прокуратуры, таможенной службы, милиции и органов бывшей в Крыму власти, в аналогичные российские вузы.
5. С точки зрения антикоррупционного законодательства Российской Федерации слушателей интересовало, как будет осуществляться ротация государственных и муниципальных служащих, предусмотренная российским законодательством: не будут ли заменены местные коррупционеры на таких же из других российских регионов? Как не допустить прохождения в новые органы государственной и муниципальной власти Республики Крым и Севастополя коррупционеров, действовавших при прежней власти?
Практически всех слушателей интересовал вопрос: как будет регулироваться федеральным центром рост цен в Крыму?
Преподаватели РАНХиГС, участвовавшие в реализации рассматриваемого проекта, дали компетентные ответы на все вопросы слушателей, а также на вопросы, поступившие по электронной почте. По нашему мнению, реализация данных
мер будет способствовать непрерывности процесса вхождения крымских государственных и муниципальных служащих в правовое пространство Российской Федерации, а также создаст основу для предупреждения правонарушений, которые могут быть совершены вследствие недостаточного знания российского законодательства.
Полагаем, что процесс переподготовки руководящего состава органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя по основам российского законодательства должен быть последовательным и непрерывным. Учитывая агрессивную антироссийскую политику, проводимую нынешней властью Украины, целесообразно в приоритетном порядке организовать переподготовку государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя по основам российского законодательства, регламентирующего противодействие экстремизму и терроризму, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
В. В. Макеев, М. К. Кумышева
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В РОССИИ
В предлагаемой статье исследуется история организационно-правового становления специальных органов государственной охраны высших лиц Российской империи. На фактологическом материале показан процесс формирования системы государственной охраны, охарактеризованы формы и методы работы специальных подразделений, дана их классификация и структура.
Ключевые слова: государственная охрана, специальная охрана, специальная служба охраны, императорская охрана.
Процесс формирования специальных охранных органов и учреждений имеет достаточно длительную историю. Уместно заметить, что исторический опыт функционирования системы государственной охраны весьма ценен для понимания особенностей современной отечественной службы охраны.
Первые письменные источники, содержащие сведения о великокняжеской и царской охране в Российском государстве, относятся к периоду правления Ивана IV (Грозного) [ 1].
В XVII веке охрана царя представляла собой достаточно эффективную систему, способную реагировать на любое обострение общественно-политической ситуации: Смутное время, завершившееся в 1613 году воцарением Михаила Федоровича Романова; крупные народные волнения («Соляной» бунт 1648 года, «Медный» бунт 1662 года, восстание под предводительством С. Т. Разина в 1670-1671 годы), пришедшиеся на царствование Алексея Михайловича [2; 3].
В XVII столетии при государе в качестве телохранителей находились 200 человек. Интересно, что охранные функции были возложены также на придворных. Например, в ночное время возле царских покоев дежурил спальничий с одним или двумя царедворцами. В соседней комнате находилось еще 6 телохранителей, а около 40 были рассредоточены по всему дворцу.
Превращение России в империю, изменение статуса главы государства потребовало реформирования всех сфер государственной деятельности. Естественно, изменения произошли и в системе организации охраны. Стрелецкое войско, расформированное после подавления восстания 1698 года, сменили первые гвардейские полки -Преображенский и Семеновский, созданные Петром I в конце XVII века из «потешных» полков, на которые была возложена функция охраны постоянных и временных резиденций императора.
В 1724 году Петр I создал особое охранное
подразделение - почетный караул кавалергардов для сопровождения и охраны своей супруги императрицы Екатерины I во время коронации. Сразу по окончании торжеств рота была распущена, однако практика временного создания кавалер-гардии для проведения отдельных торжественных церемоний сохранялась до конца XVIII века. Постоянным армейским подразделением Кавалергардский полк стал в 1800 году при Павле I, войдя в состав гвардии. В этом качестве он просуществовал до 1917 года.
