УДК 008:2-1(4-15)
Рыжева Н.А.
Доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории и археологии Николаевского национального университета имени В. А. Сухомлинского
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2611-0817 DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10952 ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНО- ДУХОВНЫХ АЛГОРИТМОВ
Ryzheva N.A
Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the department of history and archaeology Mykolaiv national university to the name of V.O. Sukhomlynskoho ORCID: https://orcid. org/0000-0003-2611-0817
HISTORICAL TRANSFORMATION OF CULTURAL-SPIRITUAL ALGORITHMS
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы развития западноевропейской духовно-культурной парадигмы. Прослеживается роль религиозных ценностей в формировании европейской цивилизации. Основное внимание сосредотачивается на обосновании фундаментальной роли христианских ценностей в процессе создания духовных алгоритмов светского типа. Анализ влияния христианства на социум выявляет объективную обусловленность возникновения религиозных идей в истории и обратное влияние христианских ценностей, верований на светскую жизнь.
Summary
The article discusses the main stages of the development of the Western European spiritual and cultural paradigm. The role of religious values in the formation of European civilization is studied. The main focus is on the rationalization of the fundamental role of Christian values in the process of creating spiritual algorithms of secular type An analysis of the influence of Christianity on society, reveals the objective conditionality of religious ideas occurrence in history and the inverse effect of Christian values and beliefs on secular life.
Ключевые слова: духовная парадигма, культура, западноевропейская цивилизация, христианство, светская культура.
Keywords: spiritual paradigm, culture, West European civilization, Christianity, secular culture.
Начало XXI века характеризуется интенсивным возвращением культурно-духовного контекста в общественно-политическую жизнь Украины. Сформирован комплексный научно-исторический фундамент, магистральным алгоритмом которого стало утверждение, что духовно-религиозное состояние народа в ту или иную эпоху во многом определяет его судьбу.
На наш взгляд наиболее емко понять характер и масштабы данных явлений, оценить их последствия возможно только при условии комплексного анализа европейского духовно-религиозного дискурса на базисных основах исторических реалий определенных периодов.
В исследованиях специалистов - Болотова В., Буайе П., Горбач О, Зубова А., Кузнецова К., Липин-ского В., Хантингтона С. и других - по истории, философии, социологии и другим отраслям научных знаний раскрывается специфика религии как автономной историко-культурной системы со своими закономерностями [1, 3, 4, 7, 8, 10, 13].
В представленной статье предпринимается попытка определить некоторые исторические акценты духовно-религиозной парадигмы с доминированием европейского дискурса.
Религия и культура неразделимы с историей становления человечества, именно религия стала одной из важнейших сторон культуры и способствовала ее развитию, повлияв в дальнейшем и на развитие человеческого общества в целом.
Мировая история не знает ни одного народа или общества, у которого нет религии. Большинство археологов и антропологов выдвинули предположение, что религия присуща человеку с момента появления [3, с. 129, 256, 378]. Религиозные верования первобытных людей формировались постепенно. Окружающий мир оказывал непосредственное влияние на религиозную сферу жизни человека. Накапливаемые знания и практические навыки образовывали первичный фундамент будущей науки.
Религиозные и научные представления взаимно влияли, дополняли и помогали друг другу в процессе исторического развития. В античный период развития человеческой цивилизации в религии осуществлено своеобразное соединение бытийно-онтологического, сверхъестественного, умозрительно-метафизического. Мыслители древности обратили внимание на тот факт, что религия, вера в Бога (или богов) - явление всеобщее. Плутарх указывал: «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв». Цицерон, развивая данное утверждение, отметил: «Между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого, который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...» [7].
Следовательно, религия уже на раннем этапе развития человечества выступила во множественных проявлениях. Она формировала совокупность
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / ИКТОМСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8
125
идеалов и убеждений, которые обусловливали поведение и образ жизни людей, она определяла систему взглядов на мир в целом и на место человека в нем. Кроме того, религия предложила определенную совокупность идей и концептуальных представлений о мире и обо всех духовных процессах в общественной жизни. В европейской античности не проводились различия между религией и политикой. Религиозный культ считался тождественным государственному культу. Не существовало никакого разграничения между земной светскостью и религиозной сакральностью.
Изменения социальных условий жизнедеятельности людей неизбежно сопровождались модификацией верований и возникновением принципиально новых взаимодействий между духовно-религиозными системами и структурами государственной власти.
В Европе доминантой духовного развития становится христианство, которое формирует мировую модель религиозных отношений человека [1, с. 163].
В эпоху Средневековья с IV-XV вв. христианство выступило как форма и проявление мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений, познавательных идей и образа жизни народов. В современной научной литературе нашло широкое обоснование утверждение о том, что в своем целостном виде христианская Церковь выступила как своеобразная форма культуры, а, следовательно, и форма цивилизации [2, 3, 4, 6, 11, 14].
