Научная статья на тему 'Исторические аспекты применения кумыса в медицине'

Исторические аспекты применения кумыса в медицине Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1664
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бюллетень сибирской медицины
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КУМЫС / КУМЫСОЛЕЧЕНИЕ / КОБЫЛЬЕ МОЛОКО / МЕДИЦИНА / MARES MILK / MEDICINE / MARE / KUMIS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Кудаярова Р. Р., Гильмутдинова Лира Талгатовна, Ямалетдинов К. С., Гильмутдинов А. Р., Габделхакова Л. Т.

Представлены исторические материалы применения продукта кобыльего молока кумыса в целебных и оздоровительных целях. Приведенные данные свидетельствуют, что кумыс является эффективным нелекарственным средством, способным оказывать терапевтическое и профилактическое воздействие при многих заболеваниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Кудаярова Р. Р., Гильмутдинова Лира Талгатовна, Ямалетдинов К. С., Гильмутдинов А. Р., Габделхакова Л. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of the use in medicine kumis

The historical materials of the product fermented mares milk kumis in medicinal and recreational purposes. These data indicate that the mare is an effective nondrug capable to provide therapeutic and preventive effects for many diseases.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты применения кумыса в медицине»

Исторические аспекты применения кумыса в медицине

Кудаярова Р.Р., Гильмутдинова Л.Т., Ямалетдинов К.С., Гильмутдинов А.Р., Габделхакова Л. Т., Зиннатуллин Р.Х.

Historical aspects of the use in medicine kumis

KudayarovaR.R., GilmutdinovaL.T., YamaletdinovK.S., GilmutdinovA.R., Gabdelhakova L.T., Zinnatullin R.Kh.

Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

© Кудаярова Р.Р., Гильмутдинова Л.Т., Ямалетдинов К.С. и др.

Представлены исторические материалы применения продукта кобыльего молока — кумыса в целебных и оздоровительных целях. Приведенные данные свидетельствуют, что кумыс является эффективным нелекарственным средством, способным оказывать терапевтическое и профилактическое воздействие при многих заболеваниях.

Ключевые слова: кумыс, кумысолечение, кобылье молоко, медицина.

The historical materials of the product fermented mares milk — kumis — in medicinal and recreational purposes. These data indicate that the mare is an effective nondrug capable to provide therapeutic and preventive effects for many diseases.

Key words: mare, kumis, mares milk, medicine.

УДК 615.89:637.146.23(09)

В последние годы в клинической практике все чаще приходится сталкиваться с проблемами недостаточной эффективности лекарственных препаратов, увеличением уровня аллергизации населения, неблагоприятными последствиями длительной лекарственной терапии. В этих условиях возрастает роль немедикаментозных, природных лечебных факторов, которые способствуют активизации неспецифических саногенетических реакций организма при практически полном отсутствии побочных эффектов. Кроме того, природные лечебные факторы повышают эффективность традиционных методов лечения и остаются одним из безопасных, эффективных методов профилактики и медицинской реабилитации. Одним из природных лечебных факторов, широко применяемых в санаторно-курортной практике в Республике Башкортостан, является продукт из кобыльего молока — кумыс.

Тоги1а). Благодаря содержащемуся в его составе комплексу биологически активных веществ кумыс является эффективным средством при лечении многих заболеваний [1].

Первые упоминания о кумысе в русских летописях относятся к периоду становления русского государства, когда Русь подвергалась нашествиям кочевых народов — половцев, татар, калмыков и т. д.

Указания на кумыс как на любимый напиток кочевников-скифов можно найти у древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). В древнерусской летописи «Ипатьевский список» описывается бегство князя Игоря Северского от половецкой стражи, опьяневшей от выпитого кумыса (1182). В другой летописи рассказывается о том, как взятого в плен тверского князя Михаила в Золотой Орде заставляли пить кумыс [3, 4, 6, 8].

Цель работы — изучение и систематизация исторических аспектов применения натурального кумыса из кобыльего молока в лечебных и оздоровительных целях.

