УДК 93/99 [093) Н. В. ГОЛОВИНА
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ Х!У-ХУП вв.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ___________________________________
На основании проведенных исследований был классифицирован и изучен широкий круг письменных источников по истории Рязанской епархии XIV—XVII вв., выявлены их основные особенности, репрезентативность и обозначено значение в исследовании региональной истории средних веков.
Ключевые слова: исторические источники, летописи, акты, писцовые книги, окладные книги.
Наиболее значительным и информативным в вопросе исследования истории Рязанского княжества (и епархии как его неотъемлемой части) является пласт исторических источников Х1У — ХУ11 столетий. Письменные памятники, касающиеся ранней и средневековой русской истории, почти все опубликованы, и новые открытия здесь сравнительно редки. Все это позволяет достаточно полно и системно классифицировать источники по истории Рязанской земли, что и составит предмет настоящей работы.
Летописи края до нашего времени не сохранились, предопределив многочисленные споры в историографии по вопросу их существовании в целом. Однако известны местные рязанские записи, попавшие в общерусские своды и, как считают исследователи, заимствованные из утраченных рязанских летописей [1]. Таковыми, например, являются сведения по истории Рязанского княжества, содержащиеся в некоторых владимирских летописях; элементы рязанского летописания включены также в Никоновскую (1556 г.) и Воскресенскую (1530—1540 гг.) летописи [2]. Факты из политической истории княжества можно обнаружить в областных ростовских, суздальских и некоторых других летописях.
В настоящее время учеными предпринимаются попытки собрать известные летописные сведения о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х годов XVI в. Как показывают исследования, этот письменный памятник достаточно сложного содержания отражает, в первую очередь, политическую историю, внутренние и внешние отношения княжества, как правило, военно-оборонительного характера (особенно если говорить о XII — XV вв.). Сведения из других сфер, включая церковно-религиозную историю, крайне редки, хотя и позволяют проследить некоторые важные события: последовательность пребывания на епископской кафедре рязанских владык, их основные дела и заслуги.
Поздним по времени в сравнении с летописными известиями, но более информативным и широко представленным является актовый материал по истории Рязанско-Муромской епископии. Этот вид исто-
рических источников — наиболее важный в исследовании истории епархии — широко отражает существенные процессы и изменения в социальной и хозяйственно-экономической жизни монастырей и церквей. Разнообразие актовых документов (купчие, данные, меновые, закладные, договорные, духовные, жалованные грамоты, акты церковного права) позволяет охватить широкий спектр вопросов социально-экономической истории княжества.
Следует подчеркнуть главную особенность источников актового характера — отражение в большей степени феодально-экономических аспектов истории церкви, являвшейся в указанный период времени одним из крупнейших собственников земли. Монастыри Рязанской епархии обладали обширными территориями, привилегиями и льготами, которые даровали им великие и удельные князья и княгини. Основным источником, подтверждающим именно этот факт, являются жалованные грамоты, большей частью Со-лотчинского монастыря, поскольку именно они дошли до нашего времени в большем объеме. Сохранились известия и о материальных пожалованиях частными лицами Рязанским монастырям и церквям.
Зачастую монастыри не только выступали объектом всевозможных дарений и поощрений, но и сами могли отстаивать свои земельно-собственнические интересы. В качестве примера можно рассмотреть показательную в этом отношении судную грамоту 30-х гг. XVI века по делу Ольгова монастыря с Федором Карцовым, сыном Курдумовым, с требованием монастыря вернуть незаконно захваченные земли [3].
По дарственным грамотам представляется возможным выявить значительные льготы монастырям и церквям. Подобные документы обычно заключались от имени архимандрита или игумена с братией. На их основе можно проследить и исследовать широкую совокупность экономических отношений, характерных для феодализма.
В целом рязанское духовенство пользовалось обычными правами и доходами того времени. Вероятно, оно в меньшей степени было подчинено княжеской власти, нежели в других княжествах [4]. Рязан-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
ская епархия обладала обширными поместьями, которые увеличивались не столько за счет собственных приобретений, сколько за счет пожертвований, о чем свидетельствует большая часть жалованных грамот, а также актов на имя рязанских владык.
