идеального профессионального Я. Объект исследования структура профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью, предмет исследования особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью. С помощью экспертного опроса и контент-анализа был получен массив из 897 профессионально-личностных качеств, которые были объединены по схожим семантическим особенностям и рассортированы по частоте упоминания. Определено, что в центр семантического ядра профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью входят такие профессионально-личностные качества, как: коммуникабельность, активность/ энтузиазм, гибкость, ответственность, креативность, быстрота мышления, наблюдательность, настойчивость, обаяние, стрессоустойчивость. Объяснена важность развития у студентов качеств, составляющих ядро Идеального профессионального Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салтыкова Ольга Александровна, Ионцева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF A PUBLIC RELATIONS SPECIALIST

The article discusses the specificity of the structural components of professional self-concept of a public relations specialist. Three main components of self-concept cognitive, emotional-evaluative and behavioral are analyzed in terms of professional formation. Special attention is paid to the cognitive component of professional self-concept structure, namely the idea of professionally-important qualities, since many scientists (A.A. Derkach, A.A. Rean, A.M. Rykiel) while defining «professional self-concept» stress the importance of the own professional and personal qualities and their adequate perceptions by an individual. The aim of the study was to determine the semantic core of the professional ideal-self of a public relations specialist. The object of the study was the structure of professional self-concept of a public relations specialist, while the peculiarities of the structure of a public relations specialist’s professional self-concept became the subject of the study. By means of an expert survey and content analysis there was obtained an array of 897 professional-personal qualities combined according to similar semantic features, and sorted by frequencies of mention. It was determined that the center of the semantic core of a public relations specialist’s professional self-concept comprises the following professional and personal qualities: sociability, activity/ enthusiasm, flexibility, responsibility, creativity, mental speed, observation, perseverance, charm, ability to handle stress. The importance of developing in students of the qualities making up the core of the professional ideal-self was explained.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью»

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF PERSONALITY

УДК 159.9: 316.613:659.4-057

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Салтыкова Ольга Александровна — соискатель учёной степени кандидата психологических наук, Государственный университет управления; Рязанский просп., 99, Москва, Россия, 109542; e-mail: saltykova.o@gmail.com

Ионцева Мария Владимировна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления; Рязанский просп., 99, Москва, Россия, 109542

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается специфичность структурных составляющих профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью. Проанализированы три основных компонента Я-концепции — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий — с точки зрения профессионального становления. Особое внимание в проведённом исследовании было уделено когнитивному компоненту структуры профессиональной Я-концепции, а именно представлению о профессионально-важных качествах, поскольку многие учёные (А.А. Деркач, А.А. Реан, А.М. Рикель) в определении профессиональной Я-концепции выделяют значимость собственных профессионально-личностных качеств и адекватное представление индивида о них. Цель исследования — определение у специалиста по связям с общественностью семантического ядра Идеального профессионального Я. Объект исследования — структура профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью, предмет исследования — особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью. С помощью экспертного опроса и контент-анализа был получен массив из 897 профессионально-личностных качеств,

которые были объединены по схожим семантическим особенностям и рассортированы по частоте упоминания. Определено, что в центр семантического ядра профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью входят такие профессионально-личностные качества, как: коммуникабельность, активность/ энтузиазм, гибкость, ответственность, креативность, быстрота мышления, наблюдательность, настойчивость, обаяние, стрессоустойчивость. Объяснена важность развития у студентов качеств, составляющих ядро Идеального профессионального Я.

Ключевые слова: Я-концепция, семантическое ядро, профессионально-личностные качества, связи с общественностью, профессиональная Я-концепция, структура профессиональной Я-концепции.

Для того чтобы выявить содержательную сущность профессиональной Я-концепции, следует определить её составляющие. Существует много подходов к изучению структурных содержательных частей Я-концепции; наиболее известным исследованием Я-концепции является труд Р. Бёрн-са, где он выделяет три компонента этого явления: когнитивный (убеждение индивида) эмоционально-оценочный (отношение личности к себе — самооценка); поведенческий (характеризует состояние

поведения и деятельности) [4]. В контексте профессиональной Я-концепции эта идея нашла продолжение и развитие у таких авторов, как А.А. Деркач, О.В. Москаленко, А.М. Рикель. Они также наиболее часто отмечают в структуре профессиональной Я-концепции эти три компонента, но рассматривают их с точки зрения профессионального становления: когнитивный компонент — представление о своих профессиональных способностях и возможностях, самоидентификация с представителями профессиональной группы и профессиональной деятельностью; эмоциональный компонент — самоотношение к себе как к профессионалу, эмоциональная идентификация с профессиональной средой; поведенческий компонент — стремление быть понятым, определение стиля деятельности, повышение своего профессионального статуса, установление контакта с различными партнёрами по профессиональному общению [6; 14; 16].

