Научная статья на тему 'Экономическая сфера турецко-киргизских отношений в постсоветский период'

Экономическая сфера турецко-киргизских отношений в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
416
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / КЫРГЫЗСТАН / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сфера турецко-киргизских отношений в постсоветский период»

2. An Interview of President of Turkmenistan Gurbanguly Berdimuhamedov to Chinese Journalists // Turkmenistan: The Golden Age. - 2011. - 24.11. - Mode of access: http://www.turkmenistan.gov.tm/_eng/?id=188

3. Проектом века стал газопровод «Туркменистан-Узбекистан - Казахстан - Китай» // Казахстанская правда. - 2013. - 7.05. - Режим доступа: http://meta. kz/novosti/kazakhstan/795650-proektom-veka-stal-gazoprovod-turkmenistan-uzbe kistan-kazahstan-kitay.html

4. Цзиньпин С.: Туркменистан и КНР являются крупнейшими партнерами в газовой сфере // Neftegaz.ru. - 2014. - 13.05. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/ news/view/123874

5. Транснациональный газопровод Туркменистан - Китай - успешная реализация международного энергетического партнерства // Новости ООН. - 2010. - 4.01. -Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story. asp ?NewsID=12888#.Uu TMFRDHnlU

6. Starr F., Kuchins A. The Key to Success in Afghanistan: A Modern Silk Road Strategy. - Washington, DC: Central Asia - Caucasus Institute Silk Road Studies Program, 2010. - 48 p.

7. Flow of Natural Gas from Central Asia // CNPC. - Mode of access: http://www. cnpc.com.cn/en/FlowofnaturalgasfromCentralAsia/FlowofnaturalgasfromCentralAsi a2.shtml

8. Панфилова В. Пекин взял Центральную Азию в газовое кольцо // Независимая газета. - 2014. - 14.03. - Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2014-03-14/1_ asia.html

2018.04.007. КУДАЯРОВ К.А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ТУРЕЦКО-КИРГИЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. (Обзорная статья).

Ключевые слова: Турция; Кыргызстан; экономика; инвестиции.

Киргизия и Турция установили экономические связи в 1991 г. Этому способствовали как экономическая потребность постсоветской Киргизии, так и заинтересованность Турции в реализации новых открывшихся возможностей на постсоветском пространстве. Оба государства не могут похвастать крупными совместными экономическими проектами на межправительственном уровне. Существующие экономические отношения между ними развиты лишь на уровне малого и среднего предпринимательства, поскольку обладают быстрой и высокой окупаемостью. Несмотря на неоднократные попытки киргизского руководства привлечь турецкие инвестиции в проекты, представляющие для Киргизии стратегическое

значение, такие как строительство больших и малых гидроэлектростанций и другие проекты, Турция, как и прежде, не очень откликается на призывы вкладываться в них. Из крупных проектов имеются лишь проекты в сфере образования. Экономическое сотрудничество между двумя государствами развивается в рамках основных положений 50 соглашений и договоров. До недавнего времени Турция занимала второе место по объему инвестиций (свыше 450 млн долл. США), вложенных в экономику Киргизии иностранными инвесторами. Во взаимной торговле доминируют турецкие поставки. Турция содействует развитию малого и среднего предпринимательства Киргизии преимущественно по каналам Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию, при координации которого осуществлено свыше 30 проектов [1].

Киргизско-турецкое общество предпринимателей (далее -«КЫТИАД») занимает второе место по количеству реализованных совместно с Главным управлением сотрудничества и развития Турции (ТИКА) проектов на всем евроазиатском пространстве. «КЫТИАД» создан 16 июля 1996 г. с целью обеспечения сотрудничества между предпринимателями Киргизии и Турции во главе с 16 киргизско-турецкими фирмами. Киргизско-турецкое общество предпринимателей ведет в Киргизии экономическую деятельность с участием 110 фирм - членов общества. В настоящее время сумма инвестиций, вложенных турецкими фирмами, число которых достигает 250 (в 2011 г. - около 300), составляет более 500 млн долл. США [2, р. 325]. В фирмах общества трудятся около 8 тыс. местных и около 1500 иностранных граждан. Кроме этого, около 9500 граждан Киргизии работают в торговых сферах и сферах дополнительных услуг филиалов и дочерних компаний турецких фирм. Таким образом, общее число рабочих мест доходит до 20 тыс.