Кумыс как угощение подавалось русским послам, посещавшим в XIII—XIV вв. татарских ханов. В 1245 г. хан Батый угощал кумысом князя Даниила Галицкого, которому кумыс не понравился, и он попросил заменить его вином [7].

Кумыс — древний целебный кисло-молочный напиток кочевых народов, получаемый путем сбраживания кобыльего молока молочно-кислыми бактериями и дрожжами (Ьас(оЬас(егшт Ьи^апсит и дрожжи типа

Подробное описание кумыса оставил французский монах и миссионер XIII в. Вильгельм Рубрики-ус. Рассказывая о своем путешествии в Татарию в 1253 г., он впервые подробно описал приготовление,

вкус и действие кумыса. После Рубрикиуса о кумысе упоминает венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Среднюю Азию во второй половине XIII в.

В конце XVIII в. русский путешественник академик П.С. Паллас в своих мемуарах писал: «В башкирские степи съезжался из Московии и Дону недужный люд для питья кумыса, так как оный большую пользу в себе для здравия имеет». О кумысе сообщается в ряде отечественных работ, относящихся к XVIII— XIX вв. Так, в XVIII в. посланник царя по иностранным делам А.И. Левшин написал книгу «Описание киргиз-кайсацких орд и степей», в которой отмечал, что кумыс по своему составу и благодатному действию на человеческий организм имеет перед другими целебными средствами большие преимущества [6, 8, 15].

Первое упоминание о кумысе как о лечебном средстве найдено в трудах Абу Али ибн Сины (Авиценны). Он почти тысячу лет назад вылечил кумысом от мочекаменной болезни визиря Сухайлия [10, 15]. О кумысе как о противоядии при отравлениях говорится в древних рукописных лечебниках, например в «Прохладном вертограде» [4]. Шотландский врач Джон Грив, служивший в русской армии, в своем отчете Эдинбургскому королевскому обществу дал описание свойств кумыса и его лечебного действия. Лечебные свойства кумыса описал и английский врач Хебер-лейн, также служивший в русской армии, который, заболев туберкулезом, лечился кумысом в течение 13 лет [6, 15].

По достоинству оценил свойства кумыса русский поэт А.С. Пушкин. Он сумел дать исчерпывающее определение кумыса как напитка, приготовляемого из кобыльего молока, привел исторические сведения о родине кумыса, отметил его полезные свойства и вкусовые особенности [8, 15].

Современник А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова врач-хирург, «вторая хирургическая перчатка» России того времени В.И. Даль, имевший в русской литературе псевдоним Казак Луганский, больше известный как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», в 1843 г. писал: «Кумыз... составляет главнейшую пищу и наслаждение наших кочевых народов, которые без него едва ли могли бы существовать. Привыкнув к кумызу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает,

утоляет и. жажду, и голод и придает особенную бодрость...» Кроме того, В.И. Даль обратил внимание не только на питательные свойства кумыса, но и на его антицинготное действие [5, 8].

Писатель С. Т. Аксаков, наблюдавший быт башкир-кочевников на рубеже XVIII—XIX вв., рассказывает об огромном оздоровительном значении кумыса и сообщает о громадном стремлении на кумыс в юго-восточные степи России большого количества туберкулезных больных, надеявшихся найти в степном напитке излечение от хронического недуга [6, 12, 15]. Лечилась кумысом от туберкулеза в башкирской деревне Узытамак в 1781 г. по предписанию уфимских врачей и мать писателя [6, 15]. Записи С.Т. Аксакова, относящиеся к 1781 г., дают основание полагать, что история кумысолечения начинается не с работ иностранных врачей — шотландца Грива и англичанина Хеберлейна, а с опытов по организации кумысолечения уфимских врачей второй половины XVIII в. [6].

Среди публикаций того времени особое внимание привлекает очерк писателя М.В. Авдеева «Поездка на кумыс» (1852). В очерке приводятся сведения о производстве кумыса, его вкусовых качествах и лечебных свойствах [6, 12, 15]. Имеются сведения о том, что в 1870 г. в башкирские степи на кумыс приезжал русский писатель Л.Н. Толстой [12, 15].