Ещё одним важным подходом к рассмотрению структуры Я-концепции является разделение её на семь составляющих: Я-физическое — схема собственного тела; Я-реальное — представление о себе в настоящем времени; Я-динамическое — то, каким субъект намерен стать в ближайшее время; Я-соци-альное — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.; Я-экзистенциальное — как оценка себя в аспекте жизни и смерти; Я-идеальное — то, каким субъект, по его мнению, должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих; Я-фантастическое — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным [22]. Поскольку профессиональная Я-концепция рассматривается как частный вид общей Я-концепции личности и включается в общую картину развития личности как профессионала, можно утверждать, что все эти компоненты могут быть применены и по отношению к профессиональной Я-концепции.

А. М. Рикель, следуя делению Я-концепции на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, определил её структуру следующим образом: когнитивный компонент — представления о своих профессионально-релевантных качествах; профессиональная самоэффективность; представления о карьерных ориентациях; представления о карьере и труде; представления о профессиональной востребованности; поведенческий компонент — реальное профессиональное поведение; эмоциональный компонент — профессиональная самооценка; ощущение профессиональной востребованности [16].

В своей работе мы уделили особое внимание когнитивному компоненту структуры профессиональной Я-концепции, а именно представлению о профессионально-важных качествах, поскольку многие учёные выделяют в определении профессиональной Я-концепции значимость собственных профессионально-личностных качеств и адекватное представление индивида о них [3, 15, 17].

Исследований, посвящённых непосредственно Я-концепции профессионалов, немного. В настоящее время в имеющихся литературных источниках

всесторонне изучено и разработано профессиональное Я у таких специалистов, как психологи, педагоги, социальные работники, медсёстры и врачи, а также Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя [1; 5; 7—13]. Профессиональная Я-концепция специалистов в области рекламы, которые находятся в одном образовательном сегменте со специалистами по связям с общественностью, представлена всего в нескольких работах отечественных авторов, что не позволяет утверждать о систематизированном и широком охвате разных сторон данного направления профессионального Я [19; 20; 23]. Однако изучение специфики развития профессиональной Я-концепции специалистов по связям с общественностью является актуальным и требует своей специальной разработки. Это обусловило тему нашего исследования.

Поскольку профессиональная Я-концепция служит источником сведений об особенностях и специфике содержания концепции мира у субъекта управленческой деятельности, а также связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем [2], целью нашего исследования стало определение семантического ядра идеального профессионального Я специалиста по связям с общественностью.

Семантическое поле — это объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга. Семантическое поле отражает связь и зависимость между элементами действительности — объектами, процессами, свойствами, поэтому естественно включает в себя лексику значимых частей речи — имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Каждое семантическое поле имеет семантическое ядро — определённое понятие, выраженное словом, которое называется «архилексемой поля» и вокруг которого группируется лексика, формирующая центр и периферию поля [18].

В своём исследовании мы опирались на понимание семантического ядра профессиональной Я-кон-цепции, которое даёт М. Г. Синчурина, а именно: это — инвариантный элемент её структуры, который включает в себя наиболее значимые (доминантные) для формирования и реализации профессиональных компетенций личностные качества [21].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Мы провели два вида исследований, которые были приведены к общему результату: 1) экспертный опрос по выявлению обязательных профессионально-личностных качеств специалиста по связям с общественностью; 2) контент-анализ требований к личностным качествам, указанным в вакансиях на должность специалиста по связям с общественностью. Затем мы сравнили результаты этих исследований.

В экспертном опросе приняли участие 35 специалистов-практиков в области связей с общественностью, имеющие успешный опыт РЯ-деятельности в области политики и бизнеса: руководители РЯ-от-

Коммуникабельность Активность/энтузиазм Гибкость

Хорошая фантазия/креативность Ответственность Стрессоустойчивость Обаяние Настойчивость Внимание к деталям, наблюдательность Быстрота мышления, реакции Самоорганизованность, собранность Стремление к постоянному обучению...