В меньшей степени в исследовании истории Рязанской епархии могут быть использованы такие письменные памятники, как ранние известия иностранцев - средневековых восточных и западных историков, географов, дипломатов. Следует отметить, что в большинстве случаев этого рода источники не содержат прямых и существенных упоминаний ни о княжестве, ни о его населении. Так, известные нам сведения XV — XVI вв. двух венецианцев Иосафата Барбаро и Амвросия Контарини, немца барона С. Герберштей-на и итальянца А. Кампензе содержат совсем мало информации о жителях, вере, главных постройках и хозяйстве Рязанского княжества [5]. Поэтому, ввиду неопределенности и сложности структурно-сопоставительного анализа подобных сообщений, их использование может осуществляться только параллельно с другими источниками и при весьма критическом подходе.
Среди письменных источников по названной теме можно отдельно обозначить и литературные памятники: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о приходе чудотворного образа Николы в пределы Рязанские», «Повесть о муромском князе Петре и супруге его Февронии» и некоторые другие, частично отражающие быт и верования населения Мурома и Рязани, а также их ближайших соседей.
Таким образом, обзор источников по истории Рязанско-Муромской епископии более раннего периода XIV — XV вв. показывает их немногочисленность (в сравнении с дошедшими до наших дней письменными памятниками по истории других русских княжеств) и сравнительно невысокую репрезентативность. Многие из них были утрачены в результате пожаров, частых набегов соседей и нашествия мон-голо-татар, а также событий Смутного времени начала XVII в. Все это в настоящее время, безусловно, сказывается на состоянии источниковой базы истории Рязанской епархии в средние века.
Иначе выглядит картина источникового обеспечения более позднего времени (XVI-XVII вв.). Расширение источниковой базы как таковой и ее очевидные структурные изменения явились следствием объективного развития феодально-экономических отношений, что, в свою очередь, стало причиной усложнения делопроизводства и документооборота. Все это выразилось в появлении нового рода исторических источников — писцовых и окладных книг - документов делопроизводственного характера.
Хотя к настоящему времени не сохранилось ни одной подлинной писцовой книги Рязанского уезда XVI века, достаточно целостное представление о них можно составить на основе платежных и приправочных книг. Они неплохо изданы. Так, первый выпуск издания Писцовых книг Рязанского края появился в свет на основании постановления Рязанской Ученой Архивной Комиссии от 23 февраля 1896 года. В него вошли платежные и приправочные книги 1594 — 1598 гг. (платежные книги городов Рязани, Пронска, Ряжска, Зарайска и станов Окологородного, Каменского, Пехлецкого, Перевицкого, Ростиславского, Моржевского, Кобыльского, Пониского, Старорязанского; приправочные книги городов Пронска и Переяславля Рязанского, станов Каменского и Около-городного) [6]. В современном варианте переиздания этих источников появились в 1996— 1997 гг., став
доступными сравнительно широкой читательской аудитории.
Очевидно, что платежные книги отражают суть земельно-собственнических отношений церкви XVI — начала XVII вв., поскольку фактически ведут подсчет дворов, несущих тягло в пользу отдельно взятой церкви, либо монастыря. Следует отметить схожий характер информации такого рода документов, как сотные грамоты. Так, например, сотная грамота, данная государем Иваном IV Грозным в 1567 г., определяет земельные владения владыки Рязанского и Муромского: Борисоглебская земля, владычная отчина, двор в Переяславле, иные городские места, села, деревни, починки, селища [7].
Приправочные книги дополняют объем сведений о церкви как о крупнейшем духовном землевладельце XVI — XVII вв. Они несут информацию о церквях, их внутреннем убранстве, имуществе, а также о количестве церковнослужителей и их духовных санах.
