ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Исторические аспекты возникновения и формирования течения cалафизма
Ахимаматов Зайлабидин Касымович
Доктор философии (PhD) по специальности «Религиоведение», доцент кафедры религиоведения и гуманитарных предметов теологического факультета Ошского государственного университета, Республика Киргизия
Zailabidin K. Azhimamatov
PhD (Religious Studies), Associate Professor at the Department of Religious Studies and Arts of the Theological Faculty of Osh State University, the Republic of Kyrgyzstan
e-mail: [email protected]
Historical aspects of the Salafism origins and formation
Салафизм возник под руководством Ахмад бин Ханбала в IX веке, систематизирован Ибн Таймией и его учеником Ибн Каййум аль-Жавзия в XIV веке, был сформирован на политической основе в результате деятельности Мухаммед бин Абдулваххаба в XVIII веке.
Ключевые слова и словосочетания: салаф, акида, фикх, ислам, религия.
Salafism took its origin under the leadership of Ahmad bin Hanbal in the IX century, and it was systematized by Ibn Taymiyyah and his follower Ibn Quayyim al-Jawziyya in the XIV century. The Salafi movement was formulated on the political basis as the result of the work of Muhammed bin Abdul-Wahhab in the XVIII century.
Keywords: salaf, aqeedah, fiqh, Islam, religion.
УДК 2:23 (993)
В переводе с арабского «салаф» означает первоначальный, предыдущий [12].Слово салаф применялось для мусульман, образцовых во всех отношениях, (мусульман, увидевших пророка Азирети Мухаммеда), табиун (мусульман, увидевших сахабов) и атбаут-табиунов (мусульман, увидевших табиунов). Хадис «Лучшие из мусульман, жившие во времена Аз. Мухаммеда (с.а.в), затем жившие после них» [Бухарий. Шахадат. 9] является доказательством этого. Поэтому для сахаб, табиун, атбаут-табиунов применяется звание «Салафи салихиин» (верившие от всей души Аллаху, строго придерживающиеся сунны пророка).Однако, считать первоначальные три поколения«Салафи салихиин» представителями современного течения салафия не верно. Потому что, в то время не было течения под названием салафия, не были сформулированы взгляды акиды (исламские вероубеждения). Поскольку Абу Ханифа был из табиунов (по некоторым версиям атбаут-табиунов), его считают салафи салихиином. Некоторые относят к течению салафия также Абу Ханифа, считая данное обстоятельство доказательством. Это целиком неправильный вгляд. Потому что, во-первых, во времена Абу Ханифа не существовало никакого течения под названием салафия. Во-вторых, мировоззрения Абу Ханифы относительно акиды (вероубежений, указанных в Коране
и суннех) в основном принципиально не совпадают со взглядами течения салафия ни методически, ни логическии.
Слово салаф в Коране Кариме указано в восьми аятах.Так, в Коране: «Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено (ма салаф) то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха....» [Бакара, 275], «Аллах простил прошлое» [Маида, 95]. Поддерживают использование слова салаф в аятах Корана, Карима в качестве словаря и известные муфассирыТабарий, Шафканий, Ибн Касир, жившие в средние века (ученые,трактовавшие детально Коран) [15, У1/14, УШ/132; 16, 1/441-442; 3, 1/472].
Существует ряд определений различных форматов течения салафия. Мы постараемся дать наиболее объективное определение. Некоторые ученые определяют салафия как«путь сахабови табиун мазхаб факихов (исламских правозащитников) и мухаддисов (аалымов хадис) [7, 1/98].Поэтому салафами называют также «Ахли суннати хаасса» [12, с. 258. Представители течения салафия называют себя также «Ахли сунна», «Ахли хадис вас-сунна», «Ахли хак» (носители истины). Эти названия салафиты использовали против «Ахли бидъа» (последователи того, чего нет в Коране и сунне) и «Ахлур-райе» (поддерживающие мышление).
Начиная в основном с IX века, «Салафитами» стали называть строго соблюдающих правила и действия сахабов, табиунов и принимающих в качестве принципов ислама буквалисткую веру в аяты Корана и хадисы, а также вопросы акиды без обсуждения (безоговорочно), не рассуждая.[2, с. 71]. Лидером придерживающихся такого взгляда был Ахмад бин Ханбал (умер в 855г.). Идейным лидером таких взглядов был Ахмад бин Ханбал (умер в 855 г.), который стал символом защиты выше указанных идей, в результате преследование Аббаситскими (750-1258 гг.) халифами Маъмун, Муътасим и Васик других мазхабов и поддержки с их стороны мутазилитов [1, с. 42].
Этих принципов Ахмада бин Ханбалстого придерживались позже и ученые ханбалий. Однако, салафизм не был систематизирован во времена Ахмада бин Ханбала или за короткое время после его смерти. Следует отметить, что в это время в методическом плане по вопросам определенной акиды Ахмад бин Ханбал и его последователи возвели фундамент созданного позже течения салафия.Систематизация салафизма осуществлена в XIV веке. И в наши дни салафия не рассматривают салафизм как мазхаб, а утверждают, что его необходимо рассматривать как видение Ислама и жизнь салафи салихиина(трех поколений после пророка Азирети Мухаммед).
