Научная статья на тему 'Идеологизация вахаби-салафизма'

Идеологизация вахаби-салафизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХАБИ / САЛАФИЙ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ИСЛАМ / МАЗХАБ / WAHHABIS / SALAFI / SAUDI ARABIA / ISLAM / MAZHAB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ажимаматов Зайлабидин Касымович

Идеологизация вахаби-салафизма берущая начало с договора Мухаммед бин Абдулваххаба c амиром города Дирия Мухаммед бин Сауда в 1744 году, развивалась в XX веке. Идеология вахаби-салафизма имела влияние на создание таких групп, как Аль-Каида и ИГИЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideologization of Wahhabism as the version of Salafism

Idelogogization of Wahhabism as the version of Salafism started in 1744 since the moment of agreement between Muhammed bin Abdul-Wahhab and the emir of Ad-Diriyyah Muhammed bin Saud. The system of ideas has been developing in the XX century. As a result ideology of Wahhabism as the version of Salafism influenced the formation of such groups as Al Qaeda and Islamic State of Iraq and ash-Sham (ISIS).

Текст научной работы на тему «Идеологизация вахаби-салафизма»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Идеологизация вахаби-салафизма

Ажимаматов Зайлабидин Касымович

Доктор философии (PhD) по специальности «Религиоведение», доцент кафедры религиоведения и гуманитарных предметов теологического факультета Ошского государственного университета, Республика Киргизия

Zailabidin K. Azhimamatov

PhD (Religious Studies), Associate Professor at the Department of Religious Studies and Arts of the Theological Faculty of Osh State University, the Republic of Kyrgyzstan

e-mail: [email protected]

Ideologization of Wahhabism as the version of Salafism

Идеологизация вахаби-салафизма, берущая начало с договора Мухаммед бин Абдулваххаба c амиром города Дирия Мухаммед бин Сауда в 1744 году, развивалась в XX веке. Идеология вахаби-салафизма имела влияние на создание таких групп, как Аль-Каида и ИГИЛ.

Ключевые слова и словосочетания: вахаби, салафий, Саудовская Аравия, ислам, мазхаб.

Idelogogization of Wahhabism as the version of Salafism started in 1744 since the moment of agreement between Muhammed bin Abdul-Wahhab and the emir ofAd-Diriyyah Muhammed bin Saud. The system of ideas has been developing in the XX century. As a result ideology of Wahhabism as the version of Salafism influenced the formation of such groups as Al Qaeda and Islamic State of Iraq and ash-Sham (ISIS).

Keywords: wahhabis, Salafi, Saudi Arabia, Islam, mazhab.

УДК 2:23 (993)

Мухаммед бин Абдулваххаб (1703-1792), живший в XVIII веке в местности Нажд современной Саудовской Аравии, под влиянием взглядов Ибн Таймия в вопросах акиды (вероубеждения), фикх (исламское право)и особенно бидъат (то, чего нет в Коране, сунна, появилось позже), обычаев создал новое течение. Эти действие Мухаммед бин Абдулваххаба было названо его противниками «Вахабизмом». Однако они сами не применяют это название и называют себя «Салафий», «Муваххидун» (защитники того, что Аллах один) или «Ахли сунна валь жамаат». Мухаммед бин Абдулваххаб,также как и Ибн Таймия, отрицал ашарий и мазхаб матуридий келам ахли сунна валь жамаат, кахли сунна валь жамаат относил только салафизм.

Несмотря на то, что Мухаммед бин Абдулваххаб утверждал, что является последователем Ахмад бин Ханбала, он придерживался иного мнения во многих вопросах. Ахмад бин Ханбал говорил, что необходимо оставить за Аллахом положение мусульманина, совершившего малый или большой грех, читать намаз жаназа и делать дуа за него [7, с. 94]. А Мухаммед бин Абдулваххаб считал правильным согрешивших мусульман обвинить в куфуре и ширке, применить смертную казнь по отношению к ним. Защитивший свою докторскую диссертацию по теме Салафизм в 1999 году на факультете шарият в Рияде, исследователь Муфрик бин Сулайман аль-Кусий Мухаммед бин охарактеризовал действия Абдулваххаба в своей

диссертации как продолжение салафизма под руководством Имам Ахмад бин Ханбал, Ибн Таймия и его ученика Ибн Каййум аль-Жавзия 4, с. 90.

