Научная статья на тему 'Процесс дехристианизации в Европейском Союзе'

Процесс дехристианизации в Европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
611
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕКУЛЯРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ИСЛАМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Лариса Анатольевна, Смирнов Михаил Юрьевич, Щербаков Владимир Петрович

Европейский Союз как наднациональное объединение ряда развитых европейских государств в своей институциализации закрепил некоторые итоги длительного исторического процесса дехристианизации. Авторы показывают на примерах учредительных документов Европейского Союза, как христианские ценности уступают место либерально-атеистическим ценностям политкорректности и мультикультурализма и как права человека стали новой сакральностью, ограничивающей христианство. В статье рассматривается влияние дехристианизации на переосмысление христианских канонов, на дальнейшую трансформацию христианских церквей из духовно-социального в социально-культурный институт. Анализ данных социологических опросов показывает, что христианство из исповедания веры превращается в “культурную модель”, культовые действия актуализируются в исключительные моменты жизни, церковные ритуалы замещаются светскими праздниками и мероприятиями. Авторы делают вывод о том, что под угрозой исламизации Европы, при постоянно снижающемся уровне христианской религиозности, само христианство стало играть новую роль “морального бастиона” в общественном сознании. Это свидетельствует о превращении исторических христианских ценностей в культурные, которые призваны поддерживать традиционную идентичность в странах Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс дехристианизации в Европейском Союзе»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК: 261.6 Лариса АНДРЕЕВА Михаил СМИРНОВ Владимир ЩЕРБАКОВ

ПРОЦЕСС ДЕХРИСТИАНИЗАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация. Европейский Союз как наднациональное объединение ряда развитых европейских государств в своей институциализации закрепил некоторые итоги длительного исторического процесса дехристианизации. Авторы показывают на примерах учредительных документов Европейского Союза, как христианские ценности уступают место либерально-атеистическим ценностям политкорректности и мультикультурализма и как права человека стали новой сакральностью, ограничивающей христианство. В статье рассматривается влияние дехристианизации на переосмысление христианских канонов, на дальнейшую трансформацию христианских церквей из духовно-социального в социально-культурный институт. Анализ данных социологических опросов показывает, что христианство из исповедания веры превращается в "культурную модель", культовые действия актуализируются в исключительные моменты жизни, церковные ритуалы замещаются светскими праздниками и мероприятиями. Авторы делают вывод о том, что под угрозой исламизации Европы, при постоянно снижающемся уровне христианской религиозности, само христианство стало играть новую роль - "морального бастиона" в общественном сознании. Это свидетельствует о превращении исторических христианских ценностей в культурные, которые призваны поддерживать традиционную идентичность в странах Европейского Союза.

Ключевые слова: дехристианизация, Европейский Союз, идентичность, религиозные ценности, секулярные ценности, христианская религиозность, исламизация.

© Андреева Лариса Анатольевна - доктор философских наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра религиоведческих и этнополитических исследований, Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина. Адрес: 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское ш., д. 10. E-mail: larchen1969@gmail.com Смирнов Михаил Юрьевич - доктор социологических наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина. Адрес: 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское ш., д. 10. E-mail: mirsnov@yandex.ru Щербаков Владимир Петрович - доктор философских наук, профессор отдела образования, Санкт-Петербургский государственный исследовательский институт фти-зиопульмонологии. Адрес: 191036, Санкт-Петербург, Литовский пр., д. 2-4. E-mail: vpscherb@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52018120130

Введение

В социогуманитарном знании актуальность исследуемой проблематики определяется прежде всего значением и последствиями изучаемых явлений для глобальных процессов в обществе. С данной точки зрения, наблюдаемое ныне радикальное изменение религиозного ландшафта в современном мире - предмет исследования первостепенной важности. Христианство, как обширный сегмент этого ландшафта, за свою историю укоренившееся во всех регионах мира, включая Россию, подвергается ныне существенной трансформации. Прежде всего это касается утраты мировоззренческого влияния, замещения конфессионально мотивированных ценностей аксиологией секулярного общества. Выяснение истоков, мотивов и содержания этой трансформации становится необходимой частью комплексного научного осмысления перспектив развития человечества.

