дента к подобным ситуациям в ходе обучения в вузе, то в дальнейшей профессиональной деятельности, ему не обойтись без серьезных психологических травм и материальных потерь [5, с. 119 - 120].
Таким образом, средствами компьютерной графики можно успешно решать задачи развития креативной составляющей обучения в системе высшего образования по направлению подготовки декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Библиографический список
1. Хворостов Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды»). Диссертация доктора педагогических наук. Орел, 2007.
2. Серов П.Е. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебно-творческой деятельности студентов художественных вузов: учебные справочно-информационные материалы. Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2016.
3. Александрова Н.М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и науч.-пед. работников проф. образования. Санкт-Петербург: Любавич, 2010.
4. Федюшкина И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. Москва: Профиздат, 1996.
5. Хворостов Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды»). Диссертация ... доктора педагогических наук. Орел, 2007.
References
1. Hvorostov D.A. Sistema professional'noj podgotovki studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov k proektnoj deyatel'nosti na baze komp'yuternyh tehnologij (dlya napravleniya podgotovki «Iskusstvo inter'era» i «Dizajn sredy»). Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 2007.
2. Serov P.E. Sovremennye informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v uchebno-tvorcheskoj deyatel'nosti studentov hudozhestvennyh vuzov: uchebnye spravochno-informacionnye materialy. Sankt-Peterburg: VShNI (i), 2016.
3. Aleksandrova N.M. Professional'naya pedagogika: metodologiya i teoriya obucheniya: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenij i nauch.-ped. rabotnikov prof. obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010.
4. Fedyushkina I.S. Vyshivka: Otprostogo shva k slozhnomu uzoru. Moskva: Profizdat, 1996.
5. Hvorostov D.A. Sistema professional'noj podgotovki studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov k proektnoj deyatel'nosti na baze komp'yuternyh tehnologij (dlya napravleniya podgotovki «Iskusstvo inter'era» i «Dizajn sredy»). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 2007.
Статья поступила в редакцию 06.06.17
УДК 378
Lebedev S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts (Institute), (Saint
Petersburg, Russia), E-mail: servicleb@list.ru
HISTORICAL FORMS OF ORGANIZATION OF MASTERS' TRAINING OF RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS. The article discusses the distinctive features of economic and institutional peculiarities of the Russian folk traditional art, which is an integral part of artistic culture. Works of traditional art reflect artistic traditions of the nation, worldview, world perception and artistic experience of the people, preserve historical memory. The distinctive features of folk arts and crafts are such characteristic tradition, collectivity, manual labor, working with natural materials. Russian folk art that emerges in ancient times, developes in the period of industrial development of Russia. In the 21st century, the traditional art acquires its special new features.
Key words: traditional crafts, arts and crafts, cottage industry, education of future artists.
С.В. Лебедев, доктор пед. наук, зав. каф. философии Высшей школы народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: servicleb@list.ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
В статье рассматриваются отличительные черты хозяйственной и организационной особенностям русского народного традиционного искусства, которое является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения традиционного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Отличительными свойствами народных художественных промыслов являются такие характерные черты, как традиционность, коллективность, ручной труд, работа с природным материалом. Русское народное искусство, сложившееся в незапамятные времена, развивалось и в период индустриального развития России. В 2l веке традиционное искусство приобретает свои особенные новые черты.
Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, художественные ремесла, кустарная промышленность, образование будущих художников.
Народное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство опирается на художественные традиции этноса [1, с. 27-30; 2, с. 8], и поэтому будет справедливым называть его также и традиционным. В основном народное искусство является частью декоративно-прикладного искусства. Произведения традиционного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Отличительными свойствами народных художественных промыслов являются такие характерные черты, как традиционность, коллективность, ручной труд, работа с природным материалом. По словам президента Высшей школы народных искусств (института) академика В.Ф. Максимович, «основой и сущностью каждого вида традиционно-прикладного искусства является ручной труд и вытекающие из этого условия творческого успеха: со-
средоточенное внимание, усидчивость, напряжение, выдержка, увлечение делом, желание и умение исправлять испорченное, неверно выполненное; поиск исторической и теоретической основы или базы многовекового художественного наследия; усталость и радость увиденного, выполненного собственного труда, а главное, чтобы после всего этого было желание вновь заняться именно этим и ничем другим» [3, с. 9].