В 1888 г. писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих публикациях о кумысе писал: «Какая другая цивилизация изобрела что-нибудь хотя приблизительно похожее на кумыз (кумыс), этот символ равновесия телесных и душевных сил? Ни одна! Есть вино, пиво, водка, опиум, но все это еще только сильнее расстраивает и без того поднятого на дыбы человека. Божественный напиток — этот кумыз и, может быть, ничто так не успокаивает нашу цивилизованную нервность, суету мысли и вечные судороги чувства. Мы именно не ценим своих богатств, которые вот тут, сейчас под носом» [11].

На кумысолечение в Башкирию в Андреевский санаторий (ныне им. А.П. Чехова) в 1901 г. приезжал А.П. Чехов. Из многочисленных писем А.П. Чехова к различным адресатам известно, что кумыс оказывал на него благотворное воздействие, и уже через несколько дней после приезда в санаторий он чувствовал себя значительно лучше [2, 6, 14].

Один из основоположников кумысолечения в России доктор медицины, лиценциат Эдинбургской королевской коллегии хирургов Джордж Каррик писал об

Кудаярова Р.Р., Гильмутдинова Л. Т., Ямалетдинов К. С. и др.

успокаивающем действии кумыса [16]. Штаб-лекарь А. Ягмин, участвовавший в 1841 г. в экспедиции по казахским степям, указывал на широкое распространение среди казахов (киргизов) кумыса как лечебного средства [6, 12, 16]. Об эффективном лечении кумысом солдат, больных легочным туберкулезом, пишет в своей работе военный врач Н. Зеланд («Современная медицина», 1861—1862).

Развитие лечения кумысом в России во второй половине XIX в. связано с именем А.А. Остроумова, разработавшего методы лечения туберкулеза легких и лимфатических желез кумысом [4].

Наиболее полные сведения о целебных свойствах кумыса можно найти у русского врача А. Полубенско-го. Он, изучая жизнь кочевого народа степных районов на юге России в 60-х гг. XIX в., отмечал, что башкиры, татары всю зиму проводят в весьма неблагоприятных условиях, недостаточно питаются и живут в очень плохих помещениях. К концу зимы эти люди становятся изнуренными, исхудавшими, вялыми и почти все сплошь болеют цингой; летом же благодаря кумысу и степному климату они возвращаются с кочевок свежими и бодрыми [6, 12].

В 1858 г. недалеко от г. Самары русским врачом Н.В. Постниковым была организована первая кумысолечебница. Он подробно описал целебные свойства кумыса и выразил сущность его действия на организм человека в трех словах: «nutrit, roborat, etalterat» (питает, укрепляет, обновляет) в своей брошюре «О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм» (1873) [6, 8, 9, 12].

Опыт Н. В. Постникова способствовал бурному росту кумысолечения. После открытия лечебницы у Н.В. Постникова появилось много последователей. В 1861 г. врач А.И. Чембулатов открыл кумысолечебницу недалеко от Куйбышева. Ряд кумысолечебниц были созданы в Уфимской, Оренбургской и других губерниях. Ученики и последователи Н.В. Постникова организовали кумысолечение в Англии, Китае, Америке, Польше, Германии, Австро-Венгрии и Франции.

В больничной практике кумысолечение было впервые применено военным врачом К.Н. Нефтелем, лечившим 15 солдат в Оренбургском военном госпитале в 1859 г. Позже солдаты, больные туберкулезом, были отправлены военным министерством пить кумыс в «киргизские степи» под сопровождением доктора Н. Зеланда.

Исторические аспекты применения кумыса в медицине

Во времена Постникова за летний сезон через кумысолечебницы юго-востока России проходило 100— 200 человек, а в 90-е гг. XIX столетия число больных, пользовавшихся кумысолечением, превышало 11 тыс. К тому времени было организовано около 50 специальных кумысолечебниц, не считая большого количества мелких кустарей-кумысоделов в деревнях и селах, куда приезжали больные туберкулезом.

К началу XX в. литература о кумысе значительно обогатилась научным ценным материалом. Следует отметить работы профессора А.Н. Рубеля, руководившего в течение 13 лет (1903—1916) Андреевской кумысолечебницей в Башкирии.