Сложившаяся при Петре I практика организации охраны, со временем претерпевшая некоторые непринципиальные изменения, сохранялась вплоть до начала XIX столетия. Как и в предшествующий период, не существовало профессиональных подразделений охраны: по-прежнему эту функцию выполняли различные придворные чины и воинские части.
В XVII веке, стрелецкий караул осуществлял только внешнюю охрану резиденции, в XVIII столетии посты вооруженных гвардейцев размещались во дворце.
В целях обеспечения безопасности государя вне резиденций во время путешествий при монархе действовал особый кабинет, который занимался их организацией: формировал царский поезд (из карет, подвод и саней), намечал пункты остановок в пути. Как правило, сопровождавшие царя адъютанты и прочие придворные лица привлекались к обеспечению царской безопасности. Во время следования в Москву на коронационные торжества императорский поезд охраняли гвардейские полки. Например, в 1732 году императрицу Анну Иоанновну сопровождали 14 кавалергардов и 10 гвардейцев ездовых, императрицу Елизавету Петровну в 1742 году - 30 лейб-ком-панцев и 12 гвардейцев-ездовых. В любом населенном пункте государя встречали расквартированные там армейские части и местные гарнизонные подразделения [4; 5; 6].
В период правления Екатерины II функции конвоя при императорских выездах и путешествиях выполняли немногочисленные казачьи и гусарские команды.
В первой половине XIX века впервые были сформированы специальные подразделения по охране. Высшим органом государственного управления стала преобразованная Николаем I С.Е.И.В. особая канцелярия. Созданное 3 июля 1826 года III Отделение стало первой общеимперской специализированной службой, в обязанности которой входило и обеспечение безопасности императора. Отдельный корпус жандармов также выполнял данную функцию [7].
В январе 1827 года Николай I утверждает автономные профессиональные охранные воин-
ские (комендантские) структуры (батальоны дворцовых гвардейцев из состава Преображенского, Семеновского и Измайловского полков), 2 октября 1827 года - роту дворцовых гренадер. Гренадеры несли караульную службу в Зимнем дворце у покоев императорской семьи.
Важным шагом в развитии системы государственной охраны стало создание в 1828 году конвоя - первого профессионального постоянно действующего специального подразделения, предназначенного только для охраны императора. В середине 1830-х годов из состава конвоя для службы при дворе был выделен комнатный «камер-ка-зак», что положило начало практике существования телохранителей при особе государя [4; 5].
В начале 60-х годов XIX века в связи с крестьянскими волнениями была пересмотрена организация охраны [4; 5]. Прежде всего, изменился порядок несения службы казаками Собственного конвоя, на который была возложена основная нагрузка по охране царя как в императорских резиденциях, так и вне дворцов. Численность конвоя в этот период составляла около 500 человек.
8 декабря 1861 года императором Александром II учреждается городовая стража для охраны императорских резиденций. Ее основная задача заключалась в несении наружной охраны. Официальное название было вскоре вытеснено более подходящим наименованием - дворцовая городовая стража, или дворцовая стража. В первой половине 1860-х годов в обязанности дворцовой стражи выходило несение караула. Личный состав ее закреплялся не за конкретной императорской резиденцией, а только за той, в которой находился в данный момент Александр II. Несколько позже самостоятельные команды дворцовой стражи были созданы в каждом императорском дворце.
После первого покушения на Александра II 2 мая 1866 года была сформирована специальная «охранительная» (негласная) команда III Отделения С.Е.И.В. канцелярии, главной задачей которой являлось обеспечение личной безопасности императора. Сотрудники команды охраняли царя в штатском платье (на это выделялись специальные средства), только в исключительных случаях небольшая часть охраны могла быть одета в форменную одежду. Данное подразделение должно было действовать в глубокой тайне, сотрудники давали подписку о неразглашении.
Чины охранной стражи должны были вести круглосуточное наружное наблюдение в местах пребывания императора.
