Научная статья
УДК 378:91(571.54)
Б01: 10.18101/2307-3330-2022-1-32-37
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
© Хальбаева Сэсэг Ринчиновна
старший преподаватель [email protected]
© Фомицкая Галина Николаевна
доктор педагогических наук, профессор [email protected]
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Аннотация. В статье обоснована проблема современной профессиональной подготовки учителей географии в региональном вузе, актуальность изучения исторических аспектов становления системы высшего географического образования в Республике Бурятия. На основе использования методов теоретического и эмпирического исследования выявлены этапы становления высшего географического образования в регионе, раскрыты основные направления развития географического образования в высших учебных заведениях республики. Выделены и описаны основные тенденции развития географического образования в Бурятском государственном педагогическом институте (БГПИ) — в дальнейшем БГУ им. Д. Банзарова. Определены основные этапы и результаты развития системы географического образования в Республике Бурятия, обусловливающие перспективы развития системы.
Ключевые слова: географическое образование, этапы становления системы географического образования, тенденции развития системы.
Для цитирования
Хальбаева С. Р., Фомицкая Г. Н. Исторические аспекты становления и развития системы высшего географического образования в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 1. С. 32-37.
Введение
В настоящее время в системе географического образования России происходят существенные изменения, связанные с процессами ратификации основных положений Болонских соглашений, разработкой нового содержания высшего географического образования, реализацией новых государственных образовательных стандартов. Все эти изменения требуют обеспечения методологического соответствия научных систем географического знания [3, с. 54], междисциплинарного подхода к развитию системы высшего географического образования.
В реализации междисциплинарного подхода к изучению, формированию, становлению и развитию высшего географического образования в Республике Бурятия большое значение приобретает соблюдение принципа историзма, что предполагает «учет конкретно-исторических условий (ситуаций), в которых происходило развитие (изменение) процесса, и включает две ведущие составляющие: различие между прошлым и настоящим в историческом контексте» [1, с. 8].
Материалы и методы. На основе теоретического анализа педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, архивных документов и учебных программ, пособий и учебников по теории и методике обучения географии с позиции принципа историзма выявлено следующее.
Республика Бурятия, как и другие регионы Российской Федерации, имеет свои уникальные географические, социально-экономические, исторические, национальные, культурные и образовательные характеристики. Многонациональная и многоконфессиональная республика, занимающая благоприятное географическое и транспортно-логистическое положение в непосредственной близости уникального природного объекта — озера Байкал, а также обладающая значительным природным-ресурсным, туристско-рекреационным и социальным потенциалом, всегда являлась предметом научного интереса ученых-географов.
Значительный вклад в развитие географии как науки и формирование системы высшего географического образования внесли ученые Байкальского института природопользования А. К. Тулохонов, В. Е. Викулов, К. Ш. Шагжиев, Е. Ж. Гармаев, Б. Л. Раднаев, Б. Б. Шойбонов и др. [2]
Ученые Бурятского государственного университета Н. Г. Николаев, Ц. Д. Гончиков, С. С. Бахрунова, Э. Ц. Дамбиев, Т. Т. Тайсаев создали научно-педагогическую основу подготовки географов и учителей географии [5].
Таким образом, значительный исследовательский материал требовал обсуждения и оценки. В начале 1990-х гг. в Республике Бурятия стали проводиться международные научные мероприятия (совещания, конференции, фестивали, игры и т. д.), посвященные экологическим проблемам озера Байкал, разработке Стратегии устойчивого развития, что также вызывало большой интерес к географии и актуализировало проблему подготовки квалифицированных кадров по географическим специальностям.
Происходящее в тот период реформирование всей системы высшего образования, переход на университетские стандарты обучения, усиление регионализации образования, соотношения национального и регионального содержания в учебных программах дисциплин и учебных планах, введение понятия «национально-региональный компонент» в совокупности способствовали формированию системы высшего географического образования в Республике Бурятия. Особая роль в этом процессе отводилась подбору профессорско-преподавательского состава, от которого зависела эффективность изменений учебного процесса. Перед педагогами стояла задача организации творческой учебной деятельности, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов и мотивации к дальнейшему самостоятельному обучению на протяжении всей жизни.