В его работах впервые дан критический разбор установок авторов устаревших взглядов по кумысу и положено начало клинической проработке вопросов кумысолечения. Кумысолечение, по утверждению А.Н. Рубеля, не исчерпывается питьем кумыса, а заключает в себе целый ряд лечебных факторов, таких как климатические условия, санаторный режим, питание, отрешенность от забот. Он также требовал индивидуального подхода к лечению кумысом. Клиницист-кумысовед А.Н. Рубель, наблюдая свыше 1 500 больных, показал, что выносливость к кумысу у больных различна и что дозировка кумыса зависит от функционального состояния сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, желудочно-кишечного тракта, возраста, вкусов и привычек данного больного и т.п.

Важный период в кумысолечении начался с 1920 г., когда крупные кумысолечебницы были национализированы. Впервые за все время своего существования кумысолечебницы получили просторные, удобные для больных помещения, хорошо оборудованные лаборатории, рентгеноустановки, кабинеты водо- и электролечения и т.д. [9].

В печати появился ряд научных работ по кумысо-делию и кумысолечению. Следует отметить работы по организации и реорганизации кумысного дела (Н.А. Васильев, Н.Н. Даркшевич, В.Л. Омелянский, М.П. Михайлов, М.П. Мультановский, С.Г. Мотцулев и др.), по изучению физико-химических свойств кумыса (Л.М. Горовиц-Власова, Н.Н. Даркшевич, К. С. Архипов, Л.М. Модель, И.М. Протопопов, К.А. Курочкин, Г. С. Инихов, А.Ф. Войткевич и др.), по кумысолечению детей (П.В. Кусков, Т. Л. Мариупольская, О.А. Филина, А.В. Сигрист, Л.З. Закгейм, Р.Б. Кроль, М. К. Орлова и др.), о влиянии кумыса на функцию

желудочно-кишечного тракта (Г.Н. Удинцев. П.И. Зарницын, В.П. Григорьева, Е.Н. Зорин, Н.С. Степанова, Г.Л. Рохлин, А.С. Вишневский, Р.М. Зарахович, А. А. Соловьева, А.И. Кондрашкин, М.Г. Мамиш, В.С. Зимницкий, Б.С. Максудов,

Г.В. Коцубей, Л.Б. Шалман,

Кудаярова Р.Р., Гильмутдинова Л. Т., Ямалетдинов К С. и др.

Исторические аспекты применения кумыса в медицине

Н.П. Пятницкий, В. А. Пегель, Е.С. Харизоменова,

B.А. Ивашиненко и др.), о влиянии кумыса на почки (Основина-Ломовицкая, Л.Н. Килль, И.И. Берлин,

C. С. Рябова, М.Г. Мамиш, А.М. Мокеев), щитовидную железу (С.П. Гефтер), об изменении состава крови при кумысолечении (Н.Ф. Голубов, М. Ляховецкий, Е.Н. Зорин, Н.С. Степанова, Н.К. Горяев, Н.А. Крамов, Б.С. Максудов, Р.М. Ахрем-Ахремович, А.М. Мокеев, Г.Л. Бухгольц, И.И. Цветков, Н.В. Инюшкин), о влиянии кумыса на психическую деятельность (В.Н. Бра-жас), на сердечно-сосудистую систему (М.М. Давыдова, О.В. Травина, А.В. Ефимова, Е.Г. Орлова) [8, 13].

Появляются опыты зимнего кумысолечения (И.М. Протопопов, Я. С. Крупник , П.И. Порховников, Н.А. Крамов, Н.Г. Хасанов и др., 1923—1939).

Ряд работ посвящен эффективности кумыса при лечении женских заболеваний (Сарыгин И.И., 1938), при некоторых заболеваниях уха и носа (Михайловский С.В., 1946).

Кумыс с успехом применялся во время Великой Отечественной войны для лечения раненых, особенно с обширными нагноениями и истощениями (Вишневский А.С., Сигрист А.В., 1944). У раненых при кумысолечении процессы заживления инфицированных ран и срастание переломов шли значительно быстрее.