Членами общества «КЫТИАД» являются предприятия, ведущие деятельность в сфере производства, торговли, обслуживания, строительства, туризма, банковского дела, образования, эксплуатации торговых центров. Турецкий бизнес в Кыргызстане в основном представлен малым и средним предпринимательством. Тогда как в более капиталоемких секторах экономики турецкие инвестиции отсутствуют [3]. Основополагающим документом торгово-экономических отношений двух стран является протокол по торгово-экономическому сотрудничеству, подписанный двумя

странами в Анкаре 29 мая 1991 г. Для координации экономических проектов 25 декабря 1991 г. был создан Киргизско-Турецкий деловой совет. Были подписаны следующие протоколы и соглашения торгово-экономического характера между Турцией и Киргизией: 23 декабря 1991 г. - протокол по торговому и экономическому сотрудничеству; 28 апреля 1992 - договор о взаимном поощрении и охране капиталовложений; в 1995 - договор о создании совместной экономической комиссии; в 1997 - договор между правительствами Турецкой Республики и Киргизской Республики о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве; 2 июня 1999 г. - договор о пресечении двойного налогообложения налога с прибыли и о пресечении уклонения от налогов между двумя странами и другие соглашения.

Помимо уже указанных сфер экономического сотрудничества, Киргизия предлагает турецким предпринимателям вкладывать в такие перспективные отрасли, как золотодобывающая промышленность, энергетика, горное дело, металлургия, переработка сельскохозяйственной продукции, угольная промышленность [4]. В 2003 г. был принят Закон «Об инвестициях в Киргизской Республике» [5] предусматривающий равные условия деятельности для отечественных и иностранных инвесторов, неизменность законодательства в течение десяти лет, право обращения инвестора в Международный Арбитраж. 26 апреля 2010 г. был принят Закон «О защите инвестиций».

В Киргизии нет официальных ограничений для вложения средств в производство материальных благ и услуг населению. Все сектора экономики открыты для реализации рентабельных инвестиционных проектов, а инвесторам, в том числе иностранным, разрешено приобретать акции предприятий в 100%-ном объеме. Несмотря на все принятые и принимаемые меры, инвесторы по-прежнему испытывают проблемы различного характера, мешающие их полноценной работе. Если проследить динамику двусторонних торговых отношений, можно сказать следующее: в 19921997 гг. происходил рост торговли, однако из-за кризиса в 19981999 гг. началось падение товарооборота. Начиная с 2000 г. снова намечается рост товарооборота между двумя странами. Объем двустороннего товарооборота в 2006 г. составил 159 млн долл. США, но уже в следующем году он составил 226 млн долл. Так, в 2007 г.

экспорт Турции в Киргизию составил 181,21 млн долл. США, что на 37,2 % выше предыдущего года. Экспорт Киргизской Республики в Турцию в 2007 г. составил 45 млн долл. США, что на 64% выше предыдущего. Надо сказать, что около 70% из них - это фрукты и овощи. Согласно данным Национального Статистического Комитета Киргизской Республики, в импорте в республику Турция занимает седьмое место, с долей в 3,8%. Ежемесячно в Киргизию из Турции отправляется 14-15 грузовых самолетов. Доля киргизского экспорта в Турцию составляет 1,8%, занимая восьмое место после таких стран как Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, США, Украина, Германия.

Экспортируемая из Киргизии в Турцию продукция на 95,1% состоит из продукции сельского хозяйства, и лишь на 4,9% из промышленной продукции. В 2007 г. в отличие от 2006 г. наблюдался рост ввоза в Турцию товаров сельскохозяйственного происхождения на 61,6%. Ввоз продукции промышленного происхождения остается на прежнем уровне. Экономическое сотрудничество страны бывший президент К. Бакиев прокомментировал следующим образом: «...в 2008 году объем товарооборота достиг 136 млн долл., по сравнению с предыдущими годами рост составил 40-45%. Хотя на первый взгляд эти показатели и кажутся заметными, в общем объеме внешней торговли Киргизской Республики они никак не могут занять весомого места. Словом, нынешнее состояние торговли не соответствует потенциальным возможностям обеих сторон. Более того, вероятно, из-за изменений в мировой торговой конъюнктуре и в силу воздействия глобального финансово-экономического кризиса, объем товарооборота между нашими странами по ряду позиций даже снизился. Например, Турция все время снижает объем закупаемых в Киргизии фасоли, хлопка, шерсти. За пределами СНГ Турция является для нас крупнейшим инвестором. Тем не менее в последние годы налицо заметное снижение объема инвестиций» [6].