После смерти Мухаммед бин Абдулваххаба его деятельность продолжили сын амира города Дирия Абулазиз бин Сауд, затем Абдуллах бин Сауд, которые сумели построить первое государство вахаби. Но поскольку в то время местности Нажд, Хижаз принадлежали Османской империи, возникали столкновения между вахаби и государством Осмон, и в 1819 году вахаби были уничтожены Осмонским государством 6, с. 109]. Туркий бин Абдиллахуиз династии Сауд в 1821-1891 годах удалось построить второе государство вахаби в месности Нажд. Выходец из этой же династии Абдулазиз бин Сауд (сын амира города Дирия Мухаммед бин Сауда, умер в 1814 году, Абдулазиз бин Сауд и он разные личности) заново в 1901 году начал возрождение строительства государства вахаби, основанного на идеологиях вахаби. Аль-Кусий отмечает, что в 1916 году во время первой мировой войны власти Англии в целях разрушения отношений между арабами и турками использовали арабов против турков [4, с. 97]. В 1921-1925 годах Вахаби завоевали Хаил, Таиф, Мекке, Мединуи Жидду, Абдулазиз бин Сауд был назначен в январе 1926 года «королем Нажд и Хижаз». Королевство Нажд и Хижаз объявило полную независимость 20 мая 1927 года на основе договоренности Англии и Жидды, а 18сентября 1932 года Абдулазиз бин Сауд изменил название страны на «Королевство Саудовской Аравии»[9, с. 109- 110].С тех пор, до настоящего времени, вахаби-салафизм функционирует как официальный мазхаб и идеология Королевства Саудовской Аравии.

История внутренного противостояния Вахаби-салафизма на политической основе берет начало с 1926 года. Члены организации Ихван, созданной в 1912 году под руководствомАбдулазиз бин Сауда (эта другая организация, а не «Ихванул муслимин»,основанный под руководством Хасан ал-Банны в Египте в 1929 году), критикуют политику Абдулазиз бин Сауда. 30 марта 1929 года произошло столкновение между организацией Ихван под руководством Файсал ад-Дарвиша, Ибн Бижада, Ибн Хислайна и Абдулазиз бин Саудом, в результате которого потерпела поражение организация Ихван [3, с. 110, с. 136].

Через 50 лет власть Сауда снова сталкивается с такой организацией. Критикуя чрезмерное расточительство государственной казны Саудовской династией, использование выскокачественной люкс -технологии, восприятие жизни Запада и особенно поддержку политики Англии, Америки, вооруженная группа под начальством Жухайман бин Мухаммеда захватили 20 ноября1979 года Масжиди Харам [3, с. 196]. Они требовали полного отречения от жизни Запада, расформирования Саудовского Королевства, остановки экспорта нефти в США, выведение из страны зарубежных военных и специалистов.

Несмотря на запрет вхождения не мусулман на территорию Харам, с помощью антитеррористической службы Франции 5 декабря Масжиди Харам был освобожден от захватчиков, в результате столкновения погибли много людей. Руководитель захватчиков Жухайман сказал при задержании министру внутренних дел Саудовской Аравии: «Раньше считал вас жестокими мусульманами. А теперь считаю вас кафирами за вторжение в Байтулла (Кааба), убийство безвинных мусульман и обращение за помощью в этом деле к кафирам» [3, с. 196]. 9 января1980 года были отсечены головы Жухаймана и других шестидесяти человек [5, с. 134].

Открытие Саудовской Аравии для внешнего мира начиная с 1970 года, оживление экономического положения и политическое укрепление в странах ближнего зарубежья стали также причинами внутреннего раздора в вахаби-салафизме. В результате вахаби-салафийи разделились на две группы: поддерживающих власть и его противников. Поддерживающим власть было дано название «Саудий салафий», а противникам власти - «Джихадий салафий». Однако обе стороны не применяют данные им названия «Саудий» и «Джихадий». Обе стороны уверяют, что именно они истинные салафиты, жестко критикуют друг друга. Саудий салафиты призывают не называть джихадий салафитов «салафиями», а называть их «Хаариджи» (мусульмане, отделенные от Азирети Али в 658 году во время войны Сыффин), уверя, что они не имеют никакого отношения к салафизму.