Процесс дехристианизации Европы, ставший очевидным в конце XX века, в начале нового тысячелетия не только усилился, но и приобрёл новые формы [Смирнов, 2013: 205]. Европейский Союз, как наднациональное объединение, в своей институциализации закрепил некоторые проявления дехристианизации. Авторы данной статьи рассматривают эту ситуацию и предлагают свою трактовку смысла и возможных пределов дехристианизации в пространстве Евросоюза.

Проблема выбора ценностей: философско-этический ракурс

Множество болезненных точек духовной и социальной жизни современных европейских стран - миграционная проблема, политический радикализм, "новый сепаратизм", неотвратимая секулярность и проч. - своей остротой нередко препятствуют непредвзятой аналитике коренных оснований намечающихся социокультурных трансформаций. Между тем хотя бы беглый взгляд на аксиологическую подоплеку происходящих процессов бывает полезен, чтобы выбирать по возможности оптимальный ракурс их рассмотрения. Выскажем несколько соображений на этот счёт.

Формирование ценностных представлений о "естественных" правах личности как свободного и автономного агента социальных отношений артикулировано в европейской мысли уже в начале Нового времени и связано с рассуждениями об общественном договоре - философской гипотезе, призванной легитимизировать политические и правовые отношения, сложившиеся в послесредневековой Европе. Одним из главных изменений этого времени является размежевание сфер публичной и частной жизни. Радикальное разделение публичного и приватного требует и совершенно разных способов регулирования этих сфер. Только публичная сфера, деятельность в которой касается интересов и прав других людей, может регулироваться законом; для частной жизни остаётся благоразумие. Соответственно, не существует и общего блага, которое теперь нетождественно для общественной и частной жизни и определяется различными критериями.

В этом контексте религиозные представления - это личное дело каждого. Такая установка со времён Реформации и по сей день влияет на конфессиональное сознание христиан, как бы расчленяя в нём образы сакрального как мистического и интимно-внутреннего и мирского как светского и внешнего. Поскольку большая часть бытия европейского человека проходит в мирском режиме, светские атрибуты и

гражданские ценности получают всё более существенное значение, вытесняя религиозные ориентиры на периферию мироощущения.

Суть различных вариантов теории общественного договора сводится к тому, что когда люди добровольно согласились создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за остальных. Современный социальный теоретик Джон Ролз (1921-2002) вслед за Кантом признает способность человека действовать рационально и свободно, подчиняя свою субъективную волю объективным моральным принципам, которые способны обеспечить общественное согласие и привести к росту общественного блага. Но моральный консенсус недостижим в современном обществе, которое становится ареной борьбы конкурирующих социальных групп, придерживающихся несовместимых принципов справедливости. В силу этого приоритетом социального развития должно быть общественное благо, а не недостижимая и просто невозможная универсальная справедливость [Rawls, 2001: 16, 31, 33].

Фрагментация общества может иметь очевидные негативные политические последствия, как мы можем видеть на примере мультикультурализма. Чрезмерное внимание к культурному и религиозному контексту способно дезорганизовать современное общество, консолидированное больше технологиями и экономическими связями, чем непосредственными человеческими отношениями. Выбор между либеральными идеалами справедливости, порядка и автономности личности и комму-нитарными идеалами согласия и солидарности не предполагает однозначного и категоричного решения, оставляя право его принять каждому разумному индивиду. Все это может рассматриваться в известном смысле как мировоззренческая и социально-психологическая подоплека готовности европейского сознания к реструктуризации традиционных ценностных начал.

Европейские ценности христианские ценности

Европейские ценности, служащие фундаментальной базой Европейского Союза, закрепленные в его основных законодательных документах, носят подчёркнуто светский характер, де-юре дистанцированы от христианства, декларируют примат таких установок, как уважение человеческого достоинства, верховенство закона, признание прав и свобод человека, толерантность, индивидуализм, солидарность и мультикультурализм [Мирошникова, 2017: 235, 236]. В Европейском Союзе "общечеловеческие ценности" главенствуют в системе базовых ориентиров, которая детерминирует цивилизационное развитие как процесс общественных изменений, совершаемых во имя неких высших принципов и идей. Следовательно, можно рассматривать закреплённые на законодательном уровне европейские ценности, под которыми понимаются основные принципы устройства семьи, общества и государства, разделяемые большинством граждан, как один из результатов дехристиа-низации права в Европейском Союзе.