В первой половине 1860-х годов подразделения, обеспечивающие личную охрану царя и его семьи, оформились в определенную структуру: 1) гвардейские полки, элитные эскадроны Собст-
венного конвоя, Рота дворцовых гренадер; 2) органы государственной безопасности и государственной охраны - III Отделение С.Е.И.В. канцелярии и Отдельный корпус жандармов с общеимперской полицией; 3) службы, непосредственно ответственные за обеспечение безопасности и охраны российских императоров, - Дворцовая полиция и Охранная стража III Отделения. В николаевской России ведущую роль в системе охраны играли гвардейские части и имперские спецслужбы, в 60-70-х годах XIX века защита императорской фамилии стала основной задачей дворцовых специализированных служб.
В связи с гибелью императора Александра II 1 марта 1881 года остро встала проблема обеспечения полной безопасности Александра III и его семьи.
13 мая 1881 года высочайшим указом Александра III генерал-адъютанту И. И. Воронцову-Дашкову было поручено разработать проекты организации специализированных служб, отвечающих за безопасность царя и его семьи [4; 5; 6]. С этого момента начинается история специализированных служб охраны России.
11 августа 1881 года Александр III утвердил проекты штатов охранных структур и Положение об охране Его Величества. Новая структура строилась на качественно иных принципах и представляла собой специальный орган, деятельность которого была направлена только на выполнение функции охраны и всестороннего обеспечения безопасности императорской семьи [8; 9].
3 сентября 1881 года указом императора Александра III Правительствующему Сенату на должность главного начальника С.Е.И.В. охраны был назначен генерал-майор свиты П. А. Черевин. Так было завершено правовое оформление специальной службы - С.Е.И.В. охраны.
Созданная в сентябре 1881 года специальная служба охраны претерпела ряд изменений: в мае 1894 года главный начальник охраны стал называться дежурным при Е.И.В. генералом; в марте 1896 года дежурный генерал переименован в дворцового коменданта; в сентябре 1905 года утверждено Положение о дворцовом коменданте, в соответствии с которым подведомственные ему учреждения и службы образовали Управление дворцового коменданта, находившееся «вне какого-либо ведомства»; с апреля 1906 года в подчинении дворцовому коменданту перешли городская полиция в дворцовых городах, охранные дворцовые команды и исполнявшие полицейские обязанности служительские команды в районе дворцовых управлений; к Управлению дворцового коменданта прикомандирована Охранная агентура от Санкт-Петербургского градоначальства. Управление дворцового коменданта было уп-
разднено 11 июля 1917 года постановлением Временного правительства [3].
В мае 1890 года утверждено новое Положение, устранившее многие недостатки в организации службы и повседневной жизни Собственного конвоя: увеличился его штат, эскадроны были переименованы в сотни, всем чинам присвоены казачьи воинские звания [4; 6].
В состав новой специальной службы вошла и рота дворцовых гренадер. Учрежденная Николаем I как парадно-боевая единица, костяк которой составили герои Отечественной войны 1812 года, рота и в дальнейшем пополнялась ветеранами. С течением времени она утратила свою реальную боеспособность и превратилась исключительно в караульно-парадную. Однако это подразделение просуществовало вплоть до 1917 года и принимало участие во всех торжественных мероприятиях.
Начиная с царствования Александра III, негласная охрана, осуществляемая Дворцовой полицией, получила значительное влияние и вошла в качестве одного из подразделений в состав С.Е.И.В. охраны. В 1881 году был увеличен штат дворцовой стражи (так стало называться это подразделение) и создана ее секретная часть, занимавшаяся агентурной работой. В сентябре 1884 года, после очередной реорганизации, была образована Дворцовая полиция, занимавшаяся выявлением и предупреждением покушений на императора.
В 80-90-х годах XIX века Дворцовая полиция не только охраняла императорские резиденции, но и в случае необходимости осуществляла сопровождение императора и лиц, близких ко двору.
Последним подразделением С.Е.И.В. охраны стала образованная 11 августа 1881 года Военная инспекция железных дорог во главе с военным инспектором, которому был подчинен 1-й Железнодорожный батальон. В 1909 году Железнодорожный батальон развернули до численности полка.