Характерной чертой русского народного традиционного искусства является также его, если можно так выразиться, хозяйственная многоукладность и организационная сложность. Любое производство материальных объектов, в том числе и художественных, предполагает определенную организацию этого производства. В прикладном искусстве на протяжении всей ее истории можно выделить три формы производства: ремесло, кустарные промыслы и художественную промышленность. Между
этими тремя формами нет (и вряд ли возможно когда-нибудь появится) жесткой границы, они все плавно переходят друг в друга, и сосуществуют вместе. При этом каждая из существующих форм производства отличается своей системой подготовки кадров.
Художественное ремесло - мелкое индивидуальное ручное производство, организованное на основе личного мастерства с применением простых орудий труда. Художественный промысел - способ социально-экономической организации ремесла [4, с. 115117]. Характерной особенностью традиционного прикладного искусства является его коллективный характер. По мнению М.А. Некрасовой, «каждый народ несет свою культуру поэтически образных и ремесленных традиций. Передаваясь из поколения в поколение как результат коллективного творчества, эти традиции приобретают устойчивые выразительно-эмоциональные структуры, которые проходят сквозь века. С традицией в народном искусстве передается не только мастерство, но и художественные принципы, претворяемые каждым временем по-своему и несущие свой национальный характер» [5, с. 21, 136]. Обучение ремесленников шло по многовековой традиции - от отца к сыну (или от мастера к подмастерью).
Противоположным от труда ремесленника-одиночки является художественная промышленность. Хотя среди художников бытует мнение, что искусство кончается там, где начинается завод, все же продукция этой промышленности - художественные изделия, и, следовательно, искусство без этой отрасли представить себе невозможно.
В России начинается развитие художественной промышленности (художественная обработка оружия, стекольное и ювелирное производство) с XVII века. В это столетие были созданы кремлевские дворцовые мастерские Золотая и Серебряная палаты и государственная сокровищница - Оружейная палата. После петровских преобразований интенсивно развивалось производство новых художественных изделий: фарфора (Императорский фарфоровый завод в Петербурге), камнерезных изделий (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале и Алтае) и др.
Индустриальная революция привела к тому, что промышленные методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли ремесел, в том числе и художественных. В большинстве западных стран художественное ремесленное производство постепенно вообще исчезло как таковое. В России художественная промышленность в основном относилась к кустарным промыслам, выпускавших наибольшее число художественных изделий массового спроса. Кроме того, многие крупные художественно-промышленные предприятия, в основном принадлежащие казне, широко привлекали при мелкосерийном производстве труд надомников или индивидуальных мастеров, работающих по договору.
После революции 1917 года художественные изделия испытывали значительное воздействие со стороны новых художественных, а также псевдохудожественных направлений. Лишь с конца 30-х гг., особенно после победы 1945 года, художественная промышленность СССР действительно стала развиваться с учетом русских национальных художественных традиций.
Национализация художественных промыслов и принудительное кооперирование художников нанесло огромный ущерб художественной промышленности России, но все же она не была уничтожена. Более того, постепенно получили развитие многие новые виды художественной промышленности - производство художественного стекла, художественных изделий из металла, ювелирного производства, произошло возрождение искусства мозаики, и др. Строительство высотных домов, станций метрополитена и других сооружений в стиле «сталинского ампира» способствовало росту художественной промышленности СССР
К концу советской эпохи среди важнейших предприятий отечественной художественной промышленности находились такие пользующиеся мировой известностью предприятия, как: фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевской хрустальный завод, Дятьковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла, Люберецкий ковровый комбинат, Красносельская ювелирная фабрика, Колыванский камнерезный завод имени И.И. Ползуно-ва, Екатеринбургский завод «Русские самоцветы», Петергофская ювелирная фабрика, Златоустовская оружейная фабрика и ряд других предприятий.
Обучение будущих инженеров-художников было таким же, как и подготовка кадров для всех видов промышленности - че-
рез систему средних и высших технических училищ и институтов.
Но когда речь идет о художественных ремеслах, достаточно часто происходит переплетение этих форм. В России традиционное прикладное искусство имело ту особенность, что в немалой степени представляло собой художественную часть кустарных промыслов.