Дружелюбие Многозадачность Инициативность Аналитические способности Широкий кругозор Пунктуальность Любознательность Организаторские способности Умение работать в команде Целеустремленность Интеллигентность Чувство юмора Деликатность Хорошее владение «языком»/...

Хороший вкус Самостоятельность Перфекционизм Образованность Жизнерадостность, оптимизм Эмпатия

Умение слушать и слышать Наглость Педантичность Умение видеть перспективу Клиентоориентированность Скептицизм/критическое отношение к...

Работоспособность Дипломатичность Аккуратность Адекватность Требовательность Умение держать слово Сила воли Лояльность Легкость Карьеризм

Рис. 1. Выбор экспертами качеств, необходимых специалисту в области связей с общественностью (в процентах)

делов организаций со стажем работы от 10 до 15 лет (12 человек); директора (7 человек) и сотрудники (16 человек) организаций, ведущих РЯ-деятельность, со стажем работы от 4 до 13 лет. Из них — 8 мужчин и 27 женщин в возрасте от 25 до 47 лет.

Экспертам предлагалось назвать 15 профессионально-личностных качеств, которыми должен обладать специалист, работающий в сфере связей с общественностью. По результатам опроса было получено в общей сложности 525 определений этих качеств.

Коммуникабельность Креативность Ответственность Внимательность Дисциплинированность/организованность...

Активная жизненная позиция Гибкость

Умение работать в команде Стрессоустойчивость Грамотность Инициативность Аналитическое мышление Нацеленность на результат Многозадачность (умение работать в ...

Исполнительность Харизма Доброжелательность Аккуратность Позитивный настрой Организаторские способности Общительность Открытость Пунктуально сть Надежность Самостоятельность Умение расставлять приоритеты Интеллектуальность

38,7

34,2

29,8

24,5

20,9

18,3 17,7 17,4

| 15,2 I 15,1 14,3 14,3 14,3 13,9

1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4

Рис. 2. Требования к профессионально-личностным качествам соискателя на должность специалиста по связям

с общественностью (в процентах)

Все качества подверглись методу ранговых оценок по частоте упоминаний (при этом схожие по смыслу определения качеств мы объединяли в одно — итого 48 определений).

При проведении контент-анализа было изучено 120 вакансий, среди которых всего в 74-х были указаны чёткие требования к личностным качествам претендента. В процессе данного анализа нами было выявлено 372 определения и словосочетания, характеризующих профессионально-личностные качества. Все они также подверглись тщательному рассмотрению их семантических основ и были объединены в синонимичные по смыслу группы, их оказалось 27. Контент-анализ требований к профессионально-личностным характеристикам, указанным работодателями в вакансиях, проводился на базе интер-нет-рекрутмента НеаёНиШег.

Первичная обработка результатов контент-анализа осуществлялась с помощью подсчёта частоты упоминания качеств, расчёта процентного соотношения различных профессиональных качеств и рангового распределения качеств.

При рассмотрении полученных данных была найдена процентная особенность распределения качеств, поэтому в центр семантического ядра попадали качества, набравшие не менее 60%. К таким качествам относятся: коммуникабельность (91,4%), активность, энтузиазм (71,4%), гибкость (68,6%), ответственность (65,7%), хорошая фанта-

зия/креативность (65,7%), быстрота мышления, реакции (60%), настойчивость (60%), обаяние (60%), стрессоустойчивость (60%); всего 10 первых позиций (рис. 1).

Учитывая то, что процентные показатели результатов контент-анализа не идентичны показателям, полученным при экспертном опросе, было принято решение в данном виде исследования опираться также на первые 10 позиций, которые чаще всего упоминались. Ими оказались: коммуникабельность (38,7%), креативность (34,2%), ответственность (29,8%), внимательность (24,5%), дисциплинированность/организованность (20,9%), активная жизненная позиция (18,3%), гибкость (17,7%), умение работать в команде (17, 4%), стрессоустойчивость (15,2%), грамотность (15, 1%) (рис. 2).

