ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С СОЮЗОМ ССР
Тувинская Народная Республика, протекторат, добровольное вступление, СССР, автономия,
межнациональные отношения.
Статья посвящена анализу исторических предпосылок добровольного вступления Тувинской Народной Республики в состав СССР в октябре 1944 г. Выявлено, что путь сближения Тувы с Россией был долгим и непростым. Однако все события, связанные со становлением тувинской государственности, развитием республики, подтверждают, что исторический выбор народа Тувы отражал его объективные интересы и был сделан правильно.
Z. Yu. Dorzhu
HISTORICAL ROOTS OF FORMATION AND INTEGRATION OF TUVAN PEOPLE’S REPUBLIC WITH USSR
Tuvan People’s Republic, protectorate, voluntary introduction, USSR, autonomy, international relations.
This article is devoted to the analysis of historical preconditions of the Tuvan People’s Republic voluntary entering the structure of the USSR in October, 1944. It has been revealed that the way of rapprochement of Tuva to Russia was long and difficult. However, all events connected with the formation of the Tuvan statehood and the development of the Republic, confirm that the historical choice of the people of Tuva reflected its objective interests and was made correctly.
В октябре 1944 г. Тувинская Народная Республика добровольно вошла в состав Российской Федерации. Однако путь сближения Тувы с Россией был долог и непрост. Еще в конце XVI в. происходят первые контакты тувинцев с русскими, когда русские люди, продвигавшиеся в глубь Сибири, стали входить в соприкосновение с калмыками, хакасами, тувинцами и монголами.
Добрососедские отношения возникли с молодым монгольским государством династии Алтын-ханов, в которое входила значительная часть и тувинских племен. В 1616 г. у Алтын-хана Шолой-Убаши побывало первое русское посольство, вступившее в контакты с князьями хакасских и тувинских племен, высказавших желание служить государю «всеа Руссии». Шолой-Убаши встретил царских послов с большими почестями и дал присягу на верность московскому царю по своей ламаистской вере. Были отправлены два посла в Москву, их принял сам Михаил Федорович Романов. Была удовлетворена просьба Шолой-Убаши о принятии его государства в русское подданство. С тех пор тувинско-русские связи занимали большое место в истории Тувы.
В середине XVIII в. Тува была завоевана маньчжурской империей Цин и до начала XX в. представляла собой ее колониальную окраину. Маньчжурские власти всемерно препятствовали сближению тувинского народа с русским и другими на-
родами России. Лишь в результате победы национально-освободительного движения 1911—1912 гг., освободившись от многовекового ига маньчжуро-китайских захватчиков, он смог беспрепятственно общаться с соседями. Перед тувинским народом встал важный вопрос о дальнейшем существовании и развитии своей страны.
Учитывая настроение народа, который видел в России более передовую страну в 1912—1913 гг., некоторые нойоны обращались к царскому правительству с просьбой принять Туву под протекторат Российской империи. Свое веское слово в этом вопросе сказал Монгуш Буян-Бадыргы. В результате император Николай II 17 апреля 1914 г. подписал указ об установлении протектората России над Урянхайским краем. Решение «урянхайского вопроса» явилось также результатом активной внешнеполитической деятельности российского правительства по включению Тувы в орбиту российских геополитических интересов.
Объявление протектората над Тувой было не только шагом колониальной политики царизма, но и сложным противоречивым процессом взаимодействия двух народов с различными общественно-экономическими отношениями. О трудностях этого процесса говорил В. Дашкевич в своей статье в конце XIX в. «Несколько слов об Урянхайском крае»: «Эти первые попытки проникновения русских в дикую страну сопровождались целым рядом искупительных жертв — грабежами и даже убийствами купцов, поджогами их построек. Но настойчивость и энергия русских, действовавших очень осторожно и последовательно, не допускавших со своей стороны никаких нарушений, и, главное, поддерживающих добрые отношения с урянхайскими властями, привели к тому, что уже к 80-м годам установились между ними мирные и даже дружественные отношения» [Дашкевич, 1911, с. 212].
Протекторат России над Тувой заложил этнополитические предпосылки национального самоопределения тувинцев. Разрозненные кожууны объединились под административно-политическое управление Комиссара по делам Урянхайского края. Далекий, изолированный край стал втягиваться в орбиту развития российского капитализма, сохранилась целостность тувинской народности, закреплялись и развивались ее язык, обычаи и традиции. Росло национальное самосознание тувинцев, зарождалась своя государственность. Положительное значение имело основание первого города, строительство русских поселений, открытие в них школ и медицинских пунктов, строительство Усинской колесной дороги, связывавшей Туву с «большим миром» [Установление..., 1994].