Кустарные промыслы (кустарная промышленность) - название мелкотоварного производства в России. В настоящее время сами понятия «кустарь» и «кустарная промышленность» считаются устаревшим, хотя социально-хозяйственные и культурные условия кустарного производства во многом остаются прежними. От ремесла кустарный промысел отличается массовостью - работает не один мастер, а целое село, а то и целые уезды. Именно поэтому в названии промыслов всегда конкретно указывается название места, где живут и работают кустари - палехская миниатюра, ростовская финифть, вологодское кружево, тульские самовары, и т. д. Мастера при этом объединены в артель. Надомный характер производства, мелкосерийность выпускаемой продукции, отличают кустарные промыслы от индустриального производства.
Кустарная промышленность за всю многовековую историю проявляла себя как особая русская форма организации хозяйства, в основе производства которого лежали в первую очередь этические, а лишь затем экономические мотивы. Мировой опыт развития хозяйства показывает, что нравственное содержание сохраняют, прежде всего, экономические формы, опирающиеся на исторические национальные традиции. Каждый качественный скачок в достижении новой ступени развития достигался в Японии [6], (а также в Южной Корее, Тайване, Сингапуре) на основе обновления традиций.
Кустарные промыслы сложились еще в эпоху расселения славянских земледельцев по Восточно-Европейской равнине. В условиях постоянной потребности земледельческого хозяйства в ремесленных изделиях, а возникающие города, монастыри и государственные структуры - в достаточно массовом производстве оружия, не могло не сложиться ремесленное производство особого рода, отличающееся от традиционного ремесла. В малоплодородных регионах России ремесла стали весьма существенным подспорьем в крестьянской жизни. Не случайно уровень кустарного производства был несравненно выше на Русском Севере, в Подмосковном регионе, в селах, городах и монастырях, стоящих на крупных торговых путях, чем в «чисто» земледельческих районах [7, с. 44 - 78].
Западная экономическая наука исходила из того, что кустарное производство - свидетельство экономической отсталости и непременно исчезнет под натиском «прогресса», под которым понималось развитие крупной машинной индустрии. Кустари же должны будут полностью разориться и влиться в ряды пролетариата. Развитие крупной фабрично-заводской промышленности в XIX - начале XX вв., вопреки мнениям экономистов, во многом только способствовало подъему кустарной промышленности. И фабрика, и кустари вполне дополняли друг друга. Кустари могли выпускать эксклюзивную продукцию по индивидуальному заказу, что было нерентабельно для больших фабрик, кустарные изделия, сделанные вручную, все равно превосходили по качеству фабричные изделия.
Кустарные промыслы, изделия которых требовали к себе индивидуального подхода и не терпели шаблонности в исполнении (а ведь к таковым относятся практически все художественные ремесла), оказались в выигрышном положении. Их процветание зависело от мастерства и искусности производителя. Предприятия этих отраслей не боялись конкуренции со стороны массового фабричного производства. Товары этого профиля всегда имели стабильный внутренний рынок и успешно экспортировались.
Число занятых в кустарной промышленности России в начале XX века достигало 8-10 миллионов человек [7, с. 8]. В общепромышленном производстве России на долю кустарно-промыслового сектора приходилось до 1/3 объема валового продукта.
Как же готовили кустари себе смену? Как выглядело обучение будущих мастеров художественных ремесел? В обучении также происходило перетекание различных организационных форм. На рубеже XIX - XX веков возникает система профессионального обучения кустарей. Если ранее обучение шло от отца к сыну, то теперь стали создаваться ремесленные училища. Всего к концу XIX века в России насчитывалось около 30 ремесленных училищ. Их открывали государство, земства, частные лица. Так, в 1883 г. в Петербурге открылась Мариинская практическая шко-
ла кружевниц. Только за первые шесть лет работы она выпустила более 30 подготовленных мастериц из разных населенных пунктов страны. Всего же за 30 лет существования (1883-1913) было принято 233 человека, что, совместно с числом пансионерок, составило 939 человек, пользовавшихся в школе обучением, учебными пособиями, материалами, принадлежностями и орудиями работы [8]. Но если Мариинская школа существовала на государственные средства, то большинство образовательных учреждений, готовивших будущих мастеров художественных промыслов финансировались местными земствами и частными благотворителями. Как правило, основатели и руководители школ художественных ремесел сами занимались их финансированием. Так, Кукарская школа кружевниц на рубеже XIX-XX веков была создана по распоряжению Губернской земской управы Анастасией Григорьевной Афанасьевой, женой местного земского врача в слободе Кукарка, которая руководила школой на протяжении 10 лет (1894-1904), вкладывая в ее развития собственные средства.