Изменение требований в системе высшего географического образования повлекло за собой изменение требований к школьному учителю. Школе требовался компетентный педагог, хорошо знающий свой предмет, владеющий современными методами и технологиями обучения. Это обстоятельство также повлияло на формирование региональной системы высшего географического образования в республике.
Отметим, что актуальность проблемы формирования системы высшего географического образования была обозначена еще в 40-х гг. прошлого столетия и в большей степени была связана с необходимостью подготовки учителей географии.
Так, в 1941 г. в агропедагогическом институте открывается кафедра географии под руководством географа, профессора Н. Г. Николаева, где ведется большая работа по созданию кабинета географии, организации научной и педагогической деятельности кафедры, уделяется огромное внимание чтению лекций и проведению семинарских занятий, учебных экскурсий. Под руководством Н. Г. Николаева на биологическом факультете разрабатывалась тема «Природа и ресурсы Бурят-Монголии», организованы три комплексные научные экспедиции. Однако в 1945 г. в связи с отъездом Н. Г. Николаева из республики кафедра географии была закрыта, а подготовка учителей географии для школ республики осуществлялась в Иркутском государственном университете и Забайкальском педагогическом институте им. Чернышевского.
В 1988 г. в составе биолого-химического факультета Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова было открыто географическое отделение.
В 1989 г. была открыта выпускающая кафедра географии. Основное внимание было уделено подготовке учителей по двум смежным специальностям — географии и биологии. В учебном процессе был сделан акцент на организацию баз практик в школах г. Улан-Удэ и республики. Кроме методической составляющей на отделении особое значение придавалось развитию профессиональных навыков преподавателя-географа; овладению им основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и учебной работы.
В 1995 г. Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова был реорганизован в Бурятский государственный университет, что повлекло пересмотр учебных планов и профессиональных образовательных программ. В этом же году по университетской программе разработан учебный план по специальности 012500 География, который в дальнейшем был использован для организации учебного процесса в условиях классического университета.
В этот период наблюдается тенденция углубленного изучения отдельных дисциплин, усиления специализации по целому циклу предметов, в том числе и географии. В то же время обозначилась проблема нехватки учителей географии для образовательных учреждений региона, некоторое время в школы даже приглашались вузовские преподаватели, чтобы ликвидировать разрыв между уровнем подготовки выпускников школы и требованиями высшей школы, но это не способствовало сокращению потребности в педагогических кадрах.
В 1997 г. открывается новое направление подготовки 05.06.01 Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география, появляются две кафедры: «Физическая география» и «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география». Это позволило наряду с подготовкой учителей географии начать подготовку географов для проведения научных исследований.
С целью социальной защищенности будущих молодых специалистов для студентов нового направления подготовки была разработана программа дополнительного профессионального образования «Педагог. Преподаватель».
Важной вехой в развитии системы высшего географического образования в республике стало открытие в 1997 г. аспирантуры по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». Для организации качественной подготовки молодых ученых университетом были предприняты беспрецедентные меры по материально-техническому оснащению кафедр: закуплено учебное и лабораторное оборудование, подготовлены учебные аудитории. Появилась необходимость активизировать научно-исследовательскую работу студентов и преподавателей, пополнить ряды профессорско-преподавательского состава молодыми, талантливыми учеными.
Начиная с 2010 г. в Бурятском госуниверситете осуществляется подготовка специалистов по двухуровневой системе образования: бакалавриат и магистратура. Внедряются новые учебные программы по заочному отделению.