Очевидно, что мировоззренческое и культурное наследие христианства в массовом сознании европейцев диссонирует с явно выраженной светскостью "объединённой Европы". В 2001 г. президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шрёдер выступили с заявлением о необходимости принятия Конституции ЕС. Именно с этого времени началась дискуссия о возможности законодательного

подтверждения в Европейском Союзе важной роли и значения христианских ценностей. Инициаторами внесения в преамбулу европейской Конституции упоминания о христианских ценностях в сентябре 2003 г. являлись восемь стран: Испания, Ирландия, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Литва, Чехия.

Особо стоит остановиться на позиции Ватикана и его усилиях по законодательному закреплению положения о христианских корнях Европы в конституционном договоре ЕС. Ещё в 1999 г. было опубликовано апостольское обращение Иоанна Павла II "Ecclesia in Europa", где в пункте 114 нашла отражение позиция Святого Престола по вопросу христианского наследия1.

Позиция противников упоминания о христианских корнях Европы базировалась на том, что "демократические общества должны жить в государствах с нейтральным мировоззрением <...> Религиозность является личным делом каждого гражданина. Свобода религии должна быть охраняема от вмешательства со стороны государства <...> право не может быть проявлением религиозных или моральных точек зрения отдельной группы" [Белявска, Вишневски, 2005: 50].

В результате долгой дискуссии 25 стран подписали в Риме 29 октября 2004 г. "Договор о введении Конституции для Европы", где не нашлось места упоминанию о христианских корнях Европы. Под документом стояли и подписи восьми стран, ранее выступавших за внесение положения о роли христианского наследия. Это явилось результатом своеобразного компромисса: "Итоговый результат институциональной реформы был достигнут ценой множества уступок государствам-членам, инициировавшим внесение поправки об упоминании христианского наследия Европы, включая сохранение представительства в Европейской комиссии, суверенитета национального правительства в ряде областей и права решающего голоса в тех или иных областях внутренней и внешней политики" [Телегин, Телегина, Шмидт, 2012: 106]. Принятый документ был ратифицирован в 18 странах. Негативное голосование по общеевропейской Конституции во Франции и Нидерландах явилось результатом недовольства прежде всего квазигосударственной природой Конституции, чрезмерной централизаций Евросоюза, перспективой сужения национального суверенитета. При этом отсутствие упоминания о христианских ценностях не оказало существенного влияния на процесс ратификации. Дискуссия о включении христианских ценностей в текст общеевропейской Конституции "пересматривает наследие христианских европейских ценностей, а новые маркеры таковы, что коррелируют адекватнее светский и мультикультурный характер ЕС" [Дятлов, Попов, Сажин, 2016: 174].

Принятие европейской Конституции потерпело неудачу в 2007 г. Подписанный вместо неё "Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества" базируется на примате общечеловеческих ценностей, хотя в "Лиссабонском договоре" имеются ссылки на религиозное наследие, но отсутствует упоминание о христианстве или Боге. В тексте договора уравнено признание роли церквей с аналогичным признанием для неконфессиональных организаций. Статья 2 этого договора закрепляет ценности Европейского Союза: "Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав

1 Ecclesia in Europa. URL: https://www.fjp2.com/ru/john-paul-ii/online-library/apostolic-exhortations/212-ecclesia-in-europa (дата обращения 25.03.2018).

Современная Европа, 2018, №5

человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин"1.

Таким образом, учредительные документы Европейского Союза ограничивают христианство рамками политкорректное™ и мультикультурализма, которые являются ценностями либерально-атеистическими. Для подлинно верующего человека нет абстрактной "общечеловеческой" нравственности, она обусловлена верой, а утверждающиеся в рамках либерального дискурса правила политкорректное™ для него неприемлемы. Следует отметить, что некоторые современные европейские нормы, закрепленные де-юре, такие как уважение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации и легализация однополых браков, прямо противоречат нормам традиционных христианских канонов. Страны - члены ЕС на законодательном уровне активно легализуют однополые браки: Нидерланды (2001), Бельгия (2003), Испания (2005), Швеция и Норвегия (2009), Португалия и Исландия (2010), Дания (2012), Франция (2013), Великобритания и Эстония (2014), Словения, Финляндия, Люксембург и Ирландия (2015), Германия (2017). Ирландия стала первой страной в мире, узаконившей однополые браки путём всенародного голосования. В других странах это решение принималось законодательной властью. В Ирландии 62,1% проголосовавших поддержали предложение о том, что "брак может быть заключён в соответствии с законом двумя лицами независимо от их пола", против были 37% проголосовавших ирландцев.