По инициативе художника, выпускника Академии Художеств Н.Н. Харламова было открыто художественное учебное заведение в Холуе. С 1892 года Харламов начинает работать в древнем иконописном селе Холуе, где занимает место руководителя и преподавателя Холуйской иконописной школы. Николай Николаевич активно взялся за совершенствование всего учебного процесса. Значительно расширился план занятий. В школе начали преподавать перспективу, анатомию, иконографию. Развитию способствовала и помощь, которую оказывала Академия Художеств. Вице-президент Академии граф Иван Иванович Толстой стал почётным попечителем школы. Из Санкт-Петербурга неоднократно присылались наглядные пособия, литература, гипсовые скульптуры. Дополнительные денежные средства помогли построить и оборудовать мастерские. Работы учащихся Холуйской школы в 1896 году с успехом экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Таким образом, учебные заведения, в которых шло обучение будущих художников, относились и к государственным заведениям, и к частным, и к земским, и к церковным. Но чаще всего, как видим, было переплетение форм собственности.
Первая мировая и гражданская войны, ударившие, прежде всего, по сложным экономическим структурам, привели к заметному возрастанию роли кустарного сектора в общепромышленном производстве страны (до 40% и более в 1923 - 24 годах). Многие оставшиеся без работы иконописцы в Палехе вошли в созданную в 1924 году художественную артель [9]. Такие же артели возникли почти во всех художественных промыслах.
В начале 1930-х гг. кустари были кооперированы в промысловую кооперацию. Даже в условиях индустриализации советские лидеры сохраняли кустарные промыслы (обычно объединяемые с промысловой кооперацией) в качестве одного из секторов экономики. Благодаря государственной поддержке в Советский период истории получил развитие не только некоторые старые художественные промыслы, но и развились некоторые новые. Практически все художники традиционного прикладного искусства были членами художественных артелей.
В конце 50-х гг. при Хрущеве художественные артели, как и вся промышленная кооперация, были ликвидированы. Для народных промыслов это было серьезным ударом. Огосударствление народных промыслов привело к тому, что теперь они должны были выпускать свою продукцию согласно плановым показателям, установленных чиновниками, большинство из которых совершенно не разбирались в искусстве.
Библиографический список
За 60 - 80-е гг. XX века понятие «кустарная промышленность» и «кустарь» практически исчезли. После распада СССР, в условиях всеобъемлющего кризиса, произошло определенное возрождение кустарной промышленности (без употребления этого термина). Многие художественные артели и предприятия фактически превратились в кустарей.
Распад страны и «рыночные реформы» 90-х гг. тяжело отразились на художественной промышленности. Некоторые предприятия художественной промышленности разорились и закрылись, лишь некоторые оказались востребованы и даже стали процветать. Большинство же предприятий художественной промышленности с неимоверными трудностями все же сумели сохранить и обновить свое производство художественных изделий.
В начале XXI века в русском искусстве появились новые художники и мастера, а в руководстве некоторых промышленных предприятий оказались молодые и нестандартно мыслящие руководители. Развитие системы образования будущих художников традиционного прикладного искусства в современной России позволяет надеяться на то, что художественная промышленность России еще неоднократно покорит мир своими достижениями. Появление новых материалов, например, не существовавших ранее видов текстиля и новых видов красителей дает уникальные возможности в области росписи тканей. Развитие 3д технологии дает новые возможности в ювелирной промышленности, когда мастер с помощью компьютера может представить объемное изображение будущего изделия. Даже в таких истинно традиционных видах искусства, существовавших со времен палеолита, как керамика и резьба по кости, внедрение новых инструментов дает новые возможности в развитии этих видов творчества. Развитие технологий вносит свои новшества и в организацию традиционного прикладного искусства. Помимо индивидуально работающих мастеров фактически в новых условиях возродились художественные кустарные промыслы (при полном забвении слова «кустарь»). Наконец, и художественная промышленность приобретает новые черты. Вновь возникает многоукладность (на совершенно ином уровне, чем столетие назад) художественного производства. Соответственно, возникают и новые формы учебных заведений, готовящих художников традиционного прикладного искусства.