С 2015 г. в связи с демографическим спадом резко уменьшился контингент студентов, что привело к структурным изменениям на географическом отделении. Так, были объединены кафедры физической географии и экономической географии, которая стала носить название «кафедра географии и геоэкологии». Кафедра осуществляет подготовку студентов в тесном взаимодействии с фундаментальной географической наукой (БНЦ СО РАН) и научно-практическими организациями.
Результаты. Вышеизложенное позволило определить этапы становления высшего географического образования в Республике Бурятия:
Первый этап (1988-1995) — организационно-аналитический, связанный с вопросами рациональной организации учебного процесса и формирования учебной и материальной базы будущей кафедры.
Второй этап (1995-2005) — дифференциально-интегральный, связанный с поиском общих географических закономерностей развития природных и социально-экономических процессов и их отражением в содержании высшего географического образования в республике.
Третий этап (2005-2015) — инновационный, связанный с внедрением новых методов, форм и технологий обучения и сохранением преемственности педагогического и собственно географического образования.
Четвертый этап (2015-2021) — модернизационный, характеризующийся усиливающейся интеграцией вузовского образования с фундаментальной географической наукой.
Выводы. Результаты анализа исторических аспектов создания и развития системы высшего географического образования в Республике Бурятия позволили выделить определенные этапы данного процесса, которые подтверждаются
современным состоянием системы. Так, в настоящее время система высшего географического образования представлена следующими структурными компонентами: биолого-географический факультет Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова, Бурятский республиканский институт образовательной политики, Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук. В качестве партнеров на основе межведомственного взаимодействия участвуют Министерство образования и науки Республики Бурятия, общеобразовательные организации и учреждения дополнительного образования детей. Взаимодействие всех структурных компонентов системы на принципах открытости, мобильности, компетентности, демократизма и гуманизма позволяет системе эффективно функционировать и развиваться.
Литература
1. Арзамаскин Ю. Н. Принцип историзма в научном исследовании // Вестник Военного университета. 2011. № 3(27). С. 7-11. Текст: непосредственный.
2. Актуальные эколого-географические и социально-экономические проблемы Байкальского региона и сопредельных территорий: материалы всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 28-29 марта 2013 г.) / под науч. ред. Ц. Д. Гон-чикова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. 246 с. Текст: непосредственный.
3. Анучин Д. Н. Избранные географические работы. Москва: Юрайт, 2018. 356 с. Текст: непосредственный.
4. Бахтин Ю. К., Соловьев К. А. Географическое образование: история и современность // Молодой ученый. 2014. № 21(80). С. 53-55. URL: https://moluch.ru/archive/80/14513/ (дата обращения: 29.05.2021). Текст: электронный.
5. Устойчивое развитие в Восточной Азии: актуальные эколого-географические и социально-экономические проблемы: материалы международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 18-19 мая 2018 г.) / науч. ред. Ц. Д. Гончиков. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 150 с. Текст: непосредственный.
Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 19.01.2022.
HISTORICAL ASPECTS OF DEVELOPING THE SYSTEM OF HIGHER GEOGRAPHICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Seseg R. Khalbaeva Senior Lecturer [email protected]
Galina N. Fomitskaya Dr. Sci., Prof. galinaf1961@mail. ru
Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
Abstract. The article deals with the problem of modern professional training of geography teachers in the regional university, and the relevance of studying the historical aspects of
developing the system of higher geographical education in the Republic of Buryatia. Based on the methods of theoretical and empirical research, we have substantiated the stages of development of higher geographical education in the region, considered the main trends in the development of geographical education in universities of the republic. We have revealed the key trends in the development of geographical education in Dorzhi Banzarov Buryat State University, which determine the prospects for the development of the system of higher geographical education in the Republic of Buryatia.
Keywords: geographical education, development stages of the system of geographical education, trends in system development.
For citation
Khalbaeva S. R., Fomitskaya G. N. Historical Aspects of Developing the System of Higher Geographical Education in the Republic of Buryatia. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 1: 32-37 (In Russ.).
The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 19.01.2022.