Научная статья на тему 'Исторические и политико-правовые истоки противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией'

Исторические и политико-правовые истоки противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
759
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / АБХАЗИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПОЛИТИКА / ГЕНОЦИД / СУВЕРЕНИТЕТ / СЕПАРАТИЗМ / ДОГОВОР / ДЕМОКРАТИЯ / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / GEORGIA / SOUTH OSSETIA / ABKHAZIA / THE RUSSIAN FEDERATION / POLICY / GENOCIDE / SOVEREIGNTY / SEPARATISM / TREATY / DEMOCRACY / SOVIET RUSSIA / REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзидзоев В. Д.

В статье предпринята попытка объективного анализа противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией после распада СССР и бывшей Грузинской ССР. Автор изучил не только исторические факты, но и политико-правовые документы Грузии, Южной Осетии и Абхазии, принятые высшими законодательными органами этих республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL, POLITICAL AND LAW SOURCES OF OPPOSITION BETWEEN GEORGIA AND SOUTH OSSETIA, ABKHAZIA

Objective analysis of the opposition between Georgia and South Ossetia, Abkhazia after the disintegration of the former Georgian Soviet Socialist Republic is given in the article. Not only historical facts but political and legal documents adopted by high legislative organs of Georgia, South Ossetia and Abkhazia have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Исторические и политико-правовые истоки противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией»

В.Д. Дзидзоев

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИСТОКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ГРУЗИИ С ЮЖНОЙ ОСЕТИЕЙ И АБХАЗИЕЙ

В статье предпринята попытка объективного анализа противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией после распада СССР и бывшей Грузинской ССР. Автор изучил не только исторические факты, но и политико-правовые документы Грузии, Южной Осетии и Абхазии, принятые высшими законодательными органами этих республик.

Ключевые слова: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Российская Федерация, политика, геноцид, суверенитет, сепаратизм, договор, демократия, советская Россия, постановление.

К концу 80-х годов XX в. в СССР в силу многих обстоятельств обострились зревшие десятилетиями этнополитические проблемы. В Грузинской ССР назрел кризис межнациональных отношений. К их причинам следует, на наш взгляд, отнести грузинский шовинизм, пропаганду «величия» грузинской нации и ее «превосходство» над осетинами, абхазами, армянами, азербайджанцами и другими народами*. Заметим, что некоторые из них, например, южные осетины и абхазы, в 20-30-е годы оказались по волюнтаристскому решению партийно-советских властей в составе «территориально-целостной» Грузинской ССР. Здесь уместно напомнить, что бывшая Советская Союзная Республика Абхазия десять лет имела с Грузинской ССР равноправные и договорные отношения, что не устраивало амбициозных руководителей из Тбилиси. При поддержке партийно-советских руководителей СССР грузинской национальности (Сталина, Орджоникидзе, Енукидзе и др.) политическое руководство Грузинской ССР добилось понижения статуса национальной государственности абхазского народа и включения в 1931 году Абхазской АССР в состав «территориально-целостной» Грузинской ССР. Это было не просто нарушением политических прав абхазского народа, вопреки желанию которого его включили в состав Грузинской ССР. В данный политический акт, направленный против интересов абхазского народа, на наш взгляд, является образцом политико-правового абсурда. Удивительно и то, что во всех советских исторических справочниках, энциклопедиях понижение статуса государственности абхазского народа рассматривается как «пожелание абхазского народа». На самом деле абхазский народ уже тогда понял, что никаких братских отношений с грузинским народом, особенно с его политической элитой, не было и быть не может. Он уже тогда испытал на себе имперские «объятия» политического руководства Грузинской ССР [1; 2; 3; 4]. Таким образом, обостренный, долгосрочный и опасный характер имели грузино-осетинские и грузино-абхазские отношения, что получило свое освещение в историографии Кавказа [5; 6, с. 57-136; 7; 8, с. 20-29]. Следует обратить особое внимание на то, что за весь советский период южные осетины и абхазы проявляли аргументированное недовольство шовинистической политикой грузинских властей, которые старались держать на вторых, а то и на третьих ролях южных осетин и абхазов. В Цхинвале и Сухуми всячески боролись против грузинского диктата, добиваясь политико-правового равноправия в межнациональных отношениях. В конце 80-х годов ХХ в., когда перестройка стала набирать обороты, в Южной Осетии и Абхазии решили начать национально-освободительную борьбу. К этому времени сформировалось мощное сепаратистское движение в Грузинской ССР, целью