Саудий салафиты исторически берут начало с «Иттифакы Дирия» (договорДирия) 1744 года, опираются в наше время на политические основы под управлением Саудовской Аравии. Точнее, это поддерживающие идеологию вахабизм - салафизма, сформированного на основе осуществления совместной политики Мухаммед бин Абдулваххаба и Мухаммед бин Сауда. К современным представителям относятся официальные учреждения типа Саудий салафитов «Хайату Кибарил Улама» (Совет Великих Ученых), «Рабитатул Ааламил Исламия» (Объединение Исламского мира), «Идаратул Бухус» (Управление исследованиями) и таких известных ученых, как Ибн Баз, Албаний, Ибнул Усаймин, Абдулазиз Алуш-Шайх, Салих аль-Фавзан, Мадхалий, Мукбил аль-Вадиъий, Убайд аль-Жабирий.

Вопросы образования и подготовки кадров

Саудий салафиты обращают внимание в основном на такие вопросы, как бидъат, намаз, хадж, никах, паранджи, борода. Если глава государства читает намаз, то подчинение ему считают важипом. По их мнению, одна из главных задач улемов - это предупреждение правителей на неверном пути. Вторая задача -предупреждение фитны, ведущей к политическому и общественному хаосу. По мнению саудий салафитов, последователи еще не готовы к вооруженному джихаду. Для этого необходимо призывать людей не делать ширк, тау хиду (Аллах один), распространить акиду (вероубеждения) салафий в мусульманский мир [2, с. 492-493].

Тех, кто не соответствует их взглядам Саудий салафизм считают вне ахли сунны. Вместе с тем,салафиям, помимо сауди, присуждали разные названия. Например, поддерживающих мнения Ихваны муслимин или политические взглядов Ихван назвали «Ихвания», салафиев, создавших политические партии - «Хизбиййа», основавших исламское движение - «Харакия», придерживающих взглядов такфира - «Такфирия», восставших против и действующих такфир как Харижи - «Харижия асрия» и поддерживающих Саййид Кутуба «Кутбия». Сауди считали Саййид Кутуба руководителем фитны по политике и джихаду, призывали не читать его труды [2, с. 495]. Группа «Мадхалия» из Саудий салафиев, названная в честь Рабиъ бин Хади ал-Мадхали, в некоторых вопросах была категорична, относилась к другим очень критически.

Существуют некоторые группы, поддерживаемые сауди. В их числе группа «Жамаату ансарус суннатил Мухаммадия», созданная в Египте в 1926 году, и возникшая вХ1Х веке в Индии группа «Ахли хадис». Группа «Джамаату ансарус суннатил Мухаммадия» играла большую роль в политизации салафизма в восстании в Египте в январе 2011 года [2, с. 499].

Разногласия во мнениях суадий салафиев, иджихадий салафиев имеются в вопросах такфир, политики, ал-амру бил-маъруф ван нахйу анил мункар (призыватьк добру, отзывать от зла) и джихада. Начиная с 1980 годов стал заметным разрыв между двумя сторонами. Если саудий салафиты поддерживали традиционным акидам (вероубеждения) салафий, то салафиты, называющие себя «Шуйухус-сахва» (возродившиеся ученые, стремящиеся вперед) ставили, особенно в политических вопросах ряд строгих правил [1, с. 20, с. 210]. Известными представителями жихадий салафиев являются Салман бин Фахд аль-Авда, доктор Сафар бинАбдуррахман аль-Хавалий, Насыр ал-Умар, Аиз аль-Карний, Ибрахим ад-Давиш, Мухаммед бин Саид аль-Кахтаний.

Громким заявлением джихадий салафитов против власти была критика поддержки Саудовской Аравии США во время войны в Персидском заливе в 1991 году и после нее, критика внутренней и внешней политики страны. Помимо этого, предъявляли власти требования превращения законов в полную шариатскую основу, контроль за деятельностью правительства учеными, полная исламизация образовательных программ, религиозная систематизация средств массовой информации, объявление войны всем врагам религии, начиная от яхуди (евреи) и создание сильной армии для оказания помощи пострадавшим мусульманам. Вместе с тем, они требовали вывода из страны специалистов из Запада и рабочих из Дальнего востока, очистки арабского полуострова от кафиров. Считали, что необходимо вытеснить шиитов, являющихся гражданами Саудовской Аравии и живших на территории Ахса. Власти возразили против таких действий под руководством Салман аль-Авды. Аль-Авда был задержан 13сентября 1994 года и отбывал наказание до 2 июня1999 года [1, с. 211].