При сравнении результатов экспертного опроса и контент-анализа из профессионально-личностных качеств, занимающих первые 10 позиций, совпало 8, но они были распределены по процентному соотношению по-разному. Так, при сравнении результатов экспертного опроса с результатами контент-анализа было выявлено, что на 1-м месте по значимости является такое качество, как «коммуникабельность». «Креативность» работодатели поместили на 2-е место, а по частоте упоминания среди экспертов это качество оказалось на 5-м месте. Такие качества, как «ответственность» и «стрессоустойчивость», оказались практически на равных позициях — на 3-м ме-

Рис. 3. Семантическое ядро Идеального профессионального Я специалиста по связям с общественностью

сте у работодателей и на 4-м у экспертов (ответственность), на 9-м месте у работодателей и на 10-м месте у экспертов (стрессоустойчивость).

Эксперты дали вдвое больший спектр профессионально-личностных характеристик (48), которыми должен обладать специалист по связям с общественностью, чем встречающиеся в требованиях на должность специалиста по связям с общественностью (27), среди которых было 9 качеств, названных всего лишь один раз (1,4%, см. рис. 1). Поэтому за Идеальное профессиональное Я мы принимаем те профессионально-личностные качества, которые были получены в ходе экспертного опроса. На основании этого нами было составлено семантическое ядро профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью (рис. 3).

Итак, наиболее значимыми профессионально-личностными качествами для специалиста по связям с общественностью являются: коммуникабельность, активность/энтузиазм, гибкость, ответственность, креативность, быстрота мышления, наблюдательность, настойчивость, обаяние, стрессоустойчивость. Именно они составляют центр семантического ядра Идеального профессионального Я. В отличие от общей Я-концепции, которая может иметь принципиальные различия у разных индивидуумов, профессиональная Я-концепция базируется на представлении об Идеальном профессиональном Я. Следовательно, для формирования профессиональной Я-кон-цепции необходимо развивать у студентов качества, составляющие семантическое ядро Идеального профессионального Я.

ССЫЛКИ

[1]. Абдурасулов Т.Д. Я-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013. 25 с.

[2]. Агапов В. С. Становление Я-концепции руководителя. — Благовещенск: БГПУ, 2007. 181 с.

[3]. Акмеологический словарь. Второе издание / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2005. 161 с.

[4]. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. 420 с.

[5]. Григорович С. С. Становление и развитие профессиональной Я-концепции у студентов-психологов: Дис. ... канд. пед. наук. 19.00.07. Москва, 2010. 176 с.

[6]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

[7]. Дьяченко Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. 19.00.07. Пермь: Российский гос. профессионально-педагогический ун-т, 2002. 24 с.

[8]. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения. На примере студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. 19.00.07. Томск, 2000. 186 с.

[9]. Иванова В.И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. 19.00.13. Москва, 2008. 64 с.

[10]. Кенжина Ю.А. Формирование педагогической Я-концепции будущего учителя в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Оренбург, 2006. 173 с.

[11]. Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя / В.Н. Козиев // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1992. С. 30-45.

[12]. Костина Л.Н. Психологические особенности профессионального самосознания курсантов и слушателей вуза МВД России / Л.Н. Костина // Психология как профессия (исследователь, практик). Ежегодник Российского Пси-

хологического общества. — М.: Издательство РПО, 2002. Т. 9, вып. 3. С. 22-23.

[13]. ЛотоваИ.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. М., 2004. 58 с.

[14]. Москаленко О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. — Астрахань: Полпресс, 2000. 188 с.

[15]. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

[16]. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2011. — № 2(16). [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.10.2014).

[17]. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2011. — № 3(17). [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.10.2014).

[18]. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

[19]. Синчурина М.Г. Динамика креативности как составляющей семантического ядра профессиональной Я-концепции специалиста в области рекламы // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) 2014. № 5. [Электронный ресурс]: http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id=19437 (дата обращения: 19.11.2014).

[20]. Синчурина М.Г. Социально значимые компоненты семантической структуры профессиональной Я-кон-цепции рекламиста / И. М. Кыштымова, М. А. Саламатов, М.Г. Синчурина // Вестник Бурятского государственного университета, спецвыпуск D. — Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2014. С. 137-144.

[21]. Синчурина М.Г. Формирование профессиональной Я-концепции будущего специалиста в области рекламы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Кемерово, 2014. 24 с.

[22]. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю. Головина. — М.: АСТ, Харвест. 1998.