В период первой Русской революции 19051907 годов режимные меры, связанные с передвижением императора по железной дороге, были ужесточены: прежде всего обеспечивалась секретность подготовки таких поездок [3; 10].
С началом Первой мировой войны произошли соответствующие изменения в организации охраны. В частности, специальная межведомственная комиссия выработала новую схему охраны железнодорожных путей и императорского поезда, отказавшись от привлечения воинских частей. Охрана полностью была возложена на корпус жандармов, которому подчинялись воинские части, привлекавшиеся только по мере необходимости. Новая инструкция по охране же-
лезнодорожного пути в упрощенном виде вступила в силу в феврале 1914 года.
Во время войны были сформированы и подчинены дворцовому коменданту Отдельная батарея для воздушной охраны императорских резиденций, Отдельная батарея для охраны императорской Ставки, Авиационный дивизион.
Повышение эффективности деятельности данных подразделений и развитие системы охраны в целом продолжились и в годы Первой мировой войны. В частности, в 1915-1916 годах планировалось создание «особой комиссии по выработке общей для всей империи инструкции по охране», за которой должно было последовать кардинальное реформирование всей системы государственной охраны. Однако Революция 1917 года не позволила реализовать эти проекты.
Таким образом, функционирующая в 18811917 годы система государственной охраны России была достаточно эффективна. Основные принципы обеспечения безопасности главных лиц государства, заложенные в исследуемый нами период, сохранились и в настоящее время.
Литература
1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002.
2. Линдер И. Б., Чуркин С. А. История специальных служб России Х-ХХ веков. М., 2004.
3. Становление системы государственной
охраны России. URL // http://www.runivers.ru/doc/ security/206608/
4. Зимин И. В. Царская работа: XIX - начало XX века. Повседневная жизнь российского императорского двора. URL // http://statehistory. ru/books/ TSarskaya-rabota-XIX-nachalo-XX-v/
5. История государственной охраны России. Собственная Его Императорского Величества охрана. 1881-1917 / под общ. ред. Е. А. Мурова. М., 2006.
6. Казанцев П. А. Обеспечение безопасности императора, членов императорской фамилии и высших должностных лиц Российской империи в 1881-1917 годы: институциональный аспект: дис. .. .канд. ист. наук. М., 2005.
7. Астрахан В. И. Организация охраны российских императоров в XIX веке: динамика, особенности, уроки // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 5.
8. Воронцов С. А. Правоохранительный органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов н/Д, 1998.
9. Рассказов Л. П., Сирица И. В. Спецслужбы монархической России: монография. Краснодар, 2003.
10. Шомахов А. К. Организационно-правовые основы службы Собственного Его Императорского Величества конвоя: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
Г. А. Мантул, Л. П. Рассказов
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
И МОСКОВСКОЙ РУСИ
Статья посвящена развитию судопроизводства в сфере хозяйственных отношений в Древнерусском государстве и Московской Руси. Проанализировав древние источники права (Русскую Правду, Псковскую судную грамоту и другие), авторы приходят к выводу, что хозяйственная деятельность, а вместе с ней и споры между хозяйствующими субъектами возникли еще в догосударст-венный период.
Ключевые слова: судебное разбирательство, ва, хозяйственные споры, третейские суды.
История российского предпринимательства насчитывает более тысячи лет. Исследуя первые формы предпринимательства, возникшие уже в Древней Руси, В. В. Гуляева приходит к выводу [1, с. 6-8], что политическое становление русской государственности шло параллельно с экономическим освоением отечественными предпринимателями гигантских территорий нашего
регулирование хозяйственного судопроизводст-
государства. Следует отметить, что особенности географического положения России, оказали огромное влияние на развитие страны в целом [2, с. 40].
В России судопроизводство в сфере хозяйственных отношений развивалось на основе судебной практики других государств по решению экономических споров, в частности, Древней Гре-