Католическая церковь выступала против легализации однополых браков в Ирландии. Государственный секретарь Святого Престола кардинал Пьетро Паролин, второй человек в Ватикане, прокомментировал решение ирландцев так: "Я считаю, что нельзя говорить только о поражении, нанесённом христианским ценностям. Проиграло все человечество"2. Стоит, однако, отметить и уступки со стороны Ватикана в вопросах прав сексуальных меньшинств. Например, характерно высказывание Папы Римского Франциска: "Если человек - гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?"3

В 2015 г. в связи с приближавшимся Синодом епископов по вопросам семьи Конференция немецких монашеских настоятелей, представляющая 18 тысяч монахинь и 4,5 тысячи монахов, составила документ, в котором призывала католическую церковь изменить свой подход к сексуальности. По мнению составителей документа, внесение изменений в учение позволит церкви иметь в этих вопросах больше доверия к верующим. Главный аргумент, на который опираются настоятели, это мнение мирян и чувство обиды, которое будет накапливаться к католической церкви у разведенных и гомосексуалистов. Поэтому церковь должна благословлять новые союзы разведённых, допускать их к причастию, а также не отказы-

1 Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора). См: URL: http://eulaw.ru/treaties/teu_old (дата обращения 25.03.2018).

2 Ирландцы выбрали "брак для всех". URL: http://www.euromag.ru/ireland/42649.html (дата обращения 25.03.2018).

3 Папа Франциск: "Кто я такой, чтобы судить геев?". URL: https: // www.bbc.com/ rus-sian/society/2013/07/130729_pope_gay_attitude (дата обращения 27.03.2018).

Современная Европа, 2018, №5

вать в благословлении гомосексуальным парам. Среди последних, отмечается в документе, многие могли бы стремиться к христианскому стилю жизни, верному партнёрству на всю жизнь, но не могут примириться с фактом, что католическая церковь требует от них полового воздержания. "Как гомосексуалисты могут считать себя любимыми детьми Божьими, если церковь не хочет их благословить в их стремлении к полноценному партнёрству?" - так авторы послания ставят вопрос перед руководством Ватикана1. Однополые браки уже благословляют и многие европейские протестантские церкви.

По существу, обозначилась позиция, согласно которой нетрадиционные христианские ценности должны воздействовать на "греховные" поступки, а каноны церкви должны изменяться вслед за изменением повседневной жизни верующих. Можно говорить о переосмыслении христианских устоев под воздействием социальных факторов, о дальнейшей трансформации христианской церковности из духовно-социального в социально-культурный институт.

Европейские ценности, как они изложены в основополагающих документах Европейского Союза, по характеру своему являются договорными и декларируют гражданскую идентичность на основе примата прав человека как высшей универсальной ценности, что предопределяет их дистанцирование по отношению к традиционным христианским ценностям [Пронина, 2017: 51]. По существу, права человека приобретают в Европейском Союзе сакральный характер.

Европейская цивилизация в лице Европейского Союза перестаёт быть христианской в том смысле, что аксиологические максимы, основные принципы обустройства семьи, общества и государства, политико-экономические, правовые, культурные, этические и другие нормы, служащие основой идентичности большинства жителей Европы, в XXI веке являются секулярными.

"Общечеловеческие ценности" в их утвердившемся сегодня понимании есть мифологема, порожденная атеизацией западного христианского общества и этиза-цией его ценностей, неизбежно пришедшая в противоречие с основами христианства как религии именно в силу непреодолимого различия между религией и этикой, пусть даже в данном случае вторая и была некогда порождена первой.

Как этическая основа жизни человека и общества христианские ценности, безусловно, продолжают играть существенную роль в странах Европы. Но этика не религиозная вера. Сегодня в Европейском Союзе цивилизационное единство его народов и культур воспринимается как основанное на общности не религии (христианства), а светских, социальных и политических ценностей (таких как индивидуализм и демократия).