Доля импортируемых из Турции в Киргизию товаров в процентном соотношении следующая: ковры - 24,13%, драгоценные металлы - 8,65, пластик - 7,13, котлы и разные машины (механизмы) - 6,64, мебель - 5,73, сахар и сахарная продукция - 5,24, электрические машины - 5,04, плетеная одежда - 3,47, отдельные плетеные принадлежности - 3,42, какао и какао содержащая продукция - 2,94, другое - 27,61%. Продукция, экспортируемая Кир-

гизской Республикой в Турцию: овощи - 46,63%, необработанные шкуры - 12,57, вязаная одежда - 12,31, фрукты - 10,77, семена и фрукты для производства растительных масел - 6,64, другая продукция животного происхождения - 3,02, металлические изделия -2,27, не плетенная одежда - 1,22, шелк - 0,99, другое - 3,26%. То есть около 80% поставляемой из Киргизии в Турцию продукции приходится на сельскохозяйственную продукцию, главным образом сырье. Продукция же, импортируемая из Турции, представляет собой в подавляющем большинстве готовую продукцию пищевой и легкой промышленности, также не имеющую стратегической значимости. К примеру, товарооборот между Киргизией и Россией не только значительно превышает аналогичный киргизско-турецкий, но и в перечне импортируемых в Киргизию товаров имеет большое количество жизненно важных стратегических для развития экономики Киргизии наименований продукции. К примеру, основной импорт отдельных видов товаров из России в Киргизскую Республику традиционно представлен гораздо более востребованными товарами: минеральное сырье, автомобильный бензин, легкие дистилляты, авиакеросин, газойль (дизельное топливо), смазочные нефтяные масла, нефтяной кокс, битум и битумные смеси, неорганические химические вещества, пигменты краски и лаки, медикаменты, парфюмерные, косметические и туалетные препараты, мыло, моющие и полирующие препараты, удобрения, резиновые шины, уплотненная и восстановленная древесина, древесноволокнистая плита, бумага и картон и изделия из них, изделия из чугуна и нелегированной стали, получаемые плоским прокатом изделия из неблагородных металлов, изолированные электрические провода, кабель, легковые автомобили новые, автомобили для перевозки грузов, легковые автомобили бывшие в употреблении, детали и принадлежности автомобилей.

Определенных успехов в Киргизии достигли турецкие строительные фирмы. Согласно данным внешнеторгового представительства, к началу 2004 г. 13 подрядческих фирм в республике завершили 19 проектов на общую сумму 330,6 млн долл. В числе выполненных крупных проектов: Международный аэропорт «Ма-нас», фабрика «Кока-Кола Ботлерс», отель «Пинара» в Бишкеке и реабилитационный проект автодороги «Бишкек - Ош». В стране активно работают следующие турецкие подрядческие компании:

«Энка», «Энтес», «Систем, Учген», «Гаранти-Коза» и др. В Турции существует шесть фирм с киргизскими капиталовложениями. Общий капитал этих фирм равен лишь 345 тыс. долл., а доля иностранных вложений в них составляет 74,12%. Среди турецких фирм выделяются компания «Систем Мюхендислик» построившая четырехзвездный отель «Пинара», (которая одновременно инвестировала в него и стала совладельцем отеля), банк «Демир Кыргыз Интернешнл Банк», являвшийся одно время самым большим банком республики. Компания «Бета Групп» занимается производством чая и его упаковкой, занимая значительную долю на среднеазиатском рынке. В 2000 г. данная компания открыла торговый центр «Бета Сторес». Компания «Пласкап» начала свою деятельность в республике по производству пластиковых крышек в 1998 г.

Помимо встреч на высшем уровне и на уровне соответствующих министерств постоянно проводятся заседания межправительственной киргизско-турецкой совместной Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, созданной в соответствии с Соглашением между Правительством Киргизской Республики и Правительством Турецкой Республики «Об учреждении киргизско-турецкой совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству» от 16 августа 1995 г. Результатами проводимых заседаний стали решения сторон по осуществлению сотрудничества по следующим вопросам: содействие поиску возможностей участия турецких фирм в разработке угольных месторождений Кавакского буроугольного и Узгенского каменноугольного бассейнов в Киргизии; рассмотрение возможности организации промышленного производства по добыче, переработке и выпуску изделий из гипса (гипсокартон, стеновые перегородки, отделочные строительные материалы и др.) на месторождении «Мин-Куш-Гипсовый», запас гипса которого составляет более 15 млн т; изучение возможности модернизации мощностей добывающей промышленности и обрабатывающего производства на предприятии АО «Кыргыз-Тоо-Таш» по выпуску облицовочных плит из мрамора, гранита и травертина; проработка возможности технического сотрудничества и содействия инвестициям для модернизации, технического переоснащения, реконструкции энергетических объектов и строительства новых, а также реконструкции существующих и строительства новых ГЭС в Киргизской Республике; по мере возможности расши-