которого было ее отделение от СССР. В 1989-1991 годы (до распада СССР) Верховный Совет Грузинской ССР принял важнейшие решения, отменявшие законы советской Грузии после февраля 1921 года*. Среди отмененных законодательных актов следует отметить Договор от 30 декабря 1922 года «Об образовании СССР». Так, в Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР о гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии от 9 марта 1990 года подчеркивалось: «Президент СССР не должен быть гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, ибо эту обязанность должен исполнять глава соответствующего суверенного государства - союзной республики» [9, с. 25]. Следует обратить внимание на то, что Верховный Совет Грузинской ССР уже тогда позаботился о политико-правовой основе выхода из состава СССР. Апологеты «территориальной целостности» бывшей Грузинской ССР, ратовавшие за выход из состава СССР и фактически занимавшиеся сепаратистской деятельностью, забыли о собственных и достаточно крепких сепаратистских корнях.

Возвращаясь к анализу Постановления Верховного Совета Грузинской ССР о гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии, необходимо подчеркнуть его антисоветский и антироссийский характер. Так, в документе отмечается, что «поскольку союзные республики являются суверенными государствами, контроль за регулированием отношений между ними может возлагаться только на орган, состоящий из представителей этих республик как государств» [9].

9 марта 1990 года, за полтора года до распада СССР, политическое руководство Грузинской ССР четко определило для себя политико-правовые основы выхода из СССР. Тогда политическое руководство Грузинской ССР всерьез не задумывалось о том, что столь апробированный метод выхода из состава СССР так же будет успешно применен Южной Осетией и Абхазией для выхода из состава Грузинской ССР.

В указанном Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР подчеркивалось, что высший законодательный орган Грузинской ССР «считает представленный законопроект

об учреждении поста Президента СССР неприемлемым, а участие депутатов от Грузии в его принятии недопустимым» [9]. Следует обратить особое внимание на то, что в большинстве важнейших постановлений и законов, принятых Верховным Советом Грузинской ССР в 1989-1991 годы, как правило, советская Россия и в целом Советский Союз упоминаются как «агрессоры», «оккупанты», в лучшем случае - «недружественные» государства, которые лишь мешали строительству свободной, суверенной,

демократической Грузии. Так, в Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР о гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии закреплено, что «ввод войск советской России в Грузию в феврале 1921 года и занятие всей ее территории являлись с правовой точки зрения военным вмешательством (интервенцией) и оккупацией с целью свержения существующего политического строя, а с политической точки зрения -фактической аннексией; осуждая оккупацию и фактическую аннексию Грузии советской Россией как международное преступление, стремится к аннулированию последствий нарушения Договора от 7 мая 1920 года для Грузии и к восстановлению прав Грузии, признанных Россией этим Договором» [9, с. 25-26]. Здесь нетрудно заметить

одностороннюю интерпретацию прав Грузии, ее суверенитета и многолетних взаимоотношений с советской Россией. Сепаратизм высшего руководства Грузинской ССР проявился в том, что Верховный Совет республики объявил «незаконными и недействительными Союзный рабоче-крестьянский договор между Грузинской ССР и РСФСР от 21 мая 1921 г. и Договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья от 12 марта 1922 г.».

В Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР о внесении дополнений в Постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта 1990 года о гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии (20 июня 1990 г.) подчеркивалась необходимость следующих дополнений: «Отмечая, что установленная в Грузии в результате интервенции и оккупации власть - сначала невыборная власть

(революционные комитеты), а затем - ограниченные, строившиеся на узкоклассовых началах Советы - не выражала подлинного, свободного волеизъявления грузинского народа, Верховный Совет Грузинской ССР объявляет незаконными и недействительными все акты, упразднявшие политические и другие институты Демократической Республики Грузия и заменявшие их политическими и правовыми учреждениями, опирающимися на внешнюю силу (решение так называемого Ревкома Грузии от 16 и 26 февраля, 24 марта 1921 года и др.)». Данное Постановление обязывало начать переговоры между Грузинской ССР и РСФСР «с целью установления принципиально новых отношений, присущих суверенным государствам, в основу чего должны быть положены признание факта грубого нарушения правительством РСФСР в феврале-марте 1921 года Договора, заключенного с Демократической Республикой Грузия 7 мая 1920 года, и соответствующая оценка его политических и правовых последствий Верховным Советом РСФСР». Данное Постановление, как и многие другие, не учитывало ряд объективных факторов, определяющих взаимоотношения советской России и Грузии. Оно попросту проигнорировало законные интересы Южной Осетии и Абхазии, в то же время содержало достаточно много демагогических рассуждений. Так, в нем подчеркивается: «Верховный Совет Грузинской ССР, глубоко сознавая огромную ответственность перед грузинским народом, возлагаемую на него, на каждого его члена на решающем для Грузии историческом этапе, призывает грузинский народ, всех людей, проживающих в Грузии, совместными усилиями добиваться заветной цели - восстановления государственной независимости Грузии». Следует обратить внимание на политические акценты и терминологию, содержащиеся в тексте Постановления, где странным образом обходятся такие очевидные факты, как многонациональность и серьезные этнополитические и правовые проблемы в Грузинской ССР, существование здесь автономий (Аджария, Абхазия и Южная Осетия), коренные народы которых считали себя не «гостями» на грузинской земле, а полноправными хозяевами и вершителями судеб аджарского, абхазского и юго-осетинского народов.

Анализ постановления Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1990 года убеждает в том, что высшая политическая власть союзной республики преднамеренно и целенаправленно навязывала руководству Советского государства жесткое политикоправовое противостояние. В связи с этим нетрудно заметить ультимативный тон Постановления высшего законодательного органа союзной республики в отношении союзного центра. Другими словами, Постановление обязывало действительно суверенную державу признать факт «грубого нарушения» Москвой статей Договора с Грузией от

7 мая 1920 года. Анализ фактов убеждает в том, что под «грубым нарушением» статей Договора подразумевается свержение меньшевистской тоталитарной власти в Грузии, организовавшей геноцид южных осетин и абхазов в 1920 года. Современные грузинские политики под нарушением Договора от 7 мая 1920 года подразумевают установление советской власти в феврале 1921 года в Грузии, забывая о том, что влиятельные грузинские большевики - Сталин, Орджоникидзе, Енукидзе, Орахелашвили, Цхакая, Элиава и др. - участвовали в установлении советской власти и в ряде других странах. Понимая закономерности и традиции революционной борьбы за власть, отметим, что в этом ничего удивительного нет. Данный вопрос требует специального исследования. Тем не менее уместно напомнить современным грузинским «реформаторам», многим ученым о том, что советская Россия почему-то не установила советскую власть, например, в Турции, Франции или в какой-либо другой стране, где не было объективных предпосылок для социалистической революции, в отличие от меньшевистской Грузии. Их создавали не только грузинские большевики, но и широкая общественность Грузии, испытывавшая по вине правящей партии огромные трудности и лишения.

Многие решения Верховного Совета Грузинской ССР, на наш взгляд, следует рассматривать как мощный импульс грузинского сепаратизма, ощутимый удар по единству и «территориальной целостности» бывшего Советского Союза. В Тбилиси

понимали, что отмена законодательных актов, принятых Грузией за весь советский период, означала, по существу, односторонний выход Грузинской ССР из состава Советского Союза.