Христианская религиозность в странах Европейского Союза

Общим местом в религиоведческих исследованиях, как и в общественном дискурсе, стала констатация того факта, что европейская христианская религиозность претерпела качественное изменение. Антрополог, историк и социальный философ

1 Шокирующее заявление: немецкие монашествующие требуют от церкви разрешить развод и гомосексуализм. URL: http://www.katolik.ru/mir/121837-shokiruyushchee-zayavlenie-nemetskie-monashestvuyushchie-trebuyut-ot-tserkvi-razreshit-razvod-i-gomoseksualizm.html (дата обращения 27.03.2018).

М. де Серто в книге "Изобретение повседневности" рассматривал исчерпание религиозной веры в Европе в XX в. как органичную часть более общего процесса глубинной трансформации субъекта, его сознания и дискурса. Под верой он понимал не восприятие догмы, а высокую степень "инвестирования" субъекта в суждение, акт высказывания и признание его истинным - иначе говоря, модальность утверждения, а не его содержание. Серто отмечал: "...в течение долгого времени считалось, что запасы веры бесконечны. Считалось, что казавшийся неисчерпаемым остаток можно перенести на другие объекты и цели, подобно тому, как падающая вода перенаправляется и используется для выработки энергии. Люди старались захватить эту силу, перемещая её с одного места на другое: от так называемых языческих обществ, в которых она обитала, ее направляли к христианству, которое она должна была поддерживать; затем от церквей она перешла к монархической политике, а ещё позже -от традиционалистской религиозности к институциям Республики, национальному образованию или разным формам социализма. Источник этот был столь богат, что, используя его, люди забыли о необходимости его анализировать. Суть военных кампаний и крестовых походов состояла в "перемещении" энергии веры в подходящие места и на подходящие (для веры) объекты. Постепенно вера загрязнялась, как воздух или вода. Эта движущая энергия, всегда сопротивляющаяся, но допускавшая манипулирование собой, начинает иссякать. В то же время люди постепенно начинают замечать, что не имеют понятия о том, чем она является." [Серто, 2013: 297-298].

Об иссякновении христианской религиозности, обмирщении религии, релятивизации религиозной картины мира в Европе XXI века свидетельствуют результаты глобального международного социологического проекта "Мировые ценности" (World Values Survey - WVS). База данных этого проекта используется ООН (UNDP - Программа развития ООН и UN-Habitat - Программа ООН по населенным пунктам), Всемирным банком, многими правительствами по всему миру, а также учёными разных стран. Анкета, разработанная в рамках данного проекта, включает более 300 вопросов, относящихся к различным сторонам жизни человека и общества. Первый раунд опросов состоялся в 1981-1984 гг., и в нём участвовали в основном западные страны. С 1990 г. "волны опросов" проводятся регулярно. На данный момент проведено шесть "волн" (шестая состоялась в 2010-2014 г., материалы следующей "волны" находятся в рабочем режиме)1.

Для характеристики существенного изменения ценностных ориентаций в зоне стран Евросоюза наиболее показательны данные пятой волны. Они зафиксировали низкий уровень поддержки европейцами христианских представлений (например, всего 36% опрошенных европейцев верят в существование ада; в остальных обследованных странах - в среднем 66%); тотальное принятие ценностных установок, резко отвергаемых церковью (только 38% европейцев считают, что женщина должна иметь детей; в остальных обследованных странах - 70%); 44% оправдывают гомосексуализм; не оправдывают аборт ни в каком случае только 26%, развод допустим для 52% европейцев2.

1 См: World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp (дата обращения 20.03.2018).

2 World Values Survey Wave 5: 2005-2009. URL: http://www.europeanvaluesstudy.eu/page/survey-2008.html; http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (дата обращения 20.03.2018)

Современная Европа, 2018, №5

На основании данных этого исследовательского проекта можно сделать вывод о том, что по существу религия стала "культурой". Отправление религиозного культа приобрело характер "культурных практик", актуализирующихся в исключительные моменты жизни. Церковные ритуалы замещаются светскими праздниками и мероприятиями: 35% посещают религиозную службу хотя бы один раз в месяц и чаще, 34% - только по религиозным праздникам, 31% никогда (в остальных обследованных странах 51%, 33% и 18% соответственно). Большая часть европейского населения не считает нужным передать последующим поколениям знание о религии и свой личный религиозный опыт, если таковой имеется: всего 24% европейцев заявили, что в детях нужно воспитывать религиозность (в остальных обследованных странах - в среднем 47%).