На развитие бывшего Урянхайского края повлияли революции 1917 г. в России. В июне 1918 г. по договору с русским населением края тувинский народ объявил о самостоятельности и освободился от протектората, засилия и стеснений со стороны русских чиновников, особенно нарушавших земельные права тувинцев.
Тяжелым испытанием для тувинского народа стали 1919—1921 гг. На территории края находились отряды адмирала Колчака, китайских милитаристов и монгольских феодалов. Победе прогрессивных сил Тувы способствовало пребывание в крае Сибирской партизанской армии А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкина, которая нанесла сокрушительный удар крупному колчаковскому отряду под Белоцарском в августе 1919 г. С помощью Советской России Тува освободилась от интервентов. Всетувинский учредительный хурал (съезд), проходивший с 13 по 16 августа 1921 г. в местности Суг-Ба-жи, где находился русский поселок Атамановка (Кочетово), решил важнейшие вопросы дальнейшей жизни тувинского народа: о национальном самоопределении, установлении новой власти, взаимоотношении с Россией и Монголией, принятии первой Конституции суверенного государства в Центре Азии. Так образовалась Республика Танну-Тува Улус, которая во внешней политике ориентировалась на Советскую Рос-
сию. Это получило отражение в первой Конституции ТНР. На Великом Хурале 1921 г. встал вопрос о русской и монгольской ориентации ТНР. Чашу весов склонило мнение двух хемчикских хошунов, население которых составляло большинство населения всей республики. А самое главное — в этих хошунах были прочны связи русских крестьян с аратами. Мнение Тоджинского хошуна, который был ориентирован на Монголию, было отклонено [Дубровский, 1957, с. 269].
Третья Конституция ТНР (1930) закрепляла некапиталистический путь ее развития и конечную цель — социализм, достижению которой была подчинена вся деятельность народно-демократического правительства ТНР и руководства ТНРП [Дубровский, 1958, с. 280].
Есть в истории Тувы малоизвестный факт, он связан с существованием в ТНР Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК), которая была частью РСФСР, но полностью подчинялась законам тувинского государства. Основой взаимоотношений между суверенным государством ТНР и национальным автономным образованием РСТК на ее территории были взаимопонимание, уважение суверенитета и целостности государств и народов. Этот опыт во многом поучителен и по сей день не потерял своей актуальности, так как хорошо известны идеи некоторых сегодняшних политиков об упразднении автономий. Подобные идеи опасны, так как грозят разрушить межнациональное согласие в многонациональной Российской Федерации. Межнациональные отношения являются одной из главных проблем современного общества. Сказываются кризисные явления в экономической сфере, нерешенные внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема, как терроризм. Республика Тыва всегда имела особое геополитическое значение, от состояния дел в которой зависят целостность и положение РФ в мире.
Развитие ТНР, особенно в конце 30 и начале 40-х гг. все теснее переплеталось во всех сферах жизнедеятельности с СССР, который оказывал огромную помощь Туве в развитии культуры и образования, экономики и здравоохранения. При содействии СССР были полностью ликвидированы очаги эпидемических и социальных заболеваний, что заметно отразилось на демографическом положении страны. Если в 1921г. общая численность населения Тувы была 63 тыс. человек, то в 1945 г. составила 95,4 тыс. человек [История Тувы, 2007, с. 189].
Постепенно преодолевалась многовековая отсталость страны. Стала формироваться тувинская нация. Развитие государственности, кулыурно-хозяйственное строительство в тувинском обществе неуклонно вели к всё более полной интеграции Тувы с советской государственной и общественной системой. Уже с первой половины 1930-х гг. Совету Министров ТНР и Центральному комитету Тувинской народнореволюционной партии отдельные граждане задавали вопросы о возможности вхождения ТНР в состав СССР. Политбюро ЦК ТНРП в 1939 г. направило в ЦК ВКП(б) и Советское правительство письмо с просьбой рассмотреть вопрос о принятии ТНР в состав СССР. Однако сложная международная обстановка того времени и начало Второй мировой войны не дали возможности решить этот вопрос.
В апреле 1941 г. Политбюро ЦК ТНРП снова поставило перед ЦК ВКП(б) и Президиумом Верховного Совета СССР вопрос о приеме тувинского народа в семью советских народов. Но рассмотрение вопроса и на этот раз было отложено в связи с нападением фашистской Германии на СССР и началом Великой Отечественной войны [История Тувы, 2007, с. 420].