рить оказание технической помощи со стороны ТИКА энергетическому сектору Киргизской Республики. В июле 2009 г. между частным турецким авиаперевозчиком «Пегасус» и правительством Киргизии было подписано соглашение об осуществлении авиарейсов. В результате этого киргизский авиарынок пополнился тремя авиасуднами. Помимо этого, рейсы в Киргизскую Республику осуществляет турецкая авиакомпания Atlas-Jet Hava Yollari [2, p. 329].

Среди причин, влияющих на экономику страны, необходимо назвать нестабильную политическую обстановку, играющую свою отрицательную роль в развитии иностранного бизнеса в республике. Приведем несколько примеров захвата турецкого бизнеса во время политического кризиса в Киргизии в 2005 и 2010 гг., когда были разграблены гипермаркет «Бета- Сторес», магазин «Лион», гостиница «Пинара» (ныне «Ак-Кеме») и другие успешные турецкие бизнес-предприятия. История отеля «Ак-Кеме» является одним из негативных примеров экономического сотрудничества. В 1992 г. на выделенный Турцией кредит был построен данный отель. Последовавший в 1997-1998 гг. кризис привел к банкротству отеля, который после перехода его к государству, перешел к турецким бизнесменам. До революционных событий 2005 г. он управлялся турецкой стороной. В период мартовского политического кризиса 2005 г. отель «Пинара» перешел в руки ЗАО «Ак-Кеме». Турецкая компания, заявившая о захвате бизнеса, подала 12 апреля 2006 г. иск против киргизского правительства. В октябре 2012 г. долг перед турецкой компанией был погашен.

В целом, в других тюркских республиках (кроме Узбекистана), как и в других государствах СНГ, турецкие инвестиции продолжают расти. Как отметила Е.И. Уразова: «С учетом низких тарифов на транспорт и электроэнергию, растущего внутреннего потребительского и экспортного спроса это позволяет предпринимателям получать высокие прибыли, значительно превышающие их средний уровень в Турции. Несмотря на высокие инвестиционные риски, такая ситуация в середине 1990-х годов привлекала в тюркские республики не только крупные компании, но и сотни мелких и средних предприятий, причем для подавляющего их большинства это был первый опыт работы за рубежом» [8].

Тезис Е. И. Уразовой наименее всего соответствует киргизским экономическим реалиям, поскольку в Киргизии, в отличие от

других тюркоязычных государств, нет нефтяных и газовых месторождений. К тому же доходы от продажи нефти и газа поддерживают существующие авторитарные режимы тюркоязычных республик, гарантируя им прочность через укрепление силовых ведомств и иных контролирующих структур государства, что в свою очередь обеспечивает и политическую стабильность данных режимов в отличие от киргизского, не имеющего источников столь щедрого финансирования и, возможно, поэтому столь слабого перед лицом политических беспорядков, угрожающих существующему режиму. Как известно, политическая стабильность является одним из главных условий прихода иностранных инвесторов.

Киргизские власти постоянно предпринимают попытки привлечь иностранные инвестиции, используя для этого и регулярно проводимые тюркские саммиты и другие международные встречи и мероприятия. Постоянно делается упор на вложения в сферу энергетики и туризма. Однако это так и не привлекло желаемые инвестиции в экономику страны, в частности в развитие гидроэнергетики. Даже встречи в Бишкеке непосредственно с самим министром топлива и энергетики Турции Мехметом Хильми Гюлером не дали желаемых результатов. В «Комплексной стратегии развития Киргизии до 2010 г.» в разделе «Поддержка международного сообщества» Турция упоминается среди стран-доноров, таких как Германия, Великобритания, США, Япония, Малайзия, Швейцария и др.). Таким образом, Киргизская Республика считает Турцию скорее донором, чем инвестором, поскольку история экономических взаимоотношений между двумя странами оставляет желать лучшего. К примеру, возьмем ситуацию с турецким банком «Эк-симбанк», который в апреле 1992 г. выделил Киргизии кредит в размере 75 млн долл. По причине проблем, возникших с возвратом долга, 11 марта 2005 г. было принято решение об уменьшении долга на 50%, а позже этот долг был списан. Таким образом, Турция вместо кредитора стала скорее донором небольшой среднеазиатской республики. Донорство не может стимулировать экономическую заинтересованность самого донора.