Обратимся к примеру Германии, одной из ведущих стран Европейского Союза. В июне 2017 г. был опубликован опрос, проведенный социологической службой изучения общественного мнения (EMNID), посвященный исследованию проблемы значения религии и веры в Германии1. На вопрос, какое значение имеют религия и вера для вас, положительно ответили чуть больше чем одна треть (37%) опрошенных (из них: что религия и вера имеют "очень большое значение" - 8%, что "большое значение" - 29%. Для 63% опрошенных немцев религия и вера имеют только "малое значение" (36%) или "не имеют значения" (27%).

Известно, что с 2015 г. Германия принимает огромные потоки беженцев из Сирии и Ирака, что вызывает широкое общественное недовольство, выражающееся в оживлении дискурса относительно интеграции мусульман в современное немецкое общество. Показательной стала заметная поддержка праворадикальной партии "Альтернатива для Германии" (на прошедших в 2017 г. выборах в бундестаг эта партия получила 12,6%, голосов, хотя на парламентских выборах 2013 г., получив 4,7%, она не смогла даже пройти в парламент Германии). В своей программе "Альтернатива" считает, что "ислам не имеет отношения к Германии, находится в противоречии с её политическим порядком"2. Партия резко критикует политику действующего правительства и возражает против предоставления исламским общественным объединениям статуса "субъекта общественного права", который даёт религиозным сообществам возможность официальных контактов с государством и получения средств.

Заметим, что ислам для большинства беженцев является религией в самом прямом смысле слова, высшей сакральной ценностью. При этом, как было показано выше, в Европейском Союзе цивилизационное единство его народов и культур воспринимается как основанное на общности не религии, а светских, социальных и политических ценностей.

Можно согласиться с мнением известного религиоведа A.A. Красикова, что "непременным условием сохранения и укрепления межрелигиозного и межэтнического согласия в меняющемся мире должна стать внутренняя эволюция ислама в

1 Bedeutung von Religion in Deutschland. URL: https://fowid.de/meldung/bedeutung-religion-deutschland-2017-2015-2012-2011-2008 (дата обращения 03.04.2018).

2 AfD. Programm für Deutschland. Wahlprogramm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum Deunschen Bundestag am 24. September 2017. URL: afd.de/wp-content/uploads/sites/111/2017-06-01_AfD-Bundestagswahlprogramm_0nlinefassung.pdf.P.34 (дата обращения: 29.11.2017)

Современная Европа, 2018, №5

сторону признания наряду с собственными сугубо религиозными общечеловеческих ценностей" [Красиков, 2013:151]. Однако нарастающая исламофобия в Европе и конкретно в Германии вызвана конфликтом между секулярным обществом и традиционной фундаменталистской религиозностью вновь прибывших, которые не считают возможным поставить религию ниже светских законов. Это приводит по существу к складыванию в Европе параллельного общества, где не действуют светские общественные и правовые нормы.

Новые реалии, в которых живет Германия начиная с 2015 г., приводят к парадоксу, который зафиксирован в опросе общественного мнения, проведённом социологическим центром "Алленсбахский институт" (Das Institut für Demoskopie Allensbach) и опубликованном в декабре 2017 г.1 Согласно этому опросу только 55% немцев заявили о своей принадлежности к евангелической или католической церкви (после Второй мировой войны было более 90%), из них только 32% регулярно посещают церковные службы (в 1960-е годы - 60%). Очевидно, что всё меньше немцев имеют какое-либо отношение к христианству как к системе религиозных верований. При этом на первый взгляд парадоксально выглядят те данные опроса, согласно которым 63% опрошенных считают, что Германия характеризуется христианством и христианскими ценностями (по опросу 2012 г. таких было только 48%), а 56% опрошенных считают, что Германия должна более отчётливо и ясно постулировать себя как христианская страна.

Эти показатели дают основание для вывода, что христианство стало рассматриваться как "моральный бастион" на пути нарастающей исламизации общества и как этическая основа жизни человека и общества. Христианские ценности, безусловно, продолжают играть существенную роль в странах Европы, но уже не как вероисповедные ориентиры, а в качестве маркеров культурно-исторической идентичности автохтонного населения.

Заключение

Кратко подводя итог, сформулируем три основных вывода, фокусирующих трактовку затронутых процессов и явлений.