С началом Второй мировой войны обострившиеся международные отношения и обстановка в регионе окончательно определили вовлечение тувинской республики в экономическое и военно-политическое объединение с СССР. X Великий Хурал,
открывшийся в июне 1941 г., по данному вопросу принял Декларацию о вступлении в войну на стороне СССР. В ТНР начинается перестройка народного хозяйства на военный лад и организация всемерной помощи СССР. Общая сумма помощи Тувы фронту оценивается в 66 миллионов рублей. Для Советской Армии было послано пять эшелонов подарков, около 40 тысяч боевых коней. Создан ряд новых воинских формирований, увеличен срок службы, в результате чего численность ТНРА к концу 1941 г. возросла в 2,5 раза. С 1943 г. тувинские добровольцы участвовали в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны и за боевые заслуги награждены орденами и медалями СССР и ТНР. Звания Героя Советского Союза были удостоены Михаил Бухтуев (посмертно), Хомушку Чургуй-оол, Тулуш Кечил-оол и другие.
16 августа 1944 г. в Кызыле собралась Чрезвычайная VII сессия Малого Хурала трудящихся республики, где главным вопросом повестки дня был вопрос о вхождении ТНР в состав СССР. После всестороннего обсуждения вопроса была единогласно принята Декларация, где заявлялось: «Весь 23-летний путь свободного революционного развития прошел тувинский народ в братском содружестве с великим советским народом. Могучее Советское государство обеспечило расцвет материальных и духовных сил великих и малых народов в единой социалистической семье. Жить и трудиться в этой семье — заветное желание тувинского народа» [История Тувы, 2007, с. 239].
Для переговоров с Правительством СССР и вручения Декларации была избрана делегация в составе Генерального секретаря ЦК ТНРП С.К. Тока, Председателя Совета Министров ТНР А.М. Чимба и председателя Баян-Талинского сумонно-го Хурала, знатного животновода, оказавшего личную большую материальную помощь фронту, О.Ч. Лопсанчапа.
11 октября 1944 г. состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, где была рассмотрена просьба трудящихся ТНР о приеме в состав Советского Союза. Председательствовал М.И. Калинин. Декларацию Чрезвычайной VII сессии Малого Хурала зачитал С.К. Тока. Члены Президиума единодушно поддержали просьбу Малого Хурала и приняли Туву в состав РСФСР на правах автономной области с непосредственным подчинением республиканским органам.
Бытует мнение, что Малый Хурал не правомочен был представлять весь народ, что по вопросу о вхождении ТНР в состав СССР не было референдума. Однако все эти суждения рассматриваются с точки зрения сегодняшнего дня, они не учитывают историческую обстановку 40-х гг. XX в. В то время в Туве ни о каких формах демократического решения речи быть не могло, да и самого понятия о референдуме не существовало. Поэтому все эти рассуждения не имеют под собой почвы, ТНР вошла в состав СССР добровольно по волеизъявлению народа. По Туве прокатилась волна митингов и собраний с одобрением большого исторического события.
В Туве произошли глубокие социально-экономические, политические и культурные преобразования: создана промышленность, получило развитие сельское хозяйство, тувинские араты перешли с полукочевого образа жизни на оседлость, завершилась культурная революция.
Организационная интеграция Тувы в советские структуры длилась вплоть до 1960-х гг., когда Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 10 октября 1961 г. в целях обеспечения условия для дальнейшего национально-государственного развития тувинского народа утвердил преобразование Тувинской автономной области в Тувинскую АССР. Таким образом, был повышен политически-правовой статус Тувы как национально-государственного образования, резко пониженный
при приеме Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза. Автономная республика как государство в составе Федерации получила право иметь свою Конституцию (Основной Закон). Сам акт преобразования автономной области в республику, несомненно, соответствовал усилению и завершению процесса национальной консолидации тувинцев.
17 декабря 1961 г. состоялись первые выборы в Верховный Совет Тувинской АССР. На ее первой сессии (10-11 января 1962 г.) был избран Президиум Верховного Совета и образовано правительство — Совет Министров, приняты законы об органах государственной власти и государственного управления, о гербе, флаге и столице республики, об организации судебных и прокурорских органов, то есть конституционные законы. Важной вехой на пути дальнейшего общественно-политического развития, национально-государственного строительства стало принятие в мае 1978 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Тувинской АССР первой Конституции республики, разработанной в соответствии с новыми Конституциями СССР и РСФСР.