Она стала ядром мировоззренческого института организации социальных структур средневековых социумов. В социальную практику были запущены сложные процессы формирования рефлексов, контролирующих биологическую природу человека. Средневековье определило новый исторический тип взаимосвязи с доминантой сознательности, моральности и этикета над природными инстинктами человека.
Фоновыми реалиями рассматриваемого периода становятся представления о свободе. Стремление к абсолютизации ценности свободы для защиты достоинства человека вытекало из истории западной цивилизации. После разделения в 1054 году христианства на две основные конфессии - католичество и православие - постепенно оформились два подхода: один стал доминирующим на Западе, а второй - на Востоке. История поставила перед всеми христианами вопрос о возможности использования государственной власти для защиты и распространения веры.
Итогом поиска и противостояния становится формирование новой системы ценностей христианского мира, которая с течением времени обретает статус традиционной.
Интеллектуальные поиски средневековой Европы сопровождались зарождением и манифестацией социального самосознания. Этот процесс ускоряется появлением гильдий, братств, цехов основанных преимущественно на горизонтальных линиях равенства, а не на прежних вертикально-деспотических отношениях феодалов и вассалов.
В Х^Х'УГ вв. начинается трансформация «христианского мира». В условиях десакрализации культуры христианство помогло сохранить цивили-зационную парадигму с помощью «Реформации» как механизма «Возрождения» на основе структурирования и укрепления изначального комплекса духовно-мировоззренческих идей. С точки зрения истории европейской цивилизации, в Реформации можно увидеть определенный историко-культурный феномен. Западная цивилизация столкнулась с новыми реалиями, аналогов которым не было на протяжении предшествующей истории. Возрастающая роль денег в обществе, стремление к обогащению, складывающиеся на горизонтальных основах равенства, модель общества, демократические ценности, распространение идеалов светской культуры, социальные конфликты и революций - все это требовало осмысления новых реалий с позиций религии.
Новое время стало важным этапом в развитии всех сфер жизни западноевропейского общества. В Х'УГ-ХК вв. происходит становление мировоззрения, отличительной чертой которого является светский характер. В Новое время протест против практики принуждения раздался со стороны родоначальников современной философии, базовой основой которой стали права и свободы человека [13, 14]. Во второй половине Х'УП-Х'УШ ст. Дж. Локк, И. Кан, А. Смит и другие выделили основные подходы к определению сущности гражданского общества. Это способствовало в период «Просвещения» окончательному формированию новой - рационалистической культурной парадигмы. Основным средством познания и критерием истины признавалось не «Божественное откровение», а разум человека.
Духовный код христианской культуры, которая ассоциировалась только с церковью, постепенно утрачивает свои позиции, что сопровождалось не только формированием идеи свободы вне христианства, но и появлением движений антиклерикального и антихристианского характера. Усилиями «просвещенных мыслителей» запускались процессы ликвидации культурного господства католической церкви в Европе и формировался более индивидуалистический, светский характер Нового времени. В ходе буржуазных революций церковь утратила свое прежнее место в социально-духовной иерархии.
XX - начало XXI вв. становятся периодом интенсивного развития науки и создания возможностей альтернативных путей становления ценностных отношений - не на сакральной, а на секулярной основе. В рассматриваемый период цивилизацион-ный подъем, нацеленный на обеспечение материально-культурного прогресса и социальной справедливости, стал более радикальным и действенным. Он поднялся на качественно более высокий уровень, благодаря использованию достижений научно-технических революций. Тем не менее исторически сложилось так, что именно религия передала науке алгоритм развития цивилизации, базовые идеи, механизмы их трансляции и в настоящее
время во многом составляют своеобразный и необходимый инструмент верификации научной «истины».
Таким образом, анализ основных этапов развития западноевропейской культурно-духовной парадигмы показал, что христианская концепция духовности сыграла фундаментальную роль в формировании светского типа духовности. В настоящее время религия воспринимается как фермент культур и цивилизаций. Именно в религиях происходят процессы, напоминающие глобальные экономические и финансовые тенденции, что стимулирует осмысление глобализации как комплексного, а не сугубо политико-экономического явления. Анализ влияния христианства на европейский социум выявляет как объективную обусловленность возникновения религиозных идей в истории, так и обратное влияние духовно-религиозных ценностей на светскую жизнь.
Список источников и литературы
1. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4-х тт. Москва: Наука, 1994. 510 с.
2. Бондар С.В. Христианские космологические концепции периода Киевской Руси. Практична фiлософiя. 2014. № 4. С. 3-10.
3. Бортникова Е.Г. Методологи досл1дження функцюнування релт! в соцiумi (постановка питання). Фiлософiя науки: традицИ та тноваци. 2014. № 1. С. 194-205.