Салафизм под руководством Ахмад бин Ханбала воспринимался доХШ века только в узком кругу. Ханбали, строго придерживаясь своих взглядов, связанных с принципом «аль-Амру бил маъруф ван-нахйу анил мункар» (призывать к добру, отзывать от зла),могли навредить людям. Например, по утверждению Ибнул Асирдина (умер в 1233 г.), известного мусульманского ученого, жившего в средние века, в 934 году они избили музыкантов, разбили музыкальные инструменты, препятствовали выходу на улицу мужчин и женщин вместе [5, ^107, VШ/308].
По мнению Ахмад бин Ханбала иман, это произношение языком, вероубеждение сердцем и деяния. Человек, не отвергающий волю Аллаха, в вопросах, кроме ширка не отрекается от религии Положение в ином мире человека, умершего с большим грехом, решает Аллах.Аллах может простить его, может наказать. Нельзя толковать именаАллаха [9, Ш/221].Вместе с тем, Ахмад бин Ханбал утверждает, что разум приводит к заблуждениям необходимости веровать доказательствам указанным только в Коране и сунне [10, с. 255].
Ахмад бин Ханбал считал, что не поклонявшийся или совершивший большой грех мусульманин, не выходит из религии, а его положение в ином мире остается за Аллахом. Он хотел, чтобы после смерти мусульманина, совершившего малый или большой грех, читался жаназа намаз и делался дуа за него [14, с. 94]. В то же время был категорически против применение ума, особенно в вопросах акида (вероубеждения). Эти взгляды не являются оригинальными, принадлежащими только самому Ахмад бин Ханбалу, они принадлежат в основном асхабул хадису. Салафизм под руководством Ахмад бин Ханбала по вопросам акыйды был на первом этапе простым и не систематизированным.
Личностью, внесшей большой вклад в систематизацию салафизма был Ибн Таймия (умер в 1328 г.) и его ученик Ибн Каййим аль-Жавзия (умер в 1353 г.).Ибн Таймия и Ибн Каййим аль-Жавзия осуществили систематизацию взглядов [1, с. 43].Поэтомупоследующие и современные салафиты в вопросах акида (вероубеждения) используют, в первую очередь, труды Ибн Таймия, а затем его ученика Ибн Каййим аль-Жавзия. Следовательно, до Ибн Таймия салафизм воспринимался только в узком кругу, после Ибн Таймия название салафий стало широкоприменяться. Это было связано с тем, что Ибн Таймия и его ученик Ибн Каййим аль-Жавзия в своих трудах упоминали слово салафия очень часто.
Вопросы образования и подготовки кадров
Ибн Таймия родился 22 января1263 годав Харране (в настоящее время это район в области Шанлыурфа Т1рции), в 1269 году его семья переехала в Дамаск. Отец, дед Ибн Таймия были людьми, строго соблюдавшими мазхаб ханбали. Самое первое образование он получил в медресе Суккария в Дамаске, отмечается, что помимо этого получил знания у свыше двухсот ученых [8, ХХ/391]. Ибн Таймия по некоторым вопросам фикха (исламского права) придерживался ханбалий мазхабы, а по некоторым вопросам делал иджтихат (решение, принятое самим на основе Корана, сунны). Он возражал особенно в таких вопросах, как талак (право на развод мужчин в Исламе), не только в мазхабе ханбали, но и в других. Однако, он был арестован амиром Танкиз в Дамаске за то, что предложил фатву, запрещающую посещение могил пророков и определенных священных мест [8, ХХ/393].Несмотря на то, что арестовывали его несколько раз за всю его жизнь, он не отрекся от своих мнений и в вопросах фиках (исламского права)и акиды (вероубеждения).
Ибн Таймия был категоричным, строго придерживался в акиду салафия, трактовал принцип «аль-Амру бил маъруф ван нахйу анил мункар» (призывать к добру, отзывать от зла) в соответствии со своими взглядами, возражал против мнений, не соответствующих салафий акида (вероубеждения). Ученые и некоторые ученые ханбали, возражающие ему призывали не применять его строгие фатвы [4, И/394]. Ибн Таймия критиковал таких известных ученых, как Газали, Ибн Рушд, Мухйиддин Ибнул Арабий, Ибнул Фариз. Все эти качества Ибн Таймия сказались на формировании присущих салафизму свойств. Салафиты наших дней также придерживаются идей Ибн Таймия, остро критикуют не поддерживающих акида салафизма, наказывают их строго.