Было также замечено, что больные после предварительной подготовки в кумысолечебных санаториях гораздо лучше переносили операционную травму и у них реже наблюдались послеоперационные осложнения при кумысолечении (Алексеев У.А., 1966) [1].

В настоящее время имеются многочисленные данные экспериментальных и клинических исследований о высокой эффективности кумысолечения многих заболеваний, изучаются механизмы его лечебного воздействия, разрабатываются программы оздоровления и лечения с применением кумыса.

Таким образом, исторические материалы свидетельствуют о том, что кумыс издавна использовался как природный лечебный немедикаментозный продукт как для оздоровления организма, так и для профилактики и лечения многих заболеваний. Это дает основание для дальнейшего изучения механизмов лечебного воздействия и широкого его применения в санаторно-курортной и амбулаторной практике, разработки лечебных программ.

Литература

1. Ахмадуллин Р.В., Гильмутдинова Л.Т., Загидуллин Ш.З. Кумысолечение больных с заболеваниями органов дыхания в условиях санатория. Уфа, 2004. 125 с.

2. Башкирия в русской литературе // под ред. М.Г. Рахим-кулова. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1965. Т. 3. 580 с.

3. Геродот. История. Кн. 4, гл. 2 // Скифы: хрестоматия. М., 1992. С. 46.

4. Давидов Р.Б., Соколовский В.П. Молоко в питании человека. М.: Медгиз, 1959. 172 с.

5.Даль В.И. О целебности кумыса // Журн. Министерства внутренних дел. 1843. Кн. 1. С. 138—145.

6.Дуйсембаев К.И., Сеитов З.С., Хасенов А.Н., Черепанова В.П. Кумыс. Алма-Ата: Кайнар, 1968. 174 с.

7. Иловайский Д. «Ипатьевский список» — древнерусская летопись «История России». М., 1880. Ч. II. С. 460.

8. Карнаухов М.Н. Башкирский кумыс и кумысолечение. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1961. 204 с.

9. Крамов Н.А. Кумыс и его действие. Казань: Татгосиздат, 1936. 276 с.

10. Лазарев Д.И. Молочное коневодство Западной Европы // Коневодство и конный спорт. 2004. № 3. С. 30—31.

11. Мамин-Сибиряк Д.Н. На кумысе // Башкирия в русской литературе. Уфа: Китап, 1990. Т. 2. С. 199—201.

12. Сеитов З.С., Дуйсембаев К.И., Хасенов А.Н. и др. Кумыс и шубат. Алма-Ата: «Кайнар», 1979. 204 с.

13. Сигрист А.В. Кумыс и основы кумысолечения. М.: Медгиз, 1948. 211 с.

14. Чехов А.П. Повести и рассказы. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980. 320 с.

15. ШамаевА.Г. Кумыс. Уфа: Китап, 2007. 312 с.

16. Шарманов Т.Ш., Жангабылов А.К. Лечебные свойства кумыса и шубата. Алма-Ата: Гылым, 1991. 176 с.

Поступила в редакцию 21.12.2009 г. Утверждена к печати 13.05.2010 г.

Сведения об авторах

Р.Р. Кудаярова — канд. хим. наук, соискатель кафедры восстановительной медицины и курортологии БГМУ (г. Уфа).

Л. Т. Гильмутдинова — д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой восстановительной медицины и курортологии БГМУ (г. Уфа).

К. С. Ямалетдинов — соискатель кафедры восстановительной медицины и курортологии БГМУ (г. Уфа).

А.Р. Гильмутдинов — д-р мед. наук, профессор кафедры восстановительной медицины и курортологии БГМУ (г. Уфа).

Л. Т. Габделхакова — соискатель кафедры восстановительной медицины и курортологии БГМУ (г. Уфа).

Р.Х. Зиннатуллин — соискатель кафедры восстановительной медицины и курортологии БГМУ (г. Уфа).

Для корреспонденции

Гильмутдинова Лира Талгатовна, тел./факс: (347) 228-43-78, e-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.