4. Буайе П. Объясняя религию:Природа религиозного мышления. Пер. с фран. Москва: Альпина нон-фикши, 2017. 496 с.
5. Горбач О. Християнський аспект формування мiжнародних вщносин в епоху Середньовiччя. Укратська нацюнальна iдея: реалИ та перспективи розвитку. Львiв: Видавництво Львiвськоl полггехшки, 2014. Випуск 26. С. 9-14.
6. Сьомш С., Кальниш Ю., Петрик В., Остроухов В. Державно-церковш ввдносини: свгговий досвщ i Украша (юторико-полггичний аналiз) : монографiя. Кшв : Вид-во Свроп. ун-ту, 2002. 136 с.
7. . Сленський В. Велике повернення: релiгiя у глобальнш полтгащ та мiжнародних вщносинах шнця ХХ - поч. ХХ1 столитя. Львiв : Видво УКУ, 2013. 504 с.
8. Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. Москва: Планета детей, 1997. 344 с.
9. Кузнецова К. Ю. Концепцiя «Постсекулярного сустльства» та ствердження необхвдносл дiалогу. Вкник Харювського нацiонального yHiверситету iMeHi В.Н. Каразта. Фiлософiя. Фшософсью перипетИ. Харшв, 2015. Випуск 52. С. 95-101.
10. Липинський В. Релiгiя i церква в юторп Украши. Луцьк : Терен, 2010.96с.
11. Паращевин М. Теория секуляризации в европейском научном дискурсе. Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 2. С. 90 -102.
12. Телиженко Л. Христианские ценности в современной науке и образовании. Релiгiя та соцум. 2015. №4 (20). С. 22-29.
13. Ткачук Ю. Взаeмодiя держави та церкви: концептуалiзацiя сучасних пiдходiв. Релiгiя та
соц!ум. 2012. №1(7). С. 131-140.
14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. [пер. с англ. Т. Велишеева]. Москва : Изд-во АСТ, 2015. 571 с.
15. Христианство в общественной, политической и духовной жизни Германии в ХХ веке : Сборник статей российских и немецких историков / отв. ред. К. Кроуфорд, Т. А. Некрасова. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 307 с.
References
16. 1.VV Bolotov Lectures on the history of the ancient church: In 4 vols. Moscow: Science, 1994. 510 P.
17. 2. Bondar SV Christian cosmological concepts of the period of Kievan Rus. Practical philosophy. 2014. No. 4. P. 3-10.
18. 3.Bortnikova EG Methodologies for the study of the functioning of religion in society (formulation of the question). Philosophy of Science: Traditions and Innovations. 2014. № 1. S. 194-205.
19. 4. Boye P. Explaining Religion: The Nature of Religious Thinking. Trans. with fran. Moscow: Alpina non-fiqshi, 2017. 496 p.
20. 5.Gorbach O. Christian aspect of the formation of international relations in the Middle Ages. The Ukrainian National Idea: Realities and Prospects for Development. Lviv: Lviv Polytechnic Publishing House, 2014. Issue 26. P. 9-14.
21. 6. Semin S., Kalnysh Y., Petrik V., Ostroukhov V. State-church relations: world experience and Ukraine (historical and political analysis): monograph. Kiev: A view of Europe. Univ., 2002. 136 p.
22. 7. Elensky V. The Great Return: Religion in Global Politics and International Relations at the End of the 20th Century XXI century. Lviv: UCU Publishing House, 2013. 504 p.
23. 8. Zubov AB History of religions. Book One: Prehistoric and Extraterrestrial Religions. Course of lectures. Moscow: Planet of Children, 1997. 344 p.
24. 9. Kuznetsova K. Yu. The concept of "Postsecular society" and affirmation of the need for dialogue. Bulletin of the VN Kharkiv National University Karazin. Philosophy. Philosophical vicissitudes. Kharkiv, 2015. Issue 52. P. 95-101.
25. 10. Lipinski V. Religion and the Church in the History of Ukraine. Lutsk: Teren, 2010. 96 p.
26. 11. Paraschevin M. The theory of secularization in the European scientific discourse. Sociology: theory, methods, marketing. 2006. № 2. P. 90 -102.
27. 12. L. Telizhenko Christian values in modern science and education. Religion and society. 2015. №4 (20). P. 22-29.
28. 13. Tkachuk Y. Interaction of the State and the Church: Conceptualization of Modern Approaches. Religion and society. 2012. №1 (7). Pp. 131-140.
29. 14. Huntington S. The clash of civilizations. [trans. with English. T. Velisheva]. Moscow: AST Publishing House, 2015. 571 p.
30. 15. Christianity in the Social, Political and Spiritual Life of Germany in the Twentieth Century: A Collection of Articles by Russian and German Historians / Ans. ed. K. Crawford, T. A. Nekrasov. Moscow; Berlin: Direct Media, 2017. 307 p.