Во-первых, дехристианизация, рассмотренная на примере стран Евросоюза, имеет вполне реальные основания, являясь одной из составляющих реструктуризации системы европейских ценностей, ставшей неизбежным следствием социального и культурного развития европейского общества. С этой точки зрения, утрата или маргинальность некогда влиятельных конфессиональных установок в массовом сознании европейцев может трактоваться не столько как упадок духовных основ жизни, сколько как предтеча формирования новых мировоззренческих ориентиров. Как всякая сложная новизна, эти ориентиры пока еще не имеют четко выраженных контуров, диффузны и вариабельны. Но очевидно, что население европейских стран не стремится к прежней модели обязательности христианских стереотипов для личной и общественной жизни. При этом религиозное наследие не отвергается, но реин-терпретируется как культурно-историческое достояние, приверженность которому дополняет приемлемые формы гражданской и этнической идентичности.

1 Das deutsche Christentums-Paradox. URL: https://hpd.de/artikel/deutsche-christentums-paradox-15109 (дата обращения 04.04.2018).

Современная Европа, 2018, №5

Во-вторых, для христианской церковности всех конфессиональных направлений дехристианизация — это, конечно, радикальный вызов, поиск ответа на который побуждает церковные организации к гибкости, выработке способов адаптации к быстро меняющимся обстоятельствам существования. Здесь могут возникать и ситуации на грани, когда стремление удержать или обрести последователей подводит к ревизии традиционных основоположений христианства (как в случае с санкционированием однополых браков). Но огромный социальный опыт христианских церквей помогает им находить и вполне функциональные стратегии пребывания в меняющемся пространстве европейского общества через культивирование традиционных образов европейской идентичности, востребованность которых автохтонным населением растёт в связи с миграционной ситуацией в Европе.

Наконец, в-третьих, наблюдается тенденция к взаимной интеграции светских и конфессиональных начал в европейском обществе. Христианские институты и практики занимают определённые ниши в повседневной жизни европейцев, выступая своего рода резервуаром для морального укрепления общества. При маргинальное™ мистико-сотериологического смысла христианства для большинства населения дехристианизирующейся Европы эта религия остаётся устойчивым брендом, на который ориентируются как на возможное консолидирующее начало в очередную транзитивную эпоху.

Список литературы

Белявска А. Вишневски Я. (2005) Европейская Конституция: спор об Invocatio Dei и акцентировании христианских корней Европы / пер. с польск. // История и современность. №1. С. 32-55.

Бондаренко Д.М., Андреева Л.А., Евгеньева Т.В., Кавыкин О.И. (2007) Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессов // Новые российские гуманитарные исследования. Электронный журнал. №2. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/109 (дата обращения: 02.03.2018).

Дятлов A.B., Попов A.B. Сажин П.В. (2016) Идентичность в пространстве Европейского Союза // Гуманитарий Юга России. Т. 22. № 6. С. 170-177.

Красиков A.A. (2013) Клерикализм, секуляризм и свобода совести // Секуляризм и религиозная свобода - противостояние или партнёрство / Под ред. О.Ю. Гончарова, И.А. Шалобиной. М.: Институт Европы РАН. С. 138-152.

Мирошникова Е.М. (2017) Свобода от религии в контексте свободы совести // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. №3. С. 229-237.

Пронина Т.С. (2017) Религиозная идентичность: теоретические модели и подходы к изучению // Социально-гуманитарные знания. № 9. С. 48-63.

Серто М. де. (2013) Изобретение повседневности / пер. с фр. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге.

Смирнов М.Ю. (2013) Перспективы религии // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Т. 2. Философия. № 2. С. 194-206.

Телегин В.Н., Телегина C.B., Шмидт В.В. (2012) Религиозный фактор как инструмент политики стран Европейского Союза // Евразия: духовные традиции народов. №2. С. 92-107.

Bondarenko D.M. (2011) The Second Axial Age and Metamorphoses of Religious Consciousness in the Christian World // Journal of Globalization Studies. Vol. 2. No. 1. P. 113-136.

Rawls, John. (2001) Justice as Fairness. A Restatement. Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press.

References

Belyavska A. Vishnevsky Ya. (2005). Evropeiskaya Konstitutsia: spor o Invocatio Dei I aktsentirovanii chtistianskih kornei Evropy // Istoria I sovremennost. No 1. pp. 32-55. [European Constitution: dispute over Invocatio Dei and accentuation of the Christian roots of Europe].