Ибн Таймия утверждал, что необходимо вернуться во времена пророка Мухаммед (с.а.в) и сахабов, был против всего того, что появилось позже, считая все это бидъат (то, чего нет в Коране, суннех) и отрицал мазхабы [8, ХХ/404]. И в настоящее время верующие в акиду (вероубеждения) салафий, придерживающиеся мнения Ибн Таймия отрицают мазхаб. Однако, салафиты наших дней сами придерживаются мазхаба. Несмотря на то, что они отрицают мазхаба, они последуют за учением Ибн Таймия.По мнению Ибн Таймия, идеалам должны быть салафи салихиин В связи с этим он считал, что необходимо принимать основные источники религии Коран и тексты хадисов без толкований, как есть [6, с. 30].
Следует отметить большое влияние на формирование салафизма политической обстановки и социальных условий в виде крестового похода и захватнических действий монголов во времена Ибн Таймия. Ибн Таймия, с одной стороны, подавал идеи джихада мусульман против внешних врагов, с другой стороны,призывал вернуться во времена пророка Мухаммед (с.а.в) в целях объединения мусульман на основе взглядов салафизма [1, с. 44]. Завоевание монголами Багдада в 1258 году нанесло сильный удар мусульманам. Ибн Таймия считал причиной поражения мусульман в войне против монголов невыполнение мусульманами указаний Корана и сунны в достаточной степени. По его мнению, необходимо принимать Коран и сахих хадисы такими, какие они есть, так как существует близкая связь общества с религией. Ибн Таймия утверждал, что сообщество Медины во времена пророка Азирети Мухаммед было образцовым примером исламского государства, что необходимо вернуться во времена пророка Азирети Мухаммед (с.а.в) и четырех халифов для укрепления ислама снова [13, с. 59].
В наши дни влияние Ибн Таймия, давшего фатву (религиозный наказ) о долге борьбы с монголами и джихада против них до самой смерти, наблюдается в призывах некоторых групп современности к джихаду против руководства и Запада [13, с. 59].Таквахабизм, возникший в ХУШ веке, Саййид Кутуб и основатели ал-Каиды Усама бин Ладен и его наставник Абдуллах Аззам придерживались акиды (вероубеждения) Ибн Таймии и действовали по его фатвам [16].
В целом следует отметить, что салафизм берет начало с Ахмад бин Ханбала, продолжен Ибн Таймия, политизирован благодаря действиям Мухаммед бин Абдулваххаба и развивается в настоящее время при содействии нескольких стран.
Библиографический список
1. Арак, Adem. Эslam ТапЫ Воуипса Selef уе Selefilik Каугат1агэпэп Ап1ат Serьveш.// ТапЫе уе Gьnьmьzde Selefilik Milletlerarasэ ТаПэютаЬ Тор1аПэ (08-10 ^эт 2013) - Эstanbul, 2014.С. 39-50.
2. Fэр1a1э, Е^. Зaрэmэzda Эtikadi Эs1am Mezhep1eri. -Эstanbu1, 1999. С. 443.
3. Ибн Касир, ал-Хафыз Имадуддин. Тафсирул куранил-азим. -Бейрут, 1983. Т. 1.
4. Ибн Ражаб. аз-Зайл алаа табакатил ханабила. -Каир, 1952. Т. 2. Ибнул Асир, Абул Хасан ал-Жазарий. ал-Камил фит тарих. - Бейрут, 1966. Т.7, 8.
5. Эюсап, Mehmet Zeki. Selefilik - Эslami КцЙ;епсШрт Tarihi Temelleri. (2006) Эstanbul: Kitap Yayэnevi. С.
312.
6. Эzmirli, Эsmail Наккэ. Yeni Эlmi Kelam. - Эstanbul, 1341. С. 488.
7. Koca, Ferhat3bnTeymiyye, Takэyyьddin.// TDVЭA. -Стамбул, 1999. Т. 20. С. 391-405.
8. M. Ebu Zehra. Эslamda Fэkhi Mezhepler Tarihi. -Ankara, 1968. С. 707.
9. M. Ebu Zehra3slamda Siyasi ve Эtikdai Mezhepler Tarihi. ^stanbuk, 1970. С. 783.
10. Мажаллату «Мажмаул-лугатил арабия». -Кахира, 1966. Т. 1.
11. Uz, Mustafa. Anahatlareyla Эslam Mezhepleri Tarihi. Istanbul, 2012. С. 525.
12. Whelan, Richard. el-Kaidecilik Эslam'a Tehdit, Dbnya'ya Tehdit (3ev. Hbseyin Baрcэ. Bayram Sinkaya. Рэшг Arэkan), (2005)Ankara: Platin YayBnlare. С. 315.
13. ал-Лалакаи, Хибатуллах бин аль-Хасан бин Мансур. Шарху усули ахлис сунна вал жамаа. -Бейрут, 2007. С. 452.
14. Табарий, Абу Жафар Мухаммед ибн Жарир. Жамиул-баян ан таъвили айил куран. Дарул-марифа. -Бейрут, 1987. Т. 6, 8.
15. Шафканий,Мухаммед ибн Али. Фатхул куран.Т. 1. http://sahipkiran.org/2014/02/07/el-kaidenin-ideolojisi/