Писцовые книги — документ кадастровый, составлявшийся, в первую очередь, в интересах государства с целью максимального увеличения взиманий. По писцовым книгам искали спорные земли, бежавших крестьян, платили земельную подать, взыскивали военные сборы; они являлись основой как государственного бюджета, так и хозяйства крепостной общины. Кроме того, писцовые книги могут служить важным источником по истории международных и межкняжеских отношений: в их состав вошел достаточно весомый пласт русских грамот по истории нескольких княжеств (Новгородского, Тверского, Рязанского). Большинство из них — договорные грамоты и докончания великих князей Рязанских с Московскими, наглядно характеризующие экономические отношения (приобретение земель, установление пошлин), а также поддержание политического союза. Некоторые из документов относятся к внешнеполитической истории, например, грамоты Московского княжеского дома в отношениях с Литвой [8].
Близким по характеру и происхождению к писцовой книге источником является десятня. Фактически, это статистика служилых людей, приписанных по службе к уездному городу. Десятни содержат информацию о праве владения поместьем, об укрывавшихся от службы дворянских детях, о боевой годности служилого человека, его денежном жаловании. В целом, писцовые книги и десятни являются аналогичными и взаимно пополняющими друг друга документами. Они дают достаточно сложную и обширную характеристику средневековой российской церкви, рассматривая ее в качестве крупнейшего феодала, и наглядно отражают земельные и иные материальные интересы духовных корпораций XIV — XVII вв.
Наивысшего могущества Рязанская епархия достигла во второй половине XVII в., что нашло свое отражение в росте экономической силы рязанских владык. Для подсчета их богатств возникла потребность в нового рода документах. Так появились окладные книги — «фискальный документ, исчислявший дворы прихожан каждой из церквей и, в зависимости от количества и качества этих дворов, а также наличия различных угодий, облагавший приходы налогами, шедшими в казну владык» [9]. Следует подчеркнуть значительные размеры охватываемых источником земель. Этот вид источника использовался и по прямому фискальному назначению, и (с XVIII в.) для получения справок о селах и церквах при назначении церковнослужителей на должности.
В настоящее время в Государственном архиве Рязанской области хранится несколько документов,
являющихся копиями с «Окладных книг церквей Рязанской епархии». Очевидно, что копия всех шести дел была снята с «Книг окладных монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненных при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году», хотя в ней допущено несколько неточностей из-за невнимательного переписывания, либо спешки в сравнении с оригиналом. Однако положительным является наличие в копии дополнительных сведений о Касимове, Елатьме, Касимовском уезде, Елатомской десятине, Борисоглебском стане, не сохранившихся в оригинале. В настоящее время окладные книги опубликованы и широко доступны для изучения [10].
Текст окладных книг освещает различные аспекты церковно-монастырской жизни указанного периода, например, многочисленные попытки избежать, либо снизить величину налогообложения; упоминает и другие повинности, зачастую архаичные, но актуальные для некоторых церквей XVII века. Кроме того, указанный вид источника позволяет выделить различия в объеме владений монастырей и церквей (как Переяславля, так и различных уездов); обеспечивает возможность проследить границы Рязанско-Муромской епископии, поскольку перечисление объектов ведется по уездам (Муромский, Касимовский, Воронежский, Тамбовский, Шацкий и другие); а также выявить структуру церковного налогообложения и обозначить ее отдельные единицы: стольный город Переяславль, десятины (например, Перевицкая, Старорязанская и Каменская), города Михайлов, Епи-фань, Зарайск, Пронск и другие со всеми селами и, соответственно, церквями с точным указанием размера налога.
Названные виды исторических источников имели свою историографию. Попытки собрать и обобщить известные письменные памятники по истории Рязанско-Муромской епископии предпринимались исследователями с начала XIX столетия. Многие из них (И. Алякринский, Т. Воздвиженский, И. Добролюбов) на региональном уровне работали с важнейшими документами, не сохранившимися да нашего времени, либо с материалами из фондов монастырей и отдельных церквей Рязанской губернии. Ими были заложены основы изучения истории местной церкви. В середине XIX в. работа с письменными источниками приобрела уже исследовательско-аналитический характер.