Для того чтобы национальное искусство не сводилось только к реставрации старых техник и изделий, художникам необходимо высшее образование. Тысячи лет в основу традиционного искусства ложился практический опыт мастеров, основанный на примерах предков. Но в наше время художник, желающий создавать шедевры, должен владеть всем художественным опытом человечества и особенно своего народа. Немалым подспорьем для дальнейшего развития русских художественных промыслов стало открытие в 2003 году в Санкт-Петербурге Высшей школы народных искусств - государственного высшего образовательного учреждения. Вологодские кружевницы, холмогорские косторезы, мастерские и холуйские миниатюристы, и представители других народных искусств, получающие высшее образование в Высшей школе народных искусств, несомненно, еще поразят мир своими художественными достижениями. Таким образом, в настоящее время возрождается многоукладность в русском традиционном искусстве при новых формах обучения будущих мастеров, в которых главную роль играет Высшая школа народных искусств. Именно это должны учитывать художники, преподаватели образовательных учреждений и организаторы образовательной деятельности в России.
Все это позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы развития традиционного прикладного искусства в России.
1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. Москва: Искусство, 1977.
2. Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Ленинград, 1971.
3. Максимович В.Ф. Народное искусство России - это национальный факт. Традиционное прикладное искусство и образование: материалы XIV Международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. Москва: ИТПИ, 2008.
4. Мамонтова Н.Н. Особенности развития народных ремесел и промыслов России XVIII - начала XX. Народное искусство России: традиция и стиль. Труды ГИМа. Москва, 1995; Вып. 86.
5. Некрасова М.А. Проблемы народного искусства. Москва: Изобразительное искусство, 1982.
6. Молодяков В.Э. Консервативная революция в Японии: идеология и политика. Москва, 1999.
7. Воронцов В.П. Очерки кустарной промышленности в России. Санкт-Петербург, 1886.
8. Краткий очерк деятельности, состоящей под Августейшим покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Мариинской практической школы кружевниц 1883-1913 гг. Available at: http://www.booksite.ru/ fulltext/mari/inka/
9. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. Москва-Ленинград: Academia, 1934.
References
1. Vasilenko V.M. Russkoe prikladnoe iskusstvo. Istokii stanovlenie. Moskva: Iskusstvo, 1977.
2. Rybakov B. A. Russkoe prikladnoe iskusstvo X-XIII vekov. Leningrad, 1971.
3. Maksimovich V.F. Narodnoe iskusstvo Rossii - 'eto nacional'nyj fakt. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: materialy XIV Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, dekabr' 2008 g. Moskva: ITPI, 2008.
4. Mamontova N.N. Osobennosti razvitiya narodnyh remesel i promyslov Rossii XVIII - nachala XX. Narodnoe iskusstvo Rossii: tradiciya istil'. Trudy GIMa. Moskva, 1995; Vyp. 86.
5. Nekrasova M.A. Problemy narodnogo iskusstva. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1982.
6. Molodyakov V.'E. Konservativnaya revolyuciya v Yaponii: ideologiya ipolitika. Moskva, 1999.
7. Voroncov V.P. Ocherki kustarnojpromyshlennosti vRossii. Sankt-Peterburg, 1886.
8. Kratkij ocherk deyatel'nosti, sostoyaschej pod Avgustejshim pokrovitel'stvom Ee Imperatorskogo Velichestva Gosudaryni Imperatricy Marii Feodorovny Mariinskoj prakticheskoj shkoly kruzhevnic 1883-1913 gg. Available at: http://www.booksite.ru/fulltext/mari/inka/
9. Bakushinskij A.V. Iskusstvo Paleha. Moskva-Leningrad: Academia, 1934.
Статья поступила в редакцию 07.07.17
УДК 378
Nikitin Z.N., postgraduate, High School of Folk Arts (institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
THE ACADEMIC DISCIPLINE "ETHNOPEDAGOGY" AS A DEFINING COMPONENT OF SPECIALISTS' TRAINING IN THE FIELD OF FOLK ART. The article analyzes the place and role of the discipline "Ethnopedagogy" in the process of training on the basis of professional educational program of "Folk Art". With the introduction of the designated course, the author relates the possibility of adjusting the content of existing programs invariant of a mandatory part. Discipline is positioned as a system - an integrated structural-functional model of teaching of specialists of folk art in secondary vocational education. The implementation of the presented model will allow to develop a different approach to programming, methods and curriculum, but also to form a new group of abilities and skills of future specialists - a social group. The study also presents the principles that will create organizational-pedagogical conditions necessary for the realization of the action model.