Салман аль-Авда выразил иные мнения по джихаду. Он отмечает необходимость понимания джихада в широком смысле так: «Джихад с оружием - не потребность сегодняшнего дня. Нельзя понимать джихад только в одном смысле. Это неподчинение нафсу и шайтану, война против кафиров и мунафиков (двуличных), призыв фасик (грешных) к добру и отзыв от зла, борьба с бедностью и безграмотностью и т.п. Везде, где есть мусульмане должен быть исламский джихад. Только через такой джихад мусульманам необходимо заново укрепиться политически, военно и экономически». Отсюда лидеры джихадий салафизм оценили действия лидера аль-Каиды Абдуллах Аззама, а затем Усама бин Ладена переходящими грани. Жихадий салафийи считали, что они перешли грани в трех воспросах [1, с. 212, с. 223]:

1. Бин Ладен критикует правителей и ученых без достаточных доказательств на основе куфур.

2. Аль-Каида превратил мусульманские страны в военное поле.

3. Бин Ладен и его соратники убивают невинных людей.

Событие 11 сентября 2001 года способствовало еще большему увеличению разрыва между джихадий салафиями. Поэтому нельзя считать лидеров группы джихадий салафизмаль-Каиды единомышленниками. Аль-Каиду называют также «Такфирий салафиями», вышедшими из джихадий салафиев.

Будет неправильным связывать политический салафизм только с джихади или только с сауди, потому

что у обеих сторон имеются политические интересы, и осуществляют свою деятельность в некоторых странах через моральную, материальную поддержку политических партий. Все салафийи считают демократическую систему не подходящей Исламу системой куфур. Поэтому в Саудовской Аравиинет партийных систем нет. Светскую систему также противопоставляют Исламу. По мнению салафий, законом государства должен стать Коран [8, 1/25].Следует отметить, что в отношении основных принципов политических задач все салафийи едины во мнениях.

Политическое противостояние саудийским салафизма иджихадий салафиевне органичивается только Саудовской Аравией. Джихадий салафийи осуществляют свою политическую деятельность в Кувейте, Египте и других странах. В частности, политические партии в Египте «Танзимул джихат», «ал-Жамаатул исламия» и «Хизбул бинаа ват-танмия» политически являются идеологическими партнерами джихадий салафиев.

В Египте фукционируют также ряд партий - союзников саудий салафизма. Группа «ад-Даъва ас-Салафий» в Египте принимала активное участие в январьском перевороте. Созданная после переворота и поддерживаемая салафиями партия «Нур» набрала на выборах 24% голосов. Кроме их партии «ал-Асала», «ар-Рая» и «Ватан», вышедшие из партии «Нур» являются партиями салафиев в Египте [2, с. 517-520]. Под влиянием положения в Египте в рамках арабской весны созданы партии салафиев в Йемене «Хизбур-рашат», в Тунисе «Жабхатул ыслах», в Либии «ал-Умматул васат» и «ал-Ватан».

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что идеологии салафизма развиваются в наши дни и в то же время они раскололись. Экспертами все чаще отмечается значимость идеологии салафизма в радикальных, экстремистских и террористических действиях, актуализирующихся в последнее время.

Библиографический список

1. Вьуьккага, Mehmet Ali. 11 Eybl'e Derinleюen АугэЬк: Suudо Selefiyye ve Cihadо Selefiyye // Dim AraKtormalar. - Ankara, 2004.№ 7. С. 205-234.

2. Bьyьkkara, Mehmet Ali. Gьnьmьzde Selefilik ve Эslami Hareketlere Olan Etkisi // Tarihte ve Gьnьmьzde Selefilik. - Эstanbul, 2014. С. 485-523

3. Bьyьkkara, Mehmet Ali. Эhvan'dan Cьheyman'a Suudi Arabistan ve Vehhabilik. - Эstanbyl, 2004. С. 300.

4. el-Kusi, Мьй-Ш b. S^eyman. Selefilik. 3ev. Ahmet Эyibildiren. - Эstanbul, 2010. С. 480.

5. Faik Bulut. Orta Doрuda Эslamcэ ^g^ler. - Эstanbul, 1995. С. 591.

6. Fэрlalэ, E.R. Зaрэmэzda Эtikadi Эslam Mezhepleri. -Эstanbul, 1999. С. 443.

7. аль-Лалакаи, Хибатуллах бин аль-Хасан бин Мансур. Шарху усули ахлис сунна вал жамаа. - Бейрут, 2007. С. 452.

8. Hasan el-Benna. Risaleler. 3ev. H. Karakaya. - Эstanbul, 1980. С. 600.

9. Hotinli, Rauf Ahmed. Arabistan // ЭA.Eskiюehir, 1997. Т. I. С. 492-498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.