В 1843— 1846 гг. во время своего пребывания в Рязани Пискарев А. Н. собрал значительное количество древнерусских документов и составил перечень этих и изданных до него местных грамот и актов. Всего автором было опубликовано 60 исторических документов [11]. Среди них большая часть — жалованные грамоты монастырям, которые могли быть оформлены и на имена их игуменов.
Значимой в вопросе собирания и частичной публикации письменных источников по обозначенной тематике является деятельность Рязанской ученой архивной комиссии. Ее «Труды», публикуемые ежегодно в конце XIX — начале XX столетий и фактически являющиеся отчетом об исследовании всей совокупности рязанских древностей, открывают важнейшую информацию и по истории епархии. Так, например, Труды РУАК за 1887 г. содержат материал из архива Солотчинского монастыря [12]; в Трудах от 1890 г. помещены «Дополнительные о Рязанской епархии сведения» Иеронима Алякринского [13], дающие краткий, но содержательный очерк по истории становления Рязанско-Муромской епископии начиная с XII века.
Схожий, но значительно менее содержательный материал давали рязанские «Епархиальные ведомости»: в течение 1892 г. на их страницах публиковались «Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Рязанской епархии» [14] — важнейший источник, работу с которым начал еще И. Добролюбов.
Помимо узконаправленных региональных работ появились и первые обобщающие труды по истории русской церкви. Здесь следует указать работы митрополита Московского и Коломенского Макария «История Русской церкви» [15] и Е. Голубинского «История Русской церкви» [16], куда вошли некоторые важные наблюдения по интересующим нас вопросам. Эти и немногочисленные другие исследования имеют серьезную источниковедческую основу и отличаются привлечением широкого круга материалов.
В настоящее время также возобновлена работа с ранее не известными и не опубликованными материалами. Начало собирания и частичной публикации письменных источников по истории Рязанских земель XIV — XVII вв. дает возможность поставить заново ряд важных научных проблем, ждущих своего исследования.
Библиографический список
1. См., напр.: Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в. — М. : Наука, 1965. — 286 с.; Клосс Б.М. Избранные труды. Т.2. — М. : Языки русской культуры, 2001. — 488 с.
2. Монгайт А.Л. Рязанская земля. — М. : Академия наук СССР, 1961. - С. 7-8.
3. Пискарев А.Н. Древние грамоты и акты Рязанского края. — СПб, 1854. — С.31.
4. Азовцев А.В. Подлинные окладные книги Рязанской епархии 1676 г. // Третьи Яхонтовские чтения. — Рязань: РИАМЗ, 2005. — 592 с.
5. См. подробнее: Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. Репринтное издание. — Рязань, 1990. — С. 177.
6. Писцовые книги Рязанского края XVI в. Т.1, вып. 1. — Рязань: Русское слово, 1996. — 664 с.
7. Там же. С. 167.
8. Писцовые книги Рязанского края XVI—XVII вв. Т. 1, вып. 2. — Рязань: Русское слово, 1997. — 598 с.
9. Азовцев А.В. Указ. соч. С. 67-68.
10. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году. Книги 1 — 2. — Рязань: Александрия, 2004. — 929 с.
11. Пискарев А.Н. Указ. соч.
12. Труды РУАК за 1887 г. Т. II. № 1—8. — Рязань : Рязанская губернская типография, 1888. — 200 с.
13. Труды РУАК за 1890 г. Т. V. — Рязань : Рязанская губернская типография, 1891. — 204 с.
14. Рязанские Епархиальные ведомости. 1892 г. — № 1 — 4, 7 — 15. — Рязань: типография Рязанского губернского правления, 1892. — 1014 с.
15. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. — М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. — 407 с.
16. Голубинский Е. История русской церкви. Т. I (первый полутом). — М., 1881.
ГОЛОВИНА Наталья Владимировна, аспирантка кафедры средневековой и новой истории Отечества.
Статья поступила в редакцию 25.11.2008 г.
© Н. В. Головина
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