Новый подход к решению политических и хозяйственных задач, начавшийся с апреля 1985 г., годы перестройки внесли большие изменения и в развитии национального самосознания всех народов страны. Республики, союзные и автономные, приняли декларации о государственном суверенитете. 12 декабря 1990 г. на сессии Верховного Совета Тувинской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Республики Тува, которая резко повысила статус национальной государственности. Верховный Совет Тувинской АССР 26 августа 1991 г. принял постановление об изменении наименования Тувинской АССР: впредь в Конституции и других правовых актах республики, в государственной и общественной жизни применять в качестве официального наименования «Республика Тува» [Декларация..., 1990].
18 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Тува принял Закон о Президенте Республики Тува, который является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти республики. 15 марта 1992 г. состоялись выборы первого Президента Республики Тува, им стал опытный экономист Ш.Д. Ооржак, проработавший в этой должности 15 лет.
Политические процессы, происходившие в стране на рубеже 80—90-х гг. XX в., повлекли за собой сложную, противоречивую трансформацию социальной и политической системы общества, остро сказались на сфере межнациональных отношений. Из-за ошибок в политике и серьезных нарушений законности в 30—50-е гг. более тысячи граждан различных национальностей в Туве подвергались репрессиям, ущемлялись права и свободы людей, особенно верующих. Применялись насильственные меры по форсированию коллективизации и ограничению частной собственности. Проявлялось негативное отношение к национальным традициям и обычаям. В детских садах, учебных заведениях и государственных учреждениях тувинский язык постепенно становился второстепенным. Таким образом, накапливались серьезные проблемы как объективного, так и субъективного характера. К концу 80-х гг. это привело к усилению социальной напряженности в тувинском обществе, росту преступности, обострению межнациональных конфликтов, оживлению националистических, сепаратистских и шовинистских настроений. Началась массовая миграция нетувинского населения Тувы: только в 1990 г. из республики уехало более 10 тыс. человек [Доржу, 2000, с. 250].
Стабилизации межнациональных отношений в Республике Тыва способствовала реализация Федеративного Договора, участником которого она стала. В декаб-
ре 1993 года вступила в силу новая российская Конституция, в которой был определен статус республик как государств. В возрождении духовности тувинского народа сыграло свою роль посещение Тувы в сентябре 1992 г. Его Святейшеством Далай-ламой XIV. Было подписано соглашение о подготовке тувинских священнослужителей в религиозных учебных заведениях Монголии и Индии, которое в настоящее время реализуется. В 1993 г. принята новая Конституция Республики Тыва, подтвердившая статус тувинского языка как государственного и русского — как общефедерального. В том же 1993 г. Президентом России подписан указ «О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Республики Тыва», а в 1996 г. принято постановление правительства России «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Республики Тыва на 1996-2000 годы».
Пример Тувы поучителен. Он говорит о том, что межнациональные отношения регулируемы, и если они регулируются постоянно, квалифицированно, они не приобретают антагонистического характера, преодолеваются мирным путем. В то же время важнейшим условием для преодоления конфликтов могут быть, прежде всего, добрая воля конфликтующих сторон, понимание ими жизненных приоритетов.
Особенностью этнополитической ситуации в Туве является то, что тувинский этнос, давший название республике, составляет большинство ее населения, хотя он относится к группе малочисленных народов. Отсюда его двойное положение. С одной стороны, тувинский народ как преобладающий по численности более внимательно и заботливо должен относиться к проблемам и судьбам других народов, проживающих в республике. С другой — тувинцы как малочисленный народ и Тува как экономически депрессивный регион России имеют право на инициативу и заинтересованность в постановке и решении проблемы социально-экономического, культурного и языкового развития, духовного возрождения коренного населения.
В настоящее время межнациональные отношения в республике носят стабильный характер, люди различных национальностей проявляют сдержанность и терпимость, понимая трудности последствий общего экономического кризиса. Однако требуется четко осознать необходимость кардинальных и неотложных мер по подъему экономики и улучшению жизненного уровня населения, чтобы избежать межнациональных противоречий, этнической конкуренции и противостояния.