Key words: ethnopedagogy, professional education, federal state educational standards, folk arts.
З.Н. Никитин, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург. E-mail: vshni@mail.ru
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭТНОПЕДАГОГИКА» КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье проанализированы место и роль дисциплины «Этнопедагогика» в процессе подготовки по основной профессиональной образовательной программе «Народное художественное творчество». С введением обозначенного курса автор связывает возможность корректировки содержания уже существующих программ инвариантной обязательной части. Дисциплина позиционируется как системообразующее ядро комплексной структурно-функциональной модели содержания подготовки специалистов народного художественного творчества в системе среднего профессионального образования. Реализация представленной модели позволит выработать иной подход к разработке программ, методического обеспечения и учебного плана, но и сформировать новую группу умений и навыков будущих специалистов - социальную. В исследовании также представлены принципы, с учетом которых будут созданы организационно-педагогические условия, необходимые для воплощения действия модели.
Ключевые слова: этнопедагогика, профессиональное образование, федеральные государственные образовательные стандарты, народное художественное творчество.
Колледж культуры и искусства Республики Саха (Якутия) в 2013 году прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации основной профессиональной образовательной программы «Народное художественное творчество». В процедуре аккредитации приняли активное участие в качестве экспертов представители учреждений культуры и искусства, расположенных в Улусах Республики. Полученные результаты позволили получить не только положительную оценку деятельности колледжа, но и выявить достаточно серьезные проблемы. Большинство из них связано с необходимостью корректировки профессиональной подготовки будущих специалистов для образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства. Практика показала, что молодые специалисты в Улусах адаптируются быстрее и в кратчайшие сроки добиваются профессиональных успехов, если владеют знаниями, позволяющими сохранять и преумножать народные традиции, изучать историю народа, его верования, обряды и много другое.
В определенной степени данная проблема решается посредством разработки и включения в основную профессиональную образовательную программу учебной дисциплины «Этнопедагогика». Данный учебный предмет может выполнить достаточно значимую смысловую профессиональную нагрузку [1, с. 12].
С введением в процесс обучения дисциплины «Этнопедагогика» появляется возможность не только разработать новые по содержанию программы, но и изменить содержание программ инвариантной обязательной части. К таким программам относятся: Основы философии, История, Основы этнографии, Культура речи, История искусства, основы этнографии и другие. Всего в
этой части стандарта реализуется 12 программ. К программам инвариантной части в качестве дополнения разработаны учебные курсы: Основы археологии, Народная педагогика, География, Театральная педагогика, Народные промыслы и другие [2, с. 15].
Учебная дисциплина «Этнопедагогика», выполняет функцию системообразующего ядра комплексной структурно-функциональной модели содержания подготовки специалистов народного художественного творчества. Предложенная колледжем культуры и искусства Республики Саха (Якутия) может существенно повысить качество подготовки национальных кадров.
Как представлено на схеме (рис. 1), модель содержания подготовки специалистов народного художественного творчества представляет собой, прежде всего многофункциональный комплекс. В комплексе представлена новая структура реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования 52.02.01. «Народное художественное творчество». В новом формате представлена логистика организации работы по реализации образовательного стандарта.
Предложенная модель содержит образовательное ядро, основу реализации ФГОС СПО 52.02.01. Народное художественное творчество. Эту функцию выполняет учебная дисциплина из вариативной части ОПОП «Этнопедагогика». Причиной этого является то, что предложенная структурная модель предполагает новую схему, отличную от нормативной, разработки основной профессиональной образовательной программы. Данная схема предусматривает первоначально разработку учебных дисциплин, учебного и методического сопровождения в рамках ОПОП.