Bondarenko D.M. (2011). The Second Axial Age and Metamorphoses of Religious Consciousness in the Christian World // Journal of Globalization Studies. Vol. 2. No 1. pp. 113-136.

Bondarenko D.M., Andreeva L.A., Evgen'ieva T.V., Kavykin O.I. (2007). Sud'by christianstva v sov-remennoi Rossii v kontekste globalizatsionnyh processov // Novye rossiskie gumanitarnye issledovaniya [The fate of Christianity in modern Russia in the context of globalization processes]. No 2. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/109_(accessed on: 02.03.2018).

Certeau M. de (2013). Izobretenie povsednevnosti [L'Invention du Quotidien]. Sankt-Peterburg.: Iz-datelstvo Evropeiskogo universiteta v Peterburge.

Dyatlov A.V., Popov A.V., Sazhin P.V. (2016). Identichnost v prostranstve Evropeiskogo Soyuza // Gumanitarii Yuga Rossii. Vol. 22. No 6. pp. 170-177. [Identity in the European Union].

Krasikov A.A. (2013) Klerikalism, sekuliarism i svoboda sovesti. In: Sekuliarism i religiosnaya svoboda - protivostoyanie ili partnerstvo / O.Yu. Goncharov, I.A. Shalobina (eds). [Clericalism, secularism and freedom of conscience // Secularism and religious freedom - conflict or partnership / ed. by O.Yu. Goncharov, I.A. Shalobina] Moskva: Institut Evropy RAN. pp. 138-152.

Miroshnikova E.M. (2017) Svoboda ot religii v kontekste svodody sovesti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. No 3. pp. 229-237. [Freedom from religion in the freedom of conscience context].

Pronina T.S. (2017) Religioznaya identichnost: teoreticheskie modeli i podhody k izucheniyu // Socialno-gumanitarnye znaniya. No 9. pp. 48-63. [Religious identity: theoretical models and research approaches].

Rawls, John (2001) Justice as Fairness: A Restatement. - Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press.

Smirnov M.Yu. (2013). Perspektivy religii // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. Vol. 2. Filosofia. No 2. pp. 194-206. [The prospects of religion].

Telegin V.N., Telegina S.V., Schmidt V.V. (2012) Religioznyi factor kak instrument politiki stran Evropeiskogo Soyuza // Evraziya: duhovnye tradicii narodov. No 2. pp. 92-107. [Religious factor as a policy instrument of the European Union].

The process of De-Christianization in the European Union

Authors: Andreeva L., Doctor of science (Philosophy), chief research fellow, Scientific research centre for religious and ethno-political studies, Leningrad (Pushkin) state university. Address: 10, Peterburgskoe sh., Pushkin, S.-Peterburg, 196605. E-mail: larchen1969@gmail.com

Smirnov M., Doctor of science (Sociology), full professor, Leningrad (Pushkin) state university. Address: 10, Peterburgskoe sh., Pushkin, S.-Peterburg, 196605. E-mail: mirsnov@yandex.ru

Shcherbakov V., Doctor of science (Philosophy), professor of the department of education, Saint-Petersburg State Research Institute of Phthisiopulmonology. Address: 2-4 Ligovskiy pr., S.-Peterburg, 191036. E-mail: vpscherb@mail.ru

Abstract. The European Union, as a supranational Union of a number developed European States in its new institutionalization, has consolidated some results of a long historical de-Christianization process. The authors show, on the examples of the founding documents of the European Union, as the religious values of Christianity give way to liberal-atheistic values of political correctness and multiculturalism, and as human rights have become a new sacred value, limiting Christianity. The article deals with the influence of the de-Christianization process on the rethinking of Christian canons, on the further transformation of Christian churches from the spiritual and social to the social and cultural Institute. On the basis of the analysis of the sociological surveys data it is concluded that Christianity turns from the confession of faith into a "culture model", religious cult actualizing at exceptional moments of life, Church rituals are replaced by secular holidays and events. The authors draw an important conclusion that under the threat of Islamization of Europe, with the constantly declining level of Christian religiosity, Christianity began to play a new role of "moral Bastion" in the public consciousness. This testifies the transformation of historical Christian values into cultural values, which are called to support the traditional identity in the European Union.

Keywords: de-Christianization, European Union, identity, religious values, secular values, Christian religiosity, Islamization.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52018120130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.