Для привлечения экономического интереса к стране в Бишкеке регулярно проводятся бизнес-форумы «Кыргызстан - Турция», призванные укрепить сотрудничество между киргизским и турецким бизнесом. Республика также принимает активное участие

в сессиях постоянного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству организации «Исламская Конференция» в Стамбуле, в которую Киргизия вошла благодаря Турции. Также республика принимает постоянное участие в совещаниях министров экономики стран - участниц Совета Сотрудничества Тюркоязычных Государств и т.д. Однако, как видно, это не подстегивает желание Турции вкладывать средства в ее экономику. Что же мешает турецкому, да и любому другому крупному инвестору вкладывать в экономику Кыргызстана?

На данный вопрос ответил руководитель центра энергетических исследований ИМЭМО РАН С.В. Жуков, который объясняет экономические издержки при сотрудничестве России со странами Центральной Азии (что объясняет и трудности сотрудничества Турции с данными странами), и в первую очередь с Киргизией и Таджикистаном, следующими причинами: отсутствие выхода к мировым торговым путям; удаленность от развитых мировых центров производства и потребления; высокий уровень экономических издержек; сложность климатических условий и физической географии; только природные ресурсы глобального значения представляют интерес для инвесторов (а это богатые нефтью и газом Казахстан и Туркмения); страны Центральной Азии придерживаются принципа «открытого регионализма», т.е. открытость для любых экономических проектов [9].

Помимо этого, в Центральной Азии практически любое государство-инвестор и частные инвесторы в экономическом плане сталкиваются со следующими проблемами: с конкуренцией со стороны китайских товаров и использованием административного ресурса местными органами управления для защиты интересов собственного бизнеса. Сюда же можно отнести бесконечные изматывающие проверки, неожиданные отзывы лицензий, отмены тендеров, а также отсутствие независимых судов [10, с. 20].

Эти факторы касаются и Турции, которая не спешит вкладываться в экономику Киргизской Республики. По данному поводу высказался президент компании «Кока-Кола-Бишкек-Боттлерс» турецкий бизнесмен Э. Агаоглу: «Худшее - это отношение государственных чиновников к частным компаниям, которое, к сожалению, не меняется. До сих пор чиновник не хочет понять, что налогоплательщик - это главный кормилец страны, и его нужно

поддерживать и поощрять... Мы считаем, что нам незаконно начислены финансовые санкции, налоги и проценты, предъявленные Госкомитетом по налогам и сборам за якобы "уклонение от выплаты налогов"... Обидно, что некомпетентность и непрофессионализм налоговых инспекторов подтверждают судьи - последняя инстанция объективного решения. Мы не теряем надежды, что справедливость все-таки восторжествует» [11]. Таким образом, отчетливо прослеживается экономическая ситуация, когда сами органы власти препятствуют ведению бизнеса в республике.

С конца ноября 2015 по начало февраля 2016 г. киргизские дипломаты, политики и общественные деятели в общей сложности провели с представителями Турции около полутора десятков различных переговоров и совместных мероприятий. За это время в Анкаре состоялись два совместных бизнес-форума (17 декабря

2015 г. и 21-22 января 2016 г.), в ходе которых Киргизия позиционировала себя в качестве страны, бизнес в которой дает доступ к внутренним рынкам Евразийского экономического союза с населением 170 млн человек [12]. Данная активность со стороны Киргизии во многом объясняется тем, что надежды, связанные с вступлением республики в ЕАЭС практически не оправдались. Единственным значительным полюсом от вступления Киргизской Республики в ЕАЭС является облегчение статуса киргизских трудовых мигрантов, которые теперь в правах практически приравнены к российским рабочим. Говоря о товарообороте между двумя странами, стоит сказать, что в период с 2011 по 2015 г. среднегодовой экспорт Турции в Киргизию равнялся 308,569 млн долл. В свою очередь, импорт из Киргизии в Турецкую Республику составил в среднем 55,563 млн долл. Однако в свете событий последних месяцев

2016 и начала 2017 г. в турецко-киргизских отношениях наметился некоторый кризис, связанный прежде всего с разногласиями в позициях относительно деятельности Ф. Гюлена в Киргизии. Этот факт может замедлить поступательное экономическое сотрудничество между Киргизией и Турцией, либо привести к сокращению имеющихся на сегодняшний день экономических проектов.