В постановлении Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 26 августа 1990 года сурово осуждалась Декларация о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики. Парламент союзной республики полагал, что Декларацию о государственном суверенитете может принимать только Грузия так же, как и правом нации на самоопределение, вплоть до отделения и образования нового независимого государства, может воспользоваться только грузинский народ. Почему этим неотъемлемым правом в конце 1980-х - начале 1990-х годов не могли воспользоваться южные осетины и абхазы, до сих пор остается непонятным для политического руководства Грузии. Возвращаясь к постановлению Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, необходимо подчеркнуть, что данный документ, искажавший исторические факты и сформировавшуюся политико-правовую реальность в регионе, требовал, во-первых, объявить Декларацию и постановление Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 года недействительными и не имеющими юридической силы, во-вторых, образованной постановлением Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 26 июля 1990 года Комиссии по изучению вопросов, поднимаемых в Абхазской АССР в связи с правовыми гарантиями государственности автономной республики, подготовить в кратчайшие сроки с участием ученых, представителей общественности предложения для рассмотрения Президиумом Верховного Совета республики.

Примерно так же акценты расставил высший законодательный орган Грузинской ССР в своем постановлении от 21 сентября 1990 года относительно решения Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области от 20 сентября 1990 года. В документе, в частности, сказано: «Рассмотрев вопрос о принятии Советом народных депутатов ЮгоОсетинской автономной области решения о суверенитете и статусе Южной Осетии, Президиум Верховного Совета Грузинской ССР считает, что вышеуказанное решение с правовой точки зрения является безосновательной попыткой изменить национальногосударственное и административно-территориальное устройство Грузии, посягнуть на суверенитет республики, механически уравнять права автономных формирований и представляет собой нарушение Конституции Грузинской ССР» [9, с. 28].

Отметим, что в постсоветский период грузинские ученые, политики, общественные и государственные деятели продолжают критиковать власти Южной Осетии и Абхазии за их сепаратистскую деятельность, направленную против «территориальной целостности» Грузии. Как в начале 90-х годов ХХ в., так и в настоящее время, в Тбилиси «территориальная целостность» Грузии - актуальный вопрос. При этом грузинские политики «забывают» о том, что Абхазия и Южная Осетия никогда добровольно не входили в состав так называемой «территориально-целостной» Грузии.

Следует подчеркнуть, что решение Верховного Совета Грузинской ССР о выходе Грузии в одностороннем порядке из состава СССР поставило Южную Осетию и Абхазию вне политико-правового пространства Грузии. Во-первых, потому, что сами власти Грузии отменили Декрет об образовании Юго-Осетинской автономной области (1922), по которому Южная Осетия юридически входила в состав Грузинской ССР. Во-вторых, народ Южной Осетии и его политическое руководство справедливо считали и считают, что право нации на самоопределение, вплоть до отделения и образования независимого государства, распространяется не только на грузин, но и на осетин, абхазов и другие народы.

Литература

1. Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми, 1990.

2. Лакоба С.З. История Абхазии: Учеб. пособие. Гудаута, 1993.

3. Лакоба С.З. Историография и война, или К вопросу происхождения абхазов (теории, гипотезы, мифы) // Бюллетень Общества исследований истории России (Токийский университет). 2000. № 40.

4. Марыхуба (Мархолиа). Об абхазах и Абхазии. Сухум, 1993.

5. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ, 2000.

6. Дзидзоев В.Д. Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа // Кавказоведение: опыт исследований: Материалы Международной научной конференции (13-14 октября 2005 г.). Владикавказ, 2006.

7. Лакоба С.З., Шамба С.С. Кто же такие абхазы? // Советская Абхазия. 1989. 8 июля.

8. Обращение представителей абхазской интеллигенции в органы власти СССР (1977 год) // Абхазский узел: Документы и материалы по этническим конфликтам в Абхазии / Под ред. М.Ю. Чумалова. М., 1995.

9. Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: Документы 1989-2006 гг. (Приложение к «Кавказскому сборнику». Вып. 1). М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.