Дальнейшее политическое развитие республики привело логично к принятию 6 мая 2001 г. на всенародном референдуме девятой по счету Конституции Тувы. В свое время новую редакцию Основного закона Тувы называли конституцией компромиссов, имея в виду амбициозные декларации предшествующей конституции 1993 г.: о государственном суверенитете республики, о праве ее народа на самоопределение вплоть до выхода из состава России и так далее. Сегодня, спустя десять лет, некоторые аналитики признают, что это был, скорее, не компромисс, а победа рационализма и прагматиков над эйфорией необузданной свободы постсоветского хаоса, экономических и политических реалий над националистическими утопиями. Но есть и среди политической элиты Тувы, и среди простых обывателей люди, которые считают это поражением для республики. В частности, ликвидация поста Президента РТ, воспринимавшегося как своеобразный символ государства и официальный представитель народа, призванный «цементировать» государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти, многими воспринималась как серьезная политическая утрата в иерархии органов власти республики. Однако было бы ошибкой воспринимать такое видение событий отдельных людей как
видение всего народа, так как каждая республиканская конституция принималась большинством избирателей и была плодом той ситуации, которая складывалась в стране. Вспомним историческую фразу Б. Ельцина: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». И большинство республик в 90-е гг. воспользовалось этим, не стала исключением и Республика Тыва. Однако не следует забывать и о том, какой период времени страна проходила в эти годы, это был переходный период от одной системы управления к другой. Конституция Тувы 2001 г. подтвердила единство республики, приверженность основным принципам федерального устройства, зафиксировала особенности республики, основанные на культурно-историческом прошлом. Время диктует свои условия, и по истечении девяти лет в нее необходимо было внести существенные изменения. Новая Конституция Тувы 2001 г. полностью соответствует Конституции России.
11 апреля 2010 г. народ Тувы, воспользовавшись конституционным правом, выступил законодателем, поддержав предложенные инициативной группой изменения, касающиеся устранения 11 противоречий федеральным законодательствам. В их числе так называемое «двойное гражданство», также всенародное избрание Председателя Правительства, упразднение двухпалатного Великого Хурала со 162 депутатами и образование однопалатного Верховного Хурала с 32 депутатами, 9 из которых работают на постоянной основе. Актуальность и полезность этих и других нововведений ни у кого не вызвало сомнений, они — последовательные и закономерные этапы развития республики, о чем подтверждают результаты состоявшегося референдума.
Итак, все события, связанные со становлением тувинской государственности, развитием республики, подтверждают, что исторический выбор — вхождение Тувинской Народной Республики в состав Союза ССР в октябре 1944 г. — был сделан правильно. Это явилось событием большого исторического значения, имевшего глубокие исторические корни. Добрососедские отношения между Россией и Тувой с начала XVIII в., особенно проявившиеся в связи с установлением, а точнее, восстановлением протектората России над Тувой в 1914 г., а также в годы революции и создания народного государства в Центре Азии, отношения, окрепшие в годы Великой Отечественной войны Советского Союза, увенчались закономерным актом, который отражал объективные интересы народа Тувы.
Библиографический список
1. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск: Наука, 2005. 159 с.
2. Дашкевич В. Несколько слов об Урянхайском крае // Вопросы колонизации. Спб., 1911г. №8. С. 209-219.
3. Декларация «О государственном суверенитете Советской Республики Тыва» от 12 декабря 1990 г. № 101, принята четвертой сессией Верховного Совета Тувинской АССР седьмого созыва. Кызыл, 1990.
4. Доржу З.Ю. Этнополитическая ситуация в Республике Тыва // Этносоциальные процессы в Сибири: темат. сб. / под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск, 2000. Вып. 3. С. 249-253.
5. Дубровский В.А. Конституции Тувинской Народной Республики // Ученые записки ТНИИЯЛИ.1958. Вып. VI. С. 276-303.
6. Дубровский В.А. Тува в 1917-1918 годах // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1956. Вып. IV. С. 143-144.
7. Дубровский В.А. Тува в 1919-1921 годах // Ученые записки ТНИИЯЛИ. 1957. Вып. V. С.266-303.
8. История Тувы: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001. Т. I. 367 с.
9. История Тувы: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. В.А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. Том II. 430 с.
10.3а три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616-1915): сб. док. Кызыл, 1995. 88 с.
11. Конституция (Основной закон) Республики Тува, принята 23 октября 1993 года // Тувинская правда. 1993. 3 нояб.
12. Конституция (Основной закон) Республики Тыва принята, 6 мая 2001 года. С изменениями от 24 июня 2003 г., 28 декабря 2005 г., 11 апреля 2010 г.
13. Создание суверенного государства в Центре Азии: сб. док. Село Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва, 1991.
14. Установление покровительства России над Тувой в 1914 году: сб. док. Кызыл, 1994.