Турция недостаточно активна в своей экономической деятельности в Киргизии, и это объясняется следующими причинами: непривлекательный для Турции рынок сбыта, характеризующийся низкой платежеспособностью местного населения; отсутствие

больших производств и скудность природных ресурсов, а также аграрный характер экономики; ощущение незащищенности иностранных (турецких) инвестиций (факты мародерства в 2005 и 2010 гг.); экономическое преобладание российских и китайских капиталовложений; отсутствие государственного участия со стороны Турции и Киргизии в совместных экономических проектах, наличие которого также придало бы импульс для развития; дороговизна логистических услуг, что вызвано отсутствием общих границ; ограниченность экономической мощи Турции и как следствие ее неспособность принимать участие в более масштабных экономических проектах в Киргизской Республике; геополитическая дальновидность Турции, которая вкладывается в неэкономические проекты, такие как образование и культура, что в перспективе обеспечит ее более лояльной к ней элитой и интеллигенцией; ухудшение двусторонних киргизско-турецких отношений может всерьез затормозить развитие экономических отношений между двумя государствами. Тем не менее присутствуют и факторы, способствующие экономическому сотрудничеству двух стран: дружеские отношения между лидерами двух стран; ориентированность Турции на небольшие и быстро окупаемые экономические проекты; культурное, лингвистическое и историческое родство, а также общие религиозные ценности.

Список литературы

1. ТИКА в Кыргызской Республике // Координационный совет партнеров по развитию в КР. - Режим доступа: http://www.donors.kg/ru/agentstva/90-%20tica# .W6PJUmgzaM9

2. Ayyildiz E. Cultural and Touristic Cooperation between Turkey and Kyrgyzstan // Alatoo Academic Studies. - 2016. - N 4. - P. 324-331.

3. Карымшаков К. Роль и восприятие Турции в Центральной Азии: факты из экономики Кыргызстана // Роль и восприятие Турции в Кыргызстане. - Бишкек: Фонд им. Фридриха Эберта, 2012. - С. 7-24.

4. Президент Киргизии встретился с турецкими бизнесменами // Деловая пресса. -2002. - №8 (108), 26.02. - Режим доступа: http://www.businesspress.ru/news paper/article_mId_21960_aId_103263.html

5. Закон Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г. №66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» // Министерство Юстиции Кыргызской Республики. -Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1190

6. Бакиев не удовлетворен развитием кыргызско-турецких взаимоотношений // Вестник Кавказа. - 2009. - 26.05. - Режим доступа: http://vestikavkaza.ru/ news/2176.html

7. Денисенко Д. Турки могут отсудить акции Кыргызстана в компании Centerra на $11 млн // Вечерний Бишкек. - 2012. - 20.04. - Режим доступа: https://www. vb.kg/doc/186325_tyrki_mogyt_otsydit_akcii_kyrgyzstana_v_kompanii_centerra_n a_11_mln.html

8. Уразова Е.И. Тенденции развития экономического сотрудничества Турции с постсоветскими тюркскими государствами // Центральная Азия и Кавказ. -2001. - №5 (17). - Режим доступа: https://www.ca-c.org/journal/2001/journal_ rus/cac-05/14.urazru. shtml

9. Жуков С.В. Экономическое взаимодействие России и Центральной Азии в условиях глобализации и «открытого регионализма» // Вызовы безопасности в Центральной Азии. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - С. 138-139.

10. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / Ред. И.С. Иванов. - М.: Российский совет по международным делам; Институт востоковедения РАН. - 2013. - №10. - 59 с.

11. Агаоглу Э. Лучшее... худшее... // Инвестиции сегодня. - Бишкек, 2010. - №1. -С.15.

12. Шустов А. Турция укрепляется в Центральной Азии // Независимая газета. -2016. - 14.03. - Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2016-03-14/11_asia. html

13. Economic Relations between Turkey and Kyrgyzstan [Экономические отношения между Турцией и Кыргызстаном] // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. - Mode of access: http://www.mfa.gov.tr/economic-relations-between-turkey-and-kyrgyzstan.en.mfa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.