[23]. Швецов А.Е. Методика коррекции самооценки деятельности специалиста по связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. 13.00.08. Тамбов, 2002. 11 с.

PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF A PUBLIC RELATIONS SPECIALIST

Olga A. Saltykova — Applicant for a Degree of the Candidate of Psychological Science; the State University of Management; 99, Ryazanskiy Prospect, Moscow, 109542, Russia; e-mail: saltykova.o@gmail. com

Maria V. Iontseva — Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Sociology and Psychology of Management, the State University of Management; 99, Ryazanskiy Pros-

pect, Moscow, 109542, Russia; e-mail: saltykova.o@ gmail.com

ABSTRACT

The article discusses the specificity of the structural components of professional self-concept of a public relations specialist. Three main components of self-concept — cognitive, emotional-evaluative and behavioral — are analyzed in terms of professional formation. Special attention is paid to the cognitive component of professional self-concept structure, namely the idea of professionally-important qualities, since many scientists (A.A. Derkach, A.A. Rean, A.M. Rykiel) — while defining «professional self-concept» — stress the importance of the own professional and personal qualities and their adequate perceptions by an individual. The aim of the study was to determine the semantic core of the professional ideal-self of a public relations specialist. The object of the study was the structure of professional self-concept of a public relations specialist, while the peculiarities of the structure of a public relations specialist's professional self-concept became the subject of the study. By means of an expert survey and content analysis there was obtained an array of 897 professional-personal qualities combined according to similar semantic features, and sorted by frequencies of mention. It was determined that the center of the semantic core of a public relations specialist's professional self-concept comprises the following professional and personal qualities: sociability, activity/ enthusiasm, flexibility, responsibility, creativity, mental speed, observation, perseverance, charm, ability to handle stress. The importance of developing in students of the qualities making up the core of the professional ideal-self was explained. Key words: self-concept, semantic core, professional-personal qualities, public relations, professional self-concept, structure of professional self-concept.

REFERENCES

[1]. Abdurasulov T.D. Ja-koncepcija kak faktor vybo-ra predpochtitel'nogo vida dejatel'nosti v professional'nom samoopredelenii studentov-psihologov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Self-concept as a factor in the selection of a preferred activity in professional self-determination of students-psychologists: Abstract]. Moscow, 2013. 25 p.

[2]. AgapovV. S. Stanovlenie Ja-koncepcii rukovoditelja (monografija) [Formation of self-concept of the head (monograph)]. Blagoveshhensk: BGPU, 2007. 181 p.

[3]. Akmeologicheskij slovar'. Vtoroe izdanie [Acmeo-logical dictionary. Second edition]/ Pod obshh. red. A.A. Der-kacha. Moscow: Izd-vo RAGS, 2005. 161 p.

[4]. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie [Development of self-concept and education]. Moscow: Progress, 1986. 420 p.

[5]. Grigorovich S.S. Stanovlenie i razvitie profession-al'noj Ja-koncepcii u studentov-psihologov [Formation and development of the professional self-concept of students-psy-

chologists]: disser. ... kand. ped. nauk: 19.00.07. Moscow, 2010. 176 p.

[6]. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professional [Acmeological basis of development of professional] / A. A. Derkach. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: NPO «MODJeK», 2004. 752 p.

[7]. D'jachenko E. V. Osobennosti samosoznanija pedago-ga v processe professionalizacii [peculiarities of consciousness of the teacher in the process of professionalization]: avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk: 19.00.07. Perm': Rossijskij gos. professional'no-pedagogicheskij un-t, 2002. 24 p.

[8]. EfremovE.G. Osobennosti formirovanija profession-al'nogo samosoznanija na razlichnyh stadijah professional'no-go obuchenija. Na primere studentov-psihologov [features of formation of professional self at various stages of professional training. For example, psychology students]: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. Tomsk, 2000. 186 p.

[9]. Ivanova V.I. Akmeologicheskaja koncepcija formirovanija obrazovatel'noj sredy podgotovki specialistov [Akmeological concept of formation of the educational environment of training]: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.13. Moscow, 2008. 64 p.

[10]. Kenzhina Ju.A. Formirovanie pedagogicheskoj Ja-koncepcii budushhego uchitelja v obrazovatel'nom processe vuza [Formation of pedagogical self-concept of future teachers in educational process of higher school]: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Orenburg, 2006. 173 p.

[11]. Koziev V.N. Struktura i soderzhanie professional'no-go samosoznanija uchitelja [The structure and content of the professional identity of teachers] / V.N. Koziev // Psiholog-icheskie problemy razvitija professional'nogo soznanija ped-agoga-praktika [Psychological problems of development of professional consciousness of the teacher-practice]. M.: APN RSFSR, 1992. P. 30-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12]. KostinaL.N. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo samosoznanija kursantov i slushatelej vuza MVD Rossii [Psychological features of professional identity of cadets and students of the University of the MIA of Russia] / L.N. Kostina // Psihologija kak professija (issledovatel', praktik). Ezhegodnik Rossijskogo Psihologicheskogo obshhestva [Psychology as a profession (researcher, practitioner). Yearbook of the Russian Psychological society]. Moscow: RPO, 2002. T.9, vyp. 3. P. 22-23.

[13]. Lotova I.P. Razvitie professional'noj kar'ery kadrov gosudarstvennoj sluzhby [the Development of a professional career civil service personnel]: avtoref. dis.d. psihol. nauk: 19.00.13. Moscow, 2004. 58 p.

[14]. Moskalenko O. V. Akmeologicheskie osnovy professional'nogo samosoznanija lichnosti [Acmeologic basis of professional consciousness of the person]. Astrahan': Polpress, 2000. 188 p.

[15]. ReanA.A. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti [Psychology of man from birth to death]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak, 2002. 656 p.

[16]. Rikel'A.M. Professional'naja Ja-koncepcija i pro-fessional'naja identichnost' v strukture samosoznanija lichnosti. Chast' 1 [Professional self-concept and professional identity in the structure of self-consciousness. Part 1] // Psihologicheskie issledovanija [Psychological researches]: jelektronnyj nauch-nyj zhurnal, 2011. No. 2(16). Available at: http://psystudy.ru (accessed 13.10.2014)

[17]. Rikel'A.M. Professional'naja Ja-koncepcija i professional'naja identichnost' v strukture samosoznanija lichnosti. Chast' 2 [Professional self-concept and professional identity in the structure of self-consciousness. Part 2] // Psihologicheskie issledovanija [Psychological researches]: jelektronnyj nauch-nyj zhurnal, 2011. No. 3(17). Available at: http://psystudy.ru (accessed 13.10.2014).

[18]. Rossijskij gumanitarnyj jenciklopedicheskij slovar' [Russian humanitarian encyclopedic dictionary]. Moscow: Gu-manit. izd. centr VLADOS: Filol. fak. Saint Petersburg gos. un-ta. 2002.

[19]. Sinchurina M. G. Dinamika kreativnosti kak sostav-ljajushhej semanticheskogo jadraprofessional'noj Ja-koncep-cii specialista v oblasti reklamy [Dynamics of creativity as a component of the semantic agropromyshlennoe self-concept of a specialist in the field of advertising] // Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii (Bajkal'skij gosu-darstvennyj universitet jekonomiki i prava) 2014. No. 5. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19437 (accessed 19.11.2014).

[20]. Sinchurina M.G. Social'no znachimye komponenty semanticheskoj struktury professional'noj Ja-koncepcii rekla-mista [Socially important components of the semantic structure of professional self-concept of advertiser] / I.M. Kyshtymo-va, M.A. Salamatov, M. G. Sinchurina // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta, specvypusk D. Ulan-Udje: Izdatel'stvo BGU, 2014. P. 137-144

[21]. Sinchurina M.G. Formirovanie professional'noj Ja-koncepcii budushhego specialista v oblasti reklamy [Formation of professional self-concept of the future specialist in the field of advertising]: avtoref. dis. ... kand. ps. nauk. Kemerovo, 2014. 24 p.

[22]. Slovar' prakticheskogo psihologa [Dictionary of practical psychologist]. Pod red. S. Ju. Golovina. Moscow: AST, Harvest. 1998.

[23]. Shvecov A.E. Metodika korrekcii samoocenki de-jatel'nosti specialista po svjazjam s obshhestvennost'ju v processe professional'noj podgotovk [Technique of correction of self-assessment activities of the specialist of public relations in the process of professional training]i: avtoref. dis. ... kand. tehn. nauk: 13.00.08. Tambov